Преемственная система музыкального образования

Бакланова Т.И.

Становление и развитие преемственной система музыкального образования дошкольников и младших школьников

«Музыкальный мир» (конец ХХ — начало ХХ1вв.)

В статье раскрывается история создания системы музыкального образования «Музыкальный мир», которая представлена в настоящее время двумя взаимосвязанными подсистемами: учебно-методическим комплектом «Музыкальный мир» для дошкольных учреждений (5) и УМК по музыке комплекта «Планета знаний» (6 — 8).

Эти подсистемы объединяет общая концептуальная основа, преемственность целей, задач, тематики, содержания и планируемых результатов музыкально-образовательной деятельности. В основу педагогического проектирования «Музыкального мира» был положен поликонтекстный подход, состоящий в сочетании нескольких контекстов музыкально-образовательной деятельности (аксиологического, эстетического, этнокультурного, арт-терапевтического и других).

Создание «Музыкального мира» началось в середине 1990-х годов с разработки автором данной статьи концепции и программы предметного блока «Музыка» интегрированного курса «Искусство» для 1−9 классов общеобразовательных школ. К этому периоду в России возникло вариативное образовательное пространство. Кроме общепризнанной типовой программы по музыке Д.Б.Кабалевского (1) в 1994 г. были изданы и стали широко внедряться ее разнообразные варианты, разработанные известным методологом музыкального образования Э.Б.Абдуллин, а также Г. П.Сергеевой, Л.В. Школяр и другими авторами (3).

В 1993 г. была опубликована программа по музыке таких авторитетных авторами, как Ю.Б. Алиев, Е.В.Николаева и другиеи (2), а также ряд других альтернативных программ. Среди них — программа интегрированного курса «Искусства», изданная в 1997 г. с грифом Министерства общего и профессионального образования России (4).

Кроме музыки, в эту программу были включены следующие предметные блоки: изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура, художественная культура народов мира. Все боки объединяли общие семантические линии:

8 стр., 3817 слов

Значение музыкального воспитания в семье

... еще понимание их гармонии». Говорить только о музыкальном искусстве музыки – значит живо, непосредственно, эмоционально, ... образования Свердловской области Нижнетагильский педагогический колледж Специальность: «Преподавание в начальных классах» Реферат по теме: Значение музыкального ... слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающийся конкретностью, ...

-художественно-образное содержание искусства (его основу составили художественные образы России, родной природы, семьи, домашнего очага, детских игр и игрушек, русских народных сказок, добрых молодцев и девиц-красавиц, народных мастеров, музыкантов, богатырей-защитников родной земли и др.);

-общие и особенные в каждом виде искусства средства художественной выразительности;

-происхождение и развитие искусства в контексте мирового культурно-исторического процесса.

Содержание этого интегрированного курса было представлено в программе двумя компонентами — базовым (инвариантным, закрепленным в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта предметной области «Искусство») и вариативным. В программе особое внимание было уделено древнерусскому искусству, русскому народному творчеству, современной художественной культуре России. Содержание всех предметных блоков базировалось на духовно-нравственных ценностях и идеалах, воплощенных в традиционной художественной культуре России. Общая логика всех предметных блоков развертывалась от отечественной художественной культуры и ее этнокультурных основ к художественной культуре других стран и народов мира.

Программа предметного блока «Музыка» состояла из двух частей: «Родной мир музыки» (1−4 кл.) и «Музыка народов мира» (5−9 кл.).

Первая часть программы была построена на основе нескольких общих сквозных тем для 1−3 классов: «Наш край родной», «Музыкальные игры и игрушки», «В стране музыкальных инструментов», «У кого какой голос?», «Мамины песенки», «В гостях у сказки», «Уроки Скрипичного ключа». В третьем классе была добавлена новая сквозная тема — «Добры молодцы и красны девицы», а содержание уроков музыки в четвертом классе было структурировано в виде нескольких новых крупных тем: «От Руси до России», «Москва музыкальная», «На родине М.И.Глинки» и др. На основе этой части программы впоследствии были разработаны рабочие тетради для учащихся начальной школы «Родной мир музыки» и нотные хрестоматии.

11 стр., 5051 слов

Рабочая Программа государственной аттестации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.А.ЕСЕНИНА» Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методики их преподавания Протокол № 1 от 29.08.13 Зав. кафедрой, кандидат исторических наук, профессор ...

Вторая часть программы — «Музыка народов мира» (5−9 кл.) начиналась с нескольких крупных тем, посвященных древнерусской музыкальной культуре («Русь былинная», «Русь святая», «Русь скоморошья», «Русь песенная» и др.).

Многие другие темы этой части программы были посвящены музыкальной культуре России на разных этапах ее истории, вплоть до конца ХХ в., а так же зарубежной музыкальной культуре («Музыкальный мир Древней Греции», «Музыкальный мир Древнего Рима», «Музыкальные путешествия по странам Европы» и др.).

Все эти материалы послужили основой для разработки в начале 2000 годов новой программы и учебников по музыке для начальной школы как части учебно-методического комплекта «Планета знаний». Этот комплект, объединяющий учебники по всем дисциплинам начальной школы, включен в Федеральный перечень учебников в раздел рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации на 2011−2012 учебный год.

Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется:

  • в единых ценностных приоритетах;
  • в единстве дидактических подходов;
  • в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;
  • в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.

Все это позволяет учителям осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам.

11 стр., 5251 слов

Рабочая программа «Психология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) «Утверждаю» Директор РИ (филиала) АлтГУ ____________ К.Г. Анисимов «_____» ____________ 2017г. (для студентов отделения высшего профессионального образования по направлению ...

Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения. Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной).

Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий. Эти возможности предоставляют и основной учебный материал, и дополнительный вариативный материал учебников, и широкое использование межпредметных связей и наглядных примеров живописи, музыки, истории, кино, театра, литературы, природы, архитектуры и т. д. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование у учащихся базовых национальных ценностей. Комплект учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему и другим народам, к духовным, природным и культурным ценностям.

Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

23 стр., 11345 слов

Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью

Реферат Курсовая работа содержит ___ страницу, 27 источников. Ключевые слова: психологическое благополучие, психологическое неблагополучие, адаптация, дезадаптация, поведение, учебная деятельность, личность, родительское отношение, взаимоотношения. Объект исследования: психологическое неблагополучие. Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной ...

Входящие в комплект «Планета знаний» наши программы и учебники музыки содействуют достижению предусмотренных новым ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов обучения на материале и средствами музыкального искусства, в интеграции с другими видами искусства, в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной культуры русского и других народов России, культурного многоообразия современного мира, с использованием информационно-компьютерных технологий и психолого-педагогического потенциала различных видов арт-терапии.

Все учебники объеденены общей учебно-игровой формой воображаемого путешествия по Музыкальному миру. В каждом классе учащимся предлагаются разноообразные вариативные образовательные маршруты такого путешествия:

  1. «Где музыка берет начало?»:Путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов. (1 класс).

  2. «Волшебные силы музыки»: Знакомство с особенностями музыки как вида искусства, «встречи» в Музыкальном мире с ее создателями и исполнителями. (2 класс),
  3. «Где живет музыка?»: Путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям. (3 класс),
  4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: Музыкальное путешествие от Руси до России и по некоторым странам Западной Европы (4 класс).

Содержание всего путешествия по Музыкального миру (с 1 до 4 класса) развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.).

4 стр., 1539 слов

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки. Андрющенко В.П. кандидатпедагогических наук, завкафедрой теории,истории музыки и игры на музыкальных инструментах КГУПроблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П.& ...

Одновременно учащиеся имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранения, изучения, исполнения и трансляции в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, ценностное отношение к культуре своего народа, к национально-культурным традициям других народов, и др.).

Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любование родной природой и внимательное вслушивание в ее звуки, интерес к народной музыке, образованность, интеллигентность, трудолюбие, путешествия по миру, и др.

Таким образом, наряду с решением дидактических задач, данные учебники для начальной школы позволяют развивать духовно-нравственную культуру учащихся на основе национального воспитательного идеала, сформулированного в федеральной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан РФ» (2009г.).

Вторая по времени создания подсистема «Музыкального мира» предназначена для дошкольных учреждений. Она включает программу, методическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и пособие для детей 5−7лет (в 2-х частях).

Этот УМК начал формироваться в конце 1990-х годов на основе преемственности с первой частью («Родным миром музыки») предметного блока музыки для общеобразовательных школ. К 2011 году завершилась работа над его новой версией, которая является частью целостной, преемственной, интегрированной модели дошкольного образования «Тропинки».

Главной целью программы УМК «Музыкальный мир» для дошкольников является формирование средствами музыкального искусства сознания, поведения и «духовных способностей» (Д. Шадриков) детей 3−7 лет на основе модели традиционной для российского культурно-исторического типа сознания картины мира, соотнесенной с наиболее актуальными социальными, социокультурными и социально-психологическими проблемами дошкольного детства

8 стр., 3694 слов

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

... инструментов по тембровому и динамическому звучанию. Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им ... , «двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность ...

В соответствии с данной целью выдвинуты две группы задач:

1.Общие задачи воспитания, обучения, развития и оздоровления дошкольников средствами музыки:

  • формирование у детей средствами музыки первоначальных образных, эмоционально окрашенных представлений об окружающем мире (в том числе о таких его измерениях, как пространство и время, движение и энергия), о мире природы, людей и вещей;
  • формирование у детей на основе целенаправленного отбора музыкальных произведений для восприятия и исполнения, таких важнейших духовно-нравственных качеств, как доброта, честность, милосердие, сострадание, смелость, щедрость, трудолюбие, любовь к природе, к своим родителям, к родному дому и родной земле, и других;
  • выявление и развитие у детей творческих способностей и одаренности;
  • развитие у детей их природной интуиции;
  • развитие речи, подготовка к чтению и письму детей в процессе освоения языка и художественно-образного содержания искусства;
  • формирование и развитие у детей познавательных и художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций;
  • развитие физических и психических качеств детей, в том числе внимания, воображения, мышления, памяти, сенсорных способностей, мелкой моторики, координации движений;
  • психофизическое оздоровление, психологическая коррекция и адаптация детей в процессе различных видов музыкальной деятельности;
  • формирование у детей в процессе музыкальной деятельности качеств самоактуализирующейся личности (А.Маслоу), освоение ими первоначальных способов самопознания, самооценки, саморегуляции и творческой самореализации в искусстве и в жизни.

2. Задачи музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста:

  • формирование у дошкольников первоначальных представлений о музыке как части целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;
  • освоение детьми доступных им средств и способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов;
  • формирование и развитие музыкальных способностей детей, в том числе — музыкально-образных представлений и ассоциаций; музыкального слуха и певческого голоса, эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • знакомство с шедеврами музыкального искусства, доступными для восприятия и (или) исполнения детям дошкольного возраста;
  • формирование у детей основ музыкальной культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства.

Содержание музыкальных занятий структурировано в несколько тематических блоков. Для детей 3−5 лет: Музыкальный мир природы; Музыкальный мир родного дома; Музыкальный мир родного города (села); Музыкальный мир разных стран; Сказочный музыкальный мир. Для детей 5−7 лет: Музыкальная азбука; Музыкальный календарь; Музыкальные часы; Музыкальные путешествия по миру.

Каждый из этих блоков позволяет решать задачи музыкального и общего воспитания и развития дошкольников на доступном им уровне, в процессе того или иного конкретного вида музыкальной деятельности (слушания музыки, пения, элементарного музицирования, музыкально-познавательной, музыкально-игровой, музыкально-импровизационной и музыкально-пластической деятельности, музыкальной театрализации), на конкретном музыкальном материале, отобранном с учетом возрастных особенностей детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов, а также их психологических и других реальных проблем.

Логика развертывания значений и смыслов музыкального искусства в УМК «Музыкальный мир» для дошкольников обусловлена закономерностями развития сознания ребенка от 3 до 7 лет и предполагает последовательное смещение акцентов с развития его сенсорных способностей (восприятия и воспроизведения звука на фоне определенного цвета, света, запаха, движения и т. д.) на формирование в его сознании средствами музыки целостной художественной картины мира в его основных пространственных, временных, энергетических, духовных и предметных измерениях, с проекцией на личность каждого ребенка и его локальную социально-культурную среду.

Образовательная система «Музыкальный мир» отличается не только содержанием, но и своей двухуровневой структурой, обеспечивающей преемственность дошкольного и школьного музыкального образования. В настоящее она внедрена в вариативное образовательное пространство России наряду с несколькими другими инновационными музыкально-образовательными системами. Это дает педагогам возможность свободного выбора, а значит — более творческого подхода к своей профессии.

Автор статьи выражает глубокую благодарность Э.Б.Абдулину и Е.В.Николаевой за поддержку «Музыкального мира» и ценные замечания, высказанные в процессе апробации программы и учебников для 1−4 классов.

Ссылки на источники:

  1. Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.:Просвещение, 1983.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 — 8 кл. (Под ред. Ю.Б. Алиева).

    М.: Просвещение, 1993.

  3. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Музыка. М.: Просвещение, 1994.
  4. Сокольникова Н.М., Бакланова Т.И., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: Программа интегрированного курса. 1−9 классы. М.: Рекорд, 1997.
  5. Бакланова Т.И. Музыка.1−4 классы: Учебники для общеобразовательных школ. Изд-е 3-е. М.: Астрель, 2011.
  6. Бакланова Т.И., Новикова Г. П.Музыкальный мир: Пособие для детей 5−7 лет. Часть 1. М.: Вентана -Граф, 2008.
  7. Бакланова Т.И., Новикова Г. П.Музыкальный мир: Пособие для детей 5−7 лет. Часть 2. М.:Вентана — Граф, 2011.
  8. Бакланова Т.И., Новикова Г. П.Музыкальный мир: Программа. Содержание занятий с детьми 3−7 лет. Методические рекомендации. М.: Вентана — Граф, 2011.

10