4. Неповторимость, индивидуальность

Лекция 1

  • Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  • Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики
  • Отличия житейского и научного психологического знания:
  • 1) Конкретность – обобщенность;
  • 2) Интуитивность – рациональность;
  • 3) Ограниченность – широта;
  • 4) Персонифицированность – универсальность;
  • 5) Спонтанность – преднамеренность, методичность;
  • Объект науки – та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
  • Предмет науки – сторона, или аспект объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы.
  • Объект психологии – носитель психики: человек и животное.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективной реальности и формировании на основе этого психического образа, целесообразной регуляции деятельности субъекта и его поведения

  • Функции психики:
  1. Функция отражения.

При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через внутреннее, т.е. ранее сложившиеся особенности психики и психические состояния.

Психическое отражение не зеркально, носит опережающий характер, субъективно, активно, постоянно углубляется и развивается.

.

.

  • Особенности психического отражения человека:

1. Активность.

  • Психическое отражение человека активное, а не пассивное, т.е. люди, отражая объективный мир, сами на него воздействуют, изменяют в соответствии со своими целями, интересами и потребностями.

2. Целенаправленность.

  • Психическое отражение носит целенаправленный, сознательный характер, неразрывно связано с активной деятельностью.

3. Динамичность.

5 стр., 2170 слов

Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа — Отражение реальности в форме чувственных и умственных образов.

Сознание Философия ставит в центр своего внимания проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем ...

  • По мере развития в филогенезе и онтогенезе, с усложнением НС психическое отражение развивается: углубляется и совершенствуется.
  • Каждый человек в силу особенностей строения его собственной нервной системы, в силу специфики жизненного опыта по-своему отражает объективный мир. Двух одинаковых картин мира не существует.

5. Носит опережающий и избирательный характер.

  • Отражая объекты реального мира, человек выделяет, прежде всего, те из них, которые могут быть значимы (важны) для его настоящей жизнедеятельности.

6. Объективность.

  • Дает возможность правильно отражать окружающую действительность, т.е. имеет объективный характер. Психическое отражение предполагает известное подобие между материальными характеристиками источника и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. В любом отраженном образе, сколь удивительным бы он ни был, содержатся реально существующие элементы. Правильность отражения подтверждается практикой.
  • Функции психики:

2. Познавательная.

Обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в окружающем мире, гарантируя человеку эффективное осмысление реалий этого мира и адекватное к нему отношение.

С другой стороны, обеспечивает формирование самосознания.

  • Функции психики:

3. Регуляторная.

Отражая воздействия внешней среды, психика с одной стороны адаптируется к ней, с другой стороны регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

Высшая форма психической регуляции – произвольность.

  • Функции психики:

4. Коммуникативная.

4 стр., 1897 слов

Принципы, функции и методы управления

РЕФЕРАТ по курсу «Менеджмент» по теме: «Принципы, функции и методы управления» 1. Принципы управления Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления. Принцип -- это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит ...

Обеспечивает передачу информации, возможность совместной деятельности, установление отношений индивидуумов.

Высшая форма коммуникации – слово, речь.

Психические явления включают:

  • Психические процессы;
  • Психические свойства;
  • Психические состояния;
  • Массовые психические явления.

1. Познавательные процессы:

    • Ощущения,
  • Восприятие,
  • Мышление,
  • Воображение,
  • Внимание,
  • Память,
  • Речь.

2. Эмоциональные процессы:

  • Чувства;
  • Аффекты;
  • Эмоции;
  • Стресс.

3. Волевые процессы:

  • Борьба мотивов;
  • Принятие решения;
  • Постановка цели.

Специфика психических явлений.

1. Полифункциональность и полиструктурность.

Психические явления имеют пересекающиеся функции и средства, трудноопределимые структуры, реализующие конкретную функцию.

2. Недоступность для непосредственного наблюдения.

Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.

Специфика психических явлений.

3. Отсутствие четких пространственных признаков.

Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.

4. Высокая подвижность и изменчивость.

5. Высокая адаптивность психических явлений.

Особенности психологического знания:

  • В психологии совпадают субъект познания и объект познания;
  • Психические процессы и феномены в принципе недоступны объективному внешнему наблюдению;
  • Психологические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии;
  • Процедуры и методики психологического исследования и обследования вносят изменения в изучаемую реальность;
  • После проведения психологического исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь;
  • Психологическое знание обладает сильно выраженной активной, действующей составляющей;
  • Психологическое знание несет большую мировоззренческую нагрузку;
  • Психология, являясь одновременно естественной и гуманитарной наукой, использует широкий спектр методов и процедур исследования по сравнению с любой другой наукой;
  • В психологии параллельно существует множество парадигм;
  • В психологии невозможно последовательно реализовать один подход не привлекая понятия и объяснительные принципы из другого;
  • В психологии до сих пор не произошло полного и четкого размежевания научного, околонаучного и псевдонаучного знания.

Для современной отечественной психологии в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретно-научной — системно–деятельностный подход.

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя ... вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации ... 51. 21. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов ... среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям ...

Основные принципы системно–деятельностного подхода:

1. Принцип детерминизма;

2. Принцип единства сознания и поведения (деятельности);

3. Принцип развития;

4. Принцип активности;

5. Принцип системности

Методы психологии:

  • Наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Беседа;
  • Анкетирование;
  • Проективные методы;
  • Тестирование;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Моделирование;
  • Физиологические и др.

Лекция 2. Связь психологии и медицины.

Медицинское знание и практика имеют самые тесные отношения с психологией. Более того, считается, что медицина наряду с философией была источником психологического знания. Поскольку душа выражает себя через тело, то две отрасли знания: одна из которых занимается проблемами тела, а другая проблемами души не могут не быть взаимосвязанными и не иметь

    • общих исторических корней;
  • близкий объект изучения;
  • сходных способов получения информации;
  • пересекающихся понятий;
  • аналогичных или даже единых функций.

Области сотрудничества медицинского и психологического знания:

  • в экологии, гигиене для предотвращения вредных влияний внешней среды, предотвращение старения, изменение образа жизни человека в соответствии с данными психологии здоровья;
  • в экономике для правильной организации производства и формирования инфраструктуры;
  • в социологии для создания адекватных, здоровых отношений в социальных группах

Области использования медицинского и психологического знания.

20 стр., 9866 слов

Тема: «психология здоровья и болезни. Психология лечебного взаимодействия »

... здоровья. Карвасарский, Тхостов, Лебединский выделяют группы людей с учётом жалоб на здоровье: Группа людей совершенно здоровых, жалоб нет. Лёгкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического ... свою болезнь, поэтому врачу сложно выявить влияние психики на болезнь. ... устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в ...

  • в педагогике с целью создания наилучших условий труда, подбора соответствующих возможностям учащихся методов обучения и воспитания;
  • в медицинской науке и практике;
  • в психологии для уточнения взаимоотношений психики и организма, для понимания влияния нарушений функций органов и систем на психическое отражение и психическую деятельность

Сфера предметного сотрудничества:

  • Психология и медицина, имеющие общий объект изучения — человека, связаны общей терминологией, общими понятиями, т.е. имеют близкий понятийный аппарат.
  • Важнейшие понятия медицины: здоровье, болезнь, телесная функция, лечение используются в психологической практике, а также рассматриваются с учетом психологических факторов.

Сфера предметного сотрудничества:

  • Здоровье выступает как характеристика целостного развития человека, поэтому здоровая личность психически устойчива, что позволяет ей поддерживать и противостоять воздействию среды, преодолевать сопротивление внешних условий.
  • В системном понятии здоровья выделяют биологическую, психологическую и социальную составляющую

«Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Устав ВОЗ, 1946.

Здоровье — способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания

Лишук В. А., 1994.

Одним из центральных в психологии здоровья является понятие о норме психического развития, которое позволяет говорить о соответствии биологического и психологического возрастов человека

4 стр., 1885 слов

Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакции на здоровье-заболевание

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ студентки 5 курса гуманитарного факультета Учебная дисциплина: "Психология здоровья" Тема: "Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакции на здоровье-заболевание" "ЗАЩИЩЕН"_____________ "ОЦЕНКА"____________ Одесса-2008г. План Введение. 3 I. Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании реакций на ...

Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и прежде всего трудовую деятельность.

Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, сопровождающееся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном.

По показателям психического здоровья (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы:

1 -я группа — совершенно здоровые, жалоб нет;

2-я группа — легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро­социальных факторов;

3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации;

4-я группа — клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация».

Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями).

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.

1-й критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»);

2-й критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.

3-й критерий — как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

11 стр., 5082 слов

Леонтьев Д.А. — Жизненный мир человека и проблема потребностей

Д.А.Леонтьев ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ Понятие потребности является одним из ключевых объяснительных понятий психологии личности. Все побудительные силы человеческой деятельности выводятся в конечном счете из тех или иных потребностей, понимаемых как источники человеческой мотивации. Само понятие потребности при этом, как правило, оказывается не требующим объяснения, т.е. ...

Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо.

Мера одиночества – это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

**********************************************

Карен Хорни (1885 – 1952):

Основным побудительным мотивом является стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида.

Чувства тревоги и беспокойства являются базовыми для поведения индивидов и сопровождают человека на протяжении всей жизни. 

Направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

  1. Движение к людям;
  2. Движение от людей;
  3. Движение против людей.

Невротические (компульсивные) потребности:

  1. Невротическая потребность в любви и одобрении. Эта потребность характеризуется огульным желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать их ожиданиям. Человек живет ради хорошего мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к любому знаку отвержения и недружелюбия. 
  1. Невротическая потребность в «партнере – опекуне». Человек переоценивает любовь и чрезвычайно боится быть брошенным и остаться в одиночестве. 
  1. Невротическая потребность в узком ограничении жизни. Такой человек нетребователен, удовлетворяется малым, предпочитает оставаться незаметным и превыше всего ценит скромность. 
  1. Невротическая потребность в силе. Эта потребность проявляется в стремлении к силе ради нее самой, неуважении к другим, огульном восхвалении силы и презрении к слабости. Другой вариант этого стремления – потребность веры во всемогущество воли. Такие люди полагают, что волевыми усилиями всего можно добиться. 
  1. Невротическое стремление эксплуатировать других. 
  1. Невротическая потребность в значимости. Самооценка определяется уровнем публичного признания. 
  1. Потребность в том, чтобы, быть объектом восхищения. У людей, обладающих этой потребностью, гипертрофирорванный образ самого себя; желание, чтобы ими восхищались в соответствии с ним, а не с тем, чем они являются на самом деле.
  1. Невротическое стремление к личным достижениям. Такие люди хотят быть лучше всех и направляют себя ко все большим и большим достижениям, что является следствием базового отсутствия чувства безопасности. 
  1. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости. Разуверившись в возможности теплых, приносящих удовлетворение отношений с другими людьми, человек отделяет себя от других и отказывается от привязанностей к кому-либо или к чему-либо. Он становится «одиночкой». 
  1. Невротическая потребность в совершенстве и безупречности. Боясь совершить ошибку и подвергнуться критике, люди с этой потребностью стараются стать неуязвимыми и непогрешимыми. Они постоянно ищут в себе пороки с тем, чтобы их можно было скрыть прежде, чем они станут очевидны для остальных. 

********************************

Индивидуализация (индивидуация) (К.Г. Юнг), позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других — один из важнейших параметров психического здоровья.

Духовное здоровье человека (Маслоу А., Роджерс К., и др., гуманистическая, экзистенциональная психология) проявляется прежде всего в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно – в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни. Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального целостного представления о жизни.

Влияние болезни на психику.

Наибольшее значение для практической деятельности врача представляет патогенное влияние соматического состояния на психику, под которым подразумевается не что иное, как нарушение психической деятельности человека в условиях соматической болезни.

Два основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику человека: 

1. Соматогенный;

2. Психогенный.

Соматогенное влияние болезни на психику. Связано с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и самих интенсивных болевых ощущений.

Особенно большую роль соматогенные влияния на психику играют при врожденных пороках сердца и заболеваниях почек.

Психогенное влияние болезни на психику. 

Основной формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия (имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия).

Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни». 

Болезнь как патологический процесс в организме двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни:

  1. Телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания.
  2. Болезнь создает трудную для больного жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе.

В механизмах взаимоотношений психики и сомы большую роль играют т.н. механизмы «замкнутого круга».

Нарушения, первоначально возникающие в соматической (равно и в психической) сфере, вызывают реакции в психике (соме), а последние являются причиной дальнейших соматических (психических) нарушений. Так по «замкнутому кругу» развертывается целостная картина болезни.

Внутренняя картина болезни:

  • отражение в психике больного своей болезни;
  • субъективно – психологическая сторона любого заболевания, т.е. концепция болезни созданная больным, это его ощущения, эмоции, познание болезни.

Влияние соматического состояния на психику человека может быть как патогенным, так и саногенным (оздоравливающим).

Характеристика внутренней картины болезни:

1. Объективность.

2. Универсальность.

3. Активность.

4. Вторичный феномен.

5. Динамическое образование.

6. Фактор изменения личности.

7. Личностное образование.

8. Мишень психологического воздействия

Составляющие ВКБ:

I уровень. – чувственный, непосредственно-чувственный.

На первом уровне больной испытывает неприятные, дискомфортные ощущения, которые есть отражение в психике соматических или психических нарушений.

Составляющие ВКБ:

II уровень. – эмоциональный, переживание болезни, этап первичного означения.

Неявные, нечеткие впечатления переходят в перцептивные образы, соотносятся с культурными стереотипами. Интрацептивные образы вербализуются, т.е. означаются определенным словом. На втором этапе больной называет свои состояния. Найденное вербальное означение может влиять на чувственное ощущение заболевшего.

Составляющие ВКБ:

III уровень – рациональная переработка, когнитивный этап, вторичное означение.

Создание концепции болезни, мифы болезни и лечения. Больной создает собственную концепцию болезни. Он определяет причины болезни, возможные пути течения. Для построения конструкта болезни важны знания больного о собственном теле и болезнях, а также важен его интеллектуальный уровень развития.

Составляющие ВКБ:

IV уровень – мотивационный, личностный.

На последнем этапе построения ВКБ больной определяет, что значит для него то или иное заболевание, как оно повлияет на его дальнейшую судьбу. Идет переоценка ценностей, изменение миропонимания, вырабатывается тактика проживания с болезнью.

На формирование внутренней картины болезни оказывают влияние ряд факторов, к которым можно отнести:

  1. Объективные проявления болезни;
  2. Особенности эмоционального реагирования личности;
  3. Половые особенности;
  4. Уровень интеллектуального реагирования;
  5. Личный опыт (общежитейский и перенесенных заболеваний);
  6. Полученная информация о здоровье, внутренних органах, болезни, ее причинах, лечении;
  7. Понимание универсальности и необратимости смерти;
  8. Отношение окружающих лиц и близких людей больного к его заболеванию;
  9. Влияние врача и медицинского персонала на заболевшего;
  10. Наличие других стрессоров.

Типы ВКБ с учетом эмоциональных отношений:

  1. Гипонозогнозический:

игнорирование болезни, отсутствие беспокойства по поводу своего состояния, завышенные ожидания результатов лечения.

2) Гипернозогнозический:

избыточная эмоциональная напряженность, преувеличение тяжести проявления заболевания, неверие в успех лечения.

3) Прагматический:

стремление к реальной оценке заболевания, его прогнозу, хороший контакт с врачом, желание выполнять все лечебные предписания.

Типы эмоциональных отношений к болезни формируют и варианты отношений к болезни самих людей.

Тип отношения к болезни (Личко А.Е.):

1. Гармоничный (Г) (реалистичный, взвешенный).

Оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Стремление облегчить близким тяготы ухода за собой. В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.

2. Эргопатический (Р) (стенический).

«Уход от болезни в работу». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу. Стремление во что бы то ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности в прежнем качестве.

3. Анозогнозический (З) (эйфорический).

Активнее отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, вплоть до отрицания очевидного. При признании болезни – отбрасывание мыслей о возможных ее последствиях. Отчетливые тенденции рассматривать симптомы болезни как проявления «несерьезных» заболеваний или случайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко характерны отказ от врачебного обследования и лечения, желание «разобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «само все обойдется». При эйфорическом варианте этого типа — необоснованно повышенное настроение, пренебрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Желание продолжать получать от жизни все, что и ранее, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима и врачебных рекомендаций, пагубно сказывающихся на течении болезни.

4. Тревожный (Т) (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический).

Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов», частая смена лечащего врача. В отличие от ипохондрического типа отношения к болезни, в большей степени выражен интерес к объективным данным (результаты анализов, заключения специалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому — предпочтение слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение тревожное. Как следствие тревоги — угнетенность настроения и психической активности.

5. Ипохондрический (И). Чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение неприятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, постоянных требований тщательного обследования у авторитетных специалистов и боязни вреда и болезненности процедур.

6. Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Неумение и нежелание терпеть болевые ощущения. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем — критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении.

7. Меланхолический (М) (витально-тоскливый).

Сверхудрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Сомнение в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.

8. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало. Вялость и апатия в поведении, деятельности и межличностных отношениях.

9. Сенситивный (С). Чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Опасения, что окружающие станут жалеть, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природа болезни и даже избегать общения с больным. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами

10. Эгоцентрический (Э) (истероидный).

«Принятие» болезни и поиски выгод в связи с болезнью. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе в ущерб другим делам и заботам, полное невнимание к близким. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», отношение к ним — неприязненное. Постоянное желание показать другим свою исключительность в отношении болезни, непохожесть на других. Эмоциональная нестабильность и непрогнозируемость.

11. Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь — результат внешних причин, чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность и настороженность к разговорам о себе, к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

12. Дисфорический (Д) (агрессивный).

Доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.

Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А., 1982):

1. Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и признательны ему за помощь.

2. Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными»  и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.

3. Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

4. Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, даже депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.

5. Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеж­дений, тенденциозности. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьез­ного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом. Несмотря на психическое здоровье, они демонстрируют подчас так называемую «двойную ориентировку».

6. Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, легко внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в раз­ных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибоч­ны, характерна аффективная неустойчивость.

7. Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от ста­ционарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными

Переживание болезни во времени:

1-й этап. Предмедицинская фаза — длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

2-й этап. Фаза ломки жизненного стереотипа – переход в такую стадию болезни, когда больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания и он полон сомнений и тревог.

3-й этап. Фаза адаптации к болезни, когда снижается чувство напряженности и безысходности, т.к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

4-й этап. Фаза «капитуляции» — больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения и понимает ограниченность возможностей медицины в его полном излечении. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

5-й этап. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки, вторичные выгоды).