Основные психологические теории. Гештальт-психология.

Место и роль психологии, родственные профессии и специальности.

Психолог (др.-греч. psycho — душа; logos — знание), (англ. — psychologist) — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов коррекции поведения человека, используя эти знания для оказания помощи в разрешении личностных проблем, адаптации к окружающему миру, улучшению психологического климата в семьях и коллективах. Главная задача психолога — помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром, выработать механизмы поведения, позволяющие человеку стать более творческим по отношению к своей жизни, помочь выявлению его психологических ресурсов.

 

Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт» и «психиатр» есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения. Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является. Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.

 

Основные виды деятельности психолога:
Психологическая диагностика (тестирование) — изучение индивидуальных особенностей психики человека с помощью тестов, экспериментов, наблюдения и интервью.

Консультирование — доверительное общение между психологом и клиентом для поиска способов решения проблем.

Психологический тренинг — активное обучение способам эмоциональной саморегуляции, решения проблем и личностного роста с помощью психологических игр и упражнений с последующим обсуждением результатов.

Психолог востребован в современном мире. Детские психологи работают в школах и детских садах, помогая детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог определяет готовность ребенка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги. Психолог нужен предприятиям для адаптации молодых специалистов, наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на психику человека, подборе персонала, мотивации и оценке персонала. Семейный психолог консультирует семьи с проблемами. Спортивный психолог настраивает спортсмена на победный результат и решает сопутствующие психологические проблемы. Клинический психолог работает в психиатрических больницах (помогая психиатру точнее поставить диагноз и участвуя в индивидуальной и групповой психотерапии), службах доверия, в реабилитационных центрах, где работает как психотерапевт с людьми, перенёсшими психологические травмы, запутавшихся в обстоятельствах, тяжелобольных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных, в случае необходимости подключая к лечению психиатра. В тюрьме психолог должен помогать заключенным адаптироваться к нормальной жизни после освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.

3 стр., 1038 слов

Медико-психологические проблемы в работе медицинской сестры с больным сахарным диабетом

Особенности работы медсестры с больными сахарным диабетом. Сестра должна: 1) осуществлять контроль за лечебным питанием больных. Контролировать передачи, при необходимости проводить с родственниками разъяснительные беседы о значении лечебного питания и возможных последствиях нарушения диеты. Для сведения родственников на информационном стенде указывается перечень разрешённых продуктов и их ...

 

Плюсы профессии:

· интересная творческая работа

· возможность принимать участие в решении реальных проблем людей

· необходимость постоянного профессионального совершенствования и в связи с этим — возможность личностного роста

· возможность использования профессиональных знаний в повседневной жизни

· познание и изменение себя, своего отношения к событиям окружающего мира

Минусы профессии:

· душевная усталость, эмоциональное выгорание

· сложности в принятии мировоззрения клиента и в стремлении обязательно дать полезный совет

· переживание проблем клиента как своих собственных

Место работы

· психологические центры

· частные компании по психологическому консультированию

· образовательные и медицинские учреждения

· коммерческие компании и предприятия непсихологического профиля

· телефоны доверия

Важные качества

· высокий общий и эмоциональный интеллект

· умение внимательно слушать и слышать человека

· терпимость

· умение сопереживать и успокоить

· тактичность

· ответственность

· наблюдательность

· эмоциональная устойчивость

· оптимизм и уверенность в своих силах

· креативность

Основные психологические теории. Гештальт-психология.

 

Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.

10 стр., 4693 слов

Сознание как философская проблема 2

Сознание как философская проблема Понятие сознания в философии философия сознание язык психология Приступая к ответу на этот вопрос, нужно настроить себя на то, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано все благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ...

Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:

1. Физический, который не затрагивает личные переживания

2. Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.

Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?

Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.

Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.

Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:

  • Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
  • Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
  • Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
  • Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
  • Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
  • Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.

Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.

5 стр., 2225 слов

Проблемы смыслового восприятия речи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА имени Н.Г. Чернышевского Курсовая работа на тему: «Смысловое восприятие речи в психологическом аспекте» Выполнила: студентка 5 курса, заочного отделения группа В, факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Крайнова Елена ...

Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:

1. Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.

2. Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.

3. Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.

4. Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)

5. Исполнение.