Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИСТИТУТ

Факультет социальных коммуникаций

Кафедра социологии

Курсовая работа

Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

Выполнила: Жилкина И.И.

Студентка IV курса группы СЦ-41

Научный руководитель: Яковлева Т.Н.

Кандидат педагогических наук, доцент

Астрахань 2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Феномен «раннего материнства» как актуальная проблема современной молодежи

1.1 Социологический анализ актуальных проблем современной молодежи

1.2 Феномен «раннего материнства» как проблема современной российской молодежи

Глава 2. Отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства» на примере социологического исследования, проводимого в г.Астрахани

2.1 Особенности применения метода опроса в социологии

2.2 Использование метода социологического опроса для изучения проблемы «раннего материнства»

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

молодежь ранний материнство

Актуальность. Во всем времена осознание проблем молодежи и поиск путей их решения были важнейшими задачами общества, ведь, как известно, молодые люди — это огромный потенциал, от которого зависит дальнейшее развитие, как отдельного государства, так и всего общества в целом.

К сожалению, с течением времени проблем в молодежной среде не становится меньше, наоборот, их число лишь увеличивается. Среди проблем затронувших современную молодежь можно перечислить наркоманию, многочисленные венерические заболевания, высокий уровень молодежной смертности, проблему самоопределения и поиска себя в жизни, проблему безопасности и многие другие. Отдельного внимания заслуживает проблема недостаточного уровня полового воспитания подрастающего поколения, что в конечном итоге приводит к тенденции увеличения числа рождений девушками, не достигшими совершеннолетнего возраста. Эта проблема в научной литературе получила название проблемы «раннего материнства». Именно о ней пойдет речь в данной работе.

11 стр., 5305 слов

Педагогические приемы в профилактике раннего материнства

... методики преподавания. [9] 2.2. Социально-педагогическая профилактика раннего материнства Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая ... брака[1]. Таким образом, раннее материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается ... с вечерней формой обучения, в школе рабочей молодежи. Если работать, то где, так как без ...

В научной литературе проблема «раннего материнства» освещается в работах Баженовой О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И., Копыл О.А., Овчаровой Р.В., Филиповой Г.Г. Следует отметить, что большинство указанных работ рассматривают описываемое явления только с медицинской или психологической точки зрения. В данной курсовой работе сделана попытка рассмотреть этот феномен с позиции социологии, т.е. проанализировать социальные предпосылки его возникновения, факторы, влияющие на его распространение и отношение самих молодых людей к данной проблеме.

Объектом исследования в курсовой работе выступает проблема «раннего материнства».

Предметом — отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства».

Цель курсовой работы — изучить отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства».

Данная цель достигается посредством решения ряда задач:

1. Проанализировать актуальные проблемы современной молодежи.

2. Рассмотреть феномен «раннего материнства» как проблему современной российской молодежи.

3. Изучить особенности применения метода опроса в социологии.

4. Проанализировать результаты, полученные в ходе практического применения метода социологического опроса для изучения проблемы «раннего материнства».

Глава 1. Феномен «раннего материнства» как актуальная проблема современной молодежи

1.1 Социологический анализ актуальных проблем современной молодежи

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М: Academia. — 2008. — C. 267—269

4 стр., 1885 слов

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

11 ВВЕДЕНИЕ Постоянные социальные изменения, характерные для современной России, когда в обществе формируются новые стандарты жизни, смыслы и ценности, оказывают влияние на процесс социализации подростков. Подростки - это социальная группа, наиболее чутко реагирующая на происходящие изменения, поэтому особенный интерес представляют изменения, происходящие в их сознании. В подростковом возрасте ...

Прежде чем говорить о проблемах молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет 39,6 миллиона человек — 27 % от общей численности населения страны. www.gks.ru — федеральная служба государственной статистики.

Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и другие.

Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных. Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия — некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений.

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие из них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше. www.gks.ru — федеральная служба государственной статистики.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров.

В целом Российская система здравоохранения недостаточно приспособлена для того, чтобы противостоять новым рискам, с которыми сталкивается современная молодежь. Исследования показывают, что подростки стали больше курить, употреблять алкоголь и наркотики, что приводит к существенному ухудшению здоровья молодых людей и росту смертности среди молодежи. По данным UNICEF, 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь, около 10% подростков пробовали наркотики и 32,8 подростка из каждых 100 000 кончают жизнь самоубийством. Россия стоит на пороге масштабной эпидемии ВИЧ. И как показывает статистика, большинство ВИЧ-инфицированных моложе 30 лет. В среднем к моменту вступления в активный репродуктивный период у каждой третьей девушки имеются отклонения со стороны репродуктивной системы.

Одним из аспектов зрелости личности является половое сознание, под которым следует понимать осознание человеком себя как носителя определенного пола, а также выработку системы эмоционально-этических установок, регламентирующих сексуальное поведение. В формировании и становлении полового сознания помимо физиологических и биологических факторов ведущую роль играет половое (гендерное) воспитание и образование. В современном мировоззрении необходимость полового воспитания, то есть системы мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, не вызывает сомнений. Сексуальная культура — это часть общей культуры, способной препятствовать нравственному падению общества. Неосведомленность в сексуальных вопросах способствует возникновению таких явлений как случайная беременность, заболевания, передающиеся половым путем, изнасилование и сексуальная эксплуатация, сексуальные проблемы вследствие неправильного полового опыта.

11 стр., 5126 слов

Отклоняющееся поведение детей и молодежи: причины и пути преодоления

Тамбовский институт повышения квалификации работников образования Реферат Отклоняющееся поведение детей и молодежи: причины и пути преодоления Выполнила: социальный педагог МОУ «Инжавинская СОШ №1» Сотникова И.В. Тамбов 2007г «Ребенок недисциплинирован и зол, потому что страдает». Я.Корчак «Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет». А.С.Макаренко 1. Суть ...

В России, в силу своеобразия ситуации, назрела крайняя необходимость совершенствования системы полового воспитания детей и подростков. У родителей нет опыта полового воспитания своих детей, педагогическая концепция школы не уделяет должного внимания данному вопросу, гендерное воспитание подрастающего поколения происходит в условиях доступности порнофильмов, порноизданий и вседозволенности.

Главным следствием недостаточного уровня полового воспитания молодежи стало увеличение числа рождений девушками, не достигшими совершеннолетнего возраста. Долгое время матери-подростки не выделялись в отдельную социальную категорию, не выступали объектом специального внимания исследователей, лишь с недавних пор проблеме «раннего материнства» стало уделяться должное внимание.

1.2 Феномен «раннего материнства» как проблема современной российской молодежи

Проблема подростковой беременности и родов актуальна во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. Положение молодежи в России. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО -М., Издательсий комплекс «Машмир», 2008, 168 стр. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как «раннее материнство».

Материнство — это основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Одной из определяющих черт готовности женщины к материнству должна быть общая личностная зрелость, а также способность к принятию решений и ответственность.

Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким уровнем знаний в этой области и плохой осведомлённостью о контрацепции привели к такому явлению, как «раннее материнство».

Под «ранним материнством» понимают феномен рождения детей, девушками, не достигшими половой зрелости, их паспортный возраст колеблется от 12 до 17 лет. Подростковое материнство стало типичным и для России: сегодня 14-15% всех родов происходят у матерей 15-19 лет. Примерно 30% подростковых беременностей заканчиваются абортами, 56% — родами и 14% — выкидышами. В социальной структуре юных матерей значительная доля (72%) принадлежит домохозяйкам и учащимся ПТУ и школ. Около 13% матерей-подростков имеют вредные привычки (курение, употребление алкоголя).

7 стр., 3196 слов

Социально-психологические проблемы подростков в обществе

Содержание Введение Социально-психологические проблемы подростков в обществе Ценностные ориентации подростка в чужой культуре Заключение Список литературы Введение Проблема трудных учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежних устоев мировоззрения и несформированность новых, отсутствие должных знаний и умений жить и ...

Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2009. Т. 21. № 2. С. 79-87.

Несмотря на успехи контрацепции и доступность искусственного прерывания беременности, значительное число девушек-подростков все-таки беременеют и становятся несовершеннолетними матерями. Как правило, в 15-17 лет беременность — это неосознанный выбор. До последнего времени матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию, никогда не выступали в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает особую актуальность в конце ХХ века, не случаен. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать.

Чтобы предотвратить появление «раннего материнства», работу с юными беременными необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно разделить на две части. Первая часть — это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая — выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными.

Раннее материнство опасно для женщины и может отрицательно сказаться и на ребенке. Становясь матерью в подростковом возрасте, юная женщина в силу социальной и психической незрелости не в состоянии осознать всей значимости произошедших в жизни перемен и той ответственности, которая ложится на ее плечи с рождением ребенка. Ее положение усугубляется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав несовершеннолетней женщины, ставшей матерью. Часто именно это обстоятельство является решающим в определении судьбы родившегося ребенка. Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают чаще, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом. Обычно юные матери преждевременно прекращают занятия в школе, они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах и испытывают большую неудовлетворенность своей работой. Часто забеременевшие девушки-подростки сталкиваются с сильным неодобрением своей семьи или уже находятся в конфликте со своими родителями в момент беременности. Дети родителей-подростков также находятся в невыгодном положении по сравнению с детьми родителей более зрелого возраста. Они могут страдать от того, что их родителям не хватает опыта выполнения взрослых обязанностей и заботы о других.

16 стр., 7845 слов

Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что интенсивность роста проблемы наркотизации активизировала проблему социально-психологической реабилитации и профилактики молодежной наркомании. Одновременно было установлено, что для достижения положительных изменений в поведении больных наркоманией необходимо проводить комплексную оценку эмоционально-мотивационной сферы пациентов и коррекцию ...

Физиологическое развитие современных подростков происходит гораздо раньше, чем их морально-психологическое созревание, а незнание основ гендерного воспитания в сочетании с недостаточностью или полным отсутствием в образовательном учреждении мероприятий, касающихся данного вопроса, приводит к возникновению ряда неблагоприятных последствий, наиболее серьезным из которых и является беременность в несовершеннолетнем возрасте.

Глава 2. Отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства» на примере социологического исследования, проводимого в г.Астрахани.

2.1 Особенности применения метода опроса в социологии

Метод опроса один из наиболее часто используемых методов в социологии. Основное предназначение социологических опросов — получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

В то же время, данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов).

Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую необходимо вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании с контент-анализом, наблюдением, экспериментом или другими методами.

Опросные методы довольно разнообразны. Они включают в себя: анкетирование, интервью, почтовые, телефонные, прессовые, экспертные и иные опросы. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику.

Проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательное заполнение социально-демографического блока, куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется исследовательской программой.

Любой опрос представляет собой специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым).

Потому он должен проводиться с соблюдением определенных правил.

Одним из распространенных способов опроса является анкетирование. Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в тех случаях, когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа, социально-демографического блока, но и из преамбульно-инструктивного раздела. В условиях заочного общения с респондентом преамбула — единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Открытые вопросы, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе «от общего к частному», при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом.

Также важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

2.2 Использование метода социологического опроса для изучения проблемы «раннего материнства»

В данной курсовой работе речь пойдет о социологическом исследовании, посвященном изучению проблемы «раннего материнства» в городе Астрахани. Центром Социологических исследований Астраханского Государственного Университета было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 500 человек, среди которых учащиеся 9-11 классов школ города Астрахани. Исследование проводилось в городе Астрахани в период с февраля по март 2009 года.

Объектом исследования выступала группа молодежи от 14 до 17 лет (включительно).

Предметом исследования — отношение молодых людей к проблеме раннего материнства.

Цель исследования — выяснить отношение молодых людей к проблеме раннего материнства и рассмотреть факторы, влияющие на распространение данного феномена.

Для постижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Выяснить отношение молодых людей к проблеме раннего материнства.

2. Рассмотреть факторы, влияющие на распространение феномена «раннее материнство».

3. Выявить уровень профилактической работы по данной проблеме в школах.

После изучения литературы по соответствующей тематике и анализа данных, проведенных социологических исследований были выдвинуты следующие гипотезы:

l Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства носит негативный характер.

l На распространение феномена «раннее материнство» влияют следующие факторы: раннее начало половой жизни, высокая сексуальная активность и недостаточная информированность о способах контрацепции.

l Профилактическая работа по данной проблеме в школах почти не ведется.

Интерпретация.

Беременность — это состояние женщины в период развития в организме зародыша, плода.

Материнство — 1. Состояние женщины-матери (преимущ. о периоде беременности и младенческих лет ребёнка).

2. Свойственное матери сознание родственной связи её с детьми.

Раннее материнство — социальный феномен, характеризующийся появлением детей у девушек, не достигших совершеннолетнего возраста.

Контрацепция — (новолат. contraceptio — противозачатие, от лат. contra — против и conceptio — зачатие), методы и средства предупреждения беременности.

Профилактическая работа — совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.

Операционализация.

Среди факторов, влияющих на распространения феномена «раннее материнство» можно выделить:

l высокий уровень сексуальной активности;

l сексуальное или физическое насилие, насилие в семье;

l приемлемость рождения детей в подростковом возрасте в семье и окружении подростка;

l психологические и поведенческие факторы, сниженная познавательная способность, ограниченная способность планировать будущее или предвидеть последствия своих действий, а также чувство собственной неуязвимости;

l нежелание использовать контрацептивы (личные мотивы или причины, связанные с половым партнером);

l преднамеренная беременность как единственный ритуал перехода во взрослое состояние;

l недоступность или низкое качество медицинской помощи в сфере планирования семьи.

В настоящее время профилактика не планируемой беременности предусматривает проведение различных санитарно-просветительских мероприятий:

лекции по вопросам полового воспитания

беседы в учебных заведениях

тематические передачи по радио и телевидению

тематические статьи в газетах и журналах

выпуск специализированной литературы (буклеты, брошюры)

В качестве основного метода исследования был выбран метод опроса. Сбор информации проводился с помощью анкетирования молодых людей города Астрахани в возрасте от 14 до 17 лет (включительно).

То есть получение информации об изучаемом объекте происходило в ходе опосредованного общения интервьюера и респондента путем регистрации ответов на вопросы анкеты, вытекающие из цели и задач исследования.

Социологическое исследование проводилось на территории г. Астрахани. В опросе приняли участие подростки, обучающиеся в старших классах школ города. Выборка школ производилась по четырем районам города (Ленинский, Кировский, Трусовский, Советский), половозрастной состав участников квотирован согласно данным статистики обучающихся в школах города Астрахани. Количество респондентов выборочной совокупности составляет 500 человек, а уровень погрешности +/-5,65.

Пример инструментария, используемого в ходе исследования, прилагается (См. Приложение № 1).

Перейдем к анализу результатов социологического исследования.

Согласно результатам исследования, большая часть опрошенных (71%) считают, что в настоящее время существует проблема раннего материнства (См. Приложение №2. Рис.1.).

При этом 60% опрошенных относятся к этому явлению негативно, 35% — нейтрально и лишь 5% отметили, что относятся положительно (См. Приложение №2. Рис.2.).

Более половины опрошенных (61%) возлагают ответственность за беременность несовершеннолетней девушки одновременно и на девушку, и на юношу. 13% винят родителей, столько же считают, что ответственны только юноши и немного меньше — 11%, что только девушки (См. Приложение №2. Рис.3.).

Причем, на втором месте по числу ответов у девушек оказался вариант «ответственны родители» (16%), на третьем «юноша» (11%) и только на четвертом — «девушка» (всего 8%)(См. Приложение №2. Рис.4).

У мужской половины опрошенных дела обстоят немного иначе: второе место здесь делят ответы «юноша» (14%) и «девушка» (14%); далее «родители» — 9% (См. Приложение №2. Рис.5).

О распространенности проблемы раннего материнства свидетельствует тот факт, что 32% респондентов лично или на примере знакомых сталкивались с подобной ситуацией (См. Приложение №2. Рис.6.).

Около половины молодых людей считают, что оптимальный возраст для начала половой жизни — восемнадцать лет, на втором месте — семнадцать лет, на третьем — шестнадцать, эти данные свидетельствует о тенденции снижения возраста начала половой жизни (См. Приложение №2. Рис.7.).

Занимателен тот факт, что процент юношей, которые называли возраст начала половой жизни, находящийся в категории до 18 лет гораздо выше, чем процент девушек, считающих также. (См. Приложение №2. Рис.8.) Так, например, ни одна из них не назвала вариант «14 лет», в то время как 8% юношей полагают, что начинать половую жизнь стоит именно в этом возрасте. (См. Приложение №2. Рис.9.)Таким образом, можно сделать вывод о том, что возраст начала половых отношений у юношей ниже, чем возраст начала половой жизни у девушек.

Оптимальным возрастом для появления первого ребенка у девушки респонденты назвали 20 лет. (См. Приложение №2. Рис.10) При этом юноши гораздо чаще, чем девушки называли варианты 18 и 19 лет (12% и 8% соответственно), в то время как у девушек (5% и 3%)(См. Приложение №2. Рис. 11,12).

Примечательно, что для юноши возраст появления первого ребенка составляет, по мнению большинства респондентов — 25 лет. (См. Приложение №2. Рис. 13)

Интересный факт: в категориях до 25 лет в процентном соотношении преобладают ответы мужчин, а в категориях после 25 в процентном соотношении больше ответов девушек. Это говорит о том, что, по мнению девушек, мужчины готовы к появлению первого ребенка позже, чем они сами это отмечают (См. Приложение №2. Рис. 14,15).

В ответах на вопрос о степени осведомленности в средствах контрацепции подавляющее большинство охарактеризовало уровень своих знаний как «полностью осведомлен» (72%), 22% выразили неуверенность в своих знаниях по этому вопросу, а 6% не владеют информацией вообще (См. Приложение №2. Рис.16)

Самыми популярными источниками информации по вопросам интимной жизни являются телевидение, друзья и знакомые, Интернет, газеты. Одно из последних мест занимают мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, что свидетельствует о низком уровне гендерного воспитания и недостаточном внимании к данному вопросу со стороны педагогов и администрации образовательных учреждений. Стоит также отметить, что 3% молодых людей выделили в качестве источника информации продукцию, порнографического характера.

На вопрос о наличии мероприятий, посвященных вопросам полового воспитания в учебном заведении, 60 % респондентов ответили, что мероприятия присутствуют, но при этом 27% указали на их недостаточность и неэффективность.

Результаты проведенного исследования подтверждают наличие проблемы в области гендерного воспитания подрастающего поколения и свидетельствуют о недостаточной разработанности данного вопроса. Гипотезы, выдвинутые в начале исследования подтвердились:

Результаты исследования свидетельствуют о том, что отношение молодых людей к проблеме раннего материнства в большей степени носит негативный характер.

На распространение феномена «раннее материнство» влияют факторы: раннее начало половой жизни, высокая сексуальная активность и недостаточная информированность о способах контрацепции.

Ответы респондентов подтверждают тот факт, что профилактическая работа по данной проблеме в школах почти не ведется, а если и ведется, то является не достаточно эффективной.

Заключение

Молодежь занимает важное место в структуре общества, поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам молодого поколения и поиску путей их решения.

В ходе написания данной курсовой работы были проанализированы актуальные проблемы современной молодежи, в числе которых наркомания, ВИЧ-инфекции, высокий уровень молодежной смертности, проблемы самоопределения и поиска себя в жизни, проблемы безопасности. Также одно из ключевых мест в ряду актуальных проблем современной молодежи занимает проблема «раннего материнства». Было установлено, что данная проблема сегодня актуальна для многих стран мирового сообщества, в том числе и для России. Главной причиной распространения проблемы «раннего материнства» в нашей стране является недостаточный уровень гендерного воспитания как в семье, так и в образовательных учреждениях. Результаты проведенного социологического исследования подтверждают актуальность данной проблемы для современного общества. В ходе исследования было выявлено отношение самих молодых людей к данному феномену и сделана попытка проанализировать причины распространения проблемы «раннего материнства».

В заключение хотелось бы отметить, что в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько активно будет участвовать общество в решении молодежных проблем.

Список используемой литературы

1. Бабочкин П. И., Плотников А. Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2001 год (По итогам социологического исследования «Положение молодой семьи в Российской Федерации в 2001 году).

М., 2002.

2. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психол. журн. 2009. Т. 21. № 2. С. 79-87.

3. Иванов О. И., Васильев И. Г. Динамика социальной напряженности в отношениях молодежи и общества (основные положения концепции исследования) // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2000. № 1-2.

4. Иконникова С. Н. Молодежь как социальная категория. /С. Н. Иконникова, И. Р. Кон — М., 1970.

5. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999.

6. Кон И. С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988

7. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000.

8. Максимова Т. М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи/ Здравоохранение в Российской Федерации. 2002. № 2.

9. Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под общей редакцией д.э.н., профессора А. А. Шулуса. М.,2001.

10. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи): Материалы Международной конференции, 18-19 ноября 2000 г., Москва, Россия. М.: Социум, 2001.

11. Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства» г. Москва, 2003г.

12. Положение молодежи в России. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО — М., Издательсий комплекс «Машмир», 2008, 168 стр.

13. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996

14. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М: Academia. — 2008. — C. 267—269

15. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001.

16. www.gks.ru — федеральная служба государственной статистики.

Приложение №1. Пример инструментария

АНКЕТА

«Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства»

Здравствуйте!

Уважаемый респондент, Центр социологических исследований Астраханского Государственного Университета изучает отношение молодых людей к проблеме раннего материнства. Просим Вас ответить на несколько вопросов. Это не займет много времени. Анкета полностью анонимна. Вся собранная информация будет использоваться только в общем виде.

Заранее благодарим Вас за участие!

Как Вы считаете, существует ли проблема «раннего материнства» (беременности девушек несовершеннолетнего возраста) в современном обществе?

1.Да, существует

2.Скорее да

3.Скорее нет

4.Нет, не существует

Как Вы относитесь к рождению детей девушками несовершеннолетнего возраста?

Положительно

Скорее положительно

Нейтрально

Скорее отрицательно

Отрицательно

Скажите, пожалуйста, сталкивались ли Вы лично или Ваши знакомые с проблемой беременности в несовершеннолетнем возрасте?

Да, сталкивался

Нет, не сталкивался

В каком возрасте, на Ваш взгляд, стоит начинать половую жизнь?

_________________________________________

Как на Ваш взгляд, в каком возрасте девушка готова к появлению первого ребенка?

_____________________________________________

Как на Ваш взгляд, в каком возрасте юноша готов к появлению первого ребенка?

_________________________________________

Насколько хорошо Вы лично осведомлены о способах контрацепции?

Полностью осведомлен

Что-то слышал

Ничего не знаю

Откуда Вы получаете информацию о вопросах интимной жизни? (возможно любое количество ответов)

1. Газеты, журналы

2. Специализированная литература (буклеты, брошюры и т.д.)

3.Телевидение

4. Радио

5. Интернет

6. Друзья, знакомые

7. Лекции, беседы по вопросам полового воспитания

8. Родители, близкие родственники

9. Учителя

10. Другое (впишите)_________________________________

9. Скажите, пожалуйста, проводятся ли в вашем учебном заведении мероприятия, посвященные вопросам полового воспитания учащихся?

1. Да, проводятся

Нет, не проводятся

Считаете ли Вы проводимые мероприятия достаточно эффективными?

Да

Нет

Укажите, пожалуйста, Ваш пол

мужской

женский

Укажите, пожалуйста, Ваш возраст

_________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение №2. Диаграммы

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис.8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Размещено на