Экзаменационный билет № 33 2

Экзаменационный билет № 33

  1. Специфика психологического понимания личности.
  2. Соотношение фундаментальной и прикладной социально-психологической науки.
  3. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора.

1. Специфика психологического понимания личности.

Из лекций по общей психологии 1 курс 2 семестр:

Леонтьев описывал личность с помощью четырех свойств:

  • Личность присуща каждому человеку.
  • Личность есть у человека, но нет у животных.
  • Личность – продукт исторического развития.
  • Личность – то, что отличает одного человека от другого.

Личность – система общественных отношений.

Понимания личности:

  1. Петухов, Джеймс определяли личность как субъект адаптации. Также личность выступает и как природный субъект.
  2. Личность – субъект социальных отношений.
  3. Петухов определял также личность как субъект культуры, субъект свободного и ответственного выбора.

Итог. Предпосылками развития личности являются органические особенности. Условием развития личности является среда. Средствами развития личности являются культурные нормы.

Из лекций по психологии личности 3 курс 2 семестр:

Б.Г.Ананьев разил понятия индивид, субъект, индивидуальность, личность.

Человек как индивид – единичный представитель вида Homo sapiens. Человек как субъект – носитель предметно-практической деятельности. Человек как личность – представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Человек как индивидуальность – совокупность психологических свойств; а также индивидуальность трактуется как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Человек как универсум – высшая ступень развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

13 стр., 6462 слов

Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. ...

... труда, психология развития и ряд других. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект» «субъектность». В житейской практике нередко допускается смещение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность», что ...

Феномен личности представлен в настоящее время в разных направлениях по-разному.

Википедия. Азбука социального психолога:

Так, например, А. В. Петровский, отмечая неоднозначность понимания психологической сущности личности многочисленными ее исследователями и прослеживая историческую траекторию научного продвижения в изучении психологического содержания этого понятия, отмечал: «в «гормической психологии» (В. Мак-Даугалл), в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер) личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической системе «С-Р» («стимул — реакция»).

Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе механики на анализ проявлений личности (К. Левин), в индетерминизме в «гуманистической психологии» и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии личности, тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы… Личность характеризуется активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т. п.).

Личность характеризуется направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности человека, глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами» по Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение, относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельного опосредствования), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву), установки (по Д. Н. Узнадзе), диспозиции (по В. А. Ядову) и т. п.». На сегодня наиболее научно «продвинутое» представление о личности в рамках отечественной социальной психологии обозначено как концепция персонализации (В. А. Петровский), в рамках которой существует видение личности как единства трех ипостасей существования собственно личности и личностности: а) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности и т. п.; б) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личности их участников; в) как идеальная представленность индивидов в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их актуальных контактов, как результат осуществленных личностью значимых изменений смысловых образований партнеров по взаимодействию, их аффективно-потребностной сферы и особенностей поведенческой активности. При этом человек испытывает закономерную, социально детерминированную потребность «быть личностью», то есть быть в максимально возможной степени «идеально представленным» в сознании других людей, прежде всего, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе. Очевидно, что потребность «быть личностью» может быть удовлетворена лишь при наличии соответствующей способности. С точки зрения Г. М. Андреевой, «социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т. е., прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой — каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)».

10 стр., 4861 слов

Методы социальной психологии в современных социально-психологических ...

... распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).» « ... неосознанно, применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В ...

2. Соотношение фундаментальной и прикладной социально-психологической науки. (Из Андреевой).

Фундаментальные и прикладные исследования различаются, прежде всего, по такому критерию, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Фундаментальное исследование ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а прикладное – способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований. В настоящее время возрастает роль прикладных исследований. В социальной психологии ход развития науки как бы «ненормальный»: имеет место определенный «обгон» фундаментальных исследований со стороны прикладных работ. Практические запросы требуют быстрых решений.

Фундаментальные и прикладные исследования выполняют две сходные функции: и те, и другие призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития. Уровни анализа и прогноза при этом различны. Но продукт этих видов исследования – рекомендация. Фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, рекомендации же, следующие из прикладных исследований, носят инструментальный характер: они более конкретны, могут быть интерпретированы как прямы «указания» или «советы».

Существует еще практическая социальная психология – вид прикладной, где психолог-практик не проводит исследований, а сам вмешивается! В некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему.

5 стр., 2309 слов

Понятие и методология социально – психологического исследования.

... В этой своей части социальная психология сходна с большинством гуманитарных наук. Тесно связана с предыдущей проблема качества информации в социально-психологическом исследовании. В общем виде она решается ... гипотезы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая первичная форма «организации» данных. Следующий шаг – переход к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретическим. ...

Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией.

Думаю, что необязательно:

Черты прикладных исследований: прикладное исследование организуется по заказу какого-либо социального института; есть проблема языка (в социальной психологии есть понятия, используемые в обыденной речи); источник формирования гипотез – не теория, а практические соображения, представляющие веер возможных решений; необходимость указания не просто рекомендаций, но и плана реализации; критерий эффективности – решение поставленной заказчиком задачи.

Социально-психологическое исследование: это вторжение исследователя в жизнь реальной группы, где есть свои отношения, чувства, мысли; при этом исследователь при применении методик постоянно взаимодействует с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности; могут быть сдвиги данных, искажения – например, при чисто эмоциональной оценке у испытуемого, — что должен учитывать исследователь; социально-психологические методики требуют значительного времени; прикладной исследователь должен соблюдать этические нормы, не должен своим вмешательством осложнить отношения в реальном коллективе.

  1. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора.

Организационная диагностика — это сбор информации об организации от ее членов с целью выявления проблем, к которым могут относиться противоречия в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), различные трудности (помехи, нехватки), неопределенность целей, связей.

В литературе по управленческому консультированию описываются различные виды диагностики: 1) по времени проведения диагностики выделяют предварительную и текущую; 2) по широте охвата объекта — общую и специальную [см. (5)].

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.

Согласно этому принципу организационная диагностика должна быть системной, комплексной и включать в себя изучение организационной структуры, процедур планирования и контроля, окружающей среды, а также стиля руководства и других характеристик организационной культуры — принятых в организации ценностей, индивидуальных и групповых норм поведения, установок, типов взаимодействия [см. (6)].

Следовательно, в предмет диагностики обязательно входят психологические явления в организациях, которые включают в себя различные социально-психологические факторы, обусловливающие эффективную деятельность руководителей, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, стиль лидерства, мотивацию, господствующие нормы и ценности и др.

В зарубежной и отечественной практике работы с организациями можно встретить едва ли не все методы социальной психологии, но ведущее место занимают, как правило, опросные методы (анкетирование и интервьюирование), специальные социально-психологические методы (социометрия, рейтинг и др.), некоторые личностные тесты (опросник Г. Айзенка, тест Р. Кэттела и др.), а также так называемые активные методы — ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг и др. Реже используются наблюдение и изучение документов. В социальной психологии и психологии личности создано достаточно большое количество оригинальных психодиагностических методик, многие из которых опубликованы в научной литературе, в том числе в специальных методических сборниках.

4 стр., 1859 слов

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ ...

... скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно... Если же альтруизм чрезмерно ... и опросника К. Томаса - "Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению" ( ... диаграммы, или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Значения по ... установках часто вносят разлад в семейные отношения. Следует отметить, что можно, на ...

Организация выступает как система.

На входе: — деньги

— люди (работники)

— оборудование

— помещение

— расходные материалы

На выходе: — дипломы

— промежуточные работники

— отношение сотрудников

— деньги

— продукт

По Визбору организацияция является трансформационным процессом преобразования «входов» в «выходы». Но при этом есть организации, которые перерабатывают продукт в ненужные вещи («отходы»), т.е. полезное в бесполезное.

Эффективность – то, что я делаю, влияет на то, чем я занимаюсь.

1 Цели организации

блок координат организации – миссия -> цели -> задачи

важна ясность и согласие людей относительно целей, ситуация неопределённости вызывает тревогу

тесно связан с проблемой мотивации – что делается и для чего, нематериальная мотивация

2. Структура

есть в любой организации

структура труда:

а) по функции

б) по проекту

в) матричная ( сочетает первые две)

3. Система поощрения

чаще всего а) финансовое, работает до тех пор, пока не удовлетворит минимальные потребности

б) признание, отпуска, обучение, конференции, соц.пакет и т.д.

4. Технологии обеспечения функционирования

технологии, обеспечивающие интеграцию компании, её координацию

— формальные процедуры (повестки дня, совещания, пятиминутки и т.п.)

— неформальные решения (творческие идеи выхода из критической ситуации)

— традиционные управленческие системы воздействия (планирование, контроль, информационная система и т.д.)

5. Отношения

проблема конфликта

-межличностные

-между подразделениями

4 стр., 1954 слов

Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе ...

... педагогической и психологической грамотности классного руководителя. Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя. Соответствие содержания мероприятия форме ... методов урока должна быть конкретная психологическая цель. 4. Центральный компонент любого урока — организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами ...

-между людьми и технологиями

-система коммуникации между людьми, подразделениями и т.д.

6 Руководство и управление

— все потоки информации сходятся здесь, должна быть хотя бы немного полная и целостная картина организации

— знание о типах руководителей и стилях руководства – не всем подходят одинаковые решения и рекомендации.

Фидлер – 2 типа руководителей – ориентация на задачу или на результат.

обязанности рук-ля:

— работа с целями

— трансформация целей в задачи и программы

— обеспечение интеграции целостности и защищенности орг. во внешней среде

— обеспечение внутренней интеграции (отслеживание на «радаре» что происходит в организации)