Принципы и правила биоэтики

25.02.04 Лекция № 2

Выделяют 4 основных принципа:

1. Не навреди.

2. Делай благо.

3. Принцип справедливости.

4. Уважение автономии пациента.

Выделяют 3 правила:

а) правило конфиденциальности;

б) правило правдивости;

в) правило информированного согласия.

Принципы биоэтики

I. Не навреди (nonnocere)

Основные виды вреда, нанесенные врачом:

1. Вред от бездействия или неоказания помощи (124 ст. УК).

2. Вред от злого умысла. На первом месте стоят корыстные мотивы, то есть, экономический интерес. Около 20−30% операций совершаются без необходимости (в США).

Акад. Осипов проверял несколько клиник, где делают аборты, и оказалось, что примерно половину абортов делают небеременным женщинам.

3. Неквалифицированные действия, то есть, погрешность в работе.

4. Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения. В данном случае действует принцип адекватности, соразмерности и ожидаемого результата. Диагностический риск не должен превышать важности получаемой информации. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата.

Наиболее ярко встает проблема о болезни, возникшей после предыдущего лечения.

II. Делай благо (твори добро)

Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса.

Благо — максимально широкого содержания философская категория, охватывает все ценности человека. Парацельс: «Сила врача — в его сердце». С XVI в. вошло в практику использование суггестии (внушения).

Федор Гаас (русский врач): «Спешите делать добро». Лечил самых неудачных людей, заключенных.

До середины XX века абсолютным благом считались жизнь и здоровье пациента. Однако, в современной медицине:

1. Усложнились вопросы, решаемые врачом и пациентом.

2. Свое благо выбирает сам пациент. Он выбирает свое благополучие.

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

... данным ВОЗ, каждые 20 из 100 погибших в результате несчастного случая в мирное время могли быть спасены, ... объекта, спасательными отрядами и др.). Об-щим правилом при транспортировке пораженных на носилках является не сменяемость ... ЭМП). 2. СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. ...

III. Принцип справедливости

В 1994 году ВОЗ приняла очень важный документ: «Глобальная повестка дня для биоэтики»:

1. Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на адекватную медицинскую помощь.

2. Справедливость — важный принцип для политики здравоохранения.

3. Граждане имеют право принимать участие в разработке политики здравоохранения.

Справедливость — это соответствие должному, характеристика распределения между людьми благ, ответственности, невзгод, и т. д.

В истории философии: справедливость — природное право более сильного на лучшую участь. С развитием цивилизации справедливость обязательно в каких-либо вопросах должна касаться вопросов равенства.

В медицине конкурируют 2 основные идеи:

1. Идея рыночной справедливости.

2. Идея равного доступа к определенному минимуму медицинских благ.

Наиболее принятой концепцией является концепция американского ученого Ролза: в любом обществе справедливость может быть достигнута последовательным соблюдением трех принципов:

1. Принцип равной свободы каждой личности.

2. Принцип равных возможностей.

3. Принцип сглаживания различий.

Первые два принципа приводят к неравенству, а третий способствует сглаживанию этих резких различий.

В XX в. бурное развитие государственной медицины и обязательного медицинчкого страхования является основой для равного доступа граждан к определенного рода медицинчким благам. Европа провозгласила лозунг: «Равное здоровье для всех европейцев».

Россия занимает 185 место из 191 по уровню справедливости.

Уровни справедливости:

1. Макроуровень. Определяется, какую долю национального богатства государство тратит на здравоохранение. В России — около 3%, в Европе — 8−9%, в США — 13%.

6 стр., 2653 слов

Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма и антипатернализма

... Кафедра философских проблем медицины Реферат по теме: "Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма и антипатернализма" Подготовил студент 305 группы педиатрического факультета Аксенов ... внутренняя связь деонтологии с этикой, и это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, счастье ...

2. Определяется распределением медицинских благ по регионам страны.

3. Уровень деятельности конкретной клиники и конкретного врача.

Принципы справедливости:

а) по степени необходимости;

б) по очередности.

IV. Принцип уважения автономии пациента

Все основные вопросы своей медицинской судьбы пациент имеет право решать сам. Врач должен уважать его выбор. Но больной не может быть автономен по всем вопросам. В новой биоэтической модели от утверждения этого (решение пациента всегда хуже выбора врача) отказались.

Сегодня принцип автономии ограничивается в отношении лиц:

а) недееспособных (дети, подростки);

б) слабоумных;

в) лиц, находящихся в наркотическом состоянии или без сознания.

Автономия пациента не означает, что теперь он командует врачом. Врач вправе отказаться от тех представлений, которые не укладываются в понятие справедливости у врача.

Правила биоэтики

I. Правило конфиденциальности

Неразглашение информации посторонним, коллегам врача, не занятым лечением пациента, родственникам (по желанию пациента).

Если врачебная тайна нарушена, то виновный несет наказание. По закону, российский врач может нарушить правила:

1. При угрозе инфекционных заболеваний, массовых отравлений, поражений.

2. По юридическому следствию, по закону суда.

3. Информирование родителей и опекунов несовершеннолетних.

4. При подозрении о преступлении.

Но статьи о недоносительстве в кодексе нет. Врач сам принимает решении о доношении.

II. Правило правдивости

Право пациента на правдивую информацию. По закону, врач обязан предоставить эту информацию в деликатной форме.

Моральная ответственность врача проявляется именно в деликатности формы подачи информации. Совершенно ошибочно сообщать лишние подробности. Ошибка, когда врач делится своими опасениями, прогнозами.

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... Будда Просветлнный. Будда абсолютно не сомневался в продолжении жизни после смерти. Но он хотел найти возможность прервать бесконечную ... нужно с трезвым умом попытаться разобраться в вопросах жизни и смерти, используя богатейший опыт человечества, религиозные аспекты и ... которому в соответствии с законами материального мира после жизни наступает смерть, ничего здесь сделать нельзя, следует просто с ...

III. Правило информированного согласия

Оно регулирует обязательное согласие пациента на все диагностические, терапевтические, хирургические действия, связанные с риском.

Информированность включает в себя раскрытие врачом значения и смысла действия, его необходимости, ожидаемых результатов, возможных последствий, степени риска для здоровья, последствий в случае отказа от операции, возможных альтернативных вариантов лечения.

Модели взаимоотношения врача и пациента

Существует 4 модели врачевания в зависимости от ведущего нравственного принципа:

1. Модель Гиппократа — не навреди.

2. Модель Парацельса — делай благо.

3. Деонтологическая модель — исполняй свой долг.

4. Биоэтическая модель — уважение автономии пациента.

Конкретные отношения врача и пациента подлежат типизации в зависимости от характера нравственно-психологических отношений. Наиболее известна типизация Р. Вича (2 группы):

1. Патерналистские модели (отношение к пациенту как к «сыну»).

Вариантом является сакральная (священная) модель — отношения, где пациент смотрит на врача как на бога.

2. Непатерналистские модели:

а) технократическая (инструментальная): нравственно-психологические взаимоотношения сведены к минимуму, допустима при посещении узкого специалиста;

б) коллегиальная: пациент и врач почти как коллеги обсуждают вопросы пациента;

в) контрактная: ведущая модель для платной медицины; четкое следование контракту.

22.03.04 Лекция № 3

Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике Проблемы жизни и смерти в культуре и медицине

Жизнь и смерть — это важнейшие категории.

14 стр., 6805 слов

Смерть человека

... отечественной культуры в целом. В определенном смысле смерть не есть событие человеческой жизни (Wittgenstein, 1922). Смерть человека — это нечто неизведан­ное, окруженное мифами, грезами ... , страхами, неопределенностью и страданием. Динамика смерти — это не то, что можно вместить в рамки модели ...

Проблемы:

1. Смысл и ценность жизни и смерти.

2. Качество жизни.

3. Право на жизнь и на смерть.

4. Право на достойное умирание.

Критерии жизни и смерти. Возможно ли бессмертие и в каком смысле?

I. Архаичный человек (человек древности)

В Древней Индии существовал миф: смерти еще не было. Люди заполнили планету, жить стало негде. Тогда бог Брахман сотворил смерть — женщину с черными глазами, которая стала вычищать человечество.

В первобытном обществе смерть понималась как завершение жизни. Трагедия отсутствовала, так как ценность жизни не была значительной.

Далее стали хоронить с определенной утварью. У некоторых народов («холодных») была традиция каннибализма, то есть, поедание наиболее умного человека, чтобы ум оставался в племени.

В этот же период появляется древняя традиция, по которой умершие могли вернуться и отомстить обидчику. В результате этого покойников связывали.

В философии и медицине Древнего Востока жизнь и смерть были связаны с концепцией микро- и макрокосмоса. Микрокосмос — это человек, у которого душа — главное, а тело — оболочка. «Жизнь — это страдание, но оно будет вознаграждено». Отсюда у многих народов было пренебрежительное отношение к телу: сжигали, выбрасывали на съедение хищникам.

Изучая философию Востока, даже Гегель очень удивился. В Древнем Китае широко распространена была идея достижения бессмертия через слияние с природой. Идея особенно характерна для даосизма.

Конфуций первым поднял вопрос о самоценности каждого индивида.

В античной философии и медицине вначале распространялась идея о том, что жизнь дана человеку для радости и счастья, а смерть понималась как унылое продолжение жизни в царстве теней.

Наиболее ценной в Античности считалась жизнь молодых, здоровых и красивых людей. Отсюда было пренебрежение слабыми и стариками.

В этом же русле мыслили Платон и Сократ: «Если человек стал обузой обществу. Покончить с собой — это его долг». На этом фоне выделяются Пифагор и Аристотель. Они были противниками умерщвления тяжелобольных. Именно идеи Пифагора вошли в клятву Гиппократа.

5 стр., 2038 слов

Взгляды на смерть человека. Клиническая и биологическая сметь.

... характеристик как человека. Человек гибнет как целостная биосоциальная сущность. Смерть – это естественное состояние, которым завершается жизнь человека.   Взгляды на смерть человека. Клиническая и ... человека, возникает вопрос об эвтаназии. Свободен ли человек в своих действиях относительно своей смерти, особенно в случае неизлечимой болезни? Общество признало за человеком право на жизнь ...

В период эллинизма распространение получило учение Эпикура и стоиков. Главными философскими проблемами были: как избежать страха смерти и как достойно уйти из жизни.

И сейчас в медицине существует эпикурейская модель отношения к смерти: смерти бояться не надо, мы с ней никогда не встречаемся, а если не встречаемся, то зачем ее бояться?

Самым великим из стоиков был Сенека. Он считал смерть избавлением от невзгод и рекомендовал в ряде случаев прибегать к самоубийству. То есть, это был вариант эвтаназии, когда врач помог Сенеке уйти из жизни. И отсюда возникает понятие смерть как благо.

II. Средневековье

Идет пересмотр ценностей. Положительными ценностями начинают считать старость, страдание, бедность, болезнь. Звучит идея гуманности6 помогать ближнему, бедному.

Великие мыслители Августин и Фома Аквинский дегенерализировали (развенчали) самоубийство. Они объявили его презренной слабостью и трусостью, самым тяжким грехом, так как самоубийца не успеет даже покаяться (это важный с точки зрения Христианства акт).

Как представлялся финал переходной жизни?

Термин «малая эсхатология», то есть 40 дней, наступающих после физической смерти: 3 дня душа на земле, 3 дня душа знакомится с адом, 3 дня — с раем, и на 40- день Всевышний решает, где будет находиться душа. Эта идея напряженного финала распространена в Среднем Средневековье.

III. Эпоха Возрождения

Кардинально меняется представление о бытии. Утверждение о греховности уходит на второй план. Человек — это не тварь, а творение божье. Человек подобен Богу. В связи с этим болезнь перестала считаться благом. Так как ценность здоровья возрастает, то стала расти ценность врача и медицины. Представление о загробном существовании изменилось: человек полностью возродится на том свете.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Тонкий Мир. * Memento mori (лат.) – помни о смерти. Ужасно, когда человек всю жизнь отвращался от мысли о Тонком Мире и лишь накануне ... что непосредственно убедился в существовании жизни и сохранении сознания вне физического ... не просто верю в жизнь после смерти и вечность души; теперь я знаю, что буду жить после смерти». Человек уверен в том, ...

IV. Новое время

Получают оптимистические оценки жизни: Бэкон, Спиноза считали, что главное — это думать о достойной жизни в этом мире, а не о смерти.

Блез Паскаль считал, что «человек должен постоянно думать о смерти, каждый день и час формировать в себе уныние и тоску». Вольтер очень критиковал его: «Страх смерти — это неразумное чувство».

V.XIX-xXвв.

Проблема жизни и смерти изучается всесторонне. Разворачивается диалог между фрейдизмом (З. Фрейд) и неофрейдизмом (Э. Фромм).

Зигмунд Фрейд выделил 2 типа:

1. Инстинкт смерти (Танатос).

2. Эрос.

Танатос может быть направлен на себя (мазохизм) или на других (садизм).

Фрейд считал, что это нормально.

Фромм ему возражал: «Страх смерти всегда есть, но стремление к разрушению себя и других — это результат неполноценной жизни. Нормальный импульс у нормально развивающегося человека — это любовь к жизни — биофилия, а некрофилия — это проявление социальной ущербности, неспособности к творчеству». Он в качестве примера приводил А. Гитлера (некрофила).

Медицина взяла позицию Э. Фромма.

Л.Н. Толстой также занимался проблемами жизни и смерти. Эгоизм, изолированность от людей обостряют страх смерти. Люди общительные находят жизнь как благо. Л.Н. Толстой был не согласен с А. Шопенгауэром, который считал, что «Жизнь человека — это трагедия, и особенно трагичен ее финал». «Человеку удается подняться над жизнью и убедиться, что смерть — это смысл жизни».

Особое значение имели труды Франкла, врача, философа. Он считал, что конечность жизни придает человеческому существованию смысл. И смысл может быть в любом участке жизни, даже в самом процессе умирания. Виктор Франкл утверждал, что «никто не имеет права ускорять смерть и лишать человека жизни».

Философия оптимизма И.И. Мечникова. Он был атеистом. Смысл его философии: победить страх может и сама жизнь через ортобиоз — состояние человека до деятельной старости, которая в финале приведет к чувству насыщения жизнью, и возникнет естественное желание умереть, как заснуть.

Идея бессмертия, которая волновала человечество, получила отражение в русском космизме, представителем которого был Федоров. Он считал, что с помощью науки человек решит рад задач:

а) обустроит планету;

б) превратит планету в корабль, чтобы искать место для дальнейшего заселения;

в) победит смерть;

г) воскресит всех умерших.

Таким образом, медицина выбрала биофилию для своих устремлений и дел.

Жизнь и смерть как биофилософская проблема

Человек — биосоциальное существо. Поэтому проблема жизни и смерти многоаспектна. Выделяют 2 понятия в отношении смерти: «физика» и «метафизика».

Физика — биологический аспект, а метафизика — философский аспект, включающий этические, культурные, правовые вопросы. На всех этапах физика и метафизика всегда дополняли друг друга.

Критерии — это: остановка дыхания и сердцебиения. Однако в прошлые века существовало много ошибок, и многих людей хоронили заживо. Т.о., в XIXв. возникла боязнь быть захороненным заживо (особенно во Франции).

Т.о., нужно было искать более достоверные критерии. В XXв. возникла реаниматология. Первым был академик Неговский (1961 г.), который и ввел это понятие. И он выделил 5 фаз стадии умирания:

1. Преагония.

2. Терминальная пауза.

3. Агония.

4. Клиническая смерть.

5. Биологическая смерть.

Самым сложным является состояние клинической смерти, в которую человека можно реанимировать. Технические возможности современной медицины позволяют поддерживать состояние жизни в коме до 10 лет и более.

Степень поражения организма может быть разной. Самым достоверным критерием является смерть мозга (как коры, так и ствола).

И в 1968 году это критерий разработали американские ученые. Иногда гибнет только кора (неокортексовая смерть — смерть разума, смерть личности).

Человек при этом биологически жив («живой труп»).

Данный критерий был утвержден Сиднейской Декларацией в 1968 году и позже подтвержден Венецианской декларацией.

05.04.04 Лекция № 4

Эвтаназия. Право на жизнь и право на достойное умирание

Эвтаназия (греч. «хорошая, благая смерть») — намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.

Термин введен Фрэнсисом Бэконом. Он понимал эвтаназию как облегчение мук больного. Но не умирание. Принято различать следующие формы эвтаназии:

I. По активности использования средств:

1. Активная — «метод наполненного шприца», то есть, дача лекарственных средств больному медицинским работником.

2. Пассивная — «метод отложенного шприца», то есть, либо отказ от лечения, либо прекращение лечения, которое поддерживало жизнь.

II. По основанию:

1. Добровольное — по просьбе больного.

2. Недобровольное — просьба не выражается самим больным. Очень опасно, это принудительная эвтаназия.

В основном, спор идет в отношении активной добровольной эвтаназии. Дистаназия — это поддержание жизни безнадежного больного. Ортотаназия — прекращение мероприятий по подержанию жизни.

Развитие проблемы состояло в жесткой (стоики) и умеренно жесткой (Цельс) позиции, то есть, врач не протягивает руку умирающему больному.

Средневековье «поставило крест» на самоубийстве.

В эпоху Возрождения считали, что таких людей надо «сжигать». Томас Мор считал: «Когда человек доходит до терминального состояния, то власть и священники предлагают уйти из жизни, но если человек отказывается, врач продолжает его лечение».

Прогрессивные юристы по отношению к этой проблеме пытались вести наработки. Кони, санкт-петербургский юрист, разрешал эвтаназию:

1. Сознательная настойчивая просьба.

2. Невозможность облегчить состояние.

3. Единогласное решение врачей.

4. Одобрение прокуратуры.

Большинство врачей считали, что это не дело медицины — решать проблему эвтаназии. В Советской России на несколько месяцев вводили эвтаназию, но вскоре быстро отменили.

В 1935 г. в Лондоне возникло общество по одобрению и пропаганде эвтаназии.

В фашистской Германии активную принудительную эвтаназию по отношению к психическим больным, калекам… с целью очищения нации.

Причины отказа от эвтаназии:

1. Настроение населения.

2. Увеличение числа хронических больных, калек, жизнь которых поддерживается с помощью медицинских средств.

Сторонники эвтаназии утверждают:

1. Невыносимые страдания больных, а врач как бы выполняет свой долг.

2. Автономия личности.

3. Уход за безнадежными — это тяжелая моральная и физическая нагрузка.

4. Огромная трата средств, особенно где развита медицина.

5. Понижение качества жизни (страдает достоинство человека).

6. В условиях частной медицины поддержание жизни больного становится выкачиванием денег из семьи.

Аргументы против:

1. Все религии против; атеисты также отвергают, говоря о бесценности жизни. Таким образом, легализация эвтаназии подорвет моральный облик общества.

2. Противоречит самой сущности медицины.

3. Диагноз и прогноз могут быть ошибочными.

4. Понятие «безнадежности» больного слишком расплывчато.

5. Возможность злоупотреблений при разрешении эвтаназии.

6. Просьба больного об эвтаназии может быть временной, сиюминутной. В случае сообщения смертельного диагноза для пациента характерно:

1. Не может быть!

2. Почему я?

3. Фаза ужаса.

4. Фаза депрессии.

5. Смирение, успокоение.

В фазы ужаса и депрессии чаще всего просят об эвтаназии.

7. Эвтаназия окажет деморализирующее действие на медицинский персонал.

8. Разрешение эвтаназии станет определенным тормозом в разработке эффективных средств для работы с безнадежными.

Отдельные случаи: З. Фрейд попросил врача ввести смертельное средство; хирург Барнард запретил выводить из-под наркоза и лечить свою 97-летнюю мать после третьего инсульта; С.Г. Юдин не вывел из-под наркоза профессора Дитриха по просьбе жены.

В данный момент пассивная эвтаназия разрешена во многих странах (то есть, прекращение лечения по желанию пациента).

В 70-х гг. в США принят закон «О праве человека на смерть», то есть, прижизненное завещание о прекращении жизни в указанных людьми случаях.

Первым государством, узаконившим активную эвтаназию, стали Нидерланды, где она ведется несколько лет. В результате этого так ушло из жизни более 20 тысяч человек.

На несколько месяцев эвтаназия вводилась на севере Австралии, и до сих пор там существует движение активных сторонников эвтаназии, раздающих «смертельный набор» (пакет, резинка и снотворное").

В штате Орегон разрешена активная эвтаназия. В Бельгии и Дании некоторое время была разрешена эвтаназия. Во всех остальных странах активная эвтаназия запрещена.

Наиболее удачным решением проблемы безнадежного больного считают постановку вопроса о праве на достойное умирание. Для этого специально создают хосписы. Например, в США 80 млрд. долларов тратится на проблему снятия боли.

В России около 30 хосписов. Первый хоспис был открыт в Санкт-Петербурге.

Этические правовые аспекты трансплантологии органов и тканей

Научная трансплантология стала развиваться в XIXвеке. Достигли результатов Россия, Италия, Германия. Наиболее выдающимся в России был Н.И. Пирогов (аутопластика).

IIэтап начинается вXXвеке. На этом этапе появляются 3 варианта:

1. Гомотрансплантация — трансплантация от живого донора.

2. Аллотрансплантация — от умершего человека.

3. Ксенотрансплантация — чужеродные, то есть, от животных и искусственно созданных трансплантантов.

С 50-х гг. XXвека — в США пересадка почки от трупа и от донора. В России акад. Петровский разрабатывал проблемы пересадки почки.

3 декабря 1967 года Кр. Барнард впервые пересадил сердце, и человек прожил 2 недели. 1968 год вошел в историю как год трансплантационной эйфории, то есть, мировая проблема пересадки сердца.

Теперь пересаживают целые комплексы органов, но длительность выживания небольшая.

Проблемы в области трансплантации:

1. Обоснованность риска.

2. Соотношение интересов больного с интересами врача и медицины.

3. Проблема коммерционализации и криминализации.

Гомотрансплантация.

Нарушается принцип «Не навреди». Но его компенсирует автономия донора, право на добровольную жертву. В большинстве стран действует ряд правил:

1. Пересаживать только от близких доноров.

2. Непарный орган не пересаживается.

3. Не берут от детей и психически неполноценных.

4. Запрет продажи органов.

Однако на Мюнхенском конгрессе была одобрена проблема пересадки органа за деньги в Ираке. Но существует ограничение — только своим согражданам.

Трансплантационный туризм развился в результате отсутствия проработанных правил в данных странах.

Аллотрансплантация.

Самый важный момент — точное определение смерти.

1. Операции должны проводиться в специализированных медицинских учреждениях.

2. Забор органов: раньше в России существовал рутинный забор (то есть, труп — достояние государства).

Но в России с 1992 года введен другой принцип забора органов — «презумпция согласия»:

а) не возражают родственники;

б) прижизненное завещание.

Существует также «презумпция несогласия» — разрешение обязательно должно быть испрошено.

3. Проблема распространения органов между реципиентами — по принципу справедливости:

а) степень совместимости тканей;

б) экстренность ситуации;

в) справедливость очереди.

Ксенотрансплантация. Проблемы:

1. Совместимости.

2. Создания искусственных органов.

Проблемы, возникающие при трансплантации — нравственно-этические. На данный момент почти отсутствуют.

12.04.04. Лекция № 5

Этические и юридические аспекты биомедицинского исследования

Большую часть информации медицина получает из клинической практики. Например, в клинику поступил пациент с опухолью лобной доли головного мозга. Он был прооперирован, сохранил интеллект, но утратил все моральные устои.

Искусственный биомедицинский эксперимент — целенаправленное допрашивание. Сам эксперимент ставит вопросы об этических и юридических аспектах проведения эксперимента.

История развития эксперимента

Опирались на:

1. Ценность жизни индивида.

2. Соотношение ценности жизни индивида с обществом и наукой.

Великие эмпирики Эразистрат и Герофил считали: «Все знания должны быть получены в опыте». Ставились опыты на животных.

Самым выдающимся экспериментатором был Гален, ставивший опыты на свиньях и обезьянах, которых называл «смешными копиями человека». Он изучал медицину на раненых гладиаторах, казненных, людях, которых бросали на съедение зверям.

Средние Века мало дали в области эксперимента, так как религиозные убеждения запрещали это.

В эпоху возрождения вновь обращаются к опыту и эксперименту: Везалий, Сервет, Гарвей, Парацельс. Опыты на людях проводились периодически, но на тех, кого считали наименее ценными. Например, в XVIвеке король ГенрихIIповредил глаз. Врачи нанесли такую же травму некоторым заключенным и стали исследовать на них средства для лечения.

Другой пример — принуждение заключенных под страхом смерти к исследованию по оспопрививанию.

Клод Бернар, исследователь XVIIIвека, провозгласил экспериментальное будущее в медицине. Он говорил: «Наука должна уважать человеческую жизнь». Был сторонником экспериментов на животных, а на людях — категорически против.

Боткин утверждал, что на людях экспериментировать нельзя, так как «уровень знаний не позволяет оценить риск».

Резко против экспериментов выступали врач-моралист Вересаев. Он возмущался по поводу случая, когда с целью эксперимента врачи заражали сифилисом больных.

И.И. Мечников, Николай Гамалея, Даниил Заболотный, Самойлович много эксперимен­тировали на себе. По числу проведенных на себе опытов на первом месте стоит Ян Пуркинье.

Немецкий врач Форсман первым провел на себе сложный опыт, ведя катетер в полость сердца.

В XXвеке развернулись принудительные эксперименты на людях. В СССР существовала тайная лаборатория, называемая «камерой», где разрабатывались яды, убивающие без следа. Велась разработка наркотиков, которые «развязывали язык».

Эксперименты часто проводились на приговоренных к смертной казни. Особенно прославился в этом отношении И.И. Иванов. Он пытался проводить работы по скрещиванию человека с обезьяной. Для определенного количества материала он приехал в Новую Гвинею. Но там добровольцев среди женщин он не нашел.

Настоящей трагедией были опыты, проводимые во время IIмировой войны, особенно в Германии и Японии. Вопросы ставились даже о чистоте эксперимента (не ставили опыты на цыганах).

На Нюрнбергском процессе помимо приговора был сформулирован Нюрнбергский кодекс. Главная идея этого кодекса — признание блага отдельного человека над интересами науки и общества. Положения Нюрнбергского кодекса стали базовой моделью для последующих редакций.

Главный смысл опыта на людях — это добровольное согласие деятельного субъекта, сознающего сущность и риск данного эксперимента. На базе этого подхода сложилось правило информированного согласия.

Условия:

1. Минимизация риска и страданий испытуемого.

2. Гарантия квалификации экспериментатора.

3. Право на отказ от эксперимента на любом из этапов.

Но в 60-е годы появились публикации с доказательствами о различных бесчеловечных опытах на людях. Появились сведения о проведении опытов на солдатах. Это потребовало возвращения к Нюрнбергскому кодексу и создания Ассамблеи:

1964 год — Хельсинская декларация;

1965 год — Танийская декларация.

1983 год — Хельсинская декларация.

Нововведения данных Деклараций:

1. Все эксперименты разделены на 2 группы:

а. Клинические (терапевтические): данные эксперименты проводились в интересах больного.

б. Неклинические (нетерапевтические) — в интересах науки. Здесь испытуемые — добровольцы, выступающие в качестве средства для помощи другим людям. Испытуемые являются здоровыми людьми.

2. Нравственное требование: отсутствие личной зависимости испытуемого от испытателя. Нежелательно использовать добровольцев среди военнослужащих, студентов и заключенных. Например, Касаткин с помощью студентов написал монографию «Теория сна».

3. Недееспособные могут участвовать в экспериментах с согласия опекунов. Но испытания — только терапевтические.

4. Все исследования должны иметь научную обоснованность и вытекать из экспериментов на животных. Гарантия точности результатов и их публикация.

5. Гарантия этической чистоты: цели и методы должны быть изложены в специальном протоколе и одобрены этическим комитетом. А также — отказ от проведения исследований не должен повлиять на ухудшение отношений врач — пациент.

Эксперименты на животных

Христианство и Ислам «высокой стеной» отделили животное от человека. Люди сердобольные осознавали неприемлемость данных экспериментов.

Неприемлемость заключается в том, что:

1. Животное мучается.

2. Неблагоприятные последствия для моральных свойств экспериментатора.

3. Страдают окружающие — наблюдатели.

Организованная борьба против эксперимента над животными развернулась в XIXвеке в Великобритании.

После Вирхова нападки выдерживал И.П. Павлов, особенно со стороны Б. Шоу. В 1935 году И.П. Павлов открыл памятник собаке.

В последние годы защитники животных (био- и патоцентристы) стали особенно агрессивны: поджигали лаборатории, выпускали животных, нападали на ученых. В 1985, а затем в 1989 г. в связи с этой ситуацией были выработаны Правила по проведению экспериментов на животных:

1. Исследование животных необходимо для дальнейшего развития медицины.

2. Эксперименты на животных предваряют эксперименты на людях.

3. Бережное отношение к животным.

4. Если возможно, заменять эксперименты на животных компьютерным моделированием.

5. Использовать минимальное количество животных.

6. Минимизация боли животных, эвтаназия обреченных.

7. Вся медицинская общественность должна противостоять любым попыткам совершать нападки на экспериментаторов.

19.04.04. Лекция № 6

Этические проблемы генных технологий

Возникли генная диагностика, терапия и прогностика. Воздействие на генетический материал возможно на двух уровнях: соматический и эмбриональный. Соматический уровень изменяет индивида, а при эмбриональном уровне воздействие скажется на последующих поколениях.

Перед учеными встали проблемы этического содержания:

1. Имеет ли право человек стать соавтором биологической революции?

2. Должны ли люди знать свою генетическую судьбу?

3. Возможна ли евгеника и в каких формах?

4. Допустимо ли генетическое управление человеком и чертами его личности?

5. Идет ли генетическая деградация человека?

6. Обязательно ли генетическое тестирование при вступлении в брак, при беременности?

Специфика проблем генетического исследования:

1. Широкая нуждаемость в медико-генетической помощи.

2. Вовлеченность в проблему индивида большого количества людей, родственников.

3. Возможность раннего, еще до рождения, долгосрочного прогнозирования.

4. Высокая социальная личностная значимость генетической информации. Не все желают знать свою генетическую судьбу.

5. Возможные катастрофические последствия в случае неудачных экспериментов с генами. Поль Берг первым предложил мораторий на исследование генов.

6. Высокая стоимость диагностики лечения.

7. Необычайная сложность ситуации.

Мифы генетики

1. Миф о полной однозначной идентичности генов и интеллектуальных и психологических характеристик данной личности.

Создает мировоззрение фатализма.

Личность человека — это результат сложных взаимодействий как биологических, так и социальных процессов.

Поэтому правильно говорить о предрасположенности к каким-либо характеристикам. Например, хорошо это видно на близнецовом методе.

На генном уровне определяется эгоизм, альтруизм.

Классификация 7R «говорит», что самыми мирными являются бушмены, а самыми агрессивными — племена северных стран.

2. Миф о виновности лиц с наследственными заболеваниями

Например, носители кариотипа 47XYY- более агрессивны.

3. Миф об абсолютной зловредности или, наоборот, об абсолютной праведности — евгенике.

Евгенику ввел Фрэнсис Гальтон, подразумевая по ней социальные методы исправления и улучшения качеств будущих поколений, как физических, так и интеллектуальных.

Виды евгеники:

1. Негативная — меры по неразмножению неудачных индивидов.

2. Позитивная — размножение наиболее удачных индивидов.

«Соблазн на генетическом уровне» — интуитивная генетическая ориентация человека. То есть, человек по внешним данным чувствует тягу к данном индивиду. Часто это бывает противоположно собственным данным, то есть, генетики объясняют это тем, что нужно для лучших данных в генетике потомства.

Законы евгеники.

В 1907 г. — Iзакон в США «О принудительной стерилизации», решающийся с помощью специальной комиссии. Но данная политика затронула и Германию в период фашизма. В 1933 году там принимается закон «О защите потомства от генетических заболеваний». И более 350 тысяч человек подверглось генетической стерилизации. Также требовалось разрешение генетической комиссии на брак.

Кроме негативной евгеники, в германии проводилась и позитивная евгеника. В «отставшие» регионы были направлены крепкие молодые солдаты для выведения хорошего рода. Евгеника не была государственной, к ней всегда относились настороженно.

Наши ведущие генетики — Кольцов, Серебров — признавали евгенику в положительном смысле.

На данный момент в Сингапуре действует евгеника по экономическому плану: малообеспеченной женщине предлагают стерилизацию за какое-либо вознаграждение (например, квартиру).

В Перу в период правления диктатора Фухимори проводилась евгеническая политика для борьбы с бедностью. За 4−5 лет было стерилизовано более 420 тысяч женщин.

Какова точка зрения международных этических организаций? Ее выразил ученый Эллинс: «Единственное принуждение, которое мы можем применить к евгенике, это принуждение внутри самого человека».

Этические правовые вопросы медицинской генетики представлены следующими документами:

  • Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА) — 1987−1992 гг.
  • Конвенция Совета Европы «О правах человека в биомедицине».
  • «Декларация о геноме человека» (1997), принятая ЮНЕСКО.

Основные положения данных медицинских документов:

1. Медико-генетическая помощь должна быть правом каждого человека.

2. Наличие свободной воли и выбора за каждым индивидом.

3. Обязательное соблюдение конфиденциальности.

4. Запрет на использование генетической информации для понижения каких-либо прав личности.

ВМА в 1992 г. делает одну оговорку, когда может быть нарушена конфиденциальность: если родственникам пробанда угрожает серьезность какого-либо заболевания.

Оговорка относительно самого специалиста: врач по личным убеждениям может отказаться от генетического консультирования, но должен направить к другому врачу.

Вопросы, касающиеся «Конвенции Совета Европы»:

  • ст. 12 — «генетическое тестирование только в терапевтических интересах»;
  • ст. 18 — запрет создания эмбрионов человека в исследовательских целях. Запрет выбора пола будущего ребенка на основе будущей диагностики, за исключением заболеваний, связанных с полом.
  • ст. 21 — «само тело человека, его части не должны рассматриваться и служить интересам финансовой выгоды».

В 1997 году принят дополнительный протокол Конвенции, запрещающий клонирование идентичных какому-либо существу или мертвым.

Биоэтические проблемы прокреации

Прокреация — рождение, воспроизведение потомства. Например, богини любви являлись и богинями плодородия.

Мировые религии, ислам и христианство, обозначили четкие правила отношения полов и прокреации. Однако, развитие светского общества пошло по пути либерализации:

а) легализация нетрадиционных семей;

б) вопросы НРТ;

в) вопросы планирования семьи;

г) проблемы аборта, контрацепции;

д) проблема стерилизации.

Новые репродуктивные технологии (нрт)

Основными НРТ являются:

1. Искусственная инсеминация.

2. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона (ПЭ).

3. Суррогатное материнство.

Потребность в НРТ очень высока. Для России это является проблемой. Число бесплодных пар достигло 20%. С точки зрения ВОЗ, если в нации 15% бесплодных браков, это угроза для нации.

История оплодотворения.

В конце XVIII века оплодотворение произведено на собаках. С серединыXIXвека метод используют в животноводстве. С концаXIXвека метод внедряется в медицину. Идея оплодотворения в пробирке принадлежит Иванову.

В 1978 году в Англии рождается первый пробирочный ребенок — Луиза Браун. В России это событие произошло через 8 лет в 1986 году.

1987 г. — в Мадриде принята Декларация, где приняты все 3 вида НРТ.

В России в 1993 году принимается 35 статья, гласящая: «каждая совершеннолетняя женщина имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона».

Проблемы искусственной инсеминации.

I. Оплодотворение половыми клетками мужа (в пределах семьи).

II. Оплодотворение половыми клетками донора.

Вопросы:

1. Кто донор? Гарантия здоровья донора.

2. Проблема конфиденциальности и анонимности.

3. Должен ли ребенок знать об этом?

4. Возможны последующие родственные браки.

Проблемы ЭКО и ПЭ.

1. Нарушение таинства союза.

2. Заготовка большого количества эмбрионов.

3. Стоимость процедуры.

Проблемы суррогатного материнства.

Либо искусственная инсеминация, либо ЭКО и ПЭ. Вынашивает ребенка другая женщина.

1. Этика суррогатной матери (вынашивание чужого ребенка как своего).

2. Никаких претензий на ребенка после.

В России этот вопрос в законодательстве не проработан.

26.04.04. Лекция № 7

Спид — морально-этические и правовые вопросы

За 30 лет СПИД стал пандемией, представляющей опасность для человечества. На данном этапе инфицировано около 40 миллионов человек.

Академик Покровский по данным на апрель 2004 года показал, что в России 280 тысяч ВИЧ-инфицированных, а через 2 года будет 380 тысяч. Наиболее распространен ВИЧ в Московской, Ленинградской, Калининградской, Тюменской и Самарской областях.

В Санкт-Петербурге проверяли работниц коммерческого секса, и оказалось, что каждая пятая ВИЧ-инфицирована. Например, в Африке поражена треть населения.

СПИД связывают с суммарным действием следующих заболеваний: сифилиса, вирусного гепатита, туберкулеза, онкозаболеваний.

Лечение СПИДа — очень дорогостоящая процедура. Экономический аспект в случае заболевания: в США тратят около 30 000 долларов, и человек живет 30 месяцев, а в Африке выделяют 300 долларов на лечение, и человек живет 6 месяцев.

В мире разработано 20 препаратов, но они очень дорогостоящие. Лечение одним препаратом неэффективно, лучше использовать 2−3 препарата.

Проблемы:

1. Проблема СПИДофобии.

2. Проблема прав заболевшего человека.

3. Проблема государственной политики.

Распространение СПИДа вызвало СПИДофобию. Таким образом, резко возросло негативное отношение к ВИЧ-инфицированным.

Как правило, в обществе болеют аутсайдеры (наркоманы, люди с неустойчивым поведением).

Считалось, что природа, «кара небесная» наказывает таких людей. Поначалу врачи отказывались от лечения ВИЧ-инфицированных. Государство платило надбавки за вредность, но это вызвало еще больший страх.

Со временем ситуация несколько смягчилась, больных стало больше, отношение к ним смягчилось. Оказалось, что многие заразившиеся пострадали по вине врачей, в результате переливания крови. В 1988 году по вине врачей в Элисте 268 человек, в основном дети, были заражены ВИЧ-инфекцией.

ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом представляют опасность для врачей. Эти люди становятся носителями и других щаболеваний. На первых местах стоят стоматологи, хирурги и акушеры-гинекологи.

Ученые подсчитали реальный процент заражения хирургов во время операции: в результате случайного укола заражается 1% хирургов.

Риск пациента заразиться от врача значительно выше, причем формального запрета выбора врача на любую профессию нет. Так, например, в Канаде от СПИДа неожиданно умерла женщина-хирург, оперировавшая детей. Сейчас разыскивают детей, которых она оперировала.

Встают этические вопросы о спасении больных СПИДом в терминальной стадии смерти. Стоит ли их спасать?

На данный момент встают вопросы беременных ВИЧ-инфицированных женщин. Если не применять никаких мер, то одна из трех женщин родит больного ребенка. При принятии соответствующих мер меньше чем одна из трех родит больного ребенка. В некоторых странах эти цифры уменьшаются. Встают вопросы о воспитании таких детей, так как через несколько лет ребенок останется сиротой.

Проблемы тестирования на ВИЧ-инфекцию. Раньше тестировали всех людей и выявили 80% больных. Но по сегодняшнему закону это запрещено. Тем не менее, обязательно проверяют кровь доноров, медицинских работников при поступлении на работу. У нас в стране проводят диагностику заключенных, военнослужащих и эмигрантов. Расширение списка происходит по решению правительства.

При обнаружении ВИЧ-инфицированного необходимо сделать:

1. Поставить человека в известность о мерах предосторожности.

2. Есди до 18 лет, то приглашают родителей.

3. Предупреждают о гарантиях и правах пациента.

4. Соблюдение конфиденциальности.

5. Предупреждают о мерах ответственности: статья 122 — заведомое поставление в опасность (до 1 года); заражение знавших об этом (до 5 лет); неосторожное заражение при исполнении профессиональных обязанностей (до 5 лет; до 3-х лет — лишение права профессиональной деятельности).

Крупнейшей деонтологической ошибкой является поспешное оповещение о ВИЧ-инфекции. Как правило, необходимо провести тестирование второй раз.

Так, например, произошел случай, в результате которого, как оказалось, врач поспешно сообщил пациенту диагноз — СПИД. Придя домой, пациент со своей женой покончили жизнь самоубийством. В дальнейшем при повторном взятии крови оказалось, что данный диагноз был ошибочным.

Экологическая проблема и биоэтика

Экология (термин ввел Геккель) — раздел биологии, изучающий процесс взаимодействия живых существ и окружающей среды.

Экология — научная комплексная дисциплина, изучающая взаимоотношение окружающей среды и общества. Зависимость человека от природы всегда осознавалась в обществе. Рациональные проблемы существовали и раньше, но в глобальном варианте экологическая проблема встала в новейшее время. Эта фаза закончится экологической катастрофой.

Эта проблема отнесена к разделу глобальный проблем. Главной причиной экологической проблемы является возросшая техническая прогрессия человечества. Вся техномасса, созданная человеком, составляет 1014тонн, а органическая масса — 1012тонн.

По данным ВОЗ, 80% заболеваний связаны с экологическим неблагополучием. Было подсчитано, что «несущая емкость биосферы» превышена в 10 раз. По отношению к природе сформировались 2 крайние позиции:

1. Руссоизм и неоруссоизм, то есть, движение назад к природе. Это учение запретительное, следовательно, оно утопическое, т.к. уже невозможно остановить технический прогресс.

2. Технократизм, то есть, безудержный оптимизм, развитие техники, а возникающие проблемы решаются по ходу развития.

3. Экономически обоснованное научно-техническое развитие (НТР).

В рамках экологической этики выработан экологический императив, то есть, человек может взять от природы ровно столько, сколько она может ему дать без ущерба собственного существования.

Принципы, главные биоэтические конфликты:

1. Делай благо, то есть, производи, созидай. Ему противостоит «не навреди».

2. Уважение автономии субъекта (производителя).

Он также сталкивался с принципом «не навреди». В условиях экологической проблемы принцип «не навреди» становится приоритетным.

3. Принцип справедливости. Им охватывается:

а) справедливость отношения данного поколения к будущему; здесь характерна «концепция устойчивого развития», то есть, быть таким, чтобы сохранилась возможность выживания для будущих поколений;

б) равная ответственность за экологию всех стран и народов.

В 1997 году в Киото подписано «Киотское соглашение», по которому каждая страна должна была ограничить выброс вредных веществ в атмосферу.

Правила решения проблем: правило правдивости и информированного согласия, то есть, население имеет право знать экологическую ситуацию в районе проживания и получить компенсацию.

Остро обсуждается проблема сохранения всего живого во всем разнообразии. Ведут полемику 2 позиции:

1. Биоцентризм — все живое имеет право на жизнь. Следуют Альберту Швейцеру: «Этика благоговения перед жизнью».

2. Антропоцентризм — вершиной природы является и человек. На первом месте стоит существование и благополучие человека.

С философской точки зрения, человечество надеется на создание ноосферы. Проблему разрабатывал Вернадский. Таким образом, решается проблема коэволюции человека и природы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector