Анализ коммуникативной компетенции личности

Контрольная работа студентки

232 группы Чащиной Анны.

1. Выбор объекта анализа. Обоснование выбора.

Коммуникация, а именно качественная коммуникация – очень важный элемент нашей жизни. Общаясь, человек познают мир вокруг себя и внутри себя. Соблюдение норм и правил необходимо для успешной коммуникации. Их усвоение и применение определяет успешность личности в разных коммуникативных ситуациях.

Объектом анализа коммуникации выбрана личность моей младшей сестры (13 лет).

Думаю, что проделанная работа поможет мне выявить сильные и слабые стороны ее коммуникативного поведения. И в дальнейшем сделанные выводы поспособствуют принятию правильного решения по исправлению недостатков и усовершенствованию сильных сторон ее коммуникативной личности.

2. Определение типичных для данной личности видов и типов коммуникации.

Внутриличностные и межличностные коммуникации. Думаю, что виды коммуникаций свойственны моей сестре не в равной степени. Более развита межличностная коммуникация. Являясь ученицей 6 класса, она ежедневно вступает в коммуникативные акты со своими одноклассниками и учителями (существует также более узкая группа, членом которой она является).

Могу сказать, что внутриличностная коммуникация у моей сестры не достаточно качественная. Внутриличностная коммуникация — способность рефлектировать, анализировать произошедшие события, делать выводы. Она же, не имея достаточного личного и социального опыта, справляется с этой задачей не очень успешно. Это показывают объяснения и комментарии некоторых ее действий и поступков.

Общение бывает как позитивным и качественным, так и негативным и безрезультатным. Это является частичным результатом горизонтального и вертикального общения. Примером вертикальной коммуникации служит общение с учителями. Она находится на более низком уровне, чем тогда, когда происходит процесс горизонтальной коммуникации. А именно, это общение с одноклассниками и сверстниками. Имея одну социальную роль (ученики), они находятся примерно на равном уровне.

Кроме этого, она является участником массовой коммуникации (телевидение, реклама).

Каждый день она получает определенный поток информации, но эта связь односторонняя, поэтому влияние массовой коммуникации проявляется в межличностном общении. На данный момент телевидение входит в сферу ее интересов, поэтому влияние такой коммуникации достаточно велико.

17 стр., 8223 слов

Психологические особенности личности учителя начальных классов

... общительности, уровень эмоциональной саморегуляции в деятельности. Объект исследования: личность учителя начальных классов. Предмет исследования: психологические особенности личности учителя начальных классов (способности, общение, эмоциональная саморегуляция, стиль педагогической деятельности, профессиональная направленность). ...

По характеру адресата моя сестра участвует именно в таких коммуникациях. Она является общительной личностью и комфортно чувствует себя в процессе коммуникации. Развитие внутриличностной коммуникации позволит ей делать общение более качественным успешным.

По фактору кода наиболее типичной для моей сестры является вербальная коммуникация. Живая речь – традиционный и наиболее эффективный тип коммуникации. Невербальный тип коммуникации тоже присутствует, но он не так типичен, т.к. жесты, получаемые и передаваемые, редко распознаются и анализируются ей.

Что касается письменной коммуникации, то моя сестра принимает активное в ней участие, т.к. осознает ее значимость в общении. Ведение дневника, написание писем, чтение книг: все то, с чем устная речь не справляется в стопроцентном объеме, она получает посредством текста.

По характеру воздействия она скорее придерживается иерархической коммуникации. Сложно воспринимает диалог, тяжело идет на компромисс, часто отказывается обсуждать проблемы. Но иногда поведение в коммуникации зависит от позиции, в которой она находится по отношению к собеседнику (слабая или сильная).

Если она находится в слабой позиции, то ей приходится идти на компромиссы, вести диалог и слушать своего собеседника.

Обычно занимает убеждающую позицию. Пытается убедить собеседника (чаще родителей) в своей правоте. Недостатком является то, что правота не всегда действительна и, достаточно часто отказ от признания своих ошибок ведет к конфликту.

Моя сестра старается вести себя спокойно, не подавляя своего собеседника, выслушивая его точку зрения, но ввиду пылкого нрава и сложного характера, поведение получается скорое агональное, чем гармонизирующее. Это сопровождается повышением тонна и использованием чрезмерной жестикуляции.

По фактору пространства преобладает внутрикультурный тип коммуникации. Общение в рамках одной культуры. Внешний тип проявляется в межгрупповом общении. Классные часы, школьные мероприятия.

По фактору времени преобладает высокая интенсивность речи. Экспрессивность характера. Это связано с особенностями темперамента (холерик) и манер поведения. Поэтому ей сложно понимать медленноговорящих людей, она пытается активизировать собеседника или (чаще) быстро раздражается. Но в демонстрации чувств она искренна, особенно с близкими людьми.

По фактору вида деятельности учебная коммуникация, т.к. она учится в школе и цель — получения знаний доминирует над всеми остальными.

16 стр., 7641 слов

Психология общения. Три стороны общения

... стороны общения. 1.Структура и функции общения. 2.Виды, формы и механизмы общения. 3.Способы коммуникативного влияния. 4.Вербальная и невербальная коммуникация. 1.2.Модели взаимодействия. 1. Информационная модель общения 2 Убеждающая модель общения 3 Экспрессивная модель общения ...

3. Анализ лидерского коммуникативного потенциала личности. Указание сильных и слабых сторон

Наблюдается присутствие лидерского потенциала, готовность брать инициативу в свои руки. Но цели завоевать право лидерства во чтобы то ни стало нет, может быть, пока нет. На данный момент, моя сестра проявляет многие из тех качеств, которыми должен обладать лидер: она активна в собственной деятельности (внеучебной), это активизирует более спокойных ребят. В классе она не зарекомендовала себя как ученица отличного поведения. Но проблемы с дисциплиной часто являются результатом желания проявить себя, заявить о себе. Думаю, что к старшим классам это пройдет. Иногда ее лидерство в микрогруппе (с друзьями) очевидно и часто это приводит к конфликтам, но когда она оказывается в роли ведомого, а не ведущего, то налицо ее скрытое недовольство. Иногда оно возникает без внешних причин, но внутренне чувствуется борьба между желаемым и настоящим.

Сильной стороной является готовность брать на себя инициативу. Слабая сторона проявляется в неумении контролировать свои эмоции.

4. Типичные и нетипичные коммуникативные ситуации. Указание сильных и слабых сторон.

Типичными горизонтальными коммуникативными ситуациями для нее будут:

общение с одноклассниками в школе, общение со своими друзьями, с незнакомыми людьми на улице и т.д.

Типичные вертикальные коммуникативные ситуации:

взаимодействие с учителями в школе, тренером на секции.

Нетипичным для нее будет общение с учителями, тренером в горизонтальной позиции.

5. Анализ норм коммуникативного поведения данной личности. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

Коммуникативное поведение младшей сестры я могу в общем смысле охарактеризовать как нормативное. Жесткие коммуникативные табу она не нарушает. Возможно, не догадывается о существовании некоторых, или не знает о них в силу возраста. Не использует нецензурную лексику. Беспричинная речевая агрессия в коммуникативном поведении не наблюдается.

6. Определение типичных форм межличностной коммуникации. Указание сильных и слабых сторон.

С более близкими людьми форма «общения» (диалога) является самой естественной формой для моей сестры. Она и ее друзья во время таких разговоров – абсолютно равноправные участники диалога (субъект — субъектное отношение).

Их взаимодействие часто носит творческий характер. Установкой в этом случае будет равенство.

Управление как форма коммуникации более известна ей со стороны объекта, человека, на которого направлено воздействие. Обычно воздействие идет со стороны учителей и родителей, но иногда родители выступают в роли субъекта.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из ... новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов ...

7. Анализ коммуникативных параметров коммуникатора. Указание сильных и слабых сторон.

1) Мотивационный параметр. Коммуникационные потребности моей сестры, как и у любого человека, велики. Она постоянно нуждаюсь в общении с людьми. Чьи-то мысли ей интересны, чьи-то нет. Но появляется такая проблема как псевдокоммуникация. Избежать их в повседневности не всегда удается. С развитием Интернет-технологий, с созданием, в частности, социальных сетей и иных средств связи (например, ICQ) видимость общения часто заменяет общение в истинном смысле слова.

2) Когнитивный параметр. Затрудняюсь анализировать по этому пункту, т.к. многие вещи возникают на уровне подсознания. Мне сложно судить на каком уровне у моей сестры знание коммуникативных кодов. Не знаю на сколько она верит предрассудкам. Внешне это не проявляется, но если она возвращается домой за забытой вещью, то обязательно смотрит в зеркало.

3) Функциональный параметр. Считаю, что владение вербальными и невербальными средствами у моей сестры на достаточно хорошем уровне (речь понятна, усваиваема).

По крайней мере, видимых и серьезных проблем с этим нет.

Рекомендации:

1. научиться вырабатывать стратегию общения и применять тактику в коммуникации;

2. пользоваться приемами рефлексии для познания причин собственных волнений и страхов.

8. Анализ психологических основ коммуникации. Указание сильных и слабых сторон

По темпераменту моя сестра холерик, ей свойственны все качества этого темперамента. Человек с преобладанием образного мышления, то есть с более активным, более сильным правым полушарием мозга.

В общении с близкими людьми ее речь отличается экспрессивностью, эмоциональностью. Очень важной составляющей для нее является невербальная коммуникация. Во время речи она часто прибегаю к энергичной жестикуляции. Таким образом, она пытается восполнить недостаток словесных форм. Мимика развита достаточно хорошо. Тон ее голоса считаю слегка грубоватым. Темп обычной речи – быстрый. Из-за этого страдает произношение в целом (непроговаривание окончаний, проблемы артикуляции), но теи не менее речь остается понятной.

9. Анализ поведения коммуникатора в группе. Указание сильных и слабых сторон.

Анализ общения в межличностной группе, как узкой, так и широкой, уже был проведен. Хотелось бы остановиться на поведении в группе «семейной».

Являясь младшим ребенком в семье, она активно концентрирует на себе много внимания со стороны родственников. Насколько качественно она использует получаемое внимание, я затрудняюсь сказать, потому что недостатки ее поведения во многом зависят от воспитания, которым занимаются родители, а именно мама.

Традиции, система ценностей – все это сохраняется и соблюдается в семье.

Неформальная, дружеская группа представляет собой танцевальный коллектив, в котором она проводит достаточное количество времени. По ее словам взаимоотношения в этой группе теплые, и все конфликты, которые, все же иногда возникают, достаточно быстро решаются.

4 стр., 1771 слов

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного ...

... этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения обобщения. Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми может свидетельствовать об уровне развития их ... познавательной деятельности. Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации ...

Пример формальной группы, в которой она состоит – 6 «а» класс средней школы. Структура и взаимоотношений между членами соблюдаются не всеми участниками. В каждом классе существуют дезорганизаторы деятельности, частично она является таковым. Вместе с тем, между некоторыми членами их формальной группы возникли отношения более тесные, дружеские. Этому поспособствовало совместное занятие спортом (с мальчиками) и танцами (с девочками).

Рекомендация: для создания более благоприятной и дружественной атмосферы в группе необходимо пересмотреть некоторые личные качества и при необходимости уметь их редактировать.

10. Общие выводы относительно коммуникативной компетенции коммуникатора. Общие рекомендации по повышению коммуникативной эффективности.

Данная работа помогла мне еще раз взглянуть на сестру, как на коммуникативную личность, стало видно, над чем необходимо работать. Многие факты стали для меня открытием.

Я постараюсь помочь ей в исправлении ошибок и подсказать, как можно усовершенствовать свое коммуникативное поведение. Научить анализировать свои ошибки и предотвращать их в дальнейшем.

Моя сестра достаточно открытый и общительный человек. Не думаю, что проблемы, которые она испытывает трудно решить.

Таким образом, необходимо порекомендовать:

— более тактично и умеренно общаться со своими сверстниками;

— работать над артикуляцией;

— следует расширять сферы коммуникации, развивать тем самым свой коммуникативный потенциал (как лидера, оратора и т.п.);

— зная особенности своего характера, стараться не быть инициатором конфликтных ситуаций;

— научиться владеть своими эмоциями, управлять ими;

— правильно оценивать ситуации и корректировать свое коммуникативное поведение в соответствии с ними.

-пытаться с помощью различных приемов (рефлексии, аутотренинга и т.п.) преодолевать внутренние психологические барьеры.

Думаю, что данные рекомендации помогут моей сестре справиться с этими проблемами.