МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Астраханский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Учебная дисциплина: «Юридическая психология»
Контрольная работа
Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Астрахань 2014г.
1. Раскройте правовое значение понятия личности человека
Индивид, субъект, личность. Проблема личности — одна из центральных в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.
Достаточно внимательно посмотреть на целый ряд правовых норм, чтобы убедиться в том, какое большое значение придает законодатель понятию личности, требуя от правоохранительных органов не формально, а по существу учитывать психологическое содержание данного понятия, проявляя на деле «уважение чести и достоинства личности» участников уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК), руководствуясь принципами «неприкосновенности личности» (ст. 10 УПК), справедливости назначения наказания лицам, совершившим уголовное преступление (ст. 6 УК), административное правонарушение с учетом «личности виновного» (п. 2 ст. 4.1 КоАП).
Аналогичное положение содержится и в других правовых нормах. Например, при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3 ст. 60 УК).
Выражение «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2 ст. 73 УК).
Целый раздел (VII) Особенной части УК посвящен «преступлениям против личности».
Термин «личность» используется и в процессуальном законодательстве. Так, при производстве по уголовному делу обязательному доказыванию в числе прочих подлежат «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК).
В процессе судопроизводства устанавливаются «личность подсудимого», «данные, касающиеся его личности» (ч. 1 ст. 265 УПК) и т.д.
Также широко используется термин «личность» и в гражданском праве, особенно когда дело касается защиты чести и достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей» (ст. 150-152, 1099- 1101 ГК).
Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности
... «психологического воздействия» иногда используются как взаимозаменяемые. Это происходит потому, что до сих пор не выработано единого подхода к использованию психологических терминов в юридической теории и практике. ... в целом, а не бъективной действительности, ибо, заметно изменяя, например, самооценку личности, ее отношение к самой себе, часто никоим образом не затрагивается реальное ...
Кроме того, при рассмотрении целого ряда гражданско-правовых споров в суде, хотя в законе прямо и не употребляется сам термин «личность», однако без ее оценки просто невозможно объективно разрешать возникающие споры. Речь идет прежде всего о применении ст. 177 ГК в случаях признания сделки недействительной, «совершенной гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими». В этой связи справедливо обращается внимание на то, что для оценки и определения «такого состояния» требуются знания в различных областях науки, и в частности, не только в психиатрии, но и в психологии.
По существу, аналогичные взгляды высказываются в отношении завещательной дееспособности. В подобных случаях важно видеть связь между содержанием завещания и «психологическими особенностями личности» наследодателя1. Более того, в любом случае, когда оценивается «дееспособность — неполная (ограниченная) дееспособность — недееспособность» субъекта любой сделки, нельзя не учитывать психологических критериев, а следовательно, индивидуально-психологических особенностей личности субъектов тех или иных правоотношений, какой бы сделки или какого бы гражданско-правового спора это ни касалось.
Однако, если внимательно вчитываться в тексты УК, УПК, ГК, ГПК и даже в комментарии к ним, мы, к сожалению, не найдем обязательных к установлению психологических признаков, раскрывающих этот широко употребляемый термин. По утверждению О. Д. Ситковской, выход из сложившегося положения можно найти, если в законодательные акты будут введены более четкие, ограничительные формулировки, с тем чтобы сторонам процесса, суду было ясно, какие именно психологические признаки личности, к примеру подсудимого, должны быть обязательно установлены (подлежат доказыванию).
Суд должен учитывать «совокупность свойств и состояний личности виновного, проявившихся в механизме преступного поведения или иным образом значимых для индивидуализации наказания», и это должно быть прописано в законе2. Аналогичным образом необходимо конкретизировать понятие личности и в гражданском праве.
2. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности
Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей; своего рода проекция его реального «Я» на «Я» идеальное. Самооценка свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой, поэтому она также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, проявление им своей личности. ‘Гак, слишком завышенная самооценка может говорить не только о незавершенном процессе формирования личности, но и о серьезных отклонениях от психической нормы. Человек с неадекватно завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее признание, более высокий социальный статус. Заниженная самооценка также оказывает негативное влияние на формирование личности, только в ином направлении, способствуя возникновению у субъекта устойчивой неуверенности в себе, необоснованно повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге — формированию комплекса неполноценности.
Реферат на тему Личность как субъект познания
... в вузах благоприятных демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития; - осознание и приятие всеми субъектами научно-педагогического процесса в вузе иерархизированной системы ценностей ...
Для объективной оценки личности субъекта помимо его самооценки необходимо также учитывать оценку личности индивида окружающими его людьми. Неоправданное завышение самооценки личности сопряжено со снижением ее оценки группой. И наоборот, повышение оценки, которую дает субъект окружающим, ведет к повышению реальной оценки его личности со стороны окружающих. Субъект с высокой самооценкой и с низкой оценкой его окружающими представляет тип конфликтной личности,склонной приписывать себе достоинства, а окружающим недостатки. Соотношение указанных оценок определяет психическое самочувствие субъекта в группе, влияет на эффективность его профессиональной деятельности, социальный статус человека.
Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта, тесно связанным с самооценкой, является уровень его притязаний.
Под уровнем притязаний в психологии понимается, с одной стороны, ют уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой стороны, -желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»).
Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Установление субъектом оптимального уровня притязаний свидетельствует о зрелости его личности, объективно взвешенной оценке им своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств, о его самосознании.
Субъект, отличающийся зрелостью своей личности, по мнению известного американского психолога Гордона Олпорта (1897-1967), должен отвечать следующим критериям:
1) иметь широкие границы своего «Я», активно проявлять себя, свою позицию в различных сферах деятельности, межличностных отношениях, объективно оценивать и видеть себя со стороны;
2) уметь поддерживать доброжелательные отношения, проявлять сочувствие, уважительное отношение к другим, отличаться терпимостью к различиям в людях, их взглядах;
3) быть эмоционально устойчивым, терпимо относиться к разочаровывающим, раздражающим явлениям, собственным недостаткам, не озлобляясь в случае неудачи, стараясь не мешать своими отрицательными эмоциями окружающим;
4) быть реалистом, стремящимся к достижению личностно значимых реальных целей;
5) демонстрировать способность к самопознанию, обладать чувством юмора, четко представлять свои сильные и слабые стороны;
6) обладать целостной жизненной философией, видя наиболее значимое в собственной жизни, свои ценностные ориентации, которые придают значимость и смысл всему тому, что он делает.
Таковы некоторые основные критерии оценки уровня развития и сформированности личностной зрелости человека.
3. Какова психологическая структура личности
Психологическая структура личности — целостное образование, представляющее собой иерархизированную внутреннюю систему, включающую единство и проявление трех ее взаимосвязанных сторон (индивидуально-личностной, мировоззренческой и социально-психологической).
Личность как высшее психическое образование, биологическое и ...
... ума, ум - его развитие и особенности. Уровень личности - это показатель способностей и психического развития человека. в). Третий компонент личности - динамика реакций и пе- реживаний. Это ... характеристика индивидуальных стереотипов реагирования, аналогичная поня- тию характера. 1946), Л.С.Выготского (1960) нашли развитие в теории дея- тельности А.Н.Леонтьева (1975). Личность здесь ...
Она отражает совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся пожизненно и определяющих его поведение и деятельность, регуляцию и саморегуляцию.
Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований. Психические процессы представляют собой психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества, моральный и нравственный облик, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Общественно значимые качества личности отражают сложившуюся у нее систему убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики (отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции и установки), позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям представляет собой совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
... заказа, и с ребенком погулять); внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: ... напряжение, · частые и значительные отрицательные переживания; 3. Поведенческая сфера: · снижение качества и интенсивности деятельности, · снижение удовлетворенности деятельностью, · негативный эмоциональный фон ...
Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.
Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
4. Пройдите психологическое обследование через батарею тестов по диагностике личностных особенностей. Высказать суждения, возможно ли, и если да, то как именно, введение в заблуждение психолога недобросовестным испытуемым. Предложить систему защитных мер, позволяющих разоблачить симулирующего испытуемого до, в процессе и после завершения обследования
личность психологический обследование правовой
В связи с загруженностью психологов в самых различных подразделениях правоохранительных органов, довольно часто происходят случаи утаивания или предоставления ложной психологической картины сотрудников ОВД. Данные явления связаны с тем, что на огромное количество сотрудников выделяется считанное количество психологов (примерно 1 или 2).
Методика разработанная для проверки психологического и морального состояния обязывает проходить несколько тестов с огромным количеством вопросов каждого сотрудника ОВД по несколько раз в год. Тесты повторяются ежегодно (по этой причине некоторые даже сняли копии с ранее расставленными ответами-галочками).
На основании вышеизложенного нетрудно догадаться, что введение в заблуждение психолога недобросовестным испытуемым имеет место быть. Тем более, учитывая факт профессиональной деформации, подавляющая часть сотрудников пытается ввести в заблуждение психолога, да бы не попасть в «группу риска». Попав туда сотрудник становится посмешищем для окружающих и подвергается усиленной индивидуально-воспитательной работе.
Разрешением данного вопроса может являться улучшение морально-психологического климата внутри коллектива, предоставление психологам больших полномочий и добросовестное исполнение своих обязанностей сотрудникам находящихся на должности психолога. Ежегодное повышение квалификации сотрудников замещающих должность психологов.
Для разоблачения испытуемого до прохождения обследования необходимо руководствоваться характеристикой на данную личность. В процессе прохождения задавать вопросы с заранее известными ответами (с подвохом ), и в то же время диагностировать его поведение и ответы. А после обследования дать тест с такими же вопросами, но сформулированными иначе.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты:
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
2) «Уголовный Кодекс Российской Федерации» (УК РФ) От 13.06.1996 N 63-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
3) «Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации» (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 21.07.2014)
2. Основная литература:
1) http://www.silchenkova.ru/komp_ps_stryktyri/index.html
2) http://txtb.ru/142/4.html
3) Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов Н.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристь, 1996. — 336с.
План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики ...
... деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и ... руководителей выпускных классов по результатам психологического обследования Индивидуальное консультирование родителей выпускников В ... научно-исследовательской работы. Анализ результатов диагностики личности школьника. Разработка рекомендаций учителю. Выполнено ...
Размещено на