Клин.психология.ситуационные задачи

Ситуационная задача 1.Саша Г., 12 лет, болен ожирениемIIстепени. Врач просит клинического психолога сформировать у Саши желание регулярно и правильно выполнять рекомендации врача, особенно по питанию и физическим нагрузкам.

Вопрос. Какой субъективный феномен необходимо исследовать у ребёнка?

А. Феномен «внутренняя картина болезни»

Б. Феномен «психологическое благополучие»

В. Феномен «субъективное переживание»

Г. Феномен веры

Ситуационная задача 2.Даня Т., ученик 1 класса, сделал рисунок на тему: «Я и моя болезнь». Диалог с психологом по этому рисунку.

Даня: «Я заболел, заразился гриппом. Мне хотят сделать укол большим шприцем и маленьким, т.к. я заболел кашлем и горлом. Больно, неприятно и я плачу. Ко мне домой приехал врач. Он злой, плохой и быстрый».

Психолог: А почему врач злой?» — Даня: «Так все другие доктора уехали к другим детям». – «А ты часто болеешь?» — «Да, но только раз врач был злой. Злой, но лучше всех – сделал укол, и все прошло!».

Вопрос. Какие способы психологической защиты использовал Даня?

А. Отрицание

Б. Рационализация

В. Вытеснение

Г. Проекция

Ситуационная задача 3. Оля С., 8 лет, ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время осталась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для бо­лее младшего возраста, играет в куклы. Попытки заставить Олю «до­гонять» учебную программу безуспешны, она плачет, раздража­ется. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам само­стоятельно. При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеническому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выра­жена эмоциональная лабильность.

Вопрос. Какой тип психического дизонтогенеза наблюдается у ребёнка?

5 стр., 2446 слов

Дополнительные ситуационные задачи

Больной 23 лет, студент, в течение 2 недель жалуется на сниженное настроение, утрату интересов, неуверенность в себе, нарушение сна, плохой аппетит. Несмотря на возникшие трудности в освоении учебной программе и постоянную обеспокоенность своим состоянием продолжает учёбу в институте. Каких-либо психотравмирующих событий, предшествующих этому состоянию, не было. Какие симптомы описаны? Каким ...

А. Регрессивный

Б. Тотальная ретардация

В. Частичная ретардация

Г. Асинхрония

Ситуационная задача 4.Вася Л., 13 лет. Ученик 6-го класса. Обратились мама и классный руководитель. Ребенок родился в срок, рос и развивался соответственно возрасту. В школу пошел с 7-ми лет и учился на «4» и «5». В течение последних двух месяцев после перенесенного ОРЗ резко ухудшилась успеваемость по всем предметам. Дома готовит­ся к урокам, но стал обращаться к родителям за помощью при вы­полнении элементарных арифметических действий, иногда забы­вает начертание букв, не запоминает только что выученный мате­риал. На уроках сонлив, часто жалуется на головную боль.

При патопсихологическом обследовании отмечается затруднен­ная врабатываемость, гипостеническая истощаемость. Резкое суже­ние объема внимания. Механическое запоминание затруднено. Нарушена фун­кция зрительного синтеза, а в результате этого — навыки чтения и письма. Вася не осознает происходящие с ним изменения и отно­сится к ним с безразличием или смехом.

Укажите возможный вариант психического дизонтогенеза у подростка.

А. Аутизм

Б. Парциальная задержка психического развития

В. Умственная отсталость

Г. Дисгармоничное психическое развитие

Ситуационная задача 5. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ре­бенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом всту­пает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запомина­ние успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запомина­ние значительно хуже. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домаш­него адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уров­не «головонога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Вопрос. Какой тип психического дизонтогенеза наблюдается у ребёнка?

А. Регрессивный

Б. Тотальная ретардация

В. Частичная ретардация

Г. Асинхрония

Ситуационная задача 6.Олег А., ученик 1-го класса. Обратилась учительница с жалобой на нарушения поведения: отказывается выходить из класса на переменах, участвовать в занятиях физкультурой, иногда не отвечает у доски. Успеваемость неравномерная: хорошо дается математика, чтение, при грамматически правильном письме, устойчиво необычный почерк.

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

... Назовите описанный синдром, 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Каково вероятное решение судебно-психиатрической экспертизы? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Больная ... синдром и симптомы, 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Каково вероятное состояние испытывает пациент? 4. Каков прогноз расстройства? 5 Рекомендуемое лечение. Обратился ...

Из беседы с родителями выяснилось, что мальчик на неоднократные попытки отдать его в детский сад реагировал крайне болезненно и поэтому воспитывался дома. Рано научился говорить, охотно общается со взрослыми, интересуется астрономией, знает все созвездия. К школе относится с интересом, но до сих пор не знает ни одного из своих одноклассников по имени. Движения неловкие, до сих пор мать помогает ему одеваться, а иногда и кормит.

При психологическом исследовании контакт устанавливается не сразу, только после разговора об астрономии. Отношение к заданиям неравномерное – от некоторых пассивные отказы, некоторые выполняются с интересом. Механическое запоминание успешно. Работоспособность равномерная. Внимание не нарушено. «Исключения» и «обобщения» иногда выполняются по слабым признакам: «Лодка, тачка и велосипед похожи – двигаются при помощи человека, а мотоцикл от них отличается – ему нужен бензин»; с помощью – правильные решения. «Несуществующее животное» черного цвета на колесах, но не роботообразное. Самооценка (по методике «Лесенка самооценок») слабо дифференцирована, отсутствует представление об отношении к себе со стороны окружающих, выражено негативное отношение к одноклассникам: «Шумят, пристают, толкаются, вообще глупые». Школьная тревожность средняя, возникает в ситуациях ответа на уроке, занятиях на физкультуре. Уроки физкультуры вызывают отвращение и содержанием – трудно выполнять гимнастические упражнения, ловить мяч и т. д., и тем, что одноклассники смотрят на него, не нравится и процесс переодевания. Отмечается легкий страх физического контакта.

Определите предположительный тип психопатии.

А. Вероятна эпилептоидная психопатия

Б. Вероятна шизоидная психопатия

В. Вероятна психастеническая психопатия

Г. Вероятна истероидная психопатия

Ситуационная задача 7.Роман В., ученик 3-го класса. Обратилась мать в связи с непонятным для нее поведением сына. На каникулах ребенок отказывался от некоторых прогулок, экскурсий. Однажды, когда мать купила ему новую рубашку, он разорвал ее на клочья и выбросил в окно. Мальчик не разрешает матери убирать в его комнате, переставлять вещи. По словам учительницы, Роман очень аккуратный, средних способностей, учится неравномерно. В классе охотно выполняет одно общественное поручение – поливает и выращивает растения. Иногда бывают малопонятные вспышки гнева, если дерется с ребятами, с трудом может остановиться. Любит командовать более слабыми и младшими ребятами. При психологическом исследовании отмечается затрудненная врабатываемость, инертность психических процессов. Объем и переключаемость внимания несколько недостаточны. Механическое и смысловое запоминание успешно. Уровень обобщения – возрастная норма. Самооценка несколько завышена. Школьная тревожность низкая. «Несуществующее животное» изображается в виде динозавра с большим количеством шипов и зубов. Испытуемый признает свою любовь к порядку, дисциплине. Свое поведение дома объясняет тем, что мама делает все быстро, не предупреждая его заранее о прогулках, покупках и т. д. Жалуется на иногда возникающую злость, злопамятность.

26 стр., 12945 слов

Изучение страхов у подростков с акцентуациями характера

... поставленных в исследовании, нами были использованы следующие методики: опросник диагностики страхов у подростков, разработанный А.И.Захаровым. Для выявления акцентуаций характера был использован ... других известных психологов (А.И.Захаров, В.В.Лебединский, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Г.Салливан, Д.Селли) страх рассматривается с точки зрения значимого феномена социальных взаимоотношений человека с ...

Определите предполагаемый тип психопатии.

А. Вероятна эпилептоидная психопатия

Б. Вероятна шизоидная психопатия

В. Вероятна психастеническая психопатия

Г. Вероятна истероидная психопатия

Ситуационная задача 8.Таня С., ученица 3-го класса. Обратилась за консультацией мать девочки. С начала нового учебного года Таня перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело переживала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сентября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой аккуратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игрушки, учебники. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет.

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобщения соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 – 3 варианта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмечается высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, дифференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мнения окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным страхом, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю всегда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится избавиться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

Определите предполагаемый тип психопатии.

А. Вероятна эпилептоидная психопатия

Б. Вероятна шизоидная психопатия

В. Вероятна психастеническая психопатия

Г. Вероятна истероидная психопатия

Ситуационная задача 9.Антон Б., 13 лет, выполнил рисунок на тему: «Я и моя болезнь». Из рассказа по рисунку: «Это я стою и плачу. Змея – это моя болезнь, она вся в шипах, жалит, колет, щиплет и мне больно. Я хочу избавиться от болезни, чтобы стало хорошо. Болезни радостно, когда мне больно. Я с ней обязательно справлюсь.

Вопрос. Какие стороны внутренней картины болезни отражены в рассказе Антона?

А. Сенситивная

Б. Эмоциональная

В. Волевая

Г. Интеллектуальная

Ситуационная задача 10.Кира У., ученица 5-го класса. Обратилась за консультацией мать девочки. С начала нового учебного года Кира перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело переживала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сентября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой аккуратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игрушки, учебники. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет.

2 стр., 926 слов

Какой важнейший период биологического развития человека начинается ...

... период биологического развития человека начинается в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у мальчиков и длится 3-4 года. А. препубертатный период (adrenarche) Б. пубертатный период ...

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобщения соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 – 3 варианта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмечается высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, дифференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мнения окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным страхом, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю всегда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится избавиться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

А. Желательна консультация у психиатра

Б. Тренинги по повышению самооценки

В. Участие в групповом тренинге по снятию страхов

Г. Психотерапия

Ситуационная задача 11. Кира У., ученица 5-го класса. Обратилась за консультацией мать девочки. С начала нового учебного года Кира перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело переживала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сентября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой аккуратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игрушки, учебники. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг нет.

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Механическое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобщения соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 – 3 варианта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмечается высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, дифференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мнения окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным страхом, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю всегда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится избавиться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

А. Желательна консультация у психиатра

Б. Тренинги по повышению самооценки

В. Участие в групповом тренинге по снятию страхов

12 стр., 5895 слов

Детские страхи у детей младшего возраста

... 6-и 9-месячным возрас стом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими. Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной ... но он уже распознат сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации. К числу внешних можно отнести также ...

Г. Психотерапия