1.Когнитивная лингвистика

Когнитивная лингвистика — новая гибридная наука, возникшая на стыке когнитологии (науки о знаниях), когнитивной психологии (психологии познания), психолингвистики и лингвистики, и изучающая механизмы знания языка и механизмы представления знаний в языке

2.Этнолингвистика.

Термином этнолингвистика обозначают направление в языкознании, которое сосредоточивает свое внимание на изучении связей языка с культурой, народными обычаями и представлениями и с народом в целом. Эту идею в конце XVIII в. выдвигал И. Г. Гердер, а В. Гумбольдт связывал ее с языковой проблематикой. Гумбольдт считал, что отношение человека к окружающей его действительности ≪целиком обусловлено языком≫, что язык обладает титанической властью над говорящим человеком.

3.Неогумбольдтианство

Основные положения неогумбольдтианства:1)язык определяет мышление человека и процесс познания в целом, а через него — культуру и общественное поведение людей, мировоззрение и целостную картину мира, возникающую в сознании;2) люди, говорящие на разных языках, создают различные картины мира, а потому являются носителями различных культур и различного общественного поведения;3) язык не только обусловливает, но и ограничивает познавательные возможности человека. Язык, по мнению Л. Вайсгербера — сеть, которую человек набрасывает на внешний мир в процессе познания, т. е. человек познает и делает только то, что есть в языке;4)от различия языков зависит не только разница в содержании мышления, но и различия в логике мышления, характер (тип) мышления.

4.Социолингвистика

социолингвистика — научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнотрафии. Социолингвистика изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества.По мнению А. Д. Швейцера, основными проблемами социолингвистики являются следующие: социальная дифференциация языка, язык и нация, языковая ситуация, заимствования, билингвизм, языковая норма, языковая политика и др.

5.Интерлингвистика

Для упрощения общения представителей разных национальностей создавались искусственные языки (волапюк, эсперанто и т. п.), но они не получили широкого распространения. Наука, изучающая международные языки как способ коммуникации, получила название интерлингвистика.

5 стр., 2301 слов

«Теория и методика преподавания русского языка», «Психология» и«Педагогика»

... лингвистическая компетенция); вооружения основами знаний о языке и речи (языковая компетенция); эстетическое воспитание средствами русского языка. Практические цели: формирование орфографических и пунктуационных ... обучения. Цели обучения по русскому языку. Формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций в процессе преподавания русского языка. Познавательные цели: формирование у ...

6. Функционализм и функциональный метод

Функционализм, основным объектом анализа избравший функциональный аспект языка, сложился в Западной Европе в 70-е годы XX века, несколько позднее — в отечественном языкознании, хотя проблемам, разрабатываемым в русле функционализма, в свое время уделили внимание И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и другие. Основ-ной принцип функционализма — телеологический (понимание языка как целенаправленной системы средств выражения).Функционирование (в соответствии с самим термином) — это с одной стороны, употребление тех или иных единиц, с другой стороны, — реализация различных функций языка, прежде всего семантических. Указанные явления диалектически тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: всякое высказывание целенаправленно, оно организуется в зависимости от телеологической установки и сфер использования, но реализоваться функции могут только в процессе употребления языка. В процессе функционирования возникают новые явления и отмирают старые — язык развивается и изменяется.

7.История развития прагматики

Прагма́тика(от греч. πρᾶγμα, род. п. πρᾶγματος — дело, действие) — область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. Термин «прагматика» введён в конце 30‑х гг. 20 в. Ч. У. Моррисом как название одного из разделов семиотики, которую он разделил на семантику, изучающую отношение знаков к объектам, синтактику — раздел о межзнаковых отношениях, и прагматику, исследующую отношение к знакам говорящих. Выделение и формирование прагматики в качестве области лингвисти­ческих исследований, стимулированное идеями Ч. С. Пирса, началось в 60‑х — начале 70‑х гг. под влиянием логико-философских теорий речевых актов Дж. Остина, Дж. Р. Сёрла, З. Вендлера и других (см. Речь), прагматических теорий значения П. Грайса и прагматических теорий референции Л. Линского, Сёрла, П. Ф. Стросона и др.

Прагматика (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — термин языкознания, обозначающий:

8. Прагматика и теория речевых актов.Прямые и косвенные речевые акты

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Виды речевых актов

— прямые; — непрямые, или косвенные речевые акты (имеют место в результате своеобразной прагматической транспозиции)— перформатив.

9. Перформативы

Перформати́в(от ср.-лат. performo — действую) — высказывание, эквивалентное действию, поступку. Перформатив входит в контекст жизненных событий, создавая социальную, коммуникативную или межличностную ситуацию, влекущую за собой определённые последствия (например, объявления войны, декларации, завещания, клятвы, присяги, извинения, административные и военные приказы и т. п.).

4 стр., 1712 слов

Речевые проявления личности переводчика в тексте перевода

... на другом языке особенности оригинала и максимально«подстроиться» под авторский стиль, ему все же не удается полностьюсвести на нет речевые проявления его собственной личности. Такимобразом, ... ослепнуть Характернымявляется употребление наречий “страшно”, “ужасно” в качестве обстоятельствобраза действия: Озстрашно рассердился, Злой Волшебнице ужасно не хотелось расставаться с ЗолотойШапкой, и ...

Произнести «Я клянусь» значит связать себя клятвой. Соответствующее перформативу действие осуществляется самим речевым актом. Так, присяга невозможна без произнесения её текста. В этом смысле перформативы автореферентны: они указывают на ими самими выполняемое действие. В перформативе язык реализует функцию, близкую к магической (ритуальной), ср. такие акты, как присвоение объектам имён, провозглашение республики и т. п. Перформатив — одно из центральных понятий прагматики и теории высказывания.

10.Возникновение и развитие социолингвистики

О становлении социолингвистики как науки можно говорить начиная с XIX века. Первым сугубо социолингвистическим исследованием принято считать книгу П. Лафарга «Язык и революция» («Французский язык до и после революции», 1894 г.), в ней социальные варианты французского языка («аристократического Версаля» и «буржуазного Парижа») конца XVIII — начала XIX в. объяснялись социальными и политическими причинами, вызвавшими французскую революцию 1789 года. Французский литературный язык того времени интенсивно отражал происходящие в обществе изменения не только в лексике, но и в грамматике.В конце XIX — начале XX в. во Франции формируется французская школа социальной лингвистики, важнейшим представителем которой является ученик и последователь Ф. де Соссюра, видный языковед А. Мейе.Отечественное языкознание, начиная с М. В. Ломоносова, в лице своих лучших представителей всегда рассматривало язык как социальное явление, неразрывно связанное с обществом. Определяющим был тезис о тесной связи истории языка и истории народа, общества.

Ф. И. Буслаев понимал язык не только как выражение «мысли-тельности народной», но и всего быта, нравов, преданий народа. Намеченная Ф. И. Буслаевым традиция изучения языка в связи с историей народа была в дальнейшем развита А. А. Потебней, А. А. Шахматовым и др. Благодаря указанному подходу были заложены основы современной науки — лингвокультурологии.

11. Основные проблемы социолингвистики

Основная проблематика отечественной социолингвистики: 1) исследование природы языка как социального явления; 2) роль и место языка в общественном развитии; 3) разработка методов социолингвистических исследований; 4) выяснение роли социальных факторов в развитии языка; 5) изучение социальной дифференциальной языка; 6) исследование проблем развития общественных функций языка; 7) гендерные проблемы

12. Проблема языковой личности

Термин «языковая личность» был введен в научный оборот B.В. Виноградовым в 1930-х гг. в книге «О языке художественной прозы». Он исследовал две ипостаси художественной языковой личности – личность автора и личность персонажа.

В лингвистике под «языковой личностью» понимается личность речевая — человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психофизиологических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения.

18 стр., 8757 слов

Психолингвистика как наука

... психолингвистики. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учеными: <Психолингвистика - это наука, предметом которой является отношение между системой языка... и языковой ... социопсихолингвистика, психолингвистика текста и т.п.). В психолингвистике разрабатываются проблемы, ... речь, речь при различного рода патологиях, речь на иностранном языке при недостаточном его знании, речь ...

13. Общая характеристика лингвокультурологии

Главной задачей этой науки является изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета, она создана на основе «триады» — «язык, культура, человеческая личность» , её научный аппарат представляет собой своего рода увеличительное стекло, сквозь которое можно увидеть материальную и ментальную этническую самобытность.

Для лингвокультурологов одной из непреложных истин является тот факт, что индивид как субъект коммуникации всегда есть и субъект языка, и субъект культуры, а поэтому не может рассматриваться как некий «идеальный участник коммуникативных актов» .

14.История формирования психолингвистики

Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году.Сам термин психолингвистика впервые был употреблен в 1946 году Николаем Пронко. У психолингвистики три основных теоретических источника. Первый — психологическое направление в языкознании. Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятельность духа и отражение культуры народа.Второй источник психолингвистики — работы американских структуралистов, и, прежде всего, Н. Хомского, который полагал, что владение языком основано на способности производить правильные предложения.Третьим источником психолингвистики являются работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трактуется как последовательность фаз деятельности (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация).

15.Основные проблемы психолингвистики

Основные проблемы психолингвистики .

1. Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания. 2.Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности. 3Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные предпосылки формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе. 4. Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей. Модель процесса речевого общения.

16.Психолингвистика и смежные с ней науки

Психолингвистика «органически», неразрывно связана:

• с философией, которая способствует общему направлению исследования; • с психологией (общей, возрастной, социальной, специальной психологией и многими другими ее областями).

Без данных практической психологии психолингвистика, как считают некоторые исследователи (А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, P.M. Фрумкина и др.), не может быть достаточно состоятельной наукой; • с лингвистикой (общим языкознанием, философией языка, грамматикой определенного языка, социолингвистикой, этнолингвистикой и др. разделами лингвистики).

7 стр., 3027 слов

Методические указания к спецкурсу «Основы психолингвистики» для ...

... психолингвистике (материал и методы исследования) (2 ч.л. + 1 пр.) 1. Материал психолингвистических исследований: «образцовые тексты», «отрицательный языковой материал», детская речь, патология речи. ... замысла речи; в) восприятие и понимание неявного смысла, содержащегося в тексте и ... видоспецифичность. 2. Специфика естественных языков высокоорганизованных животных: язык приматов, дельфинов, попугаев, ...

• с семиотикой – наукой о знаках языка и их значении (интересующий нас язык как средство осуществления РД как раз и представляет собой целостную знаковую систему); • с логикой (при этом исследователь проблем психолингвистики чаще всего сам избирает для себя ту или иную логику проведения научного исследования); • с социологией. Здесь следует упомянуть, в частности, изучение в рамках психолингвистики очень значимых для личности отношений: речевая деятельность – разные уровни социализации личности (персональный, групповой, глобальный и др

17. Лингвистика текста

направление лингвистических исследований, объектом к-рых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам. Входит в состав филологич. направлений, изучающих текст.Первое из направлений Л. т. выявляет содержательные компоненты, связанные с обеспечением правильной коммуникации и тем самым — правильного построения текста вообще. Эта, более общая, ветвь Л. т. определяет смысловые различия в употреблении коммуникативно ориентированных компонентов высказывания — артиклей, притяжательные и указательных местоимений, модально-коммуникативных частиц, оценочных прилагательных, видов глагола, акцентных подчеркиваний и т. п.Другое направление Л. т. занимается выявлением глубинных смыслов, содержащихся в одном каком-либо замкнутом тексте. В этом случае определение принципа употребления языковых единиц (включая и неупотребление каких-либо категорий или отдельных способов их выражения) помогает определить скрытые иногда от литературоведческого и стилистического анализа смысловые противопоставления и темы текста.

18. Коммуникативная лингвистика

Комунікати́вна лінгві́стика — розділ мовознавства, предметом якого є процеси спілкування людей з використанням живої природної мови, а також з урахуванням усіх наявних складових комунікації (фізичних, фізіологічних, психологічних, соціальних, контекстних, ситуативних та ін.).Предметом комунікативної лінгвістики є вивчення мови в реальних процесах спілкування.

Основні питання комунікативної лінгвістики :- загальні закони комунікації; -специфіка комунікації залежно від різних умов (соціальних, культурних тощо); -структура мови (мовний код) у процесах спілкування; — закономірності взаємодії мовних і позамовних засобів комунікації; — залежність організації мовного коду від позамовних явищ; -етапи і закономірності породження і сприйняття мовлення в різних комунікативних умовах;