Владивостокский Государственный Университет Экономики иСервиса
Кафедра офисного
и культурного
сервиса
Конспект
(А.А. Ивин«Теория аргументации»)
Выполнила
:
студентка
группы
ДВ-00-02
ВронскаяТ.А.
Проверила
:
МетляеваТ.В.
Владивосток2003г.
§ 1. Что такое аргументация
Аргументация как деятельность.
Аргументация — этоприведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны(аудитории).
Довод, или аргумент,представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Доводпредназначается для поддержки тезиса аргументации — утверждения, котороеаргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составнойчастью ее убеждений.
Теория аргументацииисследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевоговоздействия.
Теория аргументациианализирует и объясняет скрытые механизмы «незаметного искусства» речевоговоздействия в рамках самых разных коммуникативных систем — от научныхдоказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговойрекламы.
Аргументация представляетсобой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных дляоправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь кразуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.
Таким образом, дляаргументации характерны следующие черты;
• аргументация всегдавыражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теорияаргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы,которые стоят за ними;
• аргументация являетсяцеленаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление илиослабление чьих-то убеждений;
• аргументация — этосоциальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека илидругих людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны наприводимые доводы;
• аргументация предполагаетразумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешиватьаргументы, принимать их или оспаривать2.
Убеждение как предмет теории аргументации.
Теорияаргументации изучает те многообразные дискурсивные (рассудочные) приемы, которыепозволяют усиливать или изменять убеждения аудитории.
Теория драм1
В драме доминирует драматизм – свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленными или под угрозой. Драма, как правило, построена на едином внешнем (или внутреннем) действии с его перипетиями, связанным с прямым или внутренним противоборством героев. Универсальной основой композиции драмыявляется ее членение на сценические ...
Убеждение
— одна из центральных категорий человеческой жизни идеятельности, и в то же время это сложная, противоречивая, с трудом поддающаясяанализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваныпостроить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверныежертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. Большую группу людей можноубедить в том, чтокаждый из них бессмертен, и они с радостью примутколлективное самосожжение.
Убеждение изучается многиминауками: психологией, логикой, лингвистикой, философией, риторикой, теорией социальнойкоммуникации и др. Особое место среди них занимает теория аргументации,систематизирующая и обобщающая то, что говорят об убеждении другие дисциплины.Эта теория отвечает на такие вопросы, как: способы обоснования и опроверженияубеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы,своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности — от естественныхи гуманитарных наук и до идеологии, пропаганды и искусства.
Аргументы могут приводитьсяне только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержкузаведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументировано отстаиваться могутне только добро и справедливость но и то, что кажется или впоследствии окажетсязлом.
Основания принятиявысказываний могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, посколькукажутся верными описаниями реального положения дел, другие принимаются вкачестве полезных советов, третьи — в качестве эффективных оценок или норм ит.д. Невозможно создать полный перечень оснований принятия высказываний или ихгрупп. Существуют определенные приемы,позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одниутверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов —ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, наопределенные методологические соображения, на оправдавшую себя временемтрадицию, на особо проницательную интуицию или искреннюю веру, на здравыйсмысл или на вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д.
Из истории теории аргументации.
Теория аргументации началапостепенно складываться еще в древности, в период, названный К. Ясперсомосевым временем (VII—II вв. до н.э.), когда почти одновременно в Китае, Индии ина Западе наметился прорыв мифологического миросозерцания, переход от мифа клогосу. Не удовлетворенный объяснением мира в форме мифа, человек все большеапеллирует к своему разуму. Начинает формироваться наука логика, изучающаязаконы и операции правильного мышления, а вместе с нею и теория аргументации.У истоков последней в Древней Греции стояли Сократ, Горгий, Платон и др.,развивавшие ее проблемы в рамках теории ораторского искусства, или риторики.
Теория детского мышления Пиаже
... себя только лишь рассмотрением фактов». §1. Теория детского мышления Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. ... следующей стадии). 2.1 Сенсомоторный период Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые ... внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является ...
Сейчас можно говорить остановлении новой теории аргументации, складывающейся на стыке целого ряда науки учитывающей в полной мере достижения современной логики, методологии научногопознания, философии науки, философской герменевтики, социальной психологии,лингвистики и др.
В формировании главных идейновой теории аргументации важную роль сыграли работы X. Перельмана, Г.Джонстона, Ф. Ван Еемерена, Р. Гроотендорста и др.
В теории аргументацииаргументация исследуется в трех взаимосвязанных аспектах: влогико-эпистемологическом, в социальном и, наконец, в историческом.,
Анализ аргументации спервой, логико-эпистемологической точки зрения включает три основныхнаправления:
Описание способовобоснования и рационализации описательных и оценочных утверждений. В числоданных способов включаются не только такие традиционные общезначимые приемы,как, скажем, дедуктивный вывод и индуктивное подтверждение следствий, но иконтекстуальные способы обоснования, подобные ссылкам на интуицию итрадицию.
• Анализ зависимостиаргументации от той проблемной ситуации, в общих рамках которой она протекает.
• Выявление тех особенностейаргументации, которые связаны с приложением ее в разных областях мышления.Существуют три такие области и, соответственно, три основные разновидности аргументации:теоретическая, практическая и художественная аргументации. Теоретическаяаргументация, в свою очередь, распадается на естественнонаучную исоциально-гуманитарную, практическая — на идеологическую и утопическую.
Анализ аргументации какчеловеческой деятельности, имеющей социальный характер, предполагаетисследование тех аудиторий, в которых разворачивается аргументация. Самаяузкая аудитория включает только того, кто выдвигает определенное положение илимнение, и тех, чьи убеждения он стремится укрепить или изменить. Узкой аудиториеймогут быть, например, два спорящих человека или ученый, выдвигающий новуюконцепцию, и научное сообщество, призванное её оценить. Более широкойаудиторией в этих случаях будут все те, кто присутствует при споре, или все те,кто вовлечен в обсуждение новой научной концепции, включая и неспециалистов,завербованных на какую-то сторону благодаря пропаганде. Изучение социальногоизмерения аргументации предполагает также анализ зависимости манерыаргументации от общих характеристик того конкретного целостного общества илисообщества, в рамках которого она протекает.
Изучение историческогоизмерения аргументации включает три временных среза:
• Учет того историческиконкретного промежутка времени, в который имеет место аргументация и которыйоставляет на ней свой след.
• Исследование стилямышления исторической эпохи и тех особенностей ее культуры, которые налагаютнеизгладимый отпечаток на всякую аргументацию, относящуюся к данной эпохе.Такое исследование позволяет выделить пять принципиально разных, сменявшихдруг друга типов, или стилей, аргументации: архаическую аргументацию,аргументацию древнего общества, средневековую аргументацию, «классическую»аргументацию Нового времени и современную аргументацию.
Сравнительная характеристика методов аргументации в журналистских ...
... составляющие. То утверждение, которое обосновывается, называется тезисом аргументации. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами, или основаниями. Логическую структуру аргументации, т.е. способ логического обоснования тезиса посредством аргументов, называют формой аргументации или демонстрацией». ...
•
Анализ тех изменений, которые претерпевает аргументацияна протяжении всей человеческой истории. Именно в этом контексте становитсявозможным сопоставление стилей аргументации разных исторических эпох ипостановка вопроса о сравнимости этих стилей, возможном превосходстве одних изних над другими, о реальности исторического прогресса в сфере аргументации.
§ 2.Требование обоснованности знания
Из истории принципа достаточного основания.
Наиболееважным компонентом аргументации, является умение рассуждать обоснованно,подкреплять выдвигаемые положения убедительными аргументами. Обоснованностьзнания — одно из наиболее важных требований, предъявляемых к теоретическомумышлению.
Важное значение принципу достаточного основанияпридавал немецкий философ Г.Лейбниц(1646—1716), которого иногда называют дажепервым исследователем данного принципа. По мысли Лейбница, все существующееимеет достаточные основания для своего существования. В силу этого ни одноявление не может считаться действительным и ни одно утверждение истинным илисправедливым без указания его основания’. Если в основе всех необходимых истинлежит логический закон противоречия, считал Лейбниц, предпосылкой всехфактических и случайных истин выступает принцип достаточного основания.
§ 3. Абсолютное исравнительное обоснование
Структураабсолютного и сравнительного обоснования. В самом общем смысле обосноватьнекоторое утверждение — значит привести те убедительные или достаточныеоснования, в силу которых оно должно быть принято.
Обоснование теоретических положений — как правило,сложней процесс, не сводимый к построению отдельного умозаключения илипроведению одноактной эмпирической, опытной проверки. Обоснование обычновключает серию процедур, касающихся не только самого рассматриваемогоположения, но и той системы утверждений, той теории, составным элементомкоторой оно является. Существенную роль в механизме обоснования играютдедуктивные умозаключения, хотя лишь в редких случаях процесс обоснованияудается свести к умозаключению или цепочке умозаключений.
Все многообразные способы обоснования,обеспечивающие в конечном счете достаточные основания для принятияутверждения, делятся на абсолютные и сравнительные.
Абсолютное обоснование — это приведение убедительныхдоводов, в силу которых обосновываемое положение должно быть принято. Это обоснованиеотносится к отдельному утверждению и представляет собой совокупность доводов вего поддержку.
Сравнительное обоснование — это система убедительныхдоводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное,противопоставляемое ему положение. Оно касается пары связанных между собойутверждений и является системой доводов в поддержку того, что должно бытьпринято одно из утверждений, а не другое.
Основанием обоснования называют совокупностьдоводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения.
Различие между абсолютным и сравнительнымобоснованиями является принципиальным. В первом случае обоснованность приписываетсяотдельному утверждению и выступает как его свойство:
«Обоснованно А» или «А является обоснованным».
При сравнительном обосновании обоснованностьоказывается отношением между утверждениями:
Об основаниях и показателях оценки личностных достижений школьников ...
... подхода с экспертами были высказаны некоторые замечания, связанные с теоретическим обоснованием разработанной модели оценки. В частности, отмечалось, что разные представления о социализации, опирающиеся на ... они не противоречат друг другу, не могут рассматриваться (без достаточного теоретического обоснования этой гипотезы и проведения специальных исследований) как составляющие единого понятия о ...
«А более обоснованно, чем В».
Иными словами, абсолютное обоснование является абсолютнойоценкой какого-то утверждения, взятого само по себе; сравнительное обоснование— это сравнительная оценка, связывающая между собой два утверждения.
Если какое-то описательное утверждение оцениваетсякак обоснованное, есть основания принять его в качестве истинного. Если жеговорится, что одно описательное утверждение более обоснованно, чем другое, ичто лучше — в силу приведенных оснований — принять первое, а не второе, это неозначает, что первое утверждение истинно, а второе ложно. Они оба могут бытьмалоправдоподобными, но при этом одно из них может быть более правдоподобным,чем другое.
Сравнительное обоснование обычно называютрационализацией. В условиях, когда абсолютное обоснование недостижимо,сравнительное обоснование позволяет сделать существенный шаг вперед.всовершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. Приэтом абсолютное обоснование именуется просто обоснованием.
Независимостьдвух типов обоснования.
Вопрос о соотношении абсолютного и сравнительногообоснований (обоснования и рационализации) остается пока неисследованным. Однакоочевидно, что сравнительное обоснование несводимо к абсолютному. Если удалосьобосновать, что одно утверждение более правдоподобно, чем другое, этотрезультат невозможно выразить в терминах изолированной обоснованности одногоили обоих утверждений.
Дуализмобоснования и рационализации. Требования обоснованности и рациональностизнания играют ведущую роль как в системе теоретического и практическогомышления, так и в сфере аргументации. Можно сказать, что обоснованность ирациональность являются синонимами способности постичь посредством разумадействительность и извлечь выводы, касающиеся практической деятельности. Еслиаргументация не отвечает данным требованиям, она теряет одно из своихсущественных качеств: перестает апеллировать к разуму тех, кто ее воспринимает,к их способности рационально оценивать приводимые аргументы и на основе такойоценки принимать их или отбрасывать.
Три момента смысла проблемы обоснования.
·
·
·
Требования обоснования и рационализации (абсолютногои сравнительного обоснования) конкретизируют принцип достаточного основания.Эти требования представляют собой фундаментальные, описательно-оценочныепринципы, имманентные самой сути знания. Они аккумулируют прежний опыт познанияи вместе с тем являются критерием оценки нового знания. Будучи в широкихпределах независимыми друг от друга, они являются двумя разными видениямизнания.
Способы обоснования составляют в совокупности ядровсех многообразных приемов аргументации, но не исчерпывают последних. В аргументациииспользуются не только корректные приемы, к которым относятся способы обоснования,но и некорректные приемы, подобные лжи или вероломству, не имеющие ничегообщего с обоснованием. Кроме того, процедура аргументации как живаянепосредственная человеческая деятельность должна учитывать не толькозащищаемый или опровергаемый тезис, но и контекст аргументации, в первуюочередь ее аудиторию. Приемы обоснования обычно безразличны к контексту аргументации,в частности к аудитории.
Билингвизм и мозг. Изучение иностранных языков и мозг Изучение ...
... противоречивых (обзоры: [Вальд, 1961; Верещагин, 1969; Paradis, 1977; Albert, Obler, 1978]). Для описания картины восстановления разных языков у билингвов был предложен ряд правил, или законов: так ... и редко употребляемых предметов, понимание простых инструкций, возможность спонтанных высказываний и ответов на вопросы. Отмечались изменения речевой активности, особенности ...
Приемы аргументации могут быть и почти всегдаявляются более богатыми и более острыми, чем приемы обоснования. Но все приемыаргументации, выходящие за сферу приемов обоснования, заведомо менееуниверсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемыобоснования.
§ 4. Оппозицияописание — оценка
Описательные высказывания. Аргументация существенно зависит оттого, какое утверждение призваны поддержать приводимые аргументы:
чистое описание, чистую оценку(в частности, норму) или же смешанное, описательно-оценочное утверждение.Прежде чем обратиться непосредственно к анализу способов аргументации, дадимхарактеристику описательных и оценочных высказываний.
Описание и оценка — два полюса,к которым тяготеют все другие употребления языка. Анализ последних интересенсам по себе и может быть полезным во многих областях. Но он происходит врамках исходного и фундаментального противопоставления описаний и оценок.
За оппозицией описание — оценкастоит в конечном счете оппозиция истина — ценность, и первый элемент этойоппозиции не может быть ясно понят без прояснения второго.
Главная функция описательного,или дескриптивного, высказывания состоит в описании действительности. Еслиописание, даваемое высказыванием, соответствует реальному положению дел,высказывание считается истинным, если не соответствует — ложным.
Описательное высказывание чащевсего имеет грамматическую форму повествовательного предложения: «Социальныереволюции обычно совершаются под лозунгом справедливости», «Первая мироваявойна поколебала до основания веру в тождественность европейских культур» ит.п. Описание может выражаться и предложениями других видов; в подходящемконтексте даже вопросительное предложение способно выражать описание.Описательное высказывание отличается от высказываний других видов прежде всегосвоей основной функцией и, соответственно, особенностями составляющих егоструктурных частей. Только описательные высказывания могут быть истинными илиложными; все иные высказывания, не претендующие на описание реальности, стоятвне категории истины.
Понятие описательноговысказывания может быть в должной мере прояснено лишь на основепротивопоставления его оценочному высказыванию. Попытка определить описание внеоппозиции описание — оценка подобна намерению охарактеризовать «вареное» безупоминания о «сыром» или определить «гладкое», не ссылаясь на «шероховатое».Аналогично обстоит дело с теми определениями оценочного высказывания,которое не противопоставляютоценке описания.
Описание и оценка являютсявыражением двух противоположных отношений мысли к действительности:истинностного, когда отправным пунктом в сопоставлении высказывания с объектомслужит объект, а высказывание выступает как его описание и характеризуется вистинностных терминах, и ценностного, когда исходным является высказывание,выступающее как стандарт или проект, которому должен соответствовать объект, иесли последний отвечает требованиям, предъявляемым к нему высказыванием, онсчитается позитивно ценным.
Что же такое аргументация?
... его поведения. Отличительными особенностями аргументации являются следующие: аргументация всегда выражена с помощью средств языка; аргументация является целенаправленной деятельностью; аргументация представляет собой социальную деятельность, ... внушения оратор использует исключительно эмоциональные аргументы, которые строятся на оценках и нормах, должны казаться правдоподобными, опираться на мнения и ...
Описательное отношениевысказывания к действительности иногда отмечается словами «истинно»,«действительно» и т.п., но чаще всего никак не обозначается. Сказать «Травазеленная» — все равно, что сказать «Истинно, что трава зеленая».
Всякое описание предполагаетследующие четыре компонента:
• субъект — отдельное лицо илисообщество, дающее описание;
• предмет — описываемаяситуация;
• основание — точка зрения, всоответствии, с которой производится описание;
• характер — указание наистинность или ложность предлагаемого описания.
Не все эти компоненты находятявное выражение в описательном высказывании: как правило, характер его не указывается;оборот «истинно, что…» опускается; вместо высказываний с оборотом «ложно,что…» используются отрицательные высказывания.
Оценочные высказывания. Оценочное высказывание устанавливаетабсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, дает ему оценку.Оценка — выражение ценностного отношения утверждения к объекту,противоположного описательному, или истинностному, отношению. В случаеистинностного отношения отправным пунктом сопоставления утверждения и объектаявляется объект, а утверждение выступает какого описание. В случае ценностногоотношения исходным служит утверждение и соответствие ему объектахарактеризуется в оценочных понятиях. Позитивно ценным считается объект,соответствующий высказанному о нем утверждению, отвечающий предъявленным кнему требованиям.
Всякий раз, когда объектсопоставляется с мыслью на предмет соответствия ей, возникает ценностноеотношение. Далеко не всегда оно осознается, еще реже находит выражение в особомвысказывании.
Оценочное отношение мысли кдействительности нередко выражается утверждениями с явным или подразумеваемым«должен» (или «должно быть»): «Электрон на стационарной орбите не долженизлучать», «Ученый критичен» и т.п.
Оценка включает следующиечасти, или компоненты:
• субъект оценки — лицо (илигруппа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту;
• предмет оценки — объект,которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются;
• характер оценки — указание наабсолютную или сравнительную ценность объекта;
• основание оценки — точказрения, с которой производится оценивание.
Не все эти части находят явноевыражение в оценочном утверждении. Однако без любой из них нет оценки и,значит, нет фиксирующего ее оценочного утверждения.
Таким образом, и описательное,и оценочное высказывания образуются путем приписывания ядру высказываниясоответствующего характера (описательного или оценочного).
Такое пониманиеструктуры высказывания может быть распространено также на вопросы, приказы,советы, клятвы, предостережения, обещания и т.п.
Выражения оценочного характера. К выражениям оценочного характераотносятся всякого рода стандарты, образцы, идеалы и т.п. Очевиден оценочныйэлемент в советах, пожеланиях, методологических и иных рекомендациях,предостережениях, просьбах, угрозах и т.п.
Ценностное отношение мысли кдействительности находит свое выражение и в разнообразных нормах. Их областькрайне гетерогенна и включает законы государства, правила всякого рода (правилаигры, грамматики, ритуала, исчислений и т.п.), команды, директивы, технические(или целевые) нормы, моральные нормы и т.д.
3. Современная система речевых норм. Ее отличие от норм оценки ...
... языке различают следующие типы норм: нормы письменной и устной форм речи; нормы письменной речи; нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами ... главных правил расположения слов в речи, а задача частной риторики – описание жанров речи. Было выделено до 10 видов частных риторик, каждая из ...
Обычно нормыпротивопоставляются и описаниям, и оценкам. Но в действительности связь междунормами и оценками проста. Нормы представляют собой частный случай ценностногоотношения между мыслью идействительностью, т.е. являются частным случаем оценок. Именно тем случаем,который нормативным авторитетом считается настолько важным, что он находитнужным установить определенное наказание за приведение действительности вСоответствие с оценкой форма — это социально навязанная и социальнозакрепленная оценка. Средством, с помощью которого оценка превращается в норму,является санкция, или наказание в широком смысле слова.
Наказание многолико и разнородно — от лишенияжизни до осуждения историей. Соответственно и граница области норм не являетсячеткой. В частности, правовые нормы — это жестко закрепленные социальныеоценки со строго фиксированной санкцией. Методологические правила— оценки,отказ от реализации которых грозит возникновением каких-то, не оговоренныхзаранее затруднений в исследовательской деятельности. Правила игры — оценки сосвоеобразной санкцией: человек, пренебрегающий ими, выбывает из игры.Грамматические нормы — оценки с расплывчатой санкцией, во многом сходной снаказанием за нарушение правил игры, и т.д. Разнообразие возможных видов человеческойдеятельности — от преобразования природы и общества до игры в крестики-нолики —обусловливает разнообразие тех наказаний, которыми сопровождается нарушениенорм, и разнородность поля самих норм.
Существенным является различиемежду реальными и номинальными определениями. Реальные определенияпредставляют собой описания, претендуют на соответствие действительности иявляются истинными или ложными. Номинальные определения — это, в сущности,завуалированные предписания. Они требуют употреблять определенный термин взадаваемом ими значении, не считаясь с особенностями реальной ситуации. Болеетого, сама эта ситуация в случае необходимости должна быть преобразована так,чтобы не приходилось отступать от предписанного значения. Как предписания номинальныеопределения являются оценками и представляют собой обычную форму неявноговведения ценностных отношений и оценок.
Помимо норм, оценки неявновходят в конвенции всякого рода — предписания, находящиеся в ценностномотношении к миру. Одни конвенции вводят новые понятия, другие, что гораздоболее важно для научного познания, ограничивают или расширяют уже употребляемыев науке понятия, а также отождествляют разные совокупности признаков.
§ 5. Теория речевых актов
Классификацииосновных употреблений языка. Функции, или употребления, языка — это теосновные задачи, которые решаются с помощью языка в процессе коммуникации ипознания.
С помощью обычного, или естественного, языка можно описыватьреальное положение дел, но можно также командовать и обещать, клясться ипредостерегать, декларировать и оценивать и т.д. Обычный языкмногофункционален, и это имеет существенное значение для теории и практикиаргументации.
Теория речевых актов и ее место в современной лингвистике
... лингвистике» - описывается процесс становления теории речевых актов как науки; рассматривается сущность, структура и типология речевого акта; изучаются речевые ситуации и параметры речевого общения. Во второй главе – «Русский ... языка и речи А. Гардинера и Э. Бенвениста, в теории высказывания М. Бахтина, в психологической теории деятельности Л. Выготского, в логико-философской теории речевых актов ...
С точки зрения теории аргументации, особый интереспредставляет описание функций языка теорией речевых актов. Эта теория приобрелаширокую известность в последние три десятилетия, хотя в ее основе лежат идеи,высказанные английским философом Дж. Остином еще в1955 г. В дальнейшем эти идеибыли развиты и конкретизированы Дж.Р.Сёрлем, П.Ф.Стросономидр.2
Объектом исследования теории речевых актов являютсяакты речи — произнесение говорящим предложений в ситуации непосредственногообщения со слушающим. Теория речевых актов, во-первых, развивает деятельностноепредставление о языке, что важно для теории аргументации, рассматривающейаргументацию как определенного рода взаимодействие говорящего и слушающих;во-вторых, дает детальное описание внутренней структуры речевого акта — элементарногозвена речевого общения; в-третьих, субъект речевой деятельности понимаетсяздесь не как абстрактный индивид, лишенный каких-либо качеств и целей, а какноситель ряда конкретных характеристик: психологических (намерение, знание,мнение, эмоциональное состояние, воля) и социальных (статус по отношению кслушающему, функция в рамках определенного социального института).
Описание.Первая основная функция языка — описание, т.е. сообщение о реальном положениивещей. Сообщение, соответствующее действительности, является истинным;сообщение, не отвечающее реальному положению дел, ложно. Иногда допускается,что описание может быть неопределенным, лежащим между истиной и ложью. Кнеопределенным можно отнести многие описания будущего (например, «Через год вэтот день будет пасмурно»), описания движения, возникновения и исчезновениякаких-то объектов.
Норма.Вторая основная функция языка — попытка заставить что-то сделать. Выражения, вкоторых реализуется намерение говорящего добиться того, чтобы слушающий нечтосовершил, разнообразны: команды, приказы, требования, предписания, законы,правила и т.п., короче говоря, нормы.
Нормы в отличие от описаний не являются истиннымиили ложными, но они могут быть обоснованными или необоснованными, способствующимидостижению каких-то целей или нет и т.п.
Экспрессии.В качестве третьей основной функции языка выделяется его использование длявыражения разнообразных чувств. Например: «Сожалею, что разбудил вас»,«Искренне сочувствую вам», «Поздравляю с праздником», «Приветствую всех, ктопришел», «Извините, что не смогу быть» и т.п. Выражения чувств назовем, вследза Сёрлем, экспрессивами. Они передают определенные психологические состояния,в них идет речь о каком-то свойстве (не обязательно действии), приписываемом либоговорящему, либо слушающему.
Декларация.Четвертая функция языка — изменение мира словом. Эта задача решается прииспользовании выражений: «Назначаю вас председателем», «Ухожу в отставку»,«Заявляю, что наш договор (настоящим) расторгается», «Увольняю вас», «Объявляювоенное положение», «Объявляю вас мужем и женой» и т.п. Такие выраженияназываются декларациями. Они выполняют специфическую функцию — меняютсуществовавшее до их произнесения положение вещей.
Декларации не описывают некоторое существующееположение дел. В отличие от норм они не направлены на то, чтобы кто-либо вбудущем создал предписываемое положение вещей. Декларации непосредственноменяют мир и делают это самим фактом своего произнесения. Очевидно, чтодекларации не являются истинными или ложными. Но они, подобно нормам, могутбыть обоснованными или необоснованными (я могу назначить кого-то председателем,если у меня I есть право сделать это), способствующими достижению каких-тоцелей или нет и т.п.
Обещание.Пятая функция языка — использование языка для того, чтобы возложить наговорящего обязательство совершить некоторое будущее действие илипридерживаться определенной линии поведения.
Обещания можно истолковать как просьбы к самомусебе, т.е. как нормы, адресованные говорящим самому себе и в чем-то предопределяющиеего поведение в будущем. Как и все нормы, обещания не являются истинными илиложными. Они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными илинецелесообразными и т.п.
Оценка
.Шестая функция языка — использование языка для выраженияположительного, отрицательного или нейтрального отношения к рассматриваемомуобъекту или, если сопоставляются два объекта, для выражения предпочтения одногоиз них другому или утверждения равноценности их друг другу.
В отличие от описаний они не являются истинными илиложными, но могут быть глубокими или поверхностными, общепринятыми или нет,эффективными или нет и т.п.
Итак, можно выделить шесть разных употреблений(функций) языка: сообщение о положении дел (описание), попытка заставитьсделать (норма), выражение чувств (экспрессии), изменение мира словом(декларация), принятие обязательства что-то сделать (обещание) и выражениепозитивного, негативного или нейтрального отношения к чему-то (оценка).
Неуниверсальностьтеории речевых актов. Теория речевых актов разрабатывалась преимущественнов рамках лингвистики, что объясняет многие особенности данной теории и преждевсего ее недостаточную общность. В теории пропускаются некоторые основныеупотребления языка и одновременно выделяются в качестве самостоятельных употребления,очевидным образом, сводимые к основным. Очевидно, что эта теория нуждается всущественной перестройке с тем, чтобы превратить ее из частной концепции вуниверсальную теорию функционирования языка, применимую не только влингвистике, но и в философии языка, в теории аргументации, в методологиисоциальных и гуманитарных наук и т.д.
§ 6. Классификация способоваргументации
Универсальнаяи контекстуальная аргументация.
В качестве основания классификации предлагаетсяиспользовать характер аудитории, на которую распространяется воздействиеаргументации. Тогда все способы аргументации можно разделить на универсальные иконтекстуальные.
Универсальная аргументация применима в любойаудитории. К универсальным способам аргументации относятся прямое(эмпирическое) подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (вчастности, подтверждение следствий), многообразные способы теоретической аргументации:дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическая аргументацияи др.
Контекстуальная аргументация эффективна лишь вопределенной аудитории. Контекстуальные способы аргументации охватывают аргументык традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др.
Граница между универсальной и контекстуальнойаргументацией относительная. Способы аргументации, на первый взгляд универсальноприложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И наоборот,некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к традиции илиинтуиции, могут оказаться убедительными едва ли не в любой аудитории.
Универсальная аргументация иногда характеризуетсякак «рациональная», а контекстуальная — как «нерациональная» или даже как«иррациональная». Такое различение не является, как будет ясно из дальнейшего,оправданным. Оно резко сужает сферу «рационального», исключая из нее большуючасть гуманитарных и практических рассуждений, немыслимых без использования«классики» (авторитетов), продолжения традиции, апелляции к здравому смыслу,вкусу и т.п.
Эмпирическая и теоретическая аргументация. Всемногообразные способы универсальной аргументации можно разделить на эмпирическиеи теоретические.
Эмпирическая аргументация — аргументация,неотъемлемым элементом которой является ссылка на опыт, на эмпирическиеданные.
Теоретическая аргументация — аргументация,опирающаяся на рассуждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.
Различие между эмпирической и теоретическойаргументацией относительно, как относительна сама граница между эмпирическим итеоретическим знанием. Нередки случаи, когда в одном и том же процессеаргументации соединяются и ссылки на опыт, и теоретические рассужде