Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Психология и педагогика»
для специальности030401– Клиническая психология(очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №
ТЕМА: «Личность в группе»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.
Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО
ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития
______д.псх.н., доц. __________________________________Логинова И.О.
Составители:
______преподаватель _________________________________Чернова Е.И
Красноярск
Занятие №
Тема: «Личность в группе».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционный с работой в малых группах. Методы обучения: беседа, групповая дискуссия.
3. Значение изучения темы: изучение феноменов нормативного поведения в группе: фасилитации, конформизма, нонконформизма, деиндивидуализации. Приобретение знаний и практических умений в области функционирования отношений «личность-группа».
4. Цели обучения:
Общая: способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-10); готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2); умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулированием проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описанием методологии психологических исследований, планированием и проведением исследования (ПК-3); владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4); владением навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-6); владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК-13); готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27); готовностью к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-28);
Психологические условия развития и формирования познавательных ...
... 16 2.2 Психологические условия развития памяти и внимания младших школьников………………………………………………………………………18 2.3 Психологические условия развития воображения, мышления ... [Эльконин, 198. с. 251] Главный итог исследования мы видим в проведении анализа работ различных ... общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой готовности ребенка к школьному обучению. [Эльконин, 1989, ...
Учебная: обучающийся должен знать основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека, психологию личности и малых групп; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально- этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии с навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии требованиями правил «информированного согласия».
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Фронтальный опрос по темам НИРС
5.2. Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).
Жизнедеятельность социальных групп можно рассматривать как совокупность определенных процессов, направленных на ее регулирование. Каждая личность, будучи членом какой-либо социальной группы, так или иначе участвует в этих процессах, внося свою лепту в групповую жизнедеятельность. С другой стороны, группа осуществляет многообразные воздействия на личность, как произвольные, так и непроизвольные.
Влияние групповых норм на личность.Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в социальных нормах. Те или иные нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие порой нелегко распознаваемые психические явления, как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и фиксации соответствующих установок ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что, поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена какой-либо группы с представителями других социальных групп.
22 стр., 10909 слов
Влияние индивидуально-психологических свойств личности (темперамента) ...
... во многом спорной и нерешенной проблемой. Актуальность разработки проблемы влияния индивидуально-психологических свойств личности на проявление лидерства и лидерских качеств определяется следующим рядом ... и лидерских качеств. Основная цель исследования заключается в выявлении влияния индивидуально-психологических свойств личности (темперамента) на проявление лидерства и лидерских качеств в интересах ...
Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.
Конформность: влияние большинства.Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность. Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению. Это проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.
Информационное влияние: желание быть правым.Одна из причин конформности состоит в том, что поведение других людей часто дает нам полезную информацию. Тенденция к конформности основана на информационном влиянии, которое зависит от двух аспектов ситуации: насколько хорошо информированной мы считаем данную группу и насколько мы уверены в своем собственном самостоятельном суждении. Чем больше мы доверяем информации со стороны группы и ценим ее мнения, тем более вероятно, что мы будем следовать в этом направлении. Все, что увеличивает уверенность в правильности группы, должно повышать конформность. И наоборот, все, что приводит нас к сомнению в групповом знании или надежности группы, должно уменьшать конформность.
Итак, когда конформность основана на информационном влиянии — на нашем убеждении в том, что члены группы правы, — мы обычно меняем наши мнения точно так же, как и наше поведение.
Нормативное влияние: желание нравиться.Важной причиной конформности является также стремление получить одобрение или избежать неодобрения других людей. Человеку свойственно хотеть, чтобы другие признавали его, любили и обращались с ним хорошо. Нормативное влияние осуществляется тогда, когда мы изменяем наше поведение в соответствии с групповыми нормами или стандартами.
Важным фактором, вызывающим конформность, является единодушие группы. Человек, который встречается с единодушным большинством, находится под большим групповым давлением. Однако если группа не единодушна, то наблюдается разительное понижение уровня конформности. Даже когда один человек не следует действиям остальных членов группы, уровень конформности опускается до одной четверти обычного уровня. Один из самых существенных аспектов этого явления состоит в том, что не имеет значения, кто именно оказывается нонконформистом. Независимо от того, является ли этот оппозиционер экспертом с высоким уровнем престижа или человеком с низким уровнем престижа, компетентность которого сомнительна, конформность падает до нижнего уровня. Более того, единственный оппозиционер может снизить конформность, даже если он дает неправильные ответы. Если правильный ответ «А», большинство говорит «Б» и один человек говорит «В», то менее вероятно, что «наивный субъект» согласится с неправильным ответом большинства «Б». При наличии какого-либо несогласия в группе ее нормативное социальное влияние снижается, и индивиду легче оставаться независимым.
Влияние стиля поведения на успешный результат деятельности
... дизайн офиса. Модель поведения – комплекс знаков (речь, поведение, жесты), которые направлены на создание определенного образа. Целью данной работы считаю изучить влияние стиля поведения на успешный результат ... деятельности. Задача работы: Показать как влияет стиль поведения на результат деятельности, а так же ...
Конформность: влияние меньшинства. Когда говорят о конформности, обычно имеют в виду воздействие большинства на меньшинство. Однако нельзя обойти вниманием и противоположные ситуации, которые также являются частью нашей жизни — влияние меньшинства на большинство. Иногда убедительное меньшинство, выступающее с новой идеей, может успешно повлиять на позицию большинства и изменить ее.
Социальная фасилитация.Известно, что присутствие других людей может заметно влиять на индивидуальное поведение и это влияние проявляется различным образом. Так, иногда люди справляются со своими заданиями лучше именно в присутствии других, а не в одиночестве. Это явление называется социальной фасилитацией (термин Ф. Олпорта).
Деиндивидуализация — это утрата чувства индивидуальной идентичности и ослабление запретов применительно к поведению, которое не соответствует внутренним нормам индивида.
Ключевым фактором деиндивидуализации является анонимность. Все, что затрудняет персональную идентифицируемость членов группы, увеличивает этот эффект. Чем более анонимными являются члены группы, тем менее вероятно, что они будут отвечать за свои действия. Следовательно, анонимность поощряет безответственное поведение. В толпе большинство людей не выделяются как индивидуальности. Они соединены вместе и в известном отношении не обладают собственной личной идентичностью. И наоборот, если люди знают, что они в значительной степени идентифицируемы, это сохраняет их осознание собственной индивидуальности и побуждает к более ответственным действиям.
При объяснении явления деиндивидуализации американские психологи исходят из того, что решающим когнитивным фактором при этом является ослабленное самоосознание. Не обладая достаточным самоосознанием, тот, кто деиндивидуализирован, не думает о себе как об отдельном индивиде и не привержен своим собственным внутренним ценностям и поведенческим стандартам. Можно даже сказать, что они отрекаются от собственных ценностей и стандартов и оказываются «жертвами» влияния непосредственной ситуации.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
— разбор ситуационных задач по теме
1.Чем выше интеллект, тем ниже конформность
2. Важным условием конформного поведения является оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности большинства: высокая степень уверенности в своей компетентности уменьшает зависимость от группы, но эта зависимость возрастает, если компетентность большинства оценивается высоко.
3. Конформность — это результат функционирования сильного лидера.
42. Специфика группового поведения в организациях. Природа групп в организации
... групповых санкций. Статус и роли. Статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. ... деятельности. Наличием группового давления и конформности. Конформность – это поведение индивида относительно позиции группы, мера его подчинения групповому давлению, принятие или отвержение им групповых ...
4. Конформоность как внутреннее подчинение группе состоит в том, что часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Оно осуществляется либо по принципу «большинство всегда право», либо посредством выработки собственной объяснительной логики сделанного выбора (этим достигается и согласие с группой, и согласие с самим собой).
5.Женщины более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые
6.Известно, что с усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности нарастает конформное поведение
7. Конформность помогает проникнуть во внутренний мир другого человека
8.Максимум конформности достигается к подростковому возрасту.
9. Согласно информационной теории конформности, человек ищет информацию, помогающую оценить и соотнести свое поведение с поведением других; этот поиск вызван стремлением субъекта редуцировать неопределенность своего положения в группе. Информационный процесс
осуществляется путем оценивания: человек либо использует поведение других как некий стандарт, с которым он может себя сопоставить, либо он формирует впечатление о себе, исходя из ориентированного на него поведения других. Так возникает зависимость от других.
Определите, какие из перечисленных утверждений с 1-7 объясняют феномен конформности, какие — просто описывают ее аспекты, а какие смешивают конформность с другими групповыми процессами (какими?)
5.4. Итоговый контроль знаний:
-ответы на вопросы по теме занятия;
-тестирование.
1. Основные феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.
2. Межличностное влияние: способы, механизмы, феномены.
3. Социально-психологический портрет личности, оказывающей влияние.
1. Тесты:
1.Эффект социальной фасилитации заключается в том, что присутствие других людей
1) облегчает действия индивида и способствует им
2) оказывает сдерживающее и тормозящее воздействие на индивида
3) влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям
4) негативно влияет на состояние и действия индивида, независимо от содержания его деятельности
5) верны ответы А и В
6) верны ответы Б и Г
2.Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:
1) группа членства
2) вторичная группа
3) референтная группа
4) формальная группа
5) неформальная группа
6) все ответы не верны
3.Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат:
1) группового принятия
2) группового давления
3) групповой дискуссии
4) группового сплочения
5) групповых санкций
6) группового мнения
4.Позицией, противостоящей конформизму, является:
1) нонконформизм
2) негативизм
Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы. Групповое ...
... под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны. Внешняя конформность - подчинение индивида нормам группы под влиянием ... называют социально-психологическими феноменами группового поведения. 1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы 1.1. Групповое давление Феномен группового давления в социальной психологии ...
3) нигилизм
4) протест
5) самостоятельность
6) все ответы верны
5.Объективными факторами, определяющими уровень конформности человека в группе являются:
1) характеристики самого индивида
2) характеристики группы, которая является источником давления
3) особенности взаимодействия индивида и группы
4) содержание задачи, стоящей перед индивидами и группой
5) верны ответы А и Б
6) все ответы верны
6.Деиндивидуализация характеризуется как
1) характеристики самого индивида;
2) характеристики группы, которая является источником давления;
3) особенности взаимодействия индивида и группы;
4) утрата чувства индивидуальной идентичности и ослабление запретов применительно к поведению, которое не соответствует внутренним нормам индивида.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
1. Провести сравнительный анализ подходов к пониманию групповой сплоченности
2.Проанализировать взаимосвязь групповой сплоченности и эффективности деятельности группы на примере 2-3 малых групп, в которые вы включены
3.Составить план –конспект по теме «Особенности конформного поведения»