Этнопсихология народов Азии

Филиал Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

в г. Волгодонске

Факультет: Психологии, педагогики и права

Специальность: Психология

Контрольная работа

По дисциплине ________________________________________________________

Тема: «Этнопсихология народов Азии »

Студент (ка) ____________________________________

студенческий билет №_________________

Проверил______________________________________ оценка____________________дата__________________

подпись_______________________________________

Волгодонск

2011 г.

Оглавление

Введение

I. Психология народов

II. Этнопсихология народов Азии

Заключение

Библиографический список

Введение

Анализируется исторический путь развития этнопсихологии традиционных народов в мировой научной мысли. Формирование и развитие этнопсихологической науки за рубежом привело к обоснованию наличия у каждого народа своего совершенно специфического национального характера, проявлением которого является функционирование в его психике определенного набора черт, влияющих на сознание, мотивы поведения и всю деятельность людей. Была выработана точка зрения о том, что национальный характер формируется главным образом под воздействием культурных институтов в процессе обучения и воспитания ребенка, под влиянием системы ценностей и поведения взрослых. В последние годы этнопсихологическая наука в зарубежных странах приобрела направление кросскультурного изучения представителей различных национальных общностей в процессе общения и взаимодействия. В этой работе мы, пусть и кратко, но поговорим о народах стран Востока.

I . Психология народов

Этническая психология или этнопсихология — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел социальной психологии.

5 стр., 2275 слов

Исследование некоторых особенностей народов мира по этнопсихологии

... психологических особенностей представителей различных национальных общностей и специфики их проявления в жизни и деятельности людей. Вместе с тем прикладные исследования психологии конкретных народов России пока еще ... Этногенез - (от греч. éthnos — племя, народ и генез) - процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов.Э. — начальный этап этнической истории: по ...

Термин «этническая психология» (нем. Völkerpsychologie ) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских позиций концепцию «народного духа» (по аналогии с индивидуальным сознанием), они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» (нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft ), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни. Также вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20-х гг. XX века с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.

Школа психологии народов послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.

Задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов с помощью метода анализа ... Изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выявляет возрастные закономерности психического развития человека. ВОЛЮНТАРИЗМ – направление ...

В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и многие другие. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии первобытных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).

.

II. Этнопсихология народов Азии

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет множество различных характеристик, с одной стороны, сходных с другими общностями, а с другой, выделяющих его среди них. Возможность длительного существования этнической общности обуславливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании. Национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке.

Констатируя различия в культуре и традициях, внешнем облике племен и народностей, ведущих традиционный образ жизни, сначала древнегреческие мыслители, а затем и ученые других государств, предпринимали попытки определить природу этих различий. Среди таких факторов можно выделить географическую среду и природные условия, в которых происходило формирования этнической общности; формы и методы воспитания детей; обычаи, нормы и законы поведения людей; религию; преобладающую форму хозяйственной деятельности, экономическую и социально-политическую ситуацию и в значительной степени исторические условия. Для удобства изъяснения применим метод разделения на группы, и отметим этнопсихологические особенности кочевых и оседлых народов Азии.

· Этнопсихологические особенности кочевых народов Азии.

Кочевник мыслит и живет категориями пространства и миграции перекрывающего огромные расстояния, вносящего хаос и расстройство в оседлые сообщества. Он ни к чему не привязан, но способен мгновенно принять нужное адекватное ситуации решение. Психология и ценности кочевника-скотовода, потребляющего дары животного мира, выпасая стада, не затрачивая больших усилий на их содержание. Он осуществляет, по существу, присваивающий способ жизни. Психология кочевника во многом отличается от психологии оседлого человека, в особенности, во время дальних захватнических походов. Известно, что в таких походах степняки обычно перемещались вместе со стадами коней, верблюдов и так далее. При этом мотивы похода, в какой-то мере были всегда экологические. Так, целью кочевых этносов, кроме простого грабежа, были еще и пастбища. Не даром они по пути безжалостно уничтожали все очаги земледельческой цивилизации.

· Этнопсихологические особенности оседлых народов Азии

Оседлый земледелец мыслит категориями времени и эволюции. Земледелие вырабатывает у народов миролюбивый характер, создает материальные основания для гуманизма, смягчает нравы, так как в этой системе жизнеобеспечения даже слабый человек может найти применение своим силам, земледелие вырабатывает сложные и тонкие формы взаимоотношения людей с миром животных и растений, с природой в целом: значимость растительного и животного мира в жизни земледельца формирует чувство любви, причастности, бережного отношения к этому миру. Земледельческий труд вырабатывает уважение и благоговение перед жизнью, в том числе и перед человеческой.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов ... согласованность знаний, убеждений и поведения. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Особенности – систематичность. ВОСПИТУЕМОСТЬ – откликаемость на ... функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выявляет возрастные закономерности психического ...

Часть этнопсихологического знания уделена, исследованию влияние религий на формирование менталитета, в нашем случае, азиатских народов.

На протяжении тысячелетий религия, традиция и складывавшийся на этой основе менталитет не только формировали групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных нормативных ценностей, но также являли собой фундамент духовного развития общества.

Религия способствовала созданию того или иного общества, той или иной цивилизации. И лучше всего это видно при сопоставлении Востока и Запада, а точнее — западноевропейского античного и неевропейского «азиатского» путей развития.

В сфере взаимоотношений религиозной традиции, общества и государства индо — буддийское общество противостоит исламскому и китайскому. Они ориентированы на сильную и эффективную власть, на доктринально санкционированную слитность, практическое единство общества и государства.

Этнопсихологические особенности, собственно народов Азии:

1. Евреи

Характер каждого народа в большей или меньшей степени определен его историей, однако для евреев жесткие исторические условия обусловили принципиальные особенности менталитета. Формирование иудаизма шло одновременно с формированием этнопсихологических черт части семитских племен, которые стали называться евреями. Поэтому иудаизм и был одним из основных факторов сформировавших специфические особенности этнопсихологии этого народа. Для евреев характерны: старательность, настойчивость, упорное стремление к поставленным целям во всех видах деятельности; умение быстро приспосабливаться к изменившимся условиям жизни; гибкость мышления, проницательность, изобретательность, способность импровизировать, рационализм и способность всегда видеть перспективу; обостренная чувствительность, склонность находить обиду там, где ее нет; склонность жаловаться на свое положение, проявление комплекса «униженного».

2. Арабы

Арабы — представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождает немало трудностей в их жизни и деятельности. Под воздействием арабского языка, для которого свойственны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов вырабатывалась склонность к преувеличению в оценке результатов восприятия окружающей действительности. Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, всегда исходили из абсолютного значения для людей норм морали, установленных Кораном. В то же время результатом влияния мусульманской религии стало широкое распространение среди арабов различного рода суеверий и предрассудков, которые вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятие и осмысление окружающего.

В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений

12 стр., 5743 слов

Национальная психология

... общества, отражает процесс их исторического развития, былые достижения. В число структурных элементов национальных особенностей ... данной работе предпринята попытка исследования национальной психологии русского народа. Вопрос этот крайне интересный, ... территорий, связь между которыми и жизнь на которых была возможна только ... пустыни юга России и Средней Азии, то становится очевидной громадная разница ...

3. Китайцы

Китайцы широко известны как малоприхотливые люди. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Оказала свое влияние и конфуцианская идеология, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольство минимумом в условиях реальной жизни. В результате неприхотливость, умеренность, приспособляемость, довольство малым стали целым комплексом взаимосвязанных черт их национального характера. Китайцы — энергичные, предприимчивые люди, стремящиеся в любых условиях достичь поставленной цели.

Сложные климатические и природные условия страны обусловили ту исключительную роль, которую всегда играли в стране община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались и всегда очень ярко проявляются такие национально-психологические качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы.

4. Японцы

Особенности географического положения Японских островов позволили стране развиваться самостоятельно, занимать доминирующее положение в международных контактах. За всю историю Японии её территория только дважды подвергалась угрозе иноземной агрессии. Данный факт играл важную роль и в процессе формирования японского национального сознания и культуры. Внешние заимствования производились избирательно и только в тех сферах, которые определялись потребностями общества, или той его части, полем действия, которой являлись внешние политические и культурные контакты.

Этнопсихологические особенности народов Южной Азии

Для этнической ситуации в Южной Азии характерно наличие крупных народов, консолидированных в нации, народности, а также большого числа мелких групп так называемого «племенного» населения, стоящего на тех или иных ступенях разложения первобытно-общинных отношений. Все это оказывает существенное влияние на формирование этнопсихологических особенностей этих народов.

Этнопсихологические особенности народов Юго-Восточной Азии

Там обитают этносы, относящихся ко многим антропологическим расам, языковым семьям и группам, хозяйственно-культурным типам, что делает изучение народов Юго-Восточной Азии с точки зрения этнопсихологии особенно интересным, так как наряду с промышленно развитыми народами там в отдаленных, географически изолированных, местностях обитают группы населения, находящиеся на разных уровнях разложения первобытнообщинных отношений и сохраняющие традиционные черты менталитета.

Заключение

Раскрывается роль и значение этнопсихологии в системе общественных и других наук, даются определения ее предмета, основных понятий и методологической основы. Среди этнической психологии можно выделить: всесторонне осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей отдельных наций, выявление специфики их развития и проявление в внутри- и межнациональном общении. Методология этнической психологии определяется своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представлять себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания.

8 стр., 3532 слов

Коммуникативные особенности китайцев 2

... различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватилразличные сферы общественной жизнивсех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые ... знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида. Эти знаки не ... Межкультурнаякоммуникация……………………………………. 6 стр. Китайи китайцы……………………………………………………. 10 стр. Заключение………………………………………………………….21 стр. ...

Библиографический список

1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997.
2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М., 1998.
3. Введение в этническую психологию. — СПб., 1995.
4. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М., 1996.
5. Лебедева И. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1998. . Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник. — М, 2000.
6. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993.
7. Этнос и политика: Хрестоматия /Авт.-сост. А.А. Празаускас. – М., 2000.
8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник. — М, 2000.