Психофизиология познавательных психических процессов психофизиология мышления

7

Лекция 8

(Виды мышления. Патология мышления).

Основным познавательным психическим процессом является мышление — психический процесс отражения действительности.

Мышление —высший этап обработки  информации человеком, процесс установления связей между  объектами или явлениями окружающего мира;

В психологии и нейропсихологии относят к одной из высших психических функций.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отра-жения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципи-ально различных психофизиологических механизмах:

— образования и непрерывного пополнения запаса понятий и представлений;

— вывода новых суждений и умозаключений.

Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Любая деятельность всегда целенаправлена и обязательно включает предвидение ее результатов.Планирование действий,предвидение и обобщение фактов на основе предшествующего опыта и знаний-в узком смысле и составляет мышление.

Важнейшей особенностью мышления является опосредованность отражения, то есть возможность выявлять, оценивать и понимать то, что непосредственно в данный момент на органы чувств не воздействует. То есть, если ощущения и восприятие представляют собой процесс отражения в структурах мозга предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, то мышление, используя эти низшие ступени познания, резервы памяти и практику, отражает действительность опосредованно, обобщенно.

Простейшим актом мышления является суждение, в котором отражаются

связи предметов и явлений ( например: идет дождь, камень твердый и т.п.) Когда на основе нескольких суждений образуется новое, то в этом случае речь идет уже о более высоком уровне мышления — умозаключении.

Различают два основных способа умозаключения: индукцию и дедукцию.

Индукция — это умозаключение, формирующее на основе частных случа-

ев общее суждение. Например, вначале устанавливается, что при нагревании и вода, и железо, и воздух расширяются. Затем делается вывод,что при нагревании все тела расширяются.

Дедукция — это обратный процесс, — от общего к частному.Например,зная, что при нагревании все тела расширяются, можно без каких-либо опытов уверено сказать, что и данное конкретное тело, например, железо, при нагре-вании расширяется.

15 стр., 7121 слов

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности ...

... развития исследовательской деятельности младших школьников 1.1 « Метод проектов» в процессе изучения окружающего мира По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных ... опыта исследовательско-творческой деятельности; - служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать ...

Мышление слагается из отдельных умственных операций, то есть дей-ствий, отражаемых в психике. Выделяются следующие умственные опера-

ции: анализ , синтез, абстрагирование, сравнение , обобщение и конкретиза-

ция.

Анализ— это умственное расчленение предметов или явлений на отдель-ные элементы и выделение в них существенного, главного.Например,поня-тие «гроза» включает: пасмурную погоду, низкие тучи, ветер, гром, молнии, дождь. Существенным же ее проявлением является выпадение осадков, то есть дождь.

Синтез — это умственный процесс обратный анализу. Например «соеди-нив» информацию о наличии низких туч, громе, молниях, ветре и дожде, мы делаем умозаключение о грозе, то есть совершаем умственную операцию обобщения.

Существенной формой познавательных процессов является абстракция, то есть мысленное выделение признаков или свойств предметов и явлений,недо-ступных непосредственному наблюдению, например, электрического тока, радиации, бесконечности, совести и др.

В процессе мышления человек часто использует сравнение объектов и яв-лений, сопоставляя в них общее и отличное. Сравнение помогает анализу и синтезу установить сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами и особенностями. Благодаря сравнению человек классифицирует части познаваемой действительности по сходным признакам и свойствам.

Обобщение характеризуется тем, что человек отражает общность абстра-

гируемых признаков многих предметов или явлений. С помощью обобщения осуществляется классификация по наиболее общим и характерным признакам и свойствам. Обычно, это выражается такими обобщенными понятиями как самолет, пароход, паровоз и т.д.

В процессе исторического развития и эволюции вначале возникло наг-лядно-действенное мышление, то есть мышление, связанное с непосредст-

венным восприятием и практическим осуществлением действий над пред-метами. Примером такого мышления является психическая деятельность

детей до 3-х летнего возраста, которые, образно говоря, мыслят «с помощю

рук». Но уже в дошкольном и младшем школьном возрасте складывается наглядно-образное мышление, когда для познания предмета уже нет необхо-димости в практическом взаимодействии с объектом познания. Например, ребенок школьного возраста уже может только с помощью умственного согласования частей механической игрушки сделать заключение о

причине ее неисправности.

В последующем на основе наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и функции речи развивается высшая форма психической деятель-

ности: абстрактно-логическое мышление, то есть мышление в форме отвле-

ченных понятий и суждений. Большинство тестов, используемых при про-фессиональном психологическом отборе,направлены на исследование имен-

9 стр., 4009 слов

Сопоставительная характеристика эмпирического и теоретического ...

... Способ получения и использования чувственных дан­ных людьми, владеющими речью, мы обозначили как эм­пирическое мышление. Но мышление — это рациональное познание. Следовательно, по отношению ... Внутреннюю связь подлинного содержания понятия со способом его конструирования, идеализации отмечает, например, крупный финский математик Р. Неванлйнна, который пишет следующее: «...Конструктивная и идеали ...

но абстрактно-логического мышления. Это, вероятно, связано с тем, что чем более «новой» в эволюционном аспекте является функция, тем больше диапазон ее индивидуальных отличий у людей.

К важнейшим характеристикам мышления относится скорость (или

темп), точность, глубина, самостоятельность, критичность и гибкость. При этом, если скорость мышления больше связана с наследственными(генети-

ческими) задатками, то такие качества как критичность, самостоятельность и глубина, в существенной степени формируется в процессе обучения и воспитания.

Нарушения процессов мышления

1.Динамика мышления.

1.1. Ускорение мышления («скачка идей»)

Скачка идей (fuga idearum).

Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.

Образование большего количества ассоциаций, (по сравнению с нормой) и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать так называемую «пулемётную речь». От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.

1.2. Инертность мышления

Проявлениязаторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз).

Общая цель мыслительного процесса сохра-няется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно дляэпилепсии («первичное нарушение»), эпи-лептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

1.3. Непоследовательность суждений

Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не сни-жен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Че-редуют правильный и неправильный способ выполнения задания. При невы-раженной степени заболевания такая непоследовательность суждений под-дается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился.Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

8 стр., 3791 слов

Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм

... ассоциаций. См.: Тезисы докладов конференции "Проблемы патопсихологии". М., 1972. (Прим. Работа выполнена под руководством С.Я. Рубинштейн.) Нашей задачей в данной работе было исследование мышления больных ... Следовательно, как отмечает А.Р. Лурия, в процессе опосредованного запоминания человек заботится не о ... группы с легкостью воспринимали инструкцию, условность задания была доступна, они без труда ...

1.4. «Откликаемость»

У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неус-тойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умст-венных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выпо-лнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблём, так как если положить — утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведе-ние часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания.Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.

1.5. Соскальзывание

Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя её. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководство-ваться случайными, несущественными в данной ситуации признака

2. Искажение процесса обобщения

Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Нарушение процесса обобщения вызыва-ется тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отноше-ниями между предметами. Так, в задаче «четвёртый-лишний» больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными дере-вянными плоскостями.

24 стр., 11570 слов

Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных ...

... странное в методологическом отношении положение: утверждая, декларируя, что психические процессы, психическая деятельность формируются прижизненно, психолог направляет свои усилия на ... 1. Литературный обзор …………………………………………………7 Пути и методы исследования личности, больных с депрессивными расстройствами в патопсихологии ……....................................7 Экспериментально – психологическая ...

Резонёрство

Один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бес-плодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправлености мыслительного процесса.

Символическое мышление

Психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мыш-ления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совер-шенно не понятный другим, но имеющее для больного исключительное зна-чение.