Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методы качественного анализа в психологии Qualitative Methods in Psychology
Язык(и) обучения РУССКИЙ
Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах: 3
Регистрационный номер рабочей программы: 012161
Санкт-Петербург 2014 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Характеристики учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Цели и задачи учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Элективная дисциплина «Методы качественного анализа в психологии» читается в 1 семестре обучающимся по направлению «Психология» (магистратура), ООП «Общая психология и психология личности», профиль «Общая психология».
Аннотация Погружение в практику качественных исследований в психологии. Мастер-классы специалистов (феноменологическое, экзистенциальное и когнитивное интервью). Супервизия Вашей практической работы. Приобретение и формирование первичных практических навыков: интервьюирования; феноменологического описания случая; работы в качестве эксперта (разработка шкал и категорий контент-анализа); написания отчета по качественным данным. Методология и дизайн качественных и смешанных качественно-количественных исследований: разработка, проблемы валидизации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паралельное изучение дисциплин: «Методологические проблемы психологии», «Дизайн психологического исследования». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КП-02.2 Умеет создавать идеи для конкретных психологических исследований в области общей психологии, формулировать проблемы и гипотезы, генерировать теоретический контекст для конкретных психологических исследований, определять параметры и ресурсы для психологических исследований, описывать методологию психологических исследований, планировать исследование. ОКМ-9 Самоорганизация: Умеет управлять собой, своими эмоциями и поведением, способен совладать со стрессовыми ситуациями, развивать свои способности, планировать карьеру ПК-4 Владеет приемами анализа и оценки данных психологического исследования, интерпретации результатов исследования, подготовки отчетной документации, докладов, публикаций соответствующих международным стандартам. Умеет давать рекомендации и заключения по результатам исследования и их внедрения ПК-6 Умеет применять психологические методы диагностики для оценки индивидуумов, групп и организаций адекватные контексту оказания услуги ПК-11 Готов участвовать в подготовке и реализации проектов, направленных на улучшение качества жизни различных групп населения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторная и самостоятельная работа студентов предполагает следующие активные (интерактивные) формы учебной деятельности: разбор кейсов, групповые дискуссии по результатам самостоятельной работы, мастер-классы и тренинги по анализу качественных данных разного типа, самостоятельная подготовительная работа с художественной и профессиональной литературой и видеоматериалами, самостоятельная внеаудиторная работа по проведению и анализу данных глубинного интервью (курсовой проект), презентация проектов и круглый стол, ведение дневника профессионального развития и самоанализ феноменологического пространства жизненного мира. Общий объем активных форм обучения: 16 часов интерактивных форм работы. В рамках 16 часов практических занятий, 4 часов самостоятельной работы в присутствии преподавателя (презентация проектов и круглый стол), 35 часов самостоятельной внеаудиторной работы (курсовой проект и подготовка к аудиторной работе). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Организация учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1.1 Основной курс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(пример заполнения таблицы – в соответствии с Учебным планом) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
период обучения (модуль) |
Контактная работа обучающихся с преподавателем |
Самостоятельная работа |
Объём активных и интерактивных форм учебных занятий |
Трудоёмкость |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекции |
семинары |
консультации |
практические занятия |
лабораторные работы |
контрольные работы |
коллоквиумы |
текущий контроль |
промежуточная аттестация |
итоговая аттестация |
под руководством преподавателя |
в присутствии преподавателя |
сам.раб. в т.ч. с использованием методических материалов |
текущий контроль (сам.раб.) |
промежуточная аттестация (сам.раб.) |
итоговая аттестация (сам.раб.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
очная форма обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестр 1 |
8 |
0 |
0 |
16 |
|
|
|
|
1 |
|
|
4 |
35 |
|
0 |
|
16 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: |
8 |
0 |
0 |
16 |
|
|
|
|
1 |
|
|
4 |
35 |
|
0 |
|
16 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Период обучения (модуль) |
формы текущего контроля успеваемости |
Виды промежуточной аттестации |
Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
очная форма обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестр 1 |
нет |
зачет |
— |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Структура и содержание учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Период обучения (модуль): Семестр 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Наименование темы (раздела, части) |
Вид учебных занятий |
Количество часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Введение |
лекции |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Тема 1 |
лекции |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Тема 2 |
лекции |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Тема 3 |
лекции |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Тема 4 |
лекции |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Тема 5 |
лекции |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Тема 6 |
лекции |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Тема 7 |
лекции |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Тема 8 |
лекции |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Тема 9 |
лекции |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
семинары |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
практические занятия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. в присутствии преподавателя |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сам.раб. по методическим материалам |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Методическое обеспечение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Презентации лекций, материалы для групповой работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт с материалами курса, методические рекомендации (электронная версия) Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во ДНК, 2001 Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993 Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями// Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма, М.: Олма-Пресс, 2001 с. 90-137 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма промежуточной аттестации – зачет (письменный тест, система баллов). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания представлены на сайте преподавателей курса. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработана анкета обратной связи для студентов с целью изучения их ожиданий в отношении данной дисциплины и удовлетворенности учебным процессом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2. Кадровое обеспечение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие базового психологического образования и степени кандидата психологических наук. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не требуется. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Материально-техническое обеспечение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3.1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудитория должна быть оборудована программным обеспечением для презентации аудио- и видеоматериалов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3.3 Характеристики специализированного оборудования |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не требуется |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3.4 Характеристики специализированного программного обеспечения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не требуется |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3.5 Перечень и объем расходных материалов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ватман, канцелярский принадлежности. Рекомендуется обратить внимание на условия подготовленности помещения к проведению занятий, такие как обеспечение мелом, губками, досками, маркерами, фломастерами, флип-чартами, бумагой для копирования раздаточного материала, картриджем для принтера и т.п., если снабжение расходными материалами не предусмотрено локальными актами, регулирующими организацию учебного процесса на факультете. Предъявляемые требования к материально-техническому обеспечению должны соотноситься с возможностями факультета. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Информационное обеспечение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4.1 Список обязательной литературы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4.2 Список дополнительной литературы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4.3 Перечень иных информационных источников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт преподавателей курса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Разработчики программы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество |
Учёная |
Учёное |
Должность |
Контактная информация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
степень |
звание |
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зайцева Юлия Евгеньевна |
Канд. пс. н. |
|
доцент кафедры общей психологии |
Psygen66@mail.ru 328-94-13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Щербакова Ольга Владимировна |
Канд. пс. н. |
|
доцент кафедры общей психологии |
Psygen66@mail.ru 328-94-13 |