ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Формирование эстетического вкуса, как психолого- педагогическая проблема 5

1.2 Психолгого-возрастные предпосылки формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста 9

1.3 Комплекс педагогических условий и основных заданий по формированию эстетического вкуса младших школьников 15

ВЫВОДЫ 19

ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Диагностика сформированности эстетического вкуса у учащихся младшего школьного возраста 21

2.2. Реализация эстетического вкуса в условиях

образовательного процесса 27

2.3 Анализ результатов опытно — поисковой работы по формированию эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста 42

ВЫВОДЫ 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 61

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема духовно развитой личности. В то же время ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно этих, наиболее близких для ребенка сред, не только остается однообразным, но и обедняется. Кроме того, на сегодня наметилась тенденция падения социального интереса к ребенку. Все это в существенной мере осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление. Поскольку главным в работе традиционной начальной школы, в основном, остается направленность на формирование знаний, умений, навыков, в школе эта проблема специально не прорабатывается.

Такой подход наиболее полно реализуется в развивающем обучении, где на первый план выступает развитие личности ребенка. К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Именно развивающее обучение дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания младших школьников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию.

17 стр., 8411 слов

Проблема эстетического вкуса в рамках гуманитарной психологии

Проблема эстетического вкуса в рамках гуманитарной психологии ВВЕДЕНИЕ Современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения. Актуальность исследования обусловлена рядом причин. На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривается как непреходящая ценность, которая ...

Данная тема является актуальной, так как способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию.

Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.

Цель работы — педагогические условия формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности

Объект исследования — дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — адаптация и формирование эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать Формирование эстетического вкуса, как психолого- педагогическая проблема. Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ.

Провести и проанализировать опытно поисковую работу по формированию эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста в художественной и творческой деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в нем в результате сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных положений, категорий и понятий философии, эстетики, психологии, педагогики:

— выявлены психолого-педагогические особенности формирования эстетического вкуса младших школьников средствами образовательного процесса в современной общеобразовательной школе;

— уточнено содержание, структурные компоненты педагогического понятия «эстетический вкус младшего школьника», разработаны критерии и показатели выявления динамики его формирования, доступные педагогам-практикам;

При написании работы использовались работы следующих авторов (работы А.Н. Бурова, С.М. Коган, П.М. Якобсон, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Т.И. Хризман , Ю.Б. Борев, И.И. Джидарьян, А.Т. Калиткин, О.В. Лармин ).

4 стр., 1839 слов

Определение эстетического чувства в психологии

... эстетического чувства в психологии.......................................... 4 2. Особенности развития эстетических чувств в детском возрасте..................... 6 3. Формирование эстетических чувств................................................................. 8 3.1. Формирование эстетических ... новый ведущий вид деятельности— учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Для ...

Народное декоративно — прикладное искусство одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Исследования Е.А. Флериной, Н.П. Саккулиной, А.П.Усовой, Е.И. Васильевой, Т.С. Комаровой, Т.Т. Казаковой, Т.Н. Дороновой позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы дошкольных образовательных учреждений.

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Формирование эстетического вкуса, как психолого- педагогическая проблема

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).

[6, с. 123]

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт).

К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети — художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).

[6, с. 123]

Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов

6 стр., 2646 слов

Эстетическое воспитание в семье, имеющей ребенка с нарушением интеллекта

Реферат Тема: «Эстетическое воспитание в семье имеющей ребенка с нарушением интеллекта» Владимир 2013 Содержание Введение Эстетическое воспитание в семье имеющей ребенка с нарушением интеллекта Заключение Список литературы Введение Всестороннее развитие личности ребенка - основная цель семьи и школы. Идея всестороннего развития личности возникла давно, еще в эпоху Возрождения, более 500 лет назад. ...

различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве — важное условие духовной жизни человека. Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).

[4, с. 82-85]

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание». Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Детям необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов).

9 стр., 4305 слов

Воспитание и развитие личности

... библиотекаря, сантехника). Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному ... ". В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр ... и политическая среда. Что для ребенка среда? На ребенка влияют семья, двор, улица, школа ...

[15, с. 93]

Они постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный материал.

Эстетическое воспитание — это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты. Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. [10, с. 142-144]

Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. В современных условиях выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания младших школьников:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно-творческие способности детей.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок. [18, с. 272]

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения ... , в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит ...

Вывод: Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать. Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей.

1.2 Психолгого-возрастные предпосылки формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста

У младших школьников существует ярко выраженная потребность рассуждать о своих художественных впечатлениях. Они хотят больше знать о произведении и о художнике. Ребята много говорят о своих впечатлениях друг с другом, но не всегда со взрослыми. Но как раз к такому разговору следует стремиться для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на формирование личностных оценок. При этом в собеседованиях о литературе и искусстве следует в первую очередь использовать жизненные впечатления и опыт самих школьников. [24, с. 33]

Младший школьный возраст — самый благодатный для того, чтобы развивать в ребенке хороший эстетический вкус к постоянно окружающему его миру. Эта работа может осуществляться эстетической деятельностью во всем образовательном и воспитательном процессе начальной школы. Однако, наиболее эффективно она осуществляется на уроках чтения, так как именно здесь ребенок непосредственно соприкасается с искусством через восприятие произведения литературы, которая является составляющей частью духовной культуры.

С первого класса в центре внимания учителя художественное произведение как неповторимое произведение искусства, как определенная эстетическая ценность. Каждое произведение -это то, что обогащает ребенка, продвигает его в понимании художественной литературы. Неповторимое в художественном произведении — его образное содержание. Поэтому с первых шагов обучения учитель не останавливается с учениками на освоении сюжета, хода событий, а ведет их к пониманию его идейно-художественного (образного содержания).

12 стр., 5712 слов

Обстановка детского сада — средство развития дошкольников

... важность двигательной активности для полноценного развития ребенка, поэтому в детском саду следует предусмотреть достаточно места для ... чувств в данном возрасте надлежит познакомиться. Подбор предметов и пособий в детском саду как в количественном ... природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество; - вариативность; - сочетание традиционных и новых ...

Одна крайность — чтобы дети все «открывали» сами с помощью учителя. [51, с. 50-55]

Поскольку в произведениях искусства все без исключения жизненные явления и процессы получают определенную идейно — эстетическую оценку, искусство способно формировать человека всесторонне. Оно оказывает решающее воздействие и на его эстетические позиции, на его отношение ко всем сторонам жизни. С этой позиции искусство оценивает все стороны, все проявления жизни. Заметим еще, что эстетическое формирование личности осуществляется через развитие её эстетических чувств, творческих способностей. «Строительство человеческой души», воспитание чувств -основная задача искусства вообще.

Воздействие эстетического воспитания на формирование личности огромно и разносторонне. Прежде всего опыт восприятия произведений искусства сказывается на развитии творческого, образного мышления. Художественное произведение, будучи явлением сложным и неповторимым, ведет к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивает чувства и способность их выразить в словесной или иной форме. Развиваются чувство слова, воображение и фантазия, углубляется способность творчески относиться к жизни, выражать свои идеи, чувства и настроения в том или ином художественном материале. Опыт использования разнообразных форм познания (восприятия, переживания, овладение материалом искусства, развития ассоциативного мышления) становится регулятором развития художественно — творческих способностей школьника в целом: чем меньше опыт, тем ниже уровень развития, и наоборот — чем он больше, тем и уровень развития выше. [46, с. 208].

Все методы работы, все вопросы и задания должны быть направлены на создание условий, при которых дети как бы «жили на уроке», чтобы вопросы и задания вызывали работу души ребенка — его ума и чувств, тогда установка на многократное чтение отпадает. Когда дети живут произведением, захвачены им, именно это вызывает многократное обращение к чтению и перечитыванию как всего произведения, так и отдельных мест в нем, а не постоянный тренинг и натаскивание. [41, с. 192]

В процессе работы над словом художественного произведения важно, чтобы, сопоставляя слова, близкие по значению, дети учились не заменять одно слово другим, а размышлять над их различными смысловыми оттенками и понимать, что слово в художественном произведении незаменимо. Показателем активности вхождения ребенка в литературу является мотивированный интерес к чтению. К.Д. Ушинский говорил, что в книгу для детского чтения надо включать произведения, «отмеченные печатью истинного таланта». «Для детей же, — писал В.Г. Белинский, — те произведения вполне художественные, которыми могут зачитываться и взрослый человек, переживая вновь свое детство». Приобщить детей к искусству можно только средствами самого искусства. Научить ребенка читать можно на любом материале, но прививать любовь к чтению, развивать его эстетический вкус можно только на произ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2004. — 304с.

2) Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 1. — С. 37-42.

3) Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. — Мосальск, «Воспитатель года», 2010. — 30 с.

4) Архип И.А. Изобразительная деятельность как средство коррекционной педагогики // Эстетическое воспитание дошкольников: Сборник научных трудов. — Мурманск: МГПИ, 2013. — С.82-85.

5) Ахтямова А.А. и др. Коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 3. — Тверь: ТГУ, 2006. — С.47-54.

6) Ахтямова А.А. и др. Психологическая коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе занятий изобразительным творчеством // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 2. — Тверь: ТГУ, 2006. — С.119-123.

7) Байкина Л.Г. Повышение творческой активности учащихся средствами цветовых решений в рисовании // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и школьного возраста: Сборник научных трудов. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2006. — С. 117-122.

8) Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. — СПБ.: РГПУ, 2009. — 140с.

9) Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 240с.

10) Вепрева О.А. Взаимосвязь словесного и изобразительного творчества детей дошкольного возраста в процессе создания художественного образа // Субъект Федерации на рубеже веков: Материалы российско-американской научно-практической конференции. — М.: Московский открытый социальный университет, 2008. — С.142-144.

11) Вепрева О.А. Значение и возможности использования слова на занятиях изобразительной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста // Третьи Вавиловские чтения: Социум в преддверии XXI века: итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего. — Йошкар-Ола: МИО, 2009. — С. 262.

12) Вершинина Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — С.95-96.

13) Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 5. — С.41-43.

14) Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование №11 (83) июнь 2012, С. 22-23.

15) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-e изд. — М.: Просвещение, 2011. — 93 с.

16) Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. — М.: ТЦ «Сфера», 2011..

17) Григорьева Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов. — Горький, 2004. — С.10.

18) Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 272с.

19) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. — М.: Скрипторий, 2013. — 80 с.

20) Денисова Т.Л. О взаимосвязи наблюдения и изобразительной деятельности детей в 5 — 6 лет // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,2012. — С.89-90.

21) Емельянова Л. Анализ детских работ по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 28-30.

22) Захарова В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов. — М.: Просвещение, 2008. — 72c.

23) Иванникова С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. — С.112-113.

24) Иванова О.Л. Изобразительная деятельность и ее роль в период детства // Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. — Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2012. — С.33.

25) Ивкина Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 2008. — С.100-101.

26) Казакова Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. — М.: Прометей, 2011. — Ч. 1. — С.42.

27) Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Сфера, 2010. — 155 с.

28) Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М: ТЦ Сфера, 2004.

29) Коллективная изобразительная деятельность — одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.

30) Комарова Т., Зырянова О. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с.

31) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 192 с.

32) Комарова Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 1. — С. 40-44.

33) Комарова Т.С., Грибовская А.А. Развитие декоративного творчества // Воспитательно-образовательная работа с детьми 6 лет. — Тула: Приок. кн. изд-во, 2009. — С.85-93.

34) Лыкова И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве — традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. — М.: Аванти, 2010. — С.157-158.

35) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. — М.: ТЦ «Сфера», 2012. — 208 с.

36) Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 7. — С.12-16.

37) Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. — 320 с.

38) Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПБ.: КАРО, 2008.- 90 с.

39) Новикова Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А.Леванова. — Калининград, 2010. — Вып. 8. — С.99-104.Обруч №6 2002// Куда уходят детские рисунки. Лыкова И.с. 14-18.

40) Пантелеев Г.Н. Декоративно-оформительское творчество детей 5-7 лет // Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2004. — С. 161-163.

41) Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с.

42) Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. — М.: Скрипторий, 2008. — 56 с.

43) Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 304 с.

44) Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание №5 2006, с.21-27.

45) Развитие самостоятельности в интеллектуально-творческой деятельности дошкольников: методические материалы / под ред. Т.А. Сидорчук. — 2012

46) Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Просвещение, 2003. — 208 с.

47) Соловьева И.В. Активизация творческого мышления детей в процессе обучения изобразительной деятельности на примере русских сказок // Этнохудожественная образовательная система России. Теория и практика. — Магнитогорск: МГПИ, 2008. — С.34-35.

48) Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. — М.: Линка — Пресс, 2010.

49) Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

50) Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 2006. — 160с.

51) Фомина О.Н. Дети рисуют сказку // Ребенок в детском саду № 6 2009, с.60-65.

52) Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Владос, 2006. — 144 с.

53) Юхименко Н. В каждой каракуле, кляксе видеть звезды, облака // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 4. — С.4-5.

54) Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, № 6, 2009.