1.1Предмет клинич. психологии

Военный университет.

Контрольная работа

Тема: Разработка лекции по дисциплине «Клиническая психология».

Лекция № 1: Предмет клинической психологии. Понятие нормы.

Руководитель – консультант: подполковник Харитонов Александр Николаевич; Кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры психологии.

Защищена Оценка

«____»________________1998 г. «__________»

Москва – 1998 г.

«Утверждаю» начальник кафедры психологии полковник «А.Караяни». « » 1998года.

План проведения лекции по курсу «Клиническая психология» со слушателями (курсантами) военно-психологического факультета.

В

ведение.

Тема №1: «Предмет клинической психологии. Понятие нормы».

ВРЕМЯ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

  1. Клиническая психология как одна из ведущих областей современной психологии.
  2. Понятие нормы в медицине и психологии.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать у слушателей психологического факультета знания и основные представления о предмете клинической психологии; сформулировать задачи клинической психологии, а также сформировать у слушателей основные представления о норме в психологии. Показать значение клинической психологии для военного психолога, актуальность получения знаний в данной области психологии.

Основная литература: 1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 2. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. 3. Хомская Е.Д. Лурия А.Р. Научная биография. М.:Воениздат, 1992. 4. Статьи по проблемам клинической психологии. // Вестник МГУ. Сер.14. 1996. №2. 5. Клиническая психиатрия. Гл. 2. Под ред. Н. Е. Бачерикова –Киев: Здоровья, 1989. 6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1986. 7. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Аргус, 1995. 8. Банщиков В.М., Гуськов В.О., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.: Медицина, 1967. 9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1969. 10. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М.: МГУ, 1992. 11. Хрестоматия по патопсихологии. М.: МГУ, 1981. 12. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина, 1989. 13. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Р. на Дону: Феникс, 1996. В 2х томах. 14. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... сенсацией. Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, ... может дать в руки психолога “микроскоп”, позволяющий сделать невидимое, незамечаемое в норме видимым (“Об интеллекте”, 1870). Эмпирическими исследованиями в этом духе занимались парижский ...

Алгоритм изложения проблемы: 1. Новый предмет: (почему?).

Альтернатива общей, возрастной психологии. 2. Цель и задачи клинической психологии. Раскрыть программу прохождения курса. 3. Структура курса – 2 раздела: нейропсихология и патопсихология. Осветить тематический план курса. 4. Выставки литературы готовят отделения. 5. Виды отчётности: контрольные работы (рефераты) и зачёт с оценкой.

Алгоритм изложения I проблемы:  Предмет клинической психологии.  Клиническая психология и медицинская психология.  Отличия подходов к клинической психологии.  История (источники и основные авторы по клинической психологии) Неравномерность развития.  Структура клинической психологии в России, в ВС РФ: Нейропсихология. Патопсихология. Соматопсихология.  Значение клинической психологии для военных психологов.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (греч. Klinike – врачевание, kline – постель, ложе) – область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Цель и задачи клинической психологии определяются потребностями клиники психиатрической, неврологической, соматической.

В центре клинической психологии (предмета) – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Эти связи имеют двухсторонний характер: 1)особенности психики обусловливают трудности адаптации человека, приводящие к риску возникновения болезненных состояний (психосоматика, неврозы и т.д.) 2)болезни и их последствия могут влиять на изменения психического склада человека, что ведёт к дезадаптации.

По мнению ведущих специалистов кафедры клинической психологии МГУ, клиническая психология представляет собой область психологической науки, изучающую частные и общие закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а так же закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально – трудовую адаптацию.

Клиническая психология в практическом плане — область профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья населения, направленной на профилактику заболевания, преодоление болезней, на успешную социально – трудовую адаптацию, реабилитацию. Существует подход, предполагающий отождествление клинической психологии и медицинской психологии. ( Карвасарский Б.Д., Бехтерев В.М., Мясищев В.Н., Лурия А.Р., Хомская Е.Д. и др.).

19 стр., 9189 слов

Психология больного 2

... отдельными составляющими, по-преж­нему является наиболее употребительным в отечественной медици­не и клинической психологии. В настоящее время под ВКБ понимается субъективное отношение больного к своему ... о начинающемся улучшении самочувствия на этапе обратного развития болезни и восстановлении состояния здоровья после ее прекращения, представление о возможных последствиях болезни для себя, для ...

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологией состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией. Она изучает влияние психологических факторов на возникновение, течение болезней, и процесс выздоровления людей.

Другое значение КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ – термин, близкий значению термина Медицинской Психологии (родился в западной психологии, психологической психиатрии).

Означает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интелектуальном и личностном развитии, коррегирующей дезадаптации и делинкветных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психологами, психологическими и пограничными расстройствами.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ обозначает особый подход, метод в широком смысле, который позволяет изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Этот метод объединяет различные знания о человеке, общепсихологические закономерности, выводимые в Клинической Психологии «методом прецендента»), то есть путём клинического наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа случая; в результате этого складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.

В рамках клинической психологии психодиагностика и психологическая помощь направлены на выявление не столько дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезнеными состояниями и критическими жизненными ситуациями.

Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым, детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей, инвалидов, других нуждающихся, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса.

Основные источники клинической психологии (история возникновения и развития предмета).

1) Истоки клинической психологии – в работах психиатров в конце XIX века (Э.Крепелин, Э.Кречмер, И.Брейер, З.Фрейд, Ж.-М.Шарко, П.Жане и др.), их стремление с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать её феноменологию и специфические отличия от нормы. Клиническая психология складывалась, объединяя лучшие традиции классической психиатрии с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального ... Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические ...

2) Проникновение экспериментального метода в психиатрию и психологию (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Титченер и др.).

При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории — Э.Кепелина в Германии (1879), П.Пиаже во Франции (1890).Экспериментально – психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках в России — вторая в Европе лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С.С.Корсакова в Москве (1886), В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве, П.И.Ковалевского в Харькове. Ряд лабораторий был организован в США и Англии (6, 10).

Как писал В.М.Бехтерев в журнале «Обозрение психиатрии» в 1907г.: «Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, а не на умозрение, для психиатра уже не представляется возможным».

3) Изучение индивидуальных различий Ф.Гальтоном, Дж.Кеттелом в Англии, А.Бине, Ф.Симоном во Франции – начало применения тестов при исследовании психических больных. После 2й мировой войны – смещение в западной клинической психологии интереса с тестирования интеллекта на индивидуальные особенности. Рост применения проективных методик в клинике для более глубокого, тонкого понимания бессознательных тенденций личности, их психологического смысла.

4) Появление антипсихиатрического течения в клинической психологии, проникновение гуманистических идей с 60-х годов. Психотерапия становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется понятие «клиника» в сторону «клиники жизни», т.е. включает многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных проблем. Происходит расширение границ клинической психологии. Возникает социальная психиатрия, что способствует ускоренному распространению внебольничных форм ведения пациента, в том числе групповой, семейной психотерапии, психологического консультирования. Доминирующий подход – экологический, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих гармоничному взаимодействию его с социумом.

5) Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте отечественных психологов (нейро — и пато – психологов) – классиков В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищева и других. Современные клинические психологи, внёсшие большой вклад в развитие клинической психологии: Е.Д.Хомская, Б.С.Братусь, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, А.С.Спиваковская, Е.Т.Соколова и др.

Современные тенденции клинической психологии.

 Деятельность клинических психологов вышла за пределы клинической медицины, охватывает людей, нуждающихся в психологической помощи (от психологии в медицине к психологии психических проблем личности, группы).

 Повышение роли психопрофилактики. Использование знаний и методов клинической психологии в осуществлении неспецифической (первичной) профилактики, направленной на внесение «культуры здоровья» в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.  Психокоррекция детям и подросткам с аномалиями развития. Проведение профилактической работы с использованием разных форм психологической коррекции с контингентами лиц повышенного риска заболеваемости в отношении психосоматических недугов, так же как и широкого круга пограничных психических расстройств, алкоголизма и наркомании.  Усложняется круг функций клинических психологов, интенсивно расширяется сфера их деятельности.  Социальный заказ клинической психологии, её социальная ниша в виде охраны здоровья, накопление векового опыта связи медицины с психологическими факторами, компетентность клинических психологов обусловили масштабность и приоритетность этой психологической дисциплины. В США – 60% членов Национальной ассоциации психологов – клинические психологи.  Внедрение клинической психологии в соматические клиники, создание психологии телесности (психосоматики).

9 стр., 4261 слов

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...

... целом. Тема 2. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии Психическое развитие характеризуется ступенями, которые называются возрастными. Развитие рассматривается как ... Развитие характеризует: Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Гетерохронность развития означает асинхронность ...

 Разработка проблем семьи (дисгармония, трудности).

Разработка проблем, относящихся к роли семьи в дисгармоничном развитии ребёнка, созревании почвы для многих недугов, вплоть до психосоматических и пограничных расстройств. Проблема предупреждения этих опасностей и разработка мер их профилактики.  Задача распространения синдромно-психологического подхода в области клинико-психологических исследований психических болезней, психосоматических заболеваний, пограничных состояний. Новый взгляд на психический синдром как новообразование, влияющее на жизнедеятельность человека в целом, затрудняющее адаптационные возможности и стимулирующее разработку более сложного «объёмного подхода к коррекции и восстановлению любых изменений психической сферы.  Исследование проблемы нормы, её типологии, критериев, дифференциальной диагностики, выявление конституционно детерминированных вариаций путём нейропсихологического подхода, а также анализа психопатических и акцентуированных личностей и другие тенденции.  Неравномерный характер развития клинической психологии, в т.ч. по идеологическим причинам в нашей стране.  Тенденция к синтезу и построению общих принципов, разработке общих закономерностей и категорий, объединяющих разные области клинической психологии. Цель такой стратегической задачи — построение общей теории отклонений, изменений, нарушений, и восстановления психической деятельности при разнообразных видах патологии и аномалиях развития.

Современная структура медицинской и клинической психологии.Медицинская психология имеет две основные области: 1) связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний (изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретённой патологией, либо детерминированных врождёнными, в частности генетическими аномалиями. Делится на нейропсихологию (А.Р.Лурия) и экспериментальную патопсихологию (Б.В.Зейгарник).

2) Область, связанная с применением медицинской психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема – влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (менее развита).

5 стр., 2029 слов

Психическая норма

... этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии. 1. Психическая норма Психическая норма - относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным ... правилами. 1.2 Основные подходы к определению «норма - патология» Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми ...

Важнейшей остаётся проблема изучения взаимоотношений врача и больного (деонтология).

Структура медицинской (клинической) психологии.

Общая МП

МП

Частная МП

Психологические основы медицинской деонтологии

Клиническая психология

Нейропсихология

Патопсихология

Соматопсихология (психология телесности)

Значение клинической психологии для военных психологов.  Из 12 пунктов обязанностей войскового психолога – 4 в прямой постановке входят в область клинической психологии.  Знание клинической психологии позволяет учитывать закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию военнослужащих, социально-трудовую адаптацию.  Особая роль психодиагностики психических заболеваний в работе войскового психолога. Невозможно проводить качественную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии военнослужащих без знаний в области клинической психологии.  Возрастание неопределённости в перспективах общественной и индивидуальной судьбы, ослабление социальной поддержки, возрастание тревожности и чувства дискомфорта обуславливают резкое усиление воздействия психоэмоциональных стрессовых факторов на здоровье военнослужащих, повышая значение и роль психологической помощи в охране здоровья. Оказание психологической помощи невозможно без знания нейро и патопсихологии.  Велико значение клинической психологии для удовлетворения запросов практики, расширения консультативно-коррекционной помощи военнослужащим и их ближайшему окружению (семья, дети).

 Клиническая психология является фундаментом для интенсивного развёртывания медико-психологической службы в стране и в вооружённых силах.  Богатые возможности клинической психологии в решении широкого круга фундаментальных психологических проблем лишний раз подчёркивают большое значение данной дисциплины для военных психологов.

Выводы поI проблеме: Итак, выше нами были рассмотрены: определение клинической психологии; основные подходы к предмету клинической психологии и их отличия; основные источники клинической психологии; структура клинической психологи; современные тенденции развития данной отрасли психологии; значение клинической психологии для военных психологов.

Алгоритм изложения II проблемы.  Норма в психологии и медицине. Норма в общеупотребительном значении. Норма в медицине. Здоровье и болезнь, патология. Уровни психических нарушений.  Норма в психологии: зона функционального оптимизма.  Норма – реакция.  Характеристика функции.  Характеристика субъекта.  Успешная адаптация.  Психодиагностика и прогноз в клинической психологии.  Психологические основы клинической деонтологии.

25 стр., 12119 слов

Лекция №1 Предмет возрастной психологии. Общие закономерности ...

... комплексное использование различных методов исследования может дать объективное представление о психических особенностях человека. Возрастная психология как особенная отрасль психологической науки возникла в конце 19 века. ... кривую развития каждого ребенка и установить, соответствует ли его развитие возрастной норме. Этот метод позволяет обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых ...

Норма в медицине и психологии.

Решение вопроса о разграничении психической нормы и патологии – ключевая задача клинической психологии, это связано с многообразием психических проявлений у одного и того же человека в различных условиях жизни, у разных людей в одинаковых условиях.

 Общеупотребительное понимание нормы. НОРМА – это то, что с общепринятой точки зрения соответствует определённым стандартам и требованиям (нормативам). Существуют понятия нормы физиологических отправлений и реакций, констант жизнедеятельности организма, психического функционирования, деятельностной активности, нравственных установок, семейных отношений и другие. Эти нормы – результат усреднения индивидуальных функций и проявлений, укладывающихся в определённый диапазон, позволяющий индивиду нормально приспосабливаться (существовать) в обычных и меняющихся жизненных условиях. Их значение зависит от биологических и социальных требований.

В медицине норма – такое состояние организма, показатели жизненных проявлений которого укладываются в рамки значений статистического усреднения аналогичных показателей, полученных от максимально возможного множества индивидов, «нормально» приспособленных к актуальной среде обитания

Важнейшее условие – соответствие функционирования организма требованиям среды, способность активного и продуктивного взаимодействия. Но этого подхода недостаточно. Болезнь – ведь это выход за оптимальные пределы нормы, связанный с изменениями оптимальной меры компенсаторно – приспособительной саморегуляции организма или с экстремальностью внешних воздействий.

Понятие «норма» (нормальный) базируется на совокупности общепринятых показателей (нормативов) структуры и функции организма, ЦНС и осуществляемых на этой основе психических процессов, поступков.

Установление нормы предусматривает использование измерительного аппарата (морфометрия, различные физиологические, психометрические методики, законодательные акты, регулирующие социальные отношения людей, наличие эталонных нормативов).

Применительно к психической деятельности норма – это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях («идеальное» здоровье в медицинском и социальном смысле).

Психическое здоровье включает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных условиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение их социальных обязанностей (практическое здоровье).

Понятие «здоровье» предполагает наличие нормы, в какой-то мере совпадает с ней, но оно шире, так как может включать и определённые отклонения некоторых показателей от нормы (при условии наличия принятой степени функциональной адаптированности к окружающей природе и социальной среде), то есть оно представляет собой континуум «идеальное здоровье – практическое здоровье».

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... деятельности человеческой психики, и чувства, потребности, воля). Предмет научного изучения в психологии — конкретные факты психической жизни, характеризующиеся качественно и количественно. Но научная психология требует перехода от описания явлений ...

По определению ВОЗ: психически здоровый (нормальный) – это человек, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а так же сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.

Психическая норма зависит от: - многообразия и индивидуальности психических функций (отражаются в способностях, поступках, моральных установках, в творческой и деятельностной активности, жизненной позиции, отношении к себе и окружающей среде, волевом контроле, поведении в повседневных и сложных ситуациях); - исторической эпохи; - социально – экономической структуры общества; - расовой, национальной и общественной принадлежности; - морали и других социальных факторов; - от общего жизненного контекста и психических процессов конкретного человека.

До сих пор нет общепринятых определений психической нормы, психической патологии. Психологов и психиатров не удовлетворяло грубое деление людей на психически здоровых (нормальных) и психически больных (ненормальных).

Поэтому были сформулированы концепции пограничных состояний (П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков, Г.К.Ушаков); предболезненных состояний (С.Б.Семичев);акцентуированных личностей (А.Е.Личко, К.Леонгард) и другие.

Понятие нормы (здоровья) и патологии (болезни) тесно взаимосвязаны – об этом следующие лекции. Психические болезни (нарушения) имеют психотический, психопатический и невротический уровни.

Психодиагностика и прогноз в клинической психологии.

Кратко освещая этот подвопрос, необходимо отметить, что решение задач клинико-психологической диагностики является неизменной функцией клинических психологов всех стран.

Психодиагностика — раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. Психодиагностика в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности (тесты интеллекта, проективные методики, опросники), позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.

Психодиагностика — это наука и практика постановки психологического диагноза.

Клинико-психологическая диагностика включает в себя: клинико-нозологическую диагностику, топическую диагностику, личностно-типологическую диагностику, диагностику дизонтогенеза и другие виды диагностики. Диагностические функции в клинической психологии тесно связаны и служат решению таких задач, как клинико-психологическое воздействие (психокоррекция и психотерапия), психопрофилактика, восстановление нарушенных психических функций и реабилитация больных, экспертиза (врачебно-трудовая, военно-медицинская, судебно-психолого-психиатрическая и др.), консультирование.

Важное место в клинической психологии занимает прогноз. Особо выделяются прогноз болезни, прогноз восстановления психических функций, социально-психиатрический прогноз, трудовой прогноз.

Прогноз болезни — это обоснованное на данных клиники и этиопатогенеза предположение о дальнейшем течении и исходе психической болезни.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь и состояния, вызванные гипнозом или наркотиками, всякого ... медиумическими опытами, пытаясь дать им естественнонаучную интерпретацию: так, членами-корреспондентами английского Общества психических исследований (основано в 1882 г.) были Т. Рибо, И. Тэн, ...

Прогноз восстановления психических функций — прогностическое предположение о компенсаторных возможностях индивидуума, учитывающее как общие положения о функциональной сохранности органов и систем при данном заболевании, так и индивидуальные (биологические и личностные) особенности индивидуума. Все виды прогноза играют важную роль в проведении экспертной работы.

Психологические основы клинической деонтологии.

Клиническая деонтология — это учение о профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения клинического психолога по отношению к больному.

Успешное проведение нейро- и патопсихологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе его между клиническим психологом и больным. Здесь имеет значение множество факторов. Если факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами, не подвержены в достаточной мере нашему влиянию и могут лишь учитыватся психологом при выработке тактики поведения, то требования к личности психолога формулируются достаточно чётко. Клинический психолог должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым к чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению к больному.

Исключительно важную роль играет уровень профессиональных знаний клинического психолога. К деятельности клинических психологов полностью применимы деонтологические требования, предъявляемые обычно к психиатрам. Одно из них — исключительно важное, заключается в сохранении профессиональной тайны. Клинический психолог не должен забывать и об ответственности, которую накладывает на него професия.

1.1Предмет клинич. психологии — Стр 2

Выводы поII проблеме: Нами было рассмотрено: понятие нормы в психологии и медицине, в общеупотребительном смысле; понятие психического здоровья и позиции, от которых оно зависит; значение психодиагностики и прогноза в клинической психологии; психологические основы клинической деонтологии.

Выводы по лекции: Итак, в процессе рассмотрения материала лекции мы получили основные представления о предмете, целях и задачах клинической психологии, а также о норме в психологии. Был дан материал по истории развития, источникам клинической психологии, её структуре и современным тенденциям развития. Подчёркивая важность изучения клинической психологии для военных психологов, следует ещё раз отметить, что в центре клинической психологии находится человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Поэтому в повседневной практике нужно крайне осторожно подходить к проблеме психической нормы и патологии, избегать грубого деления людей на психически здоровых и психически больных. В этом нам поможет как изучение концепций акцентуированных личностей, пограничных и предболезненных состояний, так и освоение всего курса дисциплины клиническая психология.

Задание на самоподготовку: 1. Проработать материал лекции и предложенные источники. 2. Рассмотреть понятия и определения клинической психологии, медицинской психологии, нейропсихологии и патопсихологии. 3. Самостоятельно доработать вопросы медицинской деонтологии. 4. Рассмотреть проблемы психодиагностики и прогноза, их связь с клинической психологией.

Лекция рассмотрена на заседании ПМК «Психотерапия» от «__»________ ____года.

Руководитель занятия:

23