Методологические основания эстетического воспитания учащихся средствами элективного курса по географическому краеведению и методика их реализации

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет естественных, математических и компьютерных наук

Кафедра географии, географического и геоэкологического образования

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль Геоэкологичское образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Методологические основания эстетического воспитания учащихся средствами элективного курса по географическому краеведению и методика их реализации»

Работу выполнила: студентка 1 курса, гр. МГО-17-1, Фадеева Е. А.

Научный руководитель: Винокурова Н.Ф.

Нижний Новгород — 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Методологические основания эстетического воспитания учащихся

2. Методика реализации методологических оснований в программе элективного курса «Роскошь природы родного края»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие эстетического воспитания учащихся — одна из важнейших задач современного образования, поскольку эстетические ценности и отношения — стержневой, базовый элемент, необходимый для формирования культурной личности.

Вследствие отсутствия единой методической системы изучения эстетического потенциала той или иной территории, возникает противоречие между эстетическим потенциалом какой-либо территории и недостаточностью его использования, а также между необходимостью формирования эстетического отношения учащихся к природе за счет разработки методических условий и неполнотой раскрытия данной темы, применительно как в теории, так и на практике.

География уникальные возможности в реализации эстетического воспитания. Использование эстетического потенциала этой науки позволяет начать постепенный отход от номенклатурности, излишней теории в сторону обогащения содержания географии эстетическими категориями и понятиями, а также включение в процесс образования объектов и явлений, имеющих высокий эстетический потенциал.

Цель магистерской диссертации: разработать методическую систему эстетического воспитания учащихся при изучении школьного географического краеведения и реализовать ее в практике обучения общеобразовательной школы.

29 стр., 14371 слов

Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций ...

... обеспечивающие эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства. Гипотеза: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективным, если: - выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников; - работа по эстетическому воспитанию будет систематичной ...

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

· Раскрыть методологические основы эстетического воспитания;

· разработать программу авторского элективного курса по географическому краеведению.

Объектом исследования выступает процесс развития школьного географического образования в контексте культурологической направленности при изучении географического краеведения.

Предметом исследования является методика эстетического воспитания учащихся в школьном географическом краеведении.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание учащихся в начальном курсе школьной географии будет эффективно, если:

— цель будет предполагать развитие эстетического отношения учащихся к природе в контексте аксиологизации и культурологической направленности современного географического образования;

— содержание будет отбираться с учетом различных способов культурно-эстетического познания окружающей действительности.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 пунктов, заключения, списка использованной литературы. Содержание текста изложено на 29 страницах компьютерного текста, в том числе 2 рисунка, 1 таблица. Список литературы включает в себя 32 наименования.

1. Методологические основания эстетического воспитания учащихся

эстетический географический образование элективный

Одной из важнейших категорий методологии педагогической науки является идея. Идея — форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. В ходе моего исследования прослеживаются следующие идеи в контексте экологизации и культурологизации:

· идеи ноосферы (В.И. Вернадский, Т. де Шарден, А.Д. Урсул), закономерно возникающей как высшая стадия эволюции Биосферы и отражающей ответственность человека за сохранение жизни и ее природных основ; ориентацию не столько на адаптацию к экологически опасным условиям существования, сколько на творческое решение проблем;

· идея коэволюции (Р.С. Карпинская, В.А. Кутырев, Н.Н. Моисеев, А.П. Огурцов), признающей сопряженное гармоничное развитие неживого, живого и мыслящего вещества биосферы, гармоничное развитие человека и окружающей среды, основанного на толерантности, эмпатии, ответственности;

· идеи устойчивого развития (В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул, А. Печчеи), которая направляет деятельность человека в русло созидания и природовосстановления.

Не менее важной категорией методологии педагогической науки является подход — ракурс исследования, это как бы исходная позиция, его отправная точка, рассматриваемая как один из типов норм деятельности, который в некоторых случаях обозначает использование неких специфических оснований для выбора конкретных способов, средств практической деятельности в виде признаков, элементов, качественных характеристик, которые должна обретать эта деятельность. В моей магистерской диссертации особенно проявляется культурно-экологический подход.

Как известно, эстетика заключается не только в способности созерцать и оценивать объекты и явления действительности, но и в проявлении активности по преобразованию красоты. Методологической основой процесса эстетического воспитания учащихся выступают аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный подходы.

3 стр., 1111 слов

Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного ...

... же повышает и познавательную активность. А эстетическое развитие – это результат эстетического воспитания, и составляющее этого воспитательного процесса становиться художественное образование и процессы усвоения искусствоведческого знания, ... М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с. 13. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с. 14. Валлон, ...

Аксиологический подход характерен для гуманистической педагогики, так она направлена на утверждение ценности жизни человека, его воспитания и обучения. Под ценностями обычно понимают какие-либо положительно-значимые для человеческого общества объекты и явления.

Ценности можно подразделить на предметные и субъектные. К предметным относят природные и социально-культурные явления, актуальные или потенциальные предметы человеческой деятельности, оцениваемые по различным категориям, таким как «прекрасное» — «безобразное». Субъектные ценности представлены различными критериями, образцами, стандартами, выступающими основанием этих оценок и функционирующие в общественном сознании как идеалы, принципы, цели деятельности. Ценность какого-либо объекта или явления действительности определяется в процессе его оценки субъектом, которая выступает средством осознания значимости объектов и явлений для удовлетворения потребностей воспринимающего субъекта. Стоим отметить, что именно в процессе оценивания у человека формируется чувство эстетического вкуса.

Рис. 1.Компоненты аксиологического подхода [32]

Различные ценностные характеристики относятся не только к объектам и явлениям действительности, но и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества идет создание новых ценностей, следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Из этого вытекает необходимость рассмотрения процесса эстетического воспитания с позиции культурологического и личностно-ориентированного подходов.

Культурологический подход понимается как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию. Е.В. Бондаревская отмечает, что в контексте этого подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к самореализации в в общении с другими людьми и культурой. К числу внешних факторов реализации культурологического подхода, отражающих общую стратегию развития образования, отнесены:

— ориентация цели образования на становление культурного человека;

— экологизация как системообразующее направление модернизации всех образовательных систем в эпоху глобального экологического кризиса;

— ориентация образования на реальный «жизненный мир», многие объекты которого являются результатом «сотворчества» человека и природы и выступают культурно-экологическими феноменами.

Экологизация в единстве с культурологическими идеями обеспечивает становление новых научных направлений и областей географического знания — геоэкологии, культурной географии, в которых объектом изучения являются рукотворные ландшафты как интегральные геосистемы, включающие в качестве компонентов природу, человека и результаты его деятельности, находящиеся в диалектических взаимоотношениях. Подобные объекты реального жизненного мира являются культурно-экологическими феноменами, что создает объективные основания реализации культурно-экологического подхода в их изучении. Данный подход обеспечивает:

5 стр., 2276 слов

Социально-психологические подходы к развитию одаренности в процессе обучения

... с самим собой, своим делом, другими людьми, природой, культурой представляют основные ценностные ориентиры экоп- сихологического подхода к развитию личности и творчеству. Цель экопсихологии творчества ... в некоторых исследованиях. В отечественной психологии модель обогащения содержания образования с целью развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся в массовых школах предложил ...

— холистический взгляд на человека и природу как диалектически сосуществующих частей внутри целостного современного ландшафта;

— «диалог культур», поскольку рукотворные ландшафты выступают объектом «сотворчества» человека и природы, результатом культурной деятельности человека, системы ценностей различных исторических эпох, населения различных стран;

— понимание управляющей роли человека в современном ландшафте, что выдвигает условия развития у населения экологической культуры как фактора окультуривания ландшафта, обеспечение гармонии человека и вмещающего ландшафта [18].

При реализации культурологического подхода в геоэкологическом образовании качественным образом изменяется вся методическая система. Целевой компонент ориентирует образование на переход от «человека знающего» к «человеку культурному». Центральное место в содержании образования должны занять такие области знания, которые изучают интегральные «человековключающие» системы, причем отбор содержания образования должен осуществляться по логике «культура — содержание — образование», то есть используя все «языки» культуры (наука — искусство — этика и др.) в противовес жесткой детерминации «наука — содержание образования» [13-16].

Следовательно, в содержании образования будут выделяться познавательно-интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практико-созидательный блоки, включающие контекстно-личностно-ориентированное содержание, поскольку культура представляет собой как общественный, так и идивидуально-личностный феномен.

Важное место уделяется структуре содержания. Она должна:

а) включать самоидентификацию личности, её причастность к тому или иному природно-антропогенному объекту, культурно-экологическому феномену, например, городскому ландшафту, ландшафту сельской местности, природному и культурному наследию;

б) раскрыть диалектику взаимоотношения человека и природы как сосуществующих частей внутри целостной системы;

в) иметь культурно-созидательную перспективу, включая содержание об окультуривании ландшафта, создание культурных ландшафтов как «доминант ноосферы», островов спасения.

Подобные требования к реализации культурологического подхода базируются на идеях культурно-экологической антропологии как нового направления в культурологии, идеях экологической психологии, геоэкологии и культурной географии, педагогических идеях о становлении человека культуры, развивают теорию и методику экологизации географического образования на методологическом уровне в русле культуры.

Важнейшим условием перехода современного общества к устойчивому развитию является осознание и реализация приоритетности методологии культуры устойчивого развития, которая предполагает раскрытие её аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического аспектов, что целостно отражает многообразие философских концепций культуры и её особенность комплексно влиять на все сферы сознания личности.

Аксиологический аспект является центральным, определяя ценностно-целевые ориентиры современного культурно-цивилизационного развития. Коэволюционные ценности, являясь мировоззренческим ядром культуры устойчивого развития, ориентируют на гармонию взаимодействия человека и природы, взаимного единения, события с другими людьми и природой, в противовес идеологии борьбы и покорения. Они формируют базовую аксиологическую основу культуры XXI века — экологический гуманизм (А.А. Горелов), который реализует ценностно-мировоззренческие идеи:

о единстве мира природы и мира человека,

«вписанности» человека в социоприродное окружение;

об универсальной ценности и самоценности природы;

о гармонии, созидании и толерантности как способах жизнедеятельности человека в мире;

о целостном видении человека как деятельностного и ответственного субъекта пространственно-исторического культурно-цивилизационного процесса;

о сохранении природно-культурного разнообразия на различных территориальных уровнях.

Экологический гуманизм определяет направленность изменения содержания онтологического и гносеологического аспектов культуры устойчивого развития. Изменение содержания связано с проникновением экогуманистического подхода в систему научного знания и способов познания, что способствует образованию пограничных областей научного знания, в которых происходит соединение когнитивных и ценностных аспектов, утверждение целостного видения человека в единстве его социальных и природных характеристик.

В гносеологическом аспекте актуализируется использование «человековключающих» моделей познания, в которых человек и природа рассматриваются как сосуществующие подсистемы внутри целостной системы. К подобным моделям познания относят геоэкосоциосистему, которая является объектом познания в геоэкологии. Её материальным воплощением в окружающей среде могут быть многообразные геоэкосистемы (агросистемы, урбосистемы, рекреационные системы и др.) различного пространственного ранга. Реализация подобных моделей познания предполагает использование не только теоретических, но и духовно-практических способов освоения социоприродной действительности, что обеспечивает формирование целостного мира посредством не только науки, но и искусства, этики как элементов культуры.

Праксиологический аспект раскрывается в понимании культуры устойчивого развития как способа и результата конструктивно-творческой созидательной деятельности. М.С. Каган отмечает, что творчеством становится созидательная деятельность человека, программа которой вырабатывается в процессе жизни человека в культуре. Таким образом, субъект, адаптируясь, осмысливая и окультуривая социоприродную действительность, придаёт ей свойства культуры устойчивого развития, при этом происходит преобразование и улучшение качеств окружающей действительности и самого человека одновременно.

Исходя из всего вышесказанного, вытекает необходимость ввода личностно-ориентированного подхода в образование, который предполагает расширение традиционного представления об образовании как формирование у учащихся только знаний, умений и навыков до становления человеческой индивидуальности.

Рис. 2. Особенности личностно-ориентированного подхода [32]

В.В. Сериков выделил основные психолого-дидактические характеристики личностно-ориентированного подхода:

· формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся;

· создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности;

· ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации);

· знание и учет психофизиологических особенностей учащихся;

· ориентация на развитие внутренних мотивов учения;

· формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

· стимулирование и становление собственного или другими словами личностного смысла учения.

Таким образом, совокупность аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов обеспечивает эффективность эстетического воспитания школьников. В рамках этих подходов эстетическое воспитание учащихся рассматривается как процесс формирования отношения к эстетическим ценностям окружающей действительности, как процесс включения учащихся в мировую культуру. Они выполняют следующие функции в эстетическом воспитании школьников:

· познавательная;

· оценочная;

· творческо-созидательная.

Все эти функции соответствуют процессу включения учащихся в культуросообразную деятельность.

В ходе исследования прослеживаются такие принципы, как единства интеллектуального и эмоционального восприятия природы, активизации познавательного интереса, индивидуальности эстетического восприятия, воздействия различных видов искусства в сочетании с географической наукой, контрастного представления, экологизации и рефлексии.

2. Методика реализации методологических оснований в программе элективного курса «Роскошь природы родного края»

Важнейшим элементом формирования культурной личности является выработка системы ценностных отношений. На это и направлен курс «Роскошь природы родного края», поскольку именно в начальном курсе школьной географии должно уделяться особое внимание аксиологизации и культурологической направленности географического образования. Курс направлен на выработку умения воспринимать красоты природы, науки, человека, искусства, влечет за собой активизацию созидательных способностей школьника, то есть сохранения и приумножения прекрасного в отношениях между людьми и природой. Прежде всего, это проявляется в желании наблюдать, эмоционально воспринимать окружающую действительность с точки зрения эстетического. Вследствие этого возникает потребность выразить свои чувства, нарисовав живописные пейзажи, создав уникальные литературные произведения и тому подобное. Разбуженное эстетическими ценностями творческое начало может обратиться на мир личный, внутренний. Тогда эстетическое содействует формированию самостоятельности, самосознания человека, пониманию своих психических способностей, их критической оценки, переживанию достоинств и недостатков. Эстетическое стимулирует самовоспитание. Это проявляется в выработке некого идеала. Затем появляется желание походить на него, а потом и изменить свою жизнь, сознательно бороться со своими недостатками, контролировать себя, вырабатывать положительные качества. При этом саморазвитие связывается с различными сферами деятельности, такими как общение, познание и труд [3-11].

Пожалуй, ни одна из наук не имеет такой потенциал для развития у учащихся эстетического отношения к миру, какой имеет география. Не случайно пейзажи являются самым любимым объектом для художественного описания или создания какой-либо репродукции. Эстетические свойства природы как объект изучения обратили на себя внимание ученых и мыслителей еще в античную эпоху. Свои идеи по поводу истиной сути красоты высказывали выдающиеся философы древности, такие как Гераклид, Сократ, Платон, Аристотель и многие другие. В большинстве своем они сходились в мысли, что прекрасное объективно и красота есть непременное внутреннее свойство природы. Античные авторы именно природу провозглашали идеалом красоты. Как известно, материальной основой любого пейзажа является ландшафт. Сегодня интерес к географическому изучению пейзажно-эстетических свойств ландшафтов резко возрос. Среди отечественных географов, занимающихся данной проблематикой, можно назвать В.А. Николаева, М.Ю. Фролову, М.П. Березина, Н.В. Бучацкую, Ю.А. Веденина, Д.А. Постникову и многие другие. Именно пейзаж — визуальная картина, открывающаяся из какой-либо точки географического пространства, может оцениваться наблюдателем с точки зрения красоты и гармонии [1,31].

В педагогическом произведении князя Владимира Мономаха «Поучение детям» прослеживается зарождение идеи нравственно-эстетического воспитания личности. Автором произведения раскрывается внутренняя красота человека, его поступков (гуманность, уважение к старшим, трудолюбие, приветливость, отзывчивость), даются советы детям как жить, как вести себя, противопоставляются примеры безобразного в человеческих отношениях красоте и гармонии окружающей среды, добродетельных поступков.

Эстетико-воспитательный потенциал географии важно использовать в воспитании школьников. Эстетическое воспитание является результатом целенаправленных эстетических воздействий на школьника, осуществляемых в единстве процессов обучения, воспитания и развития[2].

Большие возможности в реализации ценностно-ориентированного содержания имеют элективные курсы. Именно поэтому нами был разработан элективный курс по географическому краеведению «Роскошь природы родного края», целью которого является реализация базового уровня изучения географии родного края и, безусловно, развитие эстетического воспитания. Основные задачи курса:

· формирование эстетического отношения к природе как ценностной основы культуры;

· овладение методами географического познания, умение работать с различными источниками информации;

· дальнейшее развитие интереса школьников к предмету

В данной программе предусмотрено изучение 10 тем. Общее количество часов за год будет составлять 36 часов.

Таблица 1

Учебно-тематический план элективного курса «Роскошь природы родного края»

Название темы

Форма занятия, направленного на эстетическое воспитание учащихся

Форма контроля занятий

Введение. Географическое положение и административно-территориальное деление Нижегородской области.

Вводная лекция с элементами беседы. Работа с интерактивной картой.

Выполнить задание: составить ассоциативный образ своего родного края.

Рельеф и полезные ископаемые.

Лекция с элементами беседы. «Рельеф Нижегородской области и его эстетические свойства».

Учащиеся в качестве домашнего задания готовят небольшое эссе на тему: «Подлинное искусство природы — рельеф». В нем должны быть описаны образы, возникающие при изучении рельефа родного края.

Климат.

Лекция с элементами беседы. Практикум «Климат нашей местности Эстетические природные явления в г. Нижний Новгород или Нижегородской области».

Работа с картой.

Задания: Перечислить, какие опасные метеорологические явления наблюдались на территории Нижегородской области.

Ответить на вопросы:

1)какие образы, чувства, эмоции вызывают у вас северное сияние, частичное солнечное затмение, белые ночи, звездопад?

2)Были ли Вы свидетелями таких необычных природных явлений, находясь в г. Нижний Новгород или в Нижегородской области?

Поверхностные и подземные воды.

Лекция с элементами беседы. Работа с дополнительными источниками информации.

Работа с картой.

Создание видео-презентации «Виртуальная экскурсия по р. Волга (Нижний Новгород и обл.).

Растительность. Почвы.

Лекция с элементами беседы. Практикум «Изучаю почвенно-растительный покров».

Работа с картой.

Найти небольшие стихотворения о растениях, произрастающих в Нижегородской области. Ответить на вопрос: какие чувства вызывают у Вас эти строки?

Животный мир.

Лекция с элементами беседы. Практикум «Эстетическое познание животного мира».

Работа с картой.

Беседа с элементами демонстрации «Самые красивые животные моего края».

Охраняемые природные территории родного края.

Лекция с элементами беседы. Практикум «Изучаю охраняемые природные территории родного края». Работа с картой.

Задание. Выбрать одну из предложенных охраняемых природных территорий, которая на Ваш взгляд наиболее привлекательна с точки зрения эстетичности пейзажа. Почему?

Историко-культурное наследие.

Лекция с элементами беседы.

Практикум «Жемчужины» среди памятников истории и культуры».

Экскурсия в усадьбу Рукавишниковых. Знакомство с народными промыслами родного края.

Виртуальная экскурсия: памятники истории и культуры Нижнего Новгорода и Нижегородской области».

Отзыв об экскурсии.

Подведение итогов + рефлексия

Конференция « Мои успехи в познании красивого и гармоничного в природе».

Защита творческих работ: «Наиболее привлекательная территория г. Нижнего Новгорода (Нижегородской области) с точки зрения эстетичности пейзажа. Почему»? (доклад + презентация).

[12].

Таким образом, при изучении темы «Географическое положение и административно-территориальное деление Нижегородской области» школьники составляют ассоциативный образ родного края. Ассоциации в географии — один из вариантов повышения уровня эстетического школьников. Ассоциации могут быть самыми разнообразными. Например,

1) Похожесть объекта на что-либо или кого-либо: а) участок леса с высоты птичьего полета — треугольник; б) водоем — сердце и т.д.

2) Ассоциативные цепочки: а) Фаддей — Фаддеевы горы; б) Стригино — Стригинский бор;

3) Ассоциации по цвету: б) реки — Красная, Белая, Черная.

Изучая тему «Рельеф и полезные ископаемые» учащиеся в качестве домашнего задания готовят небольшое эссе на тему: «Подлинное искусство природы — рельеф». В нем должны быть описаны образы, возникающие при изучении рельефа родного края. В мире множество гор. И, не смотря, на обширную школьную программу, практически каждая форма рельефа ассоциируется у человека с чем-то определенным. Причем ассоциация эта не столь очевидна с первого взгляда, так как носит личностный характер.

Это задание довольно-таки интересное, поскольку ученики описывают первое, что приходит в голову при упоминании о рельефе родного края без конкретного контекста.

Для формирования географического образа в процессе изучения географии в школе наряду с различными видами дидактических средств обучения (таблицы, карты-схемы, географические карты, иллюстрации, путеводители) немалое значение имеют литературные средства обучения: стихотворения, географические загадки, шарады, проза, а также музыка и живопись. Их привлекательность, образность, неповторимость и уникальность оказывают сильное эмоциональное воздействие на школьников, что позволяет учителю сделать урок насыщеннее и ярче [3, 21-25] .

Литературно-художественные средства обучения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьников — детского праздника, в летнем лагере или во внеурочных занятиях и, безусловно, в урочной практике.

Важнейшим средством формирования географического образа на уроке являются поэзия и проза [17,19,20].

Литературные средства обучения, представленные классической поэзией, художественной прозой, используемые на уроках географии, дают школьникам возможность изучать географию глубоко и всесторонне. Они способствуют формированию у обучающихся целостных представлений о различных процессах и явлениях природы, произошедших когда-либо и происходящих сейчас, дают возможность учителю подробно раскрывать на уроке сущность изучаемых природных явлений.

Начальный курс географии. Урок «Край ты мой родной». Здесь уместно прочесть стихотворение «Уголочек России» Владимирк Манохина:

Я живу в уголочке России,

Где поют соловьи до зари

И рассветы над Клязьмой такие,

Хочешь — кружками воздух бери.

Журавлиный курлык — на прощанье,

Крик прилётных гусей — по весне.

Радость встреч и печаль расставаний

Много раз повторялись во мне.

Земли дивные видел я часто,

Был в иные судьбою гоним.

Только нету в них русского счастья,

Только чем-то они не мои.

Ни душа к ним не льнет, ни сознанье.

Облака в небесах, да не те,

И не та глубина расставаний,

И не нашенский менталитет.

Потому уголочек России

Мне и дорог, и мил, и любим.

Нет его ни вольней, ни красивей.

Здесь меня называют своим.

Важнейшей составляющей художественно-эстетического воспитания школьников, формирования географического образа у учащихся являются произведения живописи. Особенно интересно и уместно использование в урочной практике репродукций картин великих художников. Их применение позволяет направить усилия учителя на развитие личности школьника, его творческого потенциала, а также развивать эстетический вкус обучающихся, умение воспринимать, понимать и ценить красоту окружающего нас мира.

Важным средством художественно-эстетического воспитания учащихся на уроках географии является музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети младшего школьного возраста. Ведь музыкальные впечатления, полученные ребенком остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Данный курс вызовет у школьников неподдельный интерес к изучению географической науки, будет способствовать развитию творческой активности и самостоятельности, результативность урока возрастет. Таким образом, используемые методологические основания способны привнести в процесс обучения личный социальный опыт учащихся, то есть развитие системы ценностных отношений, в том числе и эстетического характера [26-30].

Заключение

Эстетическое воспитание — это не только расширение кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмом, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.

Эстетическое воспитание совершенствует природу человека, возбуждает высокие чувства, приучает пользоваться сокровищницами искусства. Эстетическое воспитание школьников предъявляет самому педагогу высокие эстетические требования. Педагог должен сам хорошо разбираться в красивом, прекрасном, изящном. Только тогда он сможет раскрыть эстетические свойства предметов и явлений перед детьми. Педагог обязан знать как теоретические, так и практические законы творчества, уметь создавать прекрасное, изящное на деле. Кроме того, педагогу следует быть осведомленным в детской психологии, и также в частной методике ряда предметов.

Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и народного образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, являются следующие:

· всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края;

· использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Между тем осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приемов, которые в зависимости от дидактических целей и содержания учебного и краеведческого материала являются основой в решении учебно-познавательных задач. При этом наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно-экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по содержанию практических работ.

В методах и приемах организации краеведческой работы заложены большие возможности для формирования познавательной активности школьников. А познавательная активность в процессе работы с краеведческим материалом вызывается его новизной, тем, что способствует углублению знаний, побуждает учащихся к творческой деятельности .

В процессе краеведческой работы школьники охотно участвуют в поисковых экспедициях и походах, ведут систематические наблюдения за природными явлениями, исследуют местные водоемы и геологические обнажения, собирают и обрабатывают различный по содержанию краеведческий материал. Им приходится много работать с краеведческой литературой и источниками, со справочниками, изданиями периодической печати и т. д. Все это содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний и привитию им умений и навыков поисково-исследовательского характера.

Список используемой литературы

1. В.Е. Борейко «Прорыв в экологическую этику» — издание 5, дополненное/ В.Е. Борейко; Киев. эколого-культ. центр. — К.: 2013 — 168 с.

2. Ветошкина И.Б. Краеведение в начальной школе — (из опыта работы), Первоуральск, 2009 г.

3. Н. В. Перелович «Использование элементов ландшафтного дизайна в организации пришкольной территории»: Учебное пособие — Литагент «Прометей», 2013. — 3 с.

4. В.А. Николаев Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: Учебное пособие — М.:«Аспект Пресс», 2003. — 174 с.

5. Е.Ю. Колбовский «Эстетическая оценка ландшафтов: проблемы методологии: статья — Ярославский педагогический вестник -2011 — № 4 — Том 3. -161-165 с.

6. Красовская Т. М. «Эстетические функции ландшафтов: методические приемы оценок и сохранения»: сб. статей- Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь), 2014. — 51-55 с.

7. Д.А. Дирин Геоэкологический подход в концепции культурного ландшафта: сб. статей — Алтайский государственный университет (Барнаул), 2013. — 129-133 с.

8. Г. А. Карцева, Игнатова Е. Ю. Эстетическое воспитания: сб. статей — Тамбов, 2013. -106-110 с.

9. А.В. Рыбаков Географическое краеведение как фактор патриотического воспитания младших школьников: сб. статей — Марийский государственный университет, 2015. -187-190 с.

10. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: учебное пособие ЗАО Издательство «Аспект Пресс» -174 с.

11. Смирнов Е.А. Эстетическое воспитание учащихся в начальном курсе школьной географии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2010.-25с.

12. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» (для учащихся 9 класса общеобразовательной школы,64 часа)// География в школе, 2002.№ 3.С.52-59.

13. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская. — Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.

14. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. — Ростов н/Д.: РГПИ, 19993. — С. 24-32.

15. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. — N4. — С.29-36.

16. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1997 — N4. — С. 11-17.

17. Кудрявцев В.Н. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности // География в школе. — 2002. — №3. — С. 42-51

18. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для стдентов ВУЗов. / В.П. Максаковский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 1998. — 416 с.

19. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И.Ф. Гончаров. — М.: Просвящение, 1978. — 171 с.

20. Григорян А.Г. Ландшафты современного города / А.Г. Григорян. — М.: Наука,1986. — 186 с.

21. Гулыга А.В. Что такое эстетика? / А.В. Гулыга. — М.: Просвящение, 1987. — 173 с.

22. Душина И.В. Методика и технология обучения географии / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. — М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 203 с.

23. Жуковская И.Е. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.02/ И.Е. Жуковская, — Н. Новгород, 2006. — 24 с.

24. Замятин, Д.Н. Моделирование географических образов. Пространство гуманитарной географии / Д. Н. Замятин. — Смоленск: Ойкумена, 1999. -256 с.

25. Замятина Н.Ю. Принципы создания образа места // География и экология в школе 21 века. — 2004. — №2. — С. 3 — 11.

26. Зеленов Л.В. Система эстетики / Зеленов Л.А. -Н. Новгород; М.; ГХИ ННГАСУ, 2005 — 271 с.

27. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. — 1990. -№ 5. С. 12-16.

28. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. — М.: Знание, 1981 — 96 с.

29. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. — 1989. -№1. — С.15-24.

30. Мелик-Пашаев А.А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. — 1981. — №2. — с. 25-30.

31[Электронный ресурс] / Эколого-эстетическое воспитание школьников — Режим доступа: http://forpsy.ru/a/327441/ekologo-esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov , свободный. (Дата обращения: 06.05.2018 г.)

32. [Электронный ресурс] / Модернизация образовательных технологий — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/modiernizatsiia-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-.html, свободный. (Дата обращения: 06.05.2018 г.)

Размещено на