030504.51 Право и организация социального обеспечения

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права

030504.51 Право и организация социального обеспечения

ДФ.00.09 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

(на правах рукописи)

Абакан

1. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ГОС ДФ.00.09 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов по специальности 030504.51 Право и организация социального обеспечения

2. Разработчик (и):

Федоров А.П., преподаватель

3. ПРИНЯТ на заседании ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин

15.06.2010г. протокол № 10

Зав. ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин Скоробогач О.М.

Содержание

  1. Основные положения …………………………………………………. 3
  1. Выбор темы …………………………………………………………….. . 4
  1. Подбор литературы…………………………………………………….. . 5
  1. Методы работы с литературой……………..…………………………. 6
  1. Структура и содержание курсовой работы………………………….. 7
  1. Оформление курсовой работы………………………………………… 9
  1. Научное руководство курсовой работой……………………………..13
  1. Приложения………………………………………………………………15

3

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

Количество и сроки выполнения курсовых работ определяются учебным планом. За весь срок обучения студенты отделения психологии выполняют три курсовые работы. Курсовая работа (как начальный этап в исследовательской практике студента) может послужить основой для ...

  1. Основные положения

Учебные планы специальности 030503.51-Правоведение и 030504-Право и организация социального обеспечения, составленные в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по данным специальностям, предусматривают написание студентами курсовой работы по специальным дисциплинам во втором семестре второго курса обучения.

Написание курсовой – работа качественно иного уровня, чем другие виды самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, контрольные работы), поэтому к ней предъявляются и качественно иные требования. Оценка за курсовую вносится в зачётную книжку наравне с экзаменационными оценками, т.е. курсовая работа имеет статус экзамена.

Курсовая- это настоящее студенческое научное исследование. Она позволяет выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности, каков его уровень в соответствующей области профессиональных знаний.

Выполнение курсовой работы помогает студенту расширить диапазон знаний по специальным дисциплинам; развить навыки самостоятельной работы с литературными и нормативными источниками, процессуальными и иными документами; приобрести навыки самостоятельного критического мышления, интерпретации различных источников; привить навыки логически верного построения мыслей, умения формулировать и обосновывать выводы, излагать собственную точку зрения на изучаемую проблему.

Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:

  • выбор темы;
  • разработка рабочего плана;
  • исследование теоретических аспектов проблемы;
  • сбор, анализ, систематизация и обобщение эмпирических материалов;
  • формулирование выводов и предложений;
  • оформление курсовой работы.

Успешно выполненная курсовая работа является залогом успеха при написании в будущем дипломной работы. Нередко курсовая работа становится частью дипломной работы.

Так как курсовая работа- это уже самостоятельное научное исследование, то её тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния юридической науки.

4

Выбор темы

    Выбор темы курсовой работы- главный стратегический выбор студента, от которого во многом зависит успех работы.

    Обычно тематика курсовых работ предлагается преподавателем (научным руководителем) и утверждается соответствующей предметно- цикловой комиссией колледжа. Вместе с тем студент может самостоятельно предложить тему курсовой работы в соответствии с программой конкретной юридической дисциплины.

    При выборе темы студенту следует руководствоваться прежде всего собственными познавательными интересами, исходя из того, к какой сфере юридической деятельности он себя готовит.

    8 стр., 3685 слов

    Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...

    ... и психологии, представители базовых площадок практики, студенты. Курсовой руководитель практики знакомит всех с целью, ... темы выходов в образовательное учреждение, проработать необходимую литературу по теме, быть теоретически и методически готовым ... в условиях практикума), контроля за само­стоятельной работой студентов и организации консультаций. Развитие умений анализировать образовательный ...

    Должны быть также учтены способности конкретного студента, а также возможности получения литературного и практического материала, что иногда вызывает затруднения, учитывая особенности нашего региона.

    Вопреки общепринятому мнению, более общие, теоретические темы проще для написания, чем узкоспециализированные. Однако такие темы легче даются студентам с широким общим и юридическим кругозором и хорошей культурой письменной речи. Если студент не отличается указанными качествами, то лучше взяться за более узкую конкретную тему и детально её разработать. В любом случае по вопросу определения темы студент должен посоветоваться с научным руководителем.

    Предпочтительно, чтобы окончательная формулировка темы была чёткой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, тавтологий, смысловых повторов. Желательно, чтобы название работы не содержало многообещающих формул. Лучше, если название просто и ясно отражает суть рассматриваемой проблемы.

    Не обязательно, чтобы тема определяла всё содержание и строение работы. Ведь в процессе написания курсовой нередко выявляются новые нюансы вопросов, порой возникают продуктивные отвлечения от основной темы и поэтому сама формулировка проблемы может конкретизироваться, меняться. Лучше подкорректировать тему под основной текст, чем переписывать текст до тех пор, пока он совпадёт с

    выбранной темой. Поэтому лучше формулировать тему так, чтобы была возможность её подкорректировать.

    Примерный перечень тем курсовых работ смотри в приложении 1.

    5

    1. Подбор литературы

    Следующий этап работы над курсовой работой- подбор литературных и нормативных источников.

    Необходимо отметить, что подбор литературы- это обязанность студента. Научный руководитель должен лишь определить основные направления данной работы, сориентировать студента на определённый подбор литературы по теме.

    При подборе литературы следует в первую очередь просмотреть каталоги библиотек колледжа, университета, республиканской библиотеки. Кроме того, следует просматривать библиографические указатели в книгах, посвящённых теме курсовой работы, в которых можно найти сведения о других изданиях по данной тематике.

    Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера любого журнала юридического профиля, например, «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Уголовное право», «Журнал российского права», «Юрист» и др.

    Существует ряд специальных справочных библиографических изданий, которыми можно и нужно пользоваться. Выпуском таких изданий ведают соответствующие институты, центры, которые объединены в Государственную систему научно-технической информации. В частности, централизованным сбором и обработкой отечественной и зарубежной литературы занимается Институт научной информации общественных наук, который выпускает библиографические, реферативные и иные информационные издания, в том числе на электронных носителях, по правоведческим и другим общественным наукам.

    3 стр., 1465 слов

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 23

    ... курсовой работы. Оно представляет собой краткий обзор всей выполненной работы. В нем указывается теоретическая и практическая значимость исследования, намечаются пути дальнейшего исследования по данной теме. Библиография следует ... гипотезы (гипотез) исследования. Не забудьте о правильности цитирования использованной литературы. Так, например, если цитата приводится дословно (об этом свидетельствуют ...

    В последние годы всё большую помощь в научно-исследовательской работе оказывает компьютерная сеть Интернет, по каналам которой можно получить необходимую информацию, в том числе неопубликованную.

    Следует отметить, что учебники, учебные пособия в принципе не предназначены для функционирования в качестве научных источников. Они содержат общеобязательный учебный материал, предусмотренный программой соответствующего курса. В них обычно включены устоявшиеся, испытанные временем научные представления. Однако, если тема курсовой работы затронута в учебниках, следует знать, что там по ней написано.

    В ходе работы следует использовать источники не только юридического, но и философского, исторического, социологического, психологического и другого характера.

    Большое значение имеет использование студентом в курсовой работе нормативно-правовых источников. Причём обязательно обращение

    6

    именно к официальным источникам публикации («Российская газета», «Собрание законодательства РФ» и др.).

    Важным компонентом курсовой работы является умелое использование студентом в качестве иллюстраций теоретических положений материалов юридической практики. Публикацию этих материалов осуществляет ряд периодических изданий, например, «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Бюллетень Высшего Арбитражного Суда РФ». Публикуются данные материалы и в специальных сборниках.

    Кроме того, ценны ссылки в курсовой работе на региональную юридическую практику, данные о которой можно получить, работая в архивах различных организаций, прежде всего правоохранительных органов.

    Методы работы с литературой

      В ходе работы над курсовой работой возникает необходимость не только прочитать литературные источники, но и письменно зафиксировать основные их идеи и всё ценное в их содержании. Работа с текстом может иметь разные формы, а именно:

      1. Конспектирование. Конспект-это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из приёмов конспектирования. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. Такой тип конспекта называется плановым, В него попадает не всё содержание книги, а только то, что необходимо для написания курсовой работы.

      Текстуальный тип конспекта полностью состоит из интересующих вас цитат. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании самой работы все необходимые прямые цитаты будут у вас под рукой.

      Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме.

      2. Составление плана. Для того, чтобы лучше понять логику изучаемого текста, лучше всего составить развёрнутый план. Впоследствии с его помощью можно восстановить в памяти идеи автора. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным

      9 стр., 4076 слов

      Требования к структуре курсовой работы (проекта)

      ... рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования; - списка используемой литературы; - приложений. 2.4. Дипломная работа, носящая опытно-практический характер, имеет следующую структуру: - введение, в котором ... не менее 5 страниц печатного текста, объем графической части- 1,5 - 2 листа. 1.9. Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с ...

      частям текста, или сложным, развёрнутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения.

      3. Выписки. Это нечто вроде первичной, упрощённой формы конспекта, когда из текста выбирается то, что относится к изучаемой теме, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом записей.

      7

      4. Тезисы. Это краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе их составления глубже усваивается материал и делается первый шаг к собственным обобщениям.

      Важно не только тщательно обработать материал, почерпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить созданную базу данных в форме картотеки- специально организованной системы карточек, которые можно изготовить самостоятельно.

      1. Структура и содержание курсовой работы

      Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам различного типа. Если работа теоретического характера, не имеющая выхода в практику, то её структуру следует соответствующим образом выстроить. В начале лучше поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, затем производится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы. Работа практического характера обычно делится на две главы, первая из которых посвящена изложению теоретико- методологических основ исследования, а вторая- представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, таблицами и другими необходимыми иллюстративными материалами. Работа опытно- экспериментального характера также имеет вводную теоретико- методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов. Хотя следует отметить, что последний тип среди курсовых работ юридического профиля встречается довольно редко.

      Несмотря на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим правилам, о которых будет говориться далее.

      Структура курсовой работы включает следующие элементы: титульный лист, план (оглавление), введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они имеются).

      Титульный лист является первой страницей работы. Он содержит наименование учебного заведения, наименование структурного подразделения, название темы, Ф.И.О студента, специальность и группу, в которой он обучается, Ф.И.О. научного руководителя (см. приложение 2).

      План (оглавление) включает перечень всех рубрик курсовой работы с указанием номеров страниц каждой из рубрик ( см. приложение 3).

      10 стр., 4898 слов

      Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования ...

      ... снизить их негативное воздействие и повысить положительное. 2. Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения Психологическая служба ПС 500 кВ «Камала-1» ... фиксируется. Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы: а) карточка наблюдения - предназначена для регистрации признаков наблюдения в ...

      Введение по объёму занимает примерно 10% от всего текста. Оно начинается с обоснования актуальности темы. Обоснование не должно быть

      8

      многословным, оно должно быть убедительным. Речь вряд ли может идти об актуальности в узко-научном смысле (большинство студенческих курсовых работ имеют учебно-исследовательский характер).Актуальность может быть обоснована с точки зрения накопившихся социальных проблем, например, высокой степени криминогенности общества, его отдельных слоёв, распространённость отдельных видов правонарушений, региональные, национальные особенности различных явлений правовой жизни и т.д.

      Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе, привести названия основных источников, кратко охарактеризовать основные подходы и методы, отметить вклад в разработку проблемы различных учёных.

      Затем необходимо перейти к формулировке цели и задач работы. Цель-это представление об общем результате работы. Её назначение- определить стратегические направления поиска разрешения проблемы курсовой работы. Задачи исследования— это конкретизация цели. В курсовой работе они представляют собой относительно самостоятельные этапы достижения цели. Не следует стремиться к постановке чрезмерного числа задач. Обычно в курсовой работе их три-пять. Главное, чтобы они были решены. Если задачи не определены или сформулированы нечётко, студенту трудно организовать свою деятельность, он не может оценить успешность и целесообразность своей работы.

      Далее следует определить объект и предмет исследования. Объект исследования- это тот процесс, явление, факт, на который направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Предмет-это отдельная сторона изучаемого объекта, аспект его рассмотрения. Предмет всегда является частью объекта. Нередко формулировка предмета исследования совпадает или близка по звучанию с темой. В определении предмета обязательно указание на объект исследования.

      Затем необходимо коснуться методологии и методов исследования. Достаточно их просто назвать.

      И, наконец, определить теоретическую и практическую значимость исследования. Так как студенческая работа редко представляет научную ценность, то её теоретическая значимость обычно не указывается. Практическая ценность курсовой работы может быть связана с указанием на тех, кому могут быть полезны полученные результаты, как и когда их можно использовать и т.д.

      Основная часть курсовой работы посвящается решению поставленных во введении задач. Она обычно включает две-три логически связанных и соподчинённых главы, каждая из которых может подразделяться на параграфы. О структуре основной части говорилось выше.

      В заключении синтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач и обобщаются полученные результаты. Оценивается новизна и полнота решения поставленных задач. Хорошо, если

      9

      в конце заключения намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования ( в том числе в будущей деятельности автора, например, при написании дипломной работы).

      2 стр., 822 слов

      Понятие нормы и патологии в психиатрии. Права больных психическими заболеваниями

      ... проблему определения границ между нормой и патологией, а также права больных психическими заболеваниями. В ходе написания работы мной будут рассмотрены статьи, посвященные данной проблематике, международные нормативно ... Как правило, данный образец может быть принят по соглашению каких-либо лиц: например специалистов, лидеров группы. В результате представления о норме в виде идеального образца, ...

      Заключение обычно занимает от 5 до10% объёма курсовой работы.

      Библиографический список использованных источников нормативной и научной информации является составной частью курсовой работы и показывает степень изученности проблемы. В него включаются только те источники, которые были использованы автором при написании курсовой и на которые, соответственно, сделаны ссылки.

      В приложения вносятся материалы (таблицы, графики, схемы и т.д.), которые облегчают восприятие основной части, не перегружая её.

      Оформление курсовой работы

        Важными элементами курсовой работы являются грамотность изложения,

        научный стиль, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление текста.

        Рекомендуемый объём курсовой работы составляет 20-30 страниц. Оформление должно соответствовать следующим требованиям.

        Работа выполняется машинным способом, с применением печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 (210 х 297мм) через полтора интервала, шрифтом стандартного размера (соответствует 12-му шрифту компьютера) с соблюдением следующих размеров отступа от края листа: левое поле- 30 мм., правое- 10 мм., верхнее и нижнее поля- по 20 мм..

        Главы основной части работы должны иметь порядковый номер, например, 1., 2., 3. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы, например, 1.1., 1.2.,.1.3. и т.д.

        По каждому пункту рубрикации в плане (оглавлении) проставляются страницы. Оглавление должно строго соответствовать заголовкам в тексте

        (см. приложение 3).

        Каждый раздел курсовой работы ( введение, глава, заключение) следует начинать с новой страницы, а параграфы располагать друг за другом вплотную. Заголовки структурных элементов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Если заголовки содержат несколько предложений, то их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками глав и других структурных элементов основной части и текстом должно быть не менее трёх-четырёх интервалов. Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует писать более крупным шрифтом, чем остальной текст.

        10

        Все страницы курсовой нумеруются последовательно арабскими цифрами, расположенными сверху над серединой текста. Первой страницей принято считать титульный лист, но цифра «1» на нём не ставится. Не нумеруется и вторая страница, где помещается оглавление.

        В тексте курсовой работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

        Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют сокращения, установленные ГОСТ, а так же общепринятые сокращения, такие как, например, РФ и т.п.

        При употреблении в работе сокращений, кроме общеизвестных, сразу после титульного листа составляется список принятых сокращений. Цифра на данной странице не ставится. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов.

        18 стр., 8640 слов

        Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...

        ... на учёте в уголовно-исполнительных испекциях. Предметом являются технологии социально-психологической работы с условно осуждёнными Структура курсовой работы состоит из введения, ... проблемы и трудности в средствах его обеспечения диктуют необходимость обращения к исследованию данного института. В литературе неоднократно ставился вопрос о целесообразности наличия данного института в уголовном праве ...

        Допускаются исправления описок, опечаток, графических неточностей, подчисткой или закрашиванием белой штрих- краской и нанесением на том же месте исправленного изображения.

        Необходимым элементом курсовой работы является цитирование. Однако цитирование требует определенных навыков, так как на цитируемый источник надо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьёзная ошибка.

        Наиболее распространенная форма цитаты – прямая. Это означает, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри текста по существующим правилам цитирования.

        Если вас интересует только часть высказывания автора, то можно выпустить ненужные подробности, поставив внутри цитаты многоточие. Произвольно сокращать цитату, не обнаруживая сокращения соответствующими знаками, не разрешается.

        Если цитируется источник, то обязательно нужно на него сослаться. В студенческих работах обычно это делается с помощью подстрочных сносок, хотя практикуются и другие способы.

        Сноски помещаются внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование, под текстом. В конце цитаты ставится арабская цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер ставится внизу страницы. Далее идут фамилия и инициалы автора, полное заглавие книги, точка, тире, краткие выходные данные – как было описано применительно к библиографическому списку.

        Например: «В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания о праве»1

        1Лапаева В.В. Социология права.- М.:Норма, 2000.- С.18.

        11

        Ссылка на газетную статью оформляется так:

        Васильев В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра // Российская газета.- 2001.- №56.- 5 мая.- С. 2.

        Ссылка на публикацию в журнале будет выглядеть так:

        Симкин Г. Правосудие и власть // Новый мир.- 1990.- № 7.- С.178.

        Если на этой же странице работы цитируется ещё один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, что и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, название и выходные данные приводятся полностью только первый раз, а затем отмечаются:

        Там же. – С.52.

        В случае если приходится снова цитировать ту же книгу на других страницах работы, указывается фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ. соч.».

        Например:

        Лапаева В.В. Указ. соч. – С. 172.

        12 стр., 5972 слов

        1. Классификация нарушений развития. Проблема терминологии

        ... и государства к лицам с отклонениями в развитии в России воспроизводятся все те же периоды, что и ... публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие ... и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.   Третий период - от осознания возможности к ...

        Нужно иметь ввиду, что обилие прямых цитат на каждой странице может произвести впечатление несамостоятельности работы в целом. Поэтому следует варьировать форму цитирования, используя, в том числе, косвенное цитирование, то есть близкий к тексту пересказ мыслей автора.

        В этом случае ссылку нужно начать словами: «См. об этом: … » или просто «См.: …»

        Если нужно подчеркнуть, что наряду с процитированным источником высказанную мысль подтверждают и другие, то следует использовать оборот: «См., например:» или «См., в частности:». Если необходимо дополнить эффект цитирования ссылкой на какие-то ещё дополнительные источники, то можно воспользоваться оборотом: «См. так же:». Когда ссылка направляет читателя к другому источнику для сравнения, практикуется оборот: «Ср.:». Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по другому документу, то ссылку следует начинать словами: «Цит. по:», либо «Цит. по кн.:», либо «Цит. по ст.:».

        Правильный подбор, распределение в тексте и оформление прямых и косвенных цитат во многом определяет объем работы и общее впечатление о ней.

        Библиографический список использованных источников нормативной и научной информации составляется в определенном порядке. Сначала идёт перечень нормативных актов, который начинается с актов, имеющих наибольшую юридическую силу. Акты, равной значимости перечисляются в хронологическом порядке по датам опубликования. Затем следуют научные

        12

        публикации, расположенные в алфавитном порядке, далее – судебная и иная практика, и, наконец, справочная и учебная литература (см. приложение 4).

        Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом («Библиографическое описание документа»).

        Если книга написана одним автором или авторским коллективом, численность которого не превышает трёх человек, её библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора или авторов. После фамилии ставится точка. Далее указывается полное название книги, снова ставится точка и тире. Вслед за тире идёт название города, в котором вышла книга, двоеточие, название выпускавшего книгу издательства (без кавычек), запятая, год издательства, точка, тире, общее количество страниц.

        Например: Графский В.Г. Общая история права и государства. — М.: Норма – Инфра·М, 2000. — 744 с.

        Если книга написана большим авторским коллективом или автор вообще не указан, она должна указываться по заглавию. В таком случае библиографическое описание выглядит так: заглавие, косая черта, фамилия ответственного редактора, точка, тире, название города, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц.

        Например: Конституция, закон, подзаконный акт /Отв. ред. Тихомиров Ю.Д. –М.: Юрист, 1994.- 480 с.

        Существуют города, в которых находится очень много издательств и выпускается огромное количество книг. Для названий таких городов в библиографических описаниях приняты специальные сокращения: Москва – М., Санкт – Петербург – СПб., Ленинград – Л., Киев – К.

        Название всех прочих городов должны указываться полностью.

        Если использовались материалы статьи, опубликованные в сборнике или периодическом издании, она описывается так: фамилия и инициалы автора, название статьи, две косые линии, название сборника или периодического издания (без кавычек), тире, год издания, точка, тире, номер, точка, тире, номера первой и последней страниц статьи.

        Например: Ткаченко В.Н. Торговля несовершеннолетними: социальные аспекты и юридические нормы //Российская юстиция. – 1995.- № 8. – С. 47-48.

        Приведем еще несколько примеров библиографического описания разных типов источников.

        Нормативные акты:

        Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. //Ведомости РСФСР. – 1991.-№ 52. – Ст. 1865.

        О континентальном шельфе РФ. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. //СЗ РФ. – 1995.-№ 49. – Ст. 4694.

        13

        О разработке концепций правовой реформы в РФ. Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. //СЗ РФ. – 1995.-№ 28. – Ст. 2642.

        Диссертации:

        Михеев Р.И. Уголовная ответственность лиц с психофизиологическими особенностями и психогенетическими аномалиями /Моск. гос. ун-т.- М., 1997.- 123 с.

        Авторефераты диссертаций:

        Филоновский И.Г. Социально психологическое отношение субъекта преступления к преступлению /Ленинг. гос. ун-т.-Л., 1970.-142 с.

        Учебники и учебные пособия:

        Практикум по уголовному праву /Отв. ред. Козаченко И.Я. – М.: Норма–Инфра×М., 1999. – 544 с.

        Источники на иностранных языках:

        Smith A.D. The Concept of Social Change. L., 1973.

        7. Научное руководство курсовой работой

        Руководство подготовкой курсовой работой осуществляют преподаватели колледжа.

        На различных стадиях подготовки и выполнения курсовой работы задачи научного руководителя меняются. На первом этапе научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и даёт рекомендации по списку литературы, оказывает помощь студенту в разработке графика выполнения работы. На последующих этапах научный руководитель даёт рекомендации о привлечении необходимых нормативных, литературных и практических материалов, указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант работы (как по содержанию, так и по оформлению).

        Студенту следует периодически (в согласованные сроки) информировать научного руководителя о ходе подготовки курсовой работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения теоретическим и практическим вопросам.

        Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором выпускной работы. В ходе выполнения работы он выступает как оппонент, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., и советует, как лучше устранить их. Рекомендации и замечания научного руководителя студент должен воспринимать творчески, может быть и критически, так как теоретически и методически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления курсовой работы целиком и полностью лежат на ответственности автора, а не научного руководителя.

        14

        Если студент добросовестно выполняет свои обязанности, у него есть все шансы на успешное написание курсовой работы.

        Курсовая работа оценивается по 4-х бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно):

        • оценку «отлично» заслуживает работа, в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой, а её автор показал умение работать с нормативными источниками и литературой, проводить исследования, делать теоретические и практические выводы;
        • баллом «хорошо» оценивается работа, отвечающая основным, предъявленным к ней требованиям. Студент обстоятельно владеет материалом, однако не на все вопросы дает глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы;
        • курсовая работа оценивается баллом «удовлетворительно», если в ней, в основном, соблюдены общие требования, но не полно раскрыты поставленные планом вопросы. Автор курсовой работы владеет материалом, однако поверхностно отвечает на вопросы, допускает существенные недочеты;
        • баллом «неудовлетворительно» оценивается курсовая работа, если она не соответствует предъявляемым требованиям по содержанию и оформлению.

        15

        Приложение 1

        Примерный перечень тем курсовых работ

        1.Теория государства и права

        1. Типичные и уникальные формы возникновения государства
        2. Этапы исторической эволюции монархической формы правления.
        3. Этапы исторической эволюции республиканской формы правления.
        4. Функции государства на современном этапе развития общества.
        5. Право сецессии в федеративных государствах.
        6. «Плюсы» и «минусы» непосредственной формы демократии.
        7. Основные избирательные системы: общее и особенное.
        8. Государство и политическая власть.
        9. Виды юридической ответственности.
        10. Становление и развитие теории разделения властей.
        11. Гарантии реализации правовых норм.
        12. Правовой статус личности в РФ.
        13. Официальное толкование правовых норм.
        14. Законодательная власть в правовом государстве.
        15. Статус суда в правовом государстве.
        16. Правовые принципы в законодательстве РФ.
        17. Современные трактовки происхождения государства и права.
        18. Пробелы в праве и пути их устранения.
        19. Закон как источник права.
        20. Конституционная защита прав и свобод личности.
        21. Стимулы и ограничения в праве.
        22. Социальная справедливость и право.
        23. Право и мораль в их взаимодействии.
        24. Единство и взаимодействие государства и права.
        25. Право и закон.
        26. Функции Российского государства на современном этапе.
        27. Законотворчество в РФ.
        28. Действие закона.
        29. Функции права.
        30. Правонарушение: понятие, причины, ответственность.

        Административное право

          1. Предмет административного права.

          2. Источники административного права. Проблемы систематизации и кодификации источников.
          3. Административно- правовой статус граждан РФ.

          16

          1. Правительство РФ- высший орган исполнительной власти РФ.
          2. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
          3. Способы защиты прав граждан в сфере исполнительной власти государства.
          4. Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права.
          5. Средства массовой информации как субъекты административно- правовых отношений.
          6. Религиозные объединения как субъекты административно- правовых отношений.
          7. Метод убеждения как метод административного права и его роль на современном этапе развития государства.
          8. Административное принуждение и его значение.
          9. Состав административного правонарушения.
          10. Производство по делам об административных правонарушениях.
          11. Необходимость и характер государственного управления в современных условиях.
          12. Региональные, отраслевые и межотраслевые начала в управлении.
          13. Организация управления в особых условиях.
          14. Перспективы развития управления промышленностью.
          15. Перспективы развития управления сельским хозяйством.
          16. Перспективы развития управления использованием и охраной природных ресурсов.
          17. Перспективы развития управления финансами и кредитом.
          18. Перспективы развития управления образованием.
          19. Перспективы развития управления здравоохранением.
          20. Перспективы развития управления наукой.
          21. Перспективы развития управления культурой.
          22. Служба в органах внутренних дел.
          23. Административно- правовое регулирование въезда в РФ и выезда из РФ.
          24. Режим государственной границы РФ.
          25. Управление иностранными делами государства.
          26. Законность и дисциплина в управлении.
          27. Роль органов местного самоуправления в осуществлении государственного управления хозяйством страны.

          3. Конституционное право

          1. Проблемы коллизий в конституционном праве.

          17

          2. Сравнительная характеристика дореволюционного, советского и современного конституционного права.

          3. Проблемы Конституции в федеративном государстве.

          4. Ответственность в конституционном праве.

          5. Проблемы в вопросах соблюдения и охраны Конституции.

          6. Вопросы реформирования органов прокуратуры в РФ.

          7. Конституционный кризис и пути его разрешения.

          8. Референдум в РФ.

          9. Проблемы суверенитета РФ.

          10. Проблемы судебной власти в РФ.

          11. Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

          12. Экономические и политические основы конституционного строя и пути их совершенствования.

          13. Правительство РФ, его роль в системе органов государ­ственной власти.

          14. Проблемы правового статуса личности.

          15. Политические права граждан в РФ.

          16. Конституционные гарантии правосудия.

          17. Гражданство РФ. Проблемы двойного гражданства.

          18. Проблемы миграции: беженцы и вынужденные пересе­ленцы.

          19. Историческое развитие федерализма в России

          20. Проблемы федерализма в России.

          21. Полномочия субъектов РФ.

          22. Пределы вмешательства федеральных властей в права субъектов.

          23. Нужны ли автономные образования в России?

          24. Избирательная система в РФ.

          25. Выборы в России: проблемы и пути совершенствования.

          26. Решение споров по выборам.

          27. Институт президентства в России.

          28. История развития местного самоуправления в России.

          29. Развитие парламентаризма в России.

          30. Проблемы законодательного процесса в РФ.

          4. Уголовное право

          1. Отражение в нормах уголовного права политики государства в области борьбы с преступностью.

          2. Социальная природа преступлений.
          3. Уголовная ответственность и состав преступления.
          4. Значение объекта преступления для определения характера и степени общественной опасности деяния.
          5. Потерпевший от преступления.
          6. Угроза, насилие, понуждение, как способы совершения преступления.

          18

          1. Соотношение понятий «субъект преступления» и «личность преступника»
          2. Научные дискуссии 50-60-х годов о понятии и содержании вины.
          3. Влияние мотива, цели на уголовную ответственность и квалификацию преступлений.
          4. Ошибки в средствах совершения преступления и их влияние на решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности.
          5. Практическое значение деления преступлений на оконченное и неоконченное.
          6. Особенности добровольного отказа от преступления соучастников.
          7. Деятельное раскаяние по УК РФ.
          8. Особенности соучастия в преступлении со специальным субъектом.
          9. Эксцесс исполнителя: понятие, виды и ответственность соучастия.
          10. Отграничение необходимой обороны от крайней необходимости.
          11. Отличие крайней необходимости от профессионального риска.
          12. Превышение пределов крайней необходимости.
          13. Отдача преступного приказа как способ подстрекательства.
          14. Отграничение продолжаемого преступления от совокупности преступлений.
          15. Соотношение понятий «совокупность» и «рецидив» преступления.
          16. Изменение системы и видов наказаний в русском уголовном праве.
          17. История смертной казни.
          18. Зачет содержания под стражей:: сущность, виды.
          19. Правовые последствия совершения условно осужденным нового преступления во время испытательного срока.
          20. Назначение дополнительных наказаний по совокупности приговоров
          21. Обстоятельства, учитываемые при назначении наказания ниже низшего предела.
          22. Правовое положение лица, освобожденного от уголовной ответственности.
          23. Освобождение от уголовной ответственности по нормам Особенной части УК РФ.
          24. Критерии исправления при условно-досрочном освобождении от наказания.

          5.Уголовный процесс

          1. Иммунитеты в российском уголовном процессе.
          2. Адвокат в уголовном процессе.
          3. Эксперимент в уголовном судопроизводстве.
          4. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию.
          5. Механизм защиты прав человека в уголовном процессе.
          6. Оценка доказательств в уголовном процессе.

          7. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

          8. Предварительное слушание уголовных дел.

          19

          9. Решения в уголовном судопроизводстве.

          10. Допустимость доказательств в российском уголовном процессе.

          11. Право на защиту подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном судопроизводстве России.

          12. Компенсация морального вреда в уголовном судопроизводстве России.

          13. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам.

          14. Судебная реформа и суд присяжных.

          15. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

          16. Производство по уголовному делу, подсудному мировому судье.

          17. Реабилитация в уголовном процессе.

          18. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

          19. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

          20. Процессуальные акты по уголовному делу.

          21. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

          22. Общие условия судебного разбирательства.

          23. Гарантии конституционного права на обжалование в уголовном судопроизводстве.

          24. Общие условия предварительного расследования.

          25. Меры пресечения и основания их применения.

          26. Основания признания доказательств недопустимыми.

          27. Санкция в уголовно-процессуальном праве России.

          28. Формы (типы) уголовного процесса.

          29. Принципы уголовного судопроизводства в РФ.

          30. Дознание как форма предварительного расследования.

          6. Правоохранительные и судебные органы рф

          1.Нормативные правовые акты, регулирующие правоохранительную деятельность.

          2. Конституционные принципы организации и осуществления правосудия.

          3. Органы, осуществляющие судебную власть.

          4. Признаки правосудия.

          5. Основные этапы развития российской судебной системы.

          6. Понятия и основы построения судебной системы.

          7. Суды общей юрисдикции в судебной системе РФ.

          8. Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции.

          9. Система и функции Арбитражных судов РФ

          10. Полномочия Конституционного Суда РФ.

          11. Организация дознания в органах внутренних дел.

          20

          12. История становления и развития органов прокуратуры.

          13. Основные направления деятельности Министерства юстиции.

          14. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

          15. Становление органов, противодействующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в РФ.

          16. Судебная реформа в РФ: проблемы и достижения.

          17. Вопросы реформирования органов прокуратуры в РФ.

          18. Проблемы становления и развития частной детективной и охранной деятельности в РФ.

          19. Становление института мировых судей в современной России.

          20. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью в РФ.

          21

          Приложение 2

          Гоу впо «хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

          Колледж педагогического образования, информатики и права

          КУРСОВАЯ РАБОТА

          по уголовному праву на тему:

          «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РФ»

          студента Иванова А.И.

          Группа: П-21

          Специальность: 030503- Правоведение

          Научный руководитель:

          Петров И.В.

          Абакан 2005

          22

          Приложение 3 оглавление

          Введение……………………………………………………………………..3

          1. История развития института наказаний в уголовном праве России..6

          1.1. Наказания в уголовном праве дореволюционной России………… 6

          1.2. Развитие института наказаний в советском уголовном праве………10

          2. Система наказаний в современном уголовном

          законодательстве РФ……………………………………………………….15

          2.1 Система уголовных наказаний в РФ………………………………….. 15

          2.1.1.Уголовные наказания, не связанные с лишением свободы………..15

          2.1.2.Уголовные наказания, связанные с лишением свободы……………20

          2.1.3.Смертная казнь…………………………………………………………22

          3..Вопросы совершенствования системы наказаний в

          уголовном законодательстве РФ……………………………………………24

          Заключение…………………………………………………………………..27

          Библиография………………………………………………………………..29

          Приложения………………………………………………………………….30

          23

          Приложение 4

          Библиография

          1. Нормативные акты

          1.Гражданский кодекс РФ, принятый Государственной Думой ФС РФ 21 октября 1994 г.// Российская газета.-1994.-№302.-28 октября.-С.3-15.

          2. О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Президента РФ от 11 декабря 1997г. № 1278 //Российская газета.-1997.-№ 410.-16 декабря.-С.3-5.

          2. Научная литература

          1. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика.-М.:Центр ЮрИнфоР, 2003.-447 с.

          2. Лапаева В.В. Социология права.-М.,2000.-210 с.

          3. Научные статьи

          1.Симкин Л. Правосудие и власть // Новый мир.-1990.-№7.-С.178.

          4. Материалы судебной и иной практики

          1. Определение Верховного Суда РФ № 2-3615 //Бюллетень Верховного Суда РФ.-1999.-№4.-С.3-4.

          2. Решение Абаканского городского суда от 21.02.1999 г.// Архив Абаканского городского суда. Дело № 234-а..

          5. Учебная и справочная литература

          1. Уголовный процесс / Под общ. ред.В.М. Лебедева.-М.:Дашков и К,2004.-760 с.