Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Психологический факультет

Кафедра практической психологии

Курсовая работа по психологии развития и возрастной психологии

САМООЦЕНКА У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ И У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Выполнила студентка

3 курса группы ПД — 31

Сухарева Елена Витальевна

Научный руководитель:

Андронникова О. О.

Новосибирск 2013 Содержание Введение Глава I. основные теоретические подходы к изучению самооценки личности 1.1 Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки 1.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности 1.3 Факторы, воздействующие на развитие и становление самооценки 1.4 Особенности самооценки в подростковом возрасте Глава II. Эмпирическое исследование самооценки подростка 2.1 Организация и методы исследования 2.2 Результаты описания первичных данных 2.3 Результаты сравнительного анализа Заключение Список используемых источников Введение Актуальность темы исследования. В настоящее время исследованиям, на тему самооценки личности, уделяется большое внимание. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки, какие качества осознаются более подробно, как с возрастом, меняются критерии и уровни самооценки личности, какое значение приписывается внешности, а какое моральным, духовным и умственным качествам. Самооценка начинает формироваться с самого детства. И для становления самооценки, немало важным является, условия воспитания ребенка в семье: отношения между родителями, отношения между ребенком и родителями, взаимоотношения со сверстниками, одноклассниками, учителем в школе и т.

д. А так же важны условия воспитания ребенка и вне семьи, в таких учреждениях, как детский дом. Актуальность данной темы состоит в том, что процесс развития самооценки в сравнении с другими психологическими образованиями изучен, очень, мало. Особенно, как происходит становление, развитие самооценки личности в условиях воспитания детского дома, по сравнению с условиями воспитания ребенка в семье. Самооценка играет, достаточно, большую роль в эффективности деятельности и становлении личности, на всех уровнях развития. Не менее важным, по отношению к другим возрастным категориям, является формирование и развитие самооценки в подростковом возрасте. Это именно тот возраст, который характеризуется некоторыми физическими изменениями. В этот период происходит усиленное развитие личности. Этот возраст является переходом от стадии детства к стадии взрослости. В связи с этим у ребенка меняются жизненные ценности, устои, мораль и, соответственно, происходит пересмотр собственных взглядов, собственного «Я». И самооценка так же изменяется, либо в положительную ( адекватная), либо в отрицательную (неадекватная) сторону. На эти изменения оказывает, немало важное, влияние окружение, отношения со сверстниками, родителями, а так же условия проживания. Цель исследования: выявить, влияют ли условия жизни в детском доме и в домашних условиях на становление и развитие самооценки подростков. Объект исследования: самооценка подростка. Предмет исследования: уровень самооценки подростка в условиях проживания детского дома и с родителями. Гипотеза: уровень самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, ниже уровня самооценки уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

1. Проанализировать литературу, посвященную теме: «Становление и развитие самооценки подростка»;

9 стр., 4430 слов

Самооценка подростков и уровень их ситуативной тревожности

... работы явилось - выявление взаимосвязи присутствия наблюдателей и уровня самооценки подростков с уровнем их ситуативной тревожности. Объект исследования - ученики 5 - 6 классов школы № 20 ... психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” . Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной ...

2. Осуществить теоретическое исследование уровня самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме и в домашних условиях;

3. Провести эмпирическое исследование по данной теме и выявить уровень самооценки.

Теоретической базой исследования явились концепции и теории:

А. И. Липкиной, И. С. Кона, К. Роджерса, А. И. Кравченко, П. И. Ушакова, Л. И. Божович, М. Розенберга, М. Куперсмита и др.

В состав методов, обеспечивающих проведение данной работы, входили:

1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация экспериментальных и теоретических данных.

2. Эмпирический метод: Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина; методика самооценки личности С. А. Будасси.

3. Методы математической обработки: Непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения 2-х независимых групп.

4.Экспериментальная база исследования: подростки, воспитывающиеся в детском доме № 1 и подростки, воспитывающиеся в домашних условиях. ( Количество испытуемых составляет 30 человек, из них: 15 подростков, которые воспитываются в детском доме и 15 подростков, которые воспитываются в домашних условиях).

Структура работы: включает в себя следующие разделы: титульный лист, содержание, введение, главы, заключение, список использованной литературы. Общее число страниц — 28.

2 стр., 914 слов

СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

...  провести теоретический анализ литературы, посвященной проблеме взаимосвязи самооценки и успешности деятельности;  показать зависимость самооценки и уровня притязаний от успешности деятельности;  изучить концепции мотивации ... возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень критичности и требовательности к себе, отношение к успехам ...

Глава I. Основные теоретические подходы к изучению самооценки

1.1 Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [13]

Предметом восприятия и самооценки личности может служить его тело, способности, социальные отношения. Согласно этому выделяется система отдельных самооценок. Также подразумевается, что эти частные (отдельные) самооценки переносятся в некое, обобщенное, пережившее, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и условно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.

С. Куперсмит определяет самооценку, как отношение индивида к самому себе, которое формируется постепенно и приобретает обычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, уровень которого определяется убежденностью индивида в своей самоценности, значимости. [17]

По мнению М. Розенберга, благодаря самооценке отражается степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». А низкая самооценка говорит о непринятии себя, самоотрицании, негативном отношение к самому себе. [12]

Обобщая представления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок». [6]

В основе лежит система самоотношения. Система самоотношения является неким собранием, сочетанием отдельных самооценок.

У. Джемс считал, что неудачи в менее значимых сферах жизни, мало влияют на общую самооценку.[4] Такого же мнения придерживались многие другие исследователи. Так, С. Куперсмит говорит о том, что обобщенная самооценка является суммой отдельных (частных) самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, очень мало. [17]

М. Розенбергом была предложена интерактивная гипотеза, согласно которой воздействие особенного (специфического) аспекта «Я» на самооценку, изменяется в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его важности для значимых аспектов: их высокие уровни сильно поднимают общую самооценку, а низкие уровни отдельных важных самооценок, сильно уменьшают итоговое самоотношение. [17]

Следовательно, посредством этих представлений, можно представить строение самоотношения следующим образом:

Существует два уровня самоотношения:

— уровень отдельных (частных) самооценок;

— уровень обобщенной самооценки

Основной принцип организации этих уровней в одну целостную систему, состоит в интеграции отдельных самооценок с учетом их субъективной значимости.

Ходжа и Маккарти в своих исследованиях, проделали попытку прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки.

Они изучали связь между отдельными (частными) самооценками, их личной значимостью и общим самоуважением. На основе этого, они пришли к выводу, что аспекты отдельной самооценки и общее самоуважение — это два разных объекта. В которых необходимо искать, для каждого свое психологическое объяснение. [17]

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

На основе вышесказанного, можно сказать о том, что исследователи говорили о двух уровнях самооценки: о частных самооценках, т. е это то, как человек оценивает, характеризует сам себя в различных сферах своей жизни и о обобщенной самооценке, т. е о самоуважении. Говорили и о том, что неудачи, неуспех в маловажных областях жизни человека, не могут повлиять на его уровень самооценки. Так же считали, что уровень самооценки проявляется через то, как человек относится к себе, как ощущает собственную ценность в обществе, и как относится ко всему, что в ходит в его пространство.

1.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности

Что такое самооценка? Самооценка — это оценка человеком самого

себя, своих качеств, достоинств, недостатков, возможностей и места среди других людей. [13] Самооценка является важным регулятором поведения человека и определяет социальную адаптацию личности. От самооценки зависит: взаимоотношения с окружающими, отношение к своим успехам или неудачам, требовательности и самокритичность. Так же самооценка влияет на результативность деятельности человека и на его дальнейшее развитие, как личности, какие он может преодолеть трудности для достижения собственной цели.

Выделяют адекватную и неадекватную самооценку.

Адекватная самооценка — это самооценка, которая соответствует реальным, действительным результатам и ожиданиям, не завышенное и не заниженное оценивание своих возможностей, достоинств, недостатков, места в социуме.

Неадекватная самооценка делится на:

— завышенную самооценку;

— заниженную самооценку;

Человек с завышенной самооценкой, расположен к переоцениванию своих возможностей, а человек с заниженной самооценкой, наоборот, недооценивает себя.

Оба вида самооценки нежелательны, потому что при завышенной самооценке, есть вероятность формирования, а затем и сохранения, многих отрицательных качеств, например, эгоизм по отношению к окружающим, высокомерие, а при заниженной самооценке может проявиться трудность в общении с другими, безынициативность, не уверенность в себе и т. д.

И мы уже знаем, что самооценка начинает свое формирование с детства, в процессе воспитания. Если ребенком постоянно восхищались, переоценивали его возможности и способности, то ребенок может вырасти и с завышенной самооценкой. А при упреках, обвинениях, преувеличении недостатков ребенка, может быть заниженная самооценка. Но так же, самооценка может измениться и во взрослой жизни, в зависимости от внешних факторов.

Выделяют основные механизмы формирования самооценки:

1) Усвоение оценок других.

Чтобы получить информацию, знание о себе, человек обращается за помощью к своему социальному окружению. Он узнает о себе новое, по тому, как ведут с ним себя окружающие и как он ведет себя с окружающими.

2) Социальное сравнение.

Сравнение себя, своих качеств, с теми качествами, что и у других и тем самым, человек приходит к пониманию себя при сравнении с другими людьми.

3) Смысловая интерпретация собственных жизненных переживаний.

4) Теория самосознания.

4 стр., 1686 слов

Организация экспериментального исследования самооценки детей ...

... дошкольников с учетом социально-психологических факторов. Гипотеза исследования: адекватность самооценки детей старшего до-школьного возраста зависит от типа детско-родительских отношений, стиля педагогической ... свое место с позиции окружающих его людей: сверстников (одногруппников), воспитателя и мамы. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а ...

Человек сосредотачивает внимание на самом себе, сравнивает и оценивает свое «Я-реальное», со своими внутренними «шаблонами» и ценностями.

Этапы формирования самооценки

Формирование самооценки начинается тогда, когда возникает сознание и мышление. Возникает наглядно-действенное мышление, которое начинает формироваться в младенчестве и преобладает до полутора, двух лет. Это база, на которой начинается формирование самооценки. Суть формирования заключается в том, как взаимодействует внешний мир с единым существом, т. е. с ребенком и мамой (в этот возрастной период для малыша внешним миром являются папа, бабушка, дедушка, все близкие, кроме мамы, ребенок и мама — пока еще единое целое).

Формирование самооценки происходит посредством эмоционально-чувственного реагирования на внешний, окружающий мир.

Комплексное представление о том, какой этот внешний мир — добрый, открытый или же угрожающий по отношению к ребенку и маме, формирует первичную самооценку малыша. Эта первичная самооценка в дальнейшей жизни, если и будет меняться, то только с помощью коррекции, при этом оставаясь на индивидуальном уровне, который был заложен именно в этом возрасте.

В полтора, два года начинает проявляться конкретно-образное мышление, которое преобладает, примерно, до подросткового возраста. Все так же связано с эмоциональным восприятием. Только на этом этапе воспринимаются уже не люди, а их образы. Начинает, понемногу, возникать отделение себя от других. В этот период жизни самооценка четко закрепляется.

Абстрактное мышление, появляется в предподростковый период и становится доминирующим в юности. Человек уже может смотреть на себя со стороны и оценивать заново. Происходит умственная переоценка, а чувства уже не переоцениваются. Тогда происходит подстройка самооценки к эмоционально-чувственным реакциям на окружающий мир. Самооценка адаптируется к раздражителям, и вырабатываются новые стратегии поведения.

Базовая самооценка, которая была заложена в младенчестве, остается на всю оставшуюся жизнь. [11]

Этапы:

1. Ранний возраст.

Некоторые дети уже в этом возрастном периоде, замечают свои достижения и неуспех, в деятельности, которая вызывает эмоциональные реакции у ребенка. В этом же возрасте, можно и заметить первые отдельные проявления самооценки, и в основном, только после достижения успеха в какой-либо деятельности.

Самооценка малыша, проявляется примерно к трем-четырем годам, когда он начинает сравнивать себя с другими.

2. Ранний дошкольный возраст

У многих детей развивается способность и умение, в игре, общении, труде, правильно оценивать самого себя, свои удачи и неудачи, свои индивидуальные качества.

3. Старший дошкольный возраст.

В этом возрасте, ребенку очень важна оценка со стороны окружающих. И причем, ребенок не ждет этой оценки, а пытается ее добиться, ждет похвалы, которую усердно старается заслужить. И посредством этого, у ребенка формируется и закрепляется мотивация достижения успеха, которая в дальнейшем будет ему необходима в жизни.

4. Младший школьный возраст.

В этот возрастной период у ребенка, существует огромное доверие по отношению к взрослым, особенно родителям, учителям, стараясь подчиняться и подражать им. В этом возрасте они полностью признают авторитет взрослого и принимают его оценки, какими бы они не были. Даже тогда, когда ребенок характеризует себя как личность, он повторяет слова взрослого, который характеризовал его.

Именно здесь закрепляется самооценка, которая зависит, какой она будет: адекватной, завышенной или заниженной, от характеристик и оценок, даваемых взрослыми по поводу успехов или неудач в деятельности ребенка.

5. Подростковый возраст.

В этом возрасте появляется более высокий уровень самосознания, чем в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте появляется потребность четко формировать и использовать свои возможности и способности, на таком же уровне, что и взрослые. Так же дети в этот период более внимательно относятся к мнению сверстников и взрослых.

Некоторые подростки приписывают сами себе отрицательные личностные качества. [1], [11]

самооценка личность подросток домашний

1.3 Факторы, воздействующие на развитие и становление самооценки

Существует множество факторов, которые влияют на формирование и становление самооценки человека. И самыми главными из них, являются:

— семейный фактор;

— социальный фактор;

Итак, для начала рассмотрим семейный фактор, его значение в формировании самооценки ребенка.

С самого рождения, ребенок только в семье получает ощущение любви, заботы, ласки, принимают ли его таким, какой он есть и т. д.

Самооценка ребенка связана с размерами семьи и старшинством среди братьев и сестер. В исследования Куперсмита было показано, что больший процент детей с низкой и средней самооценкой, являлись не первенцами. В то же время, в группе с высокой самооценкой, меньше половины процента детей, не являлись первенцами. У первых или единственных детей в семье, по-видимому, есть какие-то определенные условия для воспитания и отношение родителей. [17]

Самооценка не связана с порядком рождения детей в семье, она связана с наличием у него братьев и сестер.

Розенбергом была сделана попытка разделить влияние на самооценку ребенка, наличия старших и младших братьев и сестер. Выяснилось, что у мальчиков, если в семье большая часть мальчиков, то самооценка у него в среднем ниже, чем у мальчика, в семье которого, больше девочек. На уровень самооценки девочки, такие факторы не оказывают большего воздействия. [12]

Если родители внутренне принимают ребенка и отношения являются для них очень важными и ценными в семье, то значимость ребенка для родителей является не наградой, заслугой для ребенка, а как само разумеющееся. Родители принимают его таким, какой он есть, несмотря на его достоинства и недостатки.

Снисходительность и требовательность в воспитании

Ясно и четко представленные требования и правила в семье, способствую развитию и формированию высокой самооценки у детей. Дети с высокой самооценкой, более согласны с взглядами, которые преобладают в семье.

Если ребенку дается полная свобода, никто его не ограничивает в действиях и не направляет его деятельность в нужную сторону, то результатом может быть то, что ребенок будет тревожен, будут сомнения в собственной ценности. Это может привести к тому, что ребенок не сможет строить прочные взаимоотношения с людьми, которые основываются на уважении.

Возможно, что секрет становления самооценки ребенка зависит от того, как будут к нему относиться родители, принимать его таким, какой он есть, но так же устанавливая при этом необходимые границы.

Если произошел распад семьи, т. е развод родителей, то это тоже влияет на самооценку ребенка. В некоторых случаях, ребенок начинает винить себя, считает, что это по его вине родители развелись, потому что он плохо учился в школе, неправильно себя вел, не слушался их и т. д. Все это вызывает у ребенка эмоциональные расстройства и различного рода правонарушения, особенно в подростковом возрасте. Дети из разведенных семей более склонны к низкой самооценки, нежели дети из полных семей. Дети, у которых умер кто-то из родителей, нет серьезных отклонений в самооценке.

Социальный фактор.

Ребенок обращает внимание и на оценочные суждения окружающих, от учителей, взрослых, сверстников. Считается, что социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности ребенка, не учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка, придерживаясь эталонов и стереотипов, заданных обществом. Так же ребенок, формирует самооценку посредством сравнивания себя с другими, а других сравнивает с собой.

Так же важным для самооценки ребенка, является положение семьи в обществе. Если самооценка человека определяется со стороны окружающих, то у представителей высшего класса должна быть выше, чем у представителей низших слоев.

Положение, занимаемое ребенком в социальном обществе, основывается не на его социальном статусе, а на социальном статусе его родителей. Поэтому, скорее всего, самооценка ребенка определяется мнениями со стороны окружающего мира, по отношению к его родителям. И возможно, посредством этого, ребенок испытывает гордость за своих родителей, которые добились успеха и смогли обеспечить ребенка всем необходимым и даже больше, что соответственно, уже поднимает его самооценку.

Социальное окружение диктует свои нормы и правила, которые считаются правильными, при которых не учитываются индивидуальные особенности человека. Поэтому, человек старается подстроиться к этим нормам и правилам, что бы ни показаться смешным или быть униженным. В соответствие с этим, человек получает оценочные суждения со стороны окружающих, по поводу своих действий и поведения, что сказывается на его самооценке. [17]

Итак, оба фактора имеют важное значение в формировании самооценки ребенка.

В семье, у ребенка строится самооценка на том, как к нему относятся родители, принимают ли его таким, какой он есть, не обделяют любовью, чувствует ли он свою значимость для них или нет, поощряют или наказывают.

Социальное общество, так же помогает в формировании самооценки. Ребенок принимает извне, все суждения и оценки о себе, а так же сам сравнивает себя с другими.

Для формирования самооценки важен и социальный статус в обществе: богат или беден, успешен или неудачник, умен или нет.

Эти факторы способствуют формированию самооценки, и возможно, уже определяют, какой она будет: адекватной, завышенной или заниженной.

1.4 Особенности самооценки в подростковом возрасте

Границы этого возрастного периода от 11-12 до 15-16 лет.

Подростковый возраст, считается вторым рождение личности, это переходный возраст от детства к юности. Он связан с психофизиологическим созреванием и изменением социально-психологического статуса, так же происходит половое созревание подростка.

С. Холл, основываясь на концепции рекапитуляции, говорил о подростковом возрасте, как о периоде «бури и натиска», обусловленный разрывом между наступлением социальной и сексуальной зрелости. [20] И действительно, ведь данный возраст, является кризисным.

Происходят, разного рода, изменения. Подросток, с большим усердием, показывает, что он становится взрослым. Пытается походить на взрослых внешне, привить себе их качества и умения, получить права и преимущества взрослых.

Так же происходит личностное развитие, появляются новые увлечения, подростку хочется попробовать все и сразу, происходит расширение круга общения, появляются новые друзья, и огромное значение придается мнению окружающих, появляются кумиры, идеалы, а также происходит активизация самоанализа.

Проявляются новые поведенческие реакции: подражание, реакция гиперкомпенсации, отказ от привычных форм поведения, целеустремленность дополнить свои недостатки, в той или иной сфере жизни, проявляется большая самостоятельность и формируется сексуальное влечение.

Все вышеперечисленное, является предпосылками к подростковому кризу.

Самооценка, так же не осталась в стороне. Она тоже, претерпевает некоторые изменения.

В этом возрасте, на самооценку, также оказывает влияние окружение: родители, учителя, друзья, сверстники. Здесь важна родительская поддержка, отношение друзей и одноклассников.

Ребенок подвержен зависимости от родителей, которые отмечают его достоинства, выражают поддержку и внимательны к нему, благодаря этому, он будет ощущать то, что он нужен не только сам себе, но и своим родителям, что способствует, благоприятному формированию самооценки.

Важен и стиль общения с ребенком, которые выбирают родители. Он может быть партнерский, или же родители могут ограничивать ребенка в принятии решений, пытаются поставить его в подчинение, обращаясь с ним негативно и жестоко, что содействуют становлению низкой самооценки.

Дети с низкой самооценкой, чрезвычайно, уязвимы. Их тревожность выше, чем у детей с более высокой самооценкой, они застенчивы, скованны, боятся сделать что-то не так, пытаются не выделиться из толпы, очень подвержены влиянию окружающих, не могут высказать собственного мнения, проявляется грубость и агрессия.

Так же, самооценка, тесно, связана с успеваемостью в школе. Как относится к себе сам ребенок, так он и относится к учебе. Если у него все хорошо с уровнем самооценки, то у него появляется множество стимулов к хорошим отметка, что бы лучше выглядеть в глазах других: родителей, учителей, одноклассников, и главное, пытаются подтвердить то, что они сами о себе думают.

Неуверенные в себе подростки, довольно, часто отстают в учебном процессе. Для них кажется все трудным и непреодолимым.

Итак, подростковый кризис характеризуется рядом изменений подростка. Проявляются симптомы подросткового кризиса: импульсивность, повышенная возбудимость, половое влечение, происходит попытка понять самого себя и свои возможности, становление самосознания, негативизм, формирование чувства взрослости. В становлении самооценки важна поддержка и отношение родителей, учителей, друзей и одноклассников. [15], [16]

Итак, самооценка играет очень значительную роль в жизни человека.

Самооценка — это способность человека оценить себя, своих качеств, достоинств, недостатков и свое место среди окружающих.

Самооценка человека отражается на его поведении: замкнутый ли он, застенчивый или же открытый миру, новым идеям и возможностям.

Так же самооценка важна в адаптации личности в социуме, реализации своих возможностей, достижении поставленных целей.

Самооценка формируется благодаря нашему окружению: родителям, близким, учителям, сверстникам, друзьям, которые всегда нас оценивают, как и мы их, при этом сравниваю друг с другом.

Глава II. Эмпирическое исследование самооценки подростка

2.1 Организация и методы исследования

С целью изучения сравнения уровня самооценки между подростками, которые воспитываются в детском доме и в домашних условиях, было проведено исследование, состоящее из трех этапов.

Первый этап предполагал подбор методик с последующей обработкой. С целью исследования сравнения уровня самооценки у подростков, воспитывающихся в разных условиях, применялись методики диагностики самооценки — Методика диагностики самооценки Г. Н. Казанцевой и методика самооценки личности С. А. Будасси.

На втором этапе проводилось сравнение уровня самооценки у подростков, с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни для сравнения 2-х независимых групп.

На третьем этапе осуществлялась интерпретация полученных данных, формулировались выводы. Объем выборки составил 30 человек. Возрастной показатель варьировался от 13 до 15 лет.

Методика диагностики самооценки Г. Н. Казанцевой.

Данный тест представлен в виде опросника, который состоит из 20 вопросов. Испытуемому необходимо на каждый вопрос ответить: да (+), нет (-), не знаю (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени подходит ему. Для обработки результатов нужно подсчитать количество ответов «да» под нечетными пунктами, а затем под четными. Далее из первого результата вычесть второй — это и будет конечным результатом, который может находиться в интервале от -10 до +10.

Результаты:

— от -10 до -4 — низкий уровень самооценки;

— от -3 до +3 — средний уровень самооценки;

— +4 до +10 — высокий уровень самооценки.

Методика самооценки личности С. А. Будасси.

Данная методика позволяет проводить измерение самооценки личности. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Испытуемому предлагается список, состоящий из 48 слов, из которых ему нужно будет выбрать, сначала, 20 слов, которые могли бы характеризовать идеального человека. Далее, из 20 выбранных слов, нужно построить эталонный ряд (d1), где первыми являются более важные качества, а последними, менее желательные. Занести в графу «Я идеальное». Затем, из тех же 20 выбранных свойств личности, построить ряд (d2), только уже по мере выраженности у самого испытуемого и записать в графу «Я реальное».

Чтобы обработать результаты, необходимо высчитать коэффициент. Для этого нужно сначала найти разность рангов d1 и d2 по каждому качеству. Затем каждое полученное значение рангов возвести в квадрат (d1 — d2)2. Посчитать общую сумму квадратов разности рангов У d2 и внесите ее в формулу:

r = l — 0,00075 x У d2,

где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Интерпретация:

— От 4 -1,0 до + 0,85 — самооценка высокая, неадекватная;

— От + 0,52 до -0,1 — самооценка средняя, адекватная;

— От -0,09 до -0,32 — самооценка низкая, адекватная;

— От -0,33 до -1,0 — самооценка низкая, неадекватная.

2.2 Результаты описания первичных данных

По результатам исследования по методике диагностики самооценки Г. Н. Казанцевой, можно сделать выводы по первичным данным, средним показателям уровням самооценки подростков, которые указаны в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 и рисунок 1, показывают, что уровень самооценки у детдомовских подростков ниже, чем у домашних. Но все же оба показателя находятся в одном интервале от -3 до +3, что говорит о среднем уровне самооценки обеих групп, но у домашних — уровень самооценки выше, чем у детдомовских.

Таблица 1. Сводная таблица данных по методике самооценки личности по методике Г. Н. Казанцевой. Результаты среднего значения между детдомовскими и домашними подростками

Дет. дом

Домашние

1

+3

+4

2

+5

+2

3

-3

+8

4

+4

-3

5

+6

+3

6

-5

-4

7

-2

+5

8

+3

+2

9

+8

+7

10

+2

+8

11

-5

+4

12

+7

+3

13

-4

-1

14

+3

+2

15

-2

-3

Ср. знач.

+1,6

+2,4

Рисунок 1 — график сравнения средних значений у детдомовских и домашних подростков по результатам методики Г. Н. Казанцевой

Таблица 1 и рисунок 1, показывают, что уровень самооценки у детдомовских подростков ниже, чем у домашних. Но все же оба показателя находятся в одном интервале от -3 до +3, что говорит о среднем уровне самооценки обеих групп, но у домашних — уровень самооценки выше (стремится к высокой самооценке), чем у детдомовских.

Так же следует сделать выводы и по результатам исследования по методике Будасси.

По полученным результатам, приведенным в таблице 2 и рисунку 2, можно описать средние значения.

Таблица 2 Сводная таблица данных по методике самооценки личности по С. А. Будасси. Результаты среднего значения между детдомовскими и домашними подростками.

Число испытуемых

Детдомовские

Домашние

1

0,52

0,66

2

0,50

0,50

3

0,58

0,30

4

0,31

0,74

5

0,65

0,52

6

0,50

0,47

7

0,64

0,58

8

0,80

0,49

9

0,52

0,53

10

0,40

0,51

11

0,55

0,79

12

0,52

0,81

13

0,60

0,59

14

0,49

0,60

15

0,53

0,40

Ср. значение

0,54

0,56

Приведенная выше таблица 2, свидетельствует о том, что средние значения по параметру самооценки у подростков, воспитывающихся в домашних условиях выше, чем у подростков, воспитывающихся в детском доме.

Так же, в этом можно убедиться, благодаря, рисунку 2, который приведен ниже, что среднее значение самооценки, у домашних подростков выше, чем у детдомовских.

Рисунок 2 — график сравнения средних значений у детдомовских и домашних подростков по результатам методики самооценки личности по Будасси

Основываясь на полученных первичных данных по обеим методикам, можно сделать небольшой вывод: уровень самооценки у подростков, воспитывающихся в домашних условиях, немного выше, чем у подростков, воспитывающихся в детском доме.

2.3 Результаты сравнительного анализа

С целью доказательства предположения о том, что уровень самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме, отличается от уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях, применялся непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения 2-х независимых групп.

Статистические гипотезы:

Н0: Уровень самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, ниже уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях.

Н1: Уровень самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, выше уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях.

Статистический вывод: по исследуемым параметрам: самооценка по Казанцевой и самооценка по Будасси, принимается гипотеза Н0, т. к p > 0,05.

Таблица 3. Результаты сравнение уровня самооценки между детдомовскими и домашними подростками по U-Манна-Уитни

Переменные

Ср. значение

U

p-level

д. дом

дом.

Самооц. по Казанцевой

1,6

2,4

98

0,54

Самооц. по Будасси

0,54

0,56

105

0,75

По данным таблицы 3 и результаты, приведенные выше, показали, что принимается гипотеза Н0, которая свидетельствует о том, что уровень самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, ниже уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях.

Самооценка составляет: 0, 54 и 0,75, что > 0,05.

По данным, полученных в ходе проведения сравнительного анализа по уровню самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме и в домашних условиях, при помощи непараметрического U-критерия Манна-Уитни для двух независимых групп, можно сделать следующие выводы.

Уровень самооценки у подростов различается: у домашних детей уровень самооценки выше, чем у воспитанников детского дома. Этому можно удостоверится и благодаря средним значениям (дет. дом — 0,54; дом. — 0,56).

Но так же стоит заметить, что средние показатели не имеют большого отрыва друг от друга.

Заключение

Таким образом, для сравнения уровня самооценки подростков были выполнены следующие поставленные задачи:

На основе анализа психологической литературы по проблеме самооценки было установлено, что самооценка является важным регулятором поведения личности и помогает определить ее социальную адаптацию.

Проведенное теоретическое исследование, позволило сделать вывод о том, что самооценка зависит, в первую очередь, от отношения к ребенку родителей, их понимании и поддержании ребенка в процессе его развития. А так же в семье важны условия воспитания: самооценка будет формироваться на основе того, как он будет чувствовать себя в семье — будут ли его принимать его таким, какой он есть, поощрять, хвалить или же будут угнетать, пытаться к чему принудить, говорить о недостатках и неудачах.

Так же самооценка зависит от социальных факторов. Ребенок всегда будет сравнивать себя с другими, прислушиваться к мнению окружающих (сверстников, друзей, одноклассников) и выстраивать модели поведения, в соответствии уровню своей самооценки.

Самооценка влияет на дальнейшее формирование человека, как личности, на то, как он сможет справиться с дальнейшими трудностями и преградами, для достижения поставленных целей, а так же на адаптацию его в социальном обществе.

В результате проведенного эмпирического исследования нами были получены следующие результаты: по методике Г. Н Казанцевой: самооценка — 0,54, по методике С. А. Будасси: самооценка — 0, 75, (см. таб. 3).

Следовательно, полученные результаты доказывают научную гипотезу, выдвинутую в начале исследования: что, «уровень самооценки подростков, воспитывающихся в детском доме, ниже уровня самооценки уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях».

Это подтверждает мысли о том, что ребенку в семье будет лучше, чем в детском доме, приюте и т. д.

Ребенок в семье имеет близкую связь и отношения с собственными родителями, которые помогли ему появиться на свет, и которые будут помогать ему всю оставшуюся жизнь, будут для него опорой, обеспечат всем необходимым для существования, а главное будут любить его, как никто другой, таким, какой он есть. И дадут начало формированию и развитию оптимально адекватной самооценке ребенка.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности / Л. И. Божович. — М. 1979. — 20 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М. 1986. — 213 с.

3. Гомезо М. В. Возрастная психология / М. В. Гомезо. — М.: Просвещение, 1999. — 345 с.

4. Джемс У. Психология / У. Джемс. — М., 1991. — 368 с.

5. Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки / а. В. Захарова. — Таллин, 1980. — 15 с.

6. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. — Минск, 1993. — 100 с.

7. Кон И. С. Открытие «Я» / С. И. Кон. — М. 1978. — 367 с.

8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 464 с.

9. Липкина Л. И. Самооценка школьника / Л. И. Липкина. — М.: Знание, 1980. — 56 с.

10. Липкина Л. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / Л. И. Липкина. — М.: Знание, 1987. — 64 с.

11. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1997. — 49 с.

12. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р. С. Немов. — М. 2003. — 608 с.

13. Петровский А. В. Психологический словарь, 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

14. Сафин В. С. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В. С. Сафин. — М. 1975, — 40 с.

15. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте / И. П. Шахова. — М. 1986. — 28 с

16. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития / Д. Шеффер. — СПб: — Питер, 2003. — 975 с.

17. Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: «Бахрах-М», 2003. — 672 с.

18. Маклаков А. Общая психология / А. Маклаков. — [Элетрон. ресурс] — Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — [Элетрон. ресурс] — Режим доступа: http://azps.ru/hrest/28/4982523.html.

20. Arnett J.J. Hall`s adolescence: Brilliance and Nonsense / J.J. Arnett // History of Psychology, 2006. — Vol. 9. — №. 3. — P. 186-197

Размещено на