Умственным самовоспитанием называется целенаправленный, управляемый самим учеником процесс развития интеллектуальных качеств и умственных способностей, который всегда связан с образованием и самообразованием личности.
Умственное самовоспитание осуществляется, если ученик:
- стремится систематически повышать уровень своих знаний, занимается самостоятельно в интересующей его области;
- совершенствует свои умственные силы и способности, развивает у себя память, внимание, мышление, речь;
- овладевает культурой умственного труда, умениями и навыками рациональной учебной работы.
Во всем этом самообразование является составной частью умственного самовоспитания и его практической основой. В процессе самообразования должны одновременно приобретаться знания, умения и навыки, планомерно развиваться силы и способности.
Самообразование имеет важное воспитательное значение, когда есть цель, любимое дело, увлечение.
Поэтому самообразование и умственное самовоспитание — единый процесс. Самообразование лучше всего осуществляется на основе имеющегося опыта самовоспитания в других областях, особенно в нравственной и волевой. Психологическая подготовка к самовоспитанию помогает преодолеть трудности, стимулирует работу над собой, постоянно напоминает о необходимости стать лучше, способствует обмену опытом самосовершенствования во всех направлениях и в том числе в самообразовании. Без постоянной психологической подготовки умственное самовоспитание становится процессом стихийным, прерывистым, случайным, не даст ожидаемого результата, что вызывает несистематичность и неэффективность самообразования. Конечно, существует и обратная связь: в подростковом возрасте психологической основой самовоспитания является работа по выработке внимания, памяти, а в юношеском — наиболее интенсивно самовоспитание развивается на базе самообразования.
Самообразование-комплексный процесс, где связаны умственное самосовершенствование, самовоспитание волевых качеств, от которых зависит эффективность овладения информацией.
Критерии для определения эффективности самообразовательной деятельности школьников:
Самосовершенствование как фактор развития офицера. Педагогическая ...
... обучения. Графопроектор "Лектор – 2000". Содержание лекции Введение Самовоспитание и самообразование офицеров - закономерный процесс и к тому же, социально необходимый. Каждый офицер ... составная часть военно-педагогического процесса, содержанием которой являются различныенаправления работы офицера над собой : самовоспитание, психологическая подготовка, самообразование и саморазвитие. Практика ...
- повышение качества знаний (осознанность, логичность, систематичность усвоенной информации, способность применять знания на практике, овладение научной терминологией);
- рост культуры умственного труда (бережное отношение ко времени, рациональное использование своих сил, высокий уровень самоорганизации самостоятельной работы, овладение техникой работы с книгой., навыками самоконтроля и исследовательского груда);
- совершенствование умственной деятельности (степень овладения умением выделять главное, анализом, синтезом, обобщением, доказательством, опровержением) ;
- изменение в умственных силах и способностях: развитие памяти, внимания, мышления, фантазии, познавательного интереса, интуиции.
Критериальными признаками:
1. Степень овладения научной терминологией. В любом ответе и самостоятельной работе учащихся можно точно определить, насколько они полно и правильно пользуются научной терминологией. Лишь глубокое усвоение информации и серьезное самообразование в той или иной области науки делают научные термины и понятия органической частью устной и письменной речи школьника. Поэтому правильное применение научной терминологии является ведущим признаком в определении качества усвоенной информации.
- Умственная работоспособность как признак культуры умственного труда, т. е. возможности ученика за определенный отрезок времени усвоить значительную по объему информацию, решить типовую, стандартную задачу и при этом самостоятельно распределить время, необходимое для выполнения задания, сосредоточиться и не отвлекаться. В старших классах показателем культуры умственного труда становится овладение навыками самоконтроля, поскольку он возможен только тогда, когда развит ум, есть знание своих сил и способностей и высокий уровень самоорганизации своего труда.
- Самосовершенствование учебной деятельности за счет самосовершенствования умственных сил и способностей. Изменяется качество мышления, о чем свидетельствует умение выделить главное в изучаемой информации и делать самостоятельные выводы на основе различных фактов.
Чтобы выяснить направления и возможности самообразования учащихся, используют различные диагностические методы, часто они общие и для самовоспитания. При этом надо учесть следующее:
- мотивация самообразования носит комплексный характер, а поэтому неизбежно через цели и мотивы оно связано с различными видами самовоспитания;
- основными побудительными силами самообразования являются направленность личности, потребность в знаниях и познавательные интересы в их взаимосвязи;
- самообразование характеризуется более высоким уровнем самоуправления умственной деятельностью, поэтому прежде всего требует воспитания культуры умственного труда, самоконтроля и самооценки умственной деятельности;
- самообразование — результат образования, но одновременно это еще и условие высокого уровня образования, предпосылка успешного овладения профессией.
Важным условием самообразования и умственного самовоспитания в целом является объективная самооценка школьниками своей умственной деятельности. Исследователи подчеркивают, что психологически учащиеся 8—10 классов к этому вполне подготовлены. Однако, в силу слабой воспитательной работы оценка и самооценка знаний часто не совпадает у мальчиков в большей степени и у девочек — в меньшей. При этом мальчики и менее удовлетворены своей учебой. Своими умственными возможностями недовольны лица обоего пола (причем, чем старше, тем более).
Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся ...
... деятельности учащихся с умственной отсталостью». Цель исследования – изучить особенности речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью. Объект исследования – речевая деятельность школьников с умственной ... 380с. 17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для ... труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323. 20. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность ...
В старших классах /з юношей и девушек довольны собой, но ‘/з недовольны, а ‘/з совсем недовольны своими умственными способностями (исследования М. Беловой, Д. Денева, НРБ).
Все это связано с тем, что в учении — наиболее сложном виде деятельности — педагогами не формируются критерии для самоанализа и самооценки результатов труда учащихся. Лишь 18 % учащихся объективно оценивают свою самостоятельную работу по основным учебным предметам. Отклонения на 1 балл замечаются у 49 % подростков, у остальных — на 2 балла. Почти !/з подростков явно завышает результаты умственной деятельности. Но самое важное в том, что самооценка отнюдь не является для большинства стимулом к исправлению недостатков. В общей сложности лишь 43 % учащихся берутся за доработку учебного задания, за исправление замеченных недостатков. Значит, несформированная самооценка чаще всего и сдерживает умственное самовоспитание, разделяет его с самообразованием.
Поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учение, то научить его учиться — главная обязанность школы. А умение учиться — первая ступень к самообразованию.
Обучение в начальной школе является в конечном счете решающим фактором формирования всех этих внутренних побудительных сил и мотивов самообразования.
Когда одновременно детей учат умению читать самостоятельно литературу, думать над ее содержанием, высказывать свое мнение и пользоваться информацией для практических дел, это обеспечивает потребность в самоусовершенствовании в избранной, заинтересовавшей ребенка области знаний. Это также важно потому, что регулярные самостоятельные попытки читать и осмысливать прочитанную литературу формируют навыки быстрого чтения. А исследования последних лет убедительно доказали, что скорость чтения в начальных классах (норма — 100—120 слов в минуту во 2 классе) сказывается на всем дальнейшем умственном развитии ребенка. Кто много читает сам в начальной школе, в средней, как правило, учится на «4» и «5». Значит, приобщение к самостоятельному чтению в начальной школе закладывает основы умственного развития, потребности в самообразовании, что потом и дает высокие показатели умственного самовоспитания.
Система работы по подготовке младшего школьника к самообразованию включает в себя:
а) развитие познавательных интересов за счет разнообразной методики обучения с применением наглядности, воздействующей на все органы чувств ребенка, ибо познавательная активность младшего школьника основывается на результатах сенсорного воспитания в дошкольный период:
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ...
... начального профессионального образования. Предмет: методика активизации познавательной деятельности учащихся при обучении на производственном обучении. Гипотеза: если проблемно-поисковый метод обучения используется в комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля ...
б) учет в обучении индивидуальных особенностей младшего школьника таким образом, чтобы он умел учиться на основе этих особенностей (типа памяти, характера восприятия, работоспособности, утомляемости и др.);
в) обеспечение каждом} школьнику возможностей добиваться успеха в учении, так как ребенку только то нравится, что он умеет делать, что получается; интерес к учению неотделим от успеха в учении;
г) приучение ребенка к регулярному .самостоятельному чтению, обучение культуре чтения.
В младшем подростковом возрасте темпы умственного развития снижаются, но зато возрастает самостоятельность мышления и поведения, формируется чувство взрослости, познавательные интересы становятся устойчивыми. Это и создает благоприятные предпосылки для овладения подростками культурой умственного труда.
Высокий уровень учебного процесса является основным условием успешного умственного самовоспитания.
Для психологической подготовки к самообразованию необходимы занятия, где бы, кроме информации осуществлялось практическое обучение культуре работы с книгой. Такие занятия проводятся по темам:
- как выбрать область самообразования, наметить его цели и задачи;
- как составить план и программу по самообразованию;
- условия эффективного самообразования;
- как организовать свой труд в школе и дома;
- как работать с первоисточниками;
- самообразование выдающихся людей;
- самоконтроль и самооценка в самообразовании;
- как преодолевать трудности в работе.
Очень важны в процессе самообразовательной деятельности групповые мероприятия.
К организации самообразования старших школьников необходимо привлекать и родителей, ибо, как показали исследования, 68 % учащихся проявляют свои личные качества, искренне раскрываются в общении с родителями.В определении наиболее ценных качеств личности, правильной линии поведения, в оценке своих достоинств и недостатков они ориентируются главным образом на мнение родителей или одного из них, с которым сложились более дружеские отношения. А помощь в самосовершенствовании возможно оказать только на таком уровне отношений.
Две проблемы в самообразовании старшеклассника являются сложными. Это выбор области самообразования, определение круга чтения, содержания самообразования, с одной стороны, и умение преодолевать встречающиеся трудности — с другой.
Так или иначе в старших классах самообразование связано с развитием дарований, способностей и выбором профессии. Причем это, в сущности, главные мотивы учения и ведущие мотивы самообразования.
Мотивация и стимуляция самообразования зависит от уровня отношения к самообразованию. Исследованиями установлено, что существуют по меньшей мере пять уровней такого отношения: безразличное, случайное (на основе импульсно возникающих интересов), эпизодическое (под влиянием интересной информации в учебном процессе), регулярное, устойчивое (под воздействием сложившихся познавательных интересов), активно творческое (под воздействием потребности в самообразовании в связи с интенсивным развитием способностей).
САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ
... М. Орлова, для успешного процесса самовоспитания и самообразования необходимо, во-первых, осознание его необходимости. Во-вторых, создание положительной мотивации и воспитание воли. Все это в ... выполнения учебной и внеучебной деятельности. Потребность в самовоспитании имеет пять содержательных уровней развития: Первый уровень. Регулярная работа подростка над собой. Имеется заметное продвижение в ...
Отсюда воспитание познавательных интересов, развитие на этой основе потребности в знаниях, а потом — в самообразовании, выявление и развитие способностей.
Стимуляция самообразования определяется мерами учителей, при которых школьник видит, как совершенствуется его ум, развиваются способности, как он становится интереснее для окружающих, как вследствие этого повышает свою успеваемость, завоевывает авторитет в глазах сверстников и взрослых. Ведущими стимулами самообразования являются: практическая значимость приобретаемых знаний; наличие положительного примера самообразования тех, кого уважает школьник, кого считает своим идеалом; удовлетворенность результатами самообразования за счет более высокой успеваемости и развития способностей; помощь учителя тем старшеклассникам, которые испытывают трудности в самообразовании; оказание доверия и уважения к учащимся, регулярно и активно занимающимся само образованием. Для каждого учащегося важен свой комплекс стимулов и мотивов, которые обеспечивают устойчивость его самообразовательной работы. Определить этот комплекс для каждого — задача учителей и родителей.
Главное условие — психологическая и практическая подготовка учащихся к самообразованию, при которой на протяжении всех лет четко выделяются основные задачи работы над собой: в начальной школе — обучение детей умению видеть мир, развитие наблюдательности и побуждение к осмыслению всего, что они видят, воспринимают и чувствуют; для младших подростков важнее всего обучение умению учиться и связывать теорию с практикой, для старших — самообразование в связи с профессией, развитием дарований и способностей.
Умственное самовоспитание школьников в разные возрастные периоды
Самовоспитание младших школьников всегда так или иначе связано со следованием положительному примеру.
На первом этапе дети обучаются умению читать и обсуждать прочитанное. На втором — делать записи и рисунки о прочитанном. Постепенно записи усложняются.
На втором этапе одновременно с чтением проводятся нравственно-этические беседы, в процессе которых вырабатываются критерии положительного поведения. Они постепенно обобщаются, превращаясь в критерии оценки других людей и самооценки.
Следует развивать внимание:
- всегда быть внимательным, даже тогда, когда выполняешь простую работу, занят не очень важным делом. Верхоглядство — враг внимания;
- научиться видеть интересное в обычном (ведь и неприметная травка может быть ценным лекарственным средством, а обыкновенный камень — полезным ископаемым).
Порядок тренировки объема внимания:
- учиться с одного взгляда определять количество предметов;
- кроме числа предметов, обращать внимание на форму и цвет, научиться с первого взгляда описывать предметы, обстановку в комнате, положение на перекрестке улиц и др;
- определить размер предмета, его вес, расстояние между предметами на местности.
Опыт показывает, что учащиеся, которые тренируют внимание, добиваются заметного роста успеваемости, отличаются наблюдательностью. Но важно не только это. Многие подростки занимаются самовоспитанием других качеств, пройдя школу самовоспитания внимания.
Народная игрушка, как средство эстетического воспитания младших школьников
... выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна ...
Самовоспитание внимания — наиболее универсальная деятельность, в которой заинтересованы все подростки и которой они способны заниматься уже в 4—6 классах. Независимо от типа нервной системы, характера, уровня воспитанности, увлечений, стремлений, целей каждый подросток стремится развивать внимание. Самовоспитание внимания нередко перерастает в самовоспитание учебных, трудовых, спортивных умений и навыков,’ соединяется с нравственным и трудовым самовоспитанием.
Воспитание и самовоспитание внимания требуют выработки практических умений и навыков, волевых качеств, которые необходимы вообще для любого самовоспитания.
Память — главное духовное богатство человека.
Прежде чем заучивать, надо все понять, осмыслить.
В качестве примера приведем памятку для подростков «Как совершенствовать свою память».
1. Если память не тренируется, не совершенствует.- она становится все хуже и хуже. «Память, как лодка плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока гребешь, т. е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тотчас -несет назад» (китайская мудрость).
- Ставь перед собой цель не только заучивать материал для ответа учителю, а запоминать на всю жизнь. После того как ты разобрался в материале. закрой книгу, составь свой план ответа. Это увеличит вдвое прочность запоминания.
- Запоминается хорошо то, что хорошо понятно.Не заучивай, пока не разобрался, что к чему. Поймешь причины, увидишь связи — запомнишь навсегда. То, что запоминаешь, надо ярко представлять как наяву; если можно — нарисовать схему, набросать рисунки записать.
- Лучшим способом развития памяти является серьезное и систематическое умение читать. У того занимается от случая к случаю, всегда посредственная память.
- Механическое повторение бесполезно. Если хочешь запомнить надолго — примени знания на практике. Целесообразно вспомнить изучаемый в школе мате риал сразу же вечером, а не на следующий день
- Точно соблюдай правила гигиены, режим дни вовремя садись за уроки, вовремя отдыхай. Помни перенапряжение памяти вредит ей не менее, чем безделие.
Умственное воспитание старшеклассников носит профессионально выраженное содержание и органически включается в самообразование или в подготовку себя к той ; ли иной специальности. В этот период важно:
- научить детей последовательности в изложении собственных мыслей. Как только одна мысль закончена, приучать учащихся думать о последующем, связывать одну идею с другой в системе обоснования, доказательства, опровержения;
- изменять способы работы в соответствии с развитием познавательных интересов: интерес к фактам, ярким явлениям должен перерастать в понимание и объяснение явлений и далее в проблемное решение познавательных задач. Логика мышления должна связываться с творческим складом ума;
- обосновывать, почему нужно делать так, а не иначе, т. е. усиливать мыслительные процессы даже в самом мышлении, в его путях, способах, приемах.
Каждый учитель-предметник составляет памятки о том, как лучше заниматься самостоятельно. Во всех этих памятках содержатся общие правила:
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, — воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, ... устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих ...
- Уметь выбирать нужную информацию, знать, где найти, зачем и как читать.
- Заниматься толы..; в хорошо проветренном и освещенном помещении.
- Вникать в суть, в смысл прочитанного, ничего не оставляя неясного для себя.
- Записывать основное содержание прочитанного, причем стараться это делать по памяти, а не по тексту.
- Отрабатывать тщательно, записывать все то, что трудно запоминается, н первую очередь даты, цифры, формулы, правила.
- Регулярно проверять себя, что и как усвоено, что нового узнали, в чем можно согласиться с автором,
чем — поспорить.
- Перечитывать то, что изучено на предыдущем занятии, как бы подстраховывать свою память, упросить изученное в последующем самообразовании.
- Всякую новую информацию связывать с уже военной. Новые знания будут тогда прочными, когда идут в состав системы знаний.
9.Прочитанное связывать с жизнью, знания — с личным ОПЫТОМ.
10.Выработать привычку применять идею мысли в различных ситуациях, в решении разных жизненных задач.
- Научиться технике чтения по принципу: читать много, быстро и про себя.
- Научиться выделять главные мысли, основное содержание, суть вопроса в любой книге и связывать все это с тем, что уже знаешь.
- Иллюстрировать основные мысли автора примерами из жизни, личного опыта, доказывая его ведущие идеи или опровергая их.
- Систематизировать прочитанное в графиках, таблицах, схемах и диаграммах, уметь выбрать из нескольких источников родственную информацию и изложить ее в виде доклада, сообщения.
- Реализовывать приобретенные знания в своем труде, в общественной работе.
- С помощью знаний стремиться изучать окружающую действительность, знания рассматривать как оружие в жизненной борьбе.
- Необходим регулярный самоанализ самообразовательной работы.
Педагог должен проявлять гибкость, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, формировать мотивы учения, совершенствовать учебный процесс, обучать культуре умственного труда. Как следствие этого и возникает умственное самовоспитание, в котором, кроме самообразования, происходит самовоспитание умственных сил и способностей школьника.
Эстетическое воспитание Критерии и показатели эстетического самовоспитания
Объектом эстетического воспитания и самовоспитания выступают эстетическая культура человека включающая в себя знания об искусстве, эстетические представления, вкусы, кругозор, умение видеть и понимать прекрасное в обществе, природе, человеческих отношениях, результатах труда, а также эстетически; умения и навыки.) Это означает, что важно не столько воспитание ценителей, сколько создателей красоты.
Эстетическое воспитание младших школьников
... развитого современного человека. Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования - эстетическое воспитание младших школьников. Цель исследования - выявить условия успешного эстетического воспитания младших школьников Задачи исследования: определить сущность и ...
Эстетическое воспитание и самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом плане эстетическое самовоспитание подчинено общему закону, оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, его завершением. Но главная: особенность эстетического самовоспитания состоит 5 том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание во взаимосвязи с самовоспитанием выполняет следующие функции:
- совершенствует органы чувств, а следовательно, механизм восприятия окружающей действительности и информации, обеспечивает устойчивое внимание, наблюдательность и взаимодействие органов чувств при активном творческом познании;
- выступает предпосылкой развития интереса, любознательности, увлеченности наукой. В. И. Ленин не случайно замечал, что без человеческих эмоций не может быть и человеческого искания истины;
- усиливает влияние искусства на нравственность, поскольку, как говорил А. М. Горький, эстетика — это этика будущего. Ни один учебный предмет не может заменить искусство при раскрытии человеческой духовности или бездуховности, внушить отвращение к безобразному и восхищение прекрасным;
- способствует воспитанию творческой личности, творческого отношения к труду;
- связывает науку и искусство — два основных источника творчества человека;
- выступает важным фактором сплочения детей в учебные, трудовые, общественные коллективы.
. Эстетическая деятельность человек; призвана удовлетворять потребность в красоте, которая является одной из важнейших его духовных потребностей.
Критериями эстетической воспитанности выступают:
- развитое эстетическое чувство, включающее в себя эстетическую и эмоциональную восприимчивость, эстетическое переживание (ощущение красоты, поклонение ей, отвращение к безобразному), эстетические впечатления и гуманизм (сочувствие, сострадание, сопереживание) ;
- эстетическое сознание, возникающее в результате взаимодействия эстетического идеала, эстетических ценностей, вкуса и нравственных убеждений;
- эстетическое отношение к действительности, построенное на единстве истины, добра и красоты, нравственном и эстетическом началах в человеческих отношениях, взаимосвязи с природой и обществом;
- эстетические качества личности: умение видеть мир прекрасным (романтичность), потребность в его эстетическом преобразовании, наклонности и способности: к эстетической деятельности, умения и навыки преобразования реальной действительности по законам красоты. Указанные критерии эстетического воспитания есть в то же время критерии эффективности эстетического самовоспитания.
Возможности эстетического самовоспитания школьников
Работа над собой в сфере эстетики в наибольшей, мере проявляется в старшем подростковом возрасте.
Условия успешного эстетического воспитания детей младшего школьного ...
... создает мотивационную основу для самостоятельной работы человека по эстетическому самовоспитанию). Конкретный предмет эстетического отношения, будь то другой человек, явление природы или ... 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младшего школьного возраста 1.1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания Понятие «эстетическое воспитание», с одной стороны, связано в ...
Но эстетические начала пронизывают всю детскую жизнь. Чтобы сформировать чувство прекрасного, уже с раннего возраста следует учить малыша видеть в гармонии красоту, различать добро и зло как красивое и безобразное. Подчас наблюдаешь, как малышка рассердилась и слабыми ручонками бьет бабушку, а та улыбается, уговаривает. А ведь здесь начало неуважения к возрасту и женщине — вечному источнику прекрасного и благородного. Или другие примеры: мальчик рвет цветок с клумбы, девочка выхватывает из рук подружки красивую игрушку, бросает ее на пол, подросток громко и с браводой говорит товарищу бранные слова. Все это начало неэстетического отношения к миру.
Эстетическое воспитание дошкольников начинается с игры. Она служит основой выработки многих умений и навыков, предпосылкой подражания взрослым, помогает усвоению их опыта.
Направлением эстетического воспитания и самовоспитания младших школьников является формирование эстетического отношения к природе и деятельность по ее сохранению и обогащению.
В подростковом возрасте происходит активное половое созревание, становление взрослости и остро проявляется потребность в самоутверждении. Все это порождает желание выделить себя из окружающих, обратить на себя внимание. Часто это делается подростками с помощью мещанского украшательства, навешивания мальчиками на себя брелков, цепочек, серег, а девочки применяют косметику, сверхмодно одеваются, увлекаются рок-музыкой и т. д. Так возникает подражание западным образцам, манерам поведения. «Металлисты», «волнисты», «фанаты», «дофенисты» и прочие подростковые неформальные объединения появляются как результат эстетической невоспитанности, а отнюдь не как следствие только упущений в воспитании или влияния буржуазной идеологии.
Особенно важны для эстетического самовоспитания контакты школьников с природой.
Чтобы школьник развивал самостоятельно свои эстетические дарования и способности, необходимо:
- поддерживать преобладающий интерес к избранной, любимой сфере знаний и деятельности;
- создавать реальные возможности развивать способности, как только они проявились;
- осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании с учетом возможностей возраста;
- кооперировать с другими детьми, которые обладают способностями в этой же области;
- непрерывно совершенствовать стимулы личных достижений учащихся: перевод через класс, завоевание права участвовать в олимпиадах, конкурсах, возможность получать специальные консультации учителей и профессионалов-эстетов (актеров, художников, композиторов и др.), создавать постоянную возможность переключиться на другие сферы, если наступило утомление от музыкальных, танцевальных, художественных и других занятий по развитию эстетических склонностей. Эти условия помогают поддерживать с помощью педагогических мер устойчивое эстетическое самовоспитание.
К сожалению, эстетическое самовоспитание школьников до сих пор не было объектом специального исследования. Мы мало знаем эффективных методик, которые побуждают к самовоспитанию. Одно несомненно: всякая деятельность, в которой человек проявляет свои дарования и способности, постепенно становится и эстетической, а любой вид работы над собой на определенной стадии вызывает эстетическое самосовершенствование.
9