Лекция №2 Разновидности опроса

Лекция №1. Общая характеристика социологического опроса.

Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Так, например, юристы, врачи, педагоги, журналисты, социальные работники и многие другие используют этот метод для получения интересующей их информации.

Опрос как метод познания социальных явлений и процессов имеет в социологии давние традиции. Примечательно, что метод опроса в социологии занимает особое положение. Практика социологических исследований подтверждает, что данный метод является наиболее популярным. Опросы проводятся социологами настолько часто, что многие оценивают их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Однако, такое мнение ошибочно, поскольку в социологии используется множество методов сбора первичной информации.

Кроме того, несмотря на то, что метод опроса в социологии является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации, он не является универсальным методом.

Опрос- метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации// Гречихин В.Г. Лекции по методике социологического опроса. М., 1988

Специфика метода опроса в социологии состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной информации является человек (респондент, от лат. respondere – отвечать) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Преимущества метода опроса:

  • экономичность

данный метод, основанный на грамотно спланированной выборке, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрашиваемых судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов на изучаемом объекте в целом.

  • оперативность

при достаточном количестве квалифицированных анкетеров и интервьюеров можно в максимально короткие сроки опросить большие совокупности людей и получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

  • получение унифицированного описания

приведение к единой норме, единообразию множества индивидуальных единичных высказываний дает возможность использования для обработки и анализа вычислительной техники и методов математического анализа.

8 стр., 3584 слов

Метод опроса и его составляющие

... методах исследования. Метод опроса В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. ... рыбохозяйственный университет Кафедра социологии и гуманитарной подготовки КУРСОВАЯ РАБОТА Метод опроса и его ... влияния интервьюера и респондента. Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру ...

  • широта охвата разнообразных сфер социальной практики

в жизни современного общества практически нет таких проблем, которые невозможно было бы изучить путем обращения с вопросником к различным группам населения.

Основное назначение опроса заключается в том, чтобы получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, связанных с их жизнедеятельностью.

Но необходимо обратить внимание на то, что информация, полученная с помощью метода опроса от респондентов, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в их сознании. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях. Следует всегда учитывать возможные искажения, связанные с особенностями отражения различных сторон социальной практики в сознании людей, а также направления и размеры этих искажений.

Опрос- метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей// Краткий словарь по социологии.

В основе метода опроса – совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы которого дают необходимую исследователю информацию. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения.

Связь между главными участниками опроса – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество полученных данных.

«Промежуточные звенья» опроса: опросный лист, исследователь, ситуация опроса

опросный лист — перечень вопросов, в которых эмпирически описывается изучаемая проблема, «переведенная» на язык обыденного сознания опрашиваемых.

5 стр., 2042 слов

Лекция 7. Антропологический подход к исследованию человека Б.Г.Ананьев

Биография. Понятие личность. Структура личности. Первый класс личностных свойств: статус, общественные функции - роли и ценностные ориентации. Второй класс личностных свойств: мотивация поведения, общественное поведение, структура личности. Третий класс личностных свойств: характер и склонности. Психологическая концепция жизненного пути личности. Особенности личностного развития. ...

исследователь человек, непосредственно обеспечивающий заполнение опросного листа каждым респондентом.

ситуация опроса условия, складывающиеся из житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их эмоциональных состояний, их норм, обычаев и традиций, представлений и отношения к опросу.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности информации

следует выделить его основные фазы:

Фаза адаптации- Цель фазы адаптации («вхождение в опрос») заключается в создании у респондента мотивации ответить на вопросы и в подготовке его к исследованию.

Начать опрос – это подлинное искусство, и от того, как это сделает исследователь, во многом зависит достоверность всей информации.

Данная фаза состоит из обращения и нескольких первых вопросов.

Для того чтобы респондент смог дать нужную информацию, необходимо подготовить его к этому: объяснить содержание вопросника, цель опроса, правила заполнения и постепенно, задавая вопросы, подвести его к теме исследования, а потом заинтересовать респондента в исследовании, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на вопросы приобрели для них личностный смысл.

Очень важно объяснить респонденту, что опрос проводится анонимно.

Фаза достижения поставленной цели- Суть фазы достижения поставленной цели (содержательная стадия) сводится к сбору основной информации по изучаемой проблеме.

Здесь задаются все вопросы, необходимые для решения поставленных задач.

Если эта часть опроса большая, то необходимо учитывать, что интерес к исследованию может ослабевать.

Вопросы следует выстраивать таким образом, чтобы периодически создавались паузы психологической разрядки.

Главное, чтобы содержание вопросов полностью определялось целями и задачами исследования.

Лучше всего, если каждой отдельной задаче соответствует определенный блок вопросов.

Фаза снятия напряжения- Цель фазы снятия напряжения («выход из режима опроса») состоит в том, чтобы завершить опрос.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя. Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими ...

Закончить опрос бывает сложнее, чем начать его. Респондент еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение.

Поэтому в конце опроса задаются легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

Область применения.

Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования.

В социологической практике встречаются многочисленные разновидности опроса, которые классифицируются по самым различным основаниям. Рассмотрим некоторые из них.

Критерии классификации опросов:

  • по месту проведения;
  • по носителю первичной информации;
  • по характеру взаимодействия между исследователем и респондентом;
  • по форме проведения;
  • по способу общения между исследователем и респондентом.

 

По месту проведения

 

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит – ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования.

7 стр., 3040 слов

Метод опроса в социально-психологическом исследовании

... респондентов. Анкета, как правило, начинается с преамбулы - обращения к респонденту. В нем указывается, кто проводит исследование, описывается цель исследования, ... повлиять на искренность собеседника. При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться ... выдвигает к методам исследования такие требования:социальный психология опрос исследование социально-психологические явления надо ...

 

  •  Опрос по месту работы- Данный опрос проводится в служебном помещении и является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

  • По месту жительства- Данный вид опроса незаменим, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями.

  • В общественных местах- Это вид опроса проводится на улицах, в очередях в магазинах, сбербанках, на рынке и т.п.

По носителю первичной информации

  •  Опрос массовый, специализированный. Массовые о. — опросы, при которых основным источником информации являются представители различных категорий населения, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом изучения.

Специализированные- Или экспертные опросы, главным источником информации которых являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать всесторонне взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

По характеру взаимодействия между исследователем и респондентом

  •  Опрос письменный, устный. Письменный Это опрос, при котором исследователь только доставляет анкету респонденту, и респондент самостоятельно заполняет анкету.
  • Устный — Это опрос, при котором исследователь зачитывает респонденту вопросы и варианты ответа и фиксирует предложенный респондентом вариант ответа.

По форме проведения

  •  Очный, заочный.
  • Очный -опрос, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
  • Заочный- форма опроса без прямого и непосредственного контакта исследователя с респондентом.

По способу общения между исследователем и респондентом

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование.

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

... помощи анкеты, причем респондент сам читает вопросы и сам фиксирует ответы. Интервью – прямой способ сбора информации, осуществляющийся при непосредственном взаимодействии респондента и исследователя. Анкетный опрос: Если опрос ...

 Анкетный опрос( анкетирование)- это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта исследователя (анкетера или интервьюера) с респондентом.

Специфика анкетного опроса заключается в том, что:

  • исследователь не имеет непосредственного контакта с респондентом, а функцию «научного посредника» выполняет анкета;
  • исследователь в момент рассылки или раздачи анкеты теряет контроль над ее заполнением;
  • влияние анкетера сведено к минимуму;
  • анкетирование применимо для опроса большого количества респондентов;
  • трудно избежать влияния третьих лиц на отвечающих, особенно при анкетном опросе, как по месту работы, так и по месту жительства;
  • степень анонимности при анкетировании высокая.

Основными компонентами анкетного опроса:

 

Анкетер исследователь, непосредственно обеспечивающий заполнение опросного листа каждым респондентом.

Социологическая анкета- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета.

Респондент- лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту.

 

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.

 Титульный лист- Необходимо указать:

Вводная часть- Включает в себя следующее:

2 стр., 685 слов

Как готовиться к интервью?

Структура интервью ЛИД обычно оформляется курсивом либо полужирным шрифтом. Здесь указывается: информационный повод, тема интервью, обосновывается выбор темы; сообщается фамилия, имя, отчество героя, должность, социальное положение.   Собственно интервью — ваши вопросы, ответы героя.   Вывод, завершение: формулировка основной мысли материала, идеи, ваши комментарии встречи. Этот элемент ...

  • обращение к респонденту;
  • цель и значение исследования;
  • рекомендации по заполнению анкеты;
  • гарантии анонимности;
  • возможность узнать о результатах исследования;
  • авторство

Основная- Включает в себя следующее:

  • классификация вопросов;
  • формулировка вопросов и их последовательность;
  • шкалирование;
  • кодирование вопросов и ответов.

 Заключительная-

 Включает в себя следующее:

  • социально-демографический блок («паспортичка»);
  • предложение высказаться по волнующим респондента вопросам;
  • благодарность респондентам за участие в опросе;
  • указание исследовательского коллектива или исследователя.

Структура анкеты соответствует фазам проведения опроса. Так, при проведении анкетного опроса должны быть соблюдены условия прохождениятрех стадий:

 Стадия адаптации – «вхождение

в опрос»

Содержательная стадия

Психологическая разрядка

– «выход из режима опроса

Характеристика анкеты будет далеко не полной, если не сказать несколько слов о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Практика социологических исследований показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах45 +/- 10 минут.

 

Следует отметить, что прежде чем приступать к опросу, необходимо провести логический контроль анкеты и апробацию для того, чтобы выявить все погрешности при составлении анкеты и ликвидировать их. Только после этого анкету можно использовать.

 

Виды анкетирования

 Прессовое

анкетирование

– вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Отечественная практика проведения конкретных социологических исследований показывает, что процент возврата анкет при таком опросе не превышает 5%.

Почтовое

анкетирование

– распространение анкет путем почтовой рассылки. Список респондентов – это или список всей генеральной совокупности, или список выборочной совокупности. Недостатками являются низкий процент возврата анкет и искажение выборочной совокупности, что влияет на достоверность полученной информации.

Раздаточное

анкетирование

– наиболее распространенный вид анкетирования, при котором респондент получает анкету непосредственно из рук социолога-анкетера. Этот вид анкетирования является наиболее надежным, почти полный возврат анкет.

 

Интервью

Интервью (в переводе с английского – «беседа с глазу на глаз») – особый вид исследовательского общения.

 Интервьюирование- это форма очного устного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Специфика интервьюирования заключается в том, что:

  • осуществляется непосредственный контакт в ходе общения респондента с интервьюером;
  • интервьюер в ходе интервью не теряет контроль над процессом опроса и может в любой момент повернуть ход интервью так, чтобы и опрашиваемый мог легче ориентироваться в интересующем исследователя вопросе, и в то же время не отступить от цели и задач исследования;
  • интервью – это эмоциональный процесс общения, значительно больше психологизированный, чем анкетный опрос. Психологическое влияние интервьюера (его внешний вид, стиль беседы, профессионализм) значительно сильнее, чем у анкетера при коллективном (групповом) опросе;
  • интервью оправдывает себя при работе с небольшими группами респондентов (эксперты, фокус-группы и т.п.) либо индивидуально;
  • интервью позволяет избежать влияния третьих лиц на отвечающих;
  • степень анонимности при интервью иная, чем при анкетном опросе. Интервью не может полностью сохранить респондента анонимным. По сущности интервью – метод персонифицированного опроса.

 

Основными компонентами интервью:

 Интервьюер

– исследователь, который задает вопросы, предусмотренные целями и задачами исследования, организует и направляет всю ситуацию опроса с каждым отдельным респондентом и фиксирует

Вопросник

интервьюера

– документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них.

Респондент

– лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Продолжительность интервью– это длительность беседы, обеспечивающая наиболее полное раскрытие темы и достоверность ответов. Продолжительность интервью заложена в вопроснике и зависит от темы исследования, количества вопросов, глубины рассмотрения темы, социально-демографических характеристик будущих респондентов, физиологических возможностей активного восприятия интервьюера. Социологическая практика показывает, что интервью может длиться от 10 минут до 1,5 часов. Но встречаются случаи, когда интервью длится 8 часов и более.

 

Недостатки интервьюирования: 

  • его малая оперативность;
  • существенные материальные и временны е затраты;
  • необходимость большого числа подготовленных интервьюеров;
  • невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
  • поиск психологического контакта с каждым респондентом;
  • решение проблемы анонимности.

 

Виды интервью

 

По степени формализации процедур интервью подразделяются на:

 Формализованное

(стандартизированное)

интервью

– самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Оно близко к анкетированию в присутствии анкетёра. Интервьюер обязан четко придерживаться заранее подготовленных формулировок вопросов и их последовательности. В формализованном интервью преобладают закрытые вопросы. При этом сами формулировки соответствуют стилю разговорной беседы с респондентами. Достаточно часто используют отдельные карточки с напечатанными вариантами ответов, если число вариантов возможных ответов довольно большое. Карточки передают респондентам для прочтения. Интервьюеру отводится преимущественно исполнительская роль и его влияние на качество данных может быть сведено к минимуму.

Фокусированное

(направленное)

интервью

– имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, конкретного явления, его последствий или причин. В этом виде интервью респондентов заранее знакомят с предметом беседы: что-то читают, смотрят видеозаписи фильмов и т.д. Для проведения данного вида интервью очерчивается круг вопросов, который является обязательным для интервьюера. Однако, он может менять их последовательность и формулировку, но по каждому вопросу должна быть получена информация.

Свободное

(нестандартизированное)

интервью

– проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана. Определяется только тема интервью. Диалог проходит в свободной форме. Здесь интервьюер свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации

Особенности интервью по-разному проявляются в различных организационных формах. Интервью классифицируется по самым различным основаниям.

В социологической литературе приводятся и другие виды интервью в зависимости от: 

  • целевого назначениядокументальное и интервью мнений, отношений;
  • места проведенияслужебное и неслужебное;
  • способа коммуникацииличное и телефонное;
  • процедуры проведенияпанельное, групповое, клиническое;
  • техники регистрациипротоколируемое и непротоколируемое и т.д.

Итак, подчеркнем, что, несмотря на популярность метода опроса при изучении определенных сторон и свойств явлений и процессов, бывают ситуации, когда требуется использование иных методов сбора информации или сочетание их с методом опроса. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, социальный эксперимент и другие.

Типы и виды вопросов

Людям, интересующимся искусством задавать вопросы, долж­но быть, известны два великих имени, освоивших его в совершен­стве. Первым был знаменитый Сократ, 2,5 тыс. лет назад искав­ший истину и с этой целью задававший мудреные вопросы не только простолюдинам, но и философам. Вторым является Джорж Гэллап, основавший в XX в. свой знаменитый институт изучения общественного мнения и заложивший такие высокие нормы ме­тодической культуры, которые до сих пор считаются эталоном пауки. «Большую часть своей жизни Дж. Гэллап задавал людям иопросы и изучал их ответы. Его уважение к тому, что каждый человек говорил, сделали его одним из самых внимательных в мире слушателей общественных настроений и мнений. Его опро­сы и статьи помогали миллионам людей делать выбор в сложных обстоятельствах и формировали ценнейшую демократическую ус­тановку брать на себя ответственность за принимаемые решения». Два имени — два полюса, философский и методический, между которыми простирается безбрежное море проблем, практик, ме­тодов, видов, коэффициентов и многого другого, что составляет искусство и науку социологического опроса.

В прикладной социологии вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, и это существенно меняет требования к его формулировке. Хотя на первый взгляд, что трудного в составлении вопросника на любую тему, связанную с той или иной проблемной ситуацией. Тем не менее, это довольно сложная и ответственная задача, так как вопрос при социологическом опросе – это «высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей операционализировать признаки изучаемого социального явления». (Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С. 15.).

Удачно по этому поводу выразился известный специалист по конструированию анкет Л.Я. Аверьянов: «Вопрос — это своеобразная микротеория, определенная система знания, которая одной частью (вопроси­тельной) описывает известное и в основном наше прошлое зна­ние, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать. Когда мы спрашиваем: «Колумб ли открыл Америку?», то здесь имеются известное (Америка откры­та), неизвестное — (кто открыл Америку) и гипотетическое зна­ние (предположение, что это сделал Колумб)»

При формулировке вопросов и возможных вариантов ответа нужно руководствоваться некоторыми требованиями, предъявляемыми к опросному листу (анкете, бланку интервью):

  • вопросы и варианты ответов должны быть сформулированы по возможности кратко (без искажения смысла);
  • следует избегать многозначных слов;
  • различные обстоятельства не следует объединять в одном вопросе;
  • предпочтительны простые формы изложения (при этом формулировка должна соответствовать языку опрашиваемого);
  • вопросы и варианты ответов должны быть сформулированы однозначно, точно относиться к предмету беседы, исключать недоразумения;
  • следует избегать слов, предложений, высказываний, речевых оборотов, которые могут оказывать внушающее воздействие;
  • форма вопросов должны быть по возможности разнообразной, не следует начинать все вопросы с одних и тех же слов.

Нарушение любого из этих требований ведет к ошибкам при формулировке вопросов и возможных вариантов ответа.

Все вопросы, используемые при составлении опросного листа (анкеты, бланка интервью), можно классифицировать по нескольким критериям:

  • по содержанию;
  • по цели;
  • по форме;
  • по функциям;
  • по графическому оформлению.

По содержаниювопросы делятся на:

  1. вопросы о фактах поведения, которые выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей;
  2. вопросы о фактах сознаниялюдей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер;
  3. вопросы о личности респондентавходят во все социологические анкеты, образуя «паспортичку», или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов.

По содержаниювопросы можно разделить и таким образом:

  1. вопросы о фактах, цель которых получить информацию о социальных явлениях или признаках, которые могут быть определены однозначно. Например, это вопросы о возрасте, образовании, профессии и т.п.
  2. вопросы о знании, цель – получить сведения, которые свидетельствуют об уровне информированности и знаний респондента. Например, это вопросы об условиях и возможности повышения квалификации и т.п.
  3. вопросы о мнении, цель – выявить мнения респондентов о чем-либо;
  4. вопросы о мотивах, цель- исследование мотивов социального поведения респондентов.

По целивсе вопросы можно разделить на два вида:

  1. содержательные;
  2. функциональные. Они делятся на: вопрос-диалог;

вопрос-иллюстрация;

вопрос-ловушка– выявить элементы необъективности в ответе респондента, его завышенные оценки;

вопрос-фильтр(или отсеивающие вопросы)– возникают тогда, когда исследователю необходимо получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую ее часть.

По форме вопросы бывают:

  1. открытые – вопросы, которые не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте.
  2. закрытые – вопрос, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Они в свою очередь они делятся на: альтернативные – предполагающими возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе, всегда составляет 100%, и неальтернативные – допускающими выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%.
  3. полузакрытые (к ним относятся вопросы-меню – такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких) – вопрос, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их.

По функциям вопросы делятся на:

  1. основные– направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления;
  2. неосновные– направлены на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

По графическому оформлению вопросы можно разделить на:

  1. линейные – вопросы, в которых ответы имеют линейную форму расположения;
  2. табличные – вопросы, в которых ответы располагаются в форме таблицы.

По форме вопросы выделяют:

  1. прямые– вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.п.;
  2. косвенные- вопросы, в которых предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки личных качеств респондента или обстоятельств деятельности респондента.

Основные правила формулирования вопросов.

  • вопросы в анкете должны быть ясными;
  • форма ответов, которые предполагает вопрос, должна быть удобной для записи;
  • в анкете необходим правильный порядок размещения воп­росов;
  • анкета должна быть организована так, чтобы с ней было удобно работать;
  • всегда необходимо осуществлять «пилотаж» анкет, прежде чем будет начато основное исследование;
  • вопрос должен задаваться только об одном предмете;
  • вопрос должен быть коротким и несложным, поскольку длинные вопросы приводят к тому, что респондент не улавлива­ет сути;
  • вопросы должны вызывать правдивый и точный ответ.

12