Курс лекций по социальной психологии 2

Курс лекций 

по  «Социальной  психологии»

Тема1.Предмет и задачи социальной психологии как науки.

Вопросы: 1. Место и рольсоциальной психологии в системе научного знания.  2. Предмет, задачи и методология социальнойпсихологии.

Место социальной психологии всистеме научного знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологиейи общей психологией (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы).Взаимо­связь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии (спрактической и прикладной психологией).

Синтезирующая роль социальнойпсихологии в системе научного, в том числе психологического знания.

Структура общественного сознания и рольобщественной психологии в его функционировании: обыденное и теоретическоесознание, идеология и общественная психология, их соотношение.

 Видысоциально-психологического знания: обыденное, житейское, философское,эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методическое(«Карнеги-знание»), научно-теоретическое. 

  Особенности формирования  и развития социально-психологических явленийи их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и деятельностнаяобусловленность).

Типологиясоциально-психологических явлений: 1.По носителям: в больших и малыхгруппах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики); 2. Поуровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные(массовидные); 3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. Посодержанию: осознанные и неосознанные.

Основные точкизрения на объект и предмет социальной психологии: социологический,общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное взаимодействиелюдей, как объект социальной психологии.  Законо­мерности социально-психологических явлений, связанных свключением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии: закономерностиповедения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных вразличные социальные группы, а также социально-психологические особенностифункционирования этих групп и личности в них.

Структура социальной психологии как науки(основные социально-психологические проблемы): закономерности и механизмыобщения в совместной деятельности; особенности социально-психологическихявлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структурагрупп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенностисоциально-психологических явлений в больших группах (массовидныесоциально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные,правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические);социально-психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности,социальные установки личности, роль личности в группе).

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... выделились и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи с ...

Теоретическиеи практические задачи социальной психологии:

1. Продолжение углубленных исследованийпроблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии сдругими науками; 2. Содержательныйпересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальнымиусловиями в нашей стране; 3.Исследование новых социально-психологических явлений (этнических,экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологическиеисследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 5.Анализ возрастания  ролисоциальной психологии в условиях реформирования общества; 6.Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практическойпсихологией; 7. Обеспечениевзаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениямизарубежной социальной психологии.

                Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение ометодах, совокупность применяемых методов, совокупность  применяемых в науке принципов): I.Всеобщая (философская) методология (философские принципы,требования, вытекающие из философских законов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция,абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.); III. Специальные, собственные методы социальной психологии:1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2.  Методы социально-психологическогоисследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б) методысбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности,опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).; IV. Частныеметодики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

Возрастаниероли социально-психологического фактора в современных общественныхпреобразованиях (формирование общественного мнения и общественныхнастроений,  объяснение необходимостиреформирования различных систем и их последствий,  обеспечение социальной направленности реформи социальной защиты населения).

 

    Основные категории:     социальнаяпсихология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет иобъект социальной психологии, задачи социальной психологии, методологиясоциальной психологии, методы социально-психологического исследования.  

                  

                                       Контрольные вопросы:

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... пословицами и поговорками. 2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической ... психологического знания как эмпирического по своей сути и интроспективного по способу получения) – век ассоцианизма. (Гартли, Беркли, Дэвид Юм) 19 в – век рождения научной психологии ...

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

Что являетсяметодологией социальной психологии?

9.    

                                 Литература:

—        

Обязательная:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

—        

Дополнительная:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

 трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

6.    

7.    

8.    

Тема2. История формирования и современное состояние социаль­ной психологии.

Вопросы: 1. История становления и развитиясоциально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитиесоциальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Истокисоциально-психологических идей в античной философии и в социально-философскоймысли нового времени. Первые социально-психологические теории и отражение в нихобщего уровня развития психологической науки.

Описательный этапвозникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э.- середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линиясоциоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит надиндивидом, диктует ему линию поведения); б)линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решаяобщественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпохаВозрождения): а) индивидуалистическаялиния   (Т.Гобсс-«естественное правочеловека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими силамиобщественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственныхинтересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б) социоцентристская линия  (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций,Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности,межличностные отношения). 

Этап относительносамостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг.Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психологиянародов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «духцелого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтоми А.Потебней; «Психология масс»(Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (отГ.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект иответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична,неупорядочена); «Теория инстинктовсоциального поведения»  (У.Мак-Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей(борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость,приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... взаимодействия. Несмотря на всю сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться. Для более последовательного и ... недифференцированного до этого возбуждения появляются лишь посредством родительской интроекции по принципу социального наследования[2]. Этот же механизм лежит в основе появления первых представлений ...

Общественныеи научные (создание методологических, в том числе философских основ)предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научнуюдисциплину.  Развитие социальнойпсихологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии вХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии(20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальнойпсихологии (В.Меде, Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход квыявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм,психоанализ и гештальт-психология о детерминированности  поведения стимулами, бессознательным ицелостными структурами психики.  Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовойпсихологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов обобщетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский одетерминированности психики человека социальной средой. РефлексологияВ.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людейсознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива.  Л.С.Выготский о культурно-историческойобусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива.С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновениеи развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов,Крупская).

2 период – развитие теоретического иэкспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ векапо настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое,интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитиисоциальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания(Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков иповедения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия:а) Теория «взаимодействия исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимостивзаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш встатусе, власти и т.п.); б) Теория социального обмена Г.Хоманса озависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивныхподкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).

Когнитивистская социальная психология: 1.Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного балансаФ.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремление к сбалансированиюмежличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL»,  «U» – «nU»);б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома –  у позитивно относящихся в диаде друг к другу,имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объектупутем снятия дисбаланса;                          в)Теориякогнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия междузнанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий кдействию; г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об измененииотношений личности, под влиянием потребности установить соответствиекогнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

12 стр., 5723 слов

Социально-педагогические ресурсы социальных отношений

... социально педагогической деятельности по использованию ресурсов социальных отношений......................46 2.3. Программа организационной деятельности социального педагога по коррекции социальных отношений….………………………………………..…53 3. Социально-педагогические условия повышения эффективности реализации социально-педагогических ресурсов социальных отношений 3.1. Диагностика социальных отношений ...

2.Когнитивныйподход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии человеком социальной действительности в зависимости отпредшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого инового знания).

Психоаналитическое направление социальнойпсихологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1.Динамическая теория функционирования группы В.Байона (2 уровняфункционирования группы: рациональный компонент — осознанные действия ииррациональный уровень – групповая культура, между ними неизбежны конфликты,которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»); 2.Теориягруппового развития В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы(решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3.Трехмернаятеория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы(включение, контроль, любовь).

Интеракционистское направление в социальнойпсихологии: 1.Концепция символического интеракционизма Джорджа  Мида о личности как продукте социальноговзаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, озависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтнойгруппы.   Чикагская школа(Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснитьна основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познавсамооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ееповедение; 2.Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон,Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные,предписанные, активные и латентные), о межролевом  и внутриролевом конфликтах; 3.Теорииреферентной группы  (Т.Хайман,Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные,негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли вформировании социальных установок.

Культурологическиесоциально-психологические концепции (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), какстремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепциясоциальных представлений С.Московичи о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологическихпредставлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений(информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведениеиндивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела   об опосредованности взаимодействия индивидас социальной средой через групповое взаимодействие; 3. «Этогенетическийподход» Р.Харре  — модель человека(мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба зарепутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания дляэтого необходимых условий).

Особенности развития отечественнойсоциальной психологии:

 1. Стремление к созданию общейсоциально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальнойпсихологии всего позитивного; 3.Определение социальной и деятельностнойдетерминированности социально-психологических явлений; 4.Разработкаметодологических основ социально-психологических исследований; 5.Исследованиеновых социально-психологических явлений; 6.Возрастание роли  прикладных и практическихсоциально-психологических  исследований;7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов вразличных областях профессиональной деятельности людей.

4 стр., 1586 слов

общение как форма социального взаимодействия.Историко-теоретические ...

... Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения. Данная работа характеризует, общение как социально-психологический феномен, а так же изучает процессы взаимодействия и ... 4, 2007, 35 с. Накопление большого количества фактов об социально-психологическом феномене - общение характеризовало отношение социально-психологических явлений к эксперименту, где главное внимание с точки ...

Основные категории: описательныйэтап возникновения социально – психологического знания, этап относительносамостоятельного развития социально – психологических идей, этапэкспериментально – теоретического развития социальной психологии, западнаясоциальная психология, отечественная социальная психология.

Контрольные вопросы:

1.                             

2.                             

3.                             

4.                             

5.                             

6.                             

Литература:

—        

1.    

2.    

—        

1.     

2.     

3.     

4.     

5.     

Тема3.Общение как  социально-психологическоеявление.           

Вопросы: 1.Социально-деятельностная природа общения.

                  2.Сущность, типология и функцииобщения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования,  изменения и развития  социально-психологических явлений.Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение,как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главнымобразом межличностных отношений).

Методологические проблемы исследованиявзаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характеробщественных отноше­ний. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как«реализа­ция» безличных отношений в деятельности конкретных личностей.  Персонофицированность и эмотивностьмежличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных,или индифферентных чувств.                                             Деятельностная природа межличностныхотношений. Сущность концепции деятельностного опосредованиямежличностных  отношений (Рубинштейн,Леонтьев, Петровский).

7 стр., 3334 слов

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

... сложный механизм межличностного общения, какмы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного. К основнымвидам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек ... можно отнестидва вида дистанционных биоэнерго взаимодействий таких как телепатия и внушение(суггестия), ...

Социальное действие и социальное взаимодействие.Структура ситуа­ции социального взаимодействия. Общение и совместнаядеятельность как формы социального взаимо­действия в системе отношенийчеловека. Общение как   особая  форма взаимодействия  и  межличностных отношений людей. Влияниеобщения на жизнь и деятельность людей.                                   

Основные подходык определению сущности общения: интеракционистский– общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредствомсимволов; когнитивистский – общение как коммуникация,проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский– общение как реализация бессознательной мотивации посредствомидентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обментрансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обменподкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический– общение как личностная самоактуализация экзистенциональнойсущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный– общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средствореализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях  общественных и  групповых отношений.

Динамикаобщения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию;ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средствобщения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие,контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключениеи выход из контакта (их взаимосвязь).

Аффиляция (стремление к сотрудничеству,дружбе, общению) как  потребностьобщения.

Типологияобщения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное;б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное,деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное,диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное.Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное,диагностическое, воспитательное, светское.

Классификацияфункций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная,информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения,побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороныпроцесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, ихвзаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

6 стр., 2867 слов

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

... общении или склонность к пассивному участию в общении. 3. Межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие в общении ... общения речевых действий друг друга. · Поэтому психология общения ... социально-психологическими особенностями социальной группы; o индивидуальными психологическими особенностями личности. · Рассматривая психологическую природу общения необходимо учитывать, что: o 1) общение ...

Основныекатегории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностныеотношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущностьобщения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функцииобщения.

Контрольныевопросы:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

типы,виды и функции общения.

7.    

Литература:

—        

1.    

2.    

3.    

—        

1.    

2.    

 Крысько В.Г. Социальнаяпсихология. М., 2001.

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

 Семинар. Тема 3а. Социальная психологияобщения

Цель: закрепить и углубить знания попроблемам социально — деятельностной           детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

Вопросы для обсуждения:

1. Место и природа межличностных отношений.

2.Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.

3.Общение и деятельность.

4.Сущность, структура и функции общения.

Темы докладов:

«Методологическое значение социально-психологическойтеории общения для деятельности социального работника »

Литература:

1. Андреева Г.М.Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс,1998. — Глава4.

2. АндрееваГ.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности.  //  Общение и  оптимизация  совместной деятельности. М.,1985.

3. Буева Л.П.Социальная среда и сознание личности. -М.,1967.

4. Леонтьев А.А.Психология общения, — Тарту,1973.

5.Леонтьев  А.А.  Общение как объект психологическогоисследования.   //Методологические   проблемы  социальной психологии. — М.,1975.

6. Ломов Б.Ф.Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальнойрегуляции поведения.-М.,1976.

7. Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль,1971.-Глава7.

8. Платонов К.К. Осистеме психологии. — М.,1974.

9.    

// Теоретические иметодологические проблемы социальной психологии. -М.,1977.

Тема4. Общение как процесс взаимодействия и егоспосо­бы.

           Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.

                                        2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Проблемаинтерактивной стороны общения в социальной психологии.  Теории межличностного взаимодействия: теорияобмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теорияуправления впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятныхвпечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж, Мид, Г.Блумер) на основе символов,значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям иконфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия(Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд).Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения,пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

3 стр., 1413 слов

Маркс и Энгельс рассматривали социально-исторический процесс как

... к некоей предустановленной цели социально-экономический прогресс человечества духовно-нравственный процесс человечества   28. Понятие "ноосфера" можно охарактеризовать как сферу человеческого общения разума духа науки труда ... первое место ставил не философию, а представленную в религиозной форме Право Психологию Этику Идеологию Эстетику   Направление в философии морали, которое смысл жизни ...

Попыткипостроения «анатомии» акта взаимодействия в зарубежной соци­альной психологии. Методика Бейлса для наблюдения запроцессом социального взаимо­действия: в области позитивных эмоций(солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций(несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в областипостановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба обуказании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).

 Проблема взаимодействия в общении вотечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредованиямежличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие,как организация всех сторон общения, как организация совместнойдеятельности,   всеобщий характервзаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, каквзаимовоздействие.

Ситуациивзаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное,личностно-ориентированное).

Варианты взаимодействия  (Андреева, Богомолов, Петровский), «дилеммаузника».

Стратегии взаимодействия:противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стиливзаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация(сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Формы взаимодействия: индивидуальнаядеятельность, совместно- последовательная деятельность, совместноевзаимодействие.

Основныепризнаки совместной деятельности (взаимодействия) (А.Л.Журавлев): общаямотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность иее координация, управление индивидуальными действиями,пространственно-временное единство действий, конечный результат совместныхдействий.

Механизмы взаимовоздействия в общении:заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский,дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный,деловой, позиционный.

Методы взаимовоздействия в общении:  «регрессии», «погружения в неопределеннуюситуацию», «усыпления бдительности», «контрастного сравнения», прием«канализации». 

Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной иотечественной социальной психологии.

Основныекатегории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредованиемежличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегиивзаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методывзаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

Контрольныевопросы:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.                     

Литература:

—        

1.    

2.    

—        

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

Тема5. Общение как коммуникативный  процесс.

Вопросы:1.Содержание и структура коммуникативного процесса.

                           2.   Особенности вербальной и невербальнойинформации.

Социально-психологическиеисследования общения как информацион­но-коммуникативного процесса.

          Социально-психологическаяструктура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие,взаимопонимание.

          Специфика коммуникативного процессамежду людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активнаяпозиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия приуяснении ин­формации и т.д.

          Основные барьеры на пути движенияинформации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые,эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические).

Проблемафильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе.  Общая методологическая проблема кода идекодификации как важнейшее условие понимания друг друга партне­рами покоммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффектасообщения (Ю.М.Забродин).  Причины плохой коммуникации(стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания,пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выборстратегии). 

          Средствакоммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

          Вербальные средства коммуникации: речь,околоречевые (паралингвистическая и экстралингвистическая системы).Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства(паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональностьголоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система(речевые звуковые явления).

          Невербальная коммуникация. Исследованияместа и роли невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения).

Оптико-кинетическаякоммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла).

Пространственно-временнаяорганизация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временнойорганизации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильныхдействий для коммуникации. Роль ольфакторных средств вкоммуникативном процессе.

          Проблемаэффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силойубеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативныебарьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремлениек взаимопониманию.  

Основные категории: коммуникация, содержаниекоммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация вкоммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса,эффективность коммуникативного процесса.

Контрольныевопросы:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

                

                                                Литература:

— 

1.    

2.    

3.    

— 

1.     

2.     

3.     

4.     

5.     

6.     

7.     

8.     

Тема6. Общение как восприятие и взаимопониманиелюдьми друг друга.

                 Вопросы: 1. Общение какперцептивный процесс, его сущность и                     механизмы. 2. Проблематочности межличностного восприятия.

                                                    

Понятиесоциальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер, Л.Фестингер, Ч. Осгуд и др.), теории социальной атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс иК. Дэвис).

Содержаниеи особенности межличностного восприятия. Социально-психологическая специфика анализа перцептивных процессов всоциальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).

 Механизмы взаимопонимания в процессе общения:индентификация, реф­лексия (Дж.Холмс, Т.Ньюком, Ч.Кули), эмпатия, аттракция,стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позицияхсубъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевоерассогласование, ложные корреляции).

 Эффектымежличностного воспри­ятия: проекции,средней ошибки, логической ошибки, первичности, новизны, «ореола», перцептивной установки (А.А.Бодалев. Восприятие ипонимание человека человеком), стереотипов и эталонов межличностноговосприятия. Социально-психологические стереотипы и эталоны, ихвозникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

Социально-психологическиеисследования процессов межличностного восприятия в общении.  Взаимосодействие и взаимопротиводействие.Источники и причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника.Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Выработкасоглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Проблемасамоконтроля в перцептивном процессе (идентификация и различение себя с другим,по результатам собственной деятельности, через внутреннее состояние, черезсамовосприятие своего внешнего облика).

 Проблема точности межличностного восприятия(тестовое определение, экспертные оценки, осмысление механизмов, помех иэффектов восприятия, обратная связь с партнером).  Развитие перцептивных способностей личности(обучение искусству восприятия «Карнеги-знание», социально-психологическийтренинг, видеотренинг, формирование привлекательности).

Роль аттракции вперцептивном процессе.  Ролевые игры и уп­ражнения,их возможности для повышения компетентности общения.

Основные категории: социальная перцепция,межличностное восприятие, механизмы восприятия, эффекты восприятия,идентификация, эмпати