Пошив кукольной одежды

Содержание

Введение

. Значение и содержание работ с тканью

. Воспитательное значение работ с тканью

. Совершенствование навыков при работе с тканью

. Работа с тканью в разных возрастных группах

. Пошив кукольной одежды

Заключение

Список информационных источников

Введение

Рукоделие занимает особое место среди традиционных методов ручного труда в детском саду из-за особенных свойств материалов, открывающих перед педагогом широкие возможности и перспективы.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачество, шитья, вышивания).

Умения и навыки по шитью составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков по шитью, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Во все времена изготовление одежды для кукол помогало родителям научить своего ребенка рукоделию.

Работы с тканями имеют и большое воспитательное значение. У детей формируются любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, иными словами, воспитываются основные качества будущих строителей коммунистического общества, людей организованных, готовых трудиться на общую пользу, творчески добиваться намеченных целей.

Целью данной контрольной работы является изучение работы с тканью, пошива кукольной одежды.

Задачи контрольной работы: изучение значения и содержания работ с тканью; раскрытие воспитательного значения работ с тканью; рассмотрение работы с тканью в разных возрастных группах; рассмотрение основ пошива кукольной одежды.

10 стр., 4815 слов

Анализ работ Э. Мейо, значение хоторнских экспериментов

... сильно специализирован и требовал поддержки и координации, интеграции и систематизации работы. Была необходима наука управления. У истоков возникновения научного менеджмента стояли Ф. Тейлор, ... рабочим и обеспечение его стимулами для наивысшей производительности. Понимая, что система работы зависит от тщательного планирования, Ф.Тейлор основал концепцию управлениями заданиями, ...

1. Значение и содержание работ с тканью

дошкольник кукла сенсомоторный шитьё

Рукоделие и изготовление поделок из ниток занимает особое место среди традиционных методов ручного труда в детском саду из-за особенных свойств этих материалов, открывающих перед педагогом широкие возможности и перспективы.[3]

Неслучайно изготовление кукол, оберегов, амулетов, разнообразных игрушек из тканей и ниток уходит корнями в глубокое прошлое нашей страны. Выполненные в соответствии с народными традициями, наполненные энергетикой культуры народных промыслов — эти поделки и изделия снова популярны и любимы детьми и взрослыми.

Для педагога детского сада применение тканей и ниток в совместной деятельности с детьми имеет следующие преимущества по сравнению с применением других материалов:[7]

. Доступность (огромный выбор и сравнительно низкая цена).

. Безопасность (не представляют опасности даже для самых маленьких).

. Пластичность (позволяет создавать любые формы, изделия).

. Интенсивное развитие моторики по сравнению с другими материалами и как следствие, активизация речи.

. Дидактичность (большой ассортимент цветов, видов, фактур).

. Предоставляют неограниченный простор для воображения.

. Создают в процессе работы чувство комфорта, уюта, психологической безопасности.

. Создают условия для развития коммуникабельности, так как работа обычно ведётся за общим столом и сопровождается общением.

. Материалы просты в использовании, и достаточно быстро дети начинают изготавливать поделки самостоятельно.

Благодаря этим качествам, ткани и нитки заняли прочное место в развивающей среде нашей группы и применялись во всех видах деятельности и областях обучения и воспитания дошкольников.

Программа по трудовому обучению для дошкольников ставит перед воспитателем конкретные задачи, которые выражаются в следующем:[8]

расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, их знаний о производственной деятельности людей, о технике, а также усвоение ими определенных знаний о материалах и их свойствах, об инструментах и правилах работы с ними;

обучение определенным трудовым умениям по обработке тканей и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, дальнейшее совершенствование умения работать по чертежу (при изготовлении выкроек);

формирование умений, трудовой культуры, активного творческого отношения к труду, самостоятельности в труде, трудовой дисциплины, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль в труде;

всестороннее развитие и воспитание дошкольников в процессе труда: умственное, нравственное, эстетическое и физическое.

Умения и навыки по шитью составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков по шитью, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Любовь к шитью, вышиванию и другим рукодельным работам, привитая детям с раннего возраста, часто сохраняется на всю жизнь.[4]

6 стр., 2531 слов

Лекционный материал ПТСР у детей

... адаптивностью (демонстрацией покорности), в основании которой лежало стремление уберечь своих детей. Эти женщины оценивали действия тер­рористов также с позиции отчуждения ... ужас, персекуторность, парализующий страх. Травматическое событие такой силы, воздействующее на ребенка и подростка, рассматривается как экстраординарное, чрезвычайное, характеризуется внезапностью, неожиданностью. Оно ...

Знания, даваемые детям на занятиях по шитью, расширяют их кругозор, обогащают представления об очень распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, об отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, об их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Дети получают главным образом первоначальные сведения о текстильной и швейной промышленности и некоторых их отраслях.

Полученные знания дают возможность сравнивать ткани и волокнистые изделия с бумагой и картоном, находить общие свойства, устанавливать различия. Например, мокрая бумага быстро теряет прочность и легко рвется, а увлажненная хлопчатобумажная ткань, наоборот, делается более прочной. Оторвать кусок от мокрой ткани труднее, чем от сухой. Шить мокрую ткань сложно, так как игла через нее проходит с трудом. Многие ткани от воздействия влаги уменьшаются в размере, особенно искусственные. Во всем этом можно легко убедиться на практике, проделав несложные опыты и практические работы с небольшими кусочками материала.

2. Воспитательное значение работ с тканью

Работы с тканями имеют и большое воспитательное значение. У детей формируются любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, иными словами, воспитываются основные качества будущих строителей коммунистического общества, людей организованных, готовых трудиться на общую пользу, творчески добиваться намеченных целей.[6]

Формируются и необходимые волевые качества. Дети становятся более упорными, настойчивыми, стремятся доводить начатое дело до конца.

На уроках по шитью и вышиванию развиваются и совершенствуются эстетические вкусы детей. Учитель стремится к тому, чтобы при подборе ниток, тканей и других материалов учащиеся обращали внимание на форму изделий, цветовые сочетания ткани и ниток, отделку изделий.

Работы по шитью представляют большую ценность в расширении межпредметных связей. На уроках по шитью, вышиванию и плетению учащиеся значительно расширяют свой словарный запас, так как узнают новые названия инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек (их вычерчивание и последующая разметка материала) помогают упражняться в вычислениях, в сопоставлении понятий «больше», «меньше», «шире», «уже», «короче», «длиннее». Вычислительные процессы при заготовке материала приучают учащихся быть точными, так как произвольный подбор размеров изделий приведет к тому, что изделие может оказаться или слишком большим, или слишком маленьким.

Изготовление изделий по выкройкам и обработка деталей, представляющих различные геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, окружности, является полезным закреплением геометрического материала из курса математики.

Связь с уроками рисования тоже находит определенное место в работах по шитью, вышиванию и плетению. Учащиеся приучаются правильно подбирать цвета ниток для вышивания различных изделий. Они узнают, что в зависимости от особенностей изделия и его назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на ... который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации ...

Дети узнают о природных текстильных волокнах, о создании волокон искусственным путем, знакомятся с инструментами и приспособлениями. Учитель может рассказать об истории происхождения основных инструментов и приспособлений для шитья, вышивания и плетения, об их применении нашими далекими предками. Одновременно необходимо постоянно в доступной форме знакомить учащихся с современным состоянием текстильного производства и швейного дела.

О значении развития мелкой моторики для коммуникации уже упоминалось, в области познания же представляются следующие возможности:[3]

идентификация цвета, развитие цветового восприятия; знакомство с многообразием форм;

экспериментирование, сенсорное развитие, знакомство со свойствами разных видов тканей и ниток;

знакомство с историей появления этих материалов (хлопок, шёлк лён) и историей создания предметов быта и одежды из них, как составной части культуры развития человека;

развитие мышления и речи при знакомстве и формированием представлений об использовании тканей и ниток в разных областях народного хозяйства, в различных профессиях;

формирование навыка самостоятельного использования специальной литературы, альбомов, каталогов, руководство по шитью, вязанию, плетению.

Занятия рукоделием способствуют психологической разгрузке и повышению стрессоустойчивости. Кроме того, самостоятельная работа повышает самооценку и как следствие, расширяет зону комфорта. Возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам повышает социальную значимость ребёнка. Участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом. Что касается труда: использование тканей и ниток позволяет с раннего возраста приучать детей к трудовым заданиям (сложить лоскутки, собрать клубочки ниток), а в дальнейшем усидчивая, кропотливая работа самостоятельная уборка.

3. Совершенствование навыков при работе с тканью

В процессе практических занятий дошкольники получают навыки работы с инструментами и приспособлениями: ножницами, иглой, шаблонами (выкройками) для разметки ткани, измерительными инструментами. Они знакомятся с различными видами этих инструментов, с применением их на соответствующих производствах и в быту. Занятия будут политехнически более насыщены, если дети попытаются сравнить резание ножницами бумаги и ткани, сшивание иглой бумаги и ткани.[3]

Если сопоставить такие два вида технического труда, как работа с бумагой и картоном и работа с тканями, то можно увидеть, что, несмотря на различие обрабатываемых материалов, многие операции являются типичными и крайне необходимыми для трудовой подготовки. Прежде всего это относится к разметке материалов. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах с тканями. Это составление чертежа для изготовления выкройки, разметка ткани, зарисовка эскиза изделия. Закрепление и совершенствование умений по элементарному техническому черчению должно быть постоянно в поле зрения воспитателя.

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... В. Занков, Ф. А. Сохин и др.) На уроках ручного труда дети манипулируют с материалами и инструментами, выполняют наглядно созерцаемые действия. Всё это способствует запоминанию предметов, ... созданы на уроках ручного труда. Известно, что формирование речи детей младшего возроста требует насыщенности наглядным и конкретным материалом (Е.А. Аркин, Р. М. Боскис, Д. Б. Эльконин, ...

Можно сослаться и на другие операции: резание материала, монтирование (сшивание) изделий, отделка изделий (аппликация, окраска, вышивка).

На типичность операций необходимо обращать постоянное внимание, так как это является одним из условий, обеспечивающих успехи трудовой подготовки.

Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании и других операциях.

Совершенствование этих навыков в значительной степени осуществляется при шитье.[4]

Всем известно, что обработка текстильных материалов требует более кропотливого и упорного труда, чем обработка других материалов, с которыми имеют дело дошкольники. Особенно это заметно на первых занятиях по шитью, когда на каждом шагу дети встречают затруднения и осложнения. Одно дело — резать ножницами бумагу, другое — ткань. Насколько сложнее отрезать даже небольшие кусочки ткани, учащиеся убеждаются на практике. Но постепенно рука делается увереннее и сильнее. После работы с тканью гораздо легче становится работать с бумагой.

Работы по шитью привлекают детей результатами своего труда. Сколько радости получают дети, когда они своими руками сделают красивую перочистку, закладку, салфеточку. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков ко Дню 8 Марта или другому празднику для родителей, близких людей, друзей.

Изготовление многих изделий приучает детей к аккуратности на учебных занятиях и в быту (тряпочка для уроков труда, рабочий передник, перочистка и др.).

Некоторые умения и навыки (умение пришивать пуговицы, производить мелкий ремонт одежды) приучают к аккуратному и бережливому отношению к своей одежде.[8]

В работах с тканями развивается и совершенствуется трудовая культура, умение планировать и организовывать свою работу.

. Работа с тканью в разных возрастных группах

В раннем возрасте достаточно остро стоит проблема психологической разгрузки и мышечного напряжения: дети бросаются игрушками, крушат постройки. И здесь на первый план выходят яркие, объёмные, привлекательные, но мягкие и совершенно безопасные клубки и подушки: их можно колотить, сними можно валяться, ими бросаться, с ними обниматься; их очень легко потом собрать и сложить- например в корзину, причём даже маленький ребёнок может делать это самостоятельно, заслужив при этом похвалу чего не скажешь о конструкторе и кубиках).

Таким образом педагогу удаётся легко и эстетично решать коррекционные проблемы в группе раннего возраста.[5]

На четвёртом году жизни на первый план выходит ознакомление детей с окружающим миром и развитие сенсорики. По прежнему важнейшим свойством представляется безопасность материалов.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...

Основным видом деятельности является обследование, экспериментирование и педагоги предоставляют детям многообразие цветов фактуры и новых возможностей. Они знакомятся с такими качествами как: гладкий, пушистый, мягкий, шероховатый и т.д. Рекомендуются следующие задания: «Узнай на ощупь; найди и назови; найди на ощупь; найди такой же; разложи по цветам».

В процессе обследования и экспериментирования развивается инициатива и логическое мышление, воспитывается усидчивость, формируется внимание.

Новое содержание приобретает развитие моторики: дети тянут, рвут, мнут ткани и разматывают нитки, стараются завязывать узлы. Палитра цветов расширяются, при этом развивается цветовое восприятие, зрительная память, мышление, речь. Дети учатся воспринимать оттенки (тёмно-синий, светло-зелёный) в рамках изобразительной деятельности (аппликации) именно с использованием ниток удаётся выполнить по-настоящему красивые и эстетичные работы. Аппликация из нарисованных ниток «цыплёнок», «котёнок», «лиса» выполняются детьми с огромным желанием и большой долей самостоятельности. Этапы такой работы:

промазывает клеем;

посыпает всю поверхность внутри контура подготовленными, нарезанными нитками нужного цвета;

слегка прижимает ладошкой.

Одновременно происходит закрепление представлений по теме «Животные» (тело покрыто шкурой, у животных шерсть, они пушистые).

С большим интересом дети 4-го года жизни наблюдают, как воспитатель шьёт игрушки, одежду для кукол, одежду для ряжения (подают материал, радуются обновкам).

Это с виду кажется пассивная деятельность, затем в более старшем возрасте приносит прекрасные плоды в виде сформированного интереса к рукоделию трудолюбию.[7]

Отдельно следует сказать о формировании навыка самостоятельности, трудолюбии. Мягкость и безопасность материалов позволяет полностью доверить детям уборку (сложить лоскутки, смотать нитки); постепенно учить безопасной работе с ножницами.

Таким образом, на четвёртом году развития дети привыкают к присутствию в развивающей среде своей группы тканей и ниток, а также игрушек, поделок из них, пособий, как к неотъемлимой части интерьера.

Деятельность с этими материалами всех видов — дидактическая, исследовательская, игровая, театрализованная, коррекционная и т.д. становится привычной для детей, естественной, комфортной, вызывает у детей удовольствие и позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения.

На пятом году жизни — средний дошкольный возраст, деятельность с тканями и нитками постоянно приобретает самостоятельный характер, при этом развивает воображение, пробуждает склонность ребёнка к ручному труду, воспитывается целеустремлённость, усидчивость и терпение.[5]

Рекомендуется подготовить столик для такой деятельности, где будут в открытом доступе-ткани, нитки, клубки для психологической разгрузки-яркие, привлекательные книги по теме:

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровеньответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом. Следовательно, одним из направлений работыпсихолога, работающего в детском ... воспитательных воздействий как матери, так и отца. Мы не будемрассматривать в данной работе педагогический потенциал других членов семьи, атакже стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся ...

образцы детских и совместных работ;

образцы народного творчества и т.д.

На этом этапе работы целесообразнее привлекать к совместной деятельности и родителей — проводить «круглые столы» по теме, консультации, давать информацию в родительском уголке, выяснять, кто из родителей занимается творчеством из тканей и ниток и привлечь их к развитию данной деятельности в группе, организовывать выставки детского и совместного творчества в рамках своей группы и всего детского сада.

В процессе всех этих мероприятий у детей 5-го года жизни получаются по настоящему получаются красивые, эстетичные работы, что они способны оценить. Это очень повышает самооценку ребёнка и побуждает его совершенствовать свои навыки.

Необходимо подготовить подборку специальной литературы по рукоделию, народным промыслам, художественные альбомы, различные руководства для взрослых и детей. В средней группе дети уже способны пользоваться специальной литературой, оценивать образцы, представленные на иллюстрациях.

Деятельность с тканями и нитками по всем направлениям углубляется и обогащается по сравнению с младшим возрастом.[4]

В средней группе допустимо добавить к привычным материалам крупные деревянные бусины, ювелирную и обычную проволоку, крупную леску, блёстки, а в конце года бисер и стеклярус. Аппликация из ткани выполняется с дидактическим усложнением («медведь белый — медведь бурый», «заяц белый» — «заяц серый» и т.д.).

При этом дети самостоятельно выбирают обводку и стараются самостоятельно и заранее нарезать для себя лоскутки. При этом активно развивается мелкая и крупная моторика рук, воспитывается самостоятельность, формируются творческие способности, закрепляется навык владения ножницами.

На этом же этапе активизируется участие детей в изготовлении атрибутики для театрализованной, игровой и физкультурной деятельности. Причём некоторые изделия дети способны выполнить уже самостоятельно (вымпелы, флажки, ленты, маски и т.д.)

Итогом работы педагога по теме «Ткани и нитки в ручном труде дошкольников» в этой возрастной группе является сформированное активное, творческое отношение детей к данным материалам и наработанные детьми навыки. Именно в этом возрасте дети сделали совместно с воспитателем маме в подарок на 8 марта игольницу в форме цветка, а также был создан совместно с воспитателем «каталог тканей и других материалов».

Полезно вместе с детьми организовать выставку народных ремёсел, включив сюда и лучшие детские работы.

В старшем — подготовительном к школе возрасте активно начинают проявляться индивидуальные склонности. Поэтому фактически в этом возрасте деятельность с тканями и нитками организовывается по индивидуальной программе и в ещё большей степени — по сравнению со средней группой — из совместной превращается в самостоятельную.

Детям 6-го и 7-го года жизни предлагаются следующие варианты заданий: конструирование и шитьё из ткани (одежда для кукол, атрибутика для ряжения, сувениры, подарки и пр.), конструирование из ниток (вязание крючком, вязание на спицах, макраме, другие виды плетения и пр.), вышивание (вышивка крестом, вышивка прямым швом), поделки из комбинированного материала.[7]

11 стр., 5301 слов

Эстетические свойства одежды

... и вещи. В детской одежде, которая дает 1-е уроки эстетического воспитания детям. Одежда может выступать в ... одежды состоит в обеспечении одеждой физической возможности эффективного исполнения процессов, для которых она предназначена, деятельности, отдыха, сна и др. Одежда, ... Актуальность данной работы обусловлена современными тенденциями в одежде. Задачи: 1. Изучить роль одежды в повседневной жизни ...

В процессе этой деятельности у детей развивается и совершенствуется: моторика, и, как следствие, речь, координация движений, глазомер, воображение.

Воспитывается: терпение, усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, инициатива.

Формируется: внимание, зрительная память, коммуникативные способности, эстетическое восприятие, социальная активность (участие в выставках, шефские подарки для малышей и т.д.).

Отдельно следует отметить высокую степень интеграции деятельности во все другие области познания детей старшего и подготовительного возраста (познание, безопасность, труд, физическое развитие, коммуникация и т.д.).

Итогом своей пятилетней работы с группой детей по теме «Ручной труд и рукоделие с дошкольниками» с использованием тканей, ниток, бисера и подсобного материала, можно считать качественно высокий уровень их подготовки к школе, а именно: сформированную любознательность, развитую познавательную способность, активную социальную позицию, психологическую устойчивость, коммуникабельность, организаторские навыки, эстетическое восприятие мира, трудолюбие, аккуратность, отличную моторику, усидчивость, целеустремлённость и самостоятельность.

. Пошив кукольной одежды

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.[6]

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решаются следующие задачи: развитие эстетического восприятия, эстетические чувства и представлений детей, их художественно-творческих способностей, формирование основ эстетического вкуса.

Эстетическое восприятие в действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий.

Исследования в области психофизического развития детей старшего дошкольного возраста показывают, что именно в этот период происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, укрепляется здоровье, совершенствуются двигательные умения и навыки. У ребенка повышается самоконтроль и оценка деятельности, уровень произвольности, внимания, памяти, речевых и мыслительных процессов. Возрастает работоспособность, усидчивость.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... сложный многообразный и системный процесс.[1]. Учет закономерностей развития речи детей позволяет установить возможности детей в овладении умениями построения связного монологического высказывания. Связная монологическая ... ситуации общения. Исследования А. М. Леушиной доказали, что основная линия развития ребенка заключается в механизме перехода от исключительного господства только ситуативной речи ...

Поэтому именно старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для всестороннего, творческого развития детей посредством ручного труда.

Простое умение пользоваться иглой в быту тоже потеряло популярность в воспитании детей. Но, ведь одежда нужна всегда. Потребность в рукоделии из ткани такая же базовая, как и потребность в рисовании, конструировании, лепке и т.п. [2]

Шить одежду для своих любимых кукол — это занятие всегда было и остаётся любимым у девочек разных возрастов. Оно даже более популярно, чем сама игра с ними. Ведь шитьё нарядов для любимых принцесс и Барби так интересно и увлекательно. Конечно, с года поменяются размеры кукол и их пропорции, но тяга к созданию гардероба для них остаётся неизменной. Но наиболее интересно создавать одежду, в которую оденется кукла своими руками. Выполненная с начала и до конца собственноручно, она будет обладать особенным шармом и притягательностью.[1]

Для пополнения гардероба для куклы своими руками выкройки можно использовать самые разнообразные. И материалы подойдут также различные: старые лоскуты ткани, ненужная детская одежда, остатки ниток для провязывания элементов и другие.

Основные задачи занятий по шитью одежды куклам:

познакомить детей с историей костюма;

познакомить детей с технологией пошива одежды;

развитие сенсомоторных навыков (знакомство с видами тканей: структура ткани, цвет и оттенки тканей, сочетание цветов и оттенков.);

учить детей моделировать одежду для бумажных и пластмассовых кукол (развитие конструктивных навыков; развитие навыков планирования своей деятельности);

способствовать повышению активной позиции детей и родителей в развитии художественно-эстетического вкуса при выборе одежды;

продолжать воспитывать бережное отношение к одежде, формировать стиль в одежде.

В рамках занятий могут создаваться условия для занятия моделированием одежды. Ребенку можно предложить заняться моделированием, который представляет собой процесс познания объектов на моделях с целью получения объяснения их сущности.

В ходе занятий по шитью кукольной одежды ребенок:

может самостоятельно экспериментировать с материалом, который ему предлагается или он самостоятельно его выбрал;

проверить, уточнить подлинность своих представлений о том или ином объекте в процессе создания новой формы;

сформулировать свой замысел, исходя из личных побуждений, представлений и общих для всех детей условий осуществления деятельности;

реально оценивать реализуемость своего замысла и уточнять его, исходя из своих личных возможностей, понимания и свойств материала.

Таким образом, при моделирование одежды у детей формируется эстетический вкус. И как следствие, красота одежды воспринимается ребёнком как единство формы и содержания.

За время работы в рамках таких занятий дети приобретут навыки работы со швейными принадлежностями; познакомятся с новыми профессиями: швея, дизайнер одежды, художник по костюмам, художник-модельер; познакомятся с процессом пошива одежды; разовьют творческую активность; будут развивать эстетический вкус, через моделирование одежды для кукол. Дети познакомятся с различными тканями, их свойствами и особенностями работы с ними, смогут реализовывать свой творческий потенциал с помощью моделирования одежды для кукол (бумажных и пластмассовых).

Заключение

Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Знания и умения по работе с тканями и текстильными материалами в равной мере необходимы девочкам и мальчикам. Умения и навыки по шитью составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков по шитью, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. Любовь к шитью, вышиванию и другим рукодельным работам, привитая детям с раннего возраста, часто сохраняется на всю жизнь.

Знания, даваемые детям на занятиях по шитью, расширяют их кругозор, обогащают представления об очень распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, об отраслях промышленности, связанных с выработкой тканей и волокнистых материалов, об их переработке в различные изделия, удовлетворяющие нужды техники, культурной жизни и быта человека. Дети получают главным образом первоначальные сведения о текстильной и швейной промышленности и некоторых их отраслях

Занятия рукоделием способствуют психологической разгрузке и повышению стрессоустойчивости. Кроме того, самостоятельная работа повышает самооценку и как следствие, расширяет зону комфорта. Возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам повышает социальную значимость ребёнка. Участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом. Что касается труда: использование тканей и ниток позволяет с раннего возраста приучать детей к трудовым заданиям (сложить лоскутки, собрать клубочки ниток), а в дальнейшем усидчивая, кропотливая работа самостоятельная уборка.

Список информационных источников

1.Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. — М.: Просвещение, 2003.

2.Гринн М.Э. Шитьё из лоскутков. — М.: Просвещение, 2005.

.Дошкольное воспитание / Гл. ред. М.А. Васильева. — № 12, 2008.

4.Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5.Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М.:Просвещение, 2001.

6.Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. -2002 №№ 7,8.

.Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. — 2013. — №4

.Павлова М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности //Дошкольная педагогика.- 2011.- №1.