Народная игрушка, как средство эстетического воспитания младших школьников

Курсовая 5 полугодие.

Народная игрушка, как средство эстетического воспитания младших школьников.

Объект — эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет – народная игрушка.

I параграф

I.1. Эстетическое воспитание младших школьников.

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика» (от греч. aisthésis– ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Цель эстетического воспитания – выявление природных задатков и дарований человека и формирование на их основе способностей к творческому преобразованию мира по законам красоты, установление гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

7 стр., 3238 слов

ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ...

... художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей ...

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

— всеобщность эстетического воспитания и художественного образования;

— комплексный подход ко всему делу воспитания;

— единство художественного и общего психического развития детей;

— художественно-творческая деятельность и самодеятельность учащихся;

— эстетика всей детской жизни;

— принцип учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

9 стр., 4064 слов

Особенности эстетического воспитания дошкольников

... в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как ...

Методы меняются зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, на занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки. Существо методов эстетического воспитания зависит также от возраста детей. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; — метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся: — способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе); — способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект); — способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже); — способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, ... игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем ...

Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности. Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика).

Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное внимание педагогов и родителей к этому процессу значительно ускоряет ход его развития. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Педагогическое руководство им осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ними вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник составляет самохарактеристику, которая затем корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей. На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания.

При этом важно выделить доступные виды деятельности какую литературу об искусстве прочитать, какие музыкальные вечера посетить, научиться смотреть кинофильмы, в какой кружок записаться и т. д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки. На третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать упражнения. Прежде всего советует установить разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с методами самовоспитания: самоубеждением, самовнушением, само приказом, аутотренингом, методом вхождения в роль Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя самопринуждением, сколько научился бы хотеть, желать, а также не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника. Самовоспитание — это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах Поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, но последние, идя навстречу и доверяя подростку, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития.

11 стр., 5281 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... являемся потребителями. Цель данной работы – изучить и раскрыть тему «Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека». Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели: ... Рубинштейн С. Л. И учебно-методическое пособие Каверина С. В. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека 1.2 Общая характеристика потребностей В самом общем ...

Подлинная эстетическая культура может быть воспитана лишь в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации человека, т. е. в социалистическом обществе, где гуманизм возведен в главный принцип жизни. Таким образом, эстетическое воспитание является ведущим фактором формирования эстетической культуры школьников. Во всестороннем развитии личности она играет особую роль: открывает возможность видения и понимания эстетических сторон в действительности, прекрасного в искусстве. Эстетическое воспитание в конечном итоге призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты» Процесс эстетического воспитания — относительно самостоятельная составная часть общего процесса коммунистического воспитаний. Он закономерен, а значит, познаваем и управляем. Основными его компонентами являются художественное образование, развитие эстетических чувств, эстетического вкуса и художественная деятельность. Эстетическое освоение мира школьником происходит прежде всего в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания требует объединения и согласования усилий педагогов, семьи и общественности.

I.2. Народная игрушка.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную — в вятке, Туле, Каргополе.Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были «барыни-дуры» (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого «трехгранника». Из одной его стороны получалась «спина», а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа. Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с «барынями» и «гусарами» связаны скульптурные миниатюрки — «китайская мелочь». Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам. Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность. Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах — Городецком, Семеновском, Федосеевском — вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек — лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи.

9 стр., 4405 слов

Игрушка как социокультурное явление

... человека своему бытию. Учение Л.Н. Гумилева об этносе позволяет рассматривать игрушку (народную, прежде всего) не только как предмет культуры, но и как элемент ... Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Игрушке каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. 2.2 Тряпичная кукла Традиционной игрушкой ...

Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое.

Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.

Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия. На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений. Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д. Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка. Уже само название подсказывает, как звучит первый «инструмент» — шуршит ли, гремит, позвякивает… Погремушки делались из глины, дерева, бересты, лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце-, груше-, фасоле-видные, цилиндрические, крестообразные — они исподволь вводили малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм. Потихонечку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень, водоносок, горшочки и чашечки… Измеряет кружками воду, щепотками соль, пригоршнями муку, ложками масло… Сравнивает множества по числу элементов; объединяя множества, пересчитывает элементы объединения — так формируется понятие «сложение чисел».

Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций, в которых аккумулируются духовные идеалы и нормы, приобретают устойчивость формы взаимодействия. Однако традиции имеют не только сохранительную, консервирующую, но и динамическую, развивающую функцию, что превращает их в фактор социализации личности.

Для воспитания важна проблема выявления действительных возможностей народной игрушки в социализации индивида, а также механизма передачи социального опыта посредством различной деятельности с народной игрушкой. Поэтому необходим исторический подход, позволяющий вскрыть как первоначальный смысл народной игрушки, так и ее сегодняшнюю социальную значимость. В современных условиях, когда философия в числе ключевых ценностей называет радость, понятен интерес к игре и игрушке, ведь именно на получение радости «направлено интрогенное, или игровое» удовлетворение духовных потребностей как свободная игра человеческих сил», а игрушка – радость детей.

Игрушки для детей созданы тысячи лет назад. Они играли важную роль, являясь одной из частей определенной системы воспитания, цель которой – сохранение и продолжение традиций предков, овладение всеми видами народных искусств, обучение ведению домашнего хозяйства, подготовка к вхождению в социум и т.д. В игрушках отразилась хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру.

Целостный комплекс народных представлений о жизни и окружающем мире, составляющий внутреннее содержание образа народной игрушки, играет важную роль в социализации, основой которой является духовное становление индивида. Поэтому при использовании народной игрушки как средства социализации особое внимание необходимо уделять процессу раскрытия и овладения макрокосмическим внутренним содержанием образа игрушки.

Изготовление игрушек было занятием семейным. Игрушки были воплощением жизни, продолжением естественного существования. Делали их то под протяжно распетую сказку, то под задорную частушку, по своему содержанию перекликающимися с образом фигурок.

Педагогический анализ содержания и особенностей использования народом игрушек показал, что они – синтетическое средство народного воспитания, так как использовались в умственном, нравственном, физическом, эстетическом воспитании. Они содержали большой объем сведений о фактах окружающего мира, выступая как средство доказательного информативного воздействия, решали проблемы увеличения информационного континиума каждого ребенка, удовлетворяли познавательные потребности. Игрушки развивали воображение, учили детей анализировать, сравнивать, осмысливать явления, развивали творческие возможности. Идеи, заложенные в игрушках, формировали первые моральные представления. Образы игрушек целенаправленно и спонтанно влияли на личность ребенка, вызывали яркие эмоции, что активизировало эстетическое восприятие и развитие ребенка.

Игрушка рассматривается в психолого-педагогической литературе как универсальное средство воспитания. Под средством понимается способность вещи или явления служить той или иной цели, способствовать, быть причиной планируемого результата (Н.Н. Трубников и др.).

Средство, таким образом, оказывается тесно связанным с целью и результатом и выступает важным звеном в диалектической цепочке: цель – средство – результат. На основе игрушки формируется игровая ситуация. Игрушка может выступать как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как предмет, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых.

Включение ребенка в ситуацию требует от педагога овладения ситуацией как методом воспитания и игрушкой как средством, обогащающим этот метод, а также умением использовать их с позиций дифференциации и индивидуализации. Индивидуальное продвижение ребенка в обогащении социального опыта зависит также и от его существующего личного опыта.

Процесс социализации выступает как часть педагогического процесса, вместе с тем, процесс социализации можно рассматривать как процесс развития духовности личности. Освоение духовных ценностей, накопленных человечеством и воплощенных в народной игрушке, изменяет духовный мир личности, а духовно богатая личность, в свою очередь, с этих позиций строит свои взаимоотношения с социумом. Совокупность игровых и реальных ситуаций создает наиболее благоприятные условия, при которых каждый ребенок может проявить особенности духовного мира и продвигаться в восполнении и обогащении социального опыта и в воплощении его в реальную жизнедеятельность собственным путем и темпом.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее.  В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Есть такое выражение «Рождение кукол, как рождение целого народа». Рождение с его мировоззрением, миропониманием и культурой.

Можно без преувеличения сказать, что в настоящее время весь мир охвачен так называемой «модой на куклу». Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и различных новых технологий. Кукол изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины. И, конечно же, на волне этого кукольного ажиотажа не могла не всплыть и не показаться русская тряпичная кукла. Её начали изучать, устраивать выставки, обучающие мастер — классы. Тряпичной куклой заинтересовались этнографы, краеведы, педагоги и даже психологи. Но, к сожалению, очень мало внимания уделили кукле искусствоведы и историки.

В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. Кровная связь народного искусства с жизнью, трудом, бытом народа обусловила историческую преемственность традиций народной культуры, формирование не только общенародных, национальных традиций, но и их местных локальных проявлений в крестьянском творчестве.

Традиции народного искусства — явление глубинного порядка. Они не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы. Хотя очень часто это можно наблюдать в тех же сувенирах и даже в обыкновенной тряпичной шитой кукле, которую начинают «сдабривать» различными символичными традиционными приемами. Отсюда та эклектика и подражание народному искусству, чертам псевдорусского стиля конца 19 века.

Курсовая титхэо (2) — Стр 2

Глубоко ошибаются те, кто считает, что если традиционную куклу бывает так легко изготовить технически, то стоит потратить на обучение несколько месяцев и получается мастер. За такой срок можно освоить лишь элементарные навыки. Но чтобы действительно стать мастером – необходимо прожить с куклой достаточно долгое время своей жизни, а вернее – всю жизнь. Ощутить на себе её природу и истоки. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Залог жизненности и успехов искусства традиционной куклы — в постижении и творческом развитии традиций. К сожалению, далеко не все понимают это и сознательно относятся к принципам и законам народного искусства.

Виды тряпичной куклы Традиционная кукла Костюмная кукла Игровая тряпичная кукла (кукла-игрушка) Назначение обрядовая Куклы, применяющиеся в различных обрядах (земледельческих, свадебных и т.д.) целыми сообществами. Нередко одновременно несли обережную функцию. (Например: многоручка, Симеон Столпник, Славутница, Семик и Семичиха.) Антропоморфный образ, чаще тряпичный, но возможно использование и другого материала в традиционном костюме, порой детально выполненном в миниатюре. Так же авторы часто находят способы и средства стилизации народного костюма в кукле, придающее ей наибольшую ценность и выразительность. Как правило – тряпичная кукла – игрушка. Со всеми частями человеческого тела или с основными – туловище, голова, руки, ноги. Предназначалась для детской игры, проигрывания социальных ролей, освоению рукоделия при шитье одежды. Очень часто и сама кукла – шитая. Обереговая Кукла, предназначающаяся для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Нередко обереговая кукла, предназначающаяся ребёнку была и игровой. (женская суть, зольная, кукла на полене) Игровая Традиционная кукла, относящаяся к игровой нередко предназначалась ребёнку в самом малом возрасте и одновременно была оберегом. (вепсская, вятская веснянка) Обрядовая Если кукла относилась к земледельческим обрядам – то материалом как правило была солома. Изготовление куклы было заложено в ритм обряда и занимало совсем немного времени. Делался акцент на сути обряда, т. е. выделялись руки, солнце, грудь, как символ плодородия и т.д. Кукла для семейного, свадебного обряда изготавливается как правило из материала, который приближен к дому, домашнему очагу (зола) и ткани (вытканной дома), как один из символов рода. Размер куклы как правило не меньше локтевого. За некоторыми исключениями – могла быть кукла в рост или имела другую измерительную систему, например, как зерновушка. Очень часто в костюмной кукле стараются использовать старинные домотканые ткани. Украшают рукоделиями. Костюм повторяют в деталях. Размеры часто локтевые. Эти куклы или больше похожи на игровые тряпичные или на интерьерные. Здесь использовалась, как правило, ткань. Если основу кукла переняла от обрядовой, то могли сделать и на палочках. Одежду делали примитивную, в редких случаях проявляли рукоделие. В основном подбирали из старых тканей оборки и старые кусочки вышивки или кружева. Более чем игровую такие куклы смысловой нагрузки не несли. Очень часто им рисовали лицо. Обереговая Куклу как правило делали из ткани, золы – то что было ближе к дому и роду. Размер локтевой, если кукла имела не только обережный, но и обрядовый характер, и более маленький. Чем интимнее назначение, тем меньше. Игровая Так же использовались материалы, которые были ближе к дому. Для детей размер куклы часто был – «в кулачёк». Куклу старались делать очень образно, не похоже на живое, не рисовали глаз, не детализировали. Так же делали куклу из живых природных материалов – травы или соломы.

Виды игровой куклы:

Столбушка — самая древняя. кукла . Кукла  простая в изготовлении.  Из названия можно понять способ изготовления ее основы. Материал:  или береста, плотно свернутая в трубочку, и скрутка из ткани — плотной или мягкой. Основа-столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сестры. Но кукол по дому не разбрасывали — их аккуратно хранили в сундуках. Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной малышом.

Утешница — калужская игровая куколка размером примерно с ладонь. С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть. Есть и другое предположение относительно утешницы. Бытовали так называемые куколки для подружки. Девочка делала такую куколку либо для подружки, либо для того, чтобы познакомиться и подружиться с незнакомой девочкой.

Веснянка — кукла первых весенних дней. Весна — время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол — обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы и,  наконец-то, могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь — ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню. Веснянка — небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка — куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-мари­онетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу. Испачканную за день куклу сжигали. А на Урале Веснянку делали с косой и водили ее за нее.

Девка-Баба — в народе называлась «Перевертыш», «Вертушка». Распространена была в крестьянских семьях центральных и северо-западных губерний России. Это игровая кукла. Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона (без красного), две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).

Девка — это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба — хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой. Некоторые мастера считают эту куклу оберегом для беременной женщины и ее ребенка, а некоторые — наглядным пособием по народному костюму. Кукла показывает переход девки в бабу,  и, наоборот, от Бабы к Девке: баба рожает девку, вырастает красавица, которая опять превращается в бабу.

Кукла и есть тот пласт народного искусства – который, в свою очередь, будет многогранным драгоценным камнем, который нужно изучать со всех сторон.Понятно, что необходимо сохранить хотя бы те отдельные фрагменты традиционной куклы, которые дошли до наших дней. Свой вклад в это должны вложить люди науки – учёные, искусствоведы, историки. Становится больно, когда приходится наблюдать как мы походя, невнимательно относимся к своей истории и культуре и как следствие – утрачиваем то, что невозможно вернуть. Традиционная кукла так же относится к одному из видов народного искусства, как и, например, традиционный костюм. Но не из-за рукоделия, а из-за целостного представления наших предков о мироздании выраженных через куклу.Чтобы проложить традиции дорогу в будущее – нужно как следует изучить её прошлое, иначе традиции перерастёт в псевдотрадицию. «Куклы – это как рождение целого народа», а значит исчезновение куклы отражающей его образ, исчезновение и народа.

Литература:

  1. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.
  2. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М., 1980.
  3. Эстетическое воспитание школьной молодежи /Под ред. Б.Т. Лихачева,
  4. Г. Залмона. – М. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978., 1981.
  5. «Педагогика» Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983
  6. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 627с.
  7. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 435 с.
  8. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 2000. – 357с.
  9. Богуславская И. Я.. «Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. «Творческие проблемы современных народных художественных промыслов». Сборник статей. Издательство «Художник РСФСР», Ленинград, 1981г.
  10. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: «Культура и традиции», 2003. – 128 с.
  11. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. – 96с.
  12. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
  13. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с.
  14. Семёнова М. Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.
  15. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ).

    Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ «Проспект», 2006. 88 стр.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА

игрушки Сергиева Посада
скульптурные миниатюрки — «китайская мелочь»
Богородска игрушка
игрушки Нижегородской губернии
Дымковская игрушка

Виды кукол

Столбушка — самая древняя кукла
Утешница — калужская игровая куколка размером примерно с ладонь.
Веснянка — кукла первых весенних дней.
Девка-Баба — в народе называлась «Перевертыш»