ЛЕКЦИЯ №7. Психологические особенности студенчества.
Типология личности студента
- Студенты, ориентированные на образование как на будущую профессию (1/3 студентов = 33,3%)
- Студенты, ориентированные на бизнес (около 26%)
- Не определившиеся студенты (бытовые, личные, семейный проблемы)
По отношению к учебе:
- студенты, которые стремятся овладеть знаниями по всем дисциплинам
- студенты, которые стремятся овладеть знаниями во всех сферах понемногу
- студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии
- студенты, которые проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся
- лентяи
Типология личности студента по Лисовскому
- Ориентация студента
- на учебу
- на науку
- на профессию
- По отношению к учебе
- активная жизненная позиция
- ориентация на культуру
- ориентация на общение в коллективе
ТИПЫ СТУДЕНТОВ
* гармоничные студенты
* профессионалы
* академики
* общественники
* любители искусства
* старательные
* среднячки
* разочарованные
* лентяи
* творческие
Методика выявления личности студента (по пяти бальной системе оценки качества)
- направленность личности
- интерес к профессии
- интерес к учебе
- если есть другие интересы
- успеваемость
- посещаемость
- активная жизненная позиция
- законопослушность
- отношение к алкоголю и наркотикам
- нравственные качества
- честность
- справедливость
- доброжелательность
- бескорыстность
- чувство дома
- правдивость
- патриотизм
- принципиальность
- интеллектуальные качества
- наблюдательность
- любознательность
- устойчивость внимания
- прочность памяти
- уровень развития логического мышления
- творческое мышление
- владение умственными операциями
- качество речи
- деловые качества
- целеустремленность
- трудолюбие
- работоспособность
- инициативность
- грамотность
- пунктуальность
- ответственность
- предприимчивость
- волевые качества
- настойчивость
- решительность
- самообладание
- смелость
- дисциплинированность
- активность
- уверенность в себе
- отношение к себе
- самоуважение
- самокритичность
- самооценка
- требовательность к себе
- скромность
- чистолюбие
- чувство собственного достоинства
- уровень притязаний
Диагностика знаний и качеств личности студента
Контроль исходного уровня знаний. Методические рекомендации для студентов
... барьерами. Их проявление может быть связано с различиями социальной или личной ориентации участников общения. Итак, специфика межличностной коммуникации раскрывается прежде всего, в следующих ... тему «Правила и приемы эффективного слушания» (конспектирование). Цель: расширить теоретические знания студентов о процессе коммуникации и его эффективности. Задание для обучающихся: Самостоятельно изучить ...
Методы и типы диагностики:
- самооценка (предлагается шкала оценки)
- групповая оценка личности
- метод экспертных оценок
- самонаблюдение и наблюдение
- беседа
- заполнение занятия
- анкетирование
- изучение продуктов деятельности
- психологический эксперимент
- педагогический эксперимент
- моделирование психологических явлений, процессов и свойств
— словесная модель
— информационная модель
- метод изучения оценки деятельности
Практические методы:
- анализ биографических данных по документам
- оценочная беседа
- эффект – анализ производственной деятельности специалиста
— уровень квалификации
Психология способностей
... образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней Общая психология/ Под ... Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать ...
— проявление творчества
- изучение мнения коллектива
- временное замещение специалистом вышестоящей должности
- анализ конкретных ситуаций
Деятельность и личность преподавателя высшей школы
- Преподавательская деятельность
- Организаторская деятельность
Для преподавателя объект деятельности – студенты
Цели преподавательской деятельности– ценностная ориентация
Мотивация – критика
Средства — все, что используется в образовательном процессе (плакаты, модели и т.п.), невербальные средства (мимика), оборудование (компьютеры, телевидение, аудио средства)
Действие – структурный элемент
Управленческая функция:
— планирование
— организация
— контроль
Деятельность:
— ориентировочная основа деятельности
— накопительная часть
— контрольная часть
Психолого-педагогическая компетентность
- Психологические знания
- психология личности
- психология учебно-познавательной деятельности студентов
- психологические особенности студенчества
- психология коллектива
- основы психодиагностики
- психология деятельности и личности преподавателя
- психология педагогического общения
- умение использовать знания
- Педагогическая компетентность
- умение отвечать на вопросы: чему учить, кого учить, как учить
- умение совершенствовать свою работу
- умение вести воспитательную работу
- умение определять и оценивать уровень знаний и умений студентов
- умение заниматься самообразованием
- Способности
- способность определять эффективные методы обучения
- способность правильно планировать и организовывать различные виды занятий
- способность совершенствовать педагогическое мастерство
- способность формировать у студентов мотивацию к учебно-познавательной деятельности
- Коммуникативная компетентность
- познание человеком других людей
- познание человеком самого себя
- умение правильно оценить ситуации общения
- способности выступать в аудитории
- способность вести беседу, дискуссии
Цели образования:
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности ... учителей двух крайних типов преподавателей (ориентированных на «развитие» и ... деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, ...
- креативная компетентность
- личностные свойства преподавателя