Формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Теоретический анализ коммуникативной компетентности

у детей в подростковом возрасте ……………………………….…. 7

1.1. Понятие общения в психологической литературе ……….……7

1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ……………..12

1.3. Понятие коммуникативной компетентности

в подростковом возрасте ……………………………………..…..29

2. Эмпирическое исследование процесса формирования

коммуникативной компетентности у детей в подростковом

возрасте ………………………………………………………………..47

2.1. Описание этапов эмпирического исследования

и использованных методик …….………………..……………….47

2.2. Анализ результатов исследования имеющегося

уровня коммуникативной компетентности у подростков ……..52

2.3. Сравнение и анализ полученных результатов исследования

процесса формирования коммуникативной компетентности …..62

3. Заключение ………………….….………………………….……………..72

4. Библиография …………………………………………………..…………77

5. Приложение …………..……………………………………………………81

Введение

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период становления личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому и становлению социальной коллективности, формированию коммуникативной компетентности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Рассмотрены эти особенности в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. (8, 12, 13, 28, 39,45).

24 стр., 11634 слов

Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной ...

... на проблему, Объект исследования - развитие коммуникативной компетентности у подростков. Предмет исследования - методы развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Целью исследования является изучение методов и прием развития коммуникативной компетентности подростков. Для реализации цели исследования были поставлены следующие ...

Эти исследователи, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович (8) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.

В качестве объекта исследования неслучайно выбран процесс коммуникации учеников старшего подросткового возраста. Старшие подростки находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения, использовать интенсивные методы обучения.

Для формального описания процесса формирования коммуникативной компетентности в психологических исследованиях используются такие понятия, как «коммуникативная компетентность», «коммуникативный опыт индивида», «коммуникация», «активное социально-психологическое обучение».

ЦЕЛЬЮ работы является изучение процесса формирования коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте.

ОБЪЕКТОМ исследования в работе является процесс коммуникации старших подростков.

ПРЕДМЕТОМ — коммуникативная компетентность старших подростков.

ГИПОТЕЗА исследования – формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте осуществляется наиболее эффективно с использованием интенсивных технологий обучения.

ЗАДАЧАМИ исследования являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования коммуникативных умений у подростков.

2. Выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности.

3. Разработка развивающей программы для развития коммуникативных навыков.

4. Определение эффективности влияния развивающей программы.

Методы исследования:

— изучение литературных источников;

— тестирование;

— математический анализ данных.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ основу исследования составляют работы Б.Г. Ананьева, А.С. Белкина, А.В. Мудрика (1, 5, 31), в которых рассматриваются возрастные особенности старших подростков, способы разрешения конфликтных ситуаций, особенности общения детей в подростковом возрасте.

При разработке развивающей программы были использованы работы Н.Н. Обозова, М.К. Тутушкиной, А.В. Мудрика (34, 35, 45, 30), в которых описано влияние общения на процесс воспитания подростков, принципы построения процесса развития коммуникативных навыков. Особое внимание уделено активному социально-психологическому обучению.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается ... 11.Речь. Определение, виды, свойства, функции. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. ...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость дипломной работы заключается в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте. В работе рассмотрены компоненты коммуникативной компетентности, функции и формы общения подростков, представлена классификация трудностей общения, описаны интенсивные технологии обучения подростков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость данной работы заключается в полученных путем экспериментального исследования результатах, их сравнении и анализе, выявленном перечне проблем общения подростков, трудностей, возникающих в процессе формирования коммуникативной компетентности. В дипломной работе представлены методики для определения, изучения и коррекции процесса формирования коммуникативной компетентности у подростков, предложены формы активного социально-психологического обучения…….

4. Библиография

1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. Л.,1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1980.

3. Баярд Р.Т., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Свердловск, 1991.

5. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – «ГЛАГОЛЪ»: Екатеринбург, 1995.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. — М., 1983.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

8. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

9. Выготсктий Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

10. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М., 1990.

11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск, 1997.

12. Давыдов В.В., Драгунова Т.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. – М,. 1979.

13. Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1995.

14. Зимбардо Ф. Застенчивость. – С-Пб., 1995.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1997.

16. Коган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии, №4. – М., 1988.

17. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков. // Вопросы психологии, №3. – М., 1983.

18. Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Рн/Д., 1996.

20. Колмогорцева Н.Н. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2004.

21. Колмогорцева Н.Н., Коновалова О.В. Психология общения: Учебно-методическое пособие. – шадринск, 2004.

22. Коломинский Я.Л. и др. Детская психология. Учебное пособие. – М., 1988.

23. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. – М., 1980.

5 стр., 2235 слов

Социальная психология общения : структура, функции, виды общения

... деятельности. способностями, умениями и навыками. М.Р. Битянова выделила следующие функции общения: Функция первая. Общение является формой существования и проявле­ния человеческой сущности. Истинно ... не определяют характера коммуникаций. Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение. Невербальные средства общения делятся на три группы: 1. Визуальные: - кинесика (движение рук, ...

24. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. – М., 1973.

25. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л., 1967.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

27. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991.

28. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

29. Мельникова Н.В., Семеновских Т.В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. – Шадринск: издательство ПО «Исеть», 2003.

30. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М., 2001.

31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.

32. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб., «СаиВеда», 2000.

33. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности. Часть 2. ЛНПП «Облик», 2000.

34. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. – СПб., Институт развития регионального образования, 1998.

35. Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. «Облик», 1999.

36. Обозов Н.Н. Словарь практического психолога. – С-Пб., 1998.

37. Общая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

39. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

40. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.

41. Петровский А.В. и др. Общая психология. Учебное пособие. – М., 1986.

42. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. – М., 1987.

43. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983.

44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

45. Тутушкина М.К. и др. Практическая психология. Учебник. – С-Пб., 2000.

46. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №1. – М., 1985

47. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.

48. Фопель К. Технология ведения тренинга. теория и практика. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2004.

49. Фридман Л.П. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

50. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.

51. Хрестоматия по психологии. – М., 1987.