Тема 7: « Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельн

Тема 7: « Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности» (2 ч)

Вопросы к семинару

1.Самосознание и образ тела.

2.Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

3.Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.

4. Внутренний конфликт и психологическая защита.

5.Отношение человека к болезни и забота о здоровье.

6.Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

Самосознание и образ тела

Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. 

Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» (познавательное), и самооценку.

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.      Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.  Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.

3 стр., 1034 слов

самосознание личности.

... эмпирические методы – тестирование, беседа. Глава 1. Теоретическое исследование проблемы самосознания личности 1.1. Самосознание как особенность психики человека Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключаю-щееся в ... регуляции собственного поведения и деятельности на основе формируемого при этом психического образа [17, C. 14]. Из этого определения следует, что основными функциями ...

Через понятие «границ образа тела» была показана устойчивая связь между степенью определенности образа телесного «Я» и личностными характеристиками индивида. Нарушение представлений о границах образа тела свидетельствует о слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах. По данным С. Фишера, обнаружен значительный уровень корреляции между высокой степенью осознанности дорсальных (задних) зон тела и такими личностными свойствами, как контроль над импульсивными действиями и негативным отношением к реальности.

Образ телесного «Я» можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами:

1) тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности;

2) тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия;

3) тело и его функции как носители определенного символического значения.

Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъектив-ном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй – с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью.

Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу телесного «Я»:

1) образ телесного «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;

2) образ телесного «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других

Большинство авторов, исследующих психотические нарушения в восприятии образа телесного «Я», отмечают усиленное внимание декомпенси-рованной личности к своему телу, к анализу своего физического образа, недостатки которого могут вызвать состояние фрустрации, тревоги, социальной дезадаптации (синдром дисморфофобии).

Переживание физической неполноценности затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни. 

В рамках этой модели в содержании социально-психологического компонента образа телесного «Я» мы выделяем четыре характерологических признака: сенситивность, чувственность, осознанность и эстетичность, содержание которых может быть определено так:

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... АД, утрате мотивации достижений. Такое состояние Селье обозначил термином СТРЕСС и дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Есть и такое ... легко справляется с нагрузкой. В этот момент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Г. Селье назвал такое состояние ...

сенситивность – обостренная чувствительность к внутренней и внешней среде, проявляемая в рамках той или иной модели сенситивной культуры социального окружения;

чувственность – способность посредством невербального действия передавать характер эмоционально-чувственного состояния;

осознанность – способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела;

эстетичность – способность «одухотворять», то есть стилизовать телесные формы, наделять их эстетическим и культурным содержанием.

Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания — гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом. Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. 

Образ тела исследовался методом самооценки (аналог методики Дембо-Рубинштейн) по шкалам: результативность тела — «Ловкость», «Сила», «Быстрота реакции»; внешность — «Внешняя привлекательность», эмоциональное отношение — «Удовлетворенность физическими данными». 

 Можно утверждать, что человек, чей образ тела в самосознании представлен высокой оценкой силы, в сложной ситуации взаимодействия скорее будет стремиться к компромиссу, менее склонен к приспособлению и принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого. Оценивающий физическую сторону своей личности как слабую скорее склонен к приспособлению и менее к компромиссу. Личность, чей образ тела в самосознании оценивается как высоко привлекательный, скорее выберет вариант поведения в форме сотрудничества. Обнаружена связь между самооценками «Внешней привлекательности» и «Удовлетворенности физическими данными» 

Таким образом, можно заключить, что оценочный компонент образа тела связан с особенностями межличностных отношений и межличностного взаимодействия старшеклассников. 

Стресс и психосоматическая реакция на него

Стресс —  неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

Автор теории стресса канадский психолог Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма).

7 стр., 3167 слов

Гомеостаз и стресс-реакция организма

... Селье определил понятием "стресс". Стресс по Г. Селье - это реакция организма, обеспечивающая приспособление его к меняющимся условиям среды, носящая генерализованный характер и имеющая общие черты при сильных воздействиях разного рода. Стресс-реакция ...

Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах работы и обучения. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Все люди реагируют на одни и те же нагрузки по-разному. От характера реакции зависят возникающие вследствие стресса заболевания. Обобщение клинических материалов позволило врачам сделать вывод, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей преимущественно гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями (инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и др.).

Доказано, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Подавленный гнев способствует развитию ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии, хотя и не является единственной причиной этих заболеваний. Академик К.М. Быков писал: «Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы».

Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием.

Признаки эмоционального напряжения, проявляющиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка. В списке заболеваний, связанных со стрессами, доминируют неврозы – психогенные обратимые расстройства, функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды. Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, для других — тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или переучивании.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). ... на органы чувств. I. Стимул => вегетативная нервная система=> рефлекторная реакция. II. Стимул => спинной мозг=> ретикулярная формация=> кора головного мозга=> ...

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно затрудняет восприятие полного объема информации.

Психологические реакции на стресс – страх и беспокойство (могут быть продуктивными), раздражение, тоска, чувство вины.

Общий адаптационный синдром

Представление о стрессе (от англ. stress — напряжение) как об общем адаптационном синдроме (ОАС) впервые сформулировал видный канадский ученый Ганс Селье (1907-1982 г.г.).

Стресс – это особое состояние организма, возникающее в ответ на дей-ствие любых раздражителей, угрожающих гомеостазу, и характеризующееся мобилизацией неспецифических приспособительных реакций для обеспечения адаптации к действующему фактору.

Вот как сам Селье писал о причинах стресса: «Все приятное и неприят-ное, что ускоряет ритм жизни, может приводить к стрессу. Болезненный удар и страстный поцелуй в одинаковой мере могут быть его причиной».

Итак, с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения характер требования, предъявляемого к организму, будь это неожиданная радость или конфликтная ситуация, угрожающая жизни или вызывающая отрицательное эмоциональное состояние, – страх, душевный дискомфорт и др. Для становления стрессовой реакции не имеет значения сила стрессорного воздействия. Решающим для возникновения стрессовой реакции является лишь то, предъявляет ли раздражитель дополнительные требования к организму, вызывает ли потребность к адаптации, включению новых приспособительных механизмов.

ОАС — проявление стресса в его временном развитии, поэтому под ОАС следует понимать совокупность неспецифических приспособительных реакций, возникающих в ответ на действие стрессорного фактора и направленных на преодоление неблагоприятного влияния указанного агента на здоровье.

В развитии ОАС Г.Селье выделил три стадии.

Первая стадия ОАС – стадия тревоги (alarm reaction).

Эта стадия ста-новления реакций адаптации.

Влияние любого стрессора передается непосредственно через экстеро-, интерорецепторы и афферентные нервные пути, либо гуморально в цен-тральные нервные структуры, управляющие адаптационной деятельностью организма.

Сформировав-шийся в вышеперечисленных структурах ответ передается различным орга-нам-мишеням, которые обеспечивают развитие специфических для данного стрессора изменений в организме, связанных с его качеством, а также не-специфических сдвигов, которые являются реакцией организма на предъяв-ленное к нему требование как таковое, независимо от его природы. По мне-нию Г.Селье, именно эти неспецифические изменения составляют сущность стресса и проявляются в виде общего адаптационного синдрома.

Решающую роль в формировании ОАС играет гипоталамус, активация которого наступает при действии любого стрессора. Гипоталамус – это орган центральной нервной системы, который, получив информацию о появлении стрессора, запускает работу всей стресс-системы, координирует эндокрин-ные, метаболические и поведенческие реакции организма на стрессоры. И на гипофиз действует. Таким образом, стрессовые стимулы вызывают, прежде всего, актива-цию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Адреналин. Стадия тревоги возникает в момент действия стрессорного фактора, мо-жет продолжаться в течение 48 ч после начала воздействия стрессора. Ее выраженность зависит от силы и продолжительности действия раздра-жителя. Стадия тревоги подразделяется на две фазы: шока (потрясения) и контршока. В фазе шока возникает угроза всем жизненно важным функциям организма, при этом развиваются гипоксия, артериальная гипотензия, мы-шечная гипотония, гипотермия, гипогликемия, преобладают катаболические реакции в тканях над анаболиическими.

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... “психотропности” – растворимости в липоидах. Последнее прямо связано с распределением препаратов в организме и их проникновением в ЦНС через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ). Следует заметить, что ... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким ...

Фаза контршока пред-ставляет собой переходный этап к следующей стадии ОАС – стадии рези-стентности (stage of resistance).

Стадия резистентности характеризуется перестройкой защитных систем организма, адаптацией к действию стрессора. В этой стадии устанавливаются новые межэндок-ринные взаимоотношения. Продолжается усиленная выработка адаптивных гормонов – катехоламинов, ГК, хотя уровень их секреции снижается по срав-нению с первой стадией. Катехоламины усиливают секрецию глюкагона и тормозят продукцию инсулина, в результате чего значительно снижается уровень инсулина в крови. В случае прекращения влияния стрессорного агента или ослабления его силы вызванные ими изменения в организме (гормональные, структурно-метаболические сдвиги) постепенно нормализуются. Сколько-нибудь выра-женных патологических последствий не наступает.

Когда же патогенный раздражитель имеет чрезмерную силу или дей-ствует длительно, многократно, то адаптационные возможности организма могут оказаться несостоятельными. Это вызовет потерю резистентности и развитие конечной стадии ОАС – стадию истощения (stagе of exhaustion).

Речь идет в первую очередь об истощении пучковой зоны коры надпочечни-ков, ее прогресссирующей атрофии и уменьшении продукции ГК. Эта стадия характеризуется снижением активности симпато — адреналовой системы, уг-нетением всех защитных процессов в организме, малой сопротивляемостью организма к любым стрессорам. На этой стадии появляются изменения, свой-ственные стадии тревоги, но если на стадии тревоги эти изменения носят об-ратимый характер, то на стадии истощения они зачастую носят необратимый характер и нередко приводят организм к смерти. 

Практика убеждает, что стресса вполне можно избежать, если сформировать у человека установки и умения выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями.

Каковы же средства этой защиты?

 Среди них на первое место следует поставить метод полной рационализации предстоящего события, т. е. многократное осмысление его с такой степенью детализации, которая создает ощущение привычности будущей ситуации и действий в будущих условиях. А, как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неопределенное.

Другой метод — имитационные игры, смысл которых в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий. Это, так сказать, репетиции перед спектаклем. Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе дела и тем большая вероятность снятия мешающих делу «зажимов» психики и регуляции своего психического состояния.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

Третий метод — избирательной позитивной ретроспекции заключается в анализе своего личного опыта удачно закончившихся сложных жизненных ситуаций. Последовательное и детальное мысленное повторение всех возможных тонкостей успешно разрешенных проблем является содержательной базой сохранения благоприятного психоэмоционального состояния тем больше, чем большее число таких ситуаций со «счастливым» концом проанализировано (психика «заполнена» позитивным опытом) и чем сложнее были эти удачно окончившиеся события (вывод: «я решал сложные проблемы, решу и эту»).

Четвертый — механизм «зеркало».  Человек, в общем-то, знает, как меняется его лицо в зависимости or внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу требуемое ситуацией выражение. Стоит посмотреть на себя в зеркало, не торопясь и внимательно в состоянии стресса и затем волевым путем придать ему, выражение человека в уравновешенном состоянии, как по известной схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики. Точно так же можно поступить с речью, уравновешенный эталон которой заранее записан на ленте магнитофона

Динамичность установок — пятый вариант защиты от стресса. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от стресса, чем человек, однозначно ориентированный на достижение этого и только этого результата.

Шестое — умение переоценивать то, чего не смог достичь. Всеми силами рвущийся к достижению определенной цели человек вызывает уважение и почтение. Но если провал?! Ослабить его помогает умение принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему стремился. Что ни говори, а все-таки переносить малые потери легче, чем значительные.

Седьмой метод — объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличать неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. и т. п.

Дискретное общение — восьмой вариант ‘защиты’. Из обыденных наблюдений мы знаем (подтверждают и психологические опыты), что имеет место явление пресыщения общением, которое нередко является источником напряженности в отношениях между людьми. Во избежание появления стрессирующих отношений между людьми следует, прежде всего, знать признаки насыщения общением (возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, нервозность, несдержанность, обидчивость и т.д.) и уметь вовремя выходить из контактов с данными людьми ради последующего позитивного продолжения подобных контактов.

Среди инструментов психогигиены ее представители нередко называют юмор, последний и самый простой метод. Так, Р.Конечный и М.Боухал относят юмор к средствам временной передышки от напряжения, проблем и конфликтов, который хотя и не разрешает эти проблемы Функция юмора, в частности, состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворительное самочувствование в далеко неудовлетворительной ситуации.

Внутренние конфликты

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ — столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами внутреннего конфликта являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные претензии, противоположно направленные мотивы самоутверждения.Внутренний конфликт вызывается также несоответствием между высокой самооценкой личности и низкой се оценкой окружающими, между потребностями и невозможностью их удовлетворения, между высокими требованиями в учебе, работе и недостаточно развитыми для успеха личностными качествами (умственными, волевыми и др.). Внутренний конфликтпреодолевается пересмотром иерархии ценностных ориентации, развитием самокритичногоотношения к себе, адекватной оценкой своих возможностей и способностей, пониманием заслуг и возможностей других. Разрешение внутреннего конфликта высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворения

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. ...

Доминирование той или иной мотивации может быть различным на сознательном и неосознанном уровнях. К примеру, сознательно человек может стремиться к одному, а действовать в соответствии с побуждением, доминирующим на неосознанном уровне. В таких случаях мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно раздираемой внутренними конфликтами. 

Подобный конфликт возникает лишь при определенных условиях. Условия эти одновременно внешние и внутренние. Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию или между различными мотивами и отношениями личности, например долга и личных интересов, или между возможностями и стремлениями личности.

Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

 Согласно А.Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. Таким образом, психологическая защита рассматривалась как процесс восприятия и трансформации угрожающего или конфликтогенного объекта. На этой основе было описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

— Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

— реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

— регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

— идентификация – бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

— рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

— сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

— проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

— изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

20 стр., 9866 слов

Тема: «психология здоровья и болезни. Психология лечебного взаимодействия »

... здоровья, так и для лечения уже возникшего заболевания транслирует когнитивные схемы, на основе которых субъективные проявления соматического и психического дискомфорта, боль осознаются как симптомы болезни ... Следующий важный фактор психического здоровья - удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных ...

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или как вредное явление. Она позволяет достичь более или менее устойчивого состояния личности на фоне дестабилизирующей ситуации, травмирующих переживаний и способствует успешной адаптации к данным условиям. Вместе с тем, психологическая защита не позволяет человеку активно воздействовать на причину, источник дестабилизирующей ситуации.

Забота о здоровье

Влияние соматического состояния на психику человека может быть как патогенным, так и саногенным (оздоравливающим).

Что касается последнего аспекта, то врачам хорошо известно, как с каж дым днем при выздоровлении от тяжелого соматического недуга происходит и улучшение (санация) психического состояния больного: улучшается настроение, появляется бодрость и оптимизм. Считается, что определить степень физического здоровья человека достаточно просто — здоровый человек удовлетворен функционированием своего организма. Эту степень здоровья достоверно устанавливает медицина, используя соответствую щие методики осмотра, лабораторные исследования. 

Как человек относится к своему здоровью, т.е. без понимания его внутренней картины здоровья, невозможно понять внутреннюю картину болезни, которая, как полагают, является лишь частным слу чаем первой. Переживание чувства здоровья связа но не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного физического, психического и нравственного состоя ния, которое позволяет оптимально, без всяких ограничений осуще ствлять общественную и прежде всего трудовую деятельность. Внутренняя картина здоровья — составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, со провождающееся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном.

При оценке психологии здоровья важно различать понятия «со стояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья — истин ное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Са мочувствие же субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья. Неполнота и искажения внутренней картины болезни возможны у маленьких детей, а также в силу своеобразия структуры личности — нестабильности само оценки, «Я-образа» в целом и физического «Я», зависимости собственной самооценки от оценок других людей.

Тип отношения к болезни (Личко А.Е.)

1. Гармоничный (Г) (реалистичный, взвешенный).

Оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения.

2. Эргопатический (Р) (стенический).

«Уход от болезни в работу». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное, прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу.

3. Анозогнозический (З) (эйфорический).

Активнее отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, вплоть до отрицания очевидного. При признании болезни — отбрасывание мыслей о возможных ее последствиях. Отчетливые тенденции рассматривать симптомы болезни как проявления «несерьезных» заболеваний или случайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко характерны отказ от врачебного обследования и лечения, желание «разобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «само все обойдется».

4. Тревожный (Т) (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический).

Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов», частая смена лечащего врача. В отличие от ипохондрического типа отношения к болезни, в большей степени выражен интерес к объективным данным (результаты анализов, заключения специалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому — предпочтение слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы.

5. Ипохондрический (И). Чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение неприятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, постоянных требований тщательного обследования у авторитетных специалистов и боязни вреда и болезненности процедур.

6. Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Нетерпеливость в обследовании и лечении, неспособность терпеливо ждать облегчения. В последующем — критическое отношение к своим поступкам и необдуманным словам, просьбы о прощении.

7. Меланхолический (М) (витально-тоскливый).

Сверхудрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Пессимистический взгляд на все вокруг.

8. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны.

9. Сенситивный (С). Чрезмерная ранимость, уязвимость, озабоченность возможными неблагоприятными впечатлениями, которые могут произвести на окружающих сведения о болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Колебания настроения, связанные, главным образом, с межличностными контактами.

10. Эгоцентрический (Э) (истероидный).

«Принятие» болезни и поиски выгод в связи с болезнью. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе в ущерб другим делам и заботам, полное невнимание к близким.

11. Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь — результат внешних причин, чьего-то злого умысла. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.

12. Дисфорический (Д) (агрессивный).

Доминирует гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Зависть и ненависть к здоровым, включая родных и близких. Вспышки озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Агрессивное, подчас деспотическое отношение к близким, требование во всем угождать.

Психологические последствия болезни

Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами.

Во-первых, это возможная вторичная невротизация — манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание.

Во-вторых, это реакция личности на болезнь, которая может как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами.

В-третьих, возможны психологические и социально-психологические последствия. Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; к изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования.

В-четвертых, в процессе хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть формирование в ходе болезни личностных особенностей (повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентричности), нуждающихся в корригирующих воздействиях. Безусловно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.

Выделены два типа мотивации сохранения и укрепления здоровья: мотивация выживания и мотивация достижения. Мотивация выживания в сохранении и укреплении здоровья со смысловым основанием «самочувствие и семья» обеспечивает решение текущих жизненных проблем, выживание в рамках социальной общности. Мотивация достижения в сохранении и укреплении здоровья со смысловым основанием «материальное благополучие — ценность здоровья — цели — ответственность- внешняя привлекательность» позволяет не просто решать текущие задачи своей жизни, поддерживать свою жизнь на определенном уровне комфорта, а успешно реали-зовывать свои способности и значимые личностные цели. Оба типа мотивации в одинаковой мере способствуют сохранению и укреплению здоровья как хорошего самочувствия.

12