Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде

Социальная экология

Учебно – методический комплекс

Преподаватель:

Замятина Мария Сергеевна

 

 

Сургутский государственный университет 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

4. ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА), ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

7. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

8. ГЛОССАРИЙ

9. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

11. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на зape истории цивилизации.

Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие социальной экологии как науки.

Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.

Основные факторы эволюции человека и общества. Выделение

человеческого общества из природы. Взаимодействие общества и природы в древнем, среднем и позднем палеолите, в мезолите.

Присваивающее хозяйство. Неолитическая революция. Первые

земледельцы и скотоводы, их воздействие на природу. Экологические кризисы в доисторическое время. Экология современных аборигенов Тасмании и Австралии, папуасов Новой Гвинеи. Экологическое сознание первобытных людей.

Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.

Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.

Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.

Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.

Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.

Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... сил природы. Когда мы говорим духовно – нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, ... природе человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания. Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтому изучение человека ...

Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения

Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды обитания: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда. Проблема здоровья и долголетия.

Продовольственная проблема. Социальные аспекты продовольственной проблемы.Проблема войны и мира. Проблема терроризма и нестабильности мирового пространства.

Стихийные природные бедствия, их последствия.

Влияние развития космонавтики на среду обитания. Космическая антропоэкология и её перспективы.

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде .

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.

Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека.

Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.

Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.

Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

Модуль 2. Социально экологические факторы экоразвития

Занятие 5

Тема: «Поведение человека в естественной и социальной среде».

Цель: Закрепить основные понятия об уровнях поведения человека.

Оборудование: Учебные пособия. Компьютерные презентации.

Вопросы для подготовки:

1. Поведение человека.

2. Уровни регуляции поведения

3. Потребности как источник активности личности

4. Характеристика экологических потребностей

5. Адаптация человека к естественной и социальной среде

6. Своеобразие поведения в естественной и социальной среде

7. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях

Литература для подготовки к занятию:

1. Горелов А.А. Социальная экология. — М.Московский лицей, 2005. — 406 с.

2. Прохоров Б.Б. Социальная экология. — М., ACADEMA, 2005. — 413 с.

4. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология М: Академия, 2000. 280 с.

Занятие 6

Тема: «Экология жизненной среды».

Цель: Закрепить основные понятия о среде обитания человека.

Оборудование: Учебные пособия.

Вопросы для подготовки:

1.Социально-бытовая среда

2.Трудовая среда

3. Рекреационная среда

Литература для подготовки к занятию:

1. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология М: Академия, 2000. 280 с.

 

Занятие 7

Тема: «Элементы экологической этики».

Цель: Закрепить основные этические понятия по отношению к природе.

Оборудование: Учебные пособия.

Вопросы для подготовки:

1. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы

2. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм

3. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

4. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях

Литература для подготовки к занятию:

1.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. — С. 293 — 325.

5. Ролстон X . Существует ли экологическая этика- // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С. 258 — 288.

6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 216 — 229.

 

Занятие 8

Тема: «Социально экологические аспекты модернизации»

Цель: Рассмотреть основные направления модернизации с точки зрения социальной экологии

Оборудование: Учебные пособия.

Вопросы для подготовки:

1. Теоретические подходы к вопросам модернизации.

2. Процессы модернизации в России.

3. Модернизация и образ жизни: формирование семьи.

4. Сексуальные отношения в зеркале модернизации.

5. Модернизация информационного пространства.

Литература для подготовки к занятию:

1. Гаврилов С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. M.: Едиториал УРСС, 2004. — 352 с.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.,: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. – Гл. – XVI, XVIII.

3. Прохоров Б.Б.Социальная экологияМ.,: ACADEMA, 2005. – С 133 – 155.

 

Занятие 9

Тема: «Элементы экологической педагогики»

Цель: Рассмотреть основные направления духовно – нравственного воспитания в процессе экологического образования

Оборудование: Учебные пособия.

Вопросы для подготовки:

1. Гуманизация и нравственное совершенство человека.

2. Наука и моральный облик ученого

3. Нормы экологического бытия

4. Экологическое воспитание

5. Экологическое образование в настоящем и будущем

Литература для подготовки к занятию:

1. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М., 2004.

2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. — М., 1998.

3. Прохоров Б.Б. Социальная экология. – М., 2007

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

 

1.Сущность экологической дестабилизации природной среды
3. Экологический кризис в истории человечества
4. Экологические последствия деятельности предприятий различных отраслей промышленности
5. Характеристика экологического процесса в России
6. Признаки экологического неблагополучия в ХМАО
7. Суть и причины демографического взрыва. 8. Понятие демографического взрыва.
9. Пути регулирования демографической проблемы
10. Кризис продовольствия, его основные причины
11. Причины и содержание процесса урбанизации
12. Не возобновляемые природные энергетические ресурсы
13. Перспективы использования энергетических источников энергии
14. Деградация наземных экосистем и пути ее преодоления

15. Структура жизненной среды человека, иерархия факторов, определяющих уровень его здоровья

16. Система природоохранительных мер в России
17. Структура органов государственного контроля и надзора в области экологии

 

18. Международные экологические организации и движения
19. Международное сотрудничество в области экологии и экологической безопасности

 

20. Опасность экоцида для существования жизни на Земле
21. Дать краткую характеристику строения биосферы и механизмов ее устойчивости
22. Основные характеристики современного экологического кризиса
23. Перечислить факторы окружающей среды, определяющие качество жизни человека
24. Основные принципы охраны окружающей среды
25. Виды социопатий, способы их предупреждения
26. Дать характеристику понятий «экологическая культура», «экологическая этика»
27. Этапы экологического воспитания и образования
28. Сохранение природных систем – главное условие сохранения жизни на Земле
29. Право граждан на благоприятную социально-экологическую среду и пути его реализации
30. Принципы экологизации мировоззрения человека
31. Социальная экология семьи. Пути улучшения социальной среды человека

 

 

4. ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

1. Мировые религии их роль в истории человечества (на примере любой по выбору студента).

2. Технократический стиль мышления и его влияние на окружающую среду.

3. Проблема безопасности городской среды.

4. Социально – экологические проблемы населения районов пионерного освоения.

5. Социальные болезни как следствие социальных явлений.

6. Кризис современного детства как отражение социально-экологического кризиса.

7. Поведение человека в районе стихийного бедствия.

8. Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).

9. Фактор среды в развитии личности.

10. Реализация принципа целостности знания в процессе формирования экологической культуры личности.

11. Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.

12. Социальная экология семьи.

13. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

14. Экологические аспекты продовольственной проблемы.

15. Проблема улучшения социальной среды человека.

16. Проблемы здоровья и долголетия в современном мире

17. Социально экономические последствия военных действий.

18. Экологические последствия военных действий.

19. Проблема терроризма в современном мире.

20. Проблема взаимодействия человека с окружающим миром (в восточных религиях, в христианстве).

 

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

1. Как вы объясните высказывание: «Значение религии состоит в том, что она решала жизненно важные задачи людей, живших в конкретное время, в конкретных условиях».

2. «Город и деревня противостоят друг другу, прежде всего, не как два типа населенных мест, а как два принципа организации социальной жизни». Опишите эти типы.

3. Что, на ваш взгляд, означает социализация переселенцев?

4. Миграция и изменение генофонда населения – выделите положительные и отрицательные моменты этого социального явления.

5. Эпидемии инфекционных болезней тесно связаны со всеми процессами, происходящими в обществе, и на большинство их них оказывают непосредственное влияние. Какие инфекционные болезни, на ваш взгляд, представляют наибольшую угрозу в наши дни? Свою точку зрения обоснуйте.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, неординарность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию.

В эссе не должно быть более 5 страниц.

 

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА), ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Типовая структура контрольной работы включает: содержание работы, введение, 1 раздел (основная часть), разбитый на 3-4 подраздела, объемом не менее 5 и не более 10 стр. печатного текста каждый, заключение, список литературы, приложения (если есть необходимость).

Содержание должно включать порядковый перечень всех имеющихся в тексте контрольной работы наименований разделов и подразделов, справа от которых необходимо указать номера страниц, на которых они начинаются.

Во введении (1-2 стр. печатного текста) контрольной работы обосновывается актуальность исследуемой темы в теоретическом и практическом плане, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи контрольной работы.

В основной части (15-20 стр. печатного текста) контрольной работы рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и дается анализ современного состояния исследуемого предмета. Студенту в контрольной работе необходимо представить собственную оценку знаний по выбранной теме, которыми располагает современная наука, и привести примеры из практической деятельности зарубежных и российских организаций, подтверждающие выводы исследования. Выполняя работу, необходимо продемонстрировать умение правильно, коротко и четко излагать усвоенный материал, выделяя основные положения. Не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к рассматриваемой теме, что снижает ценность контрольной работы.

В целом, между подразделами основной части контрольной работы необходимы смысловые связки, чтобы текст был логически выстроен и не содержал разрывов в изложении материала.

В заключении (1-2 стр. печатного текста) контрольной работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Список литературы (не менее 5 источников) — приводятся только те источники, которые реально были использованы в процессе написания контрольной работы, с момента их издания должно пройти не более пяти лет, по тексту работы обязательны ссылки на источники информации согласно данному списку литературы. В случае использования Internet и/или мультимедийных источников список литературы должен включать адрес электронного сайта и/или название мультимедийного диска.

Приложения позволяют облегчить восприятие работы и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, документы, содержащие первичную информацию и пр.

Оформление контрольной работы должно соответствовать следующим основным требованиям.

Объем контрольной работы — не менее 15 и не более 20 страниц печатного текста (кегль — 14, межстрочный интервал — 1,5, выравнивание по ширине, абзацный отступ — 1,25).

Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения текста по всей работе, не должно быть помарок, подчеркиваний, сокращений слов, за исключением общепринятых.

Текст контрольной работы располагается на одной стороне каждого листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее — 20 мм; левое — 30 мм; правое — 1,5 мм.

Каждая основная структурная часть контрольной работы начинается с нового листа. Названия всех структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту, отделяются от него 1-2 межстрочными интервалами и имеют порядковую нумерацию, обозначенную арабскими цифрами. Заголовки основных структурных частей печатаются прописными буквами, прочие заголовки — строчными буквами. Заголовки всех структурных частей не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится, переносы слов не допускаются.

Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу, по центру. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения как 3 страница работы.

Таблицы, рисунки, диаграммы должны иметь название, ссылку на источник, из которого заимствовались и сквозную нумерацию.

Ссылки на источники, используемые в тексте контрольной работы, следует приводить непосредственно по тексту в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника по списку использованной литературы и номера страницы, на которой в данном источнике находится заимствованный материал. В случае отсутствия ссылок при фактическом использовании материалов из сторонних источников, контрольная работа к проверке приниматься не будет.

При оформлении списка использованной литературы применяется алфавитный способ группировки, то есть все источники, включая нормативные, законодательные акты, учебники, сборники, статьи и пр., располагаются в алфавитном порядке с учетом требований ГОСТ.

Приложения помещаются на страницах, следующих за списком использованной литературы, располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте контрольной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок и порядковый номер.

Защита контрольной работы (реферата): В течении 8 минут аудиторного занятия студент раскрывает тему реферативной (контрольной работы), сопровождение раздаточным материалом является бонусом. Защита работы состоится в том случае, если студент изложит кратко и информативно выбранную им тему. Даст развернутые ответы на вопросы из аудитории 4-5 вопросов, и 2 вопроса от преподавателя. Контрольную работу необходимо оформить по всем правилам изложенным выше и сдать преподавателю после защиты.

Контрольная работа в большей степени носит теоретический характер, следовательно, важнейшее требование — самостоятельность ее выполнения. Оригинальность работы должна быть более 65 процентов. Если в процессе рецензирования обнаружится, что это требование не соблюдено, работа положительной оценки не получит и будет возвращена на доработку.

7. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

 

1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до настоящих дней.
2. Возникновение и развитие экологии, как науки.
3. Развитие экологической мысли в России, особенности становления экологического сознания.
4. Вклад отечественных естествоиспытателей в развитие экологического мировоззрения.
5. Предмет экологии.
6. Классификация экологии. Связь экологи с другими науками.
7. Предмет социальной экологи, связь с другими областями знаний, становление и современные проблемы социальной экологи.
8. Учение Вернадского о биосфере, условия перехода биосферы в ноосферу.
9. Закономерности организации и эволюции биосферы, их краткая характеристика (синергетика биосферы, динамика популяций, развитие биосистем, сукцессии сообществ).
10. Величина популяции, типы развития популяций, пищевые ресурсы.
11. Современный экологический кризис, подходы к определению путей его преодоления.
12. Основные экологические проблемы ХМАО, пути их решения.
13. Основные экологические проблемы России, пути их решения.
14. Основные понятия устойчивого развития. Мировая концепция устойчивого развития.
15. Политико-правовой, экономический, экологический и информационный аспекты устойчивого развития.
16. Социальная экология семьи. Пути улучшения социальной среды человека
17. Основные этапы перехода России к устойчивому развитию.
18. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Демографический взрыв, ресурсный кризис и др.
19. Виды и критерии оценки деградации природной среды, понятие о зонах напряженной экологической ситуации.
20. Человек и общество, как субъекты социально-экологических отношений.
21. Здоровье человека, как показатель качества жизни и состояния среды обитания.
22. Элементы окружающей среды, их значение для человека. Нормативные и качественные показатели окружающей среды.
23. Принципы нормирования безопасных уровней загрязнения, организация экологического мониторинга.
24. Водные ресурсы и охрана вод.
25. Атмосферный воздух, трансграничные загрязнения. Способы охраны атмосферы.
26. Влияние на человека городской среды. Основные проблемы урбанизации и пути их решения.
27. Отходы производства и потребления, пути решения проблем, основное влияния на человека.
28. Роль различных экологических факторов в формировании различных болезней человека.
29. Понятие и роль экономического механизма в обеспечении рационального природопользования.
30. Деградация наземных экосистем и пути ее преодоления
31. Понятие о мониторинге окружающей среды и здоровья человека, их организация, построение и основные результаты.
32. Нормирование и стандартизация в экологии: виды нормативов, примеры, их значение.
33. Информационное обеспечение рационального природопользования, основные источники экологически значимой информации.
34. Право граждан на экологически значимую информацию, ее доступность и основные источники.
35. Понятие экологической культуры личности, основные принципы ее формирования. Типы экологической культуры.
36. Проблемы ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы. Нормы экологического бытия.
37. Развитие экологического образования в России, структура экологического образования.
38. Элементы экологической этики и психологии.
39. Становление международного экологического сотрудничества. Ведущие организации, принципы их работы.
40. Социальная политика и вопросы социальной экологии. Гуманизм социальной политики.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Абиотические экологические факторы — факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физические поля — гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)

Австралопитек — ископаемая человекообразная обезьяна, передвигавшаяся на двух ногах; предположительно дальний предок современного человека. Остатки а. найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке. Возраст остатков около 3,8 млн. лет.

Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптивность — способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптивная стратегия — способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.

Адаптивные факторы — свойства окружающей среды, к воздействию которых человек вынужден приспосабливаться.

Адаптированность — приспособленность организма к конкретным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.

Акклиматизация — приспособление растений, животных и человека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности — деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.

Анимизм- вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений.

Антропоген — одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.

Антропогенное воздействие на природу — прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.

Антропоморфизм — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку; приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, — силам природы, растениям, животным, богам.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Артеприрода (третья природа по Н.Ф. Реймерсу) — весь искусственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.

Атмосфера — газовая, воздушная оболочка, окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести.

Бедствие экологическое — любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.

Биогеоценоз — сложная природная система, совокупность однородных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и мира микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией.

Биосфера — область распространения жизни на Земле. Б. охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.

Биотические экологические факторы — это прямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяющих среду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов).

Биоценоз — взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема, характеризуемая определенными отношениями между организмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Болезнь — состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процесса), направленных на его восстановление.

Болезни урбанизации — группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнением окружающей среды.

Бронзовый век — время в истории развития человека, когда он начал изготовлять орудия из бронзы. За 6000 — 4000 лет до н.э. в Египте и Месопотамии в б. в. возникли древнейшие земледельческие цивилизации.

Буддизм — одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI — V вв. до н.э., в центре которой — учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобождения и пути к нему.

Взрыв демографический — резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэкологических условий жизни.

Вид — совокупность популяций особей, обладающих сходными морфофизиологическими признаками, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство.

Воспитание экологическое — воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.

Восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные системы организма.

Генофонд — совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.

Геоэкология — наука о взаимодействии географических, биологических и социально-производственных систем. Особое внимание г. обращает на антропогенные процессы экологической дестабилизации и опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.

Гидросфера — водная оболочка Земли, включающая в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды.

Гомеостаз(ис) — состояние подвижного равновесия (постоянного и устойчивого неравновесия) гео-, экосистемы, поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, постоянной функциональной саморегуляцией природных систем.

Гоминиды — род Homo из отряда приматов, включающий как ископаемых предков человека — Человека умелого и Человека прямостоящего, так и современных людей.

Гоминоиды- человекообразные существа из семейства приматов. К их числу относятся австралопитеки.

Гуманизм — мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Даосизм — одно из направлений древнекитайской философии, возникшее в IV — III вв. до н.э., основное понятие «дао», в центре учения — призыв к человеку освободиться от искусственных норм и предписаний и вернуться к жизни, близкой к природе.

Здоровье человека — объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Зона экологического кризиса — территории с сильным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 5 — 10 раз выше предельно допустимой концентрации), с резким снижением продуктивности экосистем; деградация земель проявляется на 20 — 50% площади территории; возможно лишь выборочное хозяйственное ее использование; структурно-функциональная целостность ландшафтов теряет устойчивость; нарушения носят труднообратимый характер.

Зона экологического риска — территории с повышенным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 2 — 5 раз выше предельно допустимой концентрации), с заметным снижением продуктивности экосистем; деградация земель захватывает 5 — 20% территории; нарушения носят обратимый характер, ослабление антропогенных нагрузок может привести к улучшению экологической ситуации, повышению качества возобновляемых ресурсов, восстановлению структурно-функциональной целостности ландшафтов.

Индивид- человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens , продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденных и приобретенных качеств, носитель индивидуального своеобразия черт.

Индуизм- религия, в основе которой учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение.

Ислам — одна из мировых религий, главные принципы которой изложены в Коране, основной догмат — поклонение единому Богу — Аллаху и признание Мухаммеда посланником Аллаха.

Квазиприрода (вторая природа по Н.Ф. Реймерсу) — все элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми и характеризующиеся в отличие от собственно природной среды неспособностью к системному самоподдержанию (т.е. постепенно разрушающиеся без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека).

Кислотные осадки — любые атмосферные осадки (дожди, туманы, снег), кислотность которых выше нормальной.

Климат- режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения.

Комфортность среды — субъективное чувство и объективное состояние полного физического и душевного здоровья в данных условиях окружающей человека среды, включая природные и социально-экономические показатели.

Креационизм — концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его сотворения Богом.

Культура — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Ландшафт — природный географический комплекс, определяемый как сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами.

Литосфера(земная кора) — верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу — поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмическим данным.

Микроорганизмы — мельчайшие, преимущественно одноклеточные живые существа различной систематической принадлежности (представляющие как растительное, так и животное царства), наблюдаемые только в микроскоп.

Монизм- философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.).

Мониторинг — наблюдение и контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, предупреждение о явлениях, неблагоприятных для жизни, здоровья и производственной деятельности людей.

Мутаген- любой фактор, вызывающий мутацию.

Мутация — любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах нуклеиновых кислот.

Нагрузка антропогенная — степень прямого и косвенного воздействия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические компоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды и т.д.).

Насилие- это форма принуждения со стороны одной группы людей (со стороны одного человека) по отношению к другой группе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.

Ненасилие — идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, с природой, с другими людьми, способа решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждение и усиление способности всего живого к позитивному самоуправлению.

Неоген — геологический период, относящийся к самой молодой, кайнозойской эре; начался 25 млн. лет назад. Его начало сопровождалось резким обновлением наземной флоры и фауны; в этот период на Земле появились первые человекообразные обезьяны.

Неолит(новокаменный век) — эпоха в истории развития человеческой культуры, следующая за палеолитом и предшествовавшая бронзовому веку. Характеризуется изготовлением орудий из шлифованного камня, керамической посуды, приручением животных и началом земледелия — переходом от присваивающей к производящей форме хозяйствования.

Ноосфера (сфера разума) — гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Озоновый экран — слой атмосферы с наибольшей концентрацией молекул озона О 3 на высоте около 20 — 25 км, поглощающий жесткое ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Разрушение о.э. в результате антропогенного загрязнения атмосферы таит угрозу всему живому, и прежде всего человеку.

Ойкумена — совокупность областей земного шара, которые по представлениям древних греков были заселены человеком.

Окружающая среда — среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы.

Палеолит (древний каменный век) — эпоха в развитии человека, характеризующаяся изготовлением орудий из камня с грубой отделкой. Соответствует времени от начала четвертичного периода до конца последнего оледенения. Различают ранний п. и поздний п.

Парниковый эффект — разогрев приземного слоя атмосферы, вызванный поглощением длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности. Главной причиной этого процесса является обогащение атмосферы газами, поглощающими тепловое излучение. Наиболее важную роль здесь играет повышение содержания углекислого газа (C О2) в атмосфере.

Пассионарность(по Л.Н. Гумилеву) — непреоборимое стремление людей (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности.

Пассионарный толчок — быстрое повышение пассионарности.

Патогенность — способность живых существ, прежде всего микроорганизмов, вызывать заболевания других организмов, в том числе человека.

Пестициды — вещества, убивающие вредителей, например насекомых или крыс.

Пищевая цепь — ряд видов или групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей следующему.

Поздний палеолит — новый этап материальной культуры палеолита, связанный с деятельностью Человека разумного.

Популяция — группа особей одного вида, занимающая определенное пространство.

Потребность человека — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) — максимальная концентрация загрязняющих веществ, не влияющая негативно на здоровье людей настоящего и последующих поколений при воздействии на организм человека в течение всей его жизни.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) — максимальный объем веществ в единицу времени, который не ведет к превышению их предельно допустимой концентрации.

Природная среда — совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человека.

Ранний палеолит — время материальной культуры, связанной с деятельностью Человека умелого и Человека прямостоящего.

Растения — автотрофные (потребляющие органические вещества, полученные путем преобразования из неорганических) живые организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих обычно из целлюлозы.

Растительность — совокупность растительных сообществ какой-либо территории.

Резистентность(устойчивость) — свойство болезнетворных организмов или вредителей противостоять действию лекарств или пестицидов.

Рекреационная среда — часть жизненной среды человека, организуемая и развиваемая в целях обеспечения условий преодоления утомления и усталости человека, а также восстановления его физического и психического здоровья.

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере существующего Бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Ресурсы возобновимые — все природные ресурсы, включенные в биосферный круговорот веществ, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

Ресурсы невозобновимые — часть природных ресурсов, не способная к самовосстановлению в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятельности людей.

Рефлекс- ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредованный нервной системой и проявляющийся в сокращении мышц, выделении секретов и т.п.

Скученность населения — плотность населения, отрицательно влияющая на здоровье людей.

Сознание- свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Социально-производственные факторы — факторы воздействия на окружающую среду, связанные с промышленным и сельскохозяйственным производством, с жизнью и взаимоотношениями людей в обществе.

Социальный детерминизм — философская доктрина, утверждающая причинную обусловленность явлений природы и общества социально-экономическими факторами.

Социальная экология — комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) и личности с природной и социальной средой.

Социально-бытовая среда человека — часть жизненной среды, которая организуется и развивается в целях обеспечения необходимых условий существования, жизнедеятельности человека как биосоциального существа и поддержания его физического и психического здоровья.

Социально-трудовой потенциал (по В.П. Казначееву) — способ организации жизнедеятельности человеческой популяции, при котором осуществление различных естественно-природных и социальных мер по организации жизнедеятельности популяций создает оптимальные условия для социально полезной общественно-трудовой деятельности индивидов и групп населения.

Среда — вещество или пространство, окружающее данный объект.

Среда обитания человека — природные тела или явления, с которыми организм человека находится во взаимоотношениях; совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.

Стихийные бедствия — катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Стресс — совокупность физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (агрессоров): холода, голода, физических и психических травм, облучения, инфекции — или, наоборот, благоприятных: радости, полового возбуждения и т.д.

Субъект — индивид или группа индивидов как источник познания и преобразования действительности.

Техносфера- часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины и водохранилища и т.п.

Толерантность — терпимость, устойчивость, способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо экологического фактора.

Тотем — животное, растение, явление природы, которые у родовых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом.

Тотемизм — поклонение тотему.

Тропизмы — движения (рост) растений в определенных направлениях, вызванные односторонним воздействием факторов внешней среды.

Трофический — относящийся к питанию.

Устойчивое развитие — развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Урбанизация — рост и развитие городов.

Фамилизм –приверженность семейному долгу. В иерарахии отношений первые места принадлежат таким благам, как семейный долг, семейная ответственность, дети, благополучная старость родителей.

Фауна- совокупность видов животных.

Феноакклиматизация — непосредственная реакция организма на новую среду, выражавшаяся в фенотипических, компенсаторных, физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие.

Фетиш — неодушевленный предмет (камень, череп, клык зверя и др.), который по представлению верующих наделен сверхъестественной силой. Фетиши, защищающие человека от злых духов и опасностей, называются амулетами. Часто фетишами являлись фигурки людей и животных — прообразы будущих идолов.

Фетишизм — религиозное поклонение фетишам.

Флора- совокупность видов растений.

Фрустрация — обман, расстройство, разрушение планов — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.

Христианство- одна из трех мировых религий, имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, общим объединяющим признаком которых является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя мира; главным источником вероучения является Священное Писание.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Человек прямостоящий ( Homo erectus ) — вид, образовавший около 1 млн. лет назад следующую, после Человека умелого, ступень эволюции биологического рода Человек ( Homo ).

Человек разумный ( Homo sapiens ; H . sapiens sapiens ) — вид (подвид), стоящий на высшей ступени эволюции биологического рода Человек; к нему относятся все современные люди.

Человек умелый ( Homo habilis ) — вид, с которым связывают формирование биологического рода Человек. Его остатки обнаружены в Африке и имеют возраст около 3 млн. лет.

Четвертичный период — современный период в истории развития Земли продолжительностью, по разным данным, от 1,5 до 3,5 млн. лет. Ч. п. характеризуется неоднократным чередованием холодных и теплых климатических эпох. В холодные эпохи развивались мощные материковые оледенения.

Экологическая ниша — совокупность всех факторов среды в ареале, при которых возможно существование определенного вида животных, растений или микроорганизмов.

Эгалитаризация –установление равенства семейных отношений.

Экологическая этика — междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.

Экологические факторы — условия среды как движущая сила жизнедеятельности организмов, на которые живое реагирует приспособительными реакциями. Различают э. ф. абиотические и биотические.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов и образуемых ими сообществ с абиотическими и биотическими экологическими факторами.

Экология социальная — см. социальная экология.

Экология человека — наука, рассматривающая биосферу как экологическую нишу человечества, изучающая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.

Экосистема — комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.

Эксцентризм- воззрение, согласно которому природные объекты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориентированность на экологическую целесообразность, непротивопоставление человека и природы.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эрозия — процесс разрушения земной поверхности водными потоками.

Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.