Понимающая психотерапия,
Василюк Ф.Е.
7 сент.
Понимающая психотерапия, чтобы получить сертификат зарубежного образца, надо учиться на базе высшего еще три-четыре года. Она включает в себя пять ступеней, а в каждой — супервизорская, и разные курсы, часть из которых мы пройдем здесь
Та, кот мы изучаем — базовые понятия и технолог алфавит понимающей пс-пии.
В понимающей пс-пии нет ничего надуманного, это терапия сопереживания. Каждому приходилось сопереживать, вникать в чужие обстоятельства. Будем использовать наш опыт , кот позволит есть напротив другого и войти в его жизнь и начать с ним работать.
Судя по тем определениям пс-пии, кот мы написали, получается, что она является и в каком-то смысле разновидностью медицины, и дружеской поддержки. Представление о смежных практиках. Смежными будем называть профессии, где клиент ожидает от т-та что-то такое, чего ожидают от смежных профессий. Профессии: медицина, педагогика( клиент часто обращается с просьбой научить взаимодействовать с детьми ), социальная работа (клиент может обратиться с вопросом, что у него нет жилья, работы и т. д., и он просит помочь, хотя в буквальном смысле мы делаем не это), тренерская работа (клиент может просить помочь подготовится к какой-то ситуации, выработать навыки, обучить релаксации), экстрасенс, священник.
Спрашивают, как он относится к тому, что в Европе на каждый чих ходят к пс-ту. Он считает, что это плохо. Раньше у ч-ка было право чувствовать грусть и тоску, быть несчастным, он воспринимал это как часть своей жизни, а теперь считается, что так нельзя, что надо что-то срочно делать. Теперь теория посттравматического стресса. Типа того, что если в 4 года на вас косо посмотрел учитель, вы можете получить право ходить к т-ту.
Одни философ немецкий сказал что общество потребления превращается в об-во переживания. Была война в Сирии и сирийское пр-во заказало джипы высокой проходимости Их произвели, а война кончилась, думали, что прогорели, но их охотно раскупили. Для чего они в Германии, не понятно, там нет таких дорог, где они нужны. Люди покупают не товар, не функцию, а особое переживание, особый опыт — почувствовать себя на такой машине. И ч-к, который живет в таком об-ве, ему трудно. В Люберцах можно получить удовольствие, сходив в Мак-дональдс, Но охота на леопардов — это другое, надо все время принимать решения, как это приобрести. И тут функция п-та — это некий консультант по опыту. Есть эксперты кот разбираются в винах, в путешествиях, и п-ты отчасти тоже выполняют подобную функцию.
Роджерс — клиент-центрированная терапия
... (когда имеется концептуальный аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, ... психотерапевтических изменений. Одна из гипотез клиент-центрированной терапии состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии ...
Вопросы
В чем высшая цель и ценность психотерапии?
В медицине это — здоровье пациента, там важен результат.
В педагогике — знания, умения и навыки.
В социальной работе — социальная адаптация. Многие наши психологи, если уезжают в др страны, занимаются соц работой. Например, пожилыми эмигрантами, помогают им там освоиться.
В тренерстве —
Для экстрасенса — чудесным образом полученное благополучие или здоровье или еще что-то.
Для священника — святость, просветление,
Для меня — умиротворение, принятие жизни во всех проявлениях и своей ответственности за все, что в ней происходит, умение справляться с трудными ситуациями, умение возвращать себе равновесие.
На доске :
А. 1. Самоподдержка и спокойствие
2.Гармонизация душевного состояния.
3.Самосовершенствование.
Сформулируйте жалобу клиента. Кто-то говорит: не умею найти общий язык с ребенком(подростком).
И ей нужно сказать какие-то слова, которые помогут ей понять.
- Что она попала к такому т-ту, который научит ее самостоятельно себя поддерживать. «Не могу найти общий язык с ребенком» — (Лидия) «Я думаю, что Вы замечательная мама, и лучше вас никто вашего сына не знает. Ведь ДО ТОГО вы как-то находили общий язык. Как вы это делали?» Появляется самоуважение, но не понятно, где тут обещание самоподдержки. Терапевтическая фраза должна учитывать то, что сказал клиент. Намек был. Идея в том, что вы когда-то это могли, значит, и дальше сможете. Но надо более явно. Другое предположение: «как вы считаете, чего вам не хватает, чтобы найти общий язык, давайте поисследуем»
— Я бы как клиент согласился, но не вижу намека на самоподдержку.. Другой вариант — «Мы с вами могли бы поработать на системой личных правил, с помощью которой вы могли бы находить общий язык». Надо сосредоточиться на ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ психотерапии. Кто-то предлагает сказать, что давайте поговорим о том, как вы потом будете сами находить общи язык. Клиент чувствуют, что в него верят. Еще кто-то ОБЕЩАЕТ поддержку, клиент почувствует себя « как за каменной стеной», но о самоподдержке разговора нет. Костя: «Мы за этом занятие выработаем способы, чтобы вы смогли в дальнейшем ВСЕГДА находить общий язык с ребенком». Это и злит, и вдохновляет.
- Если пришли к тому, кто говорит о гармонии души.
«А как бы вы хотели общаться с ребенком, чтоб чувствовать себя хорошо?» — « Я бы хотела его убить». Чувствовать себя достаточно хорошо и чувствовать гармонию души как итог терапии — это разные вещи.
«Давайте в нашей работе обсудим ваше состояние и понимание проблемы, что бы вы хотели сделать, чтобы ребенок стал образцовым…»
«На наших сеансах вы сможете обрести гармонию души, и тогда подросток сам захочет с вами общаться иначе…». Клиент чувствует, о чем мы говорим. Это идеальная реализация этого принципа.
В терапии важно, как сесть. Как сидите, так и работаете. А-.И. кто-то сказал, что он «ногами лечит». Как-то они так стоят.
3.»В результате нашей работы вы станете совершенной матерью, и проблема уйдет». Неплохо, но возникает вопрос, сколько на эт о уйдет лет, может, уйдет уже не проблема, а подросток.
Следующий вопрос, кот ставим перед разными профессиями — предмет . У всех объект — человек, но у каждого свой взгляд на него, свои концепции и модели. Например, в медицине человека видят как организм. Хотя врач теоретически и знает. что человек не сводится к организму, но на практике он думает о человек в терминах организма, и высказывает гипотезы именно об организме, даже глядя на его походку. Врач смотрит на цвет лица, и это показатель состояния крови, слышит дыхание, чувствует запах, и тоже делает выводы о состоянии организма. Хотя пациент еще ничего не сказал, не пожаловался. Конечно, это ХОРОШИЙ врач. У него ТАКОЙ ИНСРУМЕНТ ДУМАНИЯ о человеке.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... фактом. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, что духовное значение сна неизмеримо глубоко… ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... тела – и о том моменте, когда я наконец-то нашел выход… Когда я разобрался в этом процессе, он стал ...
Педагог думает о том, какие способности у учеников и могут ли они управлять своим поведением и высидят ли урок.
Социальный работник думает о человеке….
Тренер тоже думает о способностях и потенциале.
Экстрасенс чувствует энергии.
Священник старается увидеть душу и дух.
А мы что увидим?Если говорим о гармонии душевного состояния, будем видеть человека как совокупность душевных состояний. Если говорим о самосовершенствовании, то… что или кто в человеке таков, что он подлежит процессу самосовершенствованию.
Индивидуальность, личность, переживания личности,. Катя предлагает «проблемы». К вам, чтобы обрасти самоподдержку пришла «проблема»? Если вы мыслите человека как «мешок проблем»…. Это слово должно помогать вам думать. Кто говорит «человек».
Та же пациентка с той же проблемой обращается к вам. Митя. (индивидуальность и самосовершенствование) Вы думаете, что она особенная, уникальная, в ней есть потребность в самосовершенствовании. «Может быть, вы пробовали тривиально справляться с этой проблемой?» Возникает желание доказать,что я должна быть особенной и уникальной, и уникально справляться с проблемой. Но она должна почувствовать , что ее рассматривают как особенную, уникальную. «Каждый человек уникален — и Вы, и Ваш ребенок. Давайте разработаем вместе с вами уникальную методику для вас и вашего ребенка, помогающую наладить с ним контакт». Выглядит, как «подобрать обувь по ноге», а о индивидуальности ее личности тут ничего нет. Другой вариант «За счет каких ваши инд особенностей вы раньше налаживали контакт?».
«Поскольку каждый человек уникален, общих рецептов тут нет, давайте попробуем найти именно для вас уникальные способы…» «Так как каждый человек уникален, нам нужно найти уникальный способ для вас и вашего ребенка»
. Вполне вдохновляет, создается атмосфера, что все будет уникально.
Это не психотерапия, конечно, а некоторая карикатура. Мы заставляем один элемент работать, а не все вместе, как бывает в жизни.
В медицине есть понятие «болезнь « Есть справочники по диагностике. Там целая система, как симптомы складываются в синдром, тип протекания болезни, какой прогноз, этиопатогенез (представление о причинах), Это тончайший методологический инструмент думания о состоянии пациента.
Педагог думает об отсутствии знаний и навыков.
Социальный работник думает о формах дезадаптации. Компания бомжей, которые чувствуют себя счастливыми, собираются по утрам, общаются, опохмеляются, закусывают, и видно, что им социальный работник не нужен, они вполне адаптированы.
Экстрасенс видит «порчу» в широком смысле слова (пробой ауры )
Священник видит «грех» тоже в широком смысле слова, не как морально-оценочнная категория, а как помеха.
процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного ...
... – конструирование из строительных материалов детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного возраста в работе ... процессе овладения моделирующими видами деятельности. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную конструктивную деятельность. Об этом говорят ...
Как мы буем мыслить о проблемных состояниях наших пациентов.
Как можно описать ту пациентку на вашем языке? Кто-то говорит о замкнутости. «Какие рамки социальные мешают мне найти общий язык с ребенком?» Например, стереотип «все родители должны…» а я не такая, значит, я плохая мать. То есть, все, что ограничивает свободу, Алексей с этим будет работать, чтобы оно не мешало больше. Замкнутость- не лучшая противоположность свободы, возможно, Алексей не нашел слово для этого, но у него есть какой-то образ.
Сербское слово «скорбь» означает тесноту и зажатость, кот противоположна свободному пространству.
Надо ей доказать, что проблемы с подростком — это ее дисгармония. «Вы потеряли свой баланс, и из-за этого вы потеряли баланс в общении с ребенком». Пациентка может подумать, что именно ее дисбаланс — причина проблем с ребенком. Диагноз должен объяснять симптом, тут получается, что проблемы с ребенком -это симптом, а диагно з- дисгармония.
Как она поймет про свою замкнутость и ограниченность? Он говорил в контексте идей, лучше «ограниченность», какие соц идеи на вас влияют. Но тогда получается, что проблема не у нее, а у общества, которое зациклилось на определенных ограничивающих идеях.. Нужно ей сказать такие слова, чтобы она поняла, что работать Алексей будет работать с ее ограниченностью. «Давайте попробуем выйти за рамки и посмотреть на ситуацию под другим углом, и тогда проблема исчезнет». Кто-то говорит, что , вероятно, вы уже многое пробовали, но эти пробы были тоже очень ограничены, а есть еще что-то другое, надо выйти из этого круга.
Продуктивный процесс.
Думает ли врач, что таблетка, кот он назначит, вложит в организм здоровье? Нет. Он думает, что в организме есть некоторые процессы, которым эта таблетка поможет, и тогда этот процесс приводит к улучшению здоровья.
Педагог не думает о том, что он расскажет какое-то правило, и оно сразу перескочит в голову ученика. За ученика нельзя совершить акт внимания, понимания, усвоения.
Соц работник видит, что можно кого-то научить чему-то, но, если он не станет этому учиться, будет дезадаптированным человеком.
Тренер думает о том процессе, благодаря которому спортсмен может развивать свои возможности .
Экстрасенс может думать о степени внушаемости и доверчивости.
Священник не может своими усилиями привести от греха к святости. Флоренский писал, что аскетика — это искусство выделывания собственной личности. В широком смысле священнику нужно подвижничество.
В чем смысл для вас этого вопроса? Вы должны верить, что внутри вашего пациента есть некоторый процесс, который его может привести к нужному состоянию.
Кто-то говорит, что это «надежда».
Это означает, что ваша задача поддерживать надежду.
Кто-от говорит «Готовность к изменениям» Но это НЕ ПРОЦЕСС, это установка.
процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных ...
... исследователей в данной области. Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений. Предмет ... является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ... и познавательных процессов. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего ...
У клиентки надо активировать эту надежду. Как? Кто-то говорит, что я как п-т вижу, что у вас получится найти общий язык с подростком.
Станиславский сказал бы «Не верю» Пока ваше сообщение намекало больше на веру в себя.
Можно, наоборот, сказать:»А что, уже родился человек, который может найти общий язык с подростком?» Это снимает напряжение .
Один ит п-т, когда пришел депрессивный пациент, говорил, что не знает, зачем пришел,жизнь
бессмысленна, безнадежна, лучше всего умереть, и п-т вскричал6 «Какое счастье, как я рад, что встретил ч-ка, который так серьезно относится к жизни!»
Если «готовность к изменениям» и «решимость». «Хотелось бы заранее вас предупредить, что, если вы хотите изменить отношения с ребенком. Вам придется измениться самой». Добавил бы какие-то слова, которые ей внушат, что она изменится. Нужно что-то, чтобы начать решительные действия. «На что вы готовы, чтобы наладить ваше общение?» Это неплохо, но это готовность жертвы, расплаты. Вы этой интервенцией, возможно, стимулируете его к решимости, но задача немного другая. Кто-то говорит «Ваша проблема довольно легко разрешима, но вы должны приготовиться к изменениям себя». Лилия: «»Раз вы сюда пришли, это требовало опред решимости. И потребуются усилия…. Решитесь ли вы сделать то, чего раньше вам делать не приходилось?» Это теплее, появляется интрига.
Деятельность профессионала и его методы.
Врач назначает лечение. Клод Ливистроз описывал, как в каком-то племени женщина не могла разродиться, и обратилась к шаману, он устроил пляску, песню, пел песню о герое, который шел по каким-то ущельям, и наконец, преодолел все трудности, и она родила. Это не было лечение как таковое, это было «камлание», специфическое действие шамана. Существует множество подходов и методов лечения (аллопатия, гомеопатия и т. д.)
В педагогике тоже разные методы Человек знает хорошо язык другой страны, хочет преподавать, но знает ли он методы преподавания? Обучение — это тоже определенным образом организованный процесс.
Социальный работник , скорее, поддерживает какой-то процесс.
Тренер тренирует
Экстрасенс работает с энергиями (может, с помощью магических действий, или непосредственно)
Священник — совершает душепопечение, наставничество.
Как методы предлагают вдохновление, соисследование, раскрытие потенциала. То есть исследовать, что мешает. Вдохновить.
У нас будет сеанс. Ф.Е. будет играть роль ученика профессора, и будет спрашивать, что клиент сказал с точки зрения той модели, в которой мы в этот момент будем. Когда выработаем правильную интервенцию, «профессор» будет действовать.
Терапевтом будет Вячеслав Владимирович Пырву. Что его высшая ценность? Самоактуализация. Вкладывает в это , что это процесс воплощения в виде ценностей и идей, от которых человек будет получать удовлетворенность, счастье, драйв.
Предмет — предрасположенности и потенции человека, это те вещи, к которым он тяготеет, и с другой стороны- это его внутренние ресурсы, которые важно использовать.
Как мы будем это искать в нашей клиентке? ЧТО там высматривать? — Что человеку нравится делать, или что МОЖЕТ понравиться? Что «веселит сердце»?
Что тогда проблемная ситуация? — невозможность, неспособность актуалихзироваться?
Экстериоризация– процесс превращения внутреннего психического ...
... состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация– процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация– процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее ... понимать психическое развитие как формированиевнутренних действий.Психические функции или процессы -это внутренние действия, и в уже упоминавшейся теории развития высших ...
Что бывает с людьми, которые в этом погрязли? — Они в депрессии, чувствуют бесцельность, дискомфорт, уныние, подавленность.
Какой процесс поможет этому клиенту? — Процесс обнаружения в себе внутренних ресурсов и возможностей, и преодоление внутренних барьеров, нахождение внутренних вдохновлящих целей.
Этот человек унывает по отношению к своей проблеме, н Вяч Владим-ч. верит, что, если ч-к заглянет внутрь себя и найдет там цели, которые его порадуют, это может ему помочь. Например, та мамаша давно на роликах не каталась, и через это выйдет к радости. Решимость . Это значит, чтобы ч-к был готов что-то делать в виде тренировки, взращивать в себе. — До этого все было так весело… Человек должен быть готов вырабатывать новые привычки.
Что будем делать? — Помощь в поиске внутренних целей и ресурсов и поддержка в режимной их реализации.
Пациент — Ульяна. Жалуется, что многие вещи бросает, не доделав, когда уже начинает получаться.
Ульяну беспокоит и удивляет эта ее повторяющаяся стратегия. Когда есть интерес, это продолжается, а, когда наступает время «сбора урожая». она прерывает свою деятельность.
Прежде всего внимание на пункт невозможность самоактуализации. Ульяна сказал, что это в отношении к важным вещам. Но у Ф.Е возникло подозрение, являются ли эти вещи самыми важными. Которые принесут такую радость и энергию? Это те, обретя которые мы получаем драйв? Когда Ульяна достигает, это звучит как-то тоскливо, как будто ей не интересно. Категория поиска внутренних целей. Те ли это цели, которые соответствуют ее предрасположенности? В этом поле все должно быть по-другому. Направлять на поиск других целей.
Вячеслав согласен, и ему еще кажется, что сложность не в том, что цель не та. А повторяемость ситуации, возможно, есть другой процесс. Искать цели. Которые вдохновляют (рисование или другая деятельность) или поискать цели на проблемном этапе. Какие цели вдохновили бы ее продолжить? В соотв с теорией верим. что у нее есть такие предрасположенности, то, если она их обнаружит, она сможет продолжать.
Может, интуиция подсказывает, что это не самое важное? Не то, от реализации чего у вас будет радость? И это не дает вас надолго завязнуть в том, что не самое важное.
-Если вдруг потеряю интересе к психологии это будет самозащита или нет? Но в браке этот механизм не срабатывает, интерес не теряется.
Возникает вопрос если это произойдет с психологией, будет ли это означать. Что она выбрала не то или это опять защита? То есть эта черта — предмет преодоления или хорошая полезная черта? Ищем предрасположенности а потом — технику режима.
Гипотеза, почему бегство от успеха. Ульяна — способный ч-к, а это крест. В школе была отличницей, гналась за пятерками. Теперь, когда стала взрослая, «некому дать дневник», никто не оценивает, а нужно подтверждение продвижения. Если ей интересен сам успех, то становится скучно, когда он уже есть.
Спрашивают Ульяну: та стратегия — не есть что-то позитивное. Но есть опасение, что она может сработать и там, где вы хотели бы углубиться. Если это так, то в момент успеха что-то происходит с вашей мотивацией. Ф.Е. высказал гипотезу, чтоб быть отличницей, это особая деятельность, интересно достигать, но в зрелой жизни вы не ждете, что вас назовут отличницей. Возможно, в психологии настанет момент, когда от ученичества нужно перейти к мастерству, и будет преодоление отличницы, которая уже бросила учебники, поняв, что есть ценность верности делу и углубления в него. И это будет вызов, что надо не ограничиваться пятеркой, а найти новую радость. Она наступит, если пройдешь какой-то этап.
И. П. Павлов Вклад в физиологию и психологию
... венцом научного творчества Павлова, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки стало материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Исследованию по физиологии условных рефлексов, Павлов посвятил более 35 ... Иван Петрович решает вопрос о своей специальности. Он избирает основной специальностью физиологию животных и добавочной -химию (в то время студенты в университете намечали для ...
Ульяна: Как себя поддержать в момент спада мотивации?
-У Вяч Влад есть слово «режим» оно звучит ужасно, очень скучно, но, если мы посмтрим на Толстого или Пастернака, то у них у всех был режим. Вдохновение приходит внутри режима.
Ульяне это понравилось.
Нужно ли еще что-то?
Вяч: поиск целей, помогающих входить в это режим? Другая цель?
Есть ли понимание призвания? Расслышать это голос, для чего вы родились? Не знаю, как это сделать, но такая внутренняя цель вызовет радость. Об этом можно просить, чтобы вас призвали может, Выготский призовет. Вам нужно подумать, как действовать в минуту скуки.
Совет: у меня есть увлечение, кот иногда избыточно, играю в шахматы . Когда понял. что из-за этого не хватает времени, отдал жене шахматы и сказал : « Если захочу сыграть , приду к тебе и попрошу. Дашь лицензию — хорошо». Договоритесь с мужем. Чтобы он в трудный для вас период помог вам пройти его.
Ульяна, самоочет. : Работает!
А что с вами происходило?
-Вспомнила школу, нашла «концы», поняла, что и не все бросаю, и потом есть шанс найти и другое, что составит интерес.
Каковы эмоц рез-ты?
Была спокойна, сейчас такое состояние, что легко это не дастся, что нужно еще что-то сделать. Решимость появилась. Есть желание попробовать.
Домашнее задание:
Дописать свою теорию, дать короткое объяснение каждого пункта своей теории.
Провести с самим собой письменный маленький сеанс и пытаться осущ свою теорию, писать комментарии к каждому высказыванию
Психотехнические инновации. Опыт работы с собой покажет, что теория может быть улучшена. Описать одну инновацию.
Научные теории и школы современной психологии.
Этот курс обязательный.
В одной только пси-пии по разныи подсчетам около400 школ, и в психологии множжество подходов и школ. То есть, все их освоить невозможно.
Выготский выдал простой секрет запоминания множества фактов. Изучил 400 произевений иск-ва, сделал таблицу, они там систематизированы, и, если надо что-то запомнить, вносит в эти клеточки. НО Выготский был гением.
Нам важно освоить не конкретные школы, а методологичсекий принцип построения школ, устройства научной псих теории. Тогда у нас будет инструмент, с помощью которго мы можем читать. На экзаменах увидел, что из студентов не более 20 процентов научились читать научные книжки. Магистры должны научиться.
Когда пишешь научную работу, вынуде решать задачи не просто исследования предмета, но и понимания, что это такое, почему психика члеится именно на память , внимание, воображение, всегда ли и везде ли эо так? Оказывается — нет, не всегда, другие категории были в средневековье, в Индии и т. д. В психолгии нет того сердца, ума и души в ом смыле, в гкотоом пиал Платон. Есть вещи, кот чувственным глазам не открыты, и им нужна особоая способность. Не всякая псих я ее ыделяет. Напр являеся ли вера псих категорией? Да, является, Но это странный феномен. Анатолий Сурожский приехжал в совертсткие годы в Россию, однажды встретил одного лфицера, насроенного антиредигиозно, подошел к нему и стал говорить: «Вы верите в бОга, суд по вашей ряе? А как вы можете доказать, что он есть? Покажите мне его». Тот сказал6 покажите ладонь. У того кольцо.. — Вы женаты? У вас есть дети? Вы их любите7 А как вы можете доказать, что любите их?
Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова
... рефлекса первого порядка. У животных рефлекс второго порядка вырабатывается с большим трудом и менее стоек по сравнению с условным рефлексом первого порядка. И.П. Павлов ... так и патологической деятельности больших полушарий. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности заложило основу для ... животного. Энергичными движениями рта раствор будет выброшен вон, наружу, и вместе с тем в рот (и потом ...
То есть, предполагается некая фтлософская пзиция.
Для того, чтобы маломальскую науную раоту написать, нужно освоить структуру, анатомию научного органа. Искать не столько ответы на какие-то вопросы, изначально нужно искать правильно поставленный вопрос Выготкий говорил, что лучше потратить много сил и времени. Чтобы правильно поставить воспрос, чем отевчать на неправильный., это бесплодно.
Надо вглядеться в о, как устроены научные школы, как эу задачу решали те или иные теоретики. Мы будем возвращаться к тому, то мы знаем, но посмотреть нанее по-ддруому, разобраться ее и на ее примере рексоснтр устр-во научной теории, приобрести инструмент, на осн которого можно создавать свою теорию.
Методологиччсекое строение на примере теории усл рефлексов Павлова. Мы все знаем О НЕЙ, но не знаем САМУ теорию.
На Западе знают из наших психологов только Павлова, Лурию, Выготского. Пока и близко нет тех, кто с ними бы конкурировал по индексу цитирования. Хотя Павлов не является психологом, но, благодаря устр-ву советской власти он считался психологом. Все-таки именно Павлов заложил основы… По св-ву амер псих ассоциации Скиннер является психологом номер один всех времен и нароов после Фрйда, но надо было сказать «пи после Павлова». Россия — родина «бихевиоральных слонов», америка — страна победившего бихевиоризма. Нас надо соображать, кто кому что должен уступать, в Америке все предписано, думать не надо. Света говорит, что там знак одностороннего движения — на уровне глаз, и она его там не нашла.
Условный сигнал должен ПЕРДШЕСТВОВАТЬ безусловному. Это важно для психотерапии. Многие пробовали НЛП, там есть понятие якоря. Это довольно ффективный подход, но у авторов не было псих обрахования, и кое-где они «проскальзывали», хотя интуитивно все учитывали. Ноб иногда пс-т пытается ставить якоря «Полумайте о каком-то приятном эпизоде, который был в сентябре» и бросает книжку, и дмает, что «поставит якорь» и в след раз бросание книжки поможет клиенту при депрессии. Пнятие якоря связано с ассоциациями, но не учитывает, что условный раздражитель олжен прдешествовать опыту, а сам опыт должен иметь БЕЗУСДЛОВНОе рефлектороно значение. Знание этой фунд закономерности очень полезно. А вот НЕ знание приводит к анекдотам. В Тбилиси, в ин-те физры приезжает спортсмен на экзамен по физиологии высшей нервоной деятельности. Он ничего не знает, срашивает, у студентов, что надо знать. Ему говорят, что « условный рефлекс», а что это такое? Ему говорят»Зажтгаем длмпчку, даем пищу…» И он воспроизвел: заживагем лампочку, даем пищу…. даем пищу- лампочка горит». Награда студентов за активность — это оперантное обучение. «Ошибка ресировшика» в том, что должно быть сразу.
У Скиннера имелоь в виду, что подкрепля.тся СУЧАЙНЫЕ движения, которые приводят к правильному рез-ту. Голубь, когда нажимает какую-то педаль, НЕ ОЖИДАЕТ, что будет награда. Скиннер говорит, что ненуно фантазировать, что животные и птицы чего-то «ожидают»ю думают», надо иметь дело только с фактами. Он определяет, что животное голодно не по тому, как оно себя ведет, а по тому, сколько часов или дней не кормили. НЕ психологизировать, а только описывать факты. Выделение слюны можно измерить, а чувство голода — нет. Скиннере считает, что студент не ДУМАЕТ, то, если он скажет умную мыль и получил конфетку, но вероятность этого увеличится. Поведение станет именно таким благодаря подкреплению Это особый навык. Начиная с интреспекионистов. Интр психолог долен был выраотать в себе особые навыки для описания своих ощущений. Мышление психоаналитика — не похоже на мышление нормального человека. Разве нормально видеть везде фаллические символы? Но это нужно для анализа сновидения. Скиннер и Павтов культивировали в себе осбобые способы думания.
Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова
... Проблема наследования условных рефлексов 2.6 Срывы высшей нервной деятельности у животных 2.7 Представления о типах высшей нервной деятельности Заключение Библиографический список Введение Павлов Иван Петрович ( ... струи, направленной на роговицу глаза, вызывающей мигательный рефлекс. [3] Открытия Павлова. Павлову удалось показать, как возникает условный рефлекс в ответ на разнообразные сигналы и ...
Научная школа — это дисциплина мысли, и в одиночку ее выработать невозможно. Поэтому, когда Павлов штрафовал он создавал свою школу, создавал особую группу людей, кот заставили свою голову думать аскетический, а не человечески. В быту такое думание не встречается. Попадая в сферу науки, мы имеем дело с идеальными объякетами. Спец выдуманными для того, чтобы их потом исследовать. Кто-нибудь держал в руках линию, точку, плоскость? Это абстракции научные. Но, если бы их не ыло не смогли бы построить атомный реактор. Там можно увидеть бомбу, которой грозил Хрущев.
Первое понятие, с помощью кот можно анализировать науч теорию — онтология Это учении о бытии. Каждый теоретик вводит некоторое общее представление о реальности, и внутри нее выстраивает свою теор модель. Как это делает Павлов?
Онтология Павлова — это связка двух категорий: организм и среда.
Осн задача орг-ма — правильное ориентирование в окр среде и уравновешение с ней. Как это осущ-тся? За счет опред реакций на падающие извне раздрадения, что у более высших животных обесп с помощью нервной системы, и рефлексов, Так как среда очень изменчива, одних безусловых рефлексов недостаточно, нужны еще и условные. Картина мира, кот выстраивает этот ученый. Но , чтобы наблюдать рефлекс, нужны умственные процедуры. Например, закон свободного падения тела. Ключи упали с ускорением g? Видимо, да. В каких условиях реализуется это абстрактный закон? В вакууме. Эмпирически мы его не наблюдаем, нужны определенные идеальные условия. Закон описывает не то, что есть в реальности, а то, что будет при опред условиях. Рефлекс — тоже идеальный объект. Чтобы что-то увидеть, нужно иметь интерпетативную систему. Можно много, чего увидеть, но тогда нужно объяснить этс опред точки зрения. То есть, чтобы увидеть рефлекс. Нужен ученый, который знает, что это такое.
Лекция Понимающая психотерапия от Марины — Стр 2
Вначае «сотворил Павлов среду и орг-зи м сказал, да бует орг-зм уравновешиваться с о средой, де будет среда посылать раздражения (стимулы), а ор-зи реагировать отвечат реакциями., и стало так.» Он «создал высших животныз и дал им нервную систему,и повелел им уравновешиваться о средой безус рефлексами. Но она была разной, она все время колебалась. Если бы в среде был всего один стимул (все время бы подносили еду), был а бы одна реакция (животено бы ее хаглатывало. Но, так как еда тоесть, то нет, то убегает. И вот. Чтобы с ней урановеситься, нужно что-то придумывать. ТО есть, нужны еще и условные рефлексы. Условные рефлексы связывают оргаизм со среой фиксированной связью, а условные — колеблющимися.
Рефлекс.
У него есть три звега: афферентное )возжействие стимула), эфферентное) реакия железы0 и
Что происходит в афферентном звене возжубженете эф клетки, проведение импульса и сокращение мышцы. В среднем звене есть эферентная клетка, она возбуждается, и проиходи .Связь такая, как если на маинке -нажал кнопку, и сразу буква. Если связь однозначна, то не вано, какре там событие, реакци была. В движении за преелами передних рогов спинного мозга ничего нового проихойти не может. Всесовершает в центр нервной системе. «Последняя инстанция движения — в клетках передних рогов» Двиг акт рассмарт как простое точечное движение, кот выз таким же простым вижением, наз абстракицей простого движения. Усл рефлекс формируется их безусловного. Сначала реакция выз езусловным стимулом, а теперь те же реакции условным. Афферентные данные от рождения. Если это так, то в чем приспособление? Реакции все готовы от рождения. Те, уже имеющиеся в репертуаре двжения, ими же реагировать на другоие, новые стимулы, условные Прблематичность в том, чтобы установить равильные связи. Приспособление — это ориенттация. Установить такеи свзи с условным стимулом,. Если нуными реакциями дивотное реагирует, то адаптация будет успеной. Весь мир состоит из сигналов. Они — тз прдеметов реальных, условных и безусловных. Реалтный предет можно исследовать, познать, но Павлов думает иначе, любой предмет имеет только сигнальное значение. Павлов в осн задачу орг-ма включил ориентировку. Про то, что догнать,. Победить, Павлов не говорит. В его теор картине преобладает восприятие над лействием, ориентировака над движением. Это можно описать так. Простое движение нерекует слоного восприятия, а простогт восприятия. То есть слодно — то, кот изучит предмет, а простое — то, которое расценит объект как исмвол для действия. Что доказывает, что он именно так думал? В его трудах есть такой стилистический нюанс. Он очн легко замещает между собой предмеы «раздрадитель» (стимул) или возбуждение. В афферентной части нервной системы происхолит событие, это потому, что у каждого соытия есть в коре полушарий однозначное прлетсаивтельство. И тогда восприятие — не перцептивный акт. А просто проникновение снарчда внедшней среды в мозг. Важен сам сигнал о наличии события. Напимер,сигнал возд тревоги говорит «спосайтесь2. Он не говорит, то конкретно будет, просто надо бежаь спасаться.. Эти связи, котустанавливаются между аф возб и эф возбуждением в мохгу, является условной. Посмотрим на странность этогт слова. Она условная в том смысле, что она бессодердательная, не прдеметна, она просто замыкает одно аф союытие с эфферентным событием. По его теориивсе можно связать со всем. Хотя в нашем реальном мышлени есть ограничения., а у него нет.
Мы исп два понятия _ антоллгичекской схемы (оарг-м — среда0 и понятие идеального объека. Иииледователь всегда выбирает иедальный объкт. Это некоторое изображение реальности, кот для него стоит в центре. Для Зенченко- действие, для Маркса — товар, для Выготского сначала реакция, потом значение, потом переживание. Он не успел это провивать, но явно сформулировал в «психологии подростка». У него единицы мышления всегда двойные. Переживание — это единство ребенка и среды, личности и среды. Она включает одновременное удержание двух реальностей. Например, игра в 3 или 7 лет — это соверешенно разное.
Когда будем писать обоснование магистерсокй дисердации, надо будет наззвать объект и предмет исслдеонаи. У Павлова объект — высша нервна деят-сть. Важный вопрос: каково соотношение организма , кот включает могз и кору как орган. , то есть между нерв деят с одной стлроны и поведением организма с другой стороны. Можно было бы ожидать. Что для Павлова не существенно различение высшей нерв деятельности и поведением животного. Он очень последовательный мыслитель. Он был верующий человек, в разгар уничтожения храмов и священства вывешивал табличку, что ецрковный праздник и лаборатория не работает. Его последовательнось приводит к тому, что он сказал на конгрессе в Риме в 32 году6 Этоу реальну деят-сть пбольшх полушарий, обеспечиващей отношений к миру сичттать внешним поведнием животного. Мы ищучаем работа б полушарийЮ педе нами — все более длинный ряд отношений, содежражих внешню леят-сть иотного. Он и в собрании сочинений пишет, что это олно и то же высшая нерв деят-сть и поведение животного. Это пример таког вытсраивания мышления, когда ученый теряет рефлексию. Нужно быть гением, героем духа, чтобы настолько заблуждаться. Но через это заблуждение находится научная истина. Большевики его поддерживали, возможно, они надеялись, что раскрытые им законы мозга позвлят манипулировать массами .
Как свести тут концы с концами? Как «уничтожить «разницу и свести весь орг-зим и все поведение к высшей нерво деятельности?
Эта задача решается с помощью экспериментального научного метода. Для чего наукеметод7 Чтобы загнать реальность в идеальную картинку. Тогда мы и увидидим чистую реальность, кот подчияется законам.Как собаку Павлова превратить в идеальный объект? Метод созает из материала реального обхекта — идеальный, и потом его иследут в этих идеальных условиях. Какой бы был идеал для Павлова? Если бы ему дали очищенный от тела живой мозг.Он верил, что все происходит в мозгу. Та веа сейас жила в связи с созданием слоных томографов. Кадется, что модно загянут в мозг и увьдеть все процессы, каккие там происдят. Но это иллюзия, что ам есть все законы поведения челрвека и животного. Это мозговой фетишизм. Он выраж и в соц полит действиях. Мозг Ленина, создали спец ин-т мозга, и до сих пор он там хранися. Его резали изучали, но оказалось, что внутри него нет никакой гениальности.
Бутылка воды, стоит 20 рулей, это объективное свойство? Да. А можем ли мы В НЕЙ найти стоимость? Нет. Так и в мозгу нет никаких мыслей. Ни один нейрофизиолог не нашел в мозге мысль, идею, чувство, волю и т. д. Их там нет. А Павлов считал. Что есть. И сейчас многие тоже считают.
А как он технически это делал? Как он превр реальный объект в идеальный?
От чего зависят ралььные движения животного или человека7 Зависят ли они от того, какой будет разряд эффрентных импульсов. При инсульте выпадает опрде зона, человек не двигает тм органом, рукой, например. Зависит ли это двидение от мышечного напряжения? Зависит. А само напряжение зависит от тонуса и длины мышц? Зависит ли от самогопредмет? Да.
У руки такео кол-во степеней свободы, можно посчитать в каждом суставе сколько степенье, в локтевом суставеЮ а в пальцах столько степеней свободы, что невозможно дать такую команду, не почитаешь. А из этого реального ивотного нуно солать такой «препарат», кот будет лействовать по опред законом. Это делаеся методом обрезания этих степенесвободы. Животное заключается в станок, оно там плотно зажато. Вместо внешнего двивения изучается слюноотделение. Нужно обспечиь такое простое восприятие. Рельная среда обитания животного весьма сложна. Сколько апаов, србытий, угроз и т. д. Это невощмодно исследовать никак. Поэтому и надо создать простую среду. Почему собака должна реагировать на звонок. На не на халат или другие предметы. Котоые тоже есть? Павлов постороил спец повмешенеи, чобы лишних звукаов не проникало, но природа посмечлась нд этим. Саматишина оказалась оглушительным стимулом для животныхю то они веи себя не адекватно Но тем не менее задача простого восприятия была решена концептуано за свеь введения понятия оринентировочный рефлекс. По теори Павлова не может быть стимуда без реакции и реакции без стимула. Если до того КАК УСТАНОВИЛИ СВЯЗЬ, ЕСИТЬ ЛИ СВОЯ РЕАКЦИЯ7 ЕСТЬ ЭТО ОРИЕНТИРОВАОЧНЫЙ РЕФЛЕКС. «ЧТО ТАКОЕ?» пОТОМ ОНАРУДИЛИ, ЧТО ЕСТЬ СПЕЦ НЕЙРОНЫ ДЛЯ РЕАКЦИИ НАНОВИЗНУ сРЕДА СОДАВАЛАСЬ В ЭЕКСПЕРИМЕНТЕ — СТАБИЛЬНАЯ. А стимул вводил новизну, и возникала ориентировочная реакция. Все эти приспсобления, создание таких разражитеоей, игнориование движений животного — станок — это средства создать из собаки «препарат» в котором почти ничего не оставалось от ее реального поведения. Если предмер исследования -высшая нервна деятельность, и это для него — вненее поведение, тут не надо соглашаься, но ему удалось из объекта создать предмет благоаря своегму научногому методу. Метод- это что-то вроде прокрустова ложа, объект никогда не подходит что=то надо обруить, что-то рстяуть.
Сначала теоретик выстр онтологию. Потом выделяе иедаьны объект, пом — предмет (высшач нервдеят), а потом создается метод. Кот реальный объект вгоняет в условия, соотв идеальному.
Ожно сказать, что в морологичсеком слое психикт не. Дальше слой функциональный. Дальше — содержательный. Если ерем прибор, содериание не определяется есть строением. Например, устройство телевизора не указывает на то какеи программы он удет показывает. Примерно таково отноение между физиологией и психологией Фзиология не определяе содераие наших муслей и чувств, но она долна быть такой, чтобы психология могла воплоаться. Чловеческое тело очнаинствеено. Еще нико полностью его не изучил. В тело то-то такео «вшито», что не является физиологичсеким. Тело и организм — это не одно и тоже Организи нельзя онять или поцеловать. Мы не скажем «красивы организм2, но красивое тело моно. В психотерпаии очевино что рельаность оранизма и реальность тела… Из исторй Милтона Эриксона Пациен год лежит с инсультом год в клинике, его показывают студентам как прмер неизлечимого больного. Эриксону позвонила его дена У него ничего не двидется, только веками говорит «да» «нет». Милтон оиксон скаал «привозите2. Она повезда его через всю Америку, и сыовья Эриксона принесли его в кабинет. Эриксон попросил его молчать, что бы не происзодило Кгда его поместили в кресло Эриксон начал его ругать паганым немцем, вылил на него поток оскорлений. Сказал, что н придет завтра в 11 часов. И тот заговорил, встал и пошел. С медицинской точки зрения эо невозможно мышцы аотрофировались, но — факт. О есть, вместе физиоогия, тело и психика.