1.1Предмет клинич. психологии

Военный университет.

Контрольная работа

Тема: Разработка лекции по дисциплине «Клиническая психология».

Лекция № 1: Предмет клинической психологии. Понятие нормы.

Руководитель – консультант: подполковник Харитонов Александр Николаевич; Кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры психологии.

Защищена Оценка

«____»________________1998 г. «__________»

Москва – 1998 г.

«Утверждаю» начальник кафедры психологии полковник «А.Караяни». « » 1998года.

План проведения лекции по курсу «Клиническая психология» со слушателями (курсантами) военно-психологического факультета.

В

ведение.

Тема №1: «Предмет клинической психологии. Понятие нормы».

ВРЕМЯ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

  1. Клиническая психология как одна из ведущих областей современной психологии.
  2. Понятие нормы в медицине и психологии.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать у слушателей психологического факультета знания и основные представления о предмете клинической психологии; сформулировать задачи клинической психологии, а также сформировать у слушателей основные представления о норме в психологии. Показать значение клинической психологии для военного психолога, актуальность получения знаний в данной области психологии.

Основная литература: 1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 2. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. 3. Хомская Е.Д. Лурия А.Р. Научная биография. М.:Воениздат, 1992. 4. Статьи по проблемам клинической психологии. // Вестник МГУ. Сер.14. 1996. №2. 5. Клиническая психиатрия. Гл. 2. Под ред. Н. Е. Бачерикова –Киев: Здоровья, 1989. 6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1986. 7. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995. 8. Банщиков В.М., Гуськов В.О., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.: Медицина, 1967. 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1969. 10. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: МГУ, 1992. 11. Хрестоматия по патопсихологии. М.: МГУ, 1981. 12. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина, 1989. 13. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Р. на Дону: Феникс, 1996. В 2х томах. 14. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... сенсацией. Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, ... может дать в руки психолога “микроскоп”, позволяющий сделать невидимое, незамечаемое в норме видимым (“Об интеллекте”, 1870). Эмпирическими исследованиями в этом духе занимались парижский ...

Алгоритм изложения проблемы: 1. Новый предмет: (почему?).

Альтернатива общей, возрастной психологии. 2. Цель и задачи клинической психологии. Раскрыть программу прохождения курса. 3. Структура курса – 2 раздела: нейропсихология и патопсихология. Осветить тематический план курса. 4. Выставки литературы готовят отделения. 5. Виды отчётности: контрольные работы (рефераты) и зачёт с оценкой.

Алгоритм изложения I проблемы:  Предмет клинической психологии.  Клиническая психология и медицинская психология.  Отличия подходов к клинической психологии.  История (источники и основные авторы по клинической психологии) Неравномерность развития.  Структура клинической психологии в России, в ВС РФ: Нейропсихология. Патопсихология. Соматопсихология.  Значение клинической психологии для военных психологов.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (греч. Klinike – врачевание, kline – постель, ложе) – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Цель и задачи клинической психологии определяются потребностями клиники психиатрической, неврологической, соматической.

В центре клинической психологии (предмета) – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Эти связи имеют двухсторонний характер: 1)особенности психики обусловливают трудности адаптации человека, приводящие к риску возникновения болезненных состояний (психосоматика, неврозы и т.д.) 2)болезни и их последствия могут влиять на изменения психического склада человека, что ведёт к дезадаптации.

По мнению ведущих специалистов кафедры клинической психологии МГУ, клиническая психология представляет собой область психологической науки, изучающую частные и общие закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а так же закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально – трудовую адаптацию.

Клиническая психология в практическом плане — область профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья населения, направленной на профилактику заболевания, преодоление болезней, на успешную социально – трудовую адаптацию, реабилитацию. Существует подход, предполагающий отождествление клинической психологии и медицинской психологии. ( Карвасарский Б.Д., Бехтерев В.М., Мясищев В.Н., Лурия А.Р., Хомская Е.Д. и др.).

2 стр., 731 слов

Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику ...

... его от животного Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Психология спорта - это область психологической науки, изучающая ... собой прекрасный полигон для научных исследований. Особое значение в спортивной психологии отводится изучению деятельности спортсменов в экстремальных, стрессогенных условиях тренировки и ...

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией. Она изучает влияние психологических факторов на возникновение, течение болезней, и процесс выздоровления людей.

Другое значение КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ – термин, близкий значению термина Медицинской Психологии (родился в западной психологии, психологической психиатрии).

Означает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интелектуальном и личностном развитии, коррегирующей дезадаптации и делинкветных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психологами, психологическими и пограничными расстройствами.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ обозначает особый подход, метод в широком смысле, который позволяет изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Этот метод объединяет различные знания о человеке, общепсихологические закономерности, выводимые в Клинической Психологии «методом прецендента»), то есть путём клинического наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа случая; в результате этого складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.

В рамках клинической психологии психодиагностика и психологическая помощь направлены на выявление не столько дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезнеными состояниями и критическими жизненными ситуациями.

Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым, детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей, инвалидов, других нуждающихся, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса.

Основные источники клинической психологии (история возникновения и развития предмета).

1) Истоки клинической психологии – в работах психиатров в конце XIX века (Э.Крепелин, Э.Кречмер, И.Брейер, З.Фрейд, Ж.-М.Шарко, П.Жане и др.), их стремление с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать её феноменологию и специфические отличия от нормы. Клиническая психология складывалась, объединяя лучшие традиции классической психиатрии с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

19 стр., 9433 слов

Профессия клинического психолога

... которых зависит психологическое состояние и психическое здоровье его клиента. Задачей данной работы является анализ квалификационных требований к специалисту «клинический психолог», структуры ... профессиональные аспекты деятельности клинического психолога); заключения. Глава I Основные положения психологии труда. Прежде чем начинать анализ профессии клинического психолога, я сочла необходимым ...

2) Проникновение экспериментального метода в психиатрию и психологию (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Титченер и др.).

При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории — Э.Кепелина в Германии (1879), П.Пиаже во Франции (1890).Экспериментально – психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках в России — вторая в Европе лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С.С.Корсакова в Москве (1886), В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве, П.И.Ковалевского в Харькове. Ряд лабораторий был организован в США и Англии (6, 10).

Как писал В.М.Бехтерев в журнале «Обозрение психиатрии» в 1907г.: «Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, а не на умозрение, для психиатра уже не представляется возможным».

3) Изучение индивидуальных различий Ф.Гальтоном, Дж.Кеттелом в Англии, А.Бине, Ф.Симоном во Франции – начало применения тестов при исследовании психических больных. После 2й мировой войны – смещение в западной клинической психологии интереса с тестирования интеллекта на индивидуальные особенности. Рост применения проективных методик в клинике для более глубокого, тонкого понимания бессознательных тенденций личности, их психологического смысла.

4) Появление антипсихиатрического течения в клинической психологии, проникновение гуманистических идей с 60-х годов. Психотерапия становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется понятие «клиника» в сторону «клиники жизни», т.е. включает многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных проблем. Происходит расширение границ клинической психологии. Возникает социальная психиатрия, что способствует ускоренному распространению внебольничных форм ведения пациента, в том числе групповой, семейной психотерапии, психологического консультирования. Доминирующий подход – экологический, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих гармоничному взаимодействию его с социумом.

5) Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте отечественных психологов (нейро — и пато – психологов) – классиков В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищева и других. Современные клинические психологи, внёсшие большой вклад в развитие клинической психологии: Е.Д.Хомская, Б.С.Братусь, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, А.С.Спиваковская, Е.Т.Соколова и др.

Современные тенденции клинической психологии.

 Деятельность клинических психологов вышла за пределы клинической медицины, охватывает людей, нуждающихся в психологической помощи (от психологии в медицине к психологии психических проблем личности, группы).

 Повышение роли психопрофилактики. Использование знаний и методов клинической психологии в осуществлении неспецифической (первичной) профилактики, направленной на внесение «культуры здоровья» в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.  Психокоррекция детям и подросткам с аномалиями развития. Проведение профилактической работы с использованием разных форм психологической коррекции с контингентами лиц повышенного риска заболеваемости в отношении психосоматических недугов, так же как и широкого круга пограничных психических расстройств, алкоголизма и наркомании.  Усложняется круг функций клинических психологов, интенсивно расширяется сфера их деятельности.  Социальный заказ клинической психологии, её социальная ниша в виде охраны здоровья, накопление векового опыта связи медицины с психологическими факторами, компетентность клинических психологов обусловили масштабность и приоритетность этой психологической дисциплины. В США – 60% членов Национальной ассоциации психологов – клинические психологи.  Внедрение клинической психологии в соматические клиники, создание психологии телесности (психосоматики).

9 стр., 4261 слов

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...

... целом. Тема 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как ... Развитие характеризует: Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Гетерохронность развития означает асинхронность ...

 Разработка проблем семьи (дисгармония, трудности).

Разработка проблем, относящихся к роли семьи в дисгармоничном развитии ребёнка, созревании почвы для многих недугов, вплоть до психосоматических и пограничных расстройств. Проблема предупреждения этих опасностей и разработка мер их профилактики.  Задача распространения синдромно-психологического подхода в области клинико-психологических исследований психических болезней, психосоматических заболеваний, пограничных состояний. Новый взгляд на психический синдром как новообразование, влияющее на жизнедеятельность человека в целом, затрудняющее адаптационные возможности и стимулирующее разработку более сложного «объёмного подхода к коррекции и восстановлению любых изменений психической сферы.  Исследование проблемы нормы, её типологии, критериев, дифференциальной диагностики, выявление конституционно детерминированных вариаций путём нейропсихологического подхода, а также анализа психопатических и акцентуированных личностей и другие тенденции.  Неравномерный характер развития клинической психологии, в т.ч. по идеологическим причинам в нашей стране.  Тенденция к синтезу и построению общих принципов, разработке общих закономерностей и категорий, объединяющих разные области клинической психологии. Цель такой стратегической задачи — построение общей теории отклонений, изменений, нарушений, и восстановления психической деятельности при разнообразных видах патологии и аномалиях развития.

Современная структура медицинской и клинической психологии.Медицинская психология имеет две основные области: 1) связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний (изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретённой патологией, либо детерминированных врождёнными, в частности генетическими аномалиями. Делится на нейропсихологию (А.Р.Лурия) и экспериментальную патопсихологию (Б.В.Зейгарник).

2) Область, связанная с применением медицинской психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема – влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (менее развита).

5 стр., 2029 слов

Психическая норма

... этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии. 1. Психическая норма Психическая норма - относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным ... правилами. 1.2 Основные подходы к определению «норма - патология» Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми ...

Важнейшей остаётся проблема изучения взаимоотношений врача и больного (деонтология).

Структура медицинской (клинической) психологии.

Общая МП

МП

Частная МП

Психологические основы медицинской деонтологии

Клиническая психология

Нейропсихология

Патопсихология

Соматопсихология (психология телесности)

Значение клинической психологии для военных психологов.  Из 12 пунктов обязанностей войскового психолога – 4 в прямой постановке входят в область клинической психологии.  Знание клинической психологии позволяет учитывать закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию военнослужащих, социально-трудовую адаптацию.  Особая роль психодиагностики психических заболеваний в работе войскового психолога. Невозможно проводить качественную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии военнослужащих без знаний в области клинической психологии.  Возрастание неопределённости в перспективах общественной и индивидуальной судьбы, ослабление социальной поддержки, возрастание тревожности и чувства дискомфорта обуславливают резкое усиление воздействия психоэмоциональных стрессовых факторов на здоровье военнослужащих, повышая значение и роль психологической помощи в охране здоровья. Оказание психологической помощи невозможно без знания нейро и патопсихологии.  Велико значение клинической психологии для удовлетворения запросов практики, расширения консультативно-коррекционной помощи военнослужащим и их ближайшему окружению (семья, дети).

 Клиническая психология является фундаментом для интенсивного развёртывания медико-психологической службы в стране и в вооружённых силах.  Богатые возможности клинической психологии в решении широкого круга фундаментальных психологических проблем лишний раз подчёркивают большое значение данной дисциплины для военных психологов.

Выводы поI проблеме: Итак, выше нами были рассмотрены: определение клинической психологии; основные подходы к предмету клинической психологии и их отличия; основные источники клинической психологии; структура клинической психологи; современные тенденции развития данной отрасли психологии; значение клинической психологии для военных психологов.

Алгоритм изложения II проблемы.  Норма в психологии и медицине. Норма в общеупотребительном значении. Норма в медицине. Здоровье и болезнь, патология. Уровни психических нарушений.  Норма в психологии: зона функционального оптимизма.  Норма – реакция.  Характеристика функции.  Характеристика субъекта.  Успешная адаптация.  Психодиагностика и прогноз в клинической психологии.  Психологические основы клинической деонтологии.

25 стр., 12119 слов

Лекция №1 Предмет возрастной психологии. Общие закономерности ...

... комплексное использование различных методов исследования может дать объективное представление о психических особенностях человека. Возрастная психология как особенная отрасль психологической науки возникла в конце 19 века. ... кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме. Этот метод позволяет обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых ...

Норма в медицине и психологии.

Решение вопроса о разграничении психической нормы и патологии – ключевая задача клинической психологии, это связано с многообразием психических проявлений у одного и того же человека в различных условиях жизни, у разных людей в одинаковых условиях.

 Общеупотребительное понимание нормы. НОРМА – это то, что с общепринятой точки зрения соответствует определённым стандартам и требованиям (нормативам). Существуют понятия нормы физиологических отправлений и реакций, констант жизнедеятельности организма, психического функционирования, деятельностной активности, нравственных установок, семейных отношений и другие. Эти нормы – результат усреднения индивидуальных функций и проявлений, укладывающихся в определённый диапазон, позволяющий индивиду нормально приспосабливаться (существовать) в обычных и меняющихся жизненных условиях. Их значение зависит от биологических и социальных требований.

В медицине норма – такое состояние организма, показатели жизненных проявлений которого укладываются в рамки значений статистического усреднения аналогичных показателей, полученных от максимально возможного множества индивидов, «нормально» приспособленных к актуальной среде обитания

Важнейшее условие – соответствие функционирования организма требованиям среды, способность активного и продуктивного взаимодействия. Но этого подхода недостаточно. Болезнь – ведь это выход за оптимальные пределы нормы, связанный с изменениями оптимальной меры компенсаторно – приспособительной саморегуляции организма или с экстремальностью внешних воздействий.

Понятие «норма» (нормальный) базируется на совокупности общепринятых показателей (нормативов) структуры и функции организма, ЦНС и осуществляемых на этой основе психических процессов, поступков.

Установление нормы предусматривает использование измерительного аппарата (морфометрия, различные физиологические, психометрические методики, законодательные акты, регулирующие социальные отношения людей, наличие эталонных нормативов).

Применительно к психической деятельности норма – это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное» здоровье в медицинском и социальном смысле).

Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение их социальных обязанностей (практическое здоровье).

Понятие «здоровье» предполагает наличие нормы, в какой-то мере совпадает с ней, но оно шире, так как может включать и определённые отклонения некоторых показателей от нормы (при условии наличия принятой степени функциональной адаптированности к окружающей природе и социальной среде), то есть оно представляет собой континуум «идеальное здоровье – практическое здоровье».

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... деятельности человеческой психики, и чувства, потребности, воля). Предмет научного изучения в психологии — конкретные факты психической жизни, характеризующиеся качественно и количественно. Но научная психология требует перехода от описания явлений ...

По определению ВОЗ: психически здоровый (нормальный) – это человек, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а так же сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.

Психическая норма зависит от: - многообразия и индивидуальности психических функций (отражаются в способностях, поступках, моральных установках, в творческой и деятельностной активности, жизненной позиции, отношении к себе и окружающей среде, волевом контроле, поведении в повседневных и сложных ситуациях); - исторической эпохи; - социально – экономической структуры общества; - расовой, национальной и общественной принадлежности; - морали и других социальных факторов; - от общего жизненного контекста и психических процессов конкретного человека.

До сих пор нет общепринятых определений психической нормы, психической патологии. Психологов и психиатров не удовлетворяло грубое деление людей на психически здоровых (нормальных) и психически больных (ненормальных).

Поэтому были сформулированы концепции пограничных состояний (П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков, Г.К.Ушаков); предболезненных состояний (С.Б.Семичев);акцентуированных личностей (А.Е.Личко, К.Леонгард) и другие.

Понятие нормы (здоровья) и патологии (болезни) тесно взаимосвязаны – об этом следующие лекции. Психические болезни (нарушения) имеют психотический, психопатический и невротический уровни.

Психодиагностика и прогноз в клинической психологии.

Кратко освещая этот подвопрос, необходимо отметить, что решение задач клинико-психологической диагностики является неизменной функцией клинических психологов всех стран.

Психодиагностика — раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. Психодиагностика в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности (тесты интеллекта, проективные методики, опросники), позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.

Психодиагностика — это наука и практика постановки психологического диагноза.

Клинико-психологическая диагностика включает в себя: клинико-нозологическую диагностику, топическую диагностику, личностно-типологическую диагностику, диагностику дизонтогенеза и другие виды диагностики. Диагностические функции в клинической психологии тесно связаны и служат решению таких задач, как клинико-психологическое воздействие (психокоррекция и психотерапия), психопрофилактика, восстановление нарушенных психических функций и реабилитация больных, экспертиза (врачебно-трудовая, военно-медицинская, судебно-психолого-психиатрическая и др.), консультирование.

Важное место в клинической психологии занимает прогноз. Особо выделяются прогноз болезни, прогноз восстановления психических функций, социально-психиатрический прогноз, трудовой прогноз.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую ... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ...

Прогноз болезни — это обоснованное на данных клиники и этиопатогенеза предположение о дальнейшем течении и исходе психической болезни.

Прогноз восстановления психических функций — прогностическое предположение о компенсаторных возможностях индивидуума, учитывающее как общие положения о функциональной сохранности органов и систем при данном заболевании, так и индивидуальные (биологические и личностные) особенности индивидуума. Все виды прогноза играют важную роль в проведении экспертной работы.

Психологические основы клинической деонтологии.

Клиническая деонтология — это учение о профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения клинического психолога по отношению к больному.

Успешное проведение нейро- и патопсихологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе его между клиническим психологом и больным. Здесь имеет значение множество факторов. Если факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами, не подвержены в достаточной мере нашему влиянию и могут лишь учитыватся психологом при выработке тактики поведения, то требования к личности психолога формулируются достаточно чётко. Клинический психолог должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым к чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению к больному.

Исключительно важную роль играет уровень профессиональных знаний клинического психолога. К деятельности клинических психологов полностью применимы деонтологические требования, предъявляемые обычно к психиатрам. Одно из них — исключительно важное, заключается в сохранении профессиональной тайны. Клинический психолог не должен забывать и об ответственности, которую накладывает на него професия.

1.1Предмет клинич. психологии — Стр 2

Выводы поII проблеме: Нами было рассмотрено: понятие нормы в психологии и медицине, в общеупотребительном смысле; понятие психического здоровья и позиции, от которых оно зависит; значение психодиагностики и прогноза в клинической психологии; психологические основы клинической деонтологии.

Выводы по лекции: Итак, в процессе рассмотрения материала лекции мы получили основные представления о предмете, целях и задачах клинической психологии, а также о норме в психологии. Был дан материал по истории развития, источникам клинической психологии, её структуре и современным тенденциям развития. Подчёркивая важность изучения клинической психологии для военных психологов, следует ещё раз отметить, что в центре клинической психологии находится человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Поэтому в повседневной практике нужно крайне осторожно подходить к проблеме психической нормы и патологии, избегать грубого деления людей на психически здоровых и психически больных. В этом нам поможет как изучение концепций акцентуированных личностей, пограничных и предболезненных состояний, так и освоение всего курса дисциплины клиническая психология.

Задание на самоподготовку: 1. Проработать материал лекции и предложенные источники. 2. Рассмотреть понятия и определения клинической психологии, медицинской психологии, нейропсихологии и патопсихологии. 3. Самостоятельно доработать вопросы медицинской деонтологии. 4. Рассмотреть проблемы психодиагностики и прогноза, их связь с клинической психологией.

Лекция рассмотрена на заседании ПМК «Психотерапия» от «__»________ ____года.

Руководитель занятия:

23