Вопрос 1. Сущность управленческой деятельности

Лекция 8. Психология управления

 

Управленческая деятельность состоит в обеспечении эффективного функционирования определенной организационной системы.

Особенности управленческой деятельности:

1. Включает, как минимум, два основных аспекта – связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий.

2. Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта – руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее – над ней – в силу своего иерархически высшего положения.

3. Еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации – иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.

4. Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. К ним относятся наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных – стрессовых ситуаций, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе – и законодательных) предписаний, несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям.

Виды управленцев. Руководители низшего звена ( «младшие начальники») принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками (подчиненными, не управляющими).

Типичный их пример – мастер, заведующий отделом.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу «младших начальников». Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен. Примеры руководителей среднего уровня – декан в вузе, директор филиала в фирме.

Руководители высшего звена – те, кто возглавляют крупные производственные, социальные и государственные организации, находятся на самом верху их иерархии, отвечают за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации.

Управленческие функции
1. Производственные функции руководителя: Обеспечение нормального, скоординированного, рйтмичного хода производства (исследований, разработок) и непрерывное, систематическое повышение эффективности производства.
2. Экономические функции: Анализ хозяйственной деятельности, мобилизация резервов, выявление слабых мест в управлении, совершенствование управления, планирование.

6 стр., 2632 слов

Анализ психологических особенностей деятельности руководителя ...

... управленческой деятельности. 2.      Разработать психодиагностический комплекс, позволяющий исследовать особенности деятельности руководителя первичного звена управления. 3.      Провести эмпирическое исследование психологических особенностей деятельности руководителя первичного звена ... с другими службами. Организация деятельности участка занимает ...

3. Организаторские функции: объединение усилий работников в коллективе; постановка перед коллективом задач и распределение их по подразделениям; определение путей решения поставленных задач; организация работы аппарата управления, разработка, принятие, реализация различных управленческих решений, расстановка работников, побуждение их к деятельности, координация деятельности, контроль.

4, Кадровые функции: управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая.

5. Комплексные функции: интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная.

Вопрос 2. Эффективный руководитель

Портрет эффективного руководителя включает ряд переменных. Социальные характеристики: 1. Возраст – это не только природная, но и в значительной степени социально-психологически детерминированная характеристика человека, это во многом его опыт. 2. Общепризнанным является тот факт, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения, принятых в обществе, культивируемых в ближайшем окружении личности, например в семье. Традиционно руководитель – это мужчина, однако всё больше женщин реализуют себя в этой роли.

3. Социальный статус. Статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, семейным положением, личным состоянием и т.д.

4. Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Также социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами: с теми, интересы которых он представляет; с теми, которые поддерживают его и являются союзниками; а также с теми, которые являются его оппонентами и открытыми врагами. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель;

5. Образование

Личностные характеристики. 1. Внешность лидера. «По одежке встречают», — гласит старая русская пословица, и смысл ее в данном случае в том, что восприятие внешнего вида является очень существенным при первом впечатлении об индивиде. Если это восприятие оказалось положительным, то вся последующая информация будет наслаиваться на этот так называемый «скелет», независимо от того, будет она оказывать положительное или отрицательное воздействие. Главное, что основа уже создана, «первое впечатление — оно самое яркое». Но если восприятие оказалось отрицательным, то все, что будет сказано и сделано впоследствии, будет восприниматься через призму уже созданного негативного имиджа. Важной персональной характеристикой является грамотная речь.

2. Психофизиологические особенности: темперамент, экстра-интроверсия, характер. Черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность руководства):

14 стр., 6776 слов

Личностные и деловые качества руководителей. Стиль руководства

... стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления. 2. Личностные качества руководителя ... внешней среде). 6. Регулятор (отношений внутри группы, организации). 7. Источник (идей, информации, поощрений и ... реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени; -последовательно ...

o доминантность, как стремление влиять на подчинённых, при этом влияние руководителя, основывающееся на средствах как социального, формально-организационного, так и психологического характера, должно находить внутренний отклик у подчинённых;

o уверенность в себе, дающая подчинённым основу для чувства стабильности, а другим руководителям – основу для делового сотрудничества;

o эмоциональная уравновешенность, контроль своих эмоциональных проявлений, адекватность проявляемых эмоций;

o стрессоустойчивость;

o креативность, способность к творческому решению задач, что особенно важно для инновационной деятельности;

o предприимчивость;

o ответственность, включающая в себя с одной стороны верность договорённостям, с другой – высокое качество производимой продукции;

o надёжность в выполнении задания;

o независимость, своя точка зрения, своё профессиональное и человеческое лицо;

o общительность, одна из наиболее важных характеристик успешности, так как руководитель около трёх четвертей своего рабочего времени посвящает именно общению.

 

3. Способности. М. Шоу разделяет способности на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.).

По данным Е. Гизелли, Т. Коно отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер, как правило, наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями, а с промежуточными по степени выраженности оценками.

4. Интересы и ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации.. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительных ценностных ориентаций. Например, в американской культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, японской же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем может быть молодой человек, в том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом.

3. Стиль руководства Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

12 стр., 5514 слов

Развитие стиля управления в организации (на примере СК «Авиакор»)

... сотрудниками. Стиль управления остается актуальной темой для исследований. Теоретически данная тема достаточно разработана. Существует множество литературы освещающей стили управления организацией. Особенно мне понравился учебник «Управление организацией» ... понижению производительности труда. 6. Деловой стиль в принципе противоположен авральному. Деловой стиль - это стиль действия в оптимальном ...

Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего: результаты работы обычно низкие; люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный; нет никакого сотрудничества; нет стимула добросовестно трудиться; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров; подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты; идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Вопрос 3. Деловой имидж личности

Английское image означает «образ, изображение», но современное понятие «имидж» означает непосредственно или сознательно создаваемоевизуальное впечатление о личности или социальной структуре.

Виды имиджа:

1. Индивидуальный имидж — руководителя, лидера и т.д.

2. Групповой, например об имидже организации или имидже государственной структуры. В создании позитивного имиджа организации очень важно умение персонала производить приятное впечатление на деловых партнеров и клиентов. Для этого в организации проводится работа по обучению персонала правилам делового этикета, проведения переговоров, совещаний, презентаций, торгов и т.д. Менеджеры должны отрабатывать умение произносить речи (спичи, от англ. speech — речь), принимать посетителей в своем кабинете, общаться с персоналом, вести себя в деловых поездках, соблюдать требования к собственному внешнему виду.

11 стр., 5220 слов

Влияние риторики на имидж делового человека

... внешнее отражение его личности и показатель деловых и чисто человеческих качеств. Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае - его фирменный ... человек невнимателен к мелочам, эксцентричность - непредсказуемость или легкомыслие, что может вызвать недоверие у делового партнера. Во время работы лучше придерживаться так называемого офисного стиля ...

Составляющие имиджа делового человека — это его внешний вид, речь, окружающие его вещи, его деловые качества и манеры. У человека есть всего четыре секунды, чтобы произвести первое впечатление на партнера.

1. Внешний вид включает:

А. Одежда. В деловом общении часто «по одежке встречают, а по уму провожают»: именное одежды начинается восприятие другого человека, после чего рождается эмоциональное отношение к нему, влияющее на общее впечатление о человеке, складывающееся в ходе дальнейшего общения.

Прежде чем выбирать стиль одежды, изучите общество, где вам придется находиться, или аудиторию, перед которой вам нужно выступить. Всегда помните, что людям нравятся те, кто похож на них, поэтому старайтесь соответствовать по стилю той атмосфере, где вскоре окажетесь.

Надо учитывать, что в большинстве компаний принят дресс-код — жестко определенный стиль одежды. Стиль одежды, характерный для крупного банка, не похож на тот, что принят в небольшой звукозаписывающей компании.

Одежда не должна отвлекать от сути дела, поэтому лучше одеться сдержанно и солидно, а не небрежно или эффектно. К наиболее общим характеристикам стиля делового мужчины относятся следующие: консерватизм, аккуратность и опрятность.

Б. Прическа. Чистые, аккуратно уложенные волосы. Прическа делового мужчины — по моде, но в умеренном её выражении, например если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника рубашки.

Для женщин существуют определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть не ниже линии плеч, «ширина» — тоже в разумных пределах. Поэтому многие фирмы в правилах внутреннего распорядка для сотрудников предусматривают в легкой, но не допускающей возражений форме предписания о том что «прическа не должна быть вызывающей, распущенные волосы длинной ниже уровня плеч не рекомендуется, волосы должны быть чистыми и опрятными.

В. Мимика. Улыбка.

Г. Осанка. Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край не рекомендуется облокачиваться на стол. Беседуя сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает.

Д. Жесты и движения являются частью имиджа. Часто случается так, что жест показывает настроение, лицо человека даже когда он сам того не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

9 стр., 4027 слов

Деловая женщина: особенности имиджа, мышления и поведения

... [1] Глава 1. Имидж –путь к успеху «По одежке встречают»гласит старая поговорка, потому что одежда, которую носите вы, возможно, ... женщины хотят видеть рядом с собой сильного, преуспевающего человека, нокак раз таким мужчинам хочется видеть в женщине ... даже от того, как вы откроете рот. Устраиваете вы деловую презентацию,произносите речь, отвечаете на вопросы в телевизионном интервью, выступаетеперед ...

Е. Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Речь делового человека должна быть лаконичной, яркой, убедительной и четкой.

2. Окружающие его люди и вещи. Важным является, какой рукой вы пишете, какой у вас телефон, машина и т.д.

3. Деловые качества и манеры.

Для установления позитивного контакта (а следовательно, и достижения нужного нам имиджа) с деловыми партнерами можно и нужно применять следующие приемы: улыбка, доброжелательный взгляд; приветствие, которое сопровождается рукопожатием и какими-то теплыми словами; уважительное обращение к партнеру — по имени и отчеству (для этого нужно представиться, познакомиться, обменяться визитными карточками); проявление дружеского расположения к партнеру (шутки, комплименты, участие и др.); подчеркивание значимости партнера и компании, которую он представляет, уважения к нему (с помощью мимики, жестов, позы, организации пространственной среды); открытое признание достоинств партнера.

Вопросы для самостоятельной подготовки: Критерии оценки деятельности руководителя Внешний вид делового человека Факторы создания позитивного первого впечатления