Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Курсовая работа

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Специальная психология»

Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Исполнитель

Никуленок Елена Сергеевна

Студентка 2 курса очного отделения

Научный руководитель

к.пс.н., доцент

Нугаева Ольга Георгиевна

Екатеринбург — 2016

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте состоит в том, что число таких детей с каждым годом увеличивается, и ранняя диагностика, и коррекция, когда компенсаторные возможности мозга относительно велики, дают возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

Среди детей с расстройством поведения выделяется группа страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «лёгкая дисфункция мозга» [6].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это одна из форм проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), или лёгкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определённых структур и нарушении созревания высших психических функций.

Кроме лёгкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева) причинами гиперактивного поведения называют пороки внутрисемейного воспитания, а также особенности темперамента. Длительные проявления невнимательности, гиперактивности и импульсивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения [3].

21 стр., 10139 слов

Формирование мозговой организации у детей с минимальными мозговыми дисфункциями

... детей с ММД. Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга ... образом, оценка отклоняющегося поведения ребенка реально идет по ... образованием слов. Но если таких комплексных образов еще нет, и ребенку ... соответственно, и СДВГ). Большинству детей с ММД соответственны ...

Для детей с данным синдромом характерна низкая эмоциональная устойчивость, преобладание в поведении импульсивных и аффективных реакций, общая лабильность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции. Отмечаются и характерные особенности эмоциональной сферы, определяющие неудачи в общении. К таким особенностям относятся неуверенность в себе, негативные варианты самооценки, социальная тревожность, что отрицательно сказывается на поведении ребенка, умении контролировать собственные действия, межличностном взаимодействии с окружающими, что приводит к социальной дезадаптации [7].

Объектом изучения является социальное взаимодействие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.

Предметом изучения является проявление и характер межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

Целью данной работы является теоретический обзор психолого-педагогических исследований проблемы социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Определить подходы к основным понятиям — «социальное взаимодействие», «межличностное взаимодействие», «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

2. Описать возрастной аспект социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте.

3. Описать специфику социального взаимодействия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методические средства изучения социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

18 стр., 8964 слов

Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

... младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Изучить особенности воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье. Разработать ... избегать такого вида наказания при взаимодействии с гиперактивными малышами. Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если ребенок “пакостит” и вам кажется ...

1.1 Определение основных понятий «социальное взаимодействие», «межличностное взаимодействие», «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

Дошкольный возраст — важный этап психического развития личности ребенка, когда тот познает мир, учится устанавливать межличностные контакты, решать возникшие конфликтные ситуации [29].

Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, а в дошкольном возрасте все большее место начинают занимать другие дети. Если в 3 года потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника уже становится одной из главных. Общение со сверстниками является необходимым фактором для первичной социализации личности [12].

Социальное взаимодействие — это наиболее сложный вид взаимодействия, представляющий собой системы взаимообусловленных социальных действий, связанных взаимной зависимостью, в которой действие одного субъекта является и причиной, и следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие шире межличностного взаимодействия, так как в него могут вступить люди, разделенные пространством и временем [30]. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другим во многом определяет духовно-нравственное становление личности ребенка [20].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим ... в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка. Таким образом: задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста будут решены только при создании ...

Социальное взаимодействие является важнейшим условием социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивающих их успешную социализацию и интеграцию в общество нормально развивающихся детей. Опыт первых отношений, как здорового ребенка, так и ребенка с ОВЗ является фундаментом для дальнейшего развития его личности. Ребенок не должен чувствовать себя «не таким, как все» из-за имеющихся особенностей развития, он должен жить в обществе и иметь друзей.

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения и отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. По данным большинства эпидемиологических исследований, его частота от 4,0% до 9,5%. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей [23].

Синдром — от греч. syndrome — скопление, стечение. Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента.

Гиперактивность — от греч. Hyper — над, сверху — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их легко и обрадовать, и расстроить.

2 стр., 647 слов

Дайтекраткую характеристику особенностей работы с детьми девиантного поведения

... администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда ... ­хо­ло­ги­ей Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический ...

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

В СДВГ гиперактивность проявляется в том, что ребенок находится в постоянном движении, бегает, как заведённый, не может спокойно усидеть на месте в течение времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Иногда, кажется, что такие дети не умеют себя вести или слишком темпераментны. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам раздражения. Многие гиперактивные дети отстают в развитии речи и моторики.

Импульсивность или слабость контроля импульсов, еще один характерный признак СДВГ. Любой маленький ребенок поступает по принципу «здесь и сейчас», не учитывая возможных последствий. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности понимают, что сначала нужно обдумать ситуацию, а потом действовать, но поступать именно так они не в состоянии. В этом проявляется импульсивность таких детей: они трудно соблюдают правила поведения, поступки их отличаются порывистостью и необдуманностью, поведение приобретает непоследовательный и беспорядочный характер. Данный признак может стать причиной социально неприемлемого поведения [8].

Внимание — это особая психическая функция, отвечающая за определение и прослеживание значимого объекта или идеи и выработку соответствующей реакции на них; это процесс, с помощью которого отбирается и затем обрабатывается информация.

5 стр., 2049 слов

Особенности социализации и общения ребенка в период дошкольного детства

... свои индивидуальные особенности. С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его не регламентированность ...

Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени, является причиной плохой успеваемости. Наибольшее трудности дети испытывают при выполнении заданий, требующие длительное концентрирование внимания. Дети часто отвлекаются, не могут доводить намеченные действия до конца, плохо слушают объяснения, пропуская при этом важные детали. Дефицит внимания особенно проявляется в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи.

Несмотря на плохую концентрацию внимания, дети с СДВГ могут во время любимых занятий и игр удерживать внимание на достаточно длительное время и успешно справляться с ними. Данная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствию от этой деятельности.

У детей с СДВГ нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания, в снижении избирательности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое [8].

Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностьюв дошкольном возрасте проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

синдром дефицит внимание гиперактивность

1.2 Описание возрастного аспекта социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — совершенно своеобразный период развития человека от 3 до 6−7 лет. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном он сам начинает определять собственное поведение [13].

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связанно с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский считал, что развитие определяется изменением отношения между отдельными психическими функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходят на первое место. Так, в дошкольном возрасте складывается новая система психических функций, в центре которой становится память. Память приводит к существенным изменениям в психической жизни дошкольника. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями [25].

3 стр., 1279 слов

Возможности кукольного театра в развитии общения детей дошкольного возраста со сверстниками

... формировании общения детей дошкольного возраста со сверстниками. Объектом исследования является: общение детей со сверстниками, предметом: кукольный театр как средство формирования общения детей со сверстниками. Глава 1. Развитие общения ребенка ...

Еще одним важнейшим новообразованием является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения. Впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом — осознание своего поведения [26].

Старший дошкольник начинает понимать свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми. Ребенок в этом возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни. Все эти новообразования зарождаются и развиваются в ведущей деятельности дошкольника — сюжетно-ролевая игра. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Играя вместе, дети начинают учитывать желания другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Так, игра оказывает огромное влияние на развитие общения в дошкольный период [29].

Общение — это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты [15].

Общение ребенка с взрослыми в дошкольном возрасте усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому развитию расширяются возможности общения с окружающими. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации [10].

М. И. Лисина выделяет две группы внеситуативные формы общения: познавательную и личностную.

В возрасте от 3 до 5 лет складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка с взрослым. Она состоит не из практического взаимодействия с взрослым, а в теоретическом. Благодаря обострению познавательной потребности ребенка он начинает задавать многочисленный вопросы. Детей данного возраста называют «почемучками». Ведущий для этой формы мотив общения — познавательный. Взрослые выступают перед ребенком в новом качестве — как источник знаний. Для внеситуативно-познавательной формы общения также характера потребность в уважении взрослых, проявляющаяся в повышенной обидчивости детей и в чувствительности к замечаниям. Главным средством такого общения является речь, так как она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеституативное общение.

К концу дошкольного возраста появляется новая высшая внеситуативно-личностная форма. В отличие от предыдущей формы, ее содержанием является мир людей, вне вещей. В 4−5 лет ребенок интересуется темами о животных, машинах, явлениях природы, а уже в старшем дошкольном возрасте предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях. Ведущими мотивами становятся личностными, то есть главным побудителем общения является сам человек. В этом случае взрослый выступает для ребенка как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересует не только его внимание, доброжелательность, физическая близость с взрослым, наличие интересных игрушек, но и самые разнообразные аспекты его существования, не видимые в конкретной ситуации и не как не касающиеся самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и др.).

Так же охотно он рассказывает о себе самом, о своих родителях, друзьях, радостях и обидах [4].

Для старших дошкольников характерно стремление не только к доброжелательному вниманию и уважению со стороны взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании поделиться своим мнением, оценкам, своим отношением к тому или иному событию. Для них становится особо важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение мнений ребенка и взрослого служит критерием правильности [27].

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение в развитии личности дошкольника. Так как:

1. В процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведение, способствующие формированию морального сознания.

2. Через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является условием для развития самосознания и самоконтроля.

3. В личностном общении дети начинают различать роли взрослых, воспитателя, врача, продавца, и т. д., что приводит к разному отношению с ними.

Между двумя этими формами общения нет четких возрастных границ. Внеситуативно-личностное общение может не возникнуть к 6−7 годам, а иногда оно встречается уже с 3 лет. Но общая возрастная тенденция свидетельствует о последовательном появлении этих форм общения в онтогенезе [5].

Кроме взрослого в социальном взаимодействии ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.

С 3−4 лет у ребенка появляется новый партнер по общению, с возрастом становящийся все более значимым. Взаимодействие со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, отличающихся от взаимодействия с взрослым.

Первая, наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и широком их диапазоне. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает. Именно здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, специально не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование. Такой широкий диапазон контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач. С 3−4 лет ребенок решает: управление действиями партнера, контроль их выполнения, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, постоянное сравнение с собой. Это требует освоения широкого спектра и коммуникативных действий.

Второе отличие заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В общении со сверстниками больше экспрессивно-мимических проявлений от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Начиная с 4 летнего возраста, сверстник становится более предпочтительным и привлекательным партнером по общению. Значимость общения значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. В общении со взрослым дошкольник придерживается определенных форм поведения, а при взаимодействии со сверстниками использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и т. п. Это позволяет ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. С возрастном контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения, но особая раскованность общения остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Четвертая отличительная черта общения — преобладание инициативных действий над ответными. Это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партера. Для дошкольника важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника чаще всего им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты и обиды [18].

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов:

1. В 2−4 года сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит самого себя.

2. В 4−6 лет возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, содержание становится совместной игровой деятельностью, также параллельно возникает потребность в уважении и в признании сверстников.

3. В 6−7 лет общение становится внеситуативно-деловым, складываются устойчивые избирательные предпочтения.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни становятся популярными, другие отвергаемыми. Главным фактором, влияющими на положение в группе, является способность к сопереживанию и помощи сверстникам [20].

Следовательно, можно сказать, что в дошкольном возрасте у детей с нормальным развитием, благодаря значительным изменениям в психическом развитии ребенка, происходит переход к произвольному поведению ребенка. А в ходе новой ведущей деятельности дошкольника — сюжетно-ролевой игры, ребенок учится взаимодействовать с людьми, что оказывает огромное влияние на развитие общения.

1.3 Описание специфики социального взаимодействия у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном возрасте

Основные симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей с 3 до 7 лет. Пик проявления синдрома приходится на возраст 6−7 лет, и среди мальчиков СДВГ встречается в 2−3 раза чаще, чем среди девочек [9].

Из работы И. А. Скворцовой и соавторов (1988,1991) можно понять, что дошкольный возраст является наиболее критичным периодом детства. Ожидание обучения в школе, активная подготовка к чтению, письму и счёту требуют перестройки центральной нервной системы (ЦНС), поэтому этот возраст важен для выявления СДВГ, являющийся тревожным показателем в отношении школьной дезадаптации [1].

Одной из особенностей характеристик детей с СДВГ является нарушения социальной адаптации. У таких детей обычно более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, наибольшее отклонение в эмоциональном переживании, трудностях, которые возникают в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, а также возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я — концепции». Такие дети часто бывают инициаторами социальных контактов, но не понимают оттенков межличностных отношений [17].

Удетей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нарушены отношения с окружающими. Присутствие взрослого не является для таких детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети не могут вести себя в их присутствии. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные и гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают непослушанием, резкостью. Сдерживание их действий проходит по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок [14].

Дети с данным синдромом любят играть в деструктивные игры (что-то бросить или сломать), но заинтересованность быстро проходит. Также во время игры они не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. Двойственность форм поведения чаще всего проявляется в агрессивности плаксивости, жестокости, истероидности и даже чувственной тупости (Яременко Б. Р. И др. 2002).

Поэтому у детей с СДВГ мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их.

У этих детей проявляется социальная незрелость из-за предпочтения построения игровых отношений с детьми младшего возраста, а также у них сложно складываются отношения и с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Они игнорируют и поощрения, и наказания со стороны взрослых. Похвала не стимулирует хорошее поведение, поэтому поощрения должны быть очень обоснованными, а то ребенок будет вести себя ещё хуже.

Тем не менее, необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослого.

Ребенок с СДВГ неспособен освоить свою роль и не может понять, как он должен вести себя. Такие дети ведут себя развязно, не учитывая конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации [19].

Гармоничное развитие личности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью зависит от микро- и макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после коррекции СДВГ все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже после коррекции и лечения патология характера останется, а может и усилиться.

Стоит отметить, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства изгоя, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Он выходит из себя, когда ход событий или поведение других людей осуществляется не так, как ему хотелось бы. При этом он чаще всего бросает игрушки на пол или даже ломает их, также может вступить в драку [17].

Благодаря своей импульсивности, дети часто вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом с ним людей, пристают и мешают им. На занятиях они с трудом дожидаются своей очереди отвечать, перебивают других, отвечают невпопад, не выслушивая вопрос до конца. Также дети уже в дошкольном возрасте способны обманывать, присваивать чужие вещи себе, чтобы ими владеть или же завоевать чью-то симпатию, повысить свой статус в группе сверстников [8].

Исходя из исследований отечественных и зарубежных психологов, можно выделить факторы, в большей степени определяющие проблемы общения детей с СДВГ с их социальным окружением.

Первый фактор заключается в том, что ребенок не может удержать ситуацию коммуникативного контакта длительное время, недостаточно успешно общается и устанавливает дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим.

Вторым фактором является чрезмерная эмоциональность и неспособность учитывать интересы других детей. Это обусловлено импульсивностью, отсутствием произвольного поведения. В результате сверстники отказываются вступать в контакт с таким ребенком из-за его непредсказуемости, проявляющийся в излишней эмоциональной лабильности. Дети считают это очень странным и ненормальным.

Третьим фактором является негативистическая демонстративность ребенка с СДВГ, которая является и защитным механизмом, оберегающим от тревоги отвержения, и привычным, наиболее доступным способом социального контакта.

Четвертый фактор — трудности отношений со взрослыми. Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым социальным окружением ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению ребенка с гиперактивностью. В результате это приводит к нарушению взаимодействия со взрослыми.

Пятый фактор — особенности взаимоотношений в семье. Как уже было ранее сказано, что первый опыт успешного взаимодействия с социумом ребенок получает в семье. В семье, воспитывающей ребенка с СДВГ, возникает много трудностей в бытовом взаимодействии (соблюдение режима дня, четкое выполнение поручений, планирование своей деятельности), и на уровне межличностного общения. Известный американский исследователь и психотерапевт R. A. Barkley отмечает, что в семьях, где воспитываются дети с СДВГ, значительно чаще встречаются случаи расторжения брака, семейных конфликтов, жестокого обращения с детьми [28].

Исходя из всего этого, можно сказать, что у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью специфика социального взаимодействия в дошкольном возрасте очень разнообразна и отличается от детей с нормальным развитием. Такие дети отличаются не стойкими дружескими контактами, импульсивностью, неумением осваивать норм поведения, что приводит к социальной дезадаптации.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Обзор методических средств изучения социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте

Проблема социального взаимодействия детей в дошкольном возрасте с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей. К методическим средствам изучения данной проблеме относят метод наблюдения, анкеты, опросники, проективные методы, социометрические методы и т. д.

Изучение видимого взаимодействия детей дошкольников возможно в процессе наблюдения. Данный метод является более доступным и распространенным в психологической практике. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения, а также произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Метод наблюдения

Незаменимый метод при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он даёт конкретное описание картины взаимодействия детей, а также много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

· Инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

· Чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

· Преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Таблица 1. Схема оценивания параметров и показателей характера отношений ребенка со сверстниками (по методу наблюдения)

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность

· Отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

· Слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

· Средняя: ребенок часто проявляет инициативу, но не бывает настойчивым;

· Высокая: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

Чувствительность к взаимодействиям сверстника

· Отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

· Слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитает индивидуальную игру;

· Средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

· Высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.

0

1

2

3

0

1

2

3

Преобладающий эмоциональный фон

· Негативный;

· Нейтрально-деловой;

· Позитивный.

1

2

3

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0−1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2−3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0−1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.

Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.

Итак, метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для получения предварительных сведений [16].

Следующий метод изучения социального взаимодействия детей дошкольников, который мы рассмотрим — это проективный метод. Проективный метод — один из методов психодиагностики, признаком которого является использование неопределенных неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. К проективным методам относят рисуночные тесты.

Тест «Рисунок семьи»

Цель: изучение переживаний и восприятий ребенком своего места в семье. Отношение его к семье в целом и к определенным её членам.

Материалы: лист бумаги 21?29 см, цветные карандаши, ластик.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не обозначая, что значит слово «Семья». Время не ограниченно.

Интерпретация рисунка делится на 3 части:

1. Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей.

2. Анализ процесса рисования.

3. Интерпретация графических презентаций членов семьи.

Регистрируется: последовательность рисования деталей, время, паузы более 15 сек, стирание деталей, комментарии ребенка (спонтанные), эмоциональные реакции и их связь с рисунком.

После завершения рисунка необходимо получить максимум информации вербальным путем, задавая вопросы такие как:

· Кто тут нарисован?

· Где они находятся?

· Что они делают?

· Им весело или скучно?

· Кто из них самый счастливый и почему?

· Кто из них самый несчастный и почему?

А также с помощью заданных ситуаций:

· Представь, что ты имеешь 2 билета в кино, кого бы ты взял с собой?

· Представь, что вся ваша семья идет в гости, но один из вас должен остаться дома, кто это будет?

· Ты сооружаешь постройку, и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

· В семье накрыт праздничный стол. Нарисуй, кого, куда ты посадишь?

Таблица 2. Критерии признаков обстановки в семье (по методике «Рисунок семьи»)

Симптомокомплекс

Симптомы

Балл

Благоприятная семейная обстановка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Общая деятельность всех членов семьи

Преобладание людей на рисунке

Изображение всех челнов семьи

Отсутствие изолированных челнов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линии

Отсутствие показателей враждебности

Адекватное расположение людей на листе

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

Тревожность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Штриховка

Линия основания — пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажатием

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей

Двойные и прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

0 — 3

0,1

0,1

0,1

0,1,2

0,1

0,1

0,1

0,1

Конфликтность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Барьеры между фигурами

Стирание отдельных деталей

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствие вербального описания рисунка

Преобладание вещей

Отсутствие на рисунке отдельных членов семьи

Член семьи стоя

0,2

0,1,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

Чувство неполноценности в семейной ситуации

1.

2.

3.

4.

5.

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур на нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция автора от других

Маленькие фигуры

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

6.

7.

8.

Неподвижная по сравнению с другими фигурами

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

0,1

0,2

0,1

Враждебность в семейной ситуации

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

Одна фигура на др. листе или др. стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнута фигура

Деформированная фигура

Обратный профиль

Руки раскинуты в стороны

Пальцы длинные, подчеркнутые

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Примечание: при отсутствии на рисунке указанных признаков ставится 0 баллов; 1,2,3 балла ставится в зависимости от выраженности соответствующего симптома

Изучение социального взаимодействия детей дошкольников также возможно с помощью различных авторских методик. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.

Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

Цель: изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития — и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

· отношение к матери;

· отношение к отцу;

· отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

· отношение к братьям и сестрам;

· отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

· отношение к другу (подруге);

· отношение к воспитателю.

2. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

· любознательность;

· стремление к общению в больших группах детей;

· стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

· конфликтность, агрессивность;

· реакция на фрустрацию;

· стремление к уединению.

Тестовый материал:

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно?

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Ключ к тесту: Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкалеи номера этих заданий.

Таблица 3. Шкалы взаимоотношений с окружающими ребенка (по методике «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля)

Название шкалы

Номера заданий

Количество заданий

Отношение к матери

1−4, 8−15, 17−19, 27, 38, 40−42

20

Отношение к отцу

1−5, 8−15, 17−19, 37, 40−42

20

Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)

1, 3, 4, 6−8, 13−14, 17, 40−42

12

Отношение к братьям и сестрам

2, 4−6, 8−13, 15−19, 30, 40, 42

18

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам

2, 4, 5, 7−13, 17−19, 30, 40, 41

16

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8−13, 17−19, 30, 34, 40

14

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28−30, 32, 40

12

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

6

Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)

4, 8, 17, 20, 22−24, 40

8

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

20−24, 39

6

Конфликтность, агрессивность

22−25, 33−35, 37, 38

9

Реакция на фрустрацию

25, 33−38

7

Стремление к уединению, отгороженность

7−10, 14−19, 21, 22, 24, 30, 40−42

18

Также изучить социальное взаимодействие ребенка поможет социометрическая методика. Социометрический метод — диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах.

Социометрическая методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Материалы: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования: в процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей. Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь. Если воспитательная группа насчитывает 10−15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек — до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов: ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования.

Условные обозначения для социоматрицы:

+ положительный выбор (ответ на первый вопрос);

— отрицательный выбор (ответ на второй вопрос).

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

· «Популярные» («звезды») — дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

· «Предпочитаемые» — дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).

· «Пренебрегаемые» или «оттесненные" — дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

· «Изолированные» — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

· «Отвергаемые» — дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как «звезды», так и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» — показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке.

Лидерство же — это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

· Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

· Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

· Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7.Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола).

Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

· Внутренний круг — это так называемая «зона звёзд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

· Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

· Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

· Четвертый круг — зона изолированных-это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2−3 членов, реже из 4 и более членов[22].

2.2 Описание и обоснование отобранных методических средств изучения социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте

В приведенном выше параграфе мы рассмотрели лишь малую часть методических средств изучения социального взаимодействия у детей дошкольного возраста. Данные методы можно использовать и при диагностике детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Как уже было сказано, у таких детей нарушены отношения с окружающими. У многих детей с СДВГ развитие навыков социального взаимодействия запаздывает по сравнению со сверстниками. Определение уровня развития этих навыков поможет найти путь решения найденных проблем и улучшить их взаимоотношения с окружающими.

Одним из важных методических средств изучения социального взаимодействия у детей в дошкольном возрасте является метод наблюдения, который незаменим при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он даёт конкретное описание картины взаимодействия детей в естественных условиях. Дети с СДВГ отличаются не стойкими дружескими контактами, импульсивностью, неумением осваивать норм поведения, несогласованность собственных действий с действиями другого, неумение замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

Изучение переживаний и восприятий ребенком своего места в семье, его отношение к семье в целом и к определенным её членам возможно с помощью проективной методики, такой как тест «Рисунок семьи», который является важным для определения социального взаимодействия детей со взрослыми в дошкольном возрасте. У детей с СДВГ возникает много трудностей в бытовом взаимодействии и на уровне межличностного общения. Родители этих детей сталкиваются с серьезными проблемами в поведении ребенка и часто не могут их решить самостоятельно. Традиционные меры воздействия на ребенка оказываются неэффективными. Родители чувствуют себя беспомощными. Безрезультатность их усилий часто приводит к появлению стрессовых ситуаций и даже к развитию депрессивных состояний. По наблюдению ученых этому в большей степени подвержены матери. Такая особенность объясняется тем, что мать больше проводит времени с ребенком, она первой понимает его особенность и видит неэффективность своего воспитательного воздействия. Исследования свидетельствуют о том, что в 36% семей существует насилие в отношении женщин. Семейные конфликты, жестокость по отношению к ребенку и матери, создают ситуацию, когда полноценное воспитание ребенка в семье невозможно. Подобные ситуации способствуют усугублению проблем ребенка с СДВГ[21].

Благодаря методике «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля можно узнать о социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Определить круг значимого общения ребенка и особенность взаимоотношений в группе поможет социометрическая методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской), которая позволит определить статус ребенка в группе (популярный, предпочитаемый, пренебрегаемый, изолированный, отвергаемый).

Ребенок с СДВГ чаще всего бывает отвергаемым коллективом, у них развивается чувство изгоя из-за неумения контролировать свое поведение, импульсивности и гиперактивности.

Подобранные методики показывают уровень социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью для данного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном возрасте остается одной из важнейших проблем в цивилизованном мире. Численность таких детей с каждым годом растёт, ранняя диагностика и коррекция дают возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений, которые могут вызвать социальную дезадаптацию ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном возрасте проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Рассматриваемый возраст важен для диагностики, так как основные симптомы наблюдаются с 3 до 7 лет, а пик проявлений приходится на возраст 6−7лет.В дошкольном возрасте у детей с нормальным развитием, благодаря значительным изменениям в психическом развитии ребенка, происходит переход к произвольному поведению. А в ходе новой ведущей деятельности дошкольника — сюжетно-ролевой игры, ребенок учится взаимодействовать с людьми, что оказывает огромное влияние на развитие общения [25].

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью специфика социального взаимодействия в дошкольном возрасте очень разнообразна и отличается от детей с нормальным развитием. Такие дети отличаются не стойкими дружескими контактами, импульсивностью, неумением осваивать норм поведения.

Одной из особенностей характеристик детей с СДВГ является нарушения социальной адаптации. У таких детей обычно возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, приводящие к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, а также возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Такие дети часто бывают инициаторами социальных контактов, но не понимают оттенков межличностных отношений.

Теоретически изучив проблему социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном возрасте, можно сделать вывод, что у таких детей нарушены отношения с окружающими, которые проявляются в социальной незрелости. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, неспособны освоить свою роль и не могут понять, как должны вести себя. Такие дети ведут себя развязно, не учитывая конкретные обстоятельства, не могут приспособиться и принять правила поведения в конкретной ситуации. От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок. Неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства изгоя, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность и вспыльчивость.

Изучение и знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, т.к. дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, дезадаптационного школьного синдрома и в целом проблем социального взаимодействия детей. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская.- М., 2005. — 98 с.

2. Бернс, Р. С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. — М.: Смысл, 2000. 146 с.

3. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 96 с.

4. Венгер, А. Л. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраст А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова. — Вопросы психологии № 4, 1988.-С. 54.

5. Венгер, А. Л. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте / А. Л. Вангер, В. В. Холмовская. — М., 1986. — 224 с.

6. Глезерман, Т. Б. Мозговые дисфункции у детей / Т. Б. Глезерман. — М., 1983.

7. Грибанов, А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А. В. Грибанов. — М.: Акад. Проект, 2004. — 176 с.

8. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учреж / Н. Н. Заваденко. — М.: Издательский центр «академия», 2005. — 256с.

9. Заваденко, Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5 / Н. Н. Заваденко. — М.: Школа-Пресс, 2000.- С. 112.

10. Запарожец, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной М., 1974. — 228 с.

11. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев — М Л., 1948. м — 240 с.

12. Максимова, А. А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей / А. А. Максимова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224 с.

13. Политика, О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О. И. Политика. — СПб.: Речь, 2005. — 208с.

14. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репиной.- М., 1978. — 200 с.

15. Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О. И. Романчук.- М.: Генезис, 2010. — 336 с.

16. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузской.- М., 1989. — 238 с.

17. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2003 — 128 с.

18. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд. / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009 — 304с.

19. Смирнова, Е .О. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова, Г. Я Рошка. -Магадан, 1993 — 117 с.

20. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.

21. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе М.; СПб., 2003 413 с.

Размещено на Allbest. ur

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector