Направление подготовки 030300.62 «Психология»

Заочное отделение

 

Дисциплина

«АНТРОПОЛОГИЯ»

Направление подготовки 030300.62 «Психология»

Курс: 2

Семестр: 3

 

Темы контрольных работ

Для студентов заочной формы обучения

ВАРИАНТЫ

 

Вариант 1.

1. Антропология в системе наук о человеке: предмет, задачи и методы.

2. Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Шел дона.

Вариант 2.

1. Движущие факторы антропогенеза (биологические и социальные).

2. Генетические аспекты конституции.

 

Вариант 3.

1. Эволюция гоминид. Таксономия гоминид.

2. Медицинские аспекты конституции. Болезни и конституциональные особенности организма человека.

 

Вариант 4.

1. Эволюция приматов. Основные направления эволюции приматов.

2. Экологические аспекты конституции. Понятие об адаптивных типах.

 

Вариант 5.

1. История развития антропогенной теории.

2. Критические периоды онтогенеза человека.

 

Вариант 6.

1. Конституция – комплексная биомедицинская проблема. Морфологические аспекты конституции.

2. Значение антропологических исследований для психолога.

 

Вариант 7.

1. Соотношение психических характеристик и особенностей телосложения.

2. Современное распространение человеческих рас.

 

Вариант 8.

1. Социальные аспекты происхождения человека. Этапы формирования общественных отношений.

2. Понятие о росте и развитии организма. Факторы и критерии роста и развития.

 

Вариант 9.

1. Половое созревание, его основные этапы. Генетические, морфологические, физиологические и социальные аспекты полового диморфизма человека.

2. Краниометрия. Формы черепа. Типичные признаки черепов разной формы.

 

Вариант 10.

1. Старение и продолжительность жизни человека. Геронтология и гериатрия.

2. Центры происхождения гоминид.

 

Методические рекомендации

по выполнению контрольных работ

студентами заочного отделения

 

Изучение дисциплины «Антропология» учебным планом предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.

12 стр., 5749 слов

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде

... Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 14. Экологические аспекты продовольственной проблемы. 15. Проблема улучшения социальной среды человека. 16. Проблемы здоровья и долголетия в ... Характеристика экологических потребностей человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в естественной ...

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Антропология» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования.

Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через через 1,5 интервала. Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, с тем, чтобы выполняемая работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

По своему жанру контрольная работа может быть как теоретической, так и экспериментальной. В первом случае она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность выбранной темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Контрольная работа экспериментального характера предполагает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предварительного анализа состояния выбранной научной проблемы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техника ми, способами обработки полученных данных, а главное – корректной интерпретации последних. Кроме того, экспериментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, предоставленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конкретный смысл лишь тогда, когда его результаты направлены на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета исследования.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.)

Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4).Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.

Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. Существенную помощь студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный и предметный), справочная литература. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или систем но излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по психологии социальной работы допускаются студенты, успешно сдавшие контрольную работу.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Что такое «двоякое понимание антропологии», на каком этапе развития знаний о человеке это разделение возникло, с чем оно было связано? Развернутый письменный ответ в виде эссе
Как соотносятся между собой физическая, педагогическая, социальная и философская антропология? Письменный отчет в виде сравнительной таблицы.
В чем качественное отличие идей эволюционизма середины XIX в. от предшествующих им концепций развития материи и жизни? Развернутый письменный ответ в виде эссе
Как соотносятся между собой религиозные, философские и научные концепции происхождения человека? Развернутый письменный ответ в виде эссе
Почему идеи евгеники не получили дальнейшего развития? Письменный отчет в виде эссе
Кого считают предка ми современного человека с позиций эволюционной биологии? (При ответе рассмотреть разные гипотезы). Письменный отчет в виде сравнительной таблицы.
Что такое расизм, как он возникает, как с ним бороться? Подготовка к дискуссии.
Что Вам известно о факторах эпохальной акселерации и ретардации (гипотезы, предположения, Ваше мнение)? Развернутый письменный ответ в виде эссе
Как связана конституция с психикой человека? Концепции, гипотезы. Развернутый письменный ответ в виде эссе.
Существует ли какая-либо связь между психологическими чертами и адаптивными антропологическими свойствами? Обосновать ответ. Развернутый письменный ответ в виде эссе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов представляет собой важную часть организации учебного процесса, поскольку позволяет в значительной степени придать инновационный характер изучаемой предметной области.

Правильно организованная самостоятельная работа студентов способствует приобретению навыков поиска и анализа различных источников информации, формирует и раз­вивает познавательные способности, навыки самоорганизации и самоконтроля, тем са­мым, способствует становлению будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа направлена на развитие личностного потенциала студентов, поскольку связана с деятельностью, ориентированной на осознание различных проблем социально-политического развития общества и поиска возможностей их разрешения. Познавательная активность студентов при выполнении самостоятельной работы позволяет им полнее реализовывать свой личностный потенциал, те знания и умения, которыми они уже обладают. Она способствует приобретению и усвоению профессиональных знаний, а значит развитию личностного знания, то есть само актуализации личности студента в процессе обучения.

Такая форма деятельности должна позволить студенту оценить свои знания и возможности, создать рефлексивную позицию по отношению к самому себе, своим достижениям, к само эффективности. Студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора формы индивидуальной работы, и это способствует созданию положительной мотивации в процессе обучения, развитию его способностей.

Самостоятельная работа студентов направлена на формирование профессиональных знаний и умение их практического применения. Важным критерием оценки качества профессионального знания, является умение сту­дента интегрировать приобретенное знание в единую профессио­нальную схему, осознать место собственных новаторских идей и возможности их реализации в других профессиональных областях.

Одним из главных назначений самостоятельной работы студентов является переход от подражательной деятельности к творческой, где особенно ценится умение увидеть проблему, поставить цель, добиваться ее выполнения собственными силами без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Формируя самостоятельность в деятельности студентов, мы создаем основы инте­грального образования, предполагающего взаимодействие социальных воздействий и лич­ностных отношений, мы стремимся к созданию партнерских, доверительных отношений между преподавателем и студентом.

Самостоятельная работа студента предполагает:

• умение находить информацию и работать с ней;

• углубленное изучение отдельных тем курса;

• подготовку и представление результатов исследовательской работы.

В ходе выполнения самостоятельной работы студент приобретает навыки индивидуального анализа текстовых материалов. Это могут быть произведения отдельных авторов, включая классическую литературу различных исторических периодов по определенной теме исследования, труды выдающихся мыслителей XX-XXI веков, статьи современных авторов, опубликованные ведущими отечественными и зарубежными журналами. Кроме того, это могут быть авторские материалы и материалы, размещенные на официальных сайтах Интернет.

Правильно организованная самостоятельная работа студентов способствует приобретению навыков поиска и анализа различных источников информации,… Самостоятельная работа направлена на развитие личностного потенциала… Такая форма деятельности должна позволить студенту оценить свои знания и возможности, создать рефлексивную позицию по…

Доклад.

?тличается от реферата тем, что он делается устно на одном из семинарских занятий. По процедуре организации работы доклад отличается от реферата только тем, что здесь главный акцент делается на умении студента устно изложить содержание изученного материала.

Подготовка доклада предполагает предварительное ознакомление с первоисточни­ка ми, анализ их текстов, систематизацию материала. При выполнении этого вида самостоятельной работы студент должен показать свое умение анализировать содержание прочитанной литературы, выделять главную проблему, формулировать своё отношение к ней.

Главная особенность доклада заключается в том, что перед студентом стоит задача продемонстрировать своё ораторское искусство, умение в течение 7-10 минут кратко из­ложить основные положения изученного материала, быть готовым ответить на заданные вопросы.

Процедура доклада позволяет студенту подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание его сообщения, показать умение работать с доской, компьютер­ной техникой в аудитории.

Как форма свободного общения с группой, доклад позволяет студенту продумать возможность организации обратной связи в работе с группой — задать вопросы по теме доклада, попросить студентов группы высказать своё мнение по рассматриваемой пробле­ме развития современного общества, организовать мини-обсуждение.

Подготовка доклада предполагает предварительное ознакомление с первоисточни­ка ми, анализ их текстов, систематизацию материала. При выполнении этого… Главная особенность доклада заключается в том, что перед студентом стоит… Процедура доклада позволяет студенту подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание его сообщения,…

Эссе.

Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.

Для того чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.

Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

– проблематизации устоявшейся точки зрения;

– подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)

Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Форма итоговой аттестации:экзамен (заочная форма обучения).

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенция ми:

1. Определить антропометрические параметры жизнедеятельности человека (антропометрические точки на теле, голове, туловище, конечностях и черепе);

2. Определить анатомические параметры жизнедеятельности человека (измерение продольных размеров тела, диаметров, обхватных размеров тела, веса тела, поверхности тела, кожно-жировых складок);

3. Определить физиологические параметры жизнедеятельности человека (биологического возраста, вторичных половых признаков, скелетного возраста, зубной зрелости, старения организма, акселерации);

4. Использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (возрастной и половой изменчивости пропорций тела, типа мужской или женской конституции и психологических особенностей этого типа конституции).

 

 

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенция ми: 1. Определить антропометрические параметры жизнедеятельности человека… 2. Определить анатомические параметры жизнедеятельности человека (измерение продольных размеров тела, диаметров,…

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. История становления антропологии.

2. Предмет и задачи биологической антропологии.

3. Место антропологии в системе наук о человеке.

4. Комплексный подход в антропологических исследованиях.

5. Предмет и задачи эволюционной антропологии.

6. Человек как примат. Биологические предпосылки очеловечивания.

7. Перечислите основные этапы эволюции гоминид и факторы антропогенеза.

8. Время и место возникновения Homo sapiens. Прародина человечества.

9. Теории происхождения человека в разные исторические периоды.

10. Спорные моменты эволюционной теории.

11. Соотношение социальной и биологической эволюции на разных этапах антропогенеза.

12. Современный человек и эволюция.

13. Онтогенез. Общие закономерности онтогенетического развития человека.

14. Факторы, влияющие на рост и развитие организма человека.

15. Биологический возраст человека. Основные критерии биологического возраста.

16. Акселерацией и ретардарция развития индивида.

17. Явления увеличения продолжительности жизни и уровня «демографической старости» у современного человека: обусловленность.

18. Конституция человека. Принципы и критерии выделения конституциональных типов.

19. Адаптация и адаптивные типы человека.

20. Биологическая изменчивость: сущность и типы изменчивости.

21. Понятие и сущность популяции.

22. Морфологическое описание больших рас и их географическая локализация.

23. Гипотезы происхождения рас и факторы расообразования.

24. Раса и этнос: сущностные отличия.

25. Этнос, этническая самоидентификация и проблемы этнических отношений.

26. Историческое единство человека и природы.

27. Основные понятия в экологии человека (окружающая среда, экологические факторы, экосистемы).

28. Факторы, влияющие на численность и плотность популяции.

29. Воздействие природных факторов на здоровье человека.

30. Антропогенный фактор: сущность, характеристики, примеры.

31. Эпохальная динамика адаптивных процессов у человека.

32. Историческая антропоэкология: предмет, задачи, содержание.

 

 

1. История становления антропологии. 2. Предмет и задачи биологической антропологии. 3. Место антропологии в системе наук о человеке.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

№ п/п Перечень литературы (IPRbooks)
Галасюк И.Н. и др. Психология социальной работы. – М., 2013.
Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. – М., 2012.
Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 2012.

Дополнительная литература

№ п/п Перечень литературы
1. Белинская Д.Б. Основы психологии социальной работы. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2011.
2. Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб., 2010.
3. Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи. / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2009. – 416 с.
4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 928 с.
5. Сафонова Л.В. Психология социальной работы. – М., 2012.
6. Фирсов М.В., Психология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 192 с.