Гуманитарный факультет Кафедра социологии

Министерство образования Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа по дисциплине Социальный эксперимент в управлении

Тема: Обоснование выбора методов социального эксперимента по предмету экспериментального исследования

Выполнила: Зверева Ирина Александровна

Студент 4 курса специальностьсоциология

Группа 6161 № зачет.книжки 30305/06

Подпись: __________________________________________

Преподаватель:____________________________________

Должность:_________________________________________

Оценка:_____________________Дата:___________________

Подпись:____________________________________

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Операционализация понятий 5

1.1. Понятие социологии управления 5

1.2. Эксперимент в социологии управления 7

Глава 2. Метод эксперимента и предмет исследования 10

2.1. Предмет и объект в социальном эксперименте 10

2.2. Методы социального эксперимента в управлении 11

2.3. Выбор метода эксперимента в зависимости от предмета 14

Заключение 20

Список литературы: 22

Введение 3

Глава 1. Операционализация понятий 5

1.1. Понятие социологии управления 5

1.2. Эксперимент в социологии управления 7

Глава 2. Метод эксперимента и предмет исследования 10

2.1. Предмет и объект в социальном эксперименте 10

2.2. Методы социального эксперимента в управлении 11

4 стр., 1659 слов

Становление социологии управления.Социальное управление и его типы

... исследования -сфера социологии управления. Предмет исследования - развитие и эволюция социологии управления. Цель и задачи.Целью данной курсовой работы является анализ этапов развития и особенностей социологии управления, изучение истории, содержания, этапов формирования социологии управления. Глава 1. 1.1. Социальное управление Социология ...

2.3. Выбор метода эксперимента в зависимости от предмета 14

Заключение 17

Список литературы: 19

Введение

Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент — это такой метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Классическим примером успешного осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности управления является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго (США).

Он ставил своей первоначальной целью выявить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и производительностью труда (так называемый Хоуторнский эксперимент) [8,91]. Результат первого этапа проведенного эксперимента оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась не только у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но и в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На этой стадии были сделаны два важных вывода:

  1. Не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;
  2. Необходимо искать более важные, скрытые от исследователей, организовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведение людей, в том числе и производительность их труда[8,93].

На последующих этапах проведения данного эксперимента, когда в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснились еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредовано, через так называемый «групповой дух», т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоуторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии заключается в том, что он привел:

  • во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства;
  • во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль «группового духа»);
  • в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность коллектива работающих) в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы;
  • в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии — так называемой «теории человеческих отношений», сыгравшей большую роль в развитии социологии управления.

Цель данной работы это изучение обоснования выбора методов социального эксперимента по предмету экспериментального исследования

12 стр., 5690 слов

Инновационное управление трудом

... эффективности трудовой деятельности, какие методы воздействия при всём этом используются. Будет необходимо выяснить теоретические основы инновационного управления трудом, способы воздействия на людей, какие новые ... это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так ...

В данном исследовании мы попытаемся осветить следующие вопросы научного исследования:

  • Предмет и объект и социальном эксперименте
  • Методы социального эксперимента в управлении
  • Выбор метода эксперимента в зависимости от предмета исследования

Глава 1. Операционализация понятий

1.1. Понятие социологии управления

Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления.  Стоит напомнить, что задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать социальные отношения между людьми с целью выявления законов управляющих обществом. А поскольку общество состоит из различных групп и личностей, то социология изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей.

 Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX-  в началеXXвека. К этому же времени относятся первые работы учёных и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы научного управления. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор[3,21].

   Английское слово «менеджмент», т.е. управление возникло в тесной связи с тем родом занятий, которым занималось большинство населения этой страны. Оно обозначало рачительно вести домашнее хозяйство, обращаться со средствами и предметами труда, а так же с оружием, объезжать лошадей и управлять ими. Глагол to manage – «управлять» и сейчас относится к процессу, с помощью которого достигаются цели. Однако с изменением рода занятий населения, появлением множества профессий и видов труда, возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином производственном процессе различных исполнителей, организации, социальные группы. Содержание понятия менеджмент трансформировалось и отразило в себе различные аспекты управленческой деятельности.

Управление с социологической точки зрения — это властная форма закрепления социальных отношений людей, различающихся местом в системе организации труда (важностью и сложностью выполняемых задач), которое принято называть должностным положением, иместом в системе распределения труда, которое определяет размер основного вознаграждения (оклад, заработ­ная плата) и дополнительных выплат (премия, доля от прибы­ли).

Это искусство так направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели, чтобы они не почувствовали никакого принуждения[3,30].

Несмотря на обилие определений и подходов, главное, на чём сходится большинство исследователей, это то, что основная задача управления – руководство людьми, координация их деятельности для достижения целей.

10 стр., 4689 слов

Социальный эксперимент

... роль в развитии социологии управления. Краткая характеристика метода Эксперимент представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в ... и производительностью труда (так называемый Хоуторнский эксперимент). Результат первого этапа проведенного эксперимента оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась ...

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществесоциальных отношений[4,17].

Специфической особенность социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей.

Т.о. социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления[4,22].

Что же составляет сущность управленческой дея­тельности?

Под управлением понимается основанное на досто­верном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой мо­жет выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учре­ждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели[4,23]. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной   целенаправленной   деятельности   как   отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом. 

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками — политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

Объектом социологии управления являютсяуправленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной,  социокультурной)  или  организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управлениясоставляетизучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

24 стр., 11819 слов

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются ...

... прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на ... философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания ...

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленче­ской деятельности принципах научного управления соци­альными и промышленными организациями.

1.2. Эксперимент в социологии управления

Эксперимент — это опытное исследование воздействия заданно­го фактора (или нескольких факторов) на процесс функционирования изучаемого объекта[1,44].

Эксперимент пришел в социальные науки из естествознания, где он примерно с XVII века использовался в качестве ведущего способа про­верки научных теорий. Если в естествознании экспериментальный ме­тод с давних пор используется как один из ведущих методов, то в со­циологии этот метод до сих пор не получил должного признания, хотя в социологии управления он является ведущим методом могущим обеспечить должный анализ явлений.

Методология экспериментального анализа общественных явлений и процессов была предложена в XIX веке английским философом Джо­ном Стюартом Миллем в работе «Система логики» (1843).

Хотя сам ученый отрицал продуктивность социальных экспериментов из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных, но им были определены два основных правила: «правило согласия» и «правило различия», которые могут быть использованы при проверке рабочих гипотез экспериментальным методом.

Суть «правила согласия» состоит в том, что если в одном ряду Р есть следствие событий А, В, С, а в другом ряду Р есть следствие со­бытий К, М, С, то причиной Р должно быть С. Для проверки рабочих гипотез в обратном порядке используется «правило различия», соглас­но которому событие «не-С» должно повлечь за собой «не-Р». Напри­мер, по рабочей гипотезе предполагается, что изменения в оплате тру­да (С) должно привести к повышению производительности труда (Р).

В двух разных по составу и характеру труда бригадах вводится новая система оплаты труда. Если в обеих бригадах после введения новой системы оплаты труда производительность повысилась, следователь­но, рабочая гипотеза, в соответствии с «правилом согласия», верна. Проверка этого заключения возможна на третьей (контрольной) бри­гаде, которая работала в условиях прежней системы оплаты труда. Со­гласно «правилу различия» Милля в этой бригаде не должно происхо­дить повышения производительности труда.

Основоположники социологии как науки О. Конт, Э. Дюркгейм и М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода при изучении социальных явлений и процессов. Лишь в 30-е годы XX века были предприняты первые шаги по использованию эк­спериментального метода при проведении эмпирических социологи­ческих исследований. В настоящее время социологи признают важность экспериментального метода, который позволяет не только соби­рать необходимую социологическую информацию, но и помогает вы­являть социальные проблемы и осуществлять за ними контроль, спо­собствует предупреждению принятия ошибочных управленческих ре­шений.

Социологический эксперимент — это способ получения социологической информации об изменениях в функционировании изучаемого процесса или явления в результате целенаправленного воздействия специальных факторов[5,78].

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... методов для различных видов экспериментальной деятельности. 8.Педагогический эксперимент Использование ИКТ для обработки результатов педагогического исследования 12 9.Представление результатов научного исследования. Визуализация исследовательских процедур. Требования к оформлению результатов ...

Социологический эксперимент позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, связанные с управлением экономическими и политичес­кими процессами, например: приводит ли к росту производительности труда повышение его оплаты, какой из видов политической рекламы ока­зывает наибольшее воздействие на явку избирателей на выборы. В боль­шинстве случаев социологический эксперимент является единственным способом, с помощью которого можно проверить результаты проведен­ного исследования, имеющие прямой выход на практику управления со­циально — экономическими и политическими процессами.

Социологический эксперимент относится к числу самых трудоем­ких методов сбора первичной социологической информации и провер­ки выводов и практических рекомендаций социологических исследо­ваний. Особенность социологического эксперимента состоит в его пред­назначении, а не в методике получения социологической информации. В процессе проведения эксперимента могут быть использованы лю­бые из методов сбора первичной социологической информации (ана­лиз документов, наблюдение, опросы).

Основное предназначение социологического эксперимента при управлении социально-экономическими и политическими процессами — проверка выводов и апробация практических рекомендаций исследо­ваний. Специфика социологического эксперимента состоит в том, что посредством его изучается процесс деятельности людей в специально заданных условиях их функционирования. От того, как участники экс­перимента субъективно будут воспринимать заданные условия, во многом зависят его результаты. Отличительная черта социологическо­го эксперимента как метода получения информации состоит, во-пер­вых, в предварительном определении причинно-следственных связей между его участниками; во-вторых, в необходимости использования системного и комплексного подходов; в-третьих, в значительной про­должительности его проведения. Организация и проведение эксперимента требует больших затрат и соответственно подготовленных кадров социологов. Для проведения эксперимента требуется разработка особой программы его проведения.

При проведении эксперимента исследователю предоставляется сво­бода выбора экспериментальных групп. Однако он обязан придержи­ваться определенных критериев выбора в соответствии с задачами проводимого эксперимента. Социологический эксперимент проводит­ся не на генеральной совокупности, а на репрезентативной стратифи­кационной или квотной выборочной совокупности. Если эксперимен­тальная группа достаточно большая по количеству участников и раз­нородная по составу, тогда целесообразно ограничиться вероятностной выборкой. Социологический эксперимент целесообразно проводить в относительно однородных условиях на небольших группах обследуе­мых. Как показывает практика, наиболее результативными оказывают­ся эксперименты в малых социальных группах.

Глава 2. Метод эксперимента и предмет исследования

2.1. Предмет и объект в социальном эксперименте

В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.

При проведении эксперимента необходимо учитывать, что на его результаты могут влиять кроме специальных факторов другие внешние и внутренние факторы. К сожалению, ни в одном эксперименте не удается полностью контролировать все условия, поэтому всегда оста­ются какие-либо неучтенные факторы. При неконтролируемом экспе­рименте не учитываются побочные факторы, которые могут позитив­но или негативно влиять на исследуемый процесс. Например, в экспе­риментальных бригадах на повышение производительности труда позитивно может влиять умелая организаторская деятельность брига­дира, а негативно — простои из-за снабжения. Чтобы убедиться в пра­вильности выдвинутой рабочей гипотезы, необходимо провести серию повторных экспериментов.

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью которых ... и не смотря на центральность района, некоторые ее территории плохо освоены. В эксперименте использовалась методика К.Линча. Испытуемые выполняли следующие задания: 1.Рисовали карту района – образ района, ...

Состав эксперимента:а) объект и предмет исследования как зависимая переменная; б) методы и средства преобразования «предмета в объекте» как независимые переменные; в) технология использования независимых переменных; г) диагностика и методы диагностики результатов влияния независимых переменных на зависимые переменные.

Объект и Предмет экспериментирования- это какие-либо феномены и их качественные свойства, которые предполагается усовершенствовать. Конкретные люди, группы, классы, предприятия и другие общности в эксперименте — это объект экспериментирования. Их качества или функции, которые мы развиваем, — это предмет экспериментирования. Развиваемые качества или функции, у определенных индивидуумов или компаний естьзависимые переменные, то есть те, что зависят от внешних условий и воздействий экспериментатора. Изменение зависимых переменных и становится целью эксперимента. Содержательно, но не по формулировке, цели и предмет эксперимента полностью совпадают.

При определении объекта экспериментированияустанавливается точное число участников, например рабочих одного из отделов организации. Число рабочих с определенными характеристиками может быть достаточно большим. Для установления особенностей или закономерностей изменений изучаемых качеств (предмета экспериментирования) достаточно сделать выборку. Выборка, то есть количество рабочих-участников, должна быть репрезентативной.Репрезентативность- это свойство выбранного количества участников эксперимента проявлять те же свойства и особенности, которые присущи всей совокупности таких же людей (рабочих) [9,102]. На уровне исследовательской работы определять репрезентативность очень сложно, чаще всего это делают условно или приблизительно, а еще чаще — по аналогу с уже проводимыми подобными экспериментами.

Методы и средства преобразованияобъекта и предмета экспериментирования, их развития и совершенствования называютсянезависимыми переменными. Независимые, то есть вполне самостоятельные от тех качеств и свойств, которые развиваются в эксперименте. Независимая переменная не придумывается вольно, а выводится из гипотезы всего исследования, ибо весь эксперимент и служит ее практическому доказательству. Именно в гипотезе указывается, какие пути и способы выбрал исследователь для достижения цели. Независимые переменные и есть то новое (новация, инновация), что вносит исследователь в теорию и практику.

Технология использования независимых переменных- это порядок проведения эксперимента, режим их введения в жизнедеятельность рабочих, рабочего и управленческого коллектива, это определение дополнительных условий введения [2,63].

Диагностико-аналитические методыв эксперименте связаны с параметризацией эксперимента, то есть с выделением показателей эффективности влияния независимых переменных на зависимые переменные и с возможностью их измерить. Методы, выбранные для диагностики зависимых переменных, должны быть валидными.Валидность методов- это их способность измерять именно данную зависимую переменную и ее изменения, то есть соответствие метода и параметрических характеристик объекта и предмета экспериментирования, их адекватность [7,85].

7 стр., 3278 слов

1. Охарактеризуйте распространение эксперимента на исследование ...

... были противоречивы. Результаты проводимых им экспериментальных исследований часто противоречили идеалистическим концепциям психики, и это ... 2. В чем заключался собственно психологический эксперимент, осуществляемый в работах г. Эббингауза? Герман Эббингауз: ... субъективному (психическому) фактору восприятия. Выдвинутая ученым гипотеза утверждала факт реального существования неосознаваемой части ...

Алгоритм экспериментированияпримерно таков. Перед началом эксперимента экспериментатор замеряет с помощью диагностических методов состояние зависимых переменных, затем вводит независимые переменные, под влиянием которых происходят изменения состояния зависимых переменных. Эти изменения опять замеряются и затем сопоставляются с начальными данными. Зависимые и независимые переменные в практической деятельности приходят во взаимодействие. Качество взаимодействия зависит от технологии использования (ввода) независимых переменных. Результат взаимодействия зависимых и независимых переменных оценивается с помощью специальных аналитических методов.

2.2. Методы социального эксперимента в управлении

Экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными, и наблюдает эффекты производимые этим воздействием на другие переменные. План эксперимента может содержать более чем одну «независимую» переменную (пол, год работы на предприятии, метод работы, тип машины и т. д.).

Или более чем одну «зави­симую» переменную (число ошибок, скорость, данные различных тестов и т. д.).

Нужно сказать, что эксперимент, как метод эмпирического исследования, начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. И по сегодняшний день эксперимент в социологии достаточно сложен по той простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие процессы по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез. В данной ситуации для повышения степени научной обоснованности результатов подобного исследования необходимо проводить повторные эксперименты, используя при этом различные их виды.

Социальные эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы [10,51].

По характеру объекта и предмета исследования следует различать социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально психологические, педагогические, психологические, эстетические эксперименты. Различия между этими разновидностями экспериментов определяются спецификой соответствующих научных дисциплин, однако в некоторых случаях различные виды экспериментов могут быть тесно взаимосвязанными, базирующимися на одних и тех же процессах реальности.

По характеру объекта исследования различаются также реальныеимысленныеэксперименты. Если в реальном эксперименте объяснительные гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной деятельности, то в мыслительном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. По той причине, что в мыслительном эксперименте отсутствует весьма важный признак экспериментирования — целенаправленное вмешательство в реальные процессы, преобразование объекта введением в действие экспериментального фактора, многие исследователи не рассматривают его в числе разновидностей социального эксперимента.

7 стр., 3353 слов

Эмпирические методы исследования малых групп и их специфика

... с. 190-194]. 2. Модельный характер исследования группы Суть модельного подхода к изучению группы состоит в следующем. Как известно, исследование любой социальной группы может носить по меньшей мере троякий ... довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 ...

Но нас интересуют эксперименты в управленческой деятельности, поэтому типология по характеру объекта и предмета будет иной, нежели общепринятая научная типология. Типологию согласно предмету мы рассмотрим в следующем подзаголовке.

По специфике поставленной задачи различаются:

1) Научныеиприкладныеэксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же — на получение практического эффекта.

2) Проективные иретроспективные.Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные — направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

3) Одно- и много — факторныеэксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте — целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует, прежде всего, различать контролируемыеинеконтролируемыеэксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных, так и неэксперементальных переменных.

Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному,то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации.Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение в эксперимент, правильный инструктаж:

1) объяснение целей эксперимента (для чего все это предпринимается),

2) объяснение задач испытуемых (что они должны делать),

3) призыв к нормальному спокойному поведению «как всегда».

В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора гораздо более близка к естественным условиям, но вместе с тем и гораздо менее управляема и контролируема.

Среди полевых экспериментов различаются активно направленныеиестественные. Активно направленным считается эксперимент, в котором исследователь активен: вводит в действие экспериментальный фактор, который, по его гипотезе, должен привести к определенным следствиям. Плюс к этому, исследователь стремится достичь того, чтобы испытуемые не знали о проводимом эксперименте. В естественном эксперименте изучаемый фактор не вводится экспериментатором, его воздействие вызвано естественным ходом событий.

Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где экспериментальный фактор находится лишь в естественной максимальной изоляции от других факторов и лишь наблюдает за развитием событий до и после воздействия изучаемого фактора, фиксируя их, насколько это возможно. Следует отметить, что остается спорным вопрос, являются ли подобные исследования разновидностью эксперимента или наблюдения. Многие существенные признаки эксперимента отсутствуют (активность исследователя, контроль переменных), но сохраняется объяснительная гипотеза и логическая схема ее доказательства.

Помимо всего вышесказанного, эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные ипоследовательные эксперименты. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях это, как правило, экспериментальная и контрольная группа людей) в одно и то же время. При этом экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной — где этого воздействия не было.

В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие.

2.3. Выбор метода эксперимента в зависимости от предмета

Согласно данному нами определению объекта и предмета экспериментирования(это какие-либо феномены и их качественные свойства, которые предполагается усовершенствовать. Конкретные люди, группы, классы, предприятия и другие общности в эксперименте — это объект экспериментирования; их качества или функции, которые мы развиваем, — это предмет экспериментирования), проанализируем методы эксперимента различающиеся в зависимости от предмета исследования.

Поскольку в сфере жизнедеятельности социума существует большое разнообразие ситуаций и естественно, целей их преобразования, то вполне понятным становится разнообразие методов применяемых в эксперименте. Характеристика каждого метода, согласно предмету исследования, содержит в себе условия, при которых его можно использовать в научных и практических целях, а также предел тех задач, которые с его помощью можно решать.

Рассмотрим влияние характеристик предмета на выбор метода эксперимента

Ведущим, широко применяемым видом эксперимента, является такой его вид, как естественный эксперимент. Это значит проводимый в естественных, реально ложившихся условиях. Нередко такую преобразовательную деятельность называют опытно-экспериментальной, что является правомочным [11,83]. Лабораторный эксперимент проводится редко, разве что при исследовании очень узких физиологических и психологических проблем.

Естественный эксперимент может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий экспериментпредполагает изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования [11,89]. Однако и здесь есть независимая переменная в виде таких методов изучения состояния объекта, которые побуждают его к действию и проявлению нужных качеств. В таком эксперименте методы исследования как бы передаются изучаемым, и они работают с ними и проявляют скрытые от нас свойства и состояния. Соответственно в управлении этот вид эксперимента применяется при исследовании, к примеру, влияния температурного режима на продуктивность работы. Предметом тут является не изучение нового воздействия, а выявление скрытых от нас свойств и состояний.

Формирующий экспериментпредполагает открытое влияние на сознание, чувства и поведение человека в виде измененных условий жизнедеятельности [11,90]. Здесь независимая переменная присутствует дважды — в виде нового воздействия и в виде метода изучения его влияния. В первом виде эксперимента результат воздействия независимой переменной в виде метода диагностирования человека является побочным продуктом, а во втором — целевым.

Естественный эксперимент, как констатирующий, так и формирующий, может быть мерительным или квази-экспериментом. Мерительный эксперимент- эксперимент с наличием критериальных показателей выявляемых свойств, позволяющих определять уровень их развития [11,92]. Это эксперимент контрольный и контролируемый. Материалы такого эксперимента оформляются как статистические в графики, таблицы, диаграммы. В социологии управления зачастую сложно провести мерительный эксперимент, так как объектом эксперимента являются люди, а предметом часто являются показатели для которых сложно создать точную шкалу.Квазиэксперимент, напротив, проводится при отсутствии строгих параметров качества. Это неконтролируемый эксперимент. Он чаще всего проводится в начале инновационной деятельности. Определителем его качества становятся классические реально существующие показатели, например увеличение произведенного продукта [11,93].

Естественный эксперимент, как констатирующий, так и формирующий, как мерительный, так и квазиэксперимент, может быть панельным и лонгитюдным. Панельный эксперимент- широкий, с охватом большого количества экспериментируемых, например нескольких организаций, нескольких отделов организаций [11,95]. Как правило, он проводится непродолжительное время. В социологии управления сложно провести такой эксперимент потому что сам метод эксперимента требует большого количества затрат. Чаще используется другой метод.Лонгитюдный эксперименточень глубокий эксперимент на небольшой группе людей и даже одном человеке, но в течение продолжительного времени [11,96].

Кроме этих видов существуют другие эксперименты, не составляющие пары. Это так называемый «ложный» эксперимент (плацебо), когда экспериментируемым внушают его проведение, на самом деле ничего не меняя в условиях их жизнедеятельности [11,97]. Фактически он проводится на манипулировании сознанием людей. Этот вид эксперимента очень интересен для социологии управления, так как ничего не меняя, мы можем с помощью психологических методов добиться увеличения производительности труда.Эксперимент «с новичком», когда в действующую группу рабочих вводится новичок, первичное восприятие которым новых условий становится предметом изучения и средством оценки состояния группы [11,98].

Согласно предмету исследования также можно выделить линейныйипараллельныйэксперименты:

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик).

То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта. Такой эксперимент часто проводится в управлении в виду сложности нахождения контрольной группы.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.

При параллельной технике проведения эксперимента сравнива­ются изменения характеристик изучаемого объекта под действием спе­циального фактора с изменениями характеристик контрольного объек­та, на который действие специального фактора не распространялось. В качестве примера может служить модель проведения параллель­ного эксперимента по изучению социально-экономической эффектив­ности системы оплаты труда с применением коэффициента трудового участия (КТУ).

Для сравнения выбираются два подразделения, при­мерно одинаковые по своим социально-экономическим и технологи­ческим характеристикам. В экспериментальном подразделении вводится оплата труда с применением КТУ, а в контрольном — остается пре­жняя система оплаты. В процессе эксперимента сравнивают измене­ния социально-экономических характеристик (выполнение норм выра­ботки, нарушение трудовой дисциплины, активность участия в производственном процессе, характер инновационной деятельности и т. д.).

Если в экспериментальном подразделении социально-экономические характеристики оказываются выше, чем в контрольном подразделе­нии, то это позволяет сделать вывод о более высокой эффективности системы оплаты труда с применением КТУ.

  Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

   В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам.

Рассмотрим влияние характеристик предмета эксперимента на выбор плана эксперимента

  Классическим вариантом плана является план для 2 независимых групп. В пси­хологии планирование эксперимента начинает применяться с первых десятилетий XXв.

1) План для двух рандомизированных групп с тестированиемпосле воздей­ствия. Его автор — известный биолог и статистик Р. А. Равенство экспериментальной и контрольной групп является совершенно необ­ходимым условием применения этого плана.

Если необходимо использовать не 1 уровень воздействия, то применяются пла­ны с несколькими экспериментальными группами (по числу уровней воздействия) и одной контрольной[12,75].

Если же нужно контролировать влияние одной из дополнительных переменных, то применяют план с 2 контрольными группами и 1-й экспериментальной. Измере­ние поведения дает материал для сравнения 2 групп.

2) План Соломонаиспользуется при проведении эксперимента на четырех груп­пах:

1. Эксперимент1: RО1Х О2

2.Контроль 1:RО3 О4

3. Эксперимент 2: R X О5

4. Контроль 2: R О6

План включает исследование двух экспериментальных и двух контрольных групп и по сути является мультигрупповым (типа 2 х 2).

План Соломона представляет собой объединение двух пла­нов: первого, когда не производится предварительное тестирование, и второго — «тест—воздействие—ретест» [12,77].. С помощью «первой части» плана можно контроли­ровать эффект взаимодействия первого тестирования и экспериментального воздей­ствия. Соломон с помощью своего плана выявляет эффект экспериментального воз­действия четырьмя разными способами: при сравнении 1) О2О1; 2)О2О4; 3)О5О6и 4)О5О3.

Если провести сравнение О6сО1иО3, то можно выявить совместное влияние эффектов естественного развития и «истории» (фоновых воздействий) на зависи­мую переменную.

В некоторых случаях необходимо проверить сохранение во времени эф­фекта воздействия независимой переменной на зависимую: например, выяснить, приводит ли новый метод обучения к долгосрочному запоминанию материала Для этих целей применяют следующий план:

1 Эксперимент 1 R О1 Х О2

2Контроль 1R О3 О4

3 Эксперимент 2 R О5 Х О6

4 Контроль 2 R О7 О8

Иногда сравнения двух групп недостаточно для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы. Такая проблема возникает в двух слу­чаях: а) при необходимости контроля внешних переменных; б) при необходимости выявления количественных зависимостей между двумя переменными.

Для контроля внешних переменных используются различные варианты фактор­ного экспериментального плана. Что касается выявления количественной зависи­мости между двумя переменными, то необходимость ее установления возникает при проверке «точной» экспериментальной гипотезы. В эксперименте с участием двух групп в лучшем случае можно установить факт причинной связи между независи­мой и зависимой переменными. Но между двумя точками можно провести бесконеч­ное множество кривых. Для того чтобы убедиться в наличии линейной зависимости между двумя переменными, следует иметь хотя бы три точки, соответствующие трем уровням независимой переменной. Следовательно, экспериментатор должен выде­лить несколько рандомизированных групп и поставить их в различные эксперимен­тальные условия. Простейшим вариантом является план для трех групп и трех уровней независимой переменной:

Эксперимент 1: R Х1 О1

Эксперимент 2: R Х2 О2

Контроль: R О3

Контрольная группа в данном случае — это третья экспериментальная группа, для которой уровень переменной Х= 0.

При реализации этого плана каждой группе предъявляется лишь один уровень независимой переменной. Возможно и увеличение числа экспериментальных групп соответственно числу уровней независимой переменной. Для обработки данных, по­лученных с помощью такого плана, применяются те же статистические методы, что были перечислены выше.

Факторные эксперименты применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид по­добной гипотезы: «Если А1, А2,…,Аn,тоВ». Такие гипотезы называются комплексными, комбинированными и др. При этом между независимыми переменными могут быть различные отношения: конъюнкции, дизъюнкции, линейной независимости, аддитивные или мультипликативные и др. Факторные эксперименты являются част­ным случаем многомерного исследования, в ходе проведения которого пытаются ус­тановить отношения между несколькими независимыми и несколькими зависимы­ми переменными. В факторном эксперименте проверяются одновременно, как пра­вило, два типа гипотез:

1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;

2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно — как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия на другой.

Факторный эксперимент строится по факторному плану. Факторное планирова­ние эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных.

Сегодня факторные планы наиболее распространены в психологии, поскольку простые зависимости между двумя переменными в ней практически не встречаются.

Существует множество вариантов факторных планов, но на практике применя­ются далеко не все. Чаще всего используются факторные планы для двух незави­симых переменных и двух уровней типа 2х2.Для составления плана применяет­ся принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздей­ствия двух независимых переменных на одну зависимую. Экспериментатор манипу­лирует возможными сочетаниями переменных и уровней.

Заключение

Социальному эксперименту, как это показано во многих работах, присущи общие черты и принципы научного экспериментирования и в то же время определенные особенности, обусловленные спецификой социальных процессов, объектов прикладного социологического исследования. Эта специфика проявляется; 1) в качественно более высоком уровне сложности социальных объектов; следовательно, в многообразной причинной зависимости изменений этих объектов; 2) в неустранимом и особом вмешательстве экспериментатора в объект прикладного исследования, вследствие чего наблюдаемый и контролируемый объект может принимать, и часто принимает, активное участие в самом эксперименте; 3) в определении методологических и ценностных установок социологов.

Одной из специфических черт социального эксперимента является различие в характере экспериментов по их основной цели: познание, подтверждение некоторой гипотезы, с одной стороны, и воздействие на предмет управления с целью их направленного изменения, с другой стороны. Другая специфическая черта эксперимента как элемента социального управления заключается в его масштабе.

В социальном эксперименте мы обнаруживаем причинные связи между общим, особенным и единичным в объекте управления: он наиболее полно соответствует объективным требованиям к социологическим методам.

В социологическом исследовании эксперимент направлен, главным образом, на доказательство гипотез исследования. Проведение социального эксперимента предполагает использование ряда других методов (наблюдения, опроса, анализа документов), т.е. в ходе прикладного социологического исследования эксперимент может сочетаться со всеми другими методами. Он применяется во всех общественных науках и как один из ведущих методов социальной технологии широко распространен в общественной практике. В условиях реформирования социально-экономического развития страны возрастает роль эксперимента в повышении эффективности управления всеми сферами общественной жизни.

Основные требования к проведению эксперимента заключаются, прежде всего, в четкой ориентации на гипотезы исследования о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных. Кроме того, это высокий уровень познания полноты описания объекта.

Проведение эксперимента осуществимо только по тем объектам, по которым на основе имеющихся знаний можно выделить структуру переменных, где допустимо введение в объект экспериментального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Сложность социальных объектов ограничивает возможности достижения чистоты естественнонаучного эксперимента, установления прямых зависимостей между переменными; трудно вычленить причину из коррелятивных зависимостей. Локальность эксперимента ограничивает социолога в возможностях широких обобщающих выводов.

В настоящее время создалась ситуация, когда практика экспериментирования значительно обогнала теорию. Сейчас пока отсутствует сложившаяся система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов по социальному экспериментированию. Отсюда широкое освещение социальных экспериментов скорее в публицистике, чем в научных работах.

К сожалению, в литературе по вопросам методики проведения социального эксперимента основное внимание уделяется обоснованию структуры и способов эксперимента как метода изучения социальных ситуаций, а не как метода их практического изменения. Поэтому представляется важным изучение и развитие методологии эксперимента. К примеру, в этой работе я попыталась проанализировать обоснование выбора метода социального эксперимента по предмету исследования. Само социальное экспериментирование нерасторжимо связано с творчеством масс, передовым опытом, поэтому его проведение требует углубления связей и координации деятельности ученых и практиков, кафедр и рабочих групп трудовых коллективов.

Список литературы:

  1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2007
  2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Издательство Алтайского государственного университета, 2005.
  3. Радугин А. А., Радугин К. А Социология менеджмента. Воронеж, 2003
  4. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  5. Волков Ю.Г. Социология Элементарный курс., М: Юристъ, 2008
  6. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2008
  7. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 2007
  8. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.:Интерпракс, 2005
  9. Девятко И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2006
  10. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Московский философский фонд «Медиум», 2004
  11. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 2002
  12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000