Диагностика психологических условий школьной образовательной среды (н.П. Бадьина, в.Н. Афтенко)

Цель предлагаемой ниже методики — оценка выраженности в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов:

  1. интенсивность образовательной среды;
  2. эмоционально-психологический климат;
  3. удовлетворенность образовательной средой;
  4. демократичность образовательной среды;
  5. содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
  6. удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

В отношении различных участников образовательного процесса указанные психологические факторы имеют разное значение (табл. 1).

Таблица 1

Проявление психологических условий образовательной среды в отношении учащихся, родителей, педагогов

Факторы

Участники образовательного процесса

Учащиеся Родители

Педагоги

Интенсивность

проявляется в объеме, сложности учебных заданий, предъявляемых учащимся на уроках и дома, а также в уровне требований к качеству выполнения этих заданий

проявляется в объеме учебной нагрузки учителей, а также в уровне требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально-психологический климат

проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.

Удовлетворенность

проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность

проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

Содействие формированию познавательной мотивации

проявляется в степени педагогического содействия у детей мотивации обучения, познавательных интересов и познавательной активности

проявляется в степени поддержки и содействия администрации профессиональному росту и повышению квалификации учителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

проявляется в оценке уровня преподавания в школе различных предметных дисциплин, в степени уверенности участников образовательного процесса в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы.

Процедура диагностики

Методика удобна для применения в группе респондентов, которые получают тексты анкеты и бланки ответов (бланки ответов являются одинаковыми для всех участников образовательного процесса).

Респонденты читают вопрос, выбирают из трех вариантов ответов тот, который наиболее соответствует их мнению, и вносят соответствующую букву в бланк ответов рядом с цифрой — номером вопроса.

Обработка результатов

Ответы «а» оцениваются в 1 балл; «б» — 0,5 баллов; «в» — 0 баллов.

Каждый психологический фактор образовательной среды представлен тремя вопросами, номера которых в бланке ответов расположены в вертикальных столбцах. Степень выраженности определенного психологического фактора определяется путем расчета среднего значения по каждому столбцу.

Например, респондент ответил на вопросы анкеты следующим образом:

Бланк ответов

1. б

2.а

3.б

4.в

5.б

6.а

7.а

8.а

9.а

10.в

11.в

12.а

13.а

14.а

15.б

16.б

17.б

18.а

И

Э

У

Д

М

КО

В этом случае показатель интенсивности учебной среды будет равен:

И=

0,5+1+1

~0,83

3

Показатель эмоционально-психологического климата:

Э=

1+1+1

~1

3

Показатель удовлетворенности (У)«0,67; показатель демократичности (Д) «0,17; показатель содействия развитию познавательной мотивации (М) «0,33; показатель удовлетворенности качеством образовательных услуг (КО) = 1

Оценка результатов

Чем ближе полученный результат к 1, тем сильнее выражен в данной образовательной среде соответствующий психологический фактор:

О — 0,40 — низкий уровень; 0,41 — 0,70 — средний уровень; 0,71 — 1 — высокий уровень.

Результаты ответов испытуемого в вышеприведенном примере можно обобщить следующим образом.

Данный респондент отмечает:

  • высокую интенсивность нагрузки в ОУ;
  • высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса;
  • достаточную (среднюю) степень удовлетворенности своей школой;
  • низкую степень демократичности образовательной среды;
  • низкий уровень содействия развитию познавательной мотивации.

Анкета для учащихся

1.’ Устаешь ли ты обычно на уроках?

в) нет.

а) да; б) на некоторых;

2. Испытываешь ли ты в стенах школы чувство защищенности и психологический комфорт? а) да; б) не всегда; в) нет.

3. Доволен ли ты, что являешься учеником именно этой школы? а) да; б) иногда; в) нет.

4. Имеешь ли ты возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

5. Умеют ли педагоги в твоей школе заинтересовать учащихся на уроках? а) да; б) иногда; в) нет.

6. Оцени уровень знаний, которые ты получаешь в школе: а) высокий; б) достаточный; в) низкий.

7. Оцени объем домашних заданий: А) чрезмерный, б) оптимальный, в) недостаточный.

8. Имеют ли место во взаимоотношениях педагогов и учеников твоей школы искренность, дружелюбие, взаимное уважение? А) да, б) не всегда, в) нет.

9. Входят ли твои учителя в круг авторитетных для тебя людей? А) да, б) не все, в) нет.

10. Проявляют ли педагоги демократичность в общении с учащимися? А) да, б) не всегда или не все, в) нет.

11.Реализуются ли в процессе школьных занятий твои собственные учебные интересы?

а) да; б) не всегда или в) нет, не в полной мере;

в) систематически.

12.Пользуешься ли ты услугами репетиторов?. а) нет; б) редко;

13. Считаешь ли ты, что к уровню знаний учащихся в твоей школе предъявляются слишком высокие требования?

А) да, б) уровень требований оптимальный, В) уровень требований недостаточный.

14.Достаточно ли часто, на твой взгляд, педагоги и учащиеся общаются на личные темы (не связанные с учебой) в неформальной обстановке? а) да; б) хотелось бы чаще; в) практически никогда.

15.Имеют ли для тебя большое значение события, происходящие в «школьной жизни»? а) да; б) не все; в) нет.

16.Имеешь ли ты право голоса при решении вопросов, затрагивающих твои личные интересы? а) да; б) не всегда; в) нет.

17.Находит ли поддержку и содействие учителей твое желание углубленно изучать интересующие тебя предметы (организация факультативов, кружков, индивидуальных занятий и т.п.)? а) да; б) не всегда; в) нет.

18.Насколько ты уверен, что после окончания школы сможешь поступить в ВУЗ?

а) почти уверен, б) не уверен, что • в) почти уверен, что не что поступлю; поступлю; поступлю.

Анкета для родителей

1. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе, где учится Ваш ребенок. а) высокая; б) оптимальная; в) низкая.

2. Удовлетворяют ли Вас взаимоотношения педагогов и Вашего ребенка? а) да; б) не вполне; в) нет.

3. Довольны ли Вы, что Ваш ребенок учится именно в этой школе? а) да; б) не всегда; в) нет.

4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

5. С интересом ли Ваш ребенок посещает учебные занятия? а) да; б) не всегда; в) нет.

6. Оцените уровень знаний, которые получает Ваш ребенок в школе? а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный.

7. Оцените объем домашних заданий а) чрезмерный, б) оптимальный, в) недостаточный

8. Находите ли Вы понимание и поддержку педагогов при решении проблем, связанных с обучением и воспитанием Вашего ребенка? а) да; б) не всегда; в) нет.

9. Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации? а) да; б) не всегда; в) нет.

10.Оцените степень своего участия в деятельности школы: а) высокая; б) средняя; в) низкая.

11 .Оцените уровень мотивации обучения Вашего ребенка: а) высокий; б) средний; в) низкий.

12.Приходится ли Вам прибегать к услугам репетиторов? а) нет; б) иногда; в) систематически.

13.Оцените требования учителей, предъявляемые Вашему ребенку, а) завышенные; б) оптимальные; в) заниженные.

14.Общаетесь ли Вы с педагогами в неформальной (внеучебной, внешкольной) обстановке? а) да; б) иногда; в) никогда.

15.Является ли школа, в которой учится Ваш ребенок авторитетным для Вас учебным заведением? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

16.Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вашего ребенка? а) да; б) не всегда; в) нет.

17.Удовлетворяет ли внеурочная работа в школе (кружки, факультативы и т.п.) интересы Вашего ребенка? а) да; б) не вполне; в) нет.

18.Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ВУЗ? а) да; б) не вполне; в) нет.

Анкета для учителей

1. Считаете ли Вы, что Ваша учебная нагрузка слишком велика?

а) да; б) иногда; в) нет.

2. Принято ли в педагогическом коллективе Вашей школы делиться не только профессиональными, но и личными проблемами? а) да; б) не всегда; в) нет.

3.’ Довольны ли Вы тем, что работаете именно в этой школе? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

4. Имеете ли Вы возможность участвовать в управлении школой, вносить предложения по улучшению образовательного процесса? а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

5. Ведется ли в учебном заведении активная методическая работа, направленная на повышение профессионального мастерства педагогов?

а) да; б) хотелось бы больше в) нет.

или не всегда устраивает;

6. Оцените уровень, на котором ведется преподавание в Вашей школе. а) высокий; б) достаточный; в) недостаточный.

7. Достаточно ли у Вас времени, чтобы подготовиться к занятиям, проверить тетради и т.п.?

а) нет; б) бывает, что времени в) да.

не хватает;

8. Считаете ли Вы, что взаимоотношения педагогов, учеников и родителей в Вашей школе отличаются искренностью, дружелюбием, взаимным уважением?

а) да; б) не всегда; в) нет.

9. Считаете ли Вы, что в данном учебном заведении Вы реализовались как профессионал и как личность? а) да; б) не всегда; в) нет.

10. Считаете ли Вы, что в Вашей школе администрация достаточно демократична по отношению к педагогам? а) да; б) не всегда; в) нет.

11.Находит ли поддержку и содействие администрации Ваше стремление к повышению собственной квалификации (аттестация на квалификационную категорию, разработка и внедрение новых технологий, авторских программ и т.п.)? а) да; б) не всегда; в) нет.

12.Прибегают ли учащиеся Вашей школы к помощи репетиторов? а) нет, в этом нет необходимости б) редко; в) систематически,

13.Считаете ли Вы, что к объему, содержанию и качеству работы учителей в Вашей школе предъявляются слишком высокие требования? а) да; б) уровень требований в) уровень требований

оптимальный; недостаточный.

14.Встречаются ли педагоги Вашей школы в неформальной обстановке как в «стенах школы», так и за ее пределами (отмечают вместе дни рождения, ходят друг к другу в гости, посещают концерты и т.п.)? а) да; б) такое иногда бывает; в) нет.

15.Пользуется ли учебное заведение, в котором Вы работаете, благодаря Вам и Вашим коллегам авторитетом в городе? а) да; б) не всегда; в) нет.

16.Имеете ли вы право голоса при решении вопросов, затрагивающих интересы Вас и Ваших учеников? а) да; б) не всегда; в) нет.

17.Имеете ли Вы возможность посещать курсы повышения квалификации? а) да, в том числе и за б) да, в пределах в) нет.

пределами области; области;

18. Достаточен ли уровень знаний, которые дает школа, для поступления в ВУЗ? а) да; б) не всегда; в) нет.