1.Диагностика мотивационной структуры личности

мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Под мотивацией понимаютсяпобуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Поскольку мотивация изменчива и динамична, мотивационную структуру личности можно определять на разных этапах становления или развития профессионала: на этапе выбора профессия или специальности, в процессе работы по избранной специальности, при переходе с одной работы на другую и т.п.

Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Позволяя выявить личностные свойства, диагностика мотивационной структуры личностипредставляется самостоятельным профессиональным средством тестирования. Условное деление представленных тестовых средств на многосторонние и узко-специальные, даёт возможность реализовать запросы высшей достоверности. В то время как, при организации углубленной психоконсультации и узкого практикума наиболее часто, применяется специальная диагностика мотивационной структуры личности . К подобному классу можно отнести, прежде всего, опросники: Леонгарда-Шмишека, Д.Голанда, М.Рокича-С.Швартца, ДMО Тимоти Лери, KOT и т.д. Ориентировка на диагностику обеими категориями определенно расширяет возможности, а это в действительности актуальнее всего.

Назначение.Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Метод измере ния мотивацио н ной струк т уры личн ости. Методика представляет собой опросный сбор диагностических симптомов по задан ным мотивацио нным свойствам и состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж,з).

Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них — то есть не выбрать один из пунктов, а оценить каждый — по 5-балльной системе: (++)- ДА, полностью согласен, (+) — ПОЖАЛУЙ, ДА, согласен в целом, (=) — КОГДА КАК, согласен в некоторой степени, (?) — НЕ ЗНАЮ, не задумывался над этим, (-) — НЕТ, не согласен,

3 стр., 1047 слов

Системный подход к диагностике адаптивных способностей личности методика Механизмы психологическ

Системный подход к диагностике адаптивных способностей личности методика "Механизмы психологической защиты" (LSI) Мирошник Е. В., психолог, заместитель Генерального директора по кадрам Информационно-технического центра «Эффект-информ» Когда речь идет об оценке уровня психической адаптации и развитии сотрудника, обобщения при наличии малого количества диагностических параметров опасны. Основной ...

Таким образом, испытуемый должен дать в общей сложности 112 ответов.

Суммарные диагностические оценки относятся к семи собствен но мотивацион- ным шкалам и двум шкалам эмоционального поведения — «Э» — эмоциональные предпочтения и «Ф» — фрустрационное поведение. Включение эмоционального профиля в об щий мотивацио нный проф иль личн ости диктуется в научном плане общностью мотивации и эмоциональности, и в практическом — существенной ди агностической информативностью.

Кроме того, для полн оты диагнос тики об щей мотивацио нной сф еры личнос ти каждая из с еми мотивацио нных шкал подразделяется на 4 подшкалы: «Ож» — общежитейская, то есть относящаяся ко всей сфере жизнедетельности, «Рб» — рабочая (учебная) — относится к сугубо рабочей или учебной сфере,»Им» — «идеальное» состояние мотива, то есть уровень собственно побуждения, устремления, «Рм» — «реальное» состояние — то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а также то, сколько им дл я э того затрачивается усилий.

1.2 Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере о.Ф.Потемкиной

ОПИСАНИЕ

Методика Потемкиной Ольги Федоровны «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» состоит из 80 вопросов.

Цель: для выявления степени выраженности социально-психологических установок.

Методика состоит из 80 вопросов, они направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на:

«альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» (40 вопросов),

«свобода — власть», «труд — деньги» (40 вопросов).

8 стр., 3894 слов

Понятие и история развития социально-психологического тренинга как сферы деятельности и научно-практического метода

Понятие и история развития социально-психологического тренинга как сферы деятельности и научно-практического метода Содержание 1. Понятие социально-психологического тренинга 2. Развитие социально-психологического тренинга как совокупности активных групповых методов психологического воздействия 2.1 Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие 2.2 Развитие активных групповых методов в ...

Опросник состоит из двух субтестов:

1. методика выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»;

2. методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу-власть», «труд-деньги».

Прохождение эффективного всестороннего тестирования трудно реализуемо без диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере такой, как методы: ММPI2, FPI и MBTI Майерс-Бриггс. Этой диагностикой социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере правильно воспользоваться при выполнении обыкновенного тестирования или мнгновенной характеристики клиента.

Но при организации контрольной психоконсультации или корректирующего собеседования наиболее часто, приобретается тонко-ориентированная диагностика.

Инструкция

Нужно ответить на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе. За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл, балы сумируются. Максимальное значение — 10 баллов.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически.

Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Далее следует эти точки соединить. В результате получится профиль (в виде лепестковой диаграммы, или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок.

Пример вопросов:

Вопрос ДА НЕТ

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

1.3 Уровень субъективного контроля » (уск)

Экспертная оценка:

За основу авторами была взята «Шкала интернальности-экстернальностии» (Rotter Internal-External Control Scale,), разработаная в 1966 г. американским психологом Дж.Роттером Опросник уровня субъективного контроля (УСК) был создан авторами в 1984г

15 стр., 7050 слов

Психологические механизмы развития мотивации человека

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………3 1.Психологические механизмы развития мотивации человека……………………………………………………………………….6 1.1.Понятие потребности, мотива и мотивации ………………………...6 1.1.1.Индивидуальные особенности мотивации………………………...10 1.2.Мотивация как процесс. Стадии мотивационного процесса……...13 1.3.Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами ...

Области применения:

Применение при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации:экстернальный (внешний локус) иинтернальный(внутренний локус).

Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей).

Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

8 стр., 3731 слов

Психофизиология мотивации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова Контрольная работа по психофизиологии на тему: «Психофизиология мотивации» Выполнила: студентка 2 курса УлГПУ группа ППО-11 Митина Анастасия г. Ульяновск 2011г. Психофизиология мотивации. Термин "мотивация" буквально ...

Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак «+» (можно это сделать на отдельном листе бумаги).

Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак «-«. Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Обработку заполненных ответовследует проводить по ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам

Общее описание:

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) состоит из 44 пунктов. В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности (половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК);

2) по эмоциональному знаку (равное количество пунктов опросника описывает эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации);

3) по направлению атрибуций (равное количество пунктов сформулировано от первого и от третьего лица).

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале.

Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразовываются в стандартную систему единиц – стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля .

На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме. Отклонения вверх по отдельным шкалам свидетельствуют об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонения вниз- об экстернальном типе контроля. Таким образом, оценивается как общий тип контроля, так и соотнеошение показателей по отдельны шкалам между собой. Показатели ретестовой надежности и валидности положительны

1.4 Уровень мотивации

Мотивация достижения— стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

11 стр., 5290 слов

Феномен мотивации человека

... МГУ, 2012. - 166 с. .Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: ИП РАН, 2013. - 144 с. . ... (то есть знания и представления) человека. То, что человек думает о причинах успехов и неудач, о роли способностей и усилий ... деятельностях (учебной, профессиональной), с помощью тестов интеллекта приходит к выводу, что уровень мотивации является лучшим предиктором успеха, чем интеллект. ...

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. И это неслучайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации , ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Тест Стремление к успеху

Успех – результат стараний и удачи. – Навязчивое стремление к успеху приводит к чувству опустошенности, внутреннему напряжению и неуверенности в себе. – Три патологические формы навязчивого стремления к успеху : мания успеха, страх неудачи, блокирующий сверхконтроль. – Эмоциональное эхо

Тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения

Отдельные виды мотивации, особенно важны для профессиональной деятельности любого руководителя (предпринимателя, менеджера).

Эти виды мотивации указывают на то, из каких побуждений исходит человек, выбирая возможные варианты своих действий: из стремления к успеху или из возможности избежать неудач, из желания рискнуть и победить или из надежды избежать риска. Опросы успешных менеджеров показывают, что, как правило, они стремятся к успеху больше, чем стараются избежать неудач, и обладают умеренным стремлением к риску. Поскольку эти мотивации в значительной степени бессознательны, результаты самодиагностики могут оказаться весьма неожиданными. Вам предлагаются 32 вопроса. На каждый из них вы должны дать один из 7 ответов

Тест «Мотивация к избеганию неудач «

Тест предложен Т. Элесом (или Т.Элерсом), позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач , страха перед несчастьем

6 стр., 2891 слов

Диагностика мотивации личности к успеху

Введение Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в её состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, ...

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой. В каждой строке нужно выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и отметить его.

Готовность к риску

Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Человек привык сталкиваться с риском в жизни ежедневно, и не замечает его, т. к. автоматически, на уровне подсознания оценивает его вероятность и потенциальную угрозу.

Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциальна числу допущенных ошибок.

Чаще всего с возрастом готовность к риску падает, у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных. По половому признаку у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. В случае назревания внутреннего конфликта растет готовность человека к риску . В коллективе готовность к риску у человека может проявиться сильней, чем, если бы он был один, эта готовность зависит от того, что от человека ожидают.

Готовность к риску связана с такими свойствами человека: импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, зависит от пола (мужчины более рискованны).

Методика диагностики степени готовности к риску А.М.Шуберта

Назначение и содержание: Методика позволяет оценить особенности поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил. Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в условиях, связанных с риском . может быть использована с целью прогнозирования деятельности управляющего, работников военных ведомств, служб чрезвычайных происшествий и т.п.

Тест состоит из 25 вопросов, на каждый из которых предлагается дать один из пяти предлагаемых вариантов ответов: от полного согласия до уверенного «нет». Результат анкетирования определяется согласно набранным баллам, на основании которых выносится заключение о склонности человека к рискованному поведению. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Общее время обследования — около 7 минут.