Формирование потребности к самообучению у учащихся НПО

917 КР Формирование потребности к самообучению у учащихся НПО

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования потребности к самообучению у учащихся НПО 6

1.1 Теоретический анализ понятия «самообучение» 6

1.2 Психолого-педагогические особенности самостоятельной познавательной деятельности как способа самообучения 13

1.3 Методы и формы самообучения 18

Глава 2. Реализация самообучения в процессе подготовки рабочих кадров в системе НПО 25

2.1 Общие положения проведения опытно-экспериментальной работы по реализации самообучения 25

2.2 Изучение эффективности самообучения учащихся в процессе подготовки в системе НПО 26

2.3 Рекомендации преподавателям технического лицея при организации самообучения учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы 29

Заключение 32

Список литературы 34

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время остро ощущается потребность в ответственных, инициативных, самостоятельных специалистах, способных постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Это вызвано необходимостью быстрого обновления знаний, диктуемой условиями современного общественного развития.

Основой непрерывного самообразования является процесс самообучения, обеспечивающий выпускникам учреждений профобразования приобретение таких личностных качеств, знаний и умений, которые позволяют им адаптироваться в быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности. Это предполагает овладение обучающимися способами самостоятельного приобретения знаний, формирование самостоятельности как профессионально значимого личностного качества будущего специалиста. В связи с этим одной из важнейших задач профессиональной школы становится формирование готовности молодых людей к самообучению, что обеспечит их будущий личностный и профессиональный рост.

В теории и практике особое значение придается смещению акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную деятельность учащийсяа. Анализу проблем профессионального образования посвящены исследования С.И. Архангельского, А.А. Вербицкого, А.К. Дусавицкого, В.И. Загвязинского, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, Н.В. Соловьевой и др. Особенности развития активности и самостоятельности учащихся в обучении рассматриваются в работах С.С. Амировой, Л.Г. Вяткина, М.Г. Гарунова, С.М. Родника, Е.А. Кроткова, П.И. Пидкасистого, Г.Н. Серикова, Н.К. Тутышкина и др. Но, несмотря на разнообразие исследований и множество методических рекомендаций по организации самостоятельной деятельности обучающихся, их использование в образовательной практике еще не носит систематического и комплексного характера.

1 стр., 378 слов

Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...

... мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят 5 4 3 2 1 Педагог ... не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников 11. Учитель может быстро организовать ... тебя лично 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 ...

Некоторые аспекты проблемы самообучения нашли отражение в работах Э.В. Андреевой, Т.В. Габай, О.С. Газмана, А.К. Громцевой, В.А. Куринского, Б.Т. Лихачева, И.Л. Наумченко, Н.А. Нефедовой и др. Однако специфика самообучения пока не раскрыта в должной степени в психолого-педагогических исследованиях, отсутствует целостное представление о самообучении, недостаточно разработана модель формирования готовности личности к самообучению. Это приводит к трудностям в практической работе преподавателей, использующих различные пути и методы формирования самостоятельности и творческой активности. Следует учесть, что проблема формирования навыков самообучения на материале изучения иностранного языка особенно актуальна в период расширения активного сотрудничества с зарубежными странами и может быть успешно решена благодаря реальной востребованности результатов самообучения иностранному языку в сфере профессиональной деятельности выпускников высшей школы.

Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему исследования и сформулировать его тему: «Формирование потребности в самообучении у учащихся НПО».

Цель исследования: научно обосновать пути формирования готовности к самообучению у учащихся НПО и экспериментально проверить на практике эффективность самообучения.

Объект исследования: самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Предмет исследования: процесс самообучения и его влияние на развитие творческой активности личности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «самообучение», выявив его природу и движущие силы.

2. Проанализировать особенности формирования готовности обучающихся к самообучению.

3. Определить особенности взаимосвязи процесса самообучения и творческой активности будущего специалиста в учебно-профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются:

— концепция личностно-деятельностного подхода к развитию личности (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов и др.);

— целостный подход к изучению и организации образовательных систем (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, М.И. Махмутов);

— теория «самости» в образовании, включающая идею саморазвития личности (В.И. Андреев, О.С. Газман, Н.Г. Григорьева, А.В. Суворов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, наблюдение за обучающимися в условиях учебной деятельности, опрос.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования потребности к самообучению у учащихся НПО

13 стр., 6251 слов

Проблемы развития личности в учебной деятельности

... Именно обучение наряду с воспитанием обуславливают развитие личности: процесс формирования личности как социального качества индивида в результате ... др. Научное обоснование этой теории дано в исследованиях Л.С. Выготского. Дальнейшее развитие она получила в ... естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек ...

1.1 Теоретический анализ понятия «самообучение»

Один из основоположников теории «всеобщего качества» Эдвард Деминг еще в 1986 году писал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. В чем нуждается организация, так это не просто в хороших людях, а в людях, которые совершенствуют себя в образовании»

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообуче-

ние – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности [12, c. 56].

Современная разработка проблемы самостоятельности, самодеятельности личности в обучении опирается на положения теории «самости», включающей идею саморазвития как глубинной человеческой потребности. В философской и психолого-педагогической литературе (Э.В. Ильенков, Л.Н. Коган, П. Козловски, М.К. Мамардашвили, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Суворов, В.И. Андреев, О.С. Газман и др.) сложилось диалектическое понимание единства развития и саморазвития личности, саморазвития как сознательного и творческого управления своим развитием, воспитания и обучения как стимулирования процесса саморазвития. В таком контексте самообучение рассматривается как компонент процесса саморазвития личности.

Условием перехода личности к саморазвитию и самообучению является достижение ею определенной степени самостоятельности. В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как базовая черта личности для таких ее качеств, как творческая активность, инициативность. В современной дидактике под самостоятельностью как важным личностным качеством понимается система навыков сознательной самоорганизации. Самостоятельность учения в высшей школе представляется как достижение личностью такого уровня саморегуляции учебной и других форм деятельности и отношений в процессе усвоения знаний, который обеспечивает развитие черт характера и убеждений [7, c. 11].

3 стр., 1252 слов

Презентация на тему: ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

... Обшая педагогика Специальная педагогика Формирование Достижение всесторонне личностью развитой максимально личности, возможной достижение ею самостоятельности социализации и ... готовности к самостоятельной взрослой жизни. Объект и предмет специальной (коррекционной) педагогики Объект – ... ребенка Предмет – нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекции ...

В основе самостоятельности мышления и действия лежит самосознание личности. Анализируя результаты исследований (Р. Бернс, Н.Г. Григорьева, И.С. Кон, Ю.А. Миславский, Х. Ремшмидт, В.В. Столин и др.), мы пришли к выводу, что специфика юношеского самосознания делает возможным формирование самостоятельности личности в такой степени, которая обеспечивает осознание ею своей способности к саморазвитию, порождает новое отношение личности к себе, своей деятельности, побуждает ее к саморазвитию и самообучению.

На основе рассмотрения самообучения как необходимого составного элемента учебной деятельности, как инструмента непрерывного самообразования, как компонента процесса саморазвития и средства саморазвития личности в педагогике сложилось понимание самообучения как глубоко осознанной творческой деятельности личности по самостоятельному овладению способами познавательной, коммуникативной и других видов деятельности, приобретению на их базе необходимых знаний, умений, навыков и формированию качеств личности, обеспечивающих ее саморазвитие [12, c. 23].

В ходе дальнейшего анализа мы пришли к выводу, что в основе самообучения лежит продуктивная обобщенность познавательных, организационных и регулятивных действий, понимаемая как прием установления наиболее существенных связей, как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации и как качество интеллектуального развития. Новый уровень продуктивной обобщенности характеризует личностные изменения самообучающегося в интеллектуальном плане, а в потребностно-мотивационной сфере таким показателем является нравственный смысл учебных достижений (Н.М. Трофимова) [14, c. 78]…………………

Заключение

Самообучение как высший уровень сформированности самостоятельности в обучении представляет собой готовность личности к выходу за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной деятельности.

Механизм перехода личности к самообучению состоит в возникновении нового отношения к себе и к своей деятельности, базирующегося на высоком уровне самостоятельности и доминировании активного познавательного интереса.

Разработанная модель формирования готовности будущего специалиста к самообучению обеспечивает его переход на более высокий уровень самообучения и творческой активности.

Выделенные критерии оценки сформированности готовности к самообучению (самоорганизация, самообучаемость, доминирующий активный познавательный интерес, реализация творческого потенциала) адекватны проявлению творческой активности будущего специалиста.

Формирование умений самостоятельно работать представляет собой важную составную часть профессиональной подготовки будущего квалифицированного специалиста. Важная роль в этом отводится самостоятельной работе сучащихся на учебном занятии, в частности, самостоятельной работе с учебными текстами. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать психологические особенности учащийсяов и в соответствии с ними разрабатывать задания для работы. При проведении самостоятельной работы следует применять разнообразные формы организации: фронтальную, индивидуальную, групповую. Работая самостоятельно, учащийсяы должны уметь контролировать себя. Обучение самоконтролю необходимо начинать с первых дней занятий: учащийсяов следует научить анализировать свою деятельность.

19 стр., 9227 слов

Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов

... различные подходы к пониманию сущности и содержания самостоятельной работы: одни специалисты полагают, что самостоятельная работа - это такой вид познавательной деятельности, которую студент выполняет сам, в том числе ... Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для ...

Умелая организация самообучения учащийсяов позволит им не только своими силами овладевать знаниями, умениями и навыками, но и сформировать положительные отношение потребность в самостоятельной, активной познавательной и практической деятельности.

Проанализировав особенности организации самообучения в учреждениях НПО в теоретическом и практическом аспекте мы цель, поставленную в начале работы выполнили. Предполагаем, что дальнейшая разработка данной темы позволит наиболее полно и оптимально рассмотреть особенности организации самообучения учащихся начальных профессиональных учреждений и ее функции в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Ажикип Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. Профпедагогика. — М.: «Высшая школа», 1976. — 160 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М. 1977. – 143 с.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. -416с.

4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия).

— М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО, «МО-ДЕК», 2002. — 352 с.

5. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход. – Екатеринбург: РГППУ, 2002 – 260с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высш. Шк., 1991.,- с.: 103-127.

7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь (Ключевые понятия, термины, актуальная лексика).

— М.: НМЦ СПО, 1999.-538с.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. 0 коллективном способе работы: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. -192с.

9. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. — 205 с.

10. Колесова А.Н. Научная организация умственного труда учащихся. – Л., 2003.

11. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – Минск, Высш. школа, 1977. – 256 с.

12. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 1999.

13. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002 – 288 с.

14. Петин Б.Ф. Введение в научные основы организации самостоятельной работы учащийсяов в условиях многоступенчатой системы высшего образования: Учебное пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. — 20 с.

15. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. — М.: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1998.- 184с.

5 стр., 2200 слов

Формирование межнационального общения у учащихся в начальной школе

... личности, о жизненных ценностях. В России почти нет школ с мононациональным составом учащихся, но при этом большинство существующих школ занимаются по единому образовательному стандарту. Для сохранения ... в социальной жизни, формирования культуры межнационального общения в обществе является система образования. Развитие культуры межнационального общения у школьников особенно важно потому, что в ...

16. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., «Сфера», 1997 – 528 с.

17. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

18. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами /Розенберг Ы.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М… — К.: Высшая школа, Головное издательство, 1986. — 159 с.

19. Сериков Г.Н. Самообразование. Совершенствование подготовки учащийсяов. — Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1991. -232 с.

20. Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. – 202 с.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мишенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школа – пресс, 2000 – 512 с.

22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов на/Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 736 с.

23. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003

24. Формирование учебных навыков учащихся профшкол: Методические рекомендации для педагогов учебных заведений СПО. — М.: Издательский Центр АПО, 2000. — 38 с.

25. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е издание, перераб. м допол. — М.: Гардарики, 1999. -519с.