Основные понятия и принципы сопровождения

Лекция 1.

  1. Основные понятия.
  2. Принципы сопровождения.
  3. Виды сопровождения.
  1. Основные понятия.

История создания в системе образования системы комплексной помощи ребенку с нарушениями развития одновременно может рассматриваться как многолетняя (насчитывает более 2-х веков), и в тоже время как достаточно короткая – немногим более 20-ти лет. Поскольку в системе специального образования модель взаимодействия специалистов разного профиля, направленная на всестороннюю диагностику развития ребенка и разработку коррекционно-развивающих программ формируется более 200-т лет. Но только последние 20-ть лет параллельно с формированием гуманистических тенденций в отечественной педагогике стала развиваться российская система психолого-медико-педагогического сопровождения детей.

Основные формы – раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение развития детей различных проблемных групп, сопровождение в специальном образовании, сопровождение в специальном образовании – все это элементы одной системы, ставшие своеобразными гарантами реализации права ребенка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в развитии нашла практическое воплощение в деятельности центров и служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей. Обычно центрами сопровождения называют учреждения системы образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с ними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения – это структурные подразделения образовательного учреждения, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся данного учреждения.

Концепция сопровождения как своеобразная образовательная технология в нашей стране разрабатывалась Е.И. Казаковой (1995 – 2001).

Автором были выделены следующие источники создания отечественной системы сопровождения:

— опыт комплексной помощи детям в системе специального образования;

— опыт функционирования специальных служб, обеспечивающих разностороннюю психолого-педагогическую медико-социальную помощь детям и их родителям (консультативные службы, диагностические центры, коррекционно-развивающие центры; службы «Доверия» и др.);

— многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с нарушениями развития;

20 стр., 9953 слов

Задачи психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учреждении

... Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Задачи психолого-педагогического сопровождения: ü  предупреждение возникновения проблем развития ребенка; ü  помощь (содействие) ребенку в ...

— материалы деятельности координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих деятельность образовательных учреждений;

— исследования вузовских научных центров;

— опыт реализации международных программ по созданию системы сопровождения развития детей;

— опытно-экспериментальная работа различных коллективов педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов.

Исходным теоретическим положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентированный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных новшеств. Каждая ситуация выбора предусматривает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Поэтому сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентированного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, ключевым положением чего становится «педагогика успеха», и как следствие, право субъекта самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и помочь сделать на этом пути первые шаги.

Исходя из вышесказанного Е.И. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Более упрощенный вариант: сопровождение – это помощь субъекту развития в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина сопровождение вызвано тем, что замена его такими как помощь, поддержка или обеспечение не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи или обеспечения, такая, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения возникшей проблемы. Сопровождение подразумевает сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Так же учитывается и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка может быть не только он сам, но и его родители или педагоги. Поэтому, по мнению автора, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

22 стр., 10952 слов

Выявление и решение проблем адаптации у детей дошкольного возраста ...

... сопровождение процесса адаптации детей к ДОУ. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач: 1.Изучить проблему адаптации, виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях; 2.Раскрыть психологические особенности развития ... дошкольного учреждения и родителей. Всё это и определило выбор темы исследования: "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного ...

Рассмотрим понятия «процесс сопровождения»; «метод сопровождения»; «служба сопровождения». Наиболее близкими терминами к понятию сопровождение считаются обеспечение и помощь. Если исходить из того, что сопровождение – это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Если предположить, что сопровождение – это помощь, то под сопровождением понимается процесс как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за последствия своего выбора. Поскольку между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

— диагностика сущности возникшей проблемы;

— информация о сути проблемы и путях ее решения:

— консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

— первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием обеспечение, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

  1. Принципы сопровождения.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются:

— рекомендательный характер советов сопровождающего;

— приоритет интересов сопровождаемого;

— непрерывность сопровождения;

— комплексный подход (мультидисциплинарность) сопровождения;

— стремление к автономизации.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Рекомендательный характер сопровождения

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, поэтому все решения специалистов носят рекомендательный характер. Ответственность за принятый вариант решения проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, ближайшим окружением. Поэтому если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не может участвовать в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окружения), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем сам ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий принятия решений может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги, окружение. Задача специалистов системы сопровождения – на разных стадиях развития проблем дополнение советами «неработающие элементы» системы.

16 стр., 7809 слов

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями ...

... активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи. Разработка ... имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения. Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за ...

Приоритет интересов сопровождаемого

Этот принцип еще получил название «на стороне ребенка», поскольку отражает ключевое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что одной из причин возникновения проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Другими словами, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Поскольку справедливость требует объективного анализа проблемы, не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, возможности независимой реализации, социальные структуры и организации. Поэтому часто на стороне ребенка выступает он и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Непрерывность сопровождения

Ребенку должно быть гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения может прекратить поддержку ребенку только тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден. Этот принцип также подразумевает, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска. Этот принцип также означает, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например, хронические болезни, ребенок в системе специального образования, ребенок – сирота и др.) должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность сопровождения

Реализация этого принципа требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель.

Стремление к автономизации

Один из наиболее трудно реализуемых на практике. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства или педагогов школы на те или иные решения сотрудников центра. В практике встречаются случаи, когда педагоги в стремлении «избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают раздосадованы, если их требования не подтверждаются специалистами.

С другой стороны, сотрудники независимого, автономного центра оказываются малоинформированными о реальной жизни школы, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива.

Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряду с крупными независимыми Центрами сопровождения, создание в учреждениях службы или группы сопровождения. В состав групп сопровождения могут входить разные педагогические работники школы или детского дома (воспитатели, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-организаторы, учителя), объединенные в группу по принципу осуществления общего или тематического сопровождения учащихся или психолого-медико-педагогического консилиума.

2 стр., 691 слов

Какова роль педагога-психолога в комплексном сопровождении ребенка ...

... -консультативную) 16, а, во-вторых, предусматривает вероятные запросы «коллективного субъекта» сопровождения: ребенка (с учетом его образовательных потребностей), педагога и родителей, нуждающихся в ... Описание группы по выделенным параметрам Содержание специальной помощи в системе психологического сопровождения Познавательная деятельность. Общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре – ...

3. Виды сопровождения

В настоящее время в деятельности центров и служб выделяют следующие виды сопровождения:

— индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях;

— системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод противоположен так называемому «заявительному» сопровождению, в соответствии с которым центы или соответствующие службы работают только с теми детьми, в отношении которых обратились родители или педагоги, поскольку в таком случае именно те дети, которые наиболее нуждаются в поддержке, выпадают из круга внимания и заботы взрослых.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

— участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;

— проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучения и др.), в которых нуждаются дети;

— разработка профилактических и коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей («Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети – мигранты» и т.д.).

Такие программы систематически корректируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее решения с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

В качестве примера – организация и содержание деятельности службы сопровождения одного из городов (Санкт–Петербург), где в построении службы выделяют три уровня:

1 – ый уровень (школьный) – Служба сопровождения в образовательных учреждениях (общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) школы, центры коррекции и реабилитации, где службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские специалисты, работающие в образовательном учреждении. Деятельность этих структур направлена на решение ряда задач:

— защита прав и интересов детей;

— массовая диагностика проблем развития;

— выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

— консультирование всех участников образовательного процесса;

17 стр., 8198 слов

Акмеологические технологии сопровождения личностного и профессионального ...

... методов исследования: - теоретический анализ психологической и акмеологической литературы по проблемам технологий сопровождения личностно-профессионального развития человека; - методы наблюдения, беседы и другие. При написании работы ... решения, брать на себя ответственность, а с другой -- сам факт обращения за психологической помощью может восприниматься им как утрата этих способностей. Кроме ...

— групповые занятия, семинары, тренинги с учителями, учениками по изменению стереотипов поведения, развитию коммуникативных навыков.

2–ой уровень (городской или региональный) – Районные центры сопровождения (районные психолого-педагогические медико-социальные центры, имеющие в своем составе психолого-медико-педагогические комиссии).

Специалисты центров в первую очередь оказывают помощь педагогам, родителям, специалистам образовательных учреждений, которые работают с детьми. Проводят психологическое просвещение участников образовательного процесса, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.) оказания помощи по наиболее сложным проблемам, которые не могут на своем уровне решить специалисты образовательного учреждения.

3–ий уровень (районный или местный) – Региональный центр сопровождения (городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация).

Деятельность организационных структур на этом уровне обеспечивает:

— разработку стратегии развития службы сопровождения;

— разработку нормативно-правовой базы;

— обучение кадров;

— информированность специалистов.

Как показывает опыт, каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы.

1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях с целью выделения потенциальной «группы риска».

2. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «группы риска», индивидуальная диагностика проблем детей.

3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.

4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

— выявление проблем в ходе массовой диагностики;

— обращение родителей за консультациями;

— обращение педагогов, администрации образовательного учреждения;

— обращение самого ребенка по поводу проблем;

— обращение других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;

обращение специалистов других социальных служб.

Примерные критерии оценки эффективности работы по сопровождению детей:

— востребованность услуг службы со стороны учителей, детей (показатели: количество и содержание обращений);

— выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.

В настоящее время в деятельности центров и служб выделяют следующие виды сопровождения:

10 стр., 4800 слов

Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой ...

... проблема заключается в специфике педагогического сопровождения коллективной творческой деятельности учащихся. Цель курсовой работы - проанализировать теоретические подходы и обосновать значимость педагогического сопровождения в развитии ... психолого-педагогическое требование: «наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит ...

— индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях;

— системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод противоположен так называемому «заявительному» сопровождению, в соответствии с которым центы или соответствующие службы работают только с теми детьми, в отношении которых обратились родители или педагоги, поскольку в таком случае именно те дети, которые наиболее нуждаются в поддержке, выпадают из круга внимания и заботы взрослых.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

— участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;

— проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучения и др.), в которых нуждаются дети;

— разработка профилактических и коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей («Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети – мигранты» и т.д.).

Такие программы систематически корректируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее решения с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

— выявление проблем в ходе массовой диагностики;

— обращение родителей за консультациями;

— обращение педагогов, администрации образовательного учреждения;

— обращение самого ребенка по поводу проблем;

— обращение других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;

— обращение специалистов других социальных служб.

Критерии оценки эффективности работы по сопровождению детей:

— востребованность услуг службы со стороны учителей, детей (показатели: количество и содержание обращений);

— выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.