Тема 2. Методологические средства эргономики Понятие «методологическое средство» Классификация методов исследования Классификация методов эргономического исследования в зависимости от формы исследования Эмпирические способы получения научных данных Методы наблюдения Методы опроса |
Понятие «методологическое средство»
Под методологическим средством понимается то или иное знание, но взятое в особой роли или функции — функции принципа, метода, приема, способа для получения нового знания.
В исследовательской практике методологические средства выступают не в своей «чистой» форме, а органически слиты, включены в соответствующие эргономические представления. Методологические средства эргономики можно рассматривать по аналогии с тем, что в психологии определяют как общие принципы изучения психических явлений, тем более, что они, и прежде всего принцип единства сознания и деятельности, принятые в психологии, входят в методологический арсенал эргономики.
Выше уже отмечалось, что общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем, охраны здоровья и развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Принятие тезиса о триедином характере задает единство эргономических исследований, их системный характер.
Следующим принципиальным теоретическим положением эргономики, органически связанным с только что рассмотренным и выполняющим не менее важную мировоззренческую функцию, является указание на то, что отношение «человек — машина» есть в первую очередь отношение «субъект труда — орудие труда».
Не человек рассматривается как простое звено, включенное в техническую систему, а машина — как средство, включенное в деятельность человека.
Актуальное значение для эргономики как дисциплины, направленной на изучение и проектирование трудовой деятельности, имеет анализ категории предметной деятельности, выделение концептуальных схем, в которых эта категория используется и исследуется различными научными дисциплинами, и прежде всего психологией.
Указанные концептуальные схемы, определяя собой эргономический аспект представлений о деятельности, выполняют методологическую функцию по отношению к конкретным эргономическим исследованиям.
Идеи системного подхода в широком смысле — как одной из ведущих современных общенаучных ориентации — определяют многие исходные установки и теоретические положения эргономики.
В их числе: стремление к целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить возможные последствия деятельности человека.
Использование принципов системного подхода позволяет по-новому ставить многие исследовательские задачи. Особенно хорошо это видно на примере того, как изменяется направленность исследования человеческого действия. Если для первых исследований трудовой деятельности было характерно ее понимание как процесса и основными задачами оказывались задачи выделения и фиксации этапов этого процесса, то в рамках системной ориентации схема процесса уже не является исходной и основной. В центре внимания теперь структура деятельности (т. е. ее строение), а это предполагает уже иное понимание самого действия как многокомпонентного образования, каждое из составляющих которого обладает своими функциями в едином действии (т. е. в действии, понятом как система).
Это с необходимостью требует рассмотрения различных систем действия, выделения их уровней и т. д. [3].
Методологической базой эргономики является системный подход. На его основе возможно использование в эргономическом исследовании методов различных наук, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения систем «человек — машина». При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых методических приемов исследования.
В эргономике используются методы исследования, сложившиеся в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, функциональной анатомии, кибернетике, системотехнике и др. При этом главной проблемой являются координация различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи и синтез полученных с их помощью результатов.
Эргономический подход к изучению и оптимизации деятельности имеет свою специфику. В методическом отношении это выражается в следующих принципиальных положениях.
Во-первых, направленность эргономики на проектирование деятельности и ее компонентов требует применения не только экспериментальных, но и априорных проектировочных методов.
Во-вторых, использование в эргономике обобщенных показателей активности, напряженности и комфортности деятельности предполагает применение процедур получения интегральных критериев на основе системы частных показателей.
В-третьих, эргономическое исследование или оценка должны быть всегда системными, что осуществимо лишь при одновременном использовании различных методов, отражающих взаимосвязи между компонентами и основными свойствами системы «человек — машина».
Из перечисленных методических особенностей вытекает определенная стратегия выбора методов для решения конкретных эргономических задач.
Классификация методов исследования
Методы исследования в эргономике условно могут быть разделены на две группы: аналитические (или описательные) и экспериментальные. В большинстве исследований они тесно переплетены между собой и применяются одновременно, дополняя и обогащая друг друга.
Практически любая эргономическая проблема возникает в результате переформулировки реальных задач. Поэтому каждая встающая перед эргономикой практическая задача подлежит, в первую очередь, анализу с точки зрения выявления специфики влияния человеческого фактора в заданных условиях.
Умение квалифицированно анализировать производственную деятельность (производительность труда, передовой опыт, условия труда, брак, текучесть кадров, характерные ошибочные действия работающих людей, травматизм и др.) является непременным условием профессиональной деятельности специалиста в области эргономики.
Любое эргономическое исследование должно начинаться с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек— машина». Его целью является определение места человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, общая психофизиологическая характеристика деятельности человека в ней, выявление структуры человеческих факторов, влияющих на эффективность работы системы в целом и ее частей.
В зависимости от конкретной задачи цель такого анализа может быть различной. Если предстоит проводить экспериментальные исследования, то анализ нужен главным образом для выбора адекватной модели деятельности или отдельных типовых действий, а также для определения конкретных задач эксперимента.
Если требуется провести экспертизу системы «человек-—машина», то целью анализа будет выявление тех компонентов системы, по которым должна производиться эргономическая оценка.
При разработке критериев и методов профессионального отбора анализ будет направлен на выявление свойств личности, существенно влияющих на качество выполнения деятельности.
Усовершенствование конструкции машины (технического средства) с целью наиболее полного учета в ней возможностей и особенностей работающего человека предполагает, во-первых, точное знание причин неудовлетворенности существующей конструкцией с точки зрения эргономики, во-вторых, ясное представление о том, в каком направлении следует ее модифицировать.
Ответы на эти вопросы можно получить, если в ходе предварительного анализа деятельности вскрыты недостатки в организации взаимодействия человека и машины и определены требования, которые данный вид деятельности предъявляет к реализующим ее техническим средствам и психофизиологическим свойствам человека. В идеальном случае результатом аналитического этапа должно явиться решение принципиальных эргономических вопросов усовершенствования существующего и проектирования нового технического средства.
На аналитическом этапе эргономического исследования оказываются полезными многие современные методы проектного анализа, которые удачно обобщены английским ученым Дж. К. Джонсом. Большинство из них являются результатом «спонтанного» — выполненного инженерами или руководителями работ — психологического анализа деятельности наиболее талантливых проектировщиков и целых коллективов, добившихся выдающихся успехов в создании современных технических средств.
Предварительный функционально-структурный анализ деятельности служит обоснованию цели, которой будут посвящены последующие эргономические исследования. Ссылка на общепринятое мнение о значимости определенной проблемы нередко приводит к постановке ложных целей, не оправданных действительным положением вещей. Переход к экспериментальному уровню анализа плодотворен лишь тогда, когда почва для эксперимента подготовлена детальным описанием всей совокупности факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемой эргономической проблеме.
Постановка эксперимента предполагает проверку истинности выдвинутой гипотезы или системы гипотез, которые в эргономике в каждом отдельном случае отражают определенные представления о характере связи и взаимодействий некоторой группы факторов. Выдвижение и обоснование гипотез должно осуществляться в ходе предварительного анализа проблемы.
Решение поставленных в ходе предварительного анализа задач осуществляется в ходе экспериментального исследования. Многообразны типы экспериментальных ситуаций и конкретных методических приемов, используемых в эргономической практике.
Использование экспериментального метода направлено на выявление таких особенностей организации взаимодействия человека с техническими средствами, которые не обнаруживаются непосредственно в процессе анализа.
В обычных производственных условиях к человеку зачастую предъявляются достаточно низкие требования, и имеющиеся недостатки технического устройства легко компенсируются им. В этой связи важным методическим приемом является усложнение деятельности (постановка дополнительных задач, моделирование аварийной ситуации и др.) как эффективный способ выявления преимуществ одного среди нескольких вариантов технического средства в сравнительных исследованиях.
При организации экспериментальных эргономических исследований необходимо учитывать, что на результаты деятельности испытуемых оказывает влияние присутствие экспериментатора, его установка и ожидания. Не случайно проблема «экологической валидности» лабораторных исследований (возможность проецирования лабораторных результатов в ситуации «реальной жизни»), первоначально поставленная в области социально-психологических исследований, стала предметом пристального внимания и в эргономике.
Ограничения, которые накладывают лабораторные условия, определяют все возрастающий интерес исследователей к проведению экспериментов непосредственно в производственных условиях. Однако и эти эксперименты не свободны от недостатков. Часть из них связана с действием социально-психологических факторов. Поскольку логика экспериментального анализа требует сравнения выполнения задания в условиях действия независимой переменной (гипотетической причины ожидаемого эффекта) и ее отсутствия, то в экспериментальных исследованиях используют, как правило, экспериментальную и контрольную группы испытуемых.
Классификация методов эргономического исследования в зависимости от формы исследования
До настоящего времени четкая классификация методов исследования в эргономике отсутствует. Сложность разработки такой классификации связана с тем, что она должна охватить все сферы исследований эргономики, которые еще окончательно не оформились и продолжают достаточно быстро расширяться. Проблема классификации методов в эргономике аналогична той, с которой столкнулся Б. Г. Ананьев, предпринявший попытку создания ориентировочной классификации методов исследования современного человекознания.
Определенная модификация указанной классификации приемлема и для эргономики.
Входящие в первую группу методы условно называют организационными.
К ним, прежде всего, относится система методологических средств, обеспечивающих комплексный подход к исследованию. Комплексный подход реализуется на протяжении всего междисциплинарного исследования, а его эффективность определяется по конечным результатам такового. Методическая основа комплексных исследований лишь начинает разрабатываться. Характерной чертой междисциплинарных исследований является не синтез результатов, полученных на основе независимых исследований, а организация такого исследования, в ходе которого синтезируются представления различных дисциплин. «Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода…».
Несмотря на неразработанность конкретных путей решения этих задач сама их постановка оказывает позитивное воздействиена конкретные эргономические исследования, заостряя внимание эргономистов на вопросах разработки адекватной стратегии проведения исследований и средств ее реализации.
Вторую группу методов составляют существующие эмпирические способы получения научных данных.
К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (лабораторный, производственный, «формирующий» эксперимент), диагностические методики (различного рода тесты, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий и т. д.); моделирование (предметное, математическое, кибернетическое и т. д.).
Третью группу методов составляют приемы обработки данных. К этим методам относятся различные способы количественного и качественного описания данных.
Наконец, в четвертую группу методов входят различные способы интерпретации полученных данных в контексте целостного описания деятельности человеко-машинных систем.
Эмпирические способы получения научных данных
Наиболее обширной и разработанной является вторая группа методов, внутри которой в зависимости от целей и характера исследований можно выделить целый ряд конкретных методических процедур.
В эргономике применяются экспериментальные методы изучения динамики различных физиологических функций.
Характерной чертой является широкое использование электрофизиологических методик:
- электроэнцефалография (ЭЭГ)—запись электрической активности мозга, которая позволяет получить ряд характеристик деятельности нейронных ансамблей головного мозга в естественных условиях;
- электромиография (ЭМГ)— запись потенциала действия мышц, которая является чувствительным показателем включения в динамическую связь или статическую работу определенных мышечных групп и играет важную роль при оценке состояния мышечного тонуса (незаменима при исследовании позы и рабочих движений);
- регистрация кожно-гальванической реакции (КХР)—изменение разности потенциалов кожи, которое является весьма чувствительным показателем эмоционального состояния человека;
- электрокардиография (ЭКГ) —запись электрической активности сердца — является надежным индикатором состояния сердечно-сосудистой системы;
- электроокулография (ЭОГ) —запись потенциала, возникающего при повороте глазного яблока, использующаяся как объективный показатель перемещения взора человека при рассматривания какого-либо объекта.
Регистрация биоэлектрических процессов позволяет определять и количественно характеризовать малодоступные для непосредственного наблюдения функциональные сдвиги в организме человека, происходящие под воздействием самых разнообразных изменений окружающей среды.
Метод комплексной регистрации психофизиологических функций, который называют еще полиэффекторным методом, используется в эргономике для изучения различных по содержанию и сложности видов человеческой деятельности.
Большое распространение этот метод получил при изучении функциональных состояний человека. Ценность данного метода состоит в возможности одновременной регистрации многих психофизиологических параметров, позволяющий дать целостное представление о работе основных функциональных систем организма.
В эргономических исследованиях находят применение методы биомеханики:
- ускоренная киносъемка,
- циклография,
- кино-циклография,
- электрическая тензометрия — изменение электрических свойств датчиков, наложенных на деформируемые человеком части технических средств,
- электрическая регистрация механических величин с помощью датчиков угловых перемещений, опорных динамографов и др.
С их помощью дается характеристика двигательной активности человека с точки зрения эффективности работы различных звеньев опорно-мышечного аппарата.
С целью изучения условий, в которых протекает производственная деятельность человека, в эргономике широко используются методы исследования окружающей среды:
- методы описания микроклиматических условий — температурного режима, влажности и т. д.,
- методы измерения и оценки интенсивности облучения в диапазоне радиочастот,
- методы измерения уровня шума и определения его частотного состава,
- методы измерения и оценки вибрации,
- методы определения содержания пыли в воздухе,
- методы определения токсических веществ в воздухе,
- методы световых измерений и другие методы гигиены труда.
Для решения различных эргономических задач используется техника антропометрических исследований.
Широкое применение находит соматография — технико-антропологический анализ положения тела и изменения рабочей позы человека, соотношения размеров человека и машины. Результаты этого анализа обычно представляются в графической форме. Соматография позволяет рассчитывать зоны легкой и оптимальной досягаемости, находить оптимальные способы организации рабочего места с учетом пропорциональных отношений между элементами оборудования и человеком.
Сущность операционно-структурного описания трудовой деятельности, часто называемого алгоритмическим анализом, состоит в разложении трудовой деятельности на качественно различные составляющие, определении их логической связи между собой, порядка следования друг за другом и вычислении ряда показателей, имеющих определенный психофизиологический смысл. Важное значение в эргономике имеют методы системно-структурного анализа деятельности, в частности специальные методы функционально-структурного и микроструктурного анализа.
В методический арсенал эргономики входят многие психофизиологические методики:
- измерение времени реакции, существующие во многих вариантах (простой сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т. д.);
- психофизические методики (определение порогов и динамики чувствительности в различных модальностях);
- психометрические методы исследования перцептивных, мнемических, когнитивных процессов и личностных характеристик.
Используемые в эргономике социометрические методы исследования межличностных отношений позволяют решить целый ряд актуальных вопросов: установить факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении других членов группы или коллектива в определенных ситуациях, описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, и сопоставить это с реакциями других членов группы, выразить взаимоотношения внутри сравниваемых групп с помощью формальных методов.
Одной из наиболее распространенных методик исследования совместимости членов малых групп является гомеостатическая методика, которая нашла применение в проектировании групповой оперативной деятельности.
Методы наблюдения
Под наблюдением понимают целенаправленное, организованное и систематизированное рассмотрение исследуемого объекта. При этом очень важно четко фиксировать результаты наблюдений с целью их воспроизведения и использования других видов проверки. Методика наблюдения претерпела за последнее время значительное изменение благодаря применению различных фиксационных и других технических средств (фотографических, кинематографических, звукотехнических, телевизионных).
Вместе с тем повышаются требования к культуре наблюдения, прежде всего с точки зрения корректной постановки задачи наблюдения, точности его выполнения, широты рассмотрения описываемого явления.
В эргономике наблюдение часто является составной частью экспериментального исследования.
Организация наблюдения включает решение следующих вопросов:
а) определение задачи и цели наблюдения;
б) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и обеспечивающего сбор необходимой информации;
г) выбор способа регистрации наблюдаемого явления;
д) обработка и интерпретация полученной информации.
При организации наблюдения необходимо учитывать, что присутствие наблюдателя оказывает существенное влияние на протекание деятельности. С помощью метода наблюдения, дополненного хронометражем, фото- или киносъемкой всех операций в порядке их следования, можно достаточно подробно описать трудовую деятельность.
Особое значение в профессиографических исследованиях имеет заранее продуманная и подготовленная схема наблюдения. Ниже приводятся две схемы наблюдения с целью анализа рабочего места, рабочей позы и рабочих движений. Первая составлена для изучения деятельности диспетчеров, вторая — намотчиц. Деятельность диспетчеров изучалась с целью разработки эргономических требований к рабочему креслу, деятельность намотчиц — с целью реорганизации всего рабочего места.
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ 1
1 Специфика диспетчерского труда по занятости органов чувств и включенных в работу частей тела (руки, ноги, зрение, слух).
2. Специфика положения тела: фиксированная поза, подвижность относительно сиденья, пульта.
3. Угол наклона туловища: отрицательный (вперед), прямой, положительный (назад).
4. Высота опорной точки туловища (спины) над сиденьем.
5. Высота пульта и угол наклона рабочей панели.
6. Занятость рук (правая, левая, обе).
7. Положение рук в зоне досягаемости: по глубине (предельная, ближняя), по ширине (справа, слева).
8. Соответствие размеров пульта зонам легкой или оптимальной досягаемости моторного поля рабочего места.
9. Опорные точки рук (локти, предплечья).
10. Положение ног (правой, левой).
11. Соответствие размеров пульта зонам легкой или оптимальной досягаемости..
12. Определение опорной части сиденья: передняя, средняя, задняя.
13. Возможность отдыха вне рабочей зоны.
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ 2
1. Специфика труда по занятости органов чувств и включенных в работу частей тела (руки, ноги, зрение, слух).
2. Специфика положения тела: фиксированная поза, подвижность относительно сиденья, станка.
3. Угол наклона туловища: отрицательный (вперед), прямой, положительный (назад).
4. Угол наклона головы: отрицательный, прямой, положительный.
5. Занятость рук: постоянная (правая, левая, обе), периодическая (правая, левая, обе).
6. Положение рук в зоне досягаемости: по глубине (предельная, ближняя), по ширине (справа, слева).
7. Соответствие размеров станка зонам легкой или оптимальной досягаемости моторного поля рабочего места.
8. Занятость ног: рабочей (правая, левая), опорной (правая, левая).
9. Положение рабочей ноги в период отсутствия действия: на педали, на полу, на подставке, без опоры.
10. Положение опорной ноги: на полу, на подставке, на педали, без опоры.
11. Соответствие размеров станка зонам легкой или оптимальной досягаемости ног.
12. Использование подставки для ног (да, нет; для правой, левой, обеих).
13. Расстояние от средней подмышечной линии до оправки (поперечная ось станка).
14. Определение опорной части сиденья: передняя, средняя, задняя.
15. Отношение работницы к введенным усовершенствованиям стула (положительное, отрицательное).
Запись результатов наблюдения может быть сделана в виде таблицы, к которой должна прилагаться инструкция по ее заполнению.
Основы эргономки лекция 2 — Стр 2
Задание № 2. Составить схему наблюдения рабочего места токаря.
Последовательность выполнения:
1) Изучить функции рабочего токарного станка.
2) Просмотреть видео работы токаря.
3) Составить описание работы токаря с учетом эргономических факторов.
4) Дать описание наблюдения по схеме 2 в таблице 1. Ответ записать полным предложением с пояснениями.
Таблица 1
№ |
Вопрос |
Ответ |
Специфика труда по занятости органов чувств и включенных в работу частей тела (руки, ноги, зрение, слух). |
|
|
|
Специфика положения тела: фиксированная поза, подвижность относительно сиденья, станка. |
|
|
Угол наклона туловища: отрицательный (вперед), прямой, положительный (назад). |
|
|
Угол наклона головы: отрицательный, прямой, положительный. |
|
|
Занятость рук: постоянная (правая, левая, обе), периодическая (правая, левая, обе). |
|
|
Положение рук в зоне досягаемости: по глубине (предельная, ближняя), по ширине (справа, слева). |
|
|
Соответствие размеров станка зонам легкой или оптимальной досягаемости моторного поля рабочего места. |
|
|
Занятость ног: рабочей (правая, левая), опорной (правая, левая). |
|
|
Положение рабочей ноги в период отсутствия действия: на педали, на полу, на подставке, без опоры. |
|
|
Положение опорной ноги: на полу, на подставке, на педали, без опоры. |
|
|
Соответствие размеров станка зонам легкой или оптимальной досягаемости ног. |
|
|
Использование подставки для ног (да, нет; для правой, левой, обеих). |
|
|
Расстояние от средней подмышечной линии до оправки (поперечная ось станка). |
|
Список рекомендуемой литературы (библиотека ВСГТУ)
- Мунилов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. – М.: Логос, 2001. – 356 с.
2. Адамович Н. В. Управляемость машин [Текст] : (Эргоном. основы оптимизации рабочего места человека-оператора) / Н. В. Адамович. — М. : Машиностроение, 1977. — 280 с.
Список рекомендуемой литературы (электронная библиотечная система «Руконт»)
1. Солопова, В. А. Лекции по эргономике : конспект лекций / В. А. Солопова .- Оренбург : ГОУ ОГУ, 2009 — http://rucont.ru/efd/193344?cldren=0
2. Пырьев, Е. А. Психология труда : учебное пособие / Е. А. Пырьев .- М. : ОАО «ЦКБ «БИБКОМ», 2013 — http://rucont.ru/efd/224086?cldren=0
3. Грузинцева В.А. Эргономика: учебное пособие к практическим занятиям. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007. – 107 с. — http://rucont.ru/efd/193040?cldren=0