Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах.

 

Особенности сестринского процесса в педиатрии:

• сестринская помощь направлена на удовлетворение потребностей ребенка и решение его проблем (греч. problema — задача, задание; вопрос, требующий разрешения);

• система открытая и гибкая, меняющаяся в зависимости от состояния больного ребенка;

• предусматривается тесное взаимодействие и постоянное сотрудничество с родителями или опекунами ребенка, самим больным и т.п.;

• должен осуществляться целенаправленный и плановый подход при выполнении всех манипуляций.

Специалист со средним медицинским образованием, работающий с детьми, обязан сочетать творческий подход с умелым использованием специальных навыков:

• межличностных — навыков общения, умения слушать и воспринимать, сопереживать, создавать атмосферу доверия, получать информацию;

• интеллектуальных — умения критически мыслить и анализировать, принимать решения;

• технических (владение манипуляционной техникой, оборудованием и т.п.).

Схематично шаги (этапы) сестринского процесса выглядят следующим образом: опрос — сестринский диагноз (выявление проблем больного ребенка) -план и цели ухода за ребенком — осуществление (виды и регистрация сестринской деятельности) -оценка эффективности.

1-й этап сестринского процесса — это сбор информации, подтверждение ее достоверности. Сбор информации, необходимой для оценки состояния здоровья больного, определяет направление сестринской помощи. В процессе сбора информации медсестра использует профессиональные знания и навыки общения с ребенком и родителями (информация нужна для наблюдения за больным ребенком в динамике, ею обмениваются с другими специалистами, участвующими в уходе).

Основные источники информации — родители, родственники, медицинские и социальные работники, медицинская документация, а начиная с 5-6 лет — и сам больной ребенок. Информация от детей зачастую неточна, не соответствует действительности, но в любом случае надо стараться получить как можно больше данных. В сомнительных случаях сведения подтверждаются и дополняются данными, полученными из медицинской карты и от родителей больного ребенка. Если больной находится в тяжелом состоянии или малоконтактен, медсестре лучше обратиться вначале к медицинским документам.

Во время беседы выясняются психологические особенности больного ребенка, соответствие развития возрасту, возможности контролировать поступки и принимать решения, а также взаимоотношения с окружающими. Уточняются сведения о его семейном и социальном окружении. При организации ухода за больным ребенком определяются меры, направленные на предотвращение травм и нанесение детьми самоповреждений.

7 стр., 3115 слов

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

... Понятие  информации,  ее  классификация  и  психологическая структура    Процесс передачи информации как составная часть обучения может и должен оптимизироваться ... прочесть сообщение (чертеж, схему, текст).    Семантическая информация - это информация, предполагающая актуальную или потенциальную возможность раскрытия потребителем закодированного ...

Медицинский работник должен уметь наблюдать, замечать признаки, указывающие на состояние больного: его положение, движения, мимику, жесты, желание общаться, аппетит, адекватность реакции на ситуацию и заданные вопросы; оценивать логику построения фраз, особенности голоса; отмечать ориентировку во времени и месте и т.д. Как метод наблюдение дает важную информацию для оценки тяжести состояния, физического и нервно-психического статуса ребенка.

 При работе с детским населением нередко приходится сталкиваться с определенными трудностями, обусловленными прежде всего тем, что сестринский персонал педиатрических служб силой обстоятельств вынужден работать не столько с пациентом, сколько с его окружением (родителями, бабушками, дедушками…).

Это накладывает некоторую специфику этического поведения сестринского персонала.    

       

   Особенности сестринского процесса у людей пожилого возраста:

Для того, чтобы оказать соответствующую помощь людям стар­ших возрастов, медицинский персонал должен не только с достаточной долей уверенности отличить чисто возрастные сдвиги в структуре и функции стареющего человека от обусловленных болезнью и требующих профилактических и лечебных мероприя­тий, но и быть знакомыми с психологией стареющего человека, оценивать ее в своем пациенте, знать его место в социальной сре­де. Пожилые люди по-разному воспринимают наступающую старость с ее ограничениями. При общении со стареющими людьми долж­ны учитываться весьма часто наблюдаемые у них особенности пси­хики. Как правило, это явное обращение к прошлому, меньший интерес к будущему и нередко даже к настоящему. Для старика будущее не так заманчиво, так как он сознает, что впереди у него нерадужная старость, смерть. Чувство одиночества и неполноценности уси­ливается затруднением самостоятельного передвижения, самообслу­живания, снижением зрения и слуха. Для старого человека, с его ранимой психикой, потеря близкого человека, тяжелый конфликт с ним или психотравма другого рода, вынужденная перемена привы­чной обстановки, так же как любая инфекция, могут легко стать причиной физической и психической декомпенсации.

В связи с тем, что в медицинском обслуживании долговременно болеющих и дряхлых лиц основное значение имеет уход, происхо­дит значительное перемещение обязанностей от врача к медицин­ской сестре, от медицинской сестры к ее помощникам. Работа медицинского персонала и, в первую очередь, медсестры не должна быть механическим выполнением своих обязанностей. Можно сво­евременно раздавать лекарство, измерять и записывать температуру больного, но оставлять обезличенным уход за ним, поскольку в центре внимания в таких случаях находится работа, но не сам больной, жаждущий заботы и внимания лично к себе.

   Для медицинского персонала в их работе с больными пожилого и старческого возраста особенно важны такие черты, как терпение, чувство такта, чувство сострадания. Когда мы говорим о необходимости установить психологический контакт с больным, это значит, что нужно приспособиться к нему, узнать и понять его особенности. Боль­ного надо стимулировать к уходу за собой, сохранению привлекатель­ности и опрятности, к контактам с окружающими, к занятиям тру­дотерапией. Все это должно достигаться путем тактичных разъяс­нений, а не приказаний, часто дающих отрицательные реакции.

9 стр., 4209 слов

Особенности сестринского ухода при клещевом энцефалите

... медицинского персонала. Обязанность медсестры - быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях ... первые несколько минут, присасывания к человеку. Человек может заразиться энцефалитом и выпив ... ценными для понимания психического состояния больного, особенностей его личности. Их следует отразить ... медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не ...

Очень важны при уходе и наблюдении за пожилыми и старыми людьми соблюдение правил этики и деонтологии. Медсестра долж­на уметь хранить тайну и не злоупотреблять особым доверием, которым она пользуется в силу своего положения. Нельзя доводить до сведения больных все, что обсуждается медицинским персона­лом и не предназначено для больных. Для мнительного больного часто достаточно неосторожного слова, жеста для того, чтобы сде­лать неправильные выводы о состоянии своего здоровья. Необхо­димо также учитывать недопустимость обсуждения с больным дру­гих больных или членов медицинского персонала. Тяжелая травма может быть нанесена больному, если он узнает, что тайные мысли и особенности его жизни, его организма, доверенные врачу или медсестре, стали достоянием других лиц. Для большинства людей старших возрастных групп, страдающих хроническими заболевани­ями и их осложнениями, уход является главным лечебным средст­вом во всей цепи мероприятий, направленных на восстановление нарушенных физических и психических функций, поддержание социальных связей с семьей и обществом.

 

 Медицинский персонал должен знать, что недостатки, с которыми больной принят в лечебное учреждение, в большинстве случаев — проявление болезни, а не старости и соот­ветствующий уход и лечение могут улучшить состояние больных, возвратить им здоровье. Пожилой и старый человек не любит, чтобы им командовали, многие требования медицинского персонала кажут­ся ему необоснованными. Поэтому следует по-разному подходить к тем поступкам больного, которые явно недопустимы, и к тем, кото­рые являются достаточно безобидными. Для правильной организации гериатрического ухода необходимо знание многих особенностей поведения пожилых и старых людей, у которых возрастные изменения функций тесно переплетаются с симптомами болезней и в большинстве случаев с множественной возрастной патологией. У стариков весьма часты нарушения сна. Они могут дремать с перерывами в течение дня. При этом общая продолжительность сна обычно не увеличивается, так как ночью они спят меньше. Ночью нередко старики читают, встают, ходят по палате, а находясь дома, ходят по комнате или по квартире, едят или готовят пищу, не сознавая того, что такое поведение со сто­роны может казаться странным.

Чтение для стариков часто является источником комфорта и успокоения. Следует позаботиться об удобном освещении, о на­стольной лампе на прикроватном столике, чтобы больной мог читать не напрягая зрения. Если больной находится в палате один, то ему можно разрешить чтение в перерыве между ночным сном. В боль­шинстве случаев кратковременное чтение способствует восстанов­лению сна. Важно, чтобы очки соответствовали прогрессирующему нарушению зрения и коррелировали недостатки.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

При анализе роли семьи в организации помощи престарелым, не способным к самообслуживанию, было выявлено, что последние нуждаются во внимании и помощи родственников, главным образом в психологической поддержке, не только в тех случаях, когда живут в кругу семьи, но и когда помещены в клиники и дома престарелых. Сохранение семейных связей составляет основу социальной стабильности и обеспечивает эффективную деятельность организаций здравоохранения и социальной службы, оказывающих помощь престарелым. Ни дома, ни в специализированных гериатрических учреждениях они не должны ощущать оторванность от жизни, вести существование вне времени, «прятать в ящик стола волю к жизни».

 

 

.

Приложение №3