Контроль исходного уровня знаний. Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности030401– Клиническая психология(очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №

ТЕМА: «Личность в группе»

 

 

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития

______д.псх.н., доц. __________________________________Логинова И.О.

 

Составители:

______преподаватель _________________________________Чернова Е.И

 

Красноярск

Занятие №

Тема: «Личность в группе».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие Разновидность занятия: традиционный с работой в малых группах. Методы обучения: беседа, групповая дискуссия.

3. Значение изучения темы: изучение феноменов нормативного поведения в группе: фасилитации, конформизма, нонконформизма, деиндивидуализации. Приобретение знаний и практических умений в области функционирования отношений «личность-группа».

4. Цели обучения:

Общая: способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-10); готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2); умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулированием проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описанием методологии психологических исследований, планированием и проведением исследования (ПК-3); владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4); владением навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-6); владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК-13); готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27); готовностью к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-28);

16 стр., 7532 слов

Психологические условия развития и формирования познавательных ...

... 16 2.2 Психологические условия развития памяти и внимания младших школьников………………………………………………………………………18 2.3 Психологические условия развития воображения, мышления ... [Эльконин, 198. с. 251] Главный итог исследования мы видим в проведении анализа работ различных ... общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой готовности ребенка к школьному обучению. [Эльконин, 1989, ...

Учебная: обучающийся должен знать основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека, психологию личности и малых групп; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально- этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов; навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии с навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии требованиями правил «информированного согласия».

 

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос по темам НИРС

5.2. Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

Жизнедеятельность социальных групп можно рассматривать как совокупность определенных процессов, направленных на ее регулирование. Каждая личность, будучи членом какой-либо со­циальной группы, так или иначе участвует в этих процессах, вно­ся свою лепту в групповую жизнедеятельность. С другой сторо­ны, группа осуществляет многообразные воздействия на лич­ность, как произвольные, так и непроизвольные.

Влияние групповых норм на личность.Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в об­ществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в социальных нормах. Те или иные нормы могут влиять не только на действия лично­сти, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие порой нелегко распознаваемые психические явления, как, напри­мер, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе спо­собствует формированию и фиксации соответствующих устано­вок ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что, по­ступая так или иначе, он делает это именно под воздействием об­щегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена какой-либо груп­пы с представителями других социальных групп.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в нем анали­тическое расчленение ... сходных индивидуальных особенно­стей объектов, объединения их с помощью слов, терминов в группы, классы, путем раскрытия тождественного в различ­ном, общего в частном и единичном ...

Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда чело­век оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее чле­нами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах поведения. Та­кие знания необходимы ему для понимания действий других чле­нов группы и коррекции собственного поведения. При этом инди­вид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.

Конформность: влияние большинства.Действенность групповых норм обусловлена таким психологи­ческим свойством личности, как конформность. Под конформно­стью понимается подчинение личности групповому давлению. Это проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

Информационное влияние: желание быть правым.Одна из причин конформности состоит в том, что поведение других людей часто дает нам полезную информацию. Тенденция к конформно­сти основана на информационном влиянии, которое зависит от двух аспектов ситуации: насколько хорошо информированной мы считаем данную группу и насколько мы уверены в своем собст­венном самостоятельном суждении. Чем боль­ше мы доверяем информации со стороны группы и ценим ее мне­ния, тем более вероятно, что мы будем следовать в этом направ­лении. Все, что увеличивает уверенность в правильности группы, должно повышать конформность. И наоборот, все, что приводит нас к сомнению в групповом знании или надежности группы, должно уменьшать конформность.

Итак, когда конформ­ность основана на информационном влиянии — на нашем убеж­дении в том, что члены группы правы, — мы обычно меняем наши мнения точно так же, как и наше поведение.

Нормативное влияние: желание нравиться.Важной причи­ной конформности является также стремление получить одобре­ние или избежать неодобрения других людей. Человеку свойст­венно хотеть, чтобы другие признавали его, любили и обраща­лись с ним хорошо. Нормативное влияние осуществляется тогда, когда мы изменяем наше поведение в соответствии с групповыми нормами или стандартами.

Важным фактором, вызывающим конформность, является единодушие группы. Человек, который встречается с единодуш­ным большинством, находится под большим групповым давлени­ем. Однако если группа не единодушна, то наблюдается рази­тельное понижение уровня конформности. Даже когда один чело­век не следует действиям остальных членов группы, уровень конформности опускается до одной четверти обычного уровня. Один из самых существенных аспектов этого явления состоит в том, что не имеет значения, кто именно оказывается нонкон­формистом. Независимо от того, является ли этот оппозиционер экспертом с высоким уровнем престижа или человеком с низким уровнем престижа, компетентность которого сомнительна, кон­формность падает до нижнего уровня. Более того, единственный оппозиционер может снизить конформность, даже если он дает неправильные ответы. Если правильный ответ «А», большинство говорит «Б» и один человек говорит «В», то менее вероятно, что «наивный субъект» согласится с неправильным от­ветом большинства «Б». При наличии какого-либо несогласия в группе ее нормативное социальное влияние снижается, и инди­виду легче оставаться независимым.

3 стр., 1258 слов

Влияние стиля поведения на успешный результат деятельности

... дизайн офиса. Модель поведения – комплекс знаков (речь, поведение, жесты), которые направлены на создание определенного образа. Целью данной работы считаю изучить влияние стиля поведения на успешный результат ... деятельности. Задача работы: Показать как влияет стиль поведения на результат деятельности, а так же ...

Конформность: влияние меньшинства. Когда говорят о конформности, обычно имеют в виду воздей­ствие большинства на меньшинство. Однако нельзя обойти вни­манием и противоположные ситуации, которые также являются частью нашей жизни — влияние меньшинства на большинство. Иногда убедительное меньшинство, выступающее с новой идеей, может успешно повлиять на позицию большинства и изменить ее.

Социальная фасилитация.Известно, что присутствие других людей может заметно вли­ять на индивидуальное поведение и это влияние проявляется различным образом. Так, иногда люди справляются со своими за­даниями лучше именно в присутствии других, а не в одиночест­ве. Это явление называется социальной фасилитацией (термин Ф. Олпорта).

Деиндивидуализация — это утрата чувства индивидуальной идентичности и ослабление запретов применительно к поведению, которое не соответствует внутренним нормам индивида.

Ключевым фактором деиндивидуализации является аноним­ность. Все, что затрудняет персональную идентифицируемость членов группы, увеличивает этот эффект. Чем более анонимны­ми являются члены группы, тем менее вероятно, что они будут отвечать за свои действия. Следовательно, анонимность поощря­ет безответственное поведение. В толпе большинство людей не выделяются как индивидуальности. Они соединены вместе и в известном отношении не обладают собственной личной иден­тичностью. И наоборот, если люди знают, что они в значительной степени идентифицируемы, это сохраняет их осознание собст­венной индивидуальности и побуждает к более ответственным действиям.

При объяснении явления деиндивидуализации американские психологи исходят из того, что решающим когнитивным факто­ром при этом является ослабленное самоосознание. Не обладая достаточным самоосознанием, тот, кто деиндивидуализирован, не думает о себе как об отдельном индивиде и не привержен своим собственным внутренним ценностям и поведенческим стандар­там. Можно даже сказать, что они отрекаются от собственных ценностей и стандартов и оказываются «жертвами» влияния не­посредственной ситуации.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

— разбор ситуационных задач по теме

1.Чем выше интеллект, тем ниже конформность

2. Важным условием конформного поведения является оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности большинства: высокая степень уверенности в своей компетентности уменьшает зависимость от группы, но эта зависимость возрастает, если компетентность большинства оценивается высоко.

3. Конформность — это результат функционирования сильного лидера.

4. Конформоность как внутреннее подчинение группе состоит в том, что часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Оно осуществляется либо по принципу «большинство всегда право», либо посредством выработки собственной объяснительной логики сделанного выбора (этим достигается и согласие с группой, и согласие с самим собой).

16 стр., 7836 слов

Влияние технологий творчества на эмоциональное состояние детей ...

... свидетельствует об отсутствии публикаций на тему эмоционального состояния группы. Так же не существует систематизированного подхода к изучению влияния технологий творчества на эмоциональное состояние детей из неблагополучных ... точек зрения каким образом человек становится обладателем творческих дарований [201]. 1. Способности индивида формируются и развиваются в процессе его ж

5.Женщины более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые

6.Известно, что с усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности нарастает конформное поведение

7. Конформность помогает проникнуть во внутренний мир другого человека

8.Максимум конформности достигается к подростковому возрасту.

9. Согласно информационной теории конформности, человек ищет информацию, помогающую оценить и соотнести свое поведение с поведением других; этот поиск вызван стремлением субъекта редуцировать неопределенность своего положения в группе. Информационный процесс

осуществляется путем оценивания: человек либо использует поведение других как некий стандарт, с которым он может себя сопоставить, либо он формирует впечатление о себе, исходя из ориентированного на него поведения других. Так возникает зависимость от других.

Определите, какие из перечисленных утверждений с 1-7 объясняют феномен конформности, какие — просто описывают ее аспекты, а какие смешивают конформность с другими групповыми процессами (какими?)

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия;

-тестирование.

1. Основные феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

2. Межличностное влияние: способы, механизмы, феномены.

3. Социально-психологический портрет личности, оказывающей влияние.

 

1. Тесты:

1.Эффект социальной фасилитации заключается в том, что присутствие других людей

1) облегчает действия индивида и способствует им

2) оказывает сдерживающее и тормозящее воздействие на индивида

3) влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям

4) негативно влияет на состояние и действия индивида, независимо от содержания его деятельности

5) верны ответы А и В

6) верны ответы Б и Г

2.Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:

1) группа членства

2) вторичная группа

3) референтная группа

4) формальная группа

5) неформальная группа

6) все ответы не верны

3.Принятие существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в группу индивидом описывается как результат:

1) группового принятия

2) группового давления

3) групповой дискуссии

4) группового сплочения

5) групповых санкций

6) группового мнения

 

4.Позицией, противостоящей конформизму, является:

1) нонконформизм

2) негативизм

3) нигилизм

4) протест

5) самостоятельность

6) все ответы верны

5.Объективными факторами, определяющими уровень конформности человека в группе являются:

9 стр., 4053 слов

Индивид и группа

... в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, ... в будущем. Взаимодействие индивида и малой группы Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности ...

1) характеристики самого индивида

2) характеристики группы, которая является источником давления

3) особенности взаимодействия индивида и группы

4) содержание задачи, стоящей перед индивидами и группой

5) верны ответы А и Б

6) все ответы верны

 

6.Деиндивидуализация характеризуется как

1) характеристики самого индивида;

2) характеристики группы, которая является источником давления;

3) особенности взаимодействия индивида и группы;

4) утрата чувства индивидуальной идентичности и ослабление запретов применительно к поведению, которое не соответствует внутренним нормам индивида.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. Провести сравнительный анализ подходов к пониманию групповой сплоченности

2.Проанализировать взаимосвязь групповой сплоченности и эффективности деятельности группы на примере 2-3 малых групп, в которые вы включены

3.Составить план –конспект по теме «Особенности конформного поведения»