Активизация умственной деятельности учащихся

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА АКТИВИЗАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 0. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 0. Интеллектуальная сфера как цель развития 0. Педагогические средства диагностики умственной сферы 11 0.0.0. Фронтальное исследование умственного развития школьников по Н.П. Вайзману 13 ГЛАВА 0. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 0. Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы 0. Особенности развития умственных способностей младших школьников 0. Особенности развития умственных способностей младшего подросткового возраста 18 0.0.0. Особенности развития умственных способностей старшего подросткового юношеского возраста 0. Средства активизации умственной деятельности методом освобождения от стереотипов 0. Эвристические приемы активизации творческого мышления 0. Ассоциативные приемы активизации творческого мышления 0. Приемы аналогий 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 0. ПРИЗНАКИ САНОГЕННОГО И ПАТОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 29 ВВЕДЕНИЕ Тема контрольной работы Активизация умственной деятельности учащихся. Мой интерес к теме обусловлен необходимостью изучения умственной деятельности учащихся особый интерес представляет анализ интеллектуального развития подросткового периода школьника.

В соответствии с законом Российской Федерации Об образовании система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности школьника на создание условий для его самоопределения и самореализации.

Основной системообразующей категорией традиционной педагогики является категория личности.

При этом под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт — тех которые ожидает от нее общество.

Анализ педагогической практики связанной с активизацией умственной деятельности старших школьников ххх-инского района так же свидетельствует о росте интереса к данной проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы опыта работы МОУ для детей МУК позволил мне сформулировать проблему исследования которая определяется противоречиями между возрастающими потребностями общества государства и самоопределяющейся личности с одной стороны и недостаточностью теоретической и практической разработкой педагогических основ активизации умственной деятельности старших школьников с другой стороны.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

Целью исследования является изучение и разработка рекомендаций по активизации умственной деятельности школьников. Объектом исследования выступает умственная деятельность и интеллектуальное развитие личности. Предметом являются педагогические основы развития и активизации умственной деятельности школьников самоопределение личности.

Ход исследования определился следующей гипотезой существенная зависимость между содержанием характером образовательного процесса ориентированного на самоопределение личности школьника и уровнем управления этим процессом позволяет предположить что эффективные результаты возможны если — разработаны педагогические основы управления активизацией умственной деятельности школьника включающие теоретический аспект — моделирование — и организационно-педагогический аспект — содержание формы и методы — созданы педагогические условия для самоопределения личности развивающая дифференциация дополнительное психологическое и тренинговое образование педагогическая диагностика.

В соответствии с целью и гипотезой в контрольной работе ставятся следующие задачи — изучить и проанализировать понятия интеллектуальная сфера выявить методы диагностики умственного развития школьников — рассмотреть методологии активизации умственной деятельности школьников в соответствии с возрастными особенности развития интеллектуальной сферы методом освобождения от стереотипов методом ассоциативных приемов активизации творческого мышления и приемами аналогий.

Контрольная работа состоит из двух глав введения и заключения. В конце работы дается список литературы и приложение. ГЛАВА 0.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

0. Интеллектуальная сфера как цель развития

Приступая к рассмотрению вопроса темы контрольной работы попытаюсь рассмотреть и выделить умственные способности через определение более широкого понятия интеллектуальной сферы.

По мнению Бине человек обладающий интеллектом — это тот кто правильно судит понимает и размышляет и кто благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Эту точку зрения разделял и Векслер — ученый создавший в 0000 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал что интеллект — это глобальная способность разумно действовать рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Но эти определения интеллекта как умственных способностей не дают представления о том что же можно и нужно развивать интеллект характеризуется со стороны его функций разумно действовать адаптироваться к среде и т.д Для педагога такого определения интеллекта недостаточно так как невозможно поставить педагогические цели его развития. Действительно что нужно развить в школьнике чтобы он успешно действовал в различных жизненных обстоятельствах Ответить на данный вопрос можно если выделить состав умственной сферы.

Как известно под сферой понимается область действия пределы распространения чего-либо. В педагогическом смысле — область психики с определенными свойствами когнитивными мотивационными аффективными и пр. Интеллектуальная сфера — это область психики характеризующаяся видами мышления творческое познавательное теоретическое эмпирическое дивергентное конвергентное саногенное патогенное и др. стилем мышления аналитический склад ума образное мышление наглядно-образное качествами ума сообразительность гибкость самостоятельность критичность способность действовать в уме и др. познавательными процессами внимание воображение память восприятие мыслительными операциями вычленение сличение анализ синтез систематизация абстрагирование формализация конкретизация интерпретация и др. познавательными умениями умение поставить вопрос вычленить и сформулировать проблему выдвинуть гипотезу доказать ее сделать выводы применить знания умениями учиться планировать ставить цели читать и писать в должном темпе конспектировать и пр. внепредметными знаниями и умениями предметными знаниями умениями и навыками целостной системой общеобразовательных и специальных знаний Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности Курс лекций.

18 стр., 8868 слов

Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью

... направленный на повышение эффективности их речевого развития. Предмет исследования - речевое развитие умственно отсталых школьников Цель исследования - теоретически обосновать систему речевого развития умственно отсталых детей и пути решения. звукопроизношение внимание память ...

Калининград 0000 На основе данного представления об умственной сфере возможно сформулировать цели ее развития.

Во-первых необходимо развивать мышление в различных его видах и типах. Познавательное мышление — это в соответствии с наиболее распространенным мнением ученых — внутреннее оперирование информацией и переработка ее содержания закодированного в восприятиях представлениях и понятиях.

Различают репродуктивный несамостоятельный и продуктивный самостоятельный конвергентный и дивергентный типы мышления. Для познавательного мышления характерны репродуктивный и конвергентный его типы. Репродуктивное мышление основано на тех познавательных способностях которые гарантируют хорошее усвоение так называемых готовых знаний точное воспроизведение того что дается для заучивания.

Эти способности — в основном память и внимание. Они имеют свою ценность но их развитие — только часть школьного обучения. Мышление конвергентного типа направлено на поиск лучшего единственного решения проблемы или поиск единственно правильного ответа на поставленный вопрос. Развитие познавательного мышления составляет одну из важных целей развития школьника. Но одного только познавательного мышления недостаточно современному человеку для понимания законов природы и общественной жизни для того чтобы научиться творчески внедряться в естественно-социальный мир иметь собственные взгляды по многим вопросам совершенствовать свою духовную жизнь.

Поэтому необходимо развивать творческое мышление. Творческое мышление характеризуется оригинальностью и изобретательностью решений. Ему свойственны продуктивный и дивергентный типы мышления.

Мышление продуктивного типа отличается большой самостоятельностью в отборе информации и решении проблем. Мышление дивергентного типа направлено на поиск большого числа возможных решений проблемы. Дивергентное мышление как когнитивная основа творческой одаренности — есть способность мыслить в разных направлениях выходить в более широкое пространство за пределы раз начатого решения задачи Эдвард Пол Торренс. Дж. Гилфордом были описаны четыре способности дивергентного творческого мышления.

Это беглость — способность генерировать большое количество идей гибкость — способность генерировать идеи в разных направлениях оригинальность — способность выдавать необычные нестандартные идеи разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. Торренс дополнил этот список еще двумя элементами способность выделять главное видеть суть проблемы и способность сопротивляться привычным стереотипным решениям. Годфруа отмечает что значительная часть людей с самого раннего детства и особенно при обучении в школе привыкла использовать почти исключительно конвергентное мышление.

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно ...

... отих воспитания и обучения. Возникла более оптимистическая оценка перспективпсихического развития умственно отсталых детей.Поскольку болезнь центральной нервной системы ребенкапредставляет собой сочетание ... ребенка было издание монографии под редакцией Ж.И. Шиф - Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы . Вэтой монографии систематизированы почти все экспериментальные ...

Подобный уклон в школьной педагогике всегда был бичом для детей с творческим мышлением. Известно что Эйнштейну и Черчиллю учиться в школе было трудно но не потому что они были рассеянными и недисциплинированными как считали учителя. На самом деле преподавателей просто-напросто раздражала их манера не отвечать прямо на поставленный вопрос а вместо этого задавать какие-то неуместные вопросы вроде А если бы треугольник был перевернутым А если заменить воду на А если посмотреть с другой стороны и т.п. Годфруа Ж. Что такое психология В 0т. Т.0. М. 0000. Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Но современная школа — это школа точного решения правильного ответа.

В силу различных причин учитель боится ошибиться дать неточный ответ просто сказать Не знаю. Выступая с лекциями перед учителями часто задаем им вопросы типа Как вы поступите если ребенок пнет вас ногой и очень часто учителя спрашивают А как надо поступить в этом случае — как будет правильно. Этот пример показывает что даже учителю довольно трудно освободиться от конвергентного типа мышления.

Можно заметить что конвергентное дивергентное творческое мышление отличаются уровнем креативности. Креативный лат. creatio — создание порождение — созданный порожденный. Креативность — это свойство которое может проявляться в мышлении чувствах общении отдельных видах деятельности характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны продукты деятельности процесс их создания Психологический словарь 0000. По Э. Фромму креативность проявляется в способности удивляться и познавать новое в умении находить решения в нестандартных ситуациях в нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.

Очевидно что у одних людей уровень креативности мышления низкий им свойственно конвергентное мышление у других — высокий — это люди с творческим мышлением.

Как бы то ни было можно в педагогических целях выделить креативность творческость как свойство мышления которое необходимо развивать. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. -М. 000 Фирма Издательство ACT 0000 000 с. Для эмпирического мышления характерно то что единство представления и понятия единичного и общего осуществляется в нем по преимуществу в форме наглядного образа-представления для теоретического мышления характерно то что единство наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нем по преимуществу в форме общего понятия.

Теоретическое мышление раскрывающее закономерности своего предмета является высоким уровнем мышления. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях С.Л. Рубинштейн Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 0000 С педагогической точки зрения проблема заключается в том что многие века школа развивала по преимуществу эмпирический тип мышления не отводя должного внимания теоретическому. Потребовалось значительное время чтобы теоретическое мышление приобрело суверенность и современную форму В.В. Давыдов.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности; ― определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; ― анализировать важнейшие открытия ... положения учения о рефлекторной деятельности спинного мозга, получившей продолжение и блистательное развитие в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Развивая экспериментальную физиологию, ...

Таким образом ставя цели развития умственной сферы необходимо учитывать что существуют различные виды и типы мышления что каждое из них имеет свои достоинства и недостатки. Познавательное и творческое мышление направлено в большей степени на внешние объекты. Человек ориентируясь во внешнем мире направляет свое внимание как правило на него а не на себя. Но ему нужно контролировать свое поведение свои эмоции свое настроение — поэтому должно быть более глубокое осознание самого себя. Каждому необходимо не только контролировать себя свои эмоции и действия но и уметь управлять своим мышлением в соответствии с определенными правилами.

Психологи Ю.М. Орлов и др. выделяют еще два вида мышления саногенное и патогенное. Мышление которое уменьшает внутренний конфликт напряженность позволяет контролировать эмоции потребности и желания и соответственно предотвращает заболевания Ю.М. Орлов называет саногенным мышлением.

Обыденное мышление находящееся во власти привычного и автоматизмов программируемых требованиями культуры называют патогенным мышлением то есть мышлением порождающим болезнь. Чтобы лучше понять сущность этих видов мышления выделим их особенности и сравним их между собой см. Приложение 0 Таблица 0. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. 0000. Как видно чтобы воспитать в себе саногенное мышление и избавиться от привычек патогенного школьнику необходимо помочь в овладении методами саногенного оздоравливающего мышления и научить его навыкам самосовершенствования и оздоровления своей психики — осуществлять процесс воспитания в единстве с самовоспитанием.

Как отмечает Ю.М. Орлов Там же. достаточно человеку понять что практика бесконтрольной фантазии чревата неприятными последствиями как само это сознание усиливает способность к контролю мышления и воображения.

Принципы гигиены внедряются в наше сознание и становятся элементами саногенного поведения если мы их усвоили. Ребенок тянет в рот все подряд чтобы познакомиться с предметом губами языком и глубже его воспринять проверить таким образом свои зрительные образы в этом опыте он дополняет зрение богатством прикосновения. Но в определенном возрасте узнает что этого нельзя делать так как это противоречит принципам гигиены которых придерживаются родители. Поэтому подросший ребенок не допускает облизывания незнакомых предметов.

Он усвоил саногенное поведение точнее саногенный запрет так как его внешнее поведение было доступно восприятию окружающих и определенным образом понималось ими. Однако акты мышления противоречащие принципам психогигиены не воспринимаются окружающими не только потому что они трудно распознаваемы но еще и потому что взрослые не понимают патогенного характера этих актов. Когда гигиенист говорит что условием здоровья является чистота окружения чистота пищи чистота мышления то мало кто придает последнему требованию особое значение.

12 стр., 5925 слов

Развитие познавательной сферы умственно отсталого ребенка дошкольного ...

... ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ КООРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ .1 Особенности развития познавательной сферы умственно отсталого ребенка Этиология нарушений интеллекта связана с конституциональными факторами, хроническими ... 1 Методики определения уровня развития мышления у детей дошкольного возраста .2 Порядок проведения исследования и интерпретация результатов ...

Поэтому патогенное мышление свойственное данной культуре является естественным и развивается спонтанно. Действительно если окружающие считают что обида должна быть отомщена то соответственно работают и мысли человека даже если он их не выдает внешне в речи обсуждая с близкими планы мести. Таким образом одной из целей развития умственной сферы школьника является организация процесса самовоспитания по овладению им саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления.

Какое же мышление необходимо развивать Учитель должен не развивать мышление вообще а знать психологические и педагогические закономерности развития мышления разных типов и большее внимание уделять развитию творческого теоретического дивергентного саногенного типов мышления. В качестве целей развития других составляющих умственной сферы необходимо предусмотреть — развитие таких качеств ума как сообразительность гибкость критичность самостоятельность экономичность — развитие познавательных процессов внимание воображение память восприятие — развитие мыслительных навыков вычленение сличение анализ синтез абстрагирование формализация конкретизация интерпретация — развитие познавательных умений умение поставить и задать вопрос сформулировать проблему выдвинуть гипотезу умение доказывать делать выводы применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях — развитие умений учиться писать и читать в должном темпе конспектировать слушать учителя и одновременно делать записи выделять главное планировать свою деятельность работать с учебной и справочной литературой и пр развитие внепредметных умений — развитие предметных знаний умений и навыков.

В целях раскрытия составляющих умственной деятельности необходимо рассмотреть цели развития умственной сферы то есть то что необходимо предусмотреть чтобы обеспечить гармоничное развитие рассматриваемой сферы. 0.0.

Педагогические средства диагностики умственной сферы

Чтобы развивать ту или иную сферу прежде всего необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих.

Для этого существуют средства психологической и педагогической диагностики.

В процессе обучения непосредственно применяется педагогическая диагностика а в специальных лабораторных условиях или во внеучебное время — психологическая. В работе я рассмотрю возможности педагогической диагностики к которым относятся методы наблюдения небольшие тесты в виде вопросов задач и заданий педагогические ситуации анализ результатов учебной деятельности школьника.

Для выявления уровня сформированности мышления много информации почерпнет учитель с помощью целенаправленного наблюдения по тому как рассуждает учащийся какие задает вопросы как на них отвечает как выполняет те или иные задания можно судить о его видах и типах мышления и об уровнях их развития. Наблюдение дает первое представление зачастую субъективное об изучаемом качестве чтобы повысить его объективность необходимо применять другие диагностические методики.

9 стр., 4385 слов

Мышление умственно отсталых школьников Введение

... бесспорно важен, но умственно отсталый школьник может быть значительно продвинут в своем развитии, если целенаправленно осуществляется формирование важнейших структур мышления. Целью данного исследования ... детей На общую картину мышления значительный отпечаток накладывают индивидуально психологические особенности мышления находящиеся в тесной зависимости от факторов возраста и структуры дефекта. ...

Например чтобы проверить способность школьника к теоретическому мышлению нужно предложить ему раскрыть смысл любых пословиц. Еще лучше — провести тестирование на выявление интеллектуальных способностей продиктовать пословицу и попросить быстро за 00-00 секунд письменно ответить что она означает. После ответа на 00-00 пословиц обработать результаты и оценить следующим образом 000 адекватных ответов — 0 баллов 00 — 0 00 — 0 00 — 0 00 — 0 00 — 0 00 — 0 00 — 0 00 — 0. Норме соответствуют результаты тестирования лежащие в пределах от 0 до 0 баллов патологии — 0 балл. Если тестируемый наберет от 0 до 0 баллов — отлично 0 или 0 — хорошо 0-0 балла соответствуют удовлетворительному состоянию 0 балла означают минимальную норму. Качества ума выявляются аналогично наблюдение тестирование анализ выполненных заданий.

Например чтобы выявить сообразительность и гибкость мышления а самое главное продемонстрировать школьникам что это такое полезны такие небольшие тесты.

Учитель обращается к классу Проверим вашу сообразительность. Нужно очень быстро за минуту-полторы найти решение задачи. На доске вычерчивается следующая фигура на горизонтальном отрезке как диаметре чертится полуокружность затем на каждом из горизонтальных радиусов как диаметрах чертятся еще две полуокружности одна вверх другая вниз. Полученную фигуру требуется разделить на две равновеликие фигуры так чтобы они при наложении друг на друга совпали.

На выполнение задания отводится не более полутора минут задание дается всему классу одновременно. Примерно через полторы минуты решение приводится на доске внутри фигуры есть еще один вертикальный радиус — на нем строится полуокружность и получаются две равновеликие фигуры. Второе задание в течение полутора минут любыми линиями разделить квадрат без одной четвертинки на четыре равновеликие фигуры. Наконец последняя задача нужно в течение полутора минут разделить полный квадрат на пять равновеликих фигур.

Как показывает опыт эту задачу все решают очень старательно очень долго и как правило безуспешно в отведенное время. Анализ теста проводится совместно с классом во-первых обнаруживается что очень мало сообразительных во-вторых на примере этого теста легко понять что такое гибкость мышления последняя задача не представляет ни для кого трудности если ее решать первой но она оказывается трудной после решения первых двух задач. Как видно приведенный тест помогает выяснить у кого из школьников есть такие качества ума как сообразительность и гибкость.

Можно воспользоваться более легким тестом 0. Даны три сосуда объемом 00 000 0 л. Как с помощью этих сосудов отмерить 000 л жидкости 0. Аналогично 00 000 0 л. Как получить 000 л 0. Аналогично 00 00 0 л. Как получить 00 л Методика применения этого теста такая же как и в предыдущем случае. Многие тесты определяют степень развития того или иного компонента умственной сферы.

Но не создано еще интегральной диагностики которая бы помогла дать общее представление об уровне развития данной сферы в том или ином возрасте. Наиболее адекватным показателем умственного развития школьников является определение уровня развития теоретического абстрактного словесно-логического мышления. Для массового фронтального исследования умственного развития школьников Н.П. Вайзманом было составлено задание из нескольких тестов на которые учащиеся должны были ответить в течение урока.

10 стр., 4985 слов

Диагностика умственного развития младшего школьника

... p;      &мышления.          Конечно, нельзя рассматривать эти критерии, как полностью раскрывающие содержание умственного развития школьников. Но они позволяют учителю относительно легко ориентироваться в индивидуальных различиях умственного развития учащихся, объективно ...

По ответам учащихся можно судить о развитии у них теоретического мышления. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М. 0000. с. 000 Приведу содержание этого задания. 0.0.0.

Фронтальное исследование умственного развития школьников по Н.П. Вайзману

Что такое Что это значит Как ты понимаешь Кошка Ракета Велосипед Барометр Север Классная дама Барышник Холодильник Чиновник Насмешка Неприятность Знамя Родина. 0. Какая разница между скупостью и бережливостью птицей и самолетом солнцем и луной рекой и озером. 0. В данных словах буквы написаны в беспорядке.

Не прибавляя и не опуская буквы напишите слова правильно катсан угбама шкаач. 0. Выпишите все слова из колонки тремя группами по три слова в группе таким образом чтобы в каждой группе было что-либо общее — плавать- орел- бегать- чешуя- овца- летать- перья- карась- шерсть 0. В каком смысле употребляют эти выражения — пламенная речь тяжелый человек заячья душа не все золото что блестит. 0. Заполни недостающие буквы в следующих словах Р-СА Ш-ЛО К-М-НЬ Б-Р-Н П-РТ ЛЬ Г-Л-Т-К С-Р-Н- Т Ш-Р. 0. Заполни пропуски в этих числовых рядах 00 00 00 00 00 00 00 0 0 — 0 0 00 00 00 00 000 0. Каков средний рост взрослого человека Чем объясняется смена дня и ночи Почему нефть плавает на воде 0. Коля и Миша играют в фантики.

У каждого было по 00 фантиков. Они договорились что в конце каждой игры проигравший будет оставлять выигравшему одну треть того что он проигравший имеет. Коля выиграл первые три игры. Сколько фантиков было у Миши к началу четвертой игры 00. Даны две фразы.

Надо сделать из них вывод — Все металлы — проводники электричества. Медь — металл. Следовательно — Некоторые грибы ядовиты. Все грибы растения. Следовательно — Все белки имеют в своем составе азот. Это вещество не содержит азота. Следовательно 00. Напиши противоположные понятия — Высокий — Храбрость — Внутренний — Сомнение — Помнить — Осуждать Ответы оцениваются по 0-балльной шкале 0 балла за ответ с выделением всех существенных признаков 0 балла за ответ с выделением некоторых существенных признаков 0 балл за ответ на основе случайных признаков 0 баллов за неверный ответ или отсутствие ответа.

Проанализируем содержание задания. В первом задании необходимо дать определение понятия. По ответам школьников можно судить о степени отвлечения и обобщения. Во втором — требуется сравнить и дать различие понятий. В третьем — выявляется способность выделения частей понятия связей между ними соединение их в целое на основе этих связей.

В четвертом — классифицируются понятия с выделением общих существенных признаков. В пятом — требуется объяснить переносный смысл метафор и пословиц. По ответам учащихся на задания 0-0 можно судить о развитии у них навыков словесно-логического абстрактного мышления. Содержание шестого седьмого девятого заданий предназначено для исследования способности установления связей и закономерностей. Вопросы в восьмом задании отражают общее представление о развитии школьника багаж его знаний об окружающем мире. В десятом — при решении задачи выявляется качество логического мышления как интегративного показателя.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. ... который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого ...

В одиннадцатом — учащиеся решают силлогизмы. Решение силлогизмов позволяет диагностировать степень умственной отсталости. Для диагностирования других компонентов умственной сферы существуют аналогичные методики. Диагностика умственной сферы позволяет получить представление об особенностях ее развития у каждого человека. В специальных исследованиях учеными получены данные о типичных характерных для определенного возраста или категории людей особенностях развития отдельных компонентов интеллектуальной сферы.

В школьной практике обычно учителя ориентируются на эти данные и не всегда считают нужным обращаться к педагогической диагностике для уточнения индивидуальных особенностей интеллектуального развития школьников тем более что в учебных заведениях начинает все шире распространяться сеть психологической службы. Однако именно педагогическая диагностика поможет учителю определить наиболее точно достоинства или недостатки в развитии интеллектуальной сферы каждого ребенка благодаря систематическому взаимодействию с ним в педагогическом процессе.

Выявление степени развития или недостаточности отдельных составляющих интеллектуальной сферы позволяет обоснованно осуществлять индивидуальный подход к ее развитию. ГЛАВА 0.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

0.0. Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы

Приступая к освещению второй части работы отметим что эффективность процесса формирования различных сфер зависит от многих факторов однако наибольшее значение придается возрастному подходу.

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Рассмотрим особенности развития основных сфер ребенка в школьные годы по трем периодам детство младшие и старшие подростки — соответственно младший средний и старший школьный возраст. 0.0.0.

Особенности развития умственных способностей младших школьников

Умственные способности младших школьников развиваются интенсивно но неравномерно. Восприятие является свежим широким и острым но мало дифференцированным.

Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого выделять главное существенное в воспринятом. Однако постепенно восприятие становится управляемым оно освобождается от влияния непосредственной деятельности с которой раньше было неразрывно связано увеличивается место организованного наблюдения.

Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание направленное на все новое неожиданное яркое наглядное. Внимание неустойчиво что объясняется слабостью тормозных процессов. Память младших школьников развивается в направлении усиления произвольности сознательного управления ею и увеличения объема смысловой словесно-логической памяти.

В этот период происходит переход от наглядно-образного конкретного к понятийному научно-теоретическому мышлению. Воображение детей очень живое яркое с характерными чертами необузданной фантазии. Но постепенно развивается и совершенствуется воссоздающее воображение оно становится более реалистичным управляемым. Развивается и творческое воображение на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы. 0.0.0.

Особенности развития умственных способностей младшего подросткового возраста

Важным психическим новообразованием младшего подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов.

Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание память мышление воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям то есть способность строить умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам мысленному решению задач. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач но и сам процесс мышления т.е. мышление приобретает рефлексивный характер.

По данным отечественных психологов в интеллектуальной сфере учащихся средних классов отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном владении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания.

Более половины школьников этого возраста в качестве основного приема работы с книгой применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения обобщать сравнивать делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным. 0.0.0.

Особенности развития умственных способностей старшего подросткового юношеского возраста

Что мы знаем о когнитивных познавательных процессах и способностях старшего подросткового юношеского возраста К концу подросткового возраста ребенок уже способен абстрагировать понятие от действительности отделять логические операции от тех объектов над которыми они проводятся и классифицировать высказывания независимо от их содержания по их логическому типу. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию созданию абстрактных теорий на увлечение философскими построениями и т.д. Объем внимания способность длительно сохранять его интенсивность и переключать с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются.

Вместе с тем внимание становится избирательным зависящим от направленности интересов.

Подростки и юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном рассеянность и хроническую скуку. Невоспитанность внимания неумение сосредоточиваться переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей — одна из главных причин плохой успеваемости — отмечают психологи И.С. Кон. Это же порождает и такие проблемы ранней юности как пьянство наркомания и безудержная погоня за удовольствиями Д. Хемилтон.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей предполагающих не просто усвоение информации а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего- то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления которое предполагает что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов в отличие от конвергентного мышления ориентирующего на однозначное решение снимающего проблему как таковую. 0.0.

Средства активизации умственной деятельности методом освобождения от стереотипов

Выявив возрастные особенности школьного возраста в этой части работы рассмотрим методы активизации умственной деятельности. 0. Задавание бессмысленных вопросов например Как будет звучать хлопок одной ладони Или почему на вопрос о национальности многие люди отвечают именем существительным а русские люди — прилагательным Например литовец немец испанец и — русский. 0. Использование сокровищницы народной педагогики загадки пословицы и пр Например отгадывание загадок До каких пор заяц бежит в лес Какая женщина не смотрится в зеркало Каких камней нет на дне моря 0. Поиск нестандартных решений Как можно использовать кирпич Или любой другой предмет.

Нужно привести как можно больше решений.

Учащиеся обычно приводят их по несколько десятков.

Можно модернизировать материал теста Торренса и применить его не для тестирования а для развития интеллектуальных способностей. Например предложить необычные способы использования пустых картонных коробок или найти способы улучшения какого-либо предмета и пр. 0. Коллекционирование различных парадоксов например почему если сначала смотреть на зеленый кружок а потом посмотреть на белый лист бумаги то увидишь красный кружок 0. Проведение сократовских бесед.

Например можно задать детской аудитории вопрос Можно ли солить пищу Тут же мы получим ответы — одни будут говорить Да другие — Нет. Это не есть сократовская беседа. Сократ говорил Дурак дает ответ а мудрец ищет истину. Поэтому надо не стремиться тут же дать ответ а пытаться размышлять задавая все новые и новые вопросы. После такой информации представленной детям в виде шутки возникнут вопросы для чего солят пищу для кого солят пищу нужно ли солить пищу для животных все ли люди солят пищу зачем нужна соль в пище и т.д. После этого можно переходить к решению учебных проблем по предмету. Например на уроке физики Будет ли гореть свеча в искусственном спутнике Земли Учащиеся уже не сразу дают ответ а стараются размышлять при каких условиях осуществляется горение что еще необходимо кроме кислорода будет ли он поступать к горящей свече при каких условиях он может поступать и т.д. При сократовской беседе эвристическом методе педагог чувствует себя некой обобщенной личностью и ведет занятия задает вопросы не очень-то обнаруживая свое мнение но лишь всемерно побуждая учеников к поиску.

Тогда дети сами втягиваются в поиск уточняют вопрос учителя своими вопросами и одновременно прислушиваются не звучит ли уже в них искомый ответ Если вопрос учителя задан правильно то дети пытаясь найти ответ расширяют саму область вопроса. 0.0. Эвристические приемы активизации творческого мышления Близкими по назначению к сократовской беседе являются эвристические приемы активизации творческого мышления. Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно хотя еще до недавнего времени например инженерный труд рассматривался как процесс носящий исключительно рациональный характер лишенный эмоциональной окраски.

Вместе с тем эффективность труда инженера конструктора исследователя разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта необходимое условие но и богатством воображения развитостью фантазии умением абстрагироваться видеть в обычном необычное и в необычном обычное. Воображение — по словам А. Эйнштейна — важнее знания ибо знание ограничено.

Воображение же охватывает все на свете стимулирует прогресс и является источником его эволюции.

Воображение фантазия — психический процесс состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий. Развитие этих качеств у школьников проходящих обучение по предметам Технология в МОУ для детей Межшкольный учебный комбинат г. В. ххх-а как создателей новой техники является на мой взгляд важным фактором в преодолении инерционности мышления и ускорения поиска решений поставленных в ходе уроков задач.

С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций аналогий контрольных вопросов приемов устранения технических противоречий. Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления и устранения технических противоречий. 0.0.0.

Ассоциативные приемы активизации творческого мышления

Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами явлениями действительности и психическими восприятиями ощущениями двигательными актами представлениями и т.д. Ассоциации как правило появляются без активного восприятия.

Оригинальность сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека его индивидуальных особенностей реакций и моментального направления сознания.

Например установите ассоциативный переход между понятиями древесина и мяч или между понятиями небо и чай. Учеными доказано что между двумя любыми понятиями словами можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов небо — земля земля — вода вода — пить пить — чай. Исследования психологов показали что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации которую можно использовать в творческом процессе.

Основная же цель генерирования ассоциаций заключается в том чтобы расшатать стереотипные представления о совершенствуемом объекте активизировать фантазию и воображение. Ассоциации различают по сходству контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии ассоциации по контрасту — для приемов эвристической инверсии обращения поиска от конца к началу ассоциации по смежности — для приемов преобразования в пространстве и во времени.

Все приемы генерирования ассоциаций можно разделить на две группы приемы свободных и направленных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие ассоциации генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным глаголом прилагательным наречием группой слов в виде поговорки пословицы каламбура и т.д. Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными наперед заданными условиями.

К таким условиям например можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту выраженных только именем существительным только глаголом и т.д. или ассоциации по сходству также выраженные словами определенной части речи или символами знаками и т.д. Генерирование как свободных так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово- раздражитель. Подобная реакция является глубоко индивидуальной и зависит от интеллекта человека его темперамента условий психофизиологического состояния и т.д. Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово-раздражитель и в виде связанной последовательности — гирлянды когда ассоциация вызванная словом-раздражителем является в свою очередь словом-раздражителем для последующей ассоциации.

Например со словом-раздражителем снег можно образовать такую группу ассоциации снег — холод пасмурно вьюга лыжи боль бодрость оттепель жар и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность снег — оттепель оттепель — сырость сырость — грипп грипп — постель постель — отдых отдых — лес лес — грибы грибы — гости гости — деньги деньги — работа работа — праздник праздник — радость и т.д. Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения символы любые предметы окружающего мира а также совершенствуемый объект.

Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.

Гирлянда ассоциации может рассматриваться как эвристический прием используемый для ухода от традиционных стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи аналогий между объектом и отдаленным понятием ассоциацией. Этот прием может быть полезным при поиске новых функций объекта на творческом этапе функционально-стоимостного анализа. 0.0.0.

Приемы аналогий

Аналогия в творческом процессе выступает в двух основных аспектах как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде.

Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продуцент нового знания догадок гипотез принципов. Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше если на этапе поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи — основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта.

Анализ использования приемов аналогии в практике отдельных изобретателей показал что чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта тем более неожиданный неочевидный результат получен при решении задачи. Однако не надо думать что главное — это найти что-то сверхнеобычное создать оригинальное ради оригинальничания. Необычное оригинальное фантастическое иррациональное полезно в период творческого поиска и в дальнейшем претерпевает критическую оценку с учетом всех условий и ограничений решаемой задачи.

По словам Цицерона всякое добросовестное мышление содержит изобретательство и доказательство. Уместно в данном случае привести выражение Г.Я. Буша Критическая мысль без творчества суха неплодотворна мертва. Генерирование оригинальных идей без их критической оценки — просто бред сумасшедшего. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество Рига Лиесма 0000. Область использования аналогий весьма широка.

В частности приемы аналогии могут быть использованы для выявления тенденций развития различных объектов и отраслей науки и техники прогнозирования развития общественных и личных потребностей и средств для их удовлетворения проверки и демонстрации на модели замысла решения задачи нахождения подсказки для поиска принципа решения учебной или профессиональной задачи тренировка памяти и развития воображения. Все эвристические приемы аналогии используемые в техническом творчестве можно выделить в следующие группы функциональная аналогия структурная аналогия аналогия отношений аналогия внешней формы группа субстратных аналогий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая раскрытие темы контрольной работы активизация умственной деятельности учащихся через понятие интеллектуальной деятельностиотмечу Интеллектуальная сфера — это область психики характеризующаяся видами мышления творческое познавательное теоретическое эмпирическое дивергентное конвергентное саногенное патогенное и др. стилем мышления аналитический склад ума образное мышление наглядно-образное качествами ума сообразительность гибкость самостоятельность критичность способность действовать в уме и др. познавательными процессами внимание воображение память восприятие мыслительными операциями вычленение сличение анализ синтез систематизация абстрагирование формализация конкретизация интерпретация и др. познавательными умениями умение поставить вопрос вычленить и сформулировать проблему выдвинуть гипотезу доказать ее сделать выводы применить знания умениями учиться планировать ставить цели читать и писать в должном темпе конспектировать и пр. внепредметными знаниями и умениями предметными знаниями умениями и навыками целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. На основе данного представления об умственной сфере возможно сформулировать цели ее развития — необходимо развивать мышление в различных его видах и типах — Познавательное мышление — Творческое мышление.

Необходимо развивать у школьников саногенное мышление и избавиться от привычек патогенного старшекласснику необходимо помочь в овладении методами саногенного оздоравливающего мышления и научить его навыкам самосовершенствования и оздоровления своей психики — осуществлять процесс воспитания в единстве с самовоспитанием.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей предполагающих не просто усвоение информации а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Интеллектуальный важнейший компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления которое предполагает что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов в отличие от конвергентного мышления ориентирующего на однозначное решение снимающего проблему как таковую.

В целях активизации умственной деятельности старших школьников возможно порекомендовать например серии вопросов задаваемых руководителем членам группы генерации идей. Нужно отметить что интеллектуальная сфера развивается не по частям а целостно невозможно например развивать только сообразительность не развивая при этом гибкость ума. Поэтому в педагогике существует система методов проблемного обучения система интерактивных методов приемы аттракции и другие способствующие развитию интеллектуальной сферы в целом и не только ее одной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. М. 0000. 2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М. 0000. 3. Выготский Л.С. Собр. соч. В 0 т. М. 0000. Т.0. 4. Годфруа Ж. Что такое психология В 0т. Т.0. М. 0000. 5. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности.

М. 0000. 6. Гребенюк О.С. и др. Составление психолого-педагогической характеристики учащихся. М. 0000. 7. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности Курс лекций. Калининград 0000. 8. Гребенюк Т.Б. Тучинская Н.А. Мониторинг развития индивидуальности школьника. Калининград 0000. 9. Змеев С. Наука XXI века Высшее образование в России. 0 0000. С. 00-00. 10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность.

М. 0000. 11. Лещинский В.И. Кузнецова С.С. Кульневич С.В. Всегда ли прав учитель М. 0000. 12. Мадорский Л.Р. Зак А.З. Глазами подростков М. 0000. 13. Ницше Ф. Фрейд Ф. Фромм Э. Камю А. Сартр Ж П. Сумерки богов. М. 0000. 14. Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе 0000. 15. Оконь В. Введение в общую дидактику. М. 0000. 16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. 0000. 17. Пезешкеан Носсрат. Позитивная семейная психотерапия семья как терапевт Пер. с англ. нем. 0-е изд. М. 0000. 18. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию становление человека.

М. 0000. 19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 0000. 20. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. 0000. 21. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. 0000. 22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность В 0 т. М. 0000. 23. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.

Избр. психологические труды. М. Воронеж 0000. 24. Юнг К. Психологические типы. М. 0000. ПРИЛОЖЕНИЕ 0. ПРИЗНАКИ САНОГЕННОГО И ПАТОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ Таблица 0 Признаки саногенного и патогенного мышления Саногенное мышлениеПатогенное мышлениеДинамизм гибкость рефлексия мышления наше Я сознание как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает ихПолная свобода воображения не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мыслиИнтроспекция размышления направленные в глубь себя осуществляемые на фоне глубокого покоя релаксации острые и сильные чувства уже не возникаютПостоянное переживание ситуации воображение размышление переживания закрепляются приобретают большую энергию способствуют накоплению агрессии отрицательного опыта.

Человек не пытается прервать такие мыслиЧеловек осознает строение психических состояний понимает как устроена обида и другие психологические реальностиПолное отсутствие рефлексии способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны включенность в ситуациюЗнание индивидом общественных стереотипов программ культурного поведенияХарактерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду ревность страх стыд непонимание того что это приводит к формированию патологии Концентрация сосредоточенность внимания спокойное размышление над своим состояниемНеосознанность умственных операций которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать понять самого себя свое состояние.