Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

Появление в семье ребенка, имеющего зрительный дефект, почти всегда вызывает у родителей сильный эмоциональный стресс, порождает тревогу, растерянность пред неопределенностью перспектив развития младенца.

Особенности моторного развития слепых детей раннего возраста.

По некоторым данным 80% - 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие зрения в критический период развития зрительной системы приводит к существенным отклонениям в развитии ребенка, снижает запас зрительных представлений. Все это неблагоприятно сказывается на его когнитивном и двигательном развитии.

Отсутствие зрительного восприятия с момента рождения в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста. Дети отстают в развитии навыков, связанных с инициацией собственной подвижности (повороты со спины на живот и обратно, перемещение из положения лежа в положение сидя, подтягивания для того, чтобы встать), базовых локомоторных навыков (ползание, самостоятельная ходьба и передвижение по комнате), тонкой моторики. У большинства слепых детей эти навыки развиваются позже, чем у 95% видящих детей. Отрицательное влияние слепоты на приобретение моторных навыков связано с той ролью, которую играет зрительное восприятие в координации направленных на цель движений и контроле позы.

При схватывании видимых объектов зрительно-моторная координация обеспечивает движение руки точно по направлению к объекту, приспосабливая кисти руки и пальцы к размеру предмета, его форме и положению в пространстве.

У слепых детей отмечается отсутствие обратной связи. Поэтому процесс обучения целевым хватательным движениям идет несколько другим путем: для того, чтобы схватить звучащий предмет, слепому ребенку нужно акустически локализовать свою цель. Следовательно, при направлении движения рук к акустически локализованной цели без зрительного контроля, слепой ребенок становится исключительно зависимым от аудио-проприоцептивного приспособления. Процесс обучения движению на основе аудио-проприоцептивных ощущений требует больше практики и занимает значительно больше времени. Для слепого ребенка неудача в достижении цели менее информативна, чем для зрячего, поскольку слепые дети не имеют возможности воспринять степень отклонения траектории своего движения к цели. Зрительное восприятие играет важную роль в установлении и поддержании баланса тела. В процессе приобретения контроля позы зрительная информация помогает точно подстроить механизмы, лежащие в основе вестибулярно-проприоцептивной активности, связав данную информацию со зрительной информацией о положении тела в окружающей внешней среде. Зрительное восприятие предметов окружающей среды способствует поддержанию вертикального положения тела. Оно необходимо для контроля за изменением позы.

11 стр., 5495 слов

Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга

Курсовая работа Специфика восприятия зрительных образов у людей с различной латерализацией головного мозга Введение мозг ассиметрия моторный сенсорный Зрительное восприятие- это процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, который осуществляется зрительной системой и позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении, ...

Таким образом, зрительное восприятие особенно важно на ранних стадиях развития контроля позы, когда центральным является формирование контроля над соответствующими мышцами (шеи, верхних и нижних конечностей); тогда как позже доминантными становятся вестибулярная и проприоцептивная системы.

Нарушения, имеющиеся у слепых младенцев в механико-вестибулярной и проприоцептивной системе, приводят к снижению или отсутствию информации о контроле позы. У них возникают трудности координирования в памяти информации о положении тела в пространстве. Ограничивается возможность предвосхищения компенсаторных движений при сохранении баланса во время изменения позы.

Все это убедительно показывает необходимость как можно более раннего начала коррекционных занятий по развитию движений слепого ребенка.

Рекомендации по коррекции моторного развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни).

Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на компенсацию слепоты и глубокого слабовидения. Л.И. Солнцева выделяет три стадии компенсации слепоты в раннем возрасте, две из которых (первая и частично вторая) относятся к первому году жизни ребенка. Первая стадия компенсации слепоты характерна для детей первого полугодия жизни и связана с полисенсорным характером восприятия, с реакциями ребенка на комплексные стимулы. Она формируется в общении ребенка с взрослым «на основе активного возбуждения и раздражения всех сохранных анализаторов.

9 стр., 4341 слов

Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни Диагностика развития общения ребенка со взрослым

Параметры и показатели общения При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения. Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в ...

Вторая стадия компенсации слепоты связана с самостоятельным передвижением ребенка и ориентировкой в пространстве. «Во время этого периода у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей слов с воспринимаемыми предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение»

В первый месяц жизни ребенок большую часть суток спит (до 20−22часов), лишь небольшую часть дня он проводит в состоянии бодрствования. Но даже в этом возрасте младенец нуждается в общении с взрослым и стимуляции его двигательной активности.

Не следует позволять малышу слишком долго кричать. Важно каждый раз быстро отвечать на плач младенца, пытаясь найти и устранить причину, вызывающую его неудовольствие.

С рождения ребенок очень чувствителен к воздействиям ухаживающего за ним взрослого. Наиболее значимый для него язык — это прикосновения и ласки. Младенец еще не понимает речи, но уже чувствует тон голоса, интонацию, темп речи. Во время кормления, смены одежды, а также специальных занятий нужно ласково разговаривать с ребенком. Движения родителей должны быть спокойными и неторопливыми. Резкие, неточные, неуверенные, торопливые движения взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым.

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... дошкольного возраста гораздо лучше воспринимают различия, чем малыши младшего дошкольного возраста. на этом качестве психического развития детей отрабатывается выявление сходства предметов, явлений и ... мыслей и точек зрения. Активно используемое воображение детей при выполнении предложенных им упражнений способствовало созданию устойчивой мотивации для формирования и развития словаря, использованию ...

Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно, что, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Получается замкнутый круг. Для активизации собственных движений ребенка необходимо создать оптимальные условия. Для того, чтобы обеспечить свободное движение, рекомендуется с самого рождения одевать ребенка в ползунки и свободную распашонку.

Для развития вес­тибулярного аппарата слепого малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке («кенгуру»).

Носить ребенка на ру­ках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких до­машних хозяйственных дел. Передвигаясь вместе с взрос­лым, малыш совершает пассивные движения, которые спо­собствуют развитию его вестибулярного аппарата. Носить ребенка необходимо как можно чаще в течение первых ше­сти месяцев, по крайней мере, до тех пор, пока будет позво­лять его вес. Делать это желательно каждый день. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хо­роший телесный контакт между родителем и ребенком, ко­торый необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет себя чувствовать спокойно и защищено.

Для формирования нормального телосложения ребенка необходимы специальные занятия — гимнастика. В процес­се занятий гимнастикой формируются правильные двигательные стереотипы. Важно отметить, что целенаправленное развитие двигательной сферы слепого ребенка должна проводиться до конца старшего школьного возраста.

Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов, к которым относятся:

  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс Таланта (дугообразные сгибания тела при по­глаживании кожи вдоль позвоночника);
  • рефлекс ходьбы (при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения);
  • рефлекс ползания (при прикосновении руками взрос­лого к подошвам малыша тот отталкивается от рук и «пол­зет»);
  • рефлексы положения (позы) и расположения частей тела (в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону: в положении на животе — назад, на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом боку — вправо).

На базе этих рефлексов должны строиться первые гим­настические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша. Если у ребенка есть светоощущение или остаточное зрение, необ­ходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать эти занятия нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним воздействиям.

5 стр., 2430 слов

ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений

Лекция 5. Психологические особенности дошкольного возраста. Дошкольное детство (3 –7 лет). Особенности ССР в дошкольном возрасте – возникшая у ребенка потребность быть взрослым реализуется в особом виде деятельности – игровой (сюжетно-ролевая игра), ее особенности зависят от окружающей ребенка среды. В связи с этим особое значение для развития ребенка приобретает образ идеального взрослого. ...

В первые недели жизни зрячий ребенок может научить­ся в течение нескольких секунд удерживать в поле зрения движущийся предмет, а к концу первого месяца — непод­вижный предмет.

Для привлечения внимания ребенка со значительным снижением зрения желательно сочетание контраста и дви­жения. Если этого недостаточно, нужно пытаться привлечь внимание младенца к предмету звуком (голосом, звуком по­гремушки, постукиванием по предмету и т. п.).

Расстояние от глаз ребенка до картинки или предмета должно подби­раться индивидуально в зависимости от степени сохраннос­ти зрительных функций и может колебаться от непосред­ственно у самых глаз до 30 см.

Огромную роль в познании окружающих предметов сле­пым ребенком играет осязание. И.М. Сеченов подчеркивал, что рука заменяет слепому зрение, она дает ему знания и представления о предметах. В связи с этим развитие осяза­тельного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубокими (нарушениями зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные и кинестетические ощущения.

9 стр., 4039 слов

Особенности общения ребенка в младенчестве со взрослыми

... опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12—ходит, держась за руку взрослого, а ... примере ясно видно соблюдение «золотого правила воспитания»: ребенку необходимо сначала дать возможность сориентироваться, а затем он сам ... ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь ...

Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной тек­стурой — это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бар­хатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предвари­тельно следует раздеть ребенка, поскольку он должен полу­чать ощущения от всего тела.

Можно сделать для ребенка специальное одеяло, сши­тое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям одеяла желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенчики и т. п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях — на животе, на спине или на боку. Если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный кон­траст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зри­тельный (например, один черный и бархатный, другой — белый и шелковый).

Огромное значение при восприятии действительности у детей с глубокими нарушениями зрения имеет слух. Слухо­вые образы предметного мира дают возможность слепому ребенку реагировать на дистантные раздражители, соотно­сить их с предметами и в соответствии с этим организовы­вать свое поведение. Развитие дифференциации слуховых сигналов и формирование слухового восприятия обеспечива­ет активность речевой деятельности ребенка, которая в дальнейшем становится важнейшим каналом компенсации слепоты.

В первый месяц жизни у ребенка появляются первые слуховые реакции, В возрасте 9−10 дней ребенок вздрагивает или моргает при резком, громком звуке; приблизительно в 20-дневном возрасте ненадолго затихает и перестает двигаться, когда слышит звук погремушки.

В возрасте от 1 до 3 месяцев время бодрствования ребенка увеличивается до нескольких часов в сутки. Это вре­мя нужно использовать для активного взаимодействия с ребенком.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

При ношении ребенка на руках наиболее удобными позами являются следующие:

  • голова ребенка опирается затылком на локтевой сгиб руки взрослого и чуть приподнята;
  • поза «на весу» — ребенок лежит на руках у взрослого, который одной рукой поддерживает голову, другой — яго­дицы.

Когда ребенок находится в этих положениях, можно немного покачивать его из стороны в сторону. В течение дня необходимо чаще менять положение ребенка, когда он ле­жит в кроватке: класть его не только на спину, но и на жи­вот, на бок (каждый раз меняя сторону).

В положении лежа на животе нужно поглаживать младенца по спине, с неболь­шим нажимом проводить указательным и средним пальцем вдоль его позвоночника. Это будет способствовать попыт­кам ребенка поднимать голову. Если у младенца есть оста­точное зрение, то в этом положении нужно привлекать его внимание ярким источником света или предметом. В норме именно изменения в видимом зрительном поле привлекают ребенка, и он начинает поднимать голову, а позже повора­чивать ее в стороны. Если у ребенка нет остаточного зре­ния, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой. Например: взяв ребенка, лечь на спину: ребенок находится в положении на животе и лежит на груди у взрослого. Немного высвободив руки ребенка, можно ласково обратиться к нему или подуть в лицо. При каждой попытке малыша поднять голову, хвалить и целовать его. Когда ребенок лежит в кроватке, нужно периодически подходить к нему с разных сторон (справа, слева).

Если расположение кроватки не позволяет это сделать, следует менять положение ребенка, перекладывая его головой к противоположной спинке кроватки.

Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты в положении лежа: взрослый берет ребенка и ложится вместе с ним на спину. Ребенок лежит на спине или на животе (положение ребенка периодически меняется) на груди у взрослого. Взрослый придерживает ребенка руками и совершает повороты налево и направо. Из положения лежа на спине взрослый также может подниматься в положение сидя и опускаться обратно. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать покачивания в позе «эмбриона»: одной рукой взрослый придерживает скрещенные на груди руки и согнутые, подтянутые к животу ноги ребенка, а другой — поддерживает голову под затылком. В такой позе покачивают ребенка в различных направлениях: вперед — назад, вправо — влево. По кругу. Полезными для ребенка будут и покачивания на мяче.

Для укрепления мышц живота слепого ребенка подходит такое упражнение, как: взрослый подводит ладони обеих рук под спину ребенка, давая опору его голове. Малыш опирается стопами о живот взрослого. Далее надо медленно поднимать руки почти до вертикального положения и также медленно опускать их обратно.

К 2-х месячному возрасту зрячий ребенок становится способен поворачивать голову в сторону источника звука. Для слепого ребенка освоение этого навыка достаточно трудно и происходит оно в течение гораздо большего времени. Для развития навыка повороты головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление. Например, позвав ребенка с правой стороны несколько раз, обязательно надо погладить его правую щечку или поцеловать ее. Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями.

В возрасте от 3 до 6 месяцев время бодрствования ребенка увеличивается до 4−5 часов в сутки. Для ношения ребенка на руках можно добавить позу «в люльке»: руки взрослого образуют «кольцо» и ребенок сидит на его ладонях, опираясь спиной и головой о плечо взрослого. Голова и руки ребенка направлены вперед, ноги согнуты, колени раздвинуты.

Характерный для предыдущего этапа повышенный то­нус мышц-сгибателей постепенно уходит, движения ребен­ка становятся более свободными. В занятиях с ребенком можно начинать использовать самые простые пассивные движения рук с 3-х месяцев и ног — с 4-х месяцев, совер­шаемые с помощью взрослого. Если ребенок находится в положении лежа на спине можно скрещивать его руки на груди, попеременно сгибая и разгибая их (одна рука сгиба­ется, другая в этот момент — разгибается), осуществлять круговые движения руками. Ноги ребенка можно одновре­менно сгибать и разгибать, помогать ребенку делать ногами скользящие шаги: ребенок находится в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленном суставе; взрослый, обхва­тив руками голени ребенка, совершает ступнями ребенка скользящие по поверхности стола движения.

В этот период необходимо начинать учить ребенка пере­мещаться из одной позы в другую с помощью взрослого: из положения лежа на спине на бок и потом на живот; из поло­жения лежа на спине в положение сидя и обратно. Также нужно продолжить делать совместные с ребенком переме­щения и повороты из положения лежа на спине, как это было описано для предыдущего возрастного периода, а также учить ребенка 5−6 месяцев сидеть при поддержке взрослого. Не­обходимо продолжить покачивания на мяче добавив новое положение лежа на спине.

Для того чтобы подготовить ребенка к последующему ползанию, необходимо положить ребенка на живот, обхва­тить руками голени ребенка и начать сгибать и разгибать его ноги. После нескольких таких пассивных движений, нужно придержать ноги малыша в положении сгибания и предоставить ребенку возможность оттолкнуться самостоятельно. Чтобы поощрить ребенка совершать попытки продвинуты я вперед, можно погреметь любимой погремушкой, расположенной в нескольких сантиметрах от его рук.

В возрасте от 3 до 6 мес. у здоровых младенцев происходит дальнейшее развитие навыка лежания на животе: ребенок учится лежать на выпрямленных в локтевом суставе руках, опираясь на ладони. Для совершенствования этого навыка у слепого ребенка необходимо заниматься тренировкой опоры на кисти рук. Для этого хорошо подходит уп­ражнение, которое в пособиях по детской гимнастике назы­вается положение «пловца». Ребенок лежит на животе. Взрослый указательным и большим пальцем обхватывает снизу правую ногу ребенка в нижней части голени, осталь­ными пальцами прихватывает вторую ногу ребенка. Подни­мая ноги ребенка вверх, взрослый подводит свободную ла­донь под живот, и, поддерживая ребенка, переносит часть веса его тела на руки на 1−2 секунды, затем возвращает ре­бенка в исходное положение. Для тренировки опоры на ки­сти рук можно использовать и покачивания на мяче: при покачивании лежащего на животе ребенка качнуть его впе­ред, чтобы он на 1−2 секунды оперся руками о поверхность стола.

В возрасте около 4-х месяцев при выкладывании ребен­ка на живот можно подложить ему под грудь свернутую пе­ленку или небольшой валик. Это позволит немного освобо­дить его руки. Затем положить ребенку в руки его люби­мую игрушку или то, чем он может легко манипулировать (например, шуршащий пакетик или скомканный лист бума­ги).

Вместо пеленки или валика взрослый может использовать собственную ногу. Важно, чтобы ребенку было удобно лежать в такой позе.

Для общего психического развития слепого ребенка такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. Приблизительно в возрасте 3,5 -4 месяцев зрячие младенцы начинают сводить руки к средней линии тела или играть ими, а около 6 месяцев — играть со своими ногами. У слепых младенцев эти умения могут не появиться или же их развитие может значительно запаздывать.

В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание необходимо обратить на формирование таких координаций, как:

рука-рот,

рука-рука,

рука-голова,

рука-лицо,

рука-корпус тела,

рука- колено,

рука-ступня.

Для формирования этих координации можно проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком. Необходимо также акти­визировать собственные действия ребенка, в которых сфор­мируются эти координации. Для этого нужно расположить звучащий предмет, который может заинтересовать ребенка, на его запястье (например, браслет из шариков), или при­крепить бубенчик к ползункам на коленке, на щиколотке и т. п. Это будет провоцировать ребенка ощупывать опреде­ленные части своего тела. Развитие обозначенных выше дви­гательных координации является базой для последующего формирования представлений ребенка о собственном теле и его ориентации в пространстве.

Во втором полугодии жизни необходимо продолжить занятия по развитию общих движений и чувства баланса при изменении положения тела в пространстве. Из-за отсутствия зрительной информации о положении тела в пространстве очень важным для последующей каждодневной жизни слепого ребенка является формирование до автоматического уровня способности использовать руки как защитную опору при потере равновесия. Обязательным условием занятий в этот период является комментирование взрослым совершаемых им или ребенком действий, а также называние предметов, которые используются во время игр. В совместной с ребенком предметной деятельности необходимо создать ус­ловия для того, чтобы у него возникла связь слова с обозначаемым предметом. Также важно помнить, что именно взаимодействие с взрослым мотивирует слепого ребенка к ос­воению предметного мира. Речь взрослого не только при­влекает внимание ребенка к предмету, но и позволяет руко­водить способами выполнения действий, оценивать их ус­пешность. Во втором полугодии жизни особое внимание сле­дует уделить целесообразности движений ребенка и их предметной направленности.

Если родители занимались с ребенком на предыдущих этапах, то к 6−7 месяцам ребенок может научиться само­стоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно. С этого момента нужно предоставить ему большее простран­ство для осуществления самостоятельных движений. Для этого лучше, если ребенок будет проводить время бодрство­вания уже не в кроватке, а на полу. Можно отгородить часть комнаты, перемещение в которой было бы безопасно для ребенка. Из нее нужно убрать не слишком устойчивую ме­бель и предметы, представляющие опасность для ребенка. Тем не менее, это пространство не должно быть пустым. В пределах досягаемости (на расстоянии вытянутой руки ре­бенка) нужно расположить игрушки, чуть дальше — не­большие подушки. Если ребенок играет на полу, он, перекатываясь к стене, дивану, под стол, начинает осваивать ок­ружающее его пространство.

В этот же период необходимо начинать учить ребенка самостоятельно сидеть, перемещаться из положения лежа на спине в положение сидя, из положения лежа на животе в положение на четвереньки, из положения сидя на голенях в положение стоя. Некоторые слепые дети предпочитают сидеть на согнутых в коленях ногах, поскольку это положе­ние более устойчивое. Обучая ребенка вставать и садиться нужно многократно показывать, последовательность необ­ходимых действий (например, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а потом на другое, когда садишься и т. п.).

Обучая ребенка перемещать­ся из положения лежа на животе в положение сидя, и из положения сидя на коленях в положение стоя, необходимо показать как использовать в качестве опоры предметы ме­бели.

Для того чтобы научить малыша удерживать равновесие в положении сидя, можно дать ему подвижную опору (на­пример, мяч), которая одновременно будет поддерживать интерес ребенка. Когда ребенок, опираясь на мяч, склоняет­ся направо или налево следует слегка поддерживать его. Для развития чувства баланса хорошо подходят совместные с взрослым подпрыгивания в положении сидя на пружинящем диване, и все виды игр, когда взрослый подбрасывает бед­рами сидящего у него на коленях ребенка. Во время этих игр по мере развития у ребенка умения удерживать равновесие нужно постепенно ослаблять степень поддержки (сначала нужно крепко держать ребенка под мышками, затем только за руки и в конце освоения навыка — за пальцы ребенка).

Во время обучения слепого ребенка умению сидеть важно обращать внимание на его осанку. Многие слепые дети недостаточно выпрямляют спину, из-за снижения тонуса ее мышц. Поэтому нужно искать способы, помогающие ре­бенку выпрямить спину. Приблизительно к 8,5 месяцам, слепой ребенок может научиться самостоятельно сидеть, удерживая равновесие.

Некоторые зрячие и многие слепые дети пропускают в своем двигательном развитии стадию ползания. Это не яв­ляется отклонением в развитии. Однако ползание укрепля­ет все мышцы тела ребенка. Специалисты отмечают, что слепые дети, которые ползают, имеют лучшую координа­цию движений, чем те, кто пропустил эту стадию развития. Прежде, чем ребенок начнет ползать, необходимо научить его стоять на четвереньках. Для этого сначала нужно осво­ить позу сидя на коленях. Заинтересовать ребенка находиться в этом положении можно, если предоставить ему для игры бубен или игрушечное пианино и показать, как нужно бить по ним рукой. В процессе многократного повторения этого действия ребенок может сделать целое открытие, что он — тот, кто производит эти звуки. Хорошим подготовительным упражнением к освоению позиции на четвереньках является также следующая игра: взрослый берет ребенка, садится на пол и кладет ребенка животом вниз на свою выпрямленную в колене ногу. Затем сгибает ее, приподнимая ребенка от пола, и вновь опускает вниз, показывая ребенку как опе­реться на руки и ноги.

При обучении ребенка умению ползать необходимо, прежде всего, создать ситуацию, в которой он был бы мо­тивирован переместиться в пространстве. Зрячие дети на­чинают ползать, чтобы добраться до заинтересовавшего их предмета. Для слепых детей находящиеся на расстояние и не звучащие предмету на данной стадии развития еще не существуют. Поэтому необходимо привлекать ребенка любимой звучащей игрушкой (или голосом), касаясь его рук, затем постепенно отодвигать ее. Одновременно нужно обес­печить ребенку опору ногам и подталкивать его вперед. Когда ребенок научиться ползать, он сможет обнаружить, что вок­руг существует множество предметов. Полученный ребен­ком опыт во время ползания является очень важным для ориентировки в пространстве и последующего умения хо­дить.

Необходимой предпосылкой к ползанию должно стать умение локализовать источник звука без тактильной опоры. Приблизительно с 6 месяцев можно начинать учить ребен­ка находить рукой источник звука. Для этого следует мно­гократно направлять руку ребенка к источнику звука в со­вместном движении с взрослым (взрослый подводит свою руку под руку ребенка, при этом ладонь ребенка не должна опираться на ладонь взрослого, а свободно висеть в возду­хе).

Вначале ребенок должен освоить направление перед со­бой, затем — справа, слева и над головой.

Для развития движений рук ребенка необходимо предо­ставлять ему для игры такие предметы, форма и размер ко­торых диктовали бы разные способы захвата: всей ладо­нью, несколькими пальцами, одной рукой или двумя рука­ми. Приблизительно в возрасте 9−12 месяцев необходимо начинать учить ребенка совершать простые действия (на­пример, доставать игрушку из ведерка, нажимать кнопку, чтобы включить лампу, дергать за веревочку, чтобы заигра­ла музыкальная игрушка и т. п.).

Очень полезны и пальчи­ковые игры.

Когда ребенок самостоятельно занят игрушками, его можно помещать на резонансную доску. Это специальное приспособление, которые используется для развития слуховых ощущений слепого младенца

В возрасте 10−11 месяцев, если ребенок уже может ус­тойчиво стоять, держась за опору, и делать вдоль нее не­сколько шагов боком, можно начинать учить его ходить по комнате. Есть несколько способов показать ребенку, как хо­дить. Например, можно поставить ребенка на свои ступни и начать двигаться. Есть и другой способ — один из взрослых стоит сзади ребенка, поддерживая его за руки и чуть наклоняя вперед, а другой — переставляет его ступни. Слепые дети могут испытывать страх при ходьбе, поскольку не видят препятствия на своем пути. Облегчить ребенку эту задачу можно, научив его толкать перед собой стульчик на колесиках или кукольную коляску слепой ребенок обычно может идти на голос родителей. Поэтому при обучении ребенка ходьбе взрослый должен находиться перед ребенком. Взрослый может держать ребенка за руки или дать ему в руки небольшой обруч, за который ребенок будет держаться во время ходьбы. Следует называть предметы, встречающиеся на пути, вместе с ребенком ощупывать их и описывать ощущения, возникающие от прикосновения к предмету.

Ниже приведены примеры игр и упражнений, которые можно использовать для оптимизации психического разви­тия младенцев, имеющих глубокие нарушения зрения.

3.3. Упражнения и игры для слепых детей первого полугодия жизни

Упражнения 1 и 2 направлены на развитие вестибуляр­ного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка; упражне­ния 3,4, являются базой для развития дифференциации движений

Упражнение 1

Возьмите ребенка под мышки, поднимайте и опускайте его сначала вверх-вниз на выпрямленных руках высоко над своей головой. Повторите это движение несколько раз. Под­нимая ребенка, говорите ему: Полетели-полетели высо­ко, наверх, а, опуская — Полетели-полетели вниз. За­тем, опустив ребенка вниз, поднимите его вверх так, чтобы его лицо оказалось напротив вашего лица, и начните накло­нять его сначала вправо, затем — влево, сопровождая это сло­вами: Полетели-полетели направо. Полетели-полете­ли налево.

Упражнение 2

Возьмите ребенка на руки таким образом, чтобы он лежал на одной из Ваших рук на животе. Второй рукой придерживайте грудь вашего ребенка. Начните качать ребенка из стороны в сторону. Сопровождайте Ваши движения соответствующими словами.

Это же упражнение можно повторить в другом варианте: расположите ребенка так, чтобы он лежал на спине на одной из Ваших рук. Второй рукой придерживайте голову ребенка.

Упражнение 3

Ребенок лежит на спине. Положите свои руки на ноги ребенка. Двигайте ноги малыша вверх-вниз. Сопровождайте свои движения следующим стихотворением:

Быстро-быстро ножкой двинем

И опустим, и поднимем,

Тихо-тихо двинем ножкой,

И опустим понемножку.

А потом опять сильнее,

И опустим побыстрее.

Полминутки отдохнем,

И еще разок начнем .

При выполнении этого упражнения важно, чтобы дви­жения ног ребенка точно соответствовали проговариваемым Вами словам.

Упражнение 4

Выполнение этого упражнения подготовит ребенка к ов­ладению умением сидеть.

Ребенок лежит на спине. Дайте малышу обхватить боль­шие пальцы Ваших рук, остальными придерживайте его ки­сти. Затем, выпрямляя руки ребенка и разводя их немного в стороны, подтяните его к себе. Доведите ребенка до сидячего положения. Сопровождайте свои действия словами: Вот как (имя ребенка) садится. После этого соедините руки ребенка и обхватите их одной своей рукой. Пальцами второй руки проведите снизу вверх вдоль позвоночника. В ответ на это ребенок будет разгибать спину.

Игра «КОЛОКОЛЬЧИК»

Сядьте на пол, на коврик, так, чтобы Ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Поместите ребенка у себя на коленях в позе на спине. Вам понадобится звонкий колокольчик.

Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 30−50 см над грудью ребенка, привлеките его внимание. Позвените колокольчиком слева от ребенка. Дотроньтесь колокольчиком до левой щечки ребенка. Отодвиньте коло­кольчик влево и опять позвените им. Повторите эту же про­цедуру справа от ребенка. Позвените колокольчиком над головой ребенка и дотроньтесь до его лба. Опять позвените колокольчиком над ребенком, затем перед его лицом, и дот­роньтесь им до носика ребенка. Действие с каждой стороны повторяйте несколько раз.

Игра проводится 2−3 раза подряд в течение 3−4 дней, после этого целесообразно заменить колокольчик другой звучащей игрушкой — погремушкой, металлофоном, шурша­щей бумагой и т. д.

3.4. Упражнения и игры для слепых детей второго полугодия жизни

Упражнения направлены на развитие у ребенка умения сидеть (1), изменять положение тела в пространстве (4,6,13), ползать (3, 10), ходить (5,7,9), а также на формирование межанализаторных связей (11,12,13) и двигательных ко­ординации (11).

Приведенные игры способствуют освоению различных движений; первых предметных действий; формированию

связи слова с воспринимаемым предметом и совершаемым действием; развитии? лепета и импрессивной речи.

Упражнение 1

Ребенок лежит на спине. Придерживайте одной рукой ноги ребенка, второй рукой возьмите ребенка за правую руч­ку, побуждая его сеть, опираясь на локоть. После этого медленно положите малыша обратно на спину. Проделайте это же упражнение, поднимая ребенка за левую ручку. Так Вы подготовите ребенка к овладению умением сидеть.

Упражнение 2

Это упражнения направлено на укрепление мышц спины ребенка.

Ребенок лежит на животе. Встаньте у ног ребенка. Дай­те ему обхватить большие пальцы Ваших рук, остальными пальцами придерживайте кисти ребенка. После этого отве­дите выпрямленные руки ребенка в стороны и поднимите прямые руки к голове приблизительно на уровень ушей. В ответ на Ваши действия ребенок поднимет голову назад вверх и упрется стопами в Ваш живот. Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях.

Упражнение 3

Расположите на полу несколько предметов так, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, запол­зать на них. Это могут быть подушки, стул, большой стол. Положите на пол несколько подушек и покажите малышу, как можно на них заползать.

Поставьте его у стола и вместе с ним проползите под столом: Вот так!

Сделайте так, чтобы он полз вокруг стула вслед за Вами.

Подложите игрушку под стул и позвените ею. Поощри­те малыша к тому, чтобы он попытался подползти под стул и достать игрушку.

Упражнение 4

Для этого упражнения Вам понадобится маленький стуль­чик. Наклоните спинку стульчика так, чтобы малыш мог ухватиться за перекладину. Подтяните стульчик и поставь­те его на пол с тем, чтобы малыш сначала встал на колени, а затем на стопы ног. Возможно, что в первое время вам при­дется прижимать стопы малыша к полу.

Это же упражнение можно делать, используя вместо сту­ла ноги родителя. Посадите ребенка на свои стопы к себе лицом. Возьмите его за ручки и подтяните его чуть-чуть к своим ногам так, чтобы он мог за них ухватиться (лучше, если Вы наденете брюки, чтобы ребенку было бы легче за них держаться).

Так Вы будете учить ребенка менять поло­жение своего тела в пространстве.

Упражнение 5

Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул. Затем опус­тите ребенка на пол между своих ног так, чтобы его руки лежали на ваших бедрах. При этом Вы можете немного дви­гать ногами то вправо, то влево, тем самым, покачивая ре­бенка и, поощряя его переносить вес тела с одной ноги на другую. Так Вы развиваете вестибулярный аппарат ребенка и готовите к ходьбе.

Упражнение 6

Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Поднесите его к дивану или к невысокому журнальному столику, опустите его на пол так, чтобы он оказался в положении на коленях. Руки ребенка положите на диван или на журнальный сто­лик. Возьмите звучащую игрушку и позвените ею перед ре­бенком, коснитесь игрушкой рук ребенка и затем отведите игрушку на несколько сантиметров. Этим Вы поощрите ре­бенка приподняться и дотянуться до игрушки. Если ребенок не будет пытаться самостоятельно подняться с колен и до­тянуться до игрушки, помогите ему: положите одну свою руку под ягодицы ребенка, а другой придерживайте его под мышку и чуть-чуть подталкивайте его вверх. Выполняя это упражнение, ребенок научится перемещаться из положения сидя в положение стоя.

Упражнение 7

Поставьте ребенка перед диваном или, если он находит­ся в кроватке, то перед бортиком. Погремите погремушкой или извлеките звук из пищащей игрушки. Прикоснитесь игрушкой к руке ребенка или дайте ему подержать ее в руке. Затем мягко заберите ее и отведите на несколько сантимет­ров в сторону от ребенка, продолжая извлекать из нее звук. Спросите у ребенка: Где игрушка? Найди игрушку!, по­ощряя тем самым ребенка сделать один или несколько ша­гов вдоль бортика кровати или дивана.

Упражнение 8

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Поставьте его себе на ступни ног, пусть ребенок обхватит руками Ваши ноги. После этого сделайте несколько шагов сначала впра­во, а затем влево, приговаривая: Раз, два, три, ходит наш малыш. Раз, два, три, идет направо. Раз, два, три, идет налево.

Упражнение 9

Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Подойдите к спинке стула. Поставьте ребенка себе на ступни ног, а руки ребенка положите на спинку стула. Покажите ребенку, как двигать стул вперед: положите свои руки на руки ребенка, и чуть-чуть толкните стул вперед. Переступите ногами по на­правлению к стулу, и опять чуть толкните стул вперед. По­вторите эти движения несколько раз, сопровождая их стиш­ком:

Мы гуляем, мы гуляем,

Всюду в доме побываем.

Мы идем, идем, идем,

Всю квартиру обойдем.

Для этого упражнения Вы можете использовать не только стул, но и маленькую игрушечную коляску или низкий табу­рет.

Упражнение 10

Возьмите ребенка на руки и лягте вместе с ним на пол. Положите ребенка животом на свой живот поперек себя. Поощрите его переползти через вас. Когда ребенок это сде­лает, сядьте, согните ноги в коленях и поощрите ребенка про­ползти под ними. Проделайте эти движения несколько раз.

Упражнение 11

Посадите ребенка к себе на колени, спиной к себе. Возьмите ручки ребенка в свои. Декламируйте стишок и выполняйте необходимые действия:

Пальцем ручки пальцев ножки

Мы коснемся осторожно,

Пальцем ручки пальцы ножки

Мы потрогаем опять.

Мы теперь с тобою можем

Пальчики пересчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Упражнение 12

Возьмите ребенка и поставьте его к себе на ступни так, чтобы он оказался к Вам спиной. Возьмите руки ребенка в свои. Декламируйте стишок, согласуя с ним свои действия и действия ребенка:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И бегаем кругом.

Упражнение 13

Возьмите ребенка и поставьте его к себе на ступни так, чтобы он оказался к Вам спиной. Декламируйте стишок, согласуя с ним свои действия:

Чух-чух, Чух-чух, Мчится поезд Во весь дух. Паровоз пыхтит. Тороплюсь! — гудит.

Когда Вы декламируете этот стишок и двигаетесь впе­ред, меняйте направление своего движения: поворачивайте направо, налево, двигайтесь по кругу.

Игра «ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ…»

Расположите малыша на своих коленях, спиной к себе. Обхватите ручки ребенка и помашите ими, как крылья­ми:

Прилетели гули, Гули-голубочки.

Положите ручки на его головку: Сели на головку, На головку детке.

Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек: Ты, моя детка, Помаши ладошкой. Кыш, гули, кыш!

Как только у малыша появятся активные движения в ответ на ту или иную строку этого стишка, предоставьте ему возможность выполнять действия самостоятельно. Совмес­тно же выполняйте те движения, которые ребенку пока не доступны.

Игра «ПОИСКМУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛ­КИ»

Играть в эту игру лучше на полу. Вам понадобится му­зыкальная шкатулка. Положите шкатулку под руки ребен­ка. Откройте ее, зазвучит мелодия. Когда она закончится, закройте шкатулку. Вновь откройте шкатулку. Побуждайте ребенка дотронуться и открыть шкатулку. Через 3−4 игры поместите шкатулку несколько в стороне от ребенка, но в пределах его вытянутой руки. Усложняйте игру, отодвигая шкатулку все дальше от ребенка, меняйте ее местоположе­ние (справа, слева, чуть вперед и сзади и т. п.).

Побуждайте ребенка двигаться по направлению к шкатулке. Положите препятствие на пути к шкатулке (например, подушку).

Ма­лыш, играя в эту игру, научится находить источник звука, преодолевать препятствия, двигаясь в пространстве.

Игра «РЕЗИНОВЫЕ ИГРУШКИ»

Вам понадобятся 2−3 резиновые игрушки.

Эту игру можно проводить, меняя позу ребенка несколько раз: малыш может лежать на спине, перевернуться на живо­тик и вновь лечь на спину. Вы можете его посадить к себе на колени, а если он уже ползает, играть с ним на полу.

Дайте малышу в руку одну из резиновых игрушек, назо­вите ее и несколько раз нажмите, извлекая звуки. Мягко заберите и сразу положите ее ребенку под руки и извлеките из нее звук. Поощрите ребенка потянуться за ней и достать. Пусть малыш ее ощупает, погрызет, научится на нее нажи­мать и перекладывать из руки в руку. Когда он отбросит эту игрушку, привлеките его внимание другой. Дайте ему в руку вторую игрушку. Затем мягко заберите игрушку, отведите ее в этот раз чуть в сторону, извлеките из нее звук, побуж­дая ребенка повернуться на бочок, а затем на животик, дос­тавая игрушку. Когда малыш ее возьмет в руки, покажите ему, как нужно на нее нажимать, для того чтобы она запи­щала. Предоставьте ему возможность самому попытаться извлекать из нее звуки. Постоянно побуждайте его пере­кладывать игрушку из руки в руку.

Список литературы:

  1. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. — М., 2000.
  2. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. — М., 1988.
  3. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., О.В.Парамей Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. — М., 2003.