Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок:
-структурировать, только то, знание, которое претендует называться социологическим,
-считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1.теоретическая социология.
Данный уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, закономерностей (тенденций) развития, как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. Кроме того, на этом уровне вовлекается теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания

2.Эмпирическая социология.
Уровень, представленный специальными социологическими теориями, соединяющим теоретико-методологическим знанием с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.
Программа должна ответить на два основных вопроса:
— во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;
во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... одну из целей позитивистского подхода к обществознанию. В главном социологическом произведении — трехтомных "Основаниях социологии" (1876-1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества ... непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную ...

1.теоретическая социология. Данный уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на… 2.Эмпирическая социология. Уровень, представленный специальными… Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят…

Структура прикладной социологии.

Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества. Прикладное направление связано с необходимостью практического решения социальных проблем современного общества и составляет эмпирический уровень знания, Этот уровень формируется посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки, а также обобщения и формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. В структуре социологии принято выделять три уровня: 1.верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими. 2.средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).

3.нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований. Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Позитивистский метод социологического познания. Основные категории и принципы

Позитивизм — методология, направленная на изучение, обобщение фактов и ар­тикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регу­лярностей и установления последовательностей фактов. Выделяют две истори­ческие разновидности позитивизма – первый и второй позитивизм.

Важнейший принцип первого позитивизма принцип отказа от дедуктив­ных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования, т.е. индуктивизм. Позитивистский метод ори­ентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социаль­ных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского ме­тода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – опи­сание – обобщение – закономерность.

4 стр., 1924 слов

Социальные конфликты в современном обществе и их изучение социологией

... социологии Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального ... его исторических корней, и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности. Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между ...

4)Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.Конт полагает, что слепое подражание биологическому процессу, т.е. исключительное применение сравнительного метода к указанию аналогий человеческих обществ с обществами животных, может вести к непризнанию истинных логических отношений обеих наук, биологии и социологии… Другое применение того же сравнительного метода состоит в сопоставлении различных стадий, в которых находятся человеческие общества; рассматриваемые особенно у народностей наиболее независимых одна от другой. Конт полагает, что при подобном применении сравнительного метода достигается наблюдение фактов в их статическом отношении и одновременно до известной степени получается понятие о динамическом естественном последовании явлений… Более полным методом в социологии Конт считает метод исторический. Он предостерегает, однако, от иллюзий, могущих произойти при употреблении этого приема мышления, главная из которых «состоит в принятии постоянной убыли за стремление к всецелому уничтожению, или, наоборот, согласно математическому софизму, по коему смешиваются постоянные, увеличения и уменьшения, с изменениями безграничными».* Отдавая должную справедливость историческому методу, надо признать, что социальный вопрос оным не исчерпывается…

Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Однако Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал, что «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями. Социальный организм покоится в конце концов не на мнениях, но почти всецело на характерах». Свои социологические воззрения Спенсер, подобно Конту, выводил путем дедукции из философских принципов. Хотя Спенсер относился к Конту весьма критично, но все же считал, что французский мыслитель в понимании социальных явлений значительно превосходил все прежние подходы и называл его философию «замыслом, полным величия.

5)Основные принципы и категории социологии Э. Дюркгейма.«Дюркгей Эмиль (1858-1917) — французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую ду­ховную реальность, законы которой отличны от законов индивидуаль­ной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначи­мых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фктами — коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются че­ловеческому сознанию общественной средой»*. Эти строки — практи­чески половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги «О разделе­нии общественного труда», «Правила социологического метода» («Ме­тод социологии»), «Элементарные формы религиозной жизни». Но поз­накомиться с ними читателю в советское время в нашей стране было не так просто. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории.

12 стр., 5994 слов

7. Социология г. Спенсера

... всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать новая наука "социология".     · Новая наука об обществе должна быть позитивной или "истинно положительной, достоверной, ... предпосылки - это историческое развитие научных представлений об обществе от античности до современности. Социология – наука о становлении, развитии, функционировании социальных общностей, а ...

Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.2. Общество — это реальность особого рода не сводимая к другим ее видам.3. Онтологическая сторона «социологии» но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

6).

«Понимающая социология» М. Вебера.

Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918).

В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания).

Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Государство по Веберу бывает нескольких видов: 1.Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США. 2.Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы. 3.Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

9 стр., 4165 слов

1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального ...

... о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов. Во-первых, ...

7)Общая характеристика социологических теорий XX века.В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей. Изучение того, что происходит в обществе на самом деле, анализ социальных фактов в конкретной ситуации — эта практическая ориентация способствовала интенсивному развитию эмпирической социологии. С помощью методики и техники исследований, которые становятся социологической «субдисциплиной» (выделяются в самостоятельное методологическое направление), собираются, измеряются, обобщаются признаки и показатели отдельных элементов и частных сторон изучаемых социальных явлений. Особое развитие получили метод опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализ средств массовой информации, исследования-зондажи. Вовторой половинеXXв. в развитии социологии выделяются два периода — индустриальный и постиндустриальный. Социология индустриального развития обеспечивалась такими доктринами, как «плюралистическая демократия», «де- идеологизация», «конвергенция», «единое индустриальное общество», «общество благоденствия», «массовое общество».

Впоследней трети XX в. сформировалась социология постиндустриального развития, отмеченная поворотом к новой системе социально-экономических и политических координат, соизмеримых с миром человека. Переход от традиционной социологии к нетрадиционной призван создать новые метатеорию и инструментарий, позволяющие улавливать все сложности социального развития. Таким образом, в XX в. социология получает свое дальнейшее развитие. В США социологическое знание приобретает ярко выраженную практическую ориентацию: совершенствуется методология эмпирических исследований, социологические данные начинают использоваться при принятии экономических и политических решений. К середине XX в. социология завоевывает прочное место в кругу академических дисциплин. Во второй половине XX в. в центре социологических исследований находится феномен «массового общества», а в последней трети века формируется социология постиндустриального развития, сконцентрированная на описании особенностей нового информационного общества. Социологи активно разрабатывают новые идеи, создают новые направления и школы. На Западе в XXI в. социология становится весьма популярной наукой.

 

8)Особенности развития социологии в России.История социологии в России — наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с развитием науки в России, отечественные социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль.

12 стр., 5583 слов

Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы

... социологии личности Социология выходит из понимания личности как системы определенно интегрированных в индивиде социально значимых черт и социальных отношений общества. В процессе социологических исследований ... пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает ...

10)Формационная теория общества.Формационный подход в качестве главных критериев исторического процесса выдвигает социально-экономические признаки. Основной единицей классификации является тип общественно-экономической формации. Был разработан К. Марксом в самом общем виде, как обобщение исторического пути Европы. Сторонники сталинского марксизма-ленинизма упростили эту идею Маркса и сформулировали жесткий закон общественно-экономических формаций, в который было вписано все мировое развитие.

11) Цивилизационная теория общества.Цивилизационная теория включает три исходных принципа: а) объектом исследования являются не социально-экономические формации, классовая борьба, формы собственности, а человеческое общество, т. е. сообщество людей, развивающееся ради удовлетворения потребностей и интересов всех его членов; б) человек исследуется «стереоскопически», т. е. во всех своих свойствах и проявлениях в жизни, — как человек, имеющий потребности, как человек, имеющий социальные и нравственные ориентации, как человек действующий, как человек, чья деятельность имеет мотивы, как человек, оценивающий свое отношение к другим людям, группам людей; в) все сферы жизни общества — экономика, политика, право, культура, мораль, религия, этнические ценности — являются равнонеобходимыми звеньями исторического прогресса. При этом мораль и право, с одной стороны, и классовая борьба, с другой, являются противоположностями. Они взаимоисключают друг друга. Поэтому мораль и право играют особую роль в цивилизационном подходе.

12) Техногенная теория общества.(Э. Тоффлер, Д. Белл).Экономисты и социологи задумываются над вопросами, каким будет общество будущего, как отразится на различных сторонах жизни распространение новой информационной технологии. Машинная обработка данных на малом пространстве при относительно небольших затратах и высокой степени надежности революционизирует производственную и непроизводственную сферы. Микроэлектронная техника становится не только вспомогательным средством, но и качественно новым инструментом повышения эффективности труда рабочего, инженера, конструктора, управляющего. Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги предприняли, в частности, теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл и автор концепции «третьей волны» Элвин Тоффлер. И тот и другой стремятся уяснить, в каком направлении идет трансформация капиталистического общества, какие структурные изменения в нем происходят. Д. Белл утверждает, что постиндустриальное общество означает движение от промышленной экономики к экономике с преобладанием сферы услуг. Все большая часть работников будет занята не в сфере индустрии, не производством товаров, а созданием разнообразных услуг – в сфере науки, образования, медицины, культуры, организации отдыха, туризма, развлечений.

Экономическая власть перейдет от собственников к носителям знаний, обладателям информации. Вместо «стандартного производство будет носить специализированный, индивидуальный характер. Определяющую роль в обществе, которое придет на смену индустриальному, будет играть изменение целей, интересов, стимулов деятельности, психологии человека, характер его убеждений и пристрастий. Переход к новому информационному обществу рассматривается не как укрепление, а как постепенная трансформация прежней системы. Перемены носят прогрессивный характер, они охватывают разнородные, в известной мере взаимосвязанные факторы. Трансформация сглаживает противоречия. Капитализм «уходит» от товарных отношений, двигается к отношениям более гармоничным и гуманным. Парадокс заключается в том, что рыночный «идеал», к которому стремятся наши реформаторы, – совсем не идеал. Это своего рода «промежуточная станция», от которой пора двигаться в сторону более совершенной, но пока еще четко не обрисованной модели.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

... перейдем к рассмотрению трех областей социологического знания: теории ролей, социологии знания ... исследования так называемой социализации- процесса, в ходе которого ребенок учится быть активным членом общества. ... значит играть ту специфическую, социально определенную (и конечно, социально относительную) роль, которая начинается ... сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого играет. ...

13)Социально классовая характеристика постиндустриального общества.Ряд исследователей характеризуют постиндустриальное общество, как «общество профессионалов», где основным классом является «класс интеллектуалов», а власть принадлежит меритократии — интеллектуальной элите. Как писал основоположник постиндустриализма Д. Белл, «постиндустриальное общество… предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». При этом уже сейчас отчетливо проявляются тенденции «имущественного расслоения по признаку образования». По мнению известного экономиста П.Друкера, «„работники знания“ не станут большинством в „обществе знания“, но … они уже стали его лидирующим классом». В западной социологии понятие «класса интеллектуалов» используют сегодня для обозначения некой данности, сформировавшейся в последние десятилетия в резуль­тате вполне объективных процессов, и поэтому трудно найти четкое определение этой социальной группы. Отчасти это объясняется тем, что становление данной общности еще далеко от завершения; однако уже сегодня можно, на наш взгляд, указать на некоторые характерные особенности представителей этой социальной группы и попытаться очертить ее границы.

 

14)Понятие этнической общности и перспективы развития её форм в постиндустриальном обществе.Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Виды этнических общностей: • Род — это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

• Племя — это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. • Народность — это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. • Нация — это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

17 стр., 8420 слов

Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей

... психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме старости. Исследования биологических ... Цель исследования: изучить особенности и возможные пути коррекции гериатрических проблем пожилых людей. Объект исследования: проблемы пожилых людей. Предмет: особенности гериатрических проблем пожилых людей. ...

15) Менеджмент как класс постиндустриального общества. Постиндустриа́льное о́бщество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

16)Модели менеджмента в процессе перехода к постиндустриальному обществу. Первая модель — менеджмент здравого смысла, характерный для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерских фирм).

На поверку она оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта).

Чисто коммерческие и финансовые успехи таких фирм (вполне ожидаемые на советском и постсоветском внутреннем рынках с их нехваткой всего и вся), рост масштабов операций и активное участие в приватизации обернулись для них ростом сложности управленческих задач и необходимостью искать новые формы и методы организации управления. Вторая модель — менеджмент инофирм и их представительств в России. Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеров офисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний «тратиться» на перспективу в условиях российской нестабильности (чего стоит бегство многих таких компаний из России, начавшееся после финансового кризиса августа—сентября 1998 г.).

Третья модель — советская, представляющая собой на самом деле изрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности. Так, все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-х годов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированных предприятий.

6 стр., 2840 слов

Основные проблемы социологии семьи.Многодетная семья: проблемы ...

... распада семейно-родственных групп, тогда как социология семьи наряду с исследованием эффективности выполнения семьей репродуктивной функции интересуется ... элементов культуры про­шлого (поскольку не только социологические, но и общенаучные и литературные описания прошлых эпох, ... прежде всего в связи с проблема­ми социальной и экономической политики государства. Социология семьи фиксирует внимание на ...

17)Место и роль социологических исследований менеджменте организации.В процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных с нею социальных отношений людей и их групп складывается вполне определенная социальная структура общества. Она представляет собой совокупность социально неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных отношений социальных групп, общностей, их социальных институтов и взаимодействий между ними. Вследствие различного имущественного положения (богатые или бедные), места и роли в обществе (управляющие или подчиненные), в способах и размерах доходов (предприниматели, банкиры, рабочие и др.), в системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных функций большинство) эти группы оказывают различное влияние на развитие социально-экономических процессов. А из этого вытекает, что они характеризуются различными видами экономической деятельности и различным экономическим поведением. Поэтому одним из важных компонентов предметного поля экономической социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на развитие экономики.

 

4)Социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.Конт полагает, что слепое подражание биологическому процессу, т.е. исключительное применение… 5)Основные принципы и категории социологии Э. Дюркгейма.»Дюркгей Эмиль… Неклассический тип научной социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918).

В основе этой…

Типология прикладных социологических исследований

Можно выделить три основных типа социологических исследований: 1)разведывательное, или пилотажное;2)описательное;3)аналитическое.

Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нем уточняются исследовательские гипотезы, отрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи.

Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам. Это зондаж общественного мнения. Нередко к нему прибегают для оценки хода и результатов различных социально-экономических и политических мероприятий (реформа, избирательная кампания).

Описательноеисследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически отработанного инструментария. Объектом исследования может быть коллектив крупного предприятия, население города, района, региона. Применяются самые разнообразные методы исследования.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик. Чаще всего заканчивается монографическими работами. Например, миграция из села. В описательном исследовании достаточно назвать основные причины миграции. В аналитическом требуется их ранжировать, показать все причинно-следственные связи, проанализировать по отдельным социально-демографическим группам. Аналитическое исследование по своему характеру носит комплексный характер, в нем применяются самые различные формы сбора и анализа информации. Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

Теоретико-прикладные исследования, цель которых — содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.

Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем. Такие исследования нередко называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта. Вот почему социологию иногда называют социальной инженерией.

 

23)Объект и предмет социологического исследования.Объект социологического исследования — общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объект должен характеризоваться: 1. Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как: а) отраслевая принадлежность; б) профессиональная принадлежность; в) возрастная принадлежность; г) национальная принадлежность. 2. Пространственной ограниченностью. 3. Функциональной направленностью: а) политическая направленность; б) этническая направленность; в) производственная направленность. 4. Временной ограниченностью. 5. Возможностями его количественного измерения. Если объект социологического исследования независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Предмет социологического исследования — это центральный вопрос проблемы. Это — конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемая, с одной стороны, объектом изучения, с другой- условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран. Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция — перемещение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования — оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача- нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования)Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных).

 

25) Цели и задачи социологического исследования. Цель — общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную) . Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и не основных задач. Задачи — совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном — прикладным. Не основные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования не основные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что не основные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

 

29) Методика социологического исследования.Социологическое исследование — система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. Социологическое исследование включает в себя следующие этапы: 1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования. 2. Основной: включает в себя проведение самого исследования. 3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных. Программа должна ответить на два основных вопроса: — во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала; — во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное… Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их… Описательноеисследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится…