Психофизиология познавательных психических процессов психофизиология мышления

7

Лекция 8

(Виды мышления. Патология мышления).

Основным познавательным психическим процессом является мышление — психический процесс отражения действительности.

Мышление —высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;

В психологии и нейропсихологии относят к одной из высших психических функций.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отра-жения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципи-ально различных психофизиологических механизмах:

— образования и непрерывного пополнения запаса понятий и представлений;

— вывода новых суждений и умозаключений.

Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Любая деятельность всегда целенаправлена и обязательно включает предвидение ее результатов. Планирование действий, предвидение и обобщение фактов на основе предшествующего опыта и знаний-в узком смысле и составляет мышление.

Важнейшей особенностью мышления является опосредованность отражения, то есть возможность выявлять, оценивать и понимать то, что непосредственно в данный момент на органы чувств не воздействует. То есть, если ощущения и восприятие представляют собой процесс отражения в структурах мозга предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, то мышление, используя эти низшие ступени познания, резервы памяти и практику, отражает действительность опосредованно, обобщенно.

Простейшим актом мышления является суждение, в котором отражаются

связи предметов и явлений (например: идет дождь, камень твердый и т. п.) Когда на основе нескольких суждений образуется новое, то в этом случае речь идет уже о более высоком уровне мышления — умозаключении.

Различают два основных способа умозаключения: индукцию и дедукцию.

Индукция — это умозаключение, формирующее на основе частных случа-

14 стр., 6545 слов

Выявление логического аспекта мышления на основе двух возрастных групп

... процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Таким образом – мышление это отражение таких свойств предмета, которые непосредственно ... количества. Так ребенок приходит к различению видимости и реальности в окружающем его мире. И тогда у него появляется более глубокое знание ...

ев общее суждение. Например, вначале устанавливается, что при нагревании и вода, и железо, и воздух расширяются. Затем делается вывод, что при нагревании все тела расширяются.

Дедукция — это обратный процесс, — от общего к частному. Например, зная, что при нагревании все тела расширяются, можно без каких-либо опытов уверено сказать, что и данное конкретное тело, например, железо, при нагре-вании расширяется.

Мышление слагается из отдельных умственных операций, то есть дей-ствий, отражаемых в психике. Выделяются следующие умственные опера-

ции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и конкретиза-

ция.

Анализ— это умственное расчленение предметов или явлений на отдель-ные элементы и выделение в них существенного, главного. Например, поня-тие «гроза» включает: пасмурную погоду, низкие тучи, ветер, гром, молнии, дождь. Существенным же ее проявлением является выпадение осадков, то есть дождь.

Синтез — это умственный процесс обратный анализу. Например «соеди-нив» информацию о наличии низких туч, громе, молниях, ветре и дожде, мы делаем умозаключение о грозе, то есть совершаем умственную операцию обобщения.

Существенной формой познавательных процессов является абстракция, то есть мысленное выделение признаков или свойств предметов и явлений, недо-ступных непосредственному наблюдению, например, электрического тока, радиации, бесконечности, совести и др.

В процессе мышления человек часто использует сравнение объектов и яв-лений, сопоставляя в них общее и отличное. Сравнение помогает анализу и синтезу установить сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами и особенностями. Благодаря сравнению человек классифицирует части познаваемой действительности по сходным признакам и свойствам.

Обобщение характеризуется тем, что человек отражает общность абстра-

гируемых признаков многих предметов или явлений. С помощью обобщения осуществляется классификация по наиболее общим и характерным признакам и свойствам. Обычно, это выражается такими обобщенными понятиями как самолет, пароход, паровоз и т. д.

12 стр., 5714 слов

Процесс разделения людей на социальные слои

... органы чувств 53. Социальная стратификация – это: процесс разделения людей на социальные слои 54. Основные признаки "субкультуры ... понятиями, суждениями, умозаключениями есть 1. абстрактное мышление 2. конкретнообразное мышление 3. ценностно-волевой уровень сознания 4. ... универсальное философское учение, которое является одновременно1. методом мышления 2. законом 3. принципом развития 4. уровнем ...

В процессе исторического развития и эволюции вначале возникло наг-лядно-действенное мышление, то есть мышление, связанное с непосредст-

венным восприятием и практическим осуществлением действий над пред-метами. Примером такого мышления является психическая деятельность

детей до 3-х летнего возраста, которые, образно говоря, мыслят «с помощю

рук". Но уже в дошкольном и младшем школьном возрасте складывается наглядно-образное мышление, когда для познания предмета уже нет необхо-димости в практическом взаимодействии с объектом познания. Например, ребенок школьного возраста уже может только с помощью умственного согласования частей механической игрушки сделать заключение о

причине ее неисправности.

В последующем на основе наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и функции речи развивается высшая форма психической деятель-

ности: абстрактно-логическое мышление, то есть мышление в форме отвле-

ченных понятий и суждений. Большинство тестов, используемых при про-фессиональном психологическом отборе, направлены на исследование имен-

но абстрактно-логического мышления. Это, вероятно, связано с тем, что чем более «новой» в эволюционном аспекте является функция, тем больше диапазон ее индивидуальных отличий у людей.

К важнейшим характеристикам мышления относится скорость (или

темп), точность, глубина, самостоятельность, критичность и гибкость. При этом, если скорость мышления больше связана с наследственными (генети-

ческими) задатками, то такие качества как критичность, самостоятельность и глубина, в существенной степени формируется в процессе обучения и воспитания.

Нарушения процессов мышления

1. Динамика мышления.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения Изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника посвящено значительное количе­ ... Пиаже, неизбежно вкладывает в вещи свои предрассудки, непосредственные суждения и даже восприятия. Объективный интеллект, ум, осознающий ... Пиаже, служит не только понятие или изолированное суждение, класс или отдельно усмотренное отношение, но ...

1.1. Ускорение мышления («скачка идей»)

Скачка идей (fuga idearum).

Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течёт и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.

Образование большего количества ассоциаций, (по сравнению с нормой) и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать так называемую «пулемётную речь». От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.)

В основе скачки идей — повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.

1.2. Инертность мышления

Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7−10 раз).

Общая цель мыслительного процесса сохра-няется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно дляэпилепсии («первичное нарушение»), эпи-лептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

8 стр., 3791 слов

Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм

... мышления больных шизофренией, в частности для ранней диагностики расстройства мышления. 2. Процесс ... - следствие разноплановости, расплывчатости ассоциаций. Полной противоположностью множественным и ... и продуктивным, отправляясь от обобщения фактического материала, выявить типологию ... больных также отмечалась обстоятельность выборов (5%). В тех случаях, когда имеет место обстоятельность, речь ...

1.3. Непоследовательность суждений

Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не сни-жен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Че-редуют правильный и неправильный способ выполнения задания. При невы-раженной степени заболевания такая непоследовательность суждений под-дается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

1.4. «Откликаемость»

У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неус-тойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умст-венных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выпо-лнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблём, так как если положить — утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имён близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведе-ние часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения.

Создаётся вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.

1.5. Соскальзывание

Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя её. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море).

21 стр., 10266 слов

Задания для выполнения

... .), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых ... необходимость. Трасакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого. Трансакция - единица общения, т. е. ... . Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также ...

Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководство-ваться случайными, несущественными в данной ситуации признака

2. Искажение процесса обобщения

Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Нарушение процесса обобщения вызыва-ется тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отноше-ниями между предметами. Так, в задаче «четвёртый-лишний» больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными дере-вянными плоскостями.

Резонёрство

Один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бес-плодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправлености мыслительного процесса.

Символическое мышление

Психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мыш-ления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совер-шенно не понятный другим, но имеющее для больного исключительное зна-чение.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector