1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании других.

Индивид – это человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый социально значимыми отличиями от других людей: своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, особенности характера и психологического склада, отличающие одного индивидуума от другого.

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Отличия: Индивид выражает общие свойства человека. Индивидуальность же – частную специфику человека.

Личность – результат воспитания и самовоспитания, т.е. личностью становятся в процессе жизни.

Субъект психики – взаимодействие субъектов жизни.

Общее: Индивид определяет личные качества человека.

Личность также определяет человека как совокупность его социальных качеств.

Личность свидетельствует об индивидуальности человека.

2.Проблема личности в психологии.

Психологи надеются понять человека, как целое – совокупность различных представлений, и как частное, уникальное субъективное образование.

Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом.

1.Типологическое направление.

Учение о типах личности. Основная характеристика-принадлежность к определенному типу.

Выделяются некоторые виды.

У.Шелдон-попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела

Г.Айзенк- попытка связать личностные характеристики с динамическими особенностсями функционирования нервной и гормональной систем организма.

Недостаточное внимание социально-культурным аспектам.

2. Изучение черт личности

Направление представлено работами Д.Кеттела.

Личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.

Не уделяется достаточно внимания проблеме изменчивости черт личности.

3. Психоаналитическая теория

Выделяют 2 аспекта.

1)Трактовка развития личности в онтогенезе

2) Динамика функционирования личности на каждом этапе ее развития

Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. На каждой из стадий могут возникать кризисы, если они не преодолеваются, возникает явление фиксации-закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии п/с развития.

5 стр., 2013 слов

Психика ее структура Личность и развитие Мораль и нравственность

... реализованных персоной. Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в ...

4. Социально-когнитивное направление

Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры и теория социального научения Д.Роттера.

Предметом изучения становятся ситуативные, изменчивые характеристики.

Изучение податливости, изменчивости поведения и методов направленного изменения поведения.

5. Культурологическое направление

Изучение влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека конкретизируется через понятие роли. Роль- некая система социальных функций, которые должен выполнять человек и система ожиданий, связанная с выполнением этих функций.

Есть роли, которые мы не выбираем (м/ж), а есть те, которые выбираем (профессия)

6. Экспериментальные исследования

Можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Не приводит к созданию новых теорий.

7. Подход С.Л.Рубинштейна

Первая идея- утверждения тезиса об общественной, социальной природе личности.

Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии.

Личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

8. Подход В.Н.Мясищева

Отношение человека к окружающему миру, к людям и самому себе характеризуют личность конкретного человека.

9. Подход А.Н.Леонтьева

Основной параметр- соотношение мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует человек.

Согласно этому подходу наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека не описывает личность.

Личность- психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

10. Подход Л.И.Божович

Способность управлять своим поведением и деятельностью.

Восприятие себя как единого целого, отличного от окружающей действительности и других людей.

Переживание своего Я.

Наличие собственных взглядов и собственного отношения.

3. Природный субъект: индивидные свойства. Соотношение типа и черты

Индивид — то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность — то, чем он отличается.

Индивидом рождаются, а личностью становятся

У человека нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения.

Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению.

Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства).

Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.

Роль индивидных свойств:

1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности

3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).

13 стр., 6063 слов

Виды и свойства различных типов темперамента

... ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, ...

Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Отдельные индивидные свойства и их роль.

Возраст — с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.

Сенситивные периоды — периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.

Критические периоды — наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).

Потребности — если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) — они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.

Пол — предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

4. Типологии темперамента

Холерик:

Быстрый, страстный, порывистый, неуравновешенный, с резко меняющимся настроением, с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик:

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник:

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик:

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

5. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных психических особенностей личности, составляет основу развития характера человека, остается почти неизменным в процессе всей жизни.

Свойства темперамента — это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики, бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные — по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента.

Свойства темперамента

Сенситивность — наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции.

Реактивность — степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... связаны с понятием индивидуальности человека: возраст; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. ... неверны. Индивидуальные качества человека: А) придают неповторимость и оригинальность каждой личности; Б) сказываются на поведении, отношениях с людьми. 1) верно А); ...

Активность — степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Темп реакций — скорость протекания различных психических реакций и процессов

Пластичность — легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям

Ригидность — качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.

Экстраверсия — поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Человек направлен вовне.

Интроверсия — преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Человек обращен внутрь себя.

Эмоциональная возбудимость — уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Современные концепции темперамента:

Кремчер

Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций.

Шизоидный темперамент – астенический тип, длинная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура. От чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого равнодушия. Замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Циклоидный темперамент – пикнический тип, широкая грудь, коренастая, широкая фигура, круглая голова, выступающий живот. Повышенное, веселое настроение у маниакальных субъектов, сниженное, печальное, мрачное у депрессивных индивидов. Соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться со средой, естественность, плавность и мягкость движений.

Ошибочно определил роль конституционных особенностей как факторов психического развития личности.

Шелдон.

Три основных типа соматической конституции: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.

Эндоморфный тип — мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями.

Мезоморфный тип — жестокость и резкостьь поведения, преобладание костно-мускульной системы, атлетичность, сила; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью.

Эктоморфному тип — изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

5 стр., 2070 слов

Характер определяет особенности поведения человека, а не эмоции!

... ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и ... ситуации может измениться и характер. Для изменения системы отношений нужно приблизительно 5 лет. Характер более пластичен, чем темперамент и существенно меняется при ...

Павлов.

Детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

Советские психологи (Б. М. Теплов и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И. П. Павлова заключается в выяснении основной роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума.

6.Социальный субъект: соотношение характера и темперамента

Характер — совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности

С.Л.Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная предпосылка», либо как «динамическая основа» характера.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Мы не можем рассматривать характер человека как фатально предопределенный. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизни человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков личности. Поэтому характер человека продолжает формироваться или видоизменяться и в зрелом возрасте. Личность сама является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

7.Формирование характера. Акцентуации характера

Каждый тип характера— это не случайный набор свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность.

Одним из препятствий стало распространение модного типа исследований — так называемых корреляционных, или факторных, исследований «черт личности».

Суть их состоит в том, что с помощью специальной математической процедуры (факторного анализа) на большом числе испытуемых устанавливается, какие черты личности в среднем сильно коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие — слабо.

Теперь перейдем к акцентуациям характера. Акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

18 стр., 8801 слов

Отличие эмоций человека от эмоций животного

... д. В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность ( ... рамки. В качестве критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие как характер потребностей (витальные, базальные - социальные, небазальные), их ...

Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:

Истероидный или демонстративный тип — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.

Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.

Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.

Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.

Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.

Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.

Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.

Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов.

Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.

Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

8.Социальный характер. Национальный характер. Развитие характера в процессе индивидуации

Характер — совокупность устойчивых свойств индивида, а которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

В современном обществе, главным системным компонентом которой является человек, существует органическая связь национально-особенного в форме нацио­нально-культурной преемственности и сохранения традиций и социально-общего, выступающего в форме интеграции стран и народов в мировое хозяйство, обеспечивающей политичес­кое, социальное и духовное сближение наций и людей. В дан­ном контексте важное значение приобретает вопрос о «харак­тере общественного человека», в котором наличествуют и на­циональное, и социальное начала в их неразрывном единстве. Эти начала раскрываются в понятиях «национальный харак­тер» и «социальный характер». От того, под каким углом зре­ния рассматривается национальный и социальный характер, зависит представление о целостности и роли характера чело­века как феномена общественного бытия и сознания.

3 стр., 1278 слов

Семинар №4. Эмоции и чувства

... деятельности экспрессия Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением 2. Понимание эмоций другого человека. ... ненависти. 2) интеллектуальные - любовь к истине, чувства юмора и иронии, чувство нового 3) эстетические -чувство трагического, комического, художественно прекрасного, величественного и возвышенного, ...

С другой стороны, в понятии «национальный характер» хотя и воплощаются определённые качества, обусловленные биологически, оно в основе своей выступает как социальное явление и в этом отношении также оказывается «социальным характером».

В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА человека большую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт. Формирование характера, с точки зрения психологической теории, определяется наследственными физическими данными, составляющими основу психического (наследственность).

9. Личность как субъект культуры: самосознание, его происхождение и параметры.

САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть самосознание) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия).

Самосознание иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения самосознания, но не достаточны. А. Н. Леонтьев указывал на необходимость различать ЗНАНИЕ О СЕБЕ и ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ. В общем случае первое не может называться самосознанием, так как «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных» (Леонтьев).

Чувственные формы и источники знания могут быть разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле С. — это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. Не следует также отождествлять С. и Я-концепцию. С. частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть С, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в том числе и о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на самопознание. Однако самопознание включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта. Ряд авторов в самопознании выделяют 3 компонента: самопознание, самооценку, саморегуляцию. В этом случае не проводится различие между разными уровнями самопознания, а также самооценки и саморегуляции. В частности, использование термина «саморегуляция» (в контексте самопознания) ведет к понятийной путанице, так как традиционно саморегуляцией называют процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: например, саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что самопознание составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека. Еще И.Кант обозначил фундаментальную связь понятий личности и самопознания: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» На эту же связь косвенно указывает и тот факт, что в некоторых контекстах вполне допустима синонимия терминов «самопознание» и «личность». Близко подходит к такому представлению и почти общепринятое понимание генезиса самопознания у ребенка; операциональным признаком самопознания традиционно считается употребление личного местоимения «я» (и других рефлексивных слов).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Но это только начальная точка. Очевидно, самопознание и содержательно, и операционально проходит большой путь развития. Согласно Л.С.Выготскому, развитие самопознания включает примерно те же стадии, что и развитие высших психических функций (как в онтогенетическом, так и историческом аспектах).

Плюс к нему применяется та же логика: сначала другие люди познают и осознают свойства и состояния данного субъекта; ориентировка на внутренние свойства и состояния ребенка включается взрослыми в содержание совокупной и совместной деятельности; затем субъект в ответ на внешние вызовы пытается выразить себя на том языке, на котором с ним общаются; по мере усвоения знаковых средств самовыражения он становится способным обратить усвоенные средства самовыражения на себя и для себя; то есть, прежде чем самопознание становится индивидуальным фактом, оно уже существует как факт для других; в свою очередь, диалогическая природа самопознания сохраняется и в его индивидуальной форме. Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития самопознания и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие самопознания не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие самопознания происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию.

12 стр., 5510 слов

Связь эмоций с потребностями человека

... с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс ... и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, ...

10. Способности и задатки

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Для их определения уровень способностей к какой-либо деятельности одного человека нужно сравнить с тем же уровнем у других людей

Надо принять во внимание, что способности – это качества личности, которые могут быть выражены как в той или иной степени у конкретного представителя человечества, так и не выражены вовсе. Способности могут быть как врожденными, так и приобретёнными в процессе индивидуального развития. Способность не сводима к конкретному свойству, а является всегда синтезом каких-либо свойств характерных конкретной личности.

Задатки — анатома–физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Они обусловлены наследственными генами, ими обусловлены некоторые психические свойства, развитие которых зависит от наличия определенных контактов со средой.

Развитие задатков тоже может быть различным и зависит от окружающей человека обстановки. При одинаковых задатках, но различных условиях могут развиться столь же различные способности. В основе, которых лежит один и тот же анатомо-физиологический фактор (например, острота чувств) Это происходит потому, что развиваются задатки лишь в процессе деятельности, а деятельность может быть различной. Задатки могут и не раскрыться на протяжении жизни, в том случае если человек никогда не занимался определённой деятельностью (к которой, тем не менее, у него был задаток)

Задатки заложены при рождении. Что бы они открылись надо прилагать усилья, развивать их с помощью той или иной деятельности. Пропорционально этой деятельности будут расти навыки и способности.

Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи.

11.Биологический смысл эмоций. Специфика эмоциональной информации.

Эмоции — класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями.

Эмоции — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами.

Эмоции могут быть врождённые и приобретаемые

Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций.

Неудовлетворенным потребностям соответствуют отрицательные эмоции, удовлетворенным – положительные.

12.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и сенсорно-перцептивные процессы

Особенности эмоций и чувств

1. Чувства и эмоции взаимосвязаны, обусловлены, но не равнозначны.

Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Как правило, эмоции – это реакция на удовлетворение органических потребностей. Чувства связаны с переживанием высших потребностей.

2. Одно и то же чувство человек переживает по-разному.

Например, чувство ответственности может переживаться в форме:

— радости за успех порученного дела,

— беспокойства в случае задержки,

— стыда в случае его провала и т. п.

3. Эмоции и чувства характеризует относительная независимость от воли человека (возникновение и исчезновение чувств).

4. Особенностью чувств и эмоций является их “иррадиация”, распространённость на всё, что связано с объектом привязанности наших чувств.

5. Для эмоций и чувств характерна амбивалентность (полярность), двойственность переживаний, когда один и тот же объект в одно и то же время вызывает несогласованные, противоречивые переживания.

В типичных случаях амбивалентность обусловлена тем, что часто отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

6. Очень часто высшие чувства выступают в конфликт с теми чувствами, которые мы относим к более низким.

Например, чувство чести и чувство долга – с чувством страха.

13.Взаимодействие эмоциональных и познавательных процессов: эмоции и интеллектуально-мнемическая деятельность.

Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции.

Эмоции оказывают избирательное действие на процесс научения, способствуя установлению тех связей, которые каким-то образом соответствуют содержанию испытываемой эмоции.

Известно, что столкновение с неуспехом, или фрустрация, обычно приводит к усилению эмоций агрессивного характера. Эти эмоции, по-видимому, будут более сильными у лиц, характеризующихся высоким уровнем чувства (или установки) враждебности.

Не только научение, но и припоминание зависит в известной степени от эмоциональных процессов. Об этом свидетельствуют результаты, полученные при исследовании влияния эмоций на воспоминания.

Эмоции оказывают влияние на процесс запоминания и влияние положительных и .отрицательных эмоций различно.

Во-первых, положительных воспоминаний больше, чем отрицательных; во-вторых, отрицательный опыт запоминается лучше, чем нейтральный, и, наконец, в-третьих, запоминание зависит от силы эмоции: более сильные эмоции, независимо от их знака, способствуют запоминанию большего числа фактов.

Положительная эмоция, связанная с тем или иным материалом, облегчает его заучивание.

А также содержатся некоторые данные, говорящие о том, что негативный опыт может облегчать научение в большей степени, чем нейтральный.

Отрицательные эмоции оказывают на воспоминания подавляющее действие. Концепции вытеснения.

Люди хуже воспроизводят заучиваемый материал, если перед этим испытали неудачу при выполнении другой мнемической задачи.

Предполагая, что наказание вызывает отрицательную эмоцию (такова главная функция наказания), можно считать, что отрицательная эмоция и является тем, что фактически закрепляет или тормозит ассоциации.

В эксперименте Мак-Гранапа связь между наказанием и действием носила инструментальный характер. Это означает, что появление определенной реакции («цветовой» ассоциации) приводило к отрицательной эмоции, связанной с ударом тока.

Таким образом, когда отрицательная эмоция находится с некоторой реакцией в инструментальной связи, она оказывает на нее подавляющее действие; когда же эта связь носит ассоциативный характер, отрицательная эмоция способствует этой реакции.

14.Виды и функции эмоций

Функции.

Пристрастность – отражает отношение к действительности. Человек все оценивает для себя.

Оценивающая функция.

Предвосхищающая функция. – индивидуальный опыт содержится в индивидуальной эмоциональной памяти

Синтезирующая – обеспечивает единую эмоциональную основу для обобщения.

Сигнальная функция — переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция — стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга,

Виды.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться

15. Проблема распознавания эмоций и культуральной обусловленности выражения эмоций.

Очевидно, что эффективное взаимодействие невозможно без адекватной оценки тех чувств, которые испытывает собеседник. Такая оценка является необходимой обратной связью, регулирующей сам процесс общения. Часто многие конфликты возникают лишь по причине непонимания эмоциональною состояния партнера, не умения понять, а главное «почувствовать» намерения, желания окружающих людей. Понимание человека человеком необходимо для эффективного взаимодействия в процессе игры, общения, учения, труда.

Одной из основ взаимопонимания являются выразительные движения и поведение людей.

Важно отметить, что восприятие партнера невозможно без учета всех невербальных проявлений.

В общении формируется способность к психологическому «прочтению» невербального поведения. Ближайшее социальное окружение одновременно выступает обстоятельствами формирования и реализации способностей личности.

От качества этого общения зависит то, как будет происходить процесс развития ребенка.

16.Теории эмоций в зарубежной психологии

Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса–Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 3 (приложения) основные положения обсуждаемых теорий представлены для сравнения. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

17. Теории эмоций в отечественной психологии

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э = F(П, (Ин-Ис, …)),

где Э — эмоция, ее сила и качество; /7 — величина и специфика актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин— информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

18. Стресс, реакция капитуляции и обученная беспомощность

Стресс (или общий адаптационный синдром) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы. Стресс делится на 3 стадии: Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены), стадия сопротивляемости, стадия истощения. Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс — Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Реакция капитуляции – уход от решения проблемы, бегство, обычно возникает в ответ на повышении нагрузки на человека, связанной с выполнением новых, непривычных видов деятельности (начало самостоятельной жизни, работа за рубежом), возрастанием требований при повышении по службе или даже при незначительных переменах в жизни. У Реакции капитуляции, развившейся остро, тревоге сопутствует чувство угнетенности, беспомощности, неуверенности в себе, страх новизны, опасения не справиться с надвигающимися трудностями, вырастающими по мере их приближения в «неразрешимую», «устрашающую» проблему, грозящую подорвать репутацию и даже основы существования. При этом нарастает тревожное оцепенение – ажитация выражается лишь отдельными пантомимическими движениями (застывший, испуганный взгляд, заламывание рук).

Паническое ожидание краха сопровождается «параличом активности» со сменой тревожных опасений сознанием собственной несостоятельности, потерей инициативы, стремлением устраниться из тягостной ситуации путем отказа от деятельности и контактов.

Обученная беспомощность — Что представляет собой феномен обученной беспомощности? В эксперименте на животных и в исследованиях на людях обученная беспомощность вырабатывается тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Например, животное бьют током, куда бы оно ни бросилось и где бы ни искало спасения. Человек же, которого по этическим соображениям в эксперименте, в отличие от жизни, бить, и особенно током, не полагается, получает невыполнимые задания одно за другим. Каждый раз, когда он не может с ними справиться, он выслушивает упрек в недостаточной старательности или удивление по поводу как бы неожиданно выявленной бестолковости и бездарности. Обучение беспомощности считается успешным, если через некоторое время животное и человек примиряются со своей судьбой, пассивно ей покоряются и не пытаются искать выхода не только из этой, действительно безнадежной ситуации, но также и из любой другой. Когда обученная беспомощность сформирована, животное неспособно найти безопасный уголок в камере, который без труда находит другое животное, не прошедшее обучения. Человек же оказывается не в состоянии справиться с задачами, которые в других условиях решил бы играючи. В том и состоит коварство обученной беспомощности, что она обладает тенденцией к экспансии и распространяется в определенных условиях на те виды деятельности, которые не затрагивались в процессе самого «обучения».

Согласно концепции Селигмана, обученная беспомощность развивается в случае, если человек полагает, что неудачи будут преследовать его не только в этой конкретной ситуации, но и в любой другой, с которой он столкнется, не только сегодня, но и в будущем. А важнейшим условием такой установки на глобальность и стабильность неудач является уверенность человека, что во всех своих неудачах повинен он сам (его бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех, если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или чьей-то помощью. Напротив, устойчивость к обученной беспомощности обусловлена уверенностью, что неудачи случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. Таким образом, достаточно высокая и устойчивая самооценка, самоуважение к себе как личности — важнейший фактор противодействия обученной беспомощности.

19.Тревога и тревожность

Тревога — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги обычно беспредметно, в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

Как и стресс в целом, состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим. Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Человек может испытывать беспокойство, идя по неосвещенной улице ночью или когда он заблудился в чужом городе. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом, задуматься о том, действительно ли нужно выходить на улицу ночью в полном одиночестве. В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин.

20.Фрустрация: экспериментальные исследования и диагностика.

1)Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. (С.Розенцвейг) 2)Фрустрация – сост. человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

3 уровня психологической защиты организма

Клеточный (иммунологический) уровень — психобиологическая защита основана на действии фагоцитов, антител кожи, защита организма от инфекционных воздействий.

Автономный уровень – (немедленной необходимости) защищает организм в целом от общих физических агрессий. В психологическом плане соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом- биологическим изменениям типа «стресса»

Высший кортикальный уровень (защита «я») — защита личности против психологической агрессии.

Первичная фрустрация или лишение (образуется в случае если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность.

Вторичная фрустрация, характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.

Всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна.

Розенцвейг выделяет 3 типа фрустраторов:

Лишения (отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности) – бывают двух типов: внутренние(человек чувствует влечение к женщине, но осознает что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность) и внешние(фрустратор находится вне самого человека – человек голоден, а пищу достать не может).

Потери – внутренние (Самсон, теряющий волосы в которых по легенде заключена его сила) и внешние (смерть близкого человека, потеря жилища).

Конфликт – внешний (человек, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу) и внутренний (человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру).

Один и тот же фрустратор может вызвать у разных людей разную реакцию.

Фрустрация как психическое состояние может быть: 1)типичной для характера человека, 2)нетипичной, но выражающей начало возникновение новых черт характера, 3)эпизодической, переходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия – для человека не уверенного в себе).

Интерпретация или диагностика: Тест на картинки (фрустрационная ситуация, один персонаж говорит о ней, второе место пустое, испытуемый должен вписать свой ответ) К достоинствам методики С.Розенцвейга относится высокая ретестовая надежность, способность поддаваться адаптации на различных этнических популяциях. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели и соответствие их стандартным нормативам группы. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические характеристики поведения: высокая экстрапунитивность в тесте – связано с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью, повышенный показатель интропунитивности – указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта(у больных с астеническим синдромом этот показатель особенно завышен).

21.Понятие потребности и понятие мотива в психологии. Проблема классификации потребностей

В основу определения потребностей целесообразно положить понятия сохранения и развития (совершенствования) субъекта. Научным и обыденным сознанием феномены сохранения и развития воспринимаются как проявления благополучия субъекта, поэтому для обозначения данных процессов и образующих их состояний естественно воспользоваться термином «благо». Этим же термином обозначим те состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (условиями») сохранения и развития субъекта. Обратимое нарушение, т. е. восполнимое отсутствие какого-либо блага X, как раз и можно назвать «потребностью в благе X»: человек при этом действительно часто требует восстановления нарушенной целостности, прерванного процесса развития или же появления условий, обеспечивающих это восстановление. Таким образом, потребность в благе X — это отсутствие этого блага в течение определенного периода времени, а благо X — наоборот, отсутствие потребности в нем. Иными словами, наличие блага уничтожает или уменьшает соответствующую потребность, а наличие потребности — соответствующее благо. Классификация А.Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения).

Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей. В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.

Проблема классификации потребностей: Известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека. Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни. К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

Мотив — это движущие силы поведения человека. Мотивы — это осознанные потребности, вербализованныe, достаточно аргументированные и объяснимые. Мотивы формируются желаниями и неосознанными потребностями, которые зачастую выступают в виде труднообъяснимых влечений.

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность.

Мотив как побуждение — одномодален, понятия мотив и побуждение близки по смыслу, но мотив это не только побуждение, в нем выражается отношение к тому, что человеку предстоит сделать. А отношение является двумодальным, следовательно, мотивационный процесс может сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые сохраняются во время деятельности. Психоаналитическая теория мотивов: Основоположником психоаналитической теории мотивов был Зигмунд Фрейд. Одним из центральных положений в теории З. Фрейда является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты — физические потребности организма индивида. Индивид стремиться снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористической точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения. Но есть и существенные различия. Индивид стремится вернуться в некое исходное состояние, которое было нарушено рождением и последующим развитием, вплоть до небытия. Основными инстинктами по Фрейду являются: инстинкт Либидо (жизни) и Мортис (смерти).

Инстинкт жизни имеет две формы: воспроизведение себе подобных и поддержание жизни индивида. Следует отметить, что энергия жизни играет в теории Фрейда очень значимую роль. Инстинкт смерти является противоположным инстинкту жизни, выражается в мазохизме, самообвинении и самоуничижении.

Гуманистическая теория мотивов: Среди многообразных видов социальной — внешней — деятельности личности, профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса. «Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть. (Гуманистическая теория сформировалась в 50-х годах ХХ века. Психоанализ и гуманистическая доктрина имеют множество общих черт. Философской основой стал экзистенциализм (Кофер С.Н. и М. Эплай) декларирующий самоценность индивида, в противовес стремительно нарастающей с начала ХХ века стандартизации цивилизованного общества, призывающий принимать вещи такими, какие они есть, требовали разрешить индивиду самому выбирать свой путь, отрицали возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представленных гуманистическим направлением, самым непосредственным образом перекликается с положениями экзистенциализма).

22.Теории мотивации в зарубежной психологии

Решение проблемы мотива и мотивации в рамках бихевиоризма: Основой активности индивида, с точки зрения бихевиоризма, является некая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Здесь важно обратить внимание на то, что речь идет не только о физиологических нуждах индивида, которые мало отличаются от потребностей животного по содержанию.

Основой любой активности человека, таким образом можно считать потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении, нормальных температурных условиях. Отсюда следует, что люди делают что-либо только для удовлетворения физических потребностей или снятия напряжения, возникшего с нуждой. Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы в дальнейшем растет, так как получен яркий эффект от произведенного действия и наоборот. В арсенале каждого человека имеется множество различных вариантов поведения: умение говорить, ходить, читать, водить машину, писать стихи. Один из ключевых вопросов бихевиоризма: « как вырабатываются все эти формы поведения?»

Процесс научения, выработки некоторого варианта поведения, выработки некоторого варианта поведения, по мнению бихевиористов, возможен при наличии двух основных условий: наличие потребностей и подкрепления, способного определенную потребность удовлетворить. К примеру, проведем эксперимент над лабораторной крысой: до начала эксперимента крысу не кормили в течение двух дней, голодная крыса мечется по клетке в поисках пищи и случайно нажимает на педаль, после чего срабатывает механизм и крыса получает в клетку кормушку с пищей и водой. На следующий день голодная крыса повторно нажимает на педаль, таким образом, подкрепление действия, основанное на полученном эффекте, происходит снова и снова.

Бихевиористы отмечали, что термин „мотивация” слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул — реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор.

Еще У. Джемс в конце прошлого века выделил несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения.

Во второй половине ХХ века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Р. Кеттелл построил «динамическую решетку устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. егgon — энергия, работа), в которых видел своего рода биологически обусловленные влечения, и «энграммы» природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.

Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения.

23. Изучение мотивационных образований в когнитивной психологии

Ситуативно-когнитивное исследование развития мотивации.

Предполагается, что у человека есть мотивы, но что это такое неизвестно, хотя их можно измерять. Поведение зависит не только от мотивов, но и ситуативных факторов. Систематизация факторов. Факторы от которых зависит сила возникающих побуждений: 1. Фактор времени и расстояния; 2. Фактор силы потребности или мотива; 3. Ожидаемая ценность цели – величина подкрепления (каждая цель с точки зрения потребности, может иметь разное побуждение); 4. Отсроченность подкрепляющего эффекта; 5. Вероятность успеха; 6. Пространственная удаленность; 7. Взвешивание затрат ипользы. Составляющие ситуативного развития мотивации: а) мотивы личности (жизненные цели).

Эта мотивация исходит из плана будущего. Происходит целеобразование (выведение из мотивов конкретных целей); б)полевая мотивация. Всякого рода неожиданности, случайности, слабости,пристрастия. Это не включено в личные планы, а навязано ситуацией. Два источника такой мотивации: внутренняя (проголодался – отложил дела);внешняя (встретил друга); в) возникающие эмоции, неожиданно вмешиваются в наши события. Эмоции могут навязывать образ действия. Фрустрация – состояние при невозможности (неожиданной) достичь цели. Человек вдруг теряется и включается эмоция (агрессия, регрессия, депрессия и т.д.

– активизируются защитные реакции).

Хайдер. Когнитивный баланс.

Если существуют различные возможно-

сти расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов).

Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека).

Фестингер. Обратная когнитивному балансу организация восприни маемого материала называется когнитивным диссонансом. Основной постулат теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие. Виды отношений между элементами: иррелевантные(оба элемента не связаны друг с другом); консонантные (один элемент следует из другого); диссонантные (из одного элемента следует нечто противоположное другому).

Элементы – сведения, убеждения, ценности (знания о себе, о своем поведении, о своем окружении).

Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его. Возможности редуцирования: 1) изменив один или несколько элементов в диссонансных отношениях; 2) добавив новые элементы с уже имеющимися; 3)уменьшить значимость диссонантных отношений. Курение способствует раку легких: 1) бросить курить, стать малокурящим; 2) много курильщиков с отменным здоровьем; 3) курение улучшает самочувствие.

Зайонк выделил характеристики когнитивного диссонанса: А) когнитивный диссонанс является негативным состоянием; Б) в случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий, усиливающих это состояние; В) при наличии согласованности субъект стремится избегать событий порождающих диссонанс; Г) глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит: 1. от значимости соответствующих знаний и 2. От относительного количества знаний. Находящихся друг с другом в отношениях диссонанса; Д) сила тенденций б) и в) является прямой функцией от глубины диссонанса; Е) когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые знания или изменив существующие; Ж) добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса; З) изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается; И) если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при помощи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск информации.

24. Потребность и мотив в теории деятельности

По Леонтьеву

Потребности

      Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее.       Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность- в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются произ- водными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).

Мотивы

      Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть до него донесутся звуки транслируемой музыки и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане-мы называем мотивом деятельности.

25. Мотив достижения. Уровень притязаний.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;

2. надежда на успех;

3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

4. субъективные эталоны достижения.

Уровень притязания — стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей. Термин введён Куртом Левином.

Уровень притязаний может быть заниженным или завышенным, т.е. он не всегда соответствует объективной оценке способностей индивида.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.).

В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области-

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

26.Мотив аффилиации и мотив власти

Аффилиация (англ. affiliation – соединение, связь) — элемент мотивационно–потребностной сферы, которая выражается побуждением к общению, к эмоциональным контактам, к дружбе и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

А. Адлер (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии, в работах конца 1920–х гг. в качестве такой источника развития постулировалось чувство общности, или социальный интерес. В соответствии с этим основные жизненные проблемы индивида объяснялись недостаточностью его социальной адаптации, прежде всего доминированием Я–центрирования в ущерб группа–центрированию. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Человеку с выраженным социальным интересом свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.

Аффилиация проявляется в стремлении любить, заводить дружбу, испытывать привязанность, радоваться другим людям, жить в кругу друзей, сотрудничать с другими, присоединяться к группам. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе, приводящих к возникновению чувство одиночества, беспомощности.

Повышение уровня аффилиации часто наблюдается в ситуации неопределенности и субъективной опасности.

В основе аффилиации лежит эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает — вопреки сознательному контролю — разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

27.Агрессия и агрессивное поведение

Агре́ссия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Термин «агрессия» справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений и заканчивая международными войнами.

Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

  В настоящее время существуют три основных направления в исследовании агрессивного поведения.

     Первое связывается с именами З. Фрейда и К. Лоренца, рассматривающих агрессивность в качестве врожденного инстинкта или влечения, обладающего своей собственной «энергией», которая периодически разряжается в форме разрушительных, агрессивных действий субъекта. Большинство современных исследователей агрессии скептически относятся к данному взгляду на ее природу, но среди этологов и биологов эта точка зрения до сих пор пользуется популярностью. Ими утверждается, что корни человеческой агрессивности носят сугубо биологический, инстинктивный характер.  От животных человека в этом плане отличает лишь «меньшая» сила «моральных запретов», так как от природы он «менее вооружен» (постулат К. Лоренца).

 Страх – единственное, что сильнее человеческой воинственности и не дает людям окончательно уничтожить друг друга. «Так что не стоит обольщаться: человек не изобрел ничего нового, а лишь довел до абсурда заложенные в него природой агрессивные инстинкты» .

      Совершенно очевидно, что при таком понимании природы агрессивного поведения усилия по его профилактике во многом теряют свой смысл. Самым действенным способом является направление «энергии» инстинкта агрессии по социально приемлемым каналам (канализация и сублимация).

      Второе. Фрустрационная теория агрессии (И. Доллард,  Л. Дуб,  Н.Е. Миллер, Х.О. Моурер и др.).

Согласно этой теории, агрессивное поведение – результат фрустрации, возникающей из-за препятствий на пути целенаправленных действий субъекта или невозможности достижения цели. Сторонники этой концепции жестко связывают между собой фрустрацию и агрессию, утверждая, что последняя всегда возникает в результате фрустрации. Не отрицая роли фрустрации в возникновении агрессивном поведении, критики данной теории подвергают сомнению однозначность связи между фрустрацией и агрессией. В частности Х. Хекхаузен указывает на неправомочность данного постулата в отношении инструментальной агрессии (Под ней понимается агрессивное поведение, выступающее в качестве средства достижения целей и мотивов неагрессивного содержания. Например, шантаж ).

Это замечание справедливо, если мы признаем самостоятельное существование инструментальной агрессии, что, как было отмечено выше, остается спорным. …

      Третье. Это направление представлено теориями социального научения. Центральное место в них занимает принцип научения через наблюдение, по образцу, модели (А. Бандура).

Для возникновения агрессивного поведения необходимо наличие  побуждающего фактора (например, гнева) и т.н. «пусковых раздражителей», опосредовано или непосредственно связанных с побуждающим фактором. Сам побуждающий фактор в отдельности, по мнению А. Бандуры, не является ни достаточным, ни необходимым условием АП и может вызвать его лишь при условии, что последствия агрессии привлекательны для субъекта. Привлекательность является функцией предыдущих подкреплений и самоподкреплений агрессивного поведения.  При несоблюдении данного условия тот же гнев может привести и к другим формам поведения, не носящим агрессивного характера, но которые более привлекательны в данной ситуации. …

      Рассмотрение различных концепций агрессивного поведения позволяет сделать вывод, что при всех нюансах, отличающих их друг от друга, существенно общим является прямое или косвенное признание роли враждебности в качестве мотивационной основы агрессивного поведения.

28. Волевая регуляция

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации.

Волевое усилие — это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

• Изменение смысла деятельности обычно происходит:

o 1) путем переоценки значимости мотива;

o 2) через изменение роли, позиции человека (вместо подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отчаявшегося отчаянным);

o 3) с помощью переформулировки и реализации смысла в области фантазии, воображения.

Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превращение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям.

Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются — целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость — способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность — умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность — способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.