Особенности восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

«Особенности восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области»

Выполнила:

студентка группы ПС-41

Царябина Наталия Павловна

руководитель:

Камнева Ольга Анатольевна

кандидат биологических наук

доцент кафедры общей психологии

Астрахань-2011 г

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни

1.1 Качество жизни как компонент современной науки

1.2     Психологические аспекты восприятия компонентов качества жизни

.3       Целостные субъективно-оценочные составляющие качества жизни

Выводы по Главе 1

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области

.1 Этапы и методы исследования

.2 Результаты исследования и выводы

Выводы по Главе 2

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для прогнозирования экономического роста и развития трудового потенциала страны, необходима оценка жизненного потенциала личности. Он реализуется, с одной стороны, генетически заданными компонентами личности, как биосоциального существа, а с другой — генерируется самим человеком в процессе деятельности, соотнесением с потребностями, ценностями, интересами людей. Для оценки жизненного потенциала личности можно использовать данные социологического опроса, когда аналитическим путем выводятся параметры, лежащие в основе жизненного потенциала личности [29;30]. Однако не всегда эти показатели отражают субъективные и объективные составляющие этого потенциала. В связи с этим возникает необходимость дополнительно исследовать восприятие компонентов субъективного качества жизни. Это исследование дает возможность, понять какими оценочными категориями оперируют люди для оценки своего жизненного потенциала и удовлетворенности жизнью [28;40]. Качество жизни — это, прежде всего оценка самим человеком степени удовлетворенности различными аспектами своей жизни, ощущаемого качества жизни, субъективные ощущения индивида, формирующиеся на основе конкретных условий жизни, эмоционального состояния, что делает, изучение качества жизни актуальным с точки зрения психологии.

7 стр., 3156 слов

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

... из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) Активная речь (Ра) Сенсорное развитие (С) Игра в ... помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) Сенсорное развитие (С) Игра сюжетная (И) Навыки в ...

Все вышесказанное и определило актуальность исследования.

Проблема исследования. Качество жизни — очень широкое и неоднозначно трактуемое понятие. До сих пор не сложился единый подход к содержанию этого понятия; оно рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое, и как социально-психологическое понятие [49]. Оно не тождественно уровню жизни, хотя, безусловно, экономические показатели, уровень дохода являются одним из важных критериев. В современной медицине широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем». Оно определяется удовлетворенностью теми сторонами жизни, на которые влияют болезни и их лечение, наступающие в результате болезни ограничения [6]. Исследования качества жизни связаны с именами зарубежных психологов, такими, как Н.М. Бредберн, Маккол, К. Терюн, А. Мишел, Т. Логолетти, Р. Кантюр, Н. Далки и Д. Рурк, Ф.Е. Конверс, У. Роджерс. Отечественная традиция представлена, исследованиями образа жизни такими психологами как: Э.П. Андреев, И.В. Бестужев-Лада, Г.С. Батыгин, А.Возьмитель, Т.М. Дридзе, В.И. Толстых и др. Анализу качества жизни посвящены работы А.С.Тодорова и И.С. Попова, но у них оно не имело автономного статуса и рассматривалось как качественная определенность образа жизни [5; 4; 12]. В работах И.Т. Левыкина, О.Л. Барской содержится подробная концепция изучения социального самочувствия с точки зрения субъективных механизмов, обуславливающих его, и внешних условий, выступающих его детерминантами [8].

Характеризуя степень научной разработанности представленной проблематики, следует учесть, что данная тема, несмотря на то, что она уже анализировалась различными авторами и представлена в учебниках, периодических изданиях, имеет достаточное большое количество противоречивых взглядов и результатов исследований, о чем было изложено ранее [10].

Цель работы — исследование особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области.

Объектом нашего исследования является восприятие компонентов субъективного качества жизни.

Предметом исследования выступили аспекты восприятия компонентов субъективного качества жизни.

Гипотеза исследования: восприятие компонентов субъективного качества жизни может зависеть от возраста и рода занятий респондентов.

Задачи исследования:

1.       Дать анализ генезиса категории «качество жизни» в зарубежной науке и изучить основные методологические подходы к исследованию качества жизни.

2.       Выявить специфику российского научного и общественного дискурса, посвященного качеству жизни.

.        Обосновать принципы построения методов и методик измерения субъективно-воспринимаемого качества жизни.

.        Показать особенности восприятия компонентов субъективного качества жизни населением разных возрастов и рода занятий в Астраханской области.

В своем исследовании опирались на четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике, ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), к третьей научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, и к четвертой отнесены специализированные интернет источники.

17 стр., 8374 слов

Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного ...

... восприятия дошкольников с детским церебральным параличом. Объект исследования: Восприятие дошкольников с детским церебральным параличом. Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с ДЦП Гипотеза исследования ... и др.) позволяет нам прийти к выводу, что восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и ...

При проведении исследования были использованы следующие теоретические методы:

метод научного анализа;

обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе ( метод научного синтеза и обобщения).

Эмпирические методы — анкетирование, тестирование, беседа и методики:

сводные ассоциации понятий с качеством жизни;

экспертное оценивание: ранжирование списка понятий по субъективной значимости каждого понятия.

Для решения поставленных задач, использовали следующие методики исследования:

1. Свободные ассоциации понятий с качеством жизни Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

. Опросник «Счастье» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

. Опросник «Удовлетворенность жизнью» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

База исследования. В исследовании приняли участие 45 человек, из них 15 школьников МОУ СОШ № 20, 15 студентов Астраханского Социально — Педагогического колледжа, группа 3С, 15 испытуемых — люди пожилого возраста села Енотаевка, Астраханской области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют исследования субъективного качества жизни, могут быть использованы для сравнения восприятия субъективного качества жизни в других регионах. Результаты исследования могут использоваться при изучении дисциплины «Социальная психология» (раздел «Социально-психологические проблемы исследования личности»).

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни. Определяются основные понятия, обуславливается аспекты восприятия качества жизни.

В главе второй, рассмотрены результаты эмпирически проведенного исследования, сформулированы выводы.

Данная работа является пилотажным исследованием восприятия субъективного качества жизни населения Астраханской области для определения критериев, направления стратегий исследования особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни в дальнейшей учебной и научной деятельности.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни

1.1    Качество жизни как компонент современной науки

В настоящее время не существует единого определения «качества жизни». Так, Новик А.А. с соавторами рассматривает качество жизни как интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больного человека, основанную на его субъективном восприятии [2].

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... Определение оптимального комплекса методов исследования Глоссарий к теме Анализ – это теоретический метод исследования; разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений ...

Качество жизни — степень комфортности человека внутри себя и в рамках общества, в котором он живет [12].

В целом качество жизни понимается как удовлетворенность индивида в физическом, социальном, психологическом и духовном плане, то есть условное благополучие во всех сферах жизнедеятельности, оцениваемое индивидом по совокупности своих субъективных переживаний, а, следовательно, не всегда отражающее его состояние по объективным критериям (наличию патологических симптомов, уровню дохода, профессиональным достижениям и др.), но в определенной мере зависящее от них.

История науки о качестве жизни начинается с 1947 года, когда профессор Колумбийского университета США Д.А. Карновский опубликовал работу: «Клиническая оценка химиотерапии при раке», где всесторонне исследовал личность страдающего соматическими заболеваниями. С 80-х годов ХХ века регистрируется лавинообразный рост научных публикаций по фундаментальному исследованию качества жизни.

Качество жизни сегодня — это надежный, информативный и экономичный метод оценки здоровья человека как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

В разработку научного изучения качества жизни большой вклад внесла Всемирная Организация Здравоохранения — она выработала основополагающие критерии качества жизни: физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);психологические (положительные эмоции, мышление, изучение, концентрация, самооценка, внешний вид, переживания);уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения);общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность);окружающая среда (быт, благополучие, безопасность, доступность и качество медицинской и социальной помощи, обеспеченность, экология, возможность обучения, доступность информации);духовность (религия, личные убеждения) [7].

Изучение качества жизни, предпринятое во вто­рой половине минувшего века, основывалось на результатах довольно несложных опросников и данных анкетирования. Они отражали преимущественно социологические аспекты и не поддава­лись количественной оценке. Новый подход к оценке понятия «качество жизни», прежде всего, характеризуется системным, комплексным его изучением и включает в себя три основные составляющие: многомерность; изменяемость во времени; участие человека в оценке своего состояния.

Актуальность задачи оценки качества жизни привела к разработке и широкому использованию таких опросников. Безусловно, один опросник не в состоянии отразить всю многомерную структуру качества жизни, как оно понимается в теории, и, тем более, он не способен отразить механизмы его формирования [7].

Сторонники изучения субъективного качества жизни изучают качество жизни через сознание субъекта, его удовлетворенность жизнью и ее частными аспектами через ощущения счастья или несчастья. Обзор методических и теоретических проблем, а также результатов многочисленных зарубежных исследований субъективного благополучия отражен в работе М. Аргайла «Психология счастья» [4]. Однако его монография сосредоточена на анализе отдельных показателей субъективного качества жизни, в ней не рассматривается подход, реализующий логику измерения сложных социальных признаков. Р. Инглхарт, Е. Диенер, А.А. Горбатков анализируют взаимосвязь субъективных оценок жизни и внешних условий, изучаемых по статистическим показателям (на примере межстрановых мониторингов, посвященных качеству жизни).

3 стр., 1343 слов

выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников ...

... малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит ... дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни. Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников. ... привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения. - формировать основы эстетического вкуса ...

Р. Винховен показывает, что одновременное применение субъективных и объективных показателей может быть использовано для оценки качества, информации. Отечественная традиция представлена, прежде всего, исследованиями образа жизни через работы Э.П. Андреева, И.В. Бестужева-Лады, Г.С, Батыгина А. «Субъективный» подход к анализу качества жизни тоже использовался в рамках категории «образ жизни». Он нашел выражение в термине «социальное самочувствие», которое измерялось через удовлетворенность жизнью в целом и ее отдельными сферами. В работах И.Т. Левыкина, О.Л. Барской содержится подробная концепция изучения социального самочувствия с точки зрения субъективных механизмов, обуславливающих его, и внешних условий, выступающих его детерминантами [8].

Но последнее эмпирическое исследование по этой схеме состоялось в 1990 году. В современной социологической и психологической литературе проблематика ощущаемого качества жизни отражена недостаточно широко. В публикациях Е.В. Давыдовой, А.А. Давыдова М.А. Нугаева, Р.М. Нугаева М.Б. Лиги приведен обзор зарубежных исследовательских концепций ощущаемого качества жизни. Эмпирический анализ удовлетворенности жизнью в целом и некоторых частных удовлетворенностей осуществляется в рамках исследований социального настроения (Левада-Центр, ВЦИОМ, О.А. Хасбулатова, Л.С. Егорова), и социального самочувствия, которое сейчас можно считать скорее показателем уровня адаптивности, но не аналогом ощущаемого качества жизни (П.М. Козырева, Б. Герасимова, И.П. Киселева и А.Э. Низамова, Е.Б. Мезенцева, Я.Н. Крупец и др.).

В немногочисленных работах, посвященных эмпирическому исследованию субъективно воспринимаемого (ощущаемого) качества жизни, как правило, не используется логика измерения латентной переменной. В.И. Бойков, Н.М. Федерева, Н.Л. Прокопчук рассматривают его через отдельные показатели удовлетворенности жизнью в целом и ее частными аспектами, не комбинируя их в единый логический индекс. А.Н. Ершов, Ю.Р. Хайруллина, Н.Н. Клинцова используют достаточно обширный набор показателей качества жизни, что не способствует прояснению содержания исследуемого феномена.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе [23;25].

Концепция качества жизни — это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие “ноосфера” , ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: “Ноосфера — сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию”[26].

Центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются: обеспечение физического и морального здоровья общества; расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания; гармонизация условия труда и т.д.

11 стр., 5383 слов

Особенности формирования социокультурной среды дошкольном образовательном ...

... -ценностного и внешнего мира в жизни ребенка. Это среда, включающая предметы, вещи, знаки, образы, ... Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития ... образовательной среды; ) создание программ деятельности ДОУ; ) проведение социокультурных событий. В современном контексте под развивающей средой следует ...

В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране [26].

Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественных характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни, и не давая четкого определения самому понятию.

В статье А. И. Субетто процессы управления качеством жизни сопрягаются с выживаемостью человечества, а сам термин автор определяет как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств (компонентов жизни) [14].

1.2 Психологические аспекты восприятия компонентов качества жизни

В последнее время исследования качества жизни связанные с уточнением вопросов, об объекте изучения, то есть с определением понятия «качество жизни» и, как следствие, дальнейшем обсуждением применяемых в этих исследованиях методов. Важнейшая характеристика качества жизни определяется наличием его субъективной составляющей, что требует особого внимания к анализу факторов, определяющих содержание этой составляющей. Главный вопрос, на наш взгляд, заключается в том, что формулировка «субъективное качество» предполагает наличие «объективного» качества и существование критериев, позволяющих разделить «субъективную» и «объективную» стороны качества жизни [49].

Для психологического исследования отнесение к «объективному» обычно означает, что рассматриваются те стороны, которые могут быть изучены и измерены научными методами, а полученные при этом данные могут служить основанием для интерпретации внешних детерминант субъективных феноменов. В самом грубом приближении, к «несубъективной» стороне качества жизни относится все, что связано с качеством природной и социальной среды [18]. Очевидно, что природная и социальная среда представляют собой область, в исследовании которой имеется масса собственных проблем, касающихся объекта и методов исследования. Было бы неправильно рассматривать выявленные в этих исследованиях показатели как исходно заданные внешние параметры для изучения «субъективной» (воспринимаемой) стороны качества жизни. Это связано не только со сложностью среды, в которой живет человек. В субъективном качестве отражается восприятие тех составляющих природной и социальной среды, которые оказываются значимыми для человека в конкретных условиях жизни, с учетом его прошлого опыта и ожиданий будущего.

Задача изучения восприятия сложных событий естественной среды человека потребовала существенного пересмотра экспериментальной парадигмы исследования (Носуленко, 1985, 1986, 1988, 1991, 2001, 2006;Носуленко, Самойленко, 2001).

В центре внимания оказались не отдельные характеристики восприятия, а их функциональный интеграл- воспринимаемое качество событий, которое определяет систему субъективно значимых свойств события, образующих ядро перцептивного образа. В воспринимаемом качестве отражаются одновременно свойства события как внешне наблюдаемого явления, так и включенность в это событие самого субъекта.[42]

7 стр., 3239 слов

Концепции качества жизни в современном обществе 2

... людей, обеспечивающие гармоничное развитиеноосферы. К этим ограничениям относятся: Охрана окружающей среды; Забота о безопасностипроизводств и продукции; Поддержание ресурсногопотенциала страны. В то же времяцентральными задачами в концепции качества жизни ...

Парадигма воспринимаемого качества предполагает анализ изучаемых феноменов в направлении от «сложного к простому» в отличии от более распространенного подхода, в рамках которого изучается соотношение между элементарными составляющими внешней среды и соответствующими субъективными образами, а затем делается попытка интеграции получаемых закономерностей. В подходе от «сложного к простому» требование получения однозначных зависимостей, связывающих характеристики среды и характеристики восприятия, уходит на второй план. Это обусловлено, во-первых, тем, что в динамических ситуациях повседневной жизни человека само существование таких жестких зависимостей оказывается под вопросом. Во- вторых, если речь идет о восприятии событий естественной среды человека, то, организуя исследование, экспериментатор уже не вправе рассматривать эти события как «стимулы» в традиционном психофизическом смысле. Реально участнику эксперимента приходится оценивать не изменение какого-либо параметра в событии, а сравнивать разные события. Тем самым задача анализа связывается с выявлением системы субъективно значимых свойств события, его воспринимаемого качества. Это позволяет дифференцировать значимое событие в контексте других, а на основе выявленных характеристик воспринимаемого качества строить гипотезы об ответственности той или иной группы параметров среды за то или иное сочетание субъективных свойств [8].

Представление о воспринимаемом качестве является в определенной степени интерпритацией положения А.А. Барабанщикова[(ИПРАН)], что говорит об обращении к объекту-ситуации, и позволяет рассмотреть весь спектр информационного наполнения восприятия, идущего от особенностей, как среды, так и индивида в их динамике. В актуальной картине воспринимаемого качества выявляется динамический «срез» объекта-ситуации, который позволяет конкретную специфику взаимоотношений среды и индивида. Анализ воспринимаемого качества может проводиться как в направлении выявления актуальных характеристик происходящего события, так и по пути изучения истории становления системы воспринимаемого качества (прошлого опыта индивида) или ожидаемого индивидом будущего (характеристики целей субъекта, являющийся антиципацией «объекта-ситуации») [9].

Парадигма воспринимаемого качества коренным образом отличается от традиционной парадигмы экспериментального исследования. Отправной точкой для анализа становится «воспринимаемое качество» события как результат его восприятия субъектом, включенным в это событие. Содержание «воспринимаемого качества» является для исследователя основной, позволяющей определить пути «объективного» анализа события и выделить параметры события, которые могут быть связаны с составляющими «воспринимаемого качества». При этом сам анализ, предполагающий поиск связи между субъективными характеристиками и характеристиками внешнего мира, не отвергается, а ведется в противоположном по сравнению с традиционным подходом направлении. В этом заключается один из главных выводов проведенного анализа. По мере усложнения событий среды соотношение между их «моделью» объекта и «перцептивной моделью» меняется: на передний план выходит оценка составляющих «воспринимаемого качества» событий, которая затем соотносится с их наблюдаемыми и измеряемыми характеристиками [9].

Таким образом, экспериментальная парадигма воспринимаемого качества естественной среды отличается от традиционной исследовательской парадигмы тем, что отправной точкой для анализа становится не модель события, а восприятие субъекта, результатом которого является «воспринимаемое качество» события. В воспринимаемом качестве содержатся указания на то, какие элементы объективной реальности являются для субъекта значимыми для составления целостного представления о внешнем мире и для адекватного взаимодействия с ним. Таким образом, оказывается возможным выявить ограниченное число «объективных» составляющих внешней среды, которые следует подвергнуть последующему анализу, в первую очередь, для того, чтобы выработать ограниченный набор гипотез об их связи с составляющими «воспринимаемого качества». В отличие от традиционной парадигмы, исследователь ищет соотношение между «объективно» измеренными «субъективными» характеристиками и доступными для наблюдения характеристиками внешнего мира ( качествами природной и социальной среды).

Иначе говоря, «субъективное» и «объективное» не противопоставляются, а рассматриваются как различные проявления многообразных качеств человека, в том числе и психических [18]. В воспринимаемом качестве события, которое имеет свои внешне наблюдаемые, «объективно» измеряемые стороны, «объективно» проявляются и «субъективные» стороны этого события, поскольку субъект в него включен [8]. Эти субъективные составляющие (составляющие воспринимаемого качества) могут быть обнаружены, измерены и проинтерпретированы с помощью научных методов, обеспечивающих «объективность» исследования. Цель анализа заключается в том, чтобы установить соответствие между событиями повседневной жизни людей и их воспринимаемом качеством.

В общем плане формирование воспринимаемого качества ведет к построению «образа мира» в терминологии А.Н. Леонтьева[1979], к реконструкции «интегрального образа реальности» и к выявлению его ядерной структуры [42]. Именно в характеристиках воспринимаемого качества отражается единство объекта и субъекта восприятия [9].

Предполагается, что внутри системы воспринимаемого качества возможно существование некоторого перцептивно-оценочного «ядра», которое выражает отношение человека к совершающимся событиям. Благодаря этому обстоятельству человек получает возможность гибко ориентироваться в многомерной, постоянно меняющейся ситуации деятельности и общения. Речь идет о качественной определенности событий, отличных от других. В этом смысле определение понятия воспринимаемого качества соответствует классическим философским определениям. «Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета [10].

«Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличить один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов. Вместе с тем качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов… Любой объект постоянно изменяется; вместе с тем он обладает некоторой устойчивостью, которая и выражается как качественная определенность» [25].

В психологической терминологии перцептивно-оценочное ядро воспринимаемого качества связывается с предметными значениями образа конкретного события. В этом смысле «шум автомобиля» качественно отличается от «шума пылесоса», если человек имел практический опыт в обнаружении функционального различия между источниками этих шумов. Тогда можно говорить о специфике шумов разных «автомобилей» или разных «пылесосов», выявляя количественные параметры восприятия их отдельных признаков внутри качественно определенного класса шумов. Описываемый подход первоначально направлен на обнаружение совокупностей субъективно значимых свойств воспринимаемого события, предполагает анализ внутри качественно определенной (для воспринимающего) совокупности свойств. Понятно, что, не определив, существует ли для конкретного индивида качественное различие между этими двумя категориями событий, нельзя оценивать степень удовлетворенности субъекта как определяемую одним из этих событий. А именно удовлетворенность является одним из критериев оценки качества жизни [(Савченко, Головина, 2006; Хилл, Сельф, Роше, 2000)].

Когда мы говорим о воспринимаемом качестве как о «функциональном интеграле» событий, речь идет о той стороне анализа предметного образа, которая связана с опосредованностью восприятия практической деятельностью человека [(Ананьев, 1960; Рубинштейн, 1957, 1959)]. Отношение субъекта к явлениям действительности формируется для каждого человека индивидуально в процессе всей его жизни. При этом «динамика осознания человеком различных сторон и явлений действительности тесно связана с изменением их значимости для человека» [18]. Эта значимость выводит на передний план те или иные свойства действительности, те или иные её стороны, которые «осознаются, прежде всего, в их жизненно, общественно существенных свойствах, закрепленной практикой» [9]. Такие существенные для субъекта свойства или стороны действительности составляют ядро воспринимаемого качества и тормозят осознание незначимых(в данной ситуации, для данного субъекта и так далее) характеристик, создавая «своеобразный рельеф того, что нами в каждый данный момент осознается, с выступлением на передний план одного и стушевыванием, схождением на нет другого, с фокусированием сознания на одном или ограниченном числе объектов» [ 9].

Важно подчеркнуть, что в воспринимаемом качестве отражается не только значимость для субъекта элементов внешней действительности, но и отношение к ней самого субъекта, поскольку то, «что человек осознает, и то, как он это осознает, обусловлено реальными взаимоотношениями человека с окружающим» [1]. Именно в практике таких взаимоотношений формируется предметный образ, выделяются такие предметные свойства конкретного события, которые качественно отличают его от других событий и, тем самым, определяют его как «завершенное целое».

Воспринимаемое качество представляет собой системный эффект, в котором интегрированы субъективные и объективные стороны повседневной жизни и деятельности людей. В рамках такой интерпретации воспринимаемое качество событий повседневной жизни человека выражается в системе субъективно значимых элементов среды, к которым относятся не только предметные, но и операциональные составляющие. А в воспринимаемом качестве объектов и явлений проявляются, по терминологии Артемьевой (1999), «следы деятельности» [6].

Артемьева предложила весьма оригинальное представление о «следах деятельности» как о субъективном опыте индивида. В соответствии с этим представлением существует три основных слоя субъективного опыта. Первый, поверхностный слой соответствует сенсорно-перцептивному и представленческому уровню отражения. Специфичность этого слоя в том, что его «строительный материал», его фактура-модальны. Следы взаимодействий человека с действительностью зафиксированы в семантическом слое, который представляет собой второй слой субъективного опыта. Он дает «картину мира» или структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам, явлениям или ситуациям. Третий, глубинный слой включает амодальные структуры, образующиеся при «обработке» семантического слоя. Артемьева называет его «образом мира» в узком значении слова. Он относительно статичен, так как перестраивается только в результате осуществления действия, сдвигающего смыслы. Картина мира передает образу мира синтезированные по разномодальным свойствам отношения к объектам, связанным с предметом текущей деятельности. В свою очередь, образ мира управляет картиной мира, отражаясь частью своих отношений. При этом элементами и того, и другого становятся образы отношений субъекта к объектам, а не сами объекты [6].

Представление о «картине мира», по Артемьевой, очень близко к нашему пониманию воспринимаемого качества как о функциональном целом, в котором отражается отношение индивида к воспринимаемым событиям и которое формируется в процессе практической деятельности [6]. Однако здесь важно подчеркнуть, что представление о воспринимаемом качестве предполагает выявление «следов деятельности» не только в смысле «субъективного опыта» взаимодействия человека с элементами среды, но и характеристику субъективно значимых свойств самой деятельности, выполняемой и воспринимаемой субъектом [6]. События окружающей человека среды воспринимаются не только в их предметных, но и в их операциональных качествах.

Оценка действительности с позиции воспринимаемого качества позволяет «высветить» и сопоставить в рамках единого набора понятий разнообразные стороны этого взаимодействия. В зависимости от исследовательских задач возможны разные планы изучения воспринимаемого качества. Такие планы как:

1.       Отношение индивида к событиям среды. Выявляется зависимость этого отношения от характеристик среды и индивидуальных особенностей человека. Подобный анализ позволяет определить специфику субъективно значимых для конкретного индивида свойств окружения.

2.       Выявление прошлого опыта индивида. Анализ его представлений о будущем. Сопоставление ожидаемого и планируемого с практически реализованным позволяет обнаружить несоответствия.

.        Предметные и операциональные составляющие восприятия. Выявление их связи внешне наблюдаемыми характеристиками события.

.        Сопоставление воспринимаемого качества у людей, имеющих разные отношения к объектам среды, по целям и задачам своей деятельности.

С точки зрения воспринимаемого качества каждый из представленных планов анализа рассмотрен как система, в которой выделяется определенная совокупность значимых для субъекта свойств и отношений. В общем плане анализ с позиции воспринимаемого качества может быть отнесен к абстрактно-аналитической ветви системного подхода [6;13].

Итак, представляется, что выход методологии воспринимаемого качества в практическую сферу возможен на основе создания целостного представления о месте воспринимаемого качества в организации системы взаимодействия человек-среда. Ведь именно анализ воспринимаемого качества позволяет выявить, что же является значимым для человека в той или иной ситуации, какое «качество» среды акцентируется при решении конкретной задачи и как, в конечном счете, люди воспринимают качество своей жизни [34]. Т.Н. Савченко и Г.М. Головина отмечают, что субъективное качество жизни в Отечественной психологии рассматривается прежде всего как удовлетворенность жизнь и уверенность в себе. Удовлетворенность жизнью с их точки зрения имеет следующую структуру: здоровье, отдых, материальное положение. Уверенность в себе состоит у таких составляющих, как духовность, занятие спортом и здоровье.

1.3 Целостные субъективно-оценочные составляющие качества жизни

Субъективный компонент качества жизни имеет психологическое содержание. Под ним понимаются субъективные оценки людьми своей жизни в целом или отдельных её аспектов.

Психологическую сущность субъективного качества жизни хорошо сформулировали В.А. Хащенко с соавторами:

«Качество жизни является социально-психологическим феноменом, в котором интегрируются результаты рефлексии особенностей социально-экономической, социально-психологической и личностной среды жизнедеятельности человека, опосредованные характеристиками его личности. В качестве теоретической «единицы» анализа структуры качества жизни выступают осознаваемые личностью элементы психологического отношения к среде: когнитивные (представления, знания), когнитивные (мотивационно-потребностные состояния сознания), эмотивные (переживания, оценки, чувства)» [31].

С позицией концепции качества жизни в приведенное определение субъективного качества жизни необходимо добавить тезис о рефлексии личностью самой себя.

В парадигме субъективного качества жизни основными целостными составляющими качества жизни принято считать:

) самооценку качества жизни как целостного феномена, то есть в виде ответа человека на прямой вопрос об уровне качества его жизни;

) самооценку счастья (с использованием разных социально-психологических методов измерения этой характеристики);

) самооценку удовлетворенности жизнью;

) баланс положительных и отрицательных эмоций, то есть отношение числа положительных и отрицательных эмоциональных переживаний, испытываемых человеком за определенный, достаточно большой промежуток времени [31].

В качестве показателей субъективного качества жизни иногда используют психологические показатели, коррелирующие с этой характеристикой: доминирующее настроение, тревожность, переживание стресса и другое.

Основным целостным субъективно-оценочным проявлением качества жизни является переживание человеком счастье. Счастье — философско-психологическая категория, относящаяся к классу «вечных вопросов человечества». Древнегреческими философами установлено два вида понимания счастья, связанное с типологическими различиями счастливых людей: эвдемоническое и гедоническое. В соответствии с эвдемоническим пониманием, счастье — это «состояние совершенства» и «обладания высшими благами», что обусловлено совершенствованием личности и самореализацией человеком себя как духовного, разумного существа. Гедоническое означает наслаждение, переживание радости, восторга, других положительных ярких эмоций. Согласно гедоническому пониманию, счастье — это «сума наслаждений, которые испытывает или испытывал человек», что обусловлено любыми удовольствиями и радостями, которые выпадают на его долю в разных сферах жизни [19].

Раскрытию сущности категории «счастье» в дальнейшем было посвящено много работ. Применительно к задаче настоящего исследования большой интерес представляют высказывания Л.Н. Толстого в статье «В чем моя вера?». Привожу их из сравнительно недавно опубликованного труда «Антология русского качества» (200).

Условиями, при которых человек чувствует себя счастливым, по Л.Н. Толстому, являются: «жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе, общении с Землей, растениями, животными»; «труд, во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон»; «семья»; «свободное, любовное общение со всеми разнообразными людьми мира»; «здоровье и безболезненная смерть».

Интерес приведенных высказываний заключается в том, что Л.Н. Толстой сформулировал объективные условия переживания счастья. На фоне всеобщего увлечения современных специалистов только субъективными проявлениями счастья эти высказывания особенно ценны. Конечно, не во всем можно согласиться с Толстым. Но то, что могут быть не только субъективно-оценочные, но и объективные показатели даже такой «интимной» психологической составляющей качества жизни, как переживание счастья, из приведенных цитат явно вытекает [14].

Философским и психологическим аспектам категории «счастье» посвящено много работ. Из последних работ наиболее известны монографии В. Татаркевича (1981), В. Франкла(190) и М. Аргайла(1990).

Их подробный анализ дал В.И. Меренков (1999, 2002).

Упомянутые авторы по-разному трактуют сущность категории «счастье». В. Татаркевич трактует её как удовлетворенность жизнью в целом. В. Франкл связывает переживание счастья с реализацией смысла жизни человека. По М. Аргайлу, счастье-это общее эмоциональное состояние человека, отражающее преобладание у него положительных эмоций, таких как: удовольствие, душевный покой, эмоциональный подъем, радость, интерес, восторг, увлеченность, довольство [5].

В настоящее время существует несколько теорий счастья, развивающих представление древних. Общим из них является понимание счастья как доминирующего в жизни человека позитивного эмоционального состояния, обусловленного разными факторами. Отсюда — рассмотрение счастья как аффективного компонента субъективного качества жизни.

При разработке психологических проблем качества жизни необходимо иметь в виду, что по соотношению склонности к гедоническому или эвдемоническому восприятию жизни и, соответственно, по характеру смысложизненной ориентации, люди существенно различаются.

Возможность существования типологических различий в человеческой популяции по социально-психологическому основанию вытекает из результатов некоторых эмпирических исследований. Так, в результате реализации под руководством П.А Сорокина в 40-е годы 20 века Гарвардского проекта были выделены группы людей, характеризующиеся либо «агрессивным эгоизмом», либо «созидательным альтруизмом». Каждая из этих групп имеет свой специфический склад ума и особенности характера, то есть группы различаются по качественным характеристикам своего психологического потенциала [31].

Отсюда вытекает следствие — у различающихся по названным признакам групп людей должна быть и специфика ощущения счастья, и более широко, понимания качества жизни. Об этом, собственно, писал еще Аристотель: «Хорошая жизнь — это когда человек живет в согласии с истинной своей природой». Но «природа» каждого человека индивидуальна, и она по отношению к счастью других людей, общества в целом может иметь и положительное, и отрицательное значение. Поэтому решение вопроса о критериях качества жизни зависит от вида ценностей и их значимости для индивида, семьи, трудового коллектива, любой вышестоящей общности людей.

Выводы по Главе 1

. В настоящее время не существует однозначного мнения в определении понятия «качество жизни». Качество жизни представляет собой широкий комплекс условий жизнедеятельности человека и включает в себя уровень жизни, а также такие составляющие, которые относятся к экологической среде обитания, социальному благополучию, политическому климату, психологическому комфорту.

В зарубежной науке понятие «качество жизни» связано с именем ученых Д.А. Карновского, Н.М. Бредберна, У. Роджерса. Все имеющиеся на сегодняшний день в науке определения качества жизни не являются универсальными, не отражают качество жизни как некую целостность, а выражают лишь частные характеристики, отдельные стороны категории качества жизни.

. В отечественной психологии качество жизни выступает как удовлетворенность индивида в физическом, социальном, психологическом и духовном плане, то есть условное благополучие во всех сферах жизнедеятельности, оцениваемое индивидом по совокупности своих субъективных переживаний, а, следовательно, не всегда отражающее его состояние по объективным критериям, но в определенной мере зависящее от них.

. В воспринимаемом качестве отражается не только значимость для субъекта элементов внешней действительности, но и отношение к ней самого субъекта, поскольку то, «что человек осознает, и то, как он это осознает, обусловлено реальными взаимоотношениями человека с окружающим». Из этого следует, что воспринимаемое качество представляет собой системный эффект, в котором интегрированы субъективные и объективные стороны повседневной жизни и деятельности людей. На этом основании специфика построения методов и методик измерений качества жизни. Определили, что к категории «субъективного качества жизни» относится «счастье» (аффективный компонент) и удовлетворенность жизнью (когнитивный компонент).

Данный вывод определил выбор методов и методик нашего исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области

.1 Этапы и методы исследования

Исследование особенностей восприятия субъективных компонентов субъективного качества жизни проводилось в течении 2-х месяцев. Работа проводилась поэтапно в трех группах по 15 человек. Первую группу респондентов составили школьники МОУ СОШ №20(10-11 лет, 15 человек) города Астрахань, вторую группу составили студенты «Астраханского Социально-педагогического колледжа», группа 3С, 15 человек(18-20 лет), и в третью группу респондентов вошли лица пожилого возраста села Енотаевка, Астраханской области(60-70 лет),15 человек.

Исследование включало три блока:

Ι ЭТАП — организационный;ЭТАП — практический;ЭТАП — аналитический.

В работе использовались следующие методики исследования:

1. Свободные ассоциации понятий с качеством жизни Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49]. Респондентам предлагается написать 10 понятий ассоциируемых с качеством жизни.

. Опросник «Счастье» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49]. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Насколько счастливым или несчастливым Вы себя обычно чувствуете?», выбрав один из вариантов ответа по шкале «счастье»: от «В высшей степени несчастлив» до «В высшей степени счастлив».

. Опросник «Удовлетворенность жизнью» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49]. Респондентам предлагалось оценить по семибалльной шкале пять утверждений определяющих «удовлетворенность жизнью»: В основном моя жизнь близка к идеалу; условия моей жизни отличные; я удовлетворен своей жизнью; до сих пор я имел то важное что хотел; если бы я мог начать жизнь заново я не стал бы в ней почти ничего менять.

2.2 Результаты исследования и выводы

Исследование начали с использования методики «Свободные ассоциации понятий с качеством жизни» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

В 3-х выборках респондентов было проведено анкетирование: свободные ассоциации понятий качества жизни. При помощи контент-анализа в каждой выборке испытуемых выявлена частота упоминания единицы анализа (компонента качества жизни) (см. табл.1).

Таблица 1

Частота упоминания компонента качества жизни в трех группах испытуемых

Единица анализа Категории

Единица анализа Подкатегории

Единицы счета Частота упоминания абсолютная, раз.

Единицы счета Частота упоминания относительная, %

1. Категория Школьники МОУ СОШ №20 (10-11 лет, 15 человек) г.Астрахань

Учеба

15

100%

Хобби

13

86.66%

Друзья

15

100%

Семья

15

100%

Природа

9

60%

Общество

3

20%

Деньги

3

20%

Здоровье

13

86.66%

Книги

9

60%

Свобода

7

46.66%

Отдых

14

93.33%

Экология

2

13.33%

Спорт

8

53.33%

Творчество

11

73.33%

2. Категория Студенты «Астраханского Социально-педагогического колледжа», группа 3С, 15 человек (18-20 лет) г.Астрахань

Здоровье

14

93.33%

Любовь

14

93.33%

Отдых

15

100%

Развлечения

14

93.33%

Дружба

12

80%

Самодостаток

10

66.66%

Учеба

8

53.33%

Юмор

12

80%

Безопасность

9

60%

Сопереживание

8

53.33%

Секс

10

66.66%

Личная свобода

13

86.66%

Получение качественного образования

13

86.66%

Профессионализм

10

66.66%

Материальный достаток

12

80%

3. Категория Лица пожилого возраста села Енотаевка, Астраханской области (60-70 лет), 15 человек.

Здоровье членов семьи

14

93.33%

Экологическое благополучие окружающей среды

12

80%

Отсутствие критической обстановки в стране

10

66.66%

Любовь

9

60%

Отсутствие хамства и грубости в обществе

10

66.66%

Еда

8

53.33%

Деньги

9

60%

Уровень образования детей

12

80%

Отдых

9

60%

Духовное развитие

13

86.66%

Праздники

8

53.33%

Общение с близкими

15

100%

Стабильность политической жизни

14

93.33%

Нужность детям и внукам

15

100%

Уверенность в завтрашнем дне

15

100%

На базе полученного контент-анализа можно составили сравнительную таблицу единиц анализа на трех временных срезах респондентов (табл.2).

Таблица 2

Ранжирование понятий, связанных с восприятием субъективного качества жизни в трех группах испытуемых

 Порядок единицы анализа

Школьники (10-11 лет)

Студенты (18-20 лет)

Лица пожилого возраста(60-70 лет)

1

Учеба

Отдых

Общение с близкими

2

Друзья

Здоровье

Нужность детям и внукам

3

Семья

Любовь

Уверенность в завтрашнем дне

4

Творчество

Развлечения

Здоровье членов семьи

5

Здоровье

Личная свобода

Стабильность политической жизни

6

Хобби

Получение качественного образования

Духовное развитие

7

Отдых

Юмор

Экологическое благополучие окружающей среды

8

Природа

Материальный достаток

Отсутствие критической обстановки в стране

9

Книги

Профессионализм

Отсутствие хамства и грубости в обществе

10

Спорт

Секс

Праздники

В результате ранжирования понятий, выделенных на трех временных срезах, по субъективной значимости каждого понятия для качества жизни респондента можно сформировать единый список из 20 понятий: образование, здоровье, уверенность в завтрашнем дне, экология, профессия, стабильная обстановка в стране, любовь, друзья, отдых, семья, материальный достаток, духовные ценности, самоуважение и уважение окружающих, личная свобода, творчество, хобби, здоровье членов семьи, свое жилье, любимая работа, питание.

Исследование показывает, что «качество жизни» является динамическим процессом: субъективные и объективные компоненты изменяются во времени и зависят от рода занятия респондентов. Данное исследование ярко показывает динамику компонентов качества жизни, если школьников волнует творчество, хобби, природа, то студентов волнует материальный достаток и личная свобода, а вот людей пожилого возраста уже волнует нужность детям и внукам и уверенность в завтрашнем дне. Если школьник выделил такой компонент как «учеба», то у студента мы наблюдаем трансформацию этого понятия в «получение качественного образования». У студентов можно выделить и социальную динамику компонентов «качества жизни», которая проявляется в том, что усиливается направленность на достижение статуса, это и объясняет их стремление к профессионализму, и их меньше стали волновать политика и глобальные проблемы.

Таким образом, качество жизни выступает системным, комплексным, интегральным показателем человеческой жизни, в котором находят свое отражение такие фундаментальные онтологические параметры жизни, как её смысл, цели, задачи, средства их решения, способ жизнедеятельности, наполненность жизни, её духовное и эмоциональное богатство, душевная комфортность, уровень и характер потребления, условия существования. При анализе диалектики этих параметров жизни обнаруживается, что они могут не совпадать между собой как во времени, так и в пространстве. Например, наличие условий для жизни вовсе не означает еще её высокого качества, поскольку эти самые условия человек еще только должен осмыслить и эффективно ими воспользоваться. Вне общественных ценностей, вне собственной социальности человек не может обеспечить подлинно высокое качество своей жизни. Быть здоровым, красивым, умным, счастливом, самодостаточным нужно не только для себя, но и для других. Прежде всего, для своих родных, для своих друзей, дорогих себе людей. А в целом — для общества в котором ты живешь. Точно также, как окружающая человека природная среда была и остается единственным местом его жизни, так и сама его жизнь остается единственной и неповторимой. Здесь крайне важно-то обстоятельство, что качество жизни выражает и выражается через человеческие отношения, взаимосвязи, общение, которые вовсе не стоит рассматривать как простое средство обеспечения качества жизни. Наоборот, именно эти отношения, их характер и содержание и есть качество жизни, тогда как результат создания и развития этих отношений предстает перед нами как содержание жизни, то есть, частный компонент её качества.

Результаты исследования субъективного понимания счастья представлены на рис. 1, 2, 3.

По результатам исследования можно увидеть, что наиболее выраженный «вполне счастливый» уровень ощущения счастья прослеживается у школьников (10-11лет), у студентов (18-20лет) выражен уровень «умеренно счастливый», а вот у лиц пожилого возраста (60-70лет) прослеживается наиболее чаще встречающийся уровень ощущения счастья «немного счастлив».

Рис. 1 Результаты исследования понятия «счастье» у школьников МОУ СОШ №20 (7-11 лет)

В понятие «счастье» школьники вкладывали такие компоненты как: учеба, хобби, семья, друзья, творчество, здоровье, природа, книги, спорт. Это говорит о том, что школьники позитивно относятся к учебе, им нравится получать знания [табл 2].

Рис. 2 Результаты исследования понятия «счастье» у студентов группы 3С Астраханского Социально-педагогического колледжа(18-20 лет).

Для студентов счастье выражалось в отдыхе, здоровье, любви, развлечениях, получении качественного образования, юморе, материальном достатке, профессионализме [табл 2].

Рис. 3 Результаты исследования «счастья» лиц пожилого возраста села Енотаевка Астраханской области (60-70 лет)

Для лиц пожилого возраста счастье — это уверенность в завтрашнем дне, нужность близким и родным людям, стабильная политика, здоровье членов семьи [табл 2].

Отсюда можно сказать, что счастье является способом субъективного бытия человека, в котором выражаются его наиболее индивидуализированные, интимно-личностные и одновременно целостные формы осознания себя и своего существования в мире с точки зрения реализации личностных смыслов и жизненных устремлений, соотношений действительности и идеала, ценностных приобретений и понесенных потерь, надежд и разочарований.

Далее респондентам предлагалось оценить по семибалльной шкале пять утверждений определяющих «удовлетворенность жизнью».

Полученные результаты оформляем в таблицу.

Таблица 3

Результаты исследования «удовлетворенность жизнью» школьников МОУ СОШ №20 (7-11 лет).

Утверждения

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

12

13

14

15

1.В основном моя жизнь близка к идеалу

5

5

5

6

4

4

5

5

5

5

5

4

4

5

5

2.Условия моей жизни отличные

5

5

5

5

5

4

4

6

4

6

4

6

5

5

5

3.Я удовлетворен своей жизнью

6

6

6

6

6

6

5

7

7

4

5

5

6

7

7

4.До сих пор я имел все то важное, что хотел

4

4

4

5

5

7

7

7

7

7

6

6

6

6

6

5.Если бы я мог начать жизнь заново, я не стал бы в ней почти ничего менять.

6

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

4

6

6

Таблица 4

Результаты исследования «удовлетворенность жизнью» студентов группы 3С Астраханского Социально-педагогического колледжа(18-20 лет)

Утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.В основном моя жизнь близка к идеалу

5

4

4

4

4

4

3

4

3

5

4

4

4

5

5

2.Условия моей жизни отличные

4

2

3

3

5

4

4

4

4

5

4

6

4

4

5

3.Я удовлетворен своей жизнью

3

3

4

3

3

3

4

5

5

6

5

5

6

4

7

4.До сих пор я имел все то важное, что хотел

4

4

4

5

5

6

6

6

4

5

3

3

4

3

2

5.Если бы я мог начать жизнь заново, я не стал бы в ней почти ничего менять.

3

3

2

2

2

2

1

2

3

1

4

4

1

4

4

Таблица 5

Результаты исследования «удовлетворенность жизнью» лиц пожилого возраста села Енотаевка Астраханской области (60-70 лет)

Утверждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.В основном моя жизнь близка к идеалу

4

5

5

4

5

4

5

5

5

5

4

4

4

5

5

2.Условия моей жизни отличные

3

4

3

3

5

4

4

5

4

5

4

6

4

4

5

3.Я удовлетворен своей жизнью

4

5

5

5

3

4

3

6

4

6

5

3

6

4

6

4.До сих пор я имел все то важное, что хотел

5

4

4

5

5

3

4

6

4

5

5

5

4

3

4

5.Если бы я мог начать жизнь заново, я не стал бы в ней почти ничего менять.

6

5

4

4

4

4

5

2

4

6

6

6

5

4

6

По результатам проведенного исследования, если обратить свое внимание на баллы поставленные респондентам от низкого до высокого, то видно, что «удовлетворенность жизнью» как один из компонентов качества жизни имеет динамических характер и во временном срезе изменяется. Особое внимание хочется обратить на то, что студенты в возрасте еще только 18-20 лет, уже задумываются начать жизнь заново и поменять некоторые моменты в ней. А вот лица пожилого возраста радуются тому, как они прожили жизнь и беспокоятся лишь о настоящем, а не о прошлом [табл 3,4,5].

Из всех проведенных выше исследований можно сделать следующий вывод, что состав и динамика компонентов качества жизни, определяющих его субъективную оценку, зависят от рода занятий и возрастного уровня. Общая оценка качества определяется согласованностью реальных и идеальных субъективных представлений людей о различных сторонах и элементах жизни [31].

Для того, чтобы определить особенности восприятия субъективного качества жизни, населением Астраханской области, использовали опубликованные Институтом психологии РАН данные по оценке субъективного качества московскими респондентами [50;51;52] Обращает на себя внимание тот факт, что в нашей группе респондентов «школьники», на первое место вышли такие характеристики, как семья, друзья, учеба, отдых, творчество. В московской выборке качество жизни соотносится с такими понятиями, как семья, учеба, спорт, хобби (музыка, искусство), материальный достаток. В выборке «студенты» в нашем исследовании, в среде показателей качества жизни выделились отдых, здоровье, любовь, развлечения. В московской выборке — любовь, здоровье, семья, учеба. В выборке пожилых людей разница в показателях субъективного качество жизни не выделена. На основании этого, вычислена корреляция между двумя групповыми иерархиями с целью определить, — являются ли отличия в московских и астраханских выборках значимыми. По вышеперечисленным показателям, эмпирическое значение rs в выборке «школьники» оказалось выше критического и составило rs = 0, 58 при р ≤ 0,01, в выборке «студенты» — rs = 0, 64 при р ≤ 0,01. Определено, что восприятие субъективного качества жизни у астраханских школьников и студентов значимо отличается от московских респондентов. При оценке показателя «счастье» обнаружена положительная корреляция у группы «пожилые люди» — rs = 0, 48 при р ≤ 0,05, между московской и астраханской выборкой респондентов. Московские респонденты определяют себя как «умеренно счастлив», в то время, как астраханские — «немного счастлив». Данный показатель рассматривается нами, как значимый, если учесть, что выборка испытуемых небольшая. Следовательно, восприятие населением компонентов субъективного качества жизни в Астраханской области значимо отличается от восприятия компонентов субъективного качества жизни москвичами. В качестве основной причины подобных результатов, мы выдвигаем экономический фактор. Однако, это только предположение и специального исследования для подтверждения или опровержения подобного предположения не проводили.

качество жизнь восприятие население

Выводы по Главе 2

По результатам проведенного исследования можно сделать несколько выводов о восприятии субъективного качества жизни население Астраханской области:

. Качество жизни является динамическим процессом: субъективные и объективные компоненты изменяются во времени и зависят от рода занятий респондентов, а именно это подтверждает доказательство нашей поставленной гипотезы.

. В группе респондентов «школьники» выделяются такие особенности, как выделение учебы на первое место и высокий показатель счастья. В группе респондентов «студенты» прослеживается трансформация компонента «учеба» в «получение качественного образования», и выделение отношения к семье через заботу к близким людям. В группе респондентов «пожилые люди» субъективное качество жизни определяется, как нужность родным людям, уверенность в завтрашнем дне и стабильной политике.

. Восприятие населением компонентов субъективного качества жизни в Астраханской области по таким показателям, как восприятие компонентов субъективного качества жизни школьниками и студентами, значимо отличается от восприятия компонентов субъективного качества жизни москвичами, невозможно однозначно объяснить полученные результаты. Их можно определить как особенности восприятия субъективного качества жизни в мегаполисах и малых городах. Критериев может быть множество: разные мотивы, интересы, ценности, эталоны, экологическая обстановка, возможности самореализации. Последней представляется нам наиболее интересным. Взаимосвязь между субъективным восприятием качества жизни и самореализацией будет нами рассмотрена в последующем исследовании.

Заключение

Качество жизни выступает системным, комплексным, интегративным показателем человеческой жизни, в котором находят свое отражение такие фундаментальные онтологические параметры жизни, как ее смысл, цели, задачи, средства их решения, способ жизнедеятельности, наполненность жизни, ее духовное и эмоциональное богатство, душевная комфортность, уровень и характер потребления, условия существования. Расшифровывая каждое из этих понятий конкретно, мы сталкиваемся с их внутренней сложностью и диалектикой. При анализе диалектики параметров качества жизни обнаруживается, что они могут не совпадать между собой как во времени, так и в пространстве. Например, наличие условий для жизни вовсе не означает еще ее высокого качества, поскольку эти самые условия человек еще только должен осмыслить и эффективно ими воспользоваться. С другой стороны, уровень и характер потребления также не идентичны понятию качества жизни, поскольку последнее вовсе не сводится к объему потребляемых или накапливаемых ресурсов. Отсюда следует фундаментальный вывод о том, что все имеющиеся на сегодняшний день в науке определения качества жизни не являются универсальными, не отражают качество жизни как некую целостность, а выражают лишь частные характеристики, отдельные стороны категории качества жизни.

Целью нашего исследования было исследование особенностей субъективного качества жизни населением Астраханской области.

Используя методики Свободные ассоциации понятий с качеством жизни Т.Н. Савченко, Г.М. Головина; Опросник «Счастье» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина; Опросник «Удовлетворенность жизнью» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49]., определили, что восприятие населением компонентов субъективного качества жизни в Астраханской области зависит, прежде всего, от рода занятий респондентов, таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу. Также было установлено, что показатели, связанные с понятием «качество жизни» в астраханской выборке значимо отличается от восприятия компонентов субъективного качества жизни москвичами по тем же группам испытуемых.

Данное исследование является пилотажным с целью поиска правильных стратегий в изучении компонентов субъективного качества жизни. В частности, следует конкретизировать работу, опираясь на взаимосвязи между восприятием компонентов субъективного качества жизни и личностными особенностями испытуемых, удовлетворенность трудом или учебой, уверенностью в себе, самореализация в профессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.       Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. — М.: Наука, 2005

2.       Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова- Славская. — М.: Мысль, 2006

.        Акопов, Г.В., Быкова, Н.Л. Исследование динамики смысложизненных ориентаций//Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни/ Под ред. В.Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001.

.        Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960

.        Аргайл, М. Психология счастья. М.: Прогресс, 2006.

.        Артемьева, Е.Б. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука-Смысл,. 2006.

.        Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2002.

.        Барабанщиков, В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.

.        Барабанщиков, В.А., Носуленко В.Н. Системность, восприятие, общение. М.: ИП РАН, 2004.

.        Бессонова, Ю.В. Психологические особенности профессиональной мотивации деятельности//Профессиональная пригодность. М.: ИП РАН, 2004. С. 113-137.

.        Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2201.

.        Василюк, Ф.Э. Психология переживания. М., 2004.

.        Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 2006.

.        Власова, Ю.С., Головина Г.М. Особенности выраженности компонентов субъективного качества жизни сотрудников МВД и работников сферы обслуживания// Сборник статей. Выпуск 3. М.: Высшая школа психологии, 2006. С. 31-52.

.        Голиков, Ю.Я. Методология психологических проблем проектирования техники. М.: ПЕР СЕ, 2003.

.        Голиков, Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: ИП РАН. 2006.

.        Головина, Г.М., Савченко Т.Н. Влияние экономического фактора на субъективное качество жизни// Проблемы экономической психологии. Т.1 / Под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. М, ИП РАН, 2204.

.        Головина, Г.М. Удовлетворенность жизнью и стили поведения // Материалы Всероссийского съезда Российского психологического общества. СПб.: Российское психологическое общество, 2003.

.        Головина, Г.М., Савченко Т.Н. Методы исследования качества жизни // Материалы II Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. Ростов-на-Дону: Российское психологическое общество, 2006. С.145-146

.        Головина, Г.М. Структура показателя общей удовлетворенностью жизнью// Качество жизни: критерии, оценки. Отечественный и зарубежный опыт. М., 2002. С.17-19.

.        Головина, Г.М., Савченко Т.Н. Система показателей и методы оценки качества жизни. М: ИПРАН, 2001.

.        Гордон, Л. и др. Опыт многомерного описания материально-экономической дифференциации населения// Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. №1.

.        Деркач, А.А., Зазыкин, В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы).

М.:МААА, 2002.

.        Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 2008.

.        Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий. М., 2006.

.        Железнов, Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. М., 2004.

.        Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности. М.: ИПРАН, 2003.

.        Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в россойском обществе. М.: ИПРАН, 2006.

.        Задесенец, Е.Е. Качество жизни. Гос. Регулирование и социальное партнерство. Тезисы. М.: ВНИИТЭ, 2003. С.36-37.

.        Зараковский, Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие.- М.: смысл, 2009. С. 319

.        Зараковский, Г.М. Социально-личностное благополучие в структуре качества жизни общества. Показатели и критерии// Сборник докладов по качеству жизни. Критерии и оценки. М.: ВНИИТЭ, 2003.

.        Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2003.

.        Иванова, Е.М. Профориентационная профессиограмма. М.: ВШП, 2005.

.        Иващенко, А.В., Щербакова, Л.Н. Методики изучения стратегии жизненного успеха личности. М., 2001.

.        Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000.

.        Кабаченко, Т.С. Психология управления. В 2-х частях. М.: 2006.

.        Каверин, С.В. Мотивация труда. М.: ИП РАН, 2008.

.        Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 2008.

.        Климов, Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 2006.

.        Кузьмичев, Л.А. Методика оценки качества жизни. М.: ВНИИТЭ, 2002.

.        Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М., 2007.

.        Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблемы потребностей// Психологический журнал. 2005. Т.13.№2. С.107-117.

.        Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука», 2008.

.        Методика оценки качества жизни, М.: ВНИИТЭ, 2000. Под ред. Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

.        Методы исследования психологических структур и их динамики/ Под ред. Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.

.        Муравей, Л.А. Экология и безопасность жизнидеятельности. М.: «Юнити», 2000. С.411-412.

.        Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности/ Под общ. ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003.

.        Савченко, Т.Н. Динамика качества жизни и психологический статус // Методы исследования психологических структур и их динамики. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С.38-53.

.        Савченко, Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования.- М.: Изд-во «Институты психологии РАН», 2006.-170 с.

.        Савченко, Т.Н., Головина Г.М. Экология человека: теоретическое и экспериментальное исследование качества жизни. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

.        Савченко, Т.Н., Соколов Е. Мотивация и удовлетворенность жизнью// Методы исследования психологических структур и их динамики. М.: ИП РАН, 2001. С.

.        Хащенко, В.А., Хащенко, Н.Н., Баранова, А.В. Социально-психологические исследования критериев качества жизни личности// Качество жизни и социально-психологическое состояние населения. М.: ВНИИТЭ, 2003, С.29-39.- (Труды ВНИИТЭ; Вып.8).