ТЕРМИНЫ. Этнопсихология — дисциплина, изучающая особенности психического склада и поведения людей определённой этнической общности.Основные объекты Э. п племена, народности, нации, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов и т. д.).
Содержание этнопсихологических исследований — установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей — с другой.
Эти исследования в большинстве своём носят эмпирический, сравнительно-описательный характер. Этническая общность – этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. — общность территории и языка — выступают затем и в качестве её главных признаков.Нередко Э. о. складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки).
Дополнительными условиями сложения Э. о. могут служить общность религии, близость компонентов Э. о. в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.
Этногенез — (от греч. éthnos — племя, народ и генез) — процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов.Э. — начальный этап этнической истории: по завершении Э. может происходить включение в сложившийся этнос. Ксенофобия — (от греч. хenos — чужой, посторонний, и phobos — страх) — негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам.
Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы — представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т.п так и вообще все «чужие». Этноцентризм — предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. Этническая антропология — раздел антропологии, изучающий морфофизиологические особенности отдельных этнических общностей (этносов).
Основные единицы исследования Э. а ареальные общности людей (популяции), различающиеся по расовым признакам (форма волос, пигментация, размеры и строение лицевого скелета и др. Этнос — (греч. ethnos — группа, племя, народ) – межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.
Психология этнических групп
... людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающей этнические группы, является этническое самосознание. 3. Этническое самосознание Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, ... низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); ...
Понятие «Э.» как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.
Нация — (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.
Традиции — (от лат. traditio — передача; предание) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Этническая идентичность — результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности. Национальность — принадлежность индивида к определенной национальной или этнической группе; Расы человека — (франц единственное число race) — исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определённых пределах.
Современное этнопсихологичское исследование. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ТОФАЛАРОВ Последние пятнадцать лет характеризуются активизацией этнических процессов в нашей стране.Сложность и многообразие этих процессов выдвигают на первый план задачу детальной проработки и всестороннего научного анализа теоретических и практических аспектов современного этнического развития и межэтнических отношений.
Здесь не обойтись без знания и учета психологических особенностей представителей различных национальных общностей и специфики их проявления в жизни и деятельности людей. Вместе с тем прикладные исследования психологии конкретных народов России пока еще являются редкими. Всё это и обусловило выбор темы исследования.Расселение тофаларов, проживающих совместно с русскими в трех поселках Нижнеудинского района Иркутской области, и их активные контакты с представителями других национальностей обусловили постепенное вытеснение из их жизни ряда самобытных культурно-бытовых особенностей новыми интегрирующими формами культуры.
В этих условиях сохранение тофаларской идентичности во многом определяется их психологическими установками.По данным нашего исследования (которое проходило в п. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области в 2005 г.) в районе проживания тофаларов их численность составляет 662 человека.
20. Метод фокус-группы
... вежливое останавливание, стабилизация дискуссии. ● спрашивающий респондент – спрашивает вопросы, адресованные респондентам, у модератора. 3) Д.Темплтон: 4 группы респондентов, с которыми м б трудности: ● ... прокомментировать его ответы. ● многословный респондент. Стратегии: директивные – четкий возврат к вопросу и давление группы. ● неадекватный респондент – делает комментарии, не относящиеся ...
Были выделены половозрастные группы и проведено этнопсихологическое исследование. Выборка репрезентативна.Для эмпирического исследования были составлены выборочные группы респондентов: от 18 до 35 и от 36 до 58 лет. Все они были опрошены по этнопсихологическому опроснику, всего 54 человека. Предметом нашего исследования явилось: этническое самосознание, этническая самоидентификация, установки на межнациональное общение.
Важной особенностью, влияющей на этническое самосознание явился переход от тофаларского языка к русскому. В возрастной группе от 18 до 35 лет никто не признал тофаларский язык родным и все респонденты в качестве родного языка указали на русский. Тофаларским языком в этой возрастной группе свободно никто не владеет, 1% — указали, что владеют с некоторым затруднением, 26% — понимают и 70% — совершенно не владеют.В возрастной группе от 36 до 58 лет тофаларский язык признало родным 37% респондентов, но никто не указал его как основной разговорный язык, 29% — владеют им свободно, 3% — владеют с некоторыми затруднениями, 18% — владеют со значительными затруднениями, 24% — только понимают и 26% — не владеют тофаларским языком.
Настоящее состояние и функционирование родного языка в среде тофаларов обусловлено и может быть объяснено различным факторами: во – первых, это совместное проживание с русским этносом; во — вторых, существенная установка на изучение русского языка как социального более желательного и необходимого; в – третьих, большое количество межнациональных браков (в смешанных семьях основным разговорным языком является русский).
Таким образом, можно с уверенностью утверждать о замене родного языка русским. Своеобразные характеристики этнического самосознания тофаларов проявляются в их этнической самоидентификации. 39% респондентов выбрали в качестве главного фактора национальной принадлежности национальность отца, 21% — собственное желание, 17% — национальность матери, 9% — общее историческое прошлое. Из всех респондентов 54% определили себя тофаларами по происхождению – то есть по национальности одного или обоих из родителей. Среди респондентов, выбравших в качестве фактора самоидентификации собственное желание подавляющее большинство являются метисами и перед ними стоял выбор своей национальности, который они осуществили в пользу тофаларской.
Такой показатель как принятый в семье язык не является существенным показателем, что подтверждает наш вывод о замене родного языка русским языком.
Следовательно, уход родного языка из быта тофаларов не означает автоматической смены этнического самосознания. В качестве важного эмпирического индикатора этнического самосознания тофаларов выступали и их представления об этноконсолидирующих и этнодиференцирующих факторах.
В возрастной группе от 18 до 35 лет важнейшим этноконсолидирующим фактором 37% респондентов считают сам факт проживания в Тофаларии, 33% считают таким фактором язык, 7% — обряды и обычаи.
В возрастной группе от 36 до 58 лет важнейшим этноконсолидирующим фактором 37% выбрали язык, 33% считают таким фактором родную землю, т.е. проживание в Тофаларии, 11% выбрали родную культуру, 5% — обряды и обычаи. Более активную позицию респонденты проявили при выделении этнодиференцирующих факторов.Это подтверждает положение о том, что оппозиция «мы – они» имеет определяющее значение для самоидентификации этнической общности[1]. По мнению Бромлея Ю.В «…суждения о свойствах своего этноса неразрывно связаны с представлением о характерных чертах других этнических образований и их членов»[2]. Данный механизм самоидентификации применим и по отношению к тофаларам.
Совладающее поведение людей разных национальностей
... литературе отсутствовало определение понятия «различия совладающего поведения людей разных национальностей». В деятельностном аспекте рассматривается взаимосвязь психологических особенностей и стратегий ... совладающего поведения. . Исследовать стили совладающего поведения личности представителей разных национальностей, особенности их социальной адаптации к стрессовым ситуациям. . Провести контент- ...
Так язык оценивают чаще как этнодифиренцирующий фактор, его отметили 38% респондентов. Далее ответы распределись следущим образом: 20% — всё одинаковое, 13% — обряды и обычаи, 5% — черты характера.Во многих этнопсихологических и этносоциологических исследованиях авторы доказывают, что национальный язык является главным этнодифиренцирующим и этноконсолидирующим фактором.
Национальный язык относится к категории признаков, определяющих национальные стандарты[3]. Что и подтверждают результаты нашего исследования, хотя среди респондентов выбравших язык как этнодифиренцирующий и этноконсолидирующий фактор 39% не владеют тофаларским языком, 2% говорят с некоторыми затруднениями, 12% — со значительными затруднениями, 24% только понимают и 17% говорят свободно.
Показателен тот факт, что в возрастной группе от 18 до 35 лет язык как этноконсолидирующий фактор занимает второе ранговое место, уступая такому фактору, как родная земля. Также примечательно, что такой фактор как внешний облик в глазах респондентов не выступил существенным показателем. Можно предположить, что это тесно связано с тем, что среди респондентов 69% являются метисами.Респондентам было предложено назвать национальности, которые представляются им наиболее близкими по языку и культурно – бытовым особенностям.
Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: тувинцы — 57%, буряты — 24%, хакасы — 15%, 13% не смогли указать такой национальности, узбеки — 7%, татары и киргизы по 5%. Прежде всего обращает внимание тот факт, что абсолютное предпочтение респонденты отдали представителям тех национальностей, которые наиболее тесно контактировали с тофаларами в течение длительного времени. Первое место принадлежит тувинцам.Причем многие уточняли, указывая на отдельный тувинский субэтнос – тувинцев-тоджинцев, наиболее близкий по языку и культуре тофаларам.
Важным показателем этнической психологии на личностном уровне является характер установок на межнациональное общение.На вопрос «В каком коллективе по национальному составу вы предпочли бы работать» ответы распределились следующим образом: национальный состав не имеет значения — 72%, лучше в национально-смешанном коллективе — 15%, только в тофаларском — 7%, затруднились с ответом — 5%. По возрастным группам показатели не изменяются.
Таким образом, тофалары одобрительно относятся к общению с лицами иной национальности. Та же положительная установка прослеживается в отношении к межнациональным бракам. Для 61% не имеет значения какой национальности будет супруг, 26% относятся к смешанным бракам положительно, 11% — отрицательно, 2% затруднились с ответом.Отсюда следует вывод о том, что для современного этнопсихологического развития тофаларов характерны положительные ориентации в межнациональном общении.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Обобщая выводы нашего исследования можно сказать о преобладании положительных установок в межнациональном общении. Так же с уверенностью можно утверждать, что этническое самосознание тофаларов является устойчивым, хотя отмечается рассогласование между высоким ранговым местом языка как фактора этнодиференциации и этноконсолидации и фактическим не знанием родного языка, что в дальнейшем может привезти к деэтнизации тофаларов.С.А.Бахтин «Этно журнал» ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ АНГЛИЧАН. евушке подавай только мужа, а замужней подавай уже все. емократия — это прежде всего процедура. ождь никогда не идет, а льет. сли человек обманывает меня один раз — пусть будет стыдно ему; если он обманывает меня второй раз — пусть будет стыдно мне. ы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. адейся на лучшее, но готовься к худшему. о другой стороне ограды трава всегда зеленее. амое главное — понять, в чем состоит твой долг. Выполнить его легче легкого. о временем и при терпении и тутовый лист станет атласом. (With time and patience the leaf of the mulberry becomes satin) пешка расточительна. естность — лучшая политика.
У англичан есть любимая поговорка, что «у всего своя изнанка» . Этой банальностью обычно щеголяют, дабы разрешить различные споры и разногласия.
Однако же из всего того, что действительно обладает и лицом, и изнанкой, наиболее ярко демонстрирует свою «двусторонность» английский характер.Современные англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера.
Слова: «Умей держать себя в руках» — как ничто лучше выражают девиз этой нации. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и неудаче человек должен оставаться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше — если и внутренне. Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязанности и антипатии.Бывает достаточно наблюдать за английской толпой на национальном празднике или на футбольном матче, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под узды самоконтроля.
Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы.Обратившегося с каким — нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, несколько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять. На каждом англичанине, где бы он ни жил, лежит печать его национальности.
Француза не всегда можно отличить от итальянца или от испанца, но англичанина трудно спутать с кем бы то ни было. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру поведения, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде — у себя дома. Это — оригинальный, самобытный, в высшей степени цельный характер. Англичанин очень тщеславный. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других.Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалением и нередко с полным презрением.
Этот недостаток у англичан развился вследствие отсутствия общительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими. Деньги — кумир англичан. Ни у кого богатство не пользуется таким почетом. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант.На каждом поприще он уделяет много времени добыванию денег.
Внешний вид делового человека
... светлее костюм, тем лучшего качества он должен быть. 2. Внешний вид делового человека Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его ... — пунктуальность, четкость, квалификацию, верность слову и т.п. Именно поэтому к внешнему виду делового человека, его повседневному костюму (не говоря уже о торжественных случаях) предъявляется много требований. ...
Его первая забота всегда и везде — нажить как можно больше.Но при этом необузданной алчности и страсти к наживе англичанин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу. Идеалом англичан служит независимость, образованность, достоинство, честность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчинятся, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ УЗОРЫ ЯКУТИИ. Гербы районов республики Якутии как нельзя лучше характеризуют национальные узоры этого региона. Перед нами герб Момского района республики Якутия. Попробуем разобраться в его символике.Геральдическое описание гласит: «В лазоревом поле два сообращенных танцующих с воздетыми крыльями серебряных стерха (кыталык) с черными концами крыльев и хвостов, червлёными клювами и лапами; зеленая оконечность отделена серебряным поясом, украшенным червлёным национальным орнаментом.
Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)». У якутов исключительным уважением пользуется птица — кыталык (стерх).
В древней мифологии стерх выступает в виде светлого начала, помощника и покровителя людей среднего мира. Она обитает в верхних небесах, является дочерью верховного божества Айыны Сиэр Тойон и величавой Айыы Ньуоралдъын Хотун. Появление летающих стерхов над какой-либо местностью порождает мысль о счастливой судьбе. А тому, кто увидит танец священных птиц, предвещается счастливое будущее.
Стерх олицетворяет светлое, доброе, счастливое начало во всей нашей многоликой и изменяющейся жизни. Символ вечности.Эвенский национальный узор — под геометрическими орнаментами, в виде юрт шесть наслегов Момского района, которые имеют статус «национальных наслегов». Выступающие детали каркаса юрты в виде рогов северного оленя и люди между юртами, характеризуют основную деятельность района — оленеводство.
Орнамент выполнен в традиционном эвенском стиле. Алмазы в особой стилизации, аналогичной их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность района к Республике Саха (Якутия).