2.1 Содержание музыкального образования: сущность, специфика, комплексная направленность на физическое, эмоционально-чувственное, интеллектуальное, психологическое и духовное развитие личности.
Характеристика элементов содержания музыкального образования:
а) опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству;
б) музыкальные знания, их специфика и функции в развитии музыкальной культуры учащегося;
в) музыкальные умения и навыки, их специфика и направленность.
Виды музыкальной деятельности учащихся как способы активного творческого приобщения детей к музыкальному искусству:
- деятельность учащегося – слушателя музыки. Особая роль тематического построения занятий как системообразующего фактора развития учащегося-слушателя;
- деятельность учащегося – исполнителя. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского музыкального искусства в России. Взаимосвязь культуры пения и развития эстетического вкуса учащихся;
— деятельность учащегося – композитора. От пластического интонирования и элементарного музицирования в ансамбле и индивидуально (на СИ – «звучащие жесты», инструментах МУС, элементарных аккомпанирующих и мелодических инструментах) до внутренней работы, связанной с реальным и мысленным экспериментированием с выразительными средствами, импровизации и попыток сочинения музыки.
Осуществление деятельности школьников на уроках музыкального искусства как художественной по содержанию и учебной по форме. Триединство осуществления учащимися деятельности слушателя, исполнителя и композитора при ведущей роли воображения, постигающего музыкального мышления, интуиции и рефлексии.
Интегративный подход к преподаванию музыки в опоре на интеграцию художественно-гуманитарных дисциплин и региональный компонент содержания гуманитарного образования «Человек и искусство».
Задача становления в мировоззрении детей единой художественной картины мира и выявление:
а) общего и особенного в музыке, художественной литературе, изобразительном искусстве;
б) общего и особенного в предметах художественно-гуманитарного цикла.
Проблематизация содержания музыкального образования как способ приобщения ребенка к искусству, отвечающий природе самого искусства (музыки) и природе самого ребенка (генетически заложенная в нем готовность к опережению уровня своего развития).
Содержание музыкального образования выступает как педагогическая интерпретация его цели, задач, принципов.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки ...
... начального обучения на уроках музыки. Предмет курсовой работы - средства развития музыкальных способностей ученика. Цель: - рассмотреть теоретико-методические основы видов музыкальной деятельности (функции, содержание) на уроках музыки. В соответствии с объектом, ...
В содержании музыкального образования выделяются следующие его составляющие (элементы):
1. опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству;
2. знание музыки и знания о музыке;
3. музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой учебной деятельности школьников;
4. опыт учебно-творческой музыкальной деятельности учащихся.
Все перечисленные элементы содержательного процесса выступают во взаимосвязи и единстве
Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству
Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству проявляется в их предпочтениях, интересах, вкусах как в сфере самой музыки, так и в тех или иных видах музыкальной деятельности. Особое значение при этом приобретает личностный характер накопления данного опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через слушание музыки, ее исполнение, сочинение).
Этот процесс проходит тем успешнее, чем более развиты у ребенка музыкальность и эмпатийность. Необходимо отметить, что накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования.
Характеристика эмоционально-ценностного отношения личности учащегося к музыке, согласно интонационной теории Б. В.Асафьева, во многом обусловлена имеющимся у него интонационным фондом, накопленным в процессе общения с музыкой (в том числе и в условиях домашнего, семейного общения с музыкальным искусством).
Как известно, один и тот же человек по-разному относится к различным пластам музыкального искусства, музыкальным стилям, музыкальным жанрам и т.д. И характер его отношения к тому или иному музыкальному явлению зависит от того, насколько оно близко ему именно в интонационном плане. Чем больше ребенок находит в музыке знакомых, близких, узнаваемых интонаций, тем более близкой становится ему эта музыка, ибо она приобретает для него определенный смысл, связанный с какими-либо жизненно важными событиями, впечатлениями, эмоциональными состояниями.
Важное значение в современной сегодняшней музыкально-педагогической среде приобретает вопрос становления и развития музыкального вкуса учащихся, во многом определяющего содержание эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке. В связи с явным доминированием поп-музыки в музыкальной жизни общества — в первую очередь среди молодежи — очевидной становится необходимость рассмотрения музыкального вкуса в более широком педагогическом аспекте. Речь идет о включении в содержание занятий знаний не только о народной и классической музыке, но и о различных стилях и жанрах поп-музыки в ее лучших образцах.
При формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке необходимо учитывать и уникальные возможности этого искусства оказывать сильное психологическое, в том числе арттерапевтическое, воздействие на личность. Такое воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы найти и применить всю совокупность музыкально-педагогических средств для преобразующего, созидательного воздействия музыки на личность и коллектив в целом.
B) Эмоционально-ценностный компонент
... и прекращения эмоциональных состояний – это А) эмоциональность В) направленность С) саморегуляция D) активность 36. Элементарная единица нашего восприятия, мышления, отношения, которая позволяет ... коммуникативным 18.Ковалевым было предложено различать в личности такие образования как: 1) психические процессы; 2)психические образования; 3) психические состояния; 4) социальный опыт; 5) психические ...
Вследствие этого воздействия возможны положительные перемены в психическом состоянии ученика в самых разных направлениях, что, в свою очередь, влияет на направленность и на качество его эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Опыт обращения к методам арттерапевтического воздействия (то есть воздействия средства художественного творчества, искусства) применяется по отношению к детям, в том числе «с запоздалым развитием», достаточно давно и успешно практикуется в США и в целом ряде европейских стран, в частности во Франции, где многие педагоги-музыканты следуют системе швейцарского ученого Э. Виллемса, предусматривающей применение звукотерапии, ритмотерапии, мелотерапии (мелодии).
Музыкальные знания
Знания, приобретаемые учащимися в процессе музыкального образования, могут быть подразделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке.
Знание музыки
Первостепенное значение для музыкального образования ребенка имеет знание им самой музыки. Чем шире багаж его музыкальных впечатлений, тем больше возможностей предоставляется ему для вхождения в мир музыки, для нахождения близких ему музыкальных впечатлений. Поэтому так важно, чтобы в интонационно-слуховой запас школьников входила музыка народная, академическая (как классическая, так и современная), духовная, а также современная популярная легкая музыка. Помимо примеров профессионального композиторского творчества и фольклора специальное внимание должно быть уделено образцам так называемого третьего пласта, занимающих место между «серьезными» и «легкими» жанрами.
При этом следует иметь в виду, что в традициях русского отечественного музыкального образования (В.Ф.Одоевский, М.А.Балакирев, С.В.Смоленский и др.) приоритетное значение для его содержания все же имели шедевры русской и зарубежной музыкальной культуры. Впоследствии их стали называть золотым фондом музыкально-педагогического репертуара, служащим основой как для слушательской, так и для исполнительской деятельности учащихся.
Однако в современной педагогике музыкального образования наблюдаются прямо противоположные точки зрения по отношению к целесообразности включения классической музыки в содержание музыкального образования.
1. Так, на основании проведенного исследования Л. В. Школяр приходит к выводу, что самый высокий показатель восприятия классической музыки был отмечен у четырехлетних детей, которых сравнивали с ребятами школьного возраста. Для прослушивания были предложены финал сонаты Л. ван Бетховена № 14, финал его же «Аппассионаты», «Экспромт-фантазия» Ф.Шопена и другие произведения композиторов-романтиков. Ребятам предлагалось определить, какие из этих произведений более созвучны, родственны друг другу. «В шестых классах, — отмечает исследователь, — только 20 % учеников справились с заданием. В третьих классах — показатель чуть выше — 30%, но уже в первых классах (шестилетние школьники) — с заданием справились более половины детей. А из 60 воспитанников детского сада — пяти- и четырехлетние дети — правильно выполнили задание 75. Причем самый высокий показатель был получен у четырехлеток»1. (Школяр Л.В. Дис…. докг.пед.наук. — М., 2002. — С. 250—251).
Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования
... рассмотреть креативность как один из показателей развивающего влияния музыкального образования на школьников. Объект исследования - музыкальное образование детей 10-12 лет Предмет исследования - связь показателей ... к музыкальному искусству и школьным урокам музыки (Ю.Алиев, В.И.Петрушин, К.В.Тарасова и др.) Именно занятия музыкой могут способствовать развитию креативности у учащихся (К.В.Тарасова). ...
При этом исследователь делает вывод, что «малыши интуитивно схватывают сходство и различие фрагментов по обобщенной интонации!‘ В этом проявляется главнейшее свойство человеческой психики — способность целостно воспринимать явление в интегративном единстве эмоциональной и интеллектуальной оценок».
2. Принципиально иной позиции придерживается Т.Э.Тютюнникова: «Существующая в нашем сознании абсолютная презумпция педагогической ценности высокой музыки для детей всех возрастов трудно объяснима. Мы не имеем подтвержденных данных о том, что из детей, слушавших классическую музыку, вырастают идеальные или лучшие с точки зрения общества люди. Невозможность проверить результаты педагогических воздействий высокой музыки на детей младшего возраста, отсутствие валидной диагностики порождает множество разнообразных спекуляций, типа «классическую музыку — детям!». Проблема нам видится не в сомнении в высоких достоинствах самой музыки, а в ограниченных возможностях детей (и многих взрослых тоже!) ее воспринять. … Встретившись на звуковой тропинке с «Порывом» Шумана, восьмилетний ребенок в лучшем случае подумает, что «хотя было и громко, но зато недолго», а в худшем вообще будет думать о своем…
Нам кажется весьма проблематичным поиск поля для диалога первоклассника и титана Бетховена, если это не обработанный им «Сурок» или «Немецкие танцы». Даже если допустить, что музыка, минуя разум, обращается сразу к эмоциям, то трудно себе представить, чтобы эмоционально-духовные тексты Бетховена были сопоставимы с аналогичными текстами младшего школьника». (Тютюнникова Т. Э. Высокая музыка и дети // Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. — М., 2003. — С. 24-25).
Столь крайние позиции по этому важному вопросу приводят к выводу о необходимости дальнейших исследований, направленных на изучение данной проблемы.
Неразработанной на сегодняшний день остается и проблема изучения учащимися различных направлений и стилей молодежной музыкальной субкультуры. Очевидно лишь то, что отсутствие целенаправленной педагогической работы в данном направлении в школе ведет к все более усиливающемуся разрыву между содержанием образования и теми представлениями учащихся о панораме современной музыкальной жизни, которые складываются у них в процессе повседневного общения с популярной в молодежной среде музыкой. Тем самым одна из главных установок музыкального образования на раскрытие многообразия музыки, ее связи с жизнью, взаимосвязей легких и серьезных жанров остается в значительной мере нереализованной. В этом смысле особое значение приобретает знание учащимися лучших образцов современной популярной музыки.
Бессознательные аспекты музыкального восприятия
... тембра, фактуры и оркестровки, структурной организации формы музыкального произведения. Как отмечает исследователь, «Собственно акт бессознательного восприятия музыки есть акт резонанса между психическими возможностями ... ней вплоть до потери собственного «Я». Старик – выражает умудренность опытом, знание норм, правил, социальных предписаний и интеллектуальных ограничений. Круг – выражает единство ...
Сегодня кажется очевидной необходимость преодоления разрыва между представлениями традиционной педагогики музыкального образования о содержании музыкальной культуры личности и музыкальными интересами, потребностями школьников. Одним из путей преодоления этого разрыва является показ на уроках музыки ярких примеров поп-музыки разных направлений и стилей.
Традиционно в содержании занятий представлена музыка:
— вокальная;
— инструментальная;
— вокально-инструментальная.
Кроме того, в содержание музыкальных занятий должны быть включены в равных пропорциях произведения:
— программные, способные раскрыть богатство возможностей сочетания музыки и слова, музыки и живописи (интегративные возможности музыкального искусства)
— непрограммные, которые в центр внимания учащихся ставят закономерности именно самой музыки, специфику именно музыкального языка.
В целом на музыкальных уроках приоритетное значение имеет слушание музыки как в оригинальных исполнительских трактовках выдающихся музыкантов, так и в исполнении самого учителя, включая переложения для фортепиано (баяна, аккордеона) оркестровых и хоровых произведений. При этом следует иметь в виду особую силу воздействия живой музыки в исполнении учителя. В этом случае между музыкой и детьми устанавливается непосредственный контакт, соответствующим образом влияющий и воздействующий на детей.
Особенностью последнего времени является привлечение к процессу музыкальных занятий электроинструментов, в частности синтезаторов, и огромный интерес к этому со стороны учащихся. С помощью этих инструментов можно создать новый, современный звуковой облик произведений академической музыки, а также исполнять на них музыкальные сочинения, предназначенные именно для той или другой группы электроинструментов.
Обратимся к критериями подбора музыкального материала для слушания, согласно концепции Д.Б.Кабалевского:
- увлекательность (интерес, желание, соответствие возрастным особенностям школьников, доступность)
- художественность (ярко, выразительно) поскольку урок музыки – это есть комплексный урок искусства, то все его компоненты должны быть высоко художественными (не только материал для слушания, но и музыкальный материал для исполнения, любое муз. упражнение, распевка, художественным должен быть и звук (мягкий, красивый, округлый, полетный, легкий)
- педагогическая целесообразность (то есть иметь развивающую и образовательную педагогические функции, учить и полезному и нужному)
- воспитательная значимость (способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетических вкусов учащихся).
Данные критерии позволяют выделить следующие тесно связанные между собой показатели:
— эстетический: указывает на необходимость отражения в содержании образования основных принципов музыкальной культуры общества
Усвоение знаний учащимися
... руководстве учебной деятельностью.Среди разных видов деятельности учащихся в школе главным является учение. В процессе учения формируются знания, умения и навыки, развиваются ощущения, восприятие, память, ... обман, и добросердечное отношение и чувство радости или страдания. В его произведениях мы находим советы педагогу об осуществлении соответствующей благоприятной атмосферы жизнедеятельности ...
произведения определенной, в том числе, современной идейно-эстетической значимости; типичные жанры, сложившиеся в музыкальной культуре.
— психологический: характеризует отношения музыкального материала с психическими закономерностями и особенностями развития школьников
произведения, содержание которых созвучно жизненному и музыкальному опыту учащихся;
более сложные произведения, которые находятся в преемственной связи к предыдущему жизненному и музыкальному опыту школьников;
произведения, которые выходят за пределы жизненного и музыкального опыта школьников и определяют перспективу их музыкального развития в дальнейшем;
— музыкально-педагогический: обусловливает необходимость соответствия музыкального материала разнообразным задачам идейного, нравственного, музыкально-эстетического, творческого развития учащихся.
произведения, которые отвечают тематическому построению программы;
произведения, которые отражают жизнь во всех ее эмоциональных и действенных проявлениях (войны, революции, праздники, торжества);
произведения, доступные для исполнения в условиях общеобразовательной школы.
Знания о музыке
Знания о музыке необходимы для вхождения ребенка в мир музыки и служат инструментом ее познания. В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания об интонационной, жанровой, стилевой, художественно-выразительной основах музыкального искусства и др.
Знание об интонационной природе музыкального искусстваявляется основой всей системы знаний, приобретаемых учащимися в процессе музыкального образования. В основе представлений об интонации лежит понимание того, что интонация в музыке является носителем ее смысла, она способна выразить характер музыкального высказывания. Музыкальная интонация может быть:
— выразительной,
— изобразительной;
— иметь общее и различное с интонацией речевой;
— в ней находит отражение эмоционально-образный строй произведения.
В ядре-интонации (по терминологии Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского) заложена основа музыкального развития. Знания об основных принципах интонационного развития (тождество и контраст в их многообразных сочетаниях) помогают прослеживать развитие музыкальной мысли.
Знания о музыкальных жанрах способствуют формированию у учащихся представлений о социальном предназначении музыки и формах ее бытования в обществе. В сферу изучения включаются практически все основные жанры музыкального искусства: песня, танец и марш; опера, балет, симфония, концерт, соната; романс, прелюдия, ноктюрн, баллада, сюита и т.д. Эти знания входят в число основополагающих, поскольку жанр выступает едва ли не главным посредником между слушателем и композитором, между действительностью и ее отражением в художественном произведении. Жанровая типизация способствует закреплению в сознании и памяти учащихся понятийных, смысловых ячеек музыкального языка. Знание ребенком различных жанров актуализирует, оживляет память о связях музыкального искусства с его личным жизненным опытом. Важно также и то, что опора на жанр предоставляет учителю возможность, начиная с первых уроков, подводить учащихся к образно-содержательным обобщениям.
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Предмет исследования — психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Цель курсовой работы ... познаваний процессов; основы психологии о развитии личности с помощью музыкально- познавательных процессов психики личности; особенности и качества познавательных психических ...
Знания о музыкальных стилях как о системах средств выразительности, направленных на воплощение того или иного идейно-образного содержания, учащиеся получают в процессе усвоения об эпохальном (исторический стиль), национальном, авторском, исполнительском и других стилях.
Необходимо заметить, что если в системе профессионального музыкального образования ознакомление со стилями в курсах музыкальной литературы или истории музыки опирается на хронологический подход (от зарождения музыки до наших дней), то в системе общего музыкального образования в нашей стране утвердился иной подход. Этот подход предусматривает при знакомстве учащихся с различными стилями постепенный переход от наиболее знакомых им в интонационном отношении стилей классической, академической музыки к установлению их связей как с музыкой предшествующих веков, так и с современной музыкой академической традиции. При этом ознакомление с каждым стилем предполагает следующие этапы:
— первоначальное накопление необходимого интонационно-слухового опыта общения с ним;
— приобретение навыков стилевого анализа, осуществляющегося на основе знаний об образной сфере и особенностях того или иного стиля;
— рассмотрение данного стиля в историко-стилевом контексте.
Вышеперечисленные музыкально-теоретические знания о музыке являются системообразующими для становления музыкальной культуры учащихся в целом. Постигая интонационную, жанровую, стилевую основу музыкальных произведений, школьники осваивают целый комплекс знаний об эмоционально-образной природе искусства, о музыкальной драматургии, о средствах музыкального языка и музыкальной речи, а также целый ряд более конкретных сведений о музыке.
В круг развития музыкальных способностей">знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности и многие другие.
Важным элементов знания является и знание нотной грамоты, которое может помочь учащимся в освоении различных видов музыкальной деятельности, а также станет одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с искусством.
Помимо теоретических сведений (рассмотренных выше) о музыке, — следует выделить группу музыкально-исторических знаний, объем и содержание которых определяются конкретной учебной программой по музыке и учителем в зависимости от направленности работы школы, уровнем подготовленности конкретного класса, музыкальными пристрастиями самого учителя.
61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...
... косвенно, а не путем прямого измерения. 6. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ... приобретения определенных рабочих функций и успешной деятельности. Профессиональная пригодность к педагогической деятельности предполагает наличие физического здоровья, хороших речевых ...
К числу музыкальных могут быть отнесены и знания об арттерапевтических возможностях музыки, о ее влиянии на учащихся, в том числе и на самого себя. В связи с этим особое значение имеет личный опыт учащегося, приобретаемый им на музыкальных занятиях и основанный на самонаблюдениях (рефлексии) о том, какая музыка и какое влияние оказывает на него в различных психологических состояниях и какие виды музыкальной деятельности способны усилить ее воздействие. Подобные знания могут стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся все больше и больше, но уже и самих учителей. Растут нервно-психические нагрузки и перегрузки не только в образовательной сфере, но в современной жизни в целом. Поэтому учащиеся, а позднее и выпускники школ должны обладать не только высокими интеллектуальными знаниями и необходимыми умениями, но и обладать навыками и умениями жизни в современном обществе (западная ориентации на приспособленность к ритму и условиям современной жизни), знать как справляться с его требованиями и конечно же преодолевать субъективные трудности, которые неизбежно возникают на жизненном пути каждого человека.
Музыкальная психотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащения доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает быть здоровым и счастливым, эмоционально уравновешенным. Задача – изжить негативные эмоции, отрицательные переживания, наполнить себя положительными эмоциями. (В.И.Петрушин. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., «Владос», 2000. 176 с.)
Последовательность введения в содержание занятий знаний музыки и знаний о музыке определяется логикой приобщения ребенка к миру большого искусства, которая учитывает возрастные особенности учащихся, доступность усвоения этих знаний детьми, мерой накопленного музыкально-слухового опыта, наличием усвоенных ранее музыкальных знаний.
Следует особо подчеркнуть, что знания о музыке без знания самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком, фактически теряют свою личностно-ценностную значимость, оставаясь формальным показателем эрудиции учащегося.
При этом интерес к знаниям о музыке приходит не сразу. Как отмечает французский музыкант-исследователь П.А.Ласкари, он возникает у учащихся лишь тогда, когда они уже «почувствовали себя плененными властью звуков… Как только накапливается опыт, хотя бы элементарный, приходит жажда знаний».
Музыкальные умения и навыки
В настоящее время в педагогике музыкального образования все более утверждается позиция, согласно которой между умениями и навыками имеется принципиальное различие.
Музыкальные умения
Умения обусловлены временной природой музыкального искусства и направлены на процесс «наблюдения» (термин Б.В.Асафьева) за интонационным развитием в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации (сочинения) музыки, а также при установлении взаимосвязей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. Такого рода умения не подлежат автоматизации, ибо связаны с творческим, никогда точно не повторяющимся процессом постижения музыкального искусства. Музыкальные умения опираются на знания о музыке и формируются в процессе ее живого восприятия. При этом в процессе музыкальных занятий формируются две группы умений.
Знание, навык, умение, компетенция
... и методик. Обучение языкам всегда востребовано социально. Лекция 23.03.11 Знание, навык, умение, компетенция Рубенштейн С.Л.«Принципы и пути развития психологии», 1959 Освоение системы знаний, ... Умение не может быть стериотипным, в отличие от навыков, каждый раз идёт приспособление к новой ситуации. Компетенция — это способность применять полученные навыки и знания в трудовой деятельности. ...
1. К первой из них могут быть отнесены умения, присущие конкретному виду музыкальной деятельности и отвечающие ее природе:
а) в слушательской деятельности это, прежде всего, умения:
— воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
— охарактеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
— дать вербальную, то есть в словах или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
— выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автору сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
б) в исполнительской музыкальной деятельности все вышеперечисленные умения сохраняют свою значимость и вместе с тем появляется ряд принципиально новых умений, связанных с необходимостью воплощения данного произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании).
Они определяются спецификой того или иного вида исполнительства и направлены на воспроизведение и интерпретацию музыкального произведения.
При этом в пении, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании на первый план выступают умения в форме музыкально-слуховых представлений о том, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
В этой связи необходимо выделить еще одну разновидность умений, связанных с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений. К ним относятся умения:
— интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
— предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
— сравнивать различные интерпретации и выбирать из них лучший вариант;
— оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
Различия в умениях, формируемых в разных видах исполнительской деятельности, заключаются главным образом в том, что каждый вид деятельности требует своих особых умений координировать музыкально-слуховые представления со специфическими способами их воспроизведения: в пении — это координация между слухом и голосом, в игре на музыкальных инструментах и в пластическом интонировании — координация между слухом и двигательным аппаратом. И в том и в другом случае такая координация регулируется тем идеальным представлением о звучании данного конкретного произведения, которое сложилось у учащегося.
в) в музыкально-композиционном творчестве это умения импровизировать и сочинять музыку по заданным параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
2. Во вторую группу входят умения корректировать свое психологическое состояние под воздействием близкой, а иногда и противоположной душевному настрою музыки, исходя из полученных ранее специальных знаний, направленных на осуществление этой деятельности, и из собственного рефлексивного опыта.
Данные умения необходимо рассмотреть более подробно в связи с тем, что они впервые вводятся в теорию музыкального образования и их формирование требует длительного времени.
В арттерапии, в области коррекционной педагогики, как уже отмечалось, выявлены возможности воздействия музыки на психологическое состояние человека. При этом установлена возможность корреляции музыки и определенного психологического состояния конкретного человека. В зависимости от того или иного душевного состояния учащегося корреляция носит индивидуально-личностный характер. Получив соответствующие необходимые знания и опыт взаимодействия с музыкой, ученик способен определить, какая музыка ему нужна для установления душевного комфорта. На основе этого в дальнейшем он способен создать свою домашнюю фонотеку, которую сможет использовать для коррекции своего состояния.
Музыкальные навыки
В психологии навыки рассматриваются как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом выделяют (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. В. Петровский) три основных этапа их формирования:
— овладение элементами действия;
— образование целостной структуры действия;
— закрепление и совершенствование целостной структуры.
Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической (технологической) базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата.
В исполнительской деятельности навыки в первую очередь связаны с овладением техникой.
Так, в певческой деятельности к основным вокально-хоровым навыкам относят:
— навыки певческой установки,
— звукообразования,
— певческого дыхания,
— артикуляции,
— хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);
— координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.),
— навыки следования дирижерским указаниям.
Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют
— навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания и общехорового звучания. В их основе находится мысленное соотнесение реального звучания с идеальным представлением о нем.
В игре на музыкальных инструментах формируются навыки, близкие по содержанию к певческой деятельности:
— навыки звукоизвлечения,
— звуковедения,
— артикуляции,
— строя и ансамбля в процессе коллективной деятельности;
— навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
Специфичными для музыкально-пластической деятельности являются навыки
— «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации. При этом посредством ритмопластической интонации передаются эмоционально-образный строй произведения, особенности метра, ритма, темпа, динамики, строения мелодической линии, сопряженности различных элементов фактуры и т.д.
В слушательской деятельности также могут быть выделены навыки, связанные прежде всего
— с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (регистров; тембров; звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.),
— а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
В музыкально-композиционном творчестве происходит (по мнению Б. Р. Иофиса) развитие навыков
— вариантного повторения заданного мотива,
— импровизации заключительной каденции мелодии,
— создания ритмического рисунка из предложенных модулей,
— импровизации мелодии в малообъемных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности обособлен в самостоятельный элемент содержании музыкального образования с целью подчеркнуть его особую значимость для музыкального и общего развития личности учащегося. Такой опыт приобретается школьниками в музыкальной деятельности:
— в процессе слушания музыки,
— в вокально-хоровом и инструментальном исполнении,
— в музыкально-пластической деятельности,
— в музыкальных импровизациях,
— в сочинении музыки,
— в установлении связей музыки, прежде всего, с другими видами искусства, с историей, жизнью.
Более того, творческое начало, как совершенно справедливо, подчеркивает Д.Б.Кабалевский, может проявляться и «…в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы… и т.д. и т.п.». (Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001. — С. 28).
В отличие от творчества, нацеленного на создание нового в музыкальном искусстве, в процессе общего музыкального образования ставится задача пробудить творческое начало в ребенке, возбудить у него интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности, открывающей для него творческую природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания. Таким образом, имеется в виду прежде всего музыкально-творческая учебная деятельность, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.
При этом эффективность такого рода деятельности во многом зависит от приобретенного ранее музыкального опыта, знаний и умений учащихся, ибо «всякое творческое изобретение, — как замечает Б.В.Асафьев, — есть комбинирование по-новому прежних данных». (Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е. М. Орловой. — М.; Л., 1965. — С. 97).
Внимание педагогов-музыкантов к развитию творческого потенциала детей на музыкальных занятиях постоянно возрастает. Практически все учителя музыки, методисты, исследователи проблем музыкального образования выдвигают задачу обязательного, первостепенного творческого развития ребенка в число приоритетных. При этом предлагаются различные пути ее решения. Назовем лишь некоторые из них (сами знаете по опыту работы в школе).
— импровизация и сочинение детьми вокальных и инструментальных образцов как по предлагаемым учителем моделям, так ив свободной форме;
— продумывание и воплощение в исполнительской деятельности многовариантности исполнительских трактовок разучиваемых произведений;
— разыгрывание-драматизация народных и авторских песен;
— введение в содержание музыкальных занятий постановки музыкальных спектаклей, начиная от исполнения мюзиклов, написанных специально для детей, до исполнения учащимися оперных партий в оперных спектаклях;
— создание самими учащимися музыкальных спектаклей, музыкально-литературных, музыкально-пластических композиций и т.п.;
— постижение вариантности, присущей народному музицированию, и ее воплощение в опытах исполнительской деятельности и музыкально-композиционного творчества.