Фондовая лекция по дисциплине

25

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ, КОММЕРЦИЯ И ПРАВО»

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Дисциплина специализации ГСЭ. Ф. 06

по специальности 120700 «Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов»

ТЕМА ЛЕКЦИИ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Саратов 20011

Лекция для

Подготовил

Бочкарев М.В.

Текст лекции рассмотрен и одобрен на заседании кафедры

2011 г., протокол № __.

Рецензенты:

Цель лекции:обучение основам правоведения

ПЛАН:

Введение

§1. Понятие, предмет и место оперативно-розыскной психологии в структуре современной психологии.

§2. Система и задачи оперативно-розыскной психологии.

§3. Психологические аспекты оперативно-розыскной деятельности. Психологическая характеристика оперативного сотрудника.

Введение

Одной из основных тенденций развития современного мира является растущий интерес к сущности человека. Общество постепенно осознает, что наиболее настоятельные проблемы человечества находятся в самом человеке, что недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни.

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции РФ, ст. 2 которой провозглашает высшую ценность прав и свобод человека, и обязывает государство их признавать, соблюдать и защищать, ознаменовало не только формальное декларирование принципиально нового места человека в российском обществе и государстве. Приведенное в соответствие с Конституцией оперативно-розыскное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство обеспечило реальное изменение статуса личности в сфере ОРД и уголовного судопроизводства.

8 стр., 3642 слов

Подгруппа Вопросы: з.Фрейд "Лекции по введению в па"1 подгруппа

Подгруппа Вопросы: з.Фрейд "Лекции по введению в па"1 подгруппа 1 Подгруппа "Лекции по введению в психоанализ" 1 Лекция "Введение" Ваши чувства от прочтения лекций Фрейда? Усталость, сонливость, постоянный поиск объекта, на который можно отвлечь свое внимание Чувство того как много я упускала раньше, не обращала внимание. Большинство таких мелочей имеют причинно-следственный характер. Благодаря ...

Необходимо признать, что соблюдение конституционных прав и свобод человека существенно усложняет документирование преступной деятельности в ходе оперативно-розыскной деятельности и доказывание по уголовным делам. Поэтому адаптация правоохранительной системы к работе в условиях приоритета личности представляет собой актуальную теоретико-прикладную проблему, стоящую сегодня перед правовыми науками.

Основным аспектом решения данной проблемы является знание практическими работниками правоохранительных органов психологических закономерностей лиц, с которыми они контактируют в процессе борьбы с преступностью. Особую значимость знание и использование психологических закономерностей приобретает в оперативно-розыскной деятельности, базирующейся на постоянной работе с людьми, в разнообразных, зачастую психологически сложных ситуациях. Изучение психологических аспектов оперативной работы проводится в рамках спецкурса по самостоятельной научной и учебной дисциплине – оперативно–розыскной психологии.

§ 1. Понятие, предмет и место оперативно–розыскной психологии в структуре психологических наук

Интерес человека к своему собственному психическому миру, психике окружающих его людей возник еще в древности, и до настоящего времени является одним из интереснейших аспектов познания мира. Недаром И. П. Павлов писал: «В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание».1

Интерес человека к своему собственному духовному миру, внутреннему содержанию окружающих его людей и обусловленному психикой поведению является одним из приоритетных аспектов познания мира, присущих каждому индивиду. Мы постоянно задаемся вопросами, почему поступаем именно так, а не как либо иначе, какой вариант действий следует избрать в складывающихся обстоятельствах, как тот или иной человек поступил бы в конкретной ситуации, в чем истинный смысл его поступков, что необходимо предпринять для того, чтобы побудить разных людей к желаемому нам поведению. Зародившееся вместе с возникновением Homo sapiens общечеловеческое стремление постичь внутренние механизмы поведения воплотилось в формировании двух фундаментальных наук: психологии и психиатрии.

15 стр., 7475 слов

Психологические закономерности проблемного обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» Кафедра психологии образования КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине педагогическая психология на тему: «Психологические закономерности проблемного обучения» Выполнил: Клочков ...

Психология изучает закономерности развития и функционирования здоровой психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающим миром и с самим собой. Психиатрия специализируется на изучении причин возникновения, закономерностей развития, исхода различных психических расстройств с целью оказания психически больным лечебно-реабилитационной помощи.

Характеризуя возникновение и развитие психологии, Г. Эббингауз сказал: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Фактически психология зародилась в Древней Греции в 5 веке до н.э. как наука о душе (от греческого «псюхе» – душа и «логос» – учение), на стыке философии и медицины. Однако формально образование психологии произошло в 1879 году, когда Вильгельм Вундт в Лейпциге основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений.

Формирование психологии как самостоятельной науки в конце 19 века было обусловлено тремя основными причинами.

Прежде всего, это время было эпохой революционного развития науки.

Учеными были открыты атомная и волновая структура материи, явление радиоактивности, рентген, периодическая система элементов, радио, началась эра воздухоплавания. Человечество также значительно продвинулось в изучении живой материи, от микроорганизмов до физиологических закономерностей функционирования нервной системы. На этом фоне знания о закономерностях функционирования психики были до смешного малы, и психическая жизнь человека продолжала оставаться «белым пятном» науки.

Во, вторых, научный прогресс обусловил бурный рост промышленности, который потребовал изучения различных аспектов психики человека для повышения производительности и качества труда.

Наконец, конец 19 века характеризуется эскалацией военных приготовлений, проводимых большинством развитых стран мира, для которых было необходимо быстро и качественно определять пригодность новобранца к конкретному виду воинской службы.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

Таким образом, развитие психологии становилось важным фактором общечеловеческого прогресса, что обусловило значительную научную активность в разработке ее направлений и обеспечило бурный рост психологии, в короткое время ставшей фундаментальной научной дисциплиной.

Таким образом, сама по себе деятельность не обладает психологическими свойствами, а ее психологический аспект заключается в специфических требованиях, предъявляемых к психике человека в процессе осуществления конкретного вида деятельности. Сегодня в отечественной классической психологии все отчетливей проявляется тенденция на сближение позиций с мировой психологией, рассматривающей в качестве предмета психологии исключительно личность.

На вопрос, что такое личность, трудно дать полный и однозначный ответ. Возможно, известная формула «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» содержит в себе суть вопроса. Из существующих на современном этапе развития психологии определений личности наиболее удачным представляется следующее: – личность есть постоянно формирующаяся индивидуальная совокупность психических свойств, которыми определяются присущие данному человеку мышление и поведение в обществе.2

Основная цель современной психологии– доступно и в то же время научно объяснить, почему люди ведут себя именно так, а не как-либо иначе, и как они поступят в той или иной ситуации. Система представлений отдельного ученого и его последователей о природе человека, позволяющая понимать истинный смысл и прогнозировать поведение человека принято называтьтеорией личности.

Исторически первой развернутой, полноценной теорий личности является психодинамическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом на основе клинических наблюдений за больными неврозами.

По мнению Фрейда, поведение человека представляет собой конечный результат постоянной борьбы между различными уровнями психики: сознательным(ощущения и переживания, осознаваемые «здесь и сейчас»),предсознательным(сведения, которые не осознаются в данный момент, но могут легко вернуться в сознание) ибессознательным(инстинкты, а также подавленные и вытесненные эмоции, воспоминания и мысли).

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... считают здоровую творческую личность человека. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру ... базисные потребности человека. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной ...

Важнейшим постулатом психодинамической теории личности является реальность бессознательного, которое преобладает в структуре личности и играет определяющую, однако скрытую роль в формировании поведения, непосредственно проявляясь в кажущихся случайными и непреднамеренными оговорках, описках, а также в сновидениях.

Признавая существование значительного числа инстинктов человека, Фрейд считал основными из них инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос).Эрособъединяет в себе все то в человеке, что служит цели подержания жизни и размножения. Сексуальные инстинкты напрямую связаны с эрогенными зонами, к которым Фрейд относил рот, анус и половые органы. Он считал, что эрогенные зоны являются постоянным источником психотравмирующего напряжения, которое разряжается посредством манипуляций в области этих зон. Немедленную разрядку напряжения Фрейд называлпринцип удовольствия. Не находящее разрядки сдерживаемое напряжение приводит к серьезным затруднениям в функционировании личности. Энергия сексуальных инстинктов получила в психодинамической теории личности названиелибидо(от лат.libido– «хотеть» или «желать»).

С точки зрения Фрейда, инстинкты смерти (Танатос), которые представляют собой врожденные проявления жестокости и агрессии так же важны в определении поведения человека, как и инстинкты жизни, и совместный анализ этих инстинктов позволяет понимать причины всех без исключения социально-поведенческих феноменов.

В соответствии с психодинамической теорией личности, фундаментальным и количественно преобладающим элементом личности является бессознательное ИдОно»), состоящее из врожденных сексуальных и агрессивных побуждений (еда, сон, дефекация, совокупление), реализация которых наполняет человека энергией. Ид функционирует в соответствии спринципом удовольствия, то есть побуждает человека к немедленному удовлетворению сексуальных и агрессивных инстинктов. Приспособление запросовИдк условиям существования, конкретной ситуации и рамкам социально приемлемого поведения осуществляетЭгоЯ») – структурный компонент личности, подчиняющийся принципу реальности.Суперэгосверх — Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

6 стр., 2748 слов

Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания

... личность человека, выделяет сущностные свойства человека, а также базовые основания личности. Такой двоякий подход к личности человека обусловлен тем, что сущностные свойства человека характеризуют внутренний мир человека, а базовые основания личности ... только духовная, но и социальная потребность этого возраста направлена на то ... Исаев Е.И. (2000) Психология развития человека. Москва Янушкявичене О.Л. ...

Аналитическая теория личности, разработанная Карлом Густавом Юнгом исходит из существования трех основных блоков личности:

1. Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3. Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия [Jung, 1921/1971]. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

5 стр., 2461 слов

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

"Внутренний человек" в психологическом учении Августина Ф.В. Петров Представление о том, что женщина в ее телесной данности уступает мужчине, было традиционным для античных и христианских авторов. Однако в христианском богословии было разработано учение о том, что человек несет в себе образ Божий; при этом образ Божий в человеке связывался не с его телесностью, а только с внутренним человеком, т.е ...

Главным постулатом индивидуальной теории личности Альфреда Адлера является рассмотрение личности как единого и неделимого самосогласующегося организма, находящегося в непрерывном движении к личностно значимым целям, к собственной модели совершенства3. Как полагал Адлер, источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетенции является врожденные стремление к превосходству и чувство неполноценности. Вырабатывающийся в процессе развития личности неповторимый способ адаптации Адлер называл стилем жизни, в зависимости от которого каждого человека можно отнести к одному из четырех типов: управляющему, берущему, избегающему и социально полезному.

Феноменологическая теория личности, разработанная Карлом Роджерсом, исходит из того, что основными элементами личности являются: «самоактуализирующаяся тенденция», которая содержит в себе в «свернутом» виде все будущие свойства человека; «Идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала; «Реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; и «оргазмический отслеживающий процесс», контролирующий развитие личности.

Основоположник гуманистической теории личности Абрахам Маслоу считал, что основой развития личности являются потребности, которые он рассматривал в виде уровней мотивации:

1. физиологические (потребности в еде, сне);

2. потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);

3. потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4. уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5. потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, которые прекращаются после их удовлетворения, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровне находятся ростовые потребности, которые, напротив, только усиливаются.

Создавший когнитивную теорию личности Джордж Келли, личность существует посредством постоянного интеллектуального разрешения стоящих перед ней проблем с помощью двухполюсных шаблонов оценки по типу: «умный-глупый», «хороший-плохой» «добрый злой» и т.д. Эти элементарные инструменты психического мониторинга Келли назвал «конструкты» (от англ.toconstruct– строить)/

У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока):

1. Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто;

2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты.

Поведенческая теория личности, предложенная Берресом Фредериком Скиннером, исходит из того, что личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца.

Авторы социально-когнитивной теории личности Альберт Бандура и Джулиан Роттер полагают, что основную роль в развитии личности и формировыании поведения играют не столько внешние, сколько внутренние факторы: вера, ожидание, цель, значимость.

Деятельностная теория личности, до недавнего времени преобладавшая в отечественной психологии, исходит из приоритета деятельности в развитии и формировании личности. Один из основоположников деятельностного подхода, С.Л. Рубинштейн, понимал деятельность как процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, – другим людям, к задачам, которые ставит перед ними жизнь4.

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Главным источником развития личности, согласно диспозициональной теории личности (от англ. disposition – предрасположенность) является взаимодействие генного материала человека с окружающей средой. При этом одни направления исходят из преимущественного влияния со стороны среды, другие – со стороны генетики. Соответственно, выделяют три основных направления этой теории: «мягкое», «жесткое» и промежуточное – формально-динамическое.

Один из основоположников «мягкого» направления, Гордон Оллпорт, полагал, что индивидуальность поведения человека определяется предрасположенностью к одинаковым поступкам в различное время и в различных ситуациях.

Среди «жестких» структурных моделей наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства, или димензии, личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость) – эмоциональная стабильность, психотизм. Нейротизм – это свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью. Невротики (лица с высокими значениями нейротизма) легко впадают в панику, возбудимы, беспокойны, тогда как эмоционально-стабильные люди уравновешенны, спокойны. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.

Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.

Несмотря на переосмысление роли деятельности, происходящее сегодня в отечественной психологии, она сохраняет отраслевое деление психологических научных дисциплин, специфика изучения личности в которых определяется характерными особенностями, как самой деятельности, так и личности в ее осуществлении.

Таким образом, принято выделять инженерную психологию и психологию труда, педагогическую и медицинскую психологию, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта, и т. д.

В ряду этих психологических дисциплин свое место занимает и юридическая психология, формальное оформление которой в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины произошло в нашей стране решением Госкомитета по науке и технике при Совете Министров СССР в 1972 году.

Юридическая психология – это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования.5

Применительно к конкретной юридической деятельности, в составе юридической психологии принято выделять:

  • судебную психологию, изучающую психологические аспекты уголовного процесса;
  • криминальную психологию, исследующую психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;
  • психологию профессиональной деятельности юриста, занимающуюся психологическими закономерностями, характерными для различных видов юридической работы;
  • пенитенциарную психологию, исследующую психологические явления, возникающие в процессе исполнения наказания;
  • психологию оперативно – розыскной деятельности.

Место и взаимоотношения юридической психологии с другими отраслями психологии и правоведения обусловлены двойственной, психолого-правовой природойпредмета юридической психологии.

Соотношение юридической психологии и правовых наукнаиболее образно изложено А.Р. Ратиновым в предложенной им формуле взаимосвязи уголовного процесса, криминалистики и судебной психологии: «Образно и приближенно говоря, если уголовный процесс и криминалистика в основном определяют «что нужно делать» и «как это нужно делать», то судебная психология объясняет «почему это нужно делать так».6

Оперативно-розыскная деятельностьнеизбежно инициирует специфические процессы в психике людей, вовлеченных в ее сферу, которые, взаимодействуя с индивидуально-психологическими особенностями участников ОРД, обуславливают формирование специфического поведения.

Таким образом, предмет оперативно-розыскной психологии составляют индивидуально-психологические свойства лиц, в сфере ОРД,специфические психические явления,возникновение и протекание которых непосредственно связаны с осуществление ОРД, а также обусловленное ОРДспецифическое поведение.

Несмотря на некоторую разницу в мнениях психологов относительно сущности явлений, понимаемых как «поведение», сегодня ученые едины в том, что данный родовой термин включает в себя действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., то есть любые измеряемые реакции организма.7

Соответственно, оперативно-розыскная психология – это отрасль юридической психологии, изучающая индивидуально-психологические свойства, специфические психические явления и поведение лиц в сфере ОРД, в целях совершенствования борьбы с преступностью.

§ 2. Система и задачи оперативно–розыскной психологии

Систему оперативно–розыскной психологии (ОРП)образуют три элемента:общая теория; специальная теория; практические психологические методики, применимые для решения задач ОРД.

Общую теорию ОРПсоставляют три элемента:

  1. Основы ОРП(предмет, место в системе наук, система);
  2. Психологическая характеристика аспектов оперативно-розыскной деятельности;
  3. Совокупность проблем общей психологии, значимых для ОРД.

Такими проблемами являются:

  1. Проблема изучения личности в ОРД;
  2. Проблема общения;
  3. Проблема установления и поддержания психологического контакта;
  4. Проблема оказания управляющего воздействия;
  5. Проблема лжи.

Специальная теория ОРПраскрывает психологические закономерности отдельных направлений и действий, присущих исключительно ОРД либо приобретающих специфический контекст применительно к ОРД:

  1. Психологические основы привлечения к негласному сотрудничеству;
  2. Психологические особенности деятельности, руководства и воспитания негласных сотрудников;
  3. Психология оперативной разработки;

Анализ аспектов общей и специальной теорий ОРП демонстрирует их сложные взаимосвязи и взаимообусловленность.

Так, с одной стороны, общепсихологическая проблема лжи, (которую применительно к ОРД принято называть «дезинформацией»), является неотъемлемым элементом ОРД и должна рассматриваться в рамках общей теории ОРП; с другой стороны дезинформация имеет столько специфических особенностей, обусловленных характером ОРД, что столь же обоснованно может относиться и к специальной теории ОРП.

В комплексе задач ОРП целесообразно выделять общую, частные и конкретные задачи ОРП.

Знание индивидуально-психологических свойств и явлений психикилиц в сфере ОРД позволяет оперативному сотруднику понимать,почему в конкретной ситуации человек поступал и поступает именно так, а не как-либо иначе, и какую линию поведения он изберет в случае изменения ситуации.

Таким образом, посредством использования знаний о индивидуально-психологических свойствах и психологических явлениях поведение лица, представляющего оперативный интерес, становится понятным и предсказуемым для оперативного сотрудника.

Кроме того, в рамках закона целенаправленно изменяя внешнюю ситуацию, оперативный сотрудник может управлять поведением лица, представляющего оперативный интерес, добиваясь таким образом его поведения, оптимального для борьбы с преступностью.

Таким образом, общей задачей ОРП является повышение эффективности борьбы с преступностью посредством понимания, прогнозирования и управления поведением лиц в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Частными задачами ОРП являются:

  1. Теоретическое осмысление, практическая апробация и внедрение в конкретные ОРМ и методы ОРД:

– методик изучения индивидуально-психологических свойств личности;

– методик установления, поддержания и развития психологического контакта;

– методик управляющего воздействия на поведение;

– методик распознания признаков лжи;

– методик дезинформации;

Общая и частные задачи ОРП реализуются через решение конкретных задач, возникающих как результат оценки складывающейся оперативной обстановки.

Объектами ОРП являются лица, представляющие оперативный интерес.

Субъектами ОРП являются лица, применяющие психологические знания в своей деятельности: оперативный сотрудник, негласный сотрудник, профессиональный психолог.

Оперативный сотрудник, занимает лидирующее положение в ОРД, а следовательно, должен быть вооружен в том числе и психологическими знаниями.

Негласный сотрудник, деятельность которого контролируется, направляется и регулируется оперативным сотрудником, должен тем не менее обладать незаурядными способностями самостоятельно выходить из психологически сложных ситуаций, поэтому обязан не только обладать знаниями психологии на общежитейском уровне, житейской мудростью, но и необходимым ему объемом специфических знаний.

Профессиональный психолог. Проблема создания психологической службы, подобно криминалистическим подразделениям обслуживающей различные оперативные подразделения органов внутренних дел,8 ставится уже давно, но пока не нашла своего практического решения.

Таким образом, анализ системы и задач оперативно–розыскной психологии позволяет сделать вывод о важности их понимания оперативным сотрудником.

Основные направления использования психологических знаний в ОРДлогично следуют из понимания предмета ОРП.

Объективное понимание индивидуально-психологических свойств участников ОРД,специфических психических процессов и поведения,возникновение и существование которых непосредственно связаны с осуществлением ОРД, возможно лишь на основеизучения личности участников ОРД.

Изучение личности участников ОРД должно обеспечивать не только пониманиеспецифических психических процессов и поведения, но и прогнозирование изменений психических процессов и поведения в конкретной ситуации. Особое внимание при этом необходимо уделять пониманию ипрогнозированию специфических психических процессов и поведенияв процессеобщения, так как оно представляет собой основуустановления и развития психологического контакта как необходимого условия налаживания результативного общения и оказания управляющего воздействия.

Таким образом, основными направлениями использования психологических знаний в ОРД является

– изучение личности участников ОРД;

– установление и развитие психологического контакта;

– оказание управляющего воздействия.

§ 3. Психологические аспекты оперативно-розыскной деятельности. Психологическая характеристика оперативного сотрудника

Противодействие преступности сопровождается возникновением ряда психотравмирующих факторовразличной природы, образующих в своей совокупностипсихотравмирующую составляющую оперативно-розыскной деятельности.

Часть из них носит общий характер,и присуща не только сотрудникам оперативных аппаратов органов внутренних дел, но также многим так называемым«критическим» профессиям(пилот, спасатель, оператор опасного производства и т.д.):

  1. Дефицит времени и информации;
  2. Неопределенность ситуации;
  3. Вероятностный характер развития ситуации;
  4. Эмоциональная напряженность;
  5. Необходимость единоличного принятия значимых решений;
  6. Повышенной ответственности за принятые решения и т.д.

Помимо этих, существуют также и специфические психотравмирующие факторы, присущие только деятельности оперативных сотрудников органов внутренних дел по борьбе с преступностью.

1.Прежде всего, борьба с преступностью подразумеваетактивное противодействие преступной среды, при этом, как правило, оперативный сотрудник оказывается первым сотрудником правоохранительных органов, который сталкивается с преступником, когда тот свободен, полон преступных планов, зачастую вооружен, имеет осознанную психологическую установку на совершение преступления и готов оказать отчаянное сопротивление при задержании.

Поэтому оперативный сотрудник контактирует с преступным миром в принципиально иных условиях, чем следователь, прокурор и судья, которые чаще всего встречаются с преступником после его задержания, в условиях, гарантирующих их личную неприкосновенность.

2.Кроме того, несомненным психотравмирующим фактором являетсяотрицательное отношение части общества к правоохранительным органам вообще, и в особенности, к работе их оперативных подразделений, неприятие форм и методов оперативной работы.

3.Отдельным психотравмирующим фактором оперативной работы является еенегласный характер.

Ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»9провозглашает принцип конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств как законное основание оперативно-розыскной деятельности.

Однако негласный характер ОРДявляется не только эффективным средством борьбы с преступностью, но и серьезным травмирующим психологическим фактором, накладывающим отпечаток на все служебные действия и личную жизнь оперативных сотрудников.

Необходимость скрывать основные моменты своей профессии, невозможность обсудить с близкими ему людьми проблемы, возникающие на работе, зачастую приводит к намеренному ограничению круга общениятолько коллективом оперативников, но и в кругу коллег оперативный сотрудник не может быть полностью откровенным. В таких условиях человек становится чрезмерно подозрительным, мнительным, нарастание психоэмоционального напряжения зачастую приводит к неоправданным вспышкам агрессии, неадекватным реакциям, злоупотреблению алкоголем.

4.Ощущение причастности к тайному, негласному сообществу, способному «вершить судьбы людей», зачастую приводит к формированию высокомерного отношения к другим людям, пренебрежительного отношения к их правам, свободам, чести, достоинству.

Также серьезным психотравмирующим фактором оперативно-розыскной деятельности является такой неотъемлемый элемент оперативной работы, как ложь. Вот что пишет по этому поводу Р.С. Белкин: «Наконец, пора открыто признать, что и государство признает допустимость обмана в правоохранительной сфере: оно узаконило оперативно-розыскную деятельность, во многом основывающуюся на дезинформации, обмане как средстве выявления и раскрытия преступлений».10

Действительно, в процессе общения с представителями преступного мира, оперативный сотрудник зачастую не может высказать свое истинное отношение к ним, дать объективную оценку их действиям; общаясь с задержанным, совершившим отвратительное преступление, оперативник должен быть не только корректным, выдержанным, но и выказывать преступнику сочувствие, стараясь наладить с ним искренние, доверительные отношения с целью выяснения истинной картины преступления. Кроме того, в определенных условиях оперативник в силу служебной необходимости вынужден скрывать свое должностное положение, дезинформировать окружающих, выражать одобрение преступной деятельности. Подобные ситуации не имеют характер единичных моментов, они составляют основу, суть оперативной работы.

Таким образом, ложьявляется действенным инструментом оперативного сотрудника в борьбе с преступностью, но ее использование, пусть даже и в интересах борьбы с преступностью, прямо противоречит кодексу офицерской чести, подразумевающемунепримиримое отношение к лжи и предательству.

Длительное существование в системе «двойных моральных стандартов» зачастую приводит к идентификации оперативных сотрудников с представителями преступного мира; вначале перенимаются внешние, «знаковые» атрибуты преступного образа жизни: употребление жаргона, одежда, украшения, образ жизни. Дальнейшее общение с преступниками приобретает все более доверительный характер и логично ведет к предательству и двурушничеству, совершению таким сотрудником должностных и общеуголовных преступлений, таким образом, он сам становится преступником.

Очевидно, что необходимость работы в столь сложных с психологической точки зрения условиях обуславливает комплекс требований к психологическим качествам оперативного сотрудника.

Важнейшим фактором успешной деятельности сотрудников правоохранительных органов по расследованию преступлений является работа с людьми. Все процессы жизнедеятельности человека в той или иной степени определены влиянием психики, поэтому объективный анализ любых личностных проявлений невозможен без учета психологических особенностей конкретного индивида.

Поэтому, прежде всего, оперативный сотрудник должен быть психологом, «человековедом»,способным составлять обоснованное мнение об индивидуально-психологических особенностях личности субъектов оперативной заинтересованности, понимать и прогнозировать их поведение, быстро устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, оказывать на них управляющее воздействие в целях решения задач ОРД по борьбе с преступностью. Для этого оперативный сотрудник должен обладать ярко выраженными способностями к перевоплощению, умением входить в различные социальные роли и выполнять их.

При этом, демонстрируя порой самое живое участие в житейских перипетиях окружающих его людей и их судеб, он должен занимать в этих взаимоотношениях лидирующее место, не теряя способности объективно оценивать и контролировать сложившуюся ситуацию, как знаток не только специфических подходов ОРД, но и грамотный юрист.

Во-вторых, критический характер ОРД подразумевает необходимость высокой психологической устойчивостиоперативного сотрудника, умение не терять самообладания в сложной оперативной обстановке, объективно ее оценивать и принимать правильные и законные меры к ее разрешению.

Оперативный сотрудник должен иметь хорошую память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции и ориентировки, интуицию, способность пойти на разумный риск, смелость и мужество. Необходимыми для оперативного сотрудника качествами также являются способность к напряженной умственной работе, гибкость ума в сочетании с творческим воображением.

Объективная оценка психологических аспектов оперативно-розыскной деятельности и психологической характеристики оперативного сотрудника позволяет сделать вывод, что данные понятия тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и являются фундаментальными факторами оперативно-розыскной деятельности, что объясняет важность их понимания оперативным сотрудником.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 33.
  3. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Милицейское законодательство России: Сб. норм. актов / Сост. В.В. Черников. М., 2000.
  4. Аврутин Ю.Е. Основы психологии оперативно–розыскной деятельности аппаратов уголовного розыска. Ленинград, 1991.
  5. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2001.
  6. Бытие и сознание. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. СПб., 2003.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  8. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2002.
  9. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1949.
  10. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
  11. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2002.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  13. Оперативно-розыскная психология. Лекции по курсу. М., 1993.
  14. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
  15. Черепанов В.А. Психологические вопросы оперативно-розыскной деятельности. М., 1981.
  16. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
  17. Клубов Е.П., Хоботов А.Н. О разработке требований к психологии личности сотрудника оперативно-розыскной службы // Проблемы оперативно-розыскной психологии: Межвуз. сборн. научн. труд. Киев, 1991. С. 14.
  18. Колпаков В.К., Грищенко А.И., Сущенко В.Д. Психологические основы формирования профессионального правосознания оперативных работников милиции // Проблемы оперативно-розыскной психологии: Межвуз. сборн. научн. труд. Киев, 1991. С. 24.
  19. Приходько Е.П., Побрызгаев П.П. Механизм формирования поведения оперативных сотрудников в условиях риска // Проблемы оперативно-розыскной психологии: Межвуз. сборн. научн. труд. Киев, 1991. С. 50.
  20. Скрыпников А.И. Некоторые вопросы информационно-психологического сопровождения ОРД // Оперативно-розыскная работа. 2002. № 4. С. 55.
  21. Филимонов Н.В., Снычев А.А. Нравственно-психологическая сущность оперативно-розыскной деятельности // Психологические аспекты оперативно-розыскной деятельности: Межвуз. сборн. научн. труд. Омск, 1988. С. 3.
  22. Филиппенко В.И. Некоторые социально-психологические особенности оперативно-розыской деятельности органов внутренних дел // Вопросы совершенствования оперативной работы органов внутренних дел: Межвуз. сборн. научн. труд. Омск, 1983. С. 18.
  23. Филиппенко В.И. Психологические основы оперативно-розыской деятельности // Актуальные проблемы теории оперативно-розыской деятельности: Сборн. научн. труд. Омск, 1986. С. 126.
  24. Черепанов В.А. Оперативно-розыскная психология: некоторые проблемы и перспективы развития // Оперативно-розыскная работа. 1978. № 103. С. 22.
  25. Черепанов В.А. Проблемы использования психологии в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная работа. 1981. № 118. С. 56.
  26. Черепанов В.А. Психологические основы оперативно-розыскной деятельности. Возможности и пути использования достижений психологии в оперативно-розыскной деятельности: Материалы к лекции для слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР. М., 1984.
  27. Янушко В.И. Проблема риска в деятельности оперативных работников органов внутренних дел // Проблемы оперативно-розыскной психологии: Межвуз. сборн. научн. труд. Киев, 1991. С. 44.
  28. Яровенко В.В. Использование специальных познаний в области психологии и психиатрии при раскрытии преступлений // Психологические аспекты оперативно-розыскной деятельности: Межвуз. сборн. научн. труд. Омск, 1988. С. 114.

1Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1949. С. 351.

2См.: Кроль В. М. Психофизиология человека. СПб., 2003. С.217.

3См.: Адлер А. Индивидуальная психология и психоаналих // зарубежный психоанализ / Сост. И общ. Ред. В.М. Лейбина. СПБ., 2001. С. 163–181.

4См.: Бытие и сознание. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. СПб., 2003. С. 230–231.

5См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2002. С. 15.

6Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 12.

7См.: Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 2. М., 2000. С. 51.

8См.: Черепанов В.А. Психологические основы оперативно-розыскной деятельности. Возможности и пути использования достижений психологии в оперативно-розыскной деятельности: Материалы к лекции для слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР. М., 1984. С.14.

9См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / Справочно-правовая система Гарант (2004-12-14)

10Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2001. С. 104.