«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

для студентов заочной формы обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

Екатеринбург 2013

Задания и методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для студентов заочной формы обучения направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология образования». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2013. 14 с.

Составитель доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Турова Т.Ф.

Одобрены на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от 31 января 2013 г. № 6.

Заведующая кафедрой С.Г. Махнева

Рекомендованы к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 11 февраля 2013 г. № 6.

Председатель методической

комиссии СоИн РГППУ С.П. Миронова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

... родившегося в срок, начинает­ся уже через несколько дней после рождения. Скорость образования условных рефлексов с возрастом быстро возрастает. Если в месячном возрасте для ... механизмы поведения человека — результат совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Человек может произвольно за­тормаживать свои безусловные реакции, сдерживать многие про ...

© Турова Т.Ф.

Введение

Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачёту (экзамену) студентов заочного отделения всех специальностей.

Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой курса «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем».

Задания для контрольной работы содержат два вопроса: один из раздела «Физиология высшей нервной деятельности», другой — из раздела «Физиология сенсорных систем». Студент получает вариант, номер которого соответствует двум последним цифрам номера зачётной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат происходит от латинского слова referre (докладывать, сообщать).

Он представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, доклада на определённую тему, освещающее её на основе обзора литературных и других источников. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком, но достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, использовать дополнительные источники, в том числе научные периодические издания. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. В качестве основной и дополнительной литературы используются источники, изданные в течение последних пяти лет, а периодические издания берутся за последние 6 – 12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3 – 4 источников. Недопустимо использование в реферате в качестве основного, а тем более единственного источника, учебного пособия по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Рекомендуемая литература представлена в библиографическом списке учебного пособия.

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по следующей схеме:

1. План реферата с указанием страниц в тексте.

2. Введение (содержит обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи реферата).

3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема реферата).

4. Основная часть, раскрывающая содержание темы (содержит обоснование физиологических явлений, анализ путей и способов решения вопросов, поставленных во введении).

5. Заключение, представляющее собой краткие выводы по изложенному материалу.

6. Список литературы, составленный по общепринятым правилам описания источника (Ф.И.О. автора, год издания, издательство, количество страниц).

Контрольная работа выполняется на формате А4..

Объём работы (оба вопроса) в пределах 6 – 8 страниц машинописного текста.

Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачётной книжки:

Номер варианта контрольной работы

Номер варианта

Две последние цифры номера зачетной книжки

1

01, 21, 41, 61, 81

2

02, 22, 42, 62, 82

3

03, 23, 43, 63, 83

4

04, 24, 44, 64, 84

5

05, 25, 45, 65, 85

6

06, 26, 46, 66, 86

7

07, 27, 47, 67, 87

8

08, 28, 48, 68, 88

9

09, 29, 49, 69, 89

10

10, 30, 50, 70, 90

11

11, 31, 51, 71 ,91

12

12, 32, 52, 72, 92

13

13, 33, 53, 73, 93

14

14, 34, 54, 74, 94

15

15, 35, 55, 75, 95

16

16, 36, 56, 76, 96

17

17, 37, 57, 77, 97

18

18, 38, 58, 78, 98

19

19, 39, 59, 79, 99

20

20, 40, 60, 80, 00

Задания к контрольной работе

Вариант 1

  1. Теория функциональной системы П.К. Анохина, роль функциональной системы в организации целенаправленного поведения.
  2. Физиология обонятельной сенсорной системы.

Вариант 2

  1. Физиология безусловных рефлексов: классификация, биологическое значение.
  2. Двигательный анализатор. Проприорецепторы, их значение и функции.

Вариант 3

  1. Приобретение формы поведения. Динамический стереотип.
  2. Физиология вкусовой сенсорной системы.

Вариант 4

  1. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Отличие ВНД человека от ВНД животного.
  2. Проводящие пути и нервные центры зрительной сенсорной системы.

Вариант 5

  1. Потребности и мотивация, их роль в формировании целенаправленного поведения.
  2. Физиология рецепторов, их классификации, функции, механизмы деятельности.

Вариант 6

  1. Теории образования временной связи условного рефлекса.
  2. Физиология кожной чувствительности.

Вариант 7

  1. Внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов: характеристика, разновидности и биологическое значение.
  2. Строение и функции вестибулярного аппарата.

Вариант 8

  1. Физиология эмоций: характерные черты, классификации, биологическое значение.
  2. Принципы кодирования сенсорной информации в рецепторах.

Вариант 9

  1. Сигнальные системы действительности.
  2. Кора больших полушарий, её роль в анализе сенсорной информации.

Вариант 10

  1. Взаимодействие различных видов торможения условных рефлексов: растормаживание и суммация торможения.
  2. Проводящие пути и центральные структуры слуховой сенсорной системы. Механизм восприятия звуков. Теория резонанса.

Вариант 11

  1. Физиологические механизмы памяти.
  2. Биологические процессы в первично чувствующих и вторично чувствующих рецепторах.

Вариант 12

  1. Психофизиология внимания.
  2. Проводящие пути и центральные отделы проприоцептивной сенсорной системы.

Вариант 13

1. Временная организация памяти. Теории долговременной памяти.

2. Строение и функции рецепторной системы глаза. Электрические процессы в фоторецепторах.

Вариант 14

  1. Физиология условных рефлексов: условия образования, биологическое значение.
  2. Строение и функции рецепторной системы органа слуха. Биоэлектрические процессы в улитке.

Вариант 15

  1. Врождённые формы поведения – инстинкты.
  2. Физиология висцеральной сенсорной системы. Классификация интерорецепторов.

Вариант 16.

  1. Теории эмоций, достоинства и недостатки различных теорий.
  2. Строение и функции оптической системы глаза. Аномалии зрительного восприятия.

Вариант 17

  1. Классификации условных рефлексов. Значение различных видов условных рефлексов в целенаправленной деятельности человека и животных.
  2. Принципы организации сенсорных систем.

Вариант 18

  1. Принцип доминанты Ухтомского, значение доминанты в организации целенаправленного поведения.

2. Строение и функции периферического отдела слуховой сенсорной системы.

Вариант 19

  1. Типы высшей нервной деятельности (темперамент).

    Физиологическое обоснование типологических различий в поведении.

2. Физиология болевой чувствительности.

Вариант 20

1. Внутреннее (условное) торможение условных рефлексов: характеристика, разновидности, биологическое значение.

2. Адаптация рецепторов, её сущность и биологическое значение

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»

1. Дайте определение высшей нервной деятельности, обоснуйте ее значение в приспособительной деятельности человека и животных.

2. Определите значение работ И.М. Сеченова в формировании рефлекторной теории.

3. Назовите основные предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

4. Охарактеризуйте основные принципы, лежащие в основе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

5. Дайте определение понятия «функциональная система», обоснуйте ее значение в осуществлении целенаправленного поведенческого акта.

6. Рассмотрите стадии функциональной системы: афферентного синтеза, принятия решения, программы действия, эфферентного синтеза.

7. Какую роль в функциональной системе играет акцептор результата действия?

8. Что является главным системообразующим фактором в формировании функциональной системы?

9. Обоснуйте значение потребностей в целенаправленной деятельности человека.

10. Рассмотрите разные виды потребностей, определите их значение в жизнедеятельности человека и животных.

11. Изучите связь потребности и мотивации, проследите механизм перерастания биологической потребности в мотивацию и далее в поведенческий акт.

12. Охарактеризуйте соматические и вегетативные изменения в организме, сопровождающие возникновение мотивации.

13. Обоснуйте отличия эмоций от общих ощущений, аффектов, предметных чувств.

14. Определите функции эмоций, их роль в целенаправленном поведении, процессах обучения и накопления опыта.

15. Рассмотрите физиологическое выражение и содержание структурных компонентов эмоций.

16. Проанализируйте различные теории эмоций, их достоинства и недостатки

17. Опишите возникновение эмоций с позиции информационной теории П.В. Симонова.

18. Назовите основные нервные субстраты эмоций. Дайте объяснение эмоциональной асимметрии мозга.

19. Рассмотрите классификации эмоций. Охарактеризуйте теорию дифференциальных эмоций.

20. Дайте характеристику безусловных рефлексов. Опишите различные виды безусловных рефлексов.

21. Дайте определение понятия «инстинкт». Охарактеризуйте критерии инстинктивного действия.

22. Рассмотрите стадии осуществления инстинкта.

23. Назовите характерные черты инстинктов. В чем заключаются принципиальные ограничения инстинктивного поведения?

24. Обоснуйте значение безусловных рефлексов и инстинктов в приспособительном поведении человека.

25. Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

26. Перечислите условия, необходимые для выработки условных рефлексов.

27. В чем заключаются различия в представлениях И.П. Павлова и П.К. Анохина о механизме образования временной связи условного рефлекса?

28. Каковы стадии образования условного рефлекса?

29. Дайте определение понятия «доминанта», перечислите характерные черты доминантного очага. Проследите взаимосвязь доминанты и условного рефлекса.

30. Рассмотрите различные классификации условных рефлексов.

31. Охарактеризуйте торможение условных рефлексов. Приведите примеры различных видов внешнего и внутреннего торможения из собственной жизненной практики, обоснуйте их физиологическое значение.

32. Дайте определение понятия «динамический стереотип», рассмотрите его характерные черты и значение в целенаправленном поведении.

33. Дайте определение понятию «тип высшей нервной деятельности»

34 .Какие свойства нервной системы и их сочетания были положены И.П. Павловым в основу классификации типов высшей нервной деятельности?

35. Как соотносятся типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову и типы темперамента по Гиппократу?

36. Охарактеризуйте сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темпераменты.

37. В чем проявляются сходство и отличие высшей нервной деятельности человека и высшей нервной деятельности животных?

38. Проанализируйте содержание понятий «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система».

39. Дайте сравнительную характеристику первой и второй сигнальных систем.

40. Опишите свойства второй сигнальной системы, обоснуйте ее значение в осуществлении высших функций человека.

41. Рассмотрите динамическое соотношение сигнальных систем в различных типах высшей нервной деятельности человека.

42. Чем отличается ориентировочный рефлекс от других безусловных рефлексов?

43. Какие вегетативные изменения в организме вызывает ориентировочный рефлекс?

44. Назовите стадии развития ориентировочного рефлекса.

45. Дайте определение понятия «внимание».

46. Каковы нейрофизиологические основы внимания?

47. Дайте сравнительную характеристику ориентировочного рефлекса и внимания.

48. Дайте определение понятия «энграмма», рассмотрите физиологический субстрат энграмм.

49. Какие компоненты включают в себя механизмы памяти? Опишите характерные черты каждого компонента.

50. Рассмотрите временную организацию памяти.

51. Какой физиологический процесс лежит в основе кратковременной памяти?

52. Дайте определение понятия «консолидация». Какие факторы способствуют более эффективному переходу информации из кратковременной памяти в долговременную?

53. Объясните сущность различных теорий долговременной памяти.

54. Охарактеризуйте различные виды памяти.

55. Дайте определение понятия «научение». Обоснуйте связь научения и памяти.

56. Охарактеризуйте различные уровни научения.

57. Рассмотрите виды научения, выделяемые по критерию активности человека в ходе научения.

58. Что составляет задачи и предмет сенсорной физиологии?

59. Проанализируйте понятия «сенсорная система» и «анализатор», найдите отличия в этих понятиях.

60. Рассмотрите принципы организации сенсорных систем.

61. Какие этапы можно выделить в процессе переработки сенсорной информации?

62. Каким образом в рецепторных структурах кодируется модальность, интенсивность сенсорного стимула, его временные и пространственные характеристики?

63. Дайте определение понятия «рецепторы», назовите функции рецепторов.

64. Рассмотрите различные классификации рецепторов.

65. Каков механизм возбуждения первично и вторично чувствующих рецепторов?

66. Назовите характерные особенности рецепторных элементов сенсорных систем.

67. Какова роль таламуса в осуществлении сенсорных функций?

68. Охарактеризуйте проекционные и ассоциативные зоны коры головного мозга, определите их функции в процессах переработки сенсорной информации.

69. Что обозначает понятие «топическое представительство»; в каких зонах коры больших полушарий оно выражено?

70. Физиология зрительной сенсорной системы. Строение органа зрения.

71. Особенности строения сетчатки. Фоторецепция.

72. Физиология путей и центров зрительной системы.

73. Цветовое зрение.

74. Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха.

75. Механизм восприятия звука.

76. Проводящие пути и центральные отделы слуховой системы.

77. Физиология вестибулярной сенсорной системы. Строение вестибулярного аппарата.

78. Проводящие пути и центры вестибулярного анализатора.

79. Физиология кожного анализатора. Виды кожной чувствительности. Классификация кожных рецепторов.

80. Проводниковый и центральный отделы системы кожной чувствительности.

81. Проприоцептивная сенсорная система. Классификация проприорецепторов.

82. Проводящие пути и нервные центры проприоцептивной системы.

83. Вкусовая сенсорная система. Строение органа вкуса. Механизмы вкусовой рецепции.

84. Проводниковый и центральный отделы вкусовой системы.

85. Обонятельная сенсорная система. Строение органа обоняния.

86. Физиология и биохимия обонятельных рецепторов.

87.Центральные отделы обонятельной системы.

88. Интероцептивная (висцеральная) сенсорная система. Виды интерорецепторов.

89. Проводящие пути и центральные отделы висцеральной системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Альтман Я. А. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: учебник для вузов [Гриф УМО]. В 2 т. Т. 1: Физиология сенсорных систем / Я. А. Альтман [и др.]; под ред. Я. А. Альтмана, Г. А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 287 с.

2. Андреева Н. Г. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: учебник для вузов [Гриф УМО]. В 2 т. Т. 2: Физиология высшей нервной деятельности / Н. Г. Андреева [и др.]; под ред. Я. А. Альтмана, Г. А. Куликова, В. О. Самойлова. – М.: Академия, 2009. – 216 с.

Дополнительная литература:

1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: ИНФРА-М., 2001. – 427 с.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш.шк., 1991. – 260 с.

3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб.: Питер, 2008. – 316 с.

Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Л.: Наука, 1971. – 118 с.

4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высш. шк., 1979. – 312 с.

5. Воронин Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 299 с.

6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Учебная литература, 2003. – 425 с.

7. Коган А.В. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Высш. шк., 1988. – 368 с.

8. Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

9. Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Основы сенсорной физиологии: Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1994. – 233 с.

10. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М.: Флинта, 2001. – 400 с.

11. Милнер П. Физиологическая психология. – М.: Мир, 1973. – 256 с.

12. Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова. М.: Высш.шк., 1980. –560 с.

13. Россолимо Т. Е., Москвина-Тарханова И. А., Рыбалов Л. Б. Физиология высшей нервной деятельности. Хрестоматия. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009. – 336 с.

14. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. – 400 с.

15. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Академия, 2009. – 304 с.

16. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2009. – 464 с.

17. Физиология сенсорных систем / Под ред. Я.А. Альтмана. СПб.: Паритет, 2003. – 352 с.

18. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. М.: Медицина, 1985. – 544 с.

19. Физиология человека. В 2 томах. /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф.Коротько. М.: Медицина, 1998. – 448 с.

20. Шостак В.И., Лытаев С.А. Физиология психической деятельности человека. СПб.: Деан, 1999. – 128 с.

21. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: Академия, 2003. – 464 с.

22. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для вузов [Гриф УМО] / В. В. Шульговский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 527 с.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

Подписано в печать Формат 60 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. — изд. л. Тираж экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

14