Парадигмы общения и развитие личности

Введение

Общение в современной психологической литературе представлено разнообразными, порой противоречивыми дефинициями, общепризнанным является факт развития личности в общении (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский).

Общение рассматривается в рамках трех парадигм: общение как деятельность (субъект-объектное отношение), общение как взаимодействие (субъект-субъектное отношение), общение как экзистенциальная коммуникация, как необходимый атрибут человеческого бытия (отношения «Я» — «Другой»).

Мы считаем, что при рассмотрении личности человека как разноуровневого феномена (типичная для данной культуры личность и индивидуальность вне культурной заданности) происходит нивелирование парадигмальных противоречий, и полагаем, что общение как деятельность влияет на формирование «типичной» личности, общение как взаимодействие является фактором развития личности, общение как экзистенциальная коммуникация актуализирует становление индивидуальности. Рассмотрев суть каждого из подходов, определим принципиальные положения в исследовании фактора общения в развитии личности.

1. Парадигмы общения и развитие личности

Деятельностный подход к общению в классическом варианте представлен работами А.А. Леонтьева. Автор утверждает, что общение выступает либо как деятельность, либо не как деятельность, а как входящая в иную деятельность в статусе её структурного компонента. Понимая общение как деятельность, автор признает, во-первых, его интенциональность; во-вторых, результативность, понимаемую как меру совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающуюся прежде всего в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения.

В общении изменяется протекание совместной деятельности за счет согласования (рассогласования) «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам или, напротив, разделения функций либо осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности. Рассматривая всевозможные виды общения, А.А. Леонтьев в качестве субъекта общения выделяет общность (предметно и личностно ориентированное общение) или коммуникатора (социально ориентированное общение).

Причем в социально ориентированном общении (например на лекции), отмечает А.А. Леонтьев, субъект как бы удвоен. С одной стороны, один человек как личность осуществляет такое общение, с другой — субъектом такого общения является тот или иной коллектив или общество в целом. А.А. Леонтьев поясняет, что «в социально ориентированном общении коммуникатор всегда представляет, репрезентирует мнения, убеждения, информацию социального коллектива или общества».

6 стр., 2852 слов

Сравнительный анализ теорий личности А. Н. Леонтьева и А. Маслоу

... соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Мотив Леонтьев определяет как “инстинктивный импульс”. Формирование личности Ситуация ... в их двоякой опосредованности - предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только ... особенностей личности, а говоря шире - особенностей, зависящих от социально дифференциации общества. Процесс развития личности всегда ...

Таким образом, отдельная личность в процессе общения является как объектом воздействия, так и предметом совместной деятельности, причем воздействие в процессе общения, в конечном счете, осуществляют различные виды общностей, которые так или иначе представляют, репрезентируют мнения, убеждения, информацию социального коллектива или общества.

С позиций социального детерминизма развитие личности в ходе общения рассматривают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.И. Ковалев, М.С. Каган, Г.М. Андреева и др. Объединяет этих авторов одно — вопрос детерминации психического и личностного развития человека сводится к системам, которым принадлежит человек (общество, культура, природа), где развитие происходит через овладение предметами и явлениями, которые являются продуктами исторического развития, через отношения с другими людьми, через совместную деятельность. Личность в рамках этой парадигмы определяется степенью участия в общественных отношениях на каждом этапе онтогенетического развития (Л.И. Божович, В.И. Ковалёв), через адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в социальное пространство (А.В. Петровский).

Таким образом, человек, включенный в социальную систему, воспроизводящий в себе так или иначе какие-либо особенности, присущие именно социальной системе (или её отдельным фрагментам), становится «типичной», «эталонной» личностью, то есть личностью, наиболее полно соответствующей данному этапу общественного развития. Разная степень включенности в общественные отношения, задающая различные личностные профили, характеризует человека как индивидуальность, но в рамках социальной системы, в рамках культуры. Рассматривая культуру как экстериоризированную психику и общение как деятельность по трансляции культурных значений, мы вынуждены признать статичность культуры. Однако общепризнанным является факт её развития. Значит, деятельностная парадигма общения не объясняет всего многообразия феноменов. Ж.-П. Сартр, критикуя слишком социоцентрированных марксистов, задавал провокационный вопрос: «Вы прекрасно показываете мне, что творчество Флобера понимается лучше, если знать, что он вырос в среде мелких буржуа. Вам остается только показать мне, почему всякий мелкий буржуа не Флобер».

2. Современный этап развития отечественной психологической науки

Современный этап развития отечественной психологической науки характеризуется неуклонным признанием того, что понятие «человек» не покрывается понятием «общество»; «сущность не тождественна предмету, обладающему этой сущностью; бытие человека образуется единством сущности и существования; не один социальный, а некоторое множество детерминирующих потоков определяет своеобразие взаимодействий человека и общества». Среди «детерминационных потоков» Л.Я. Дорфман, согласно традиции, положенной С.Л. Рубинштейном, выделяет собственную активность человека, которая является внутренним условием воздействия объективной действительности. Учитывая данный тип детерминаций, мы рассматриваем человека, способного выборочно, с учетом своих индивидуальных особенностей, относиться к социальной действительности, способного выбирать комфортные для себя способы действий и нужные интенциональные, целевые коммуникации. Данную парадигму назовем селективной.

11 стр., 5493 слов

Влияние семейного общения на развитие речи ребенка

... является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном ... на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. Старшие дошкольники уже способны не только ...

Данный тип детерминаций обусловлен не только типом устройства общества, но и психическими, личностными и индивидуальными особенностями людей, такими как локус контроля, принадлежность к определенной возрастной, профессиональной группе. В этом смысле человек предстает перед нами не как пассивный объект воздействий, а как активный субъект общения, от личностных, индивидуальных особенностей которого зависит граница развития в общении. Эти внутренние условия становятся определяющими в степени воздействия значимых других. В рамках данной парадигмы общение рассматривают А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Е.А. Хорошилова. В результате серии экспериментальных работ было выявлено влияние стиля общения на эмоциональное развитие, изменение мотивации общения, субъективной значимости других людей в ходе общения, влияние общения на развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

В рамках данной парадигмы категория общения как объяснительный принцип в психологии наравне с категорией «деятельность» была введена Б.Ф. Ломовым, доказавшим, что основанием для дифференциации категорий деятельности и общения в психологии является различие тех отношений, которые проявляются в той и в другой. Это, в свою очередь, означает, что отношения «субъект — субъект(ы)» не только отличны от отношений «субъект — объект», но проявляются по-разному в общностях разных уровней. Отстаивая право категории общения на относительную самостоятельность, Б.Ф. Ломов экспериментально доказал, что в условиях общения психические процессы протекают иначе, чем мы можем наблюдать в индивидуальной деятельности. «Общение, — пишет он, — можно рассматривать как одну из важнейших детерминаций динамики сенсорно-перцептивных, мнемических процессов и процессов представления».

Принципиальное отличие двух подходов заключается ещё и в том, что в первом случае рассматриваются интенциональность и результативность общения, в то время как во втором случае интенциональность не очевидна, так же как и нельзя предсказать результат общения. Ведь каждый участник общения, имея определенный индивидуальный план протекания и результатов общения, сталкивается с тем, что реальный процесс развертывается обычно иначе, чем этого требовал бы любой индивидуальный план. «В ходе самого общения индивидуальные планы как-то видоизменяются и может сформироваться некоторый совместный общий план, оказывающийся весьма динамичным». При анализе отдельных коммуникативных действий кого-либо из участников процесса общения обнаруживается его неразрывная связь с действиями партнера. В условиях общения формируется некоторый общий механизм, объединяющий действия партнеров, а именно взаимодействие. А.В. Брушлинский отмечает, что «в наиболее типичном случае реального диалога сопоставляемые позиции представлены именно их авторами и развиваются ими самими, а не другими людьми».

8 стр., 3939 слов

Личность ученика как субъекта образования и развития

... воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Таким образом, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в ... средств. Формирование личности происходит, прежде всего, в процессе социального воспитания, образования человека как индивидуального общественного существа, становления его целостного облика как субъекта -с ...

Таким образом, выявив обратную зависимость общения от психических, личностных и индивидуальных свойств человека, признавая воздействие общения на развитие этих образований, данная парадигма предполагает рассмотрение общения как отдельной категории, где категория деятельности не объясняет все многообразие феноменов, где субъект полагает себя в объектных формах посредством адаптивной активности, где человек отображает в себе так или иначе цели других систем.

3. Имманентная детерминация

Принимая во внимание третий поток детерминаций, так называемую имманентную детерминацию, мы рассматриваем человека, находящего внутри себя детерминирующие силы, направляемые на самого себя, на другого человека, в том числе и на общество, не выражающего цели системы, а выражающего собственную имманентную сущность. В этом случае субъектом общения становится не общность, социальная система или личность, выражающая цели этой системы, а индивидуальность. Л.Я. Дорфман пишет: «В своем бытии индивидуальность свободна от жесткой детерминации законами природы и общества, она подчиняется прежде всего внутренней логике своего существования и развития, характеризуется самобытностью и самоценностью. Человек сам строит свой жизненный мир в той мере, в которой преобразует мир людей и вещей. Этот поток детерминаций определяет индивидуальный уровень личности человека, его ценностные ориентации и смысловые образования вне культурной заданности.

Имманентная детерминация как особый тип детерминации своим появлением обязан развитию субъктно-деятельностного подхода и психологии субъекта. Субъект живет, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включен. Бытие субъекта есть процесс воплощения смыслового содержания личности в фактах средовых преобразований, субъект структурирует среду в соответствии со структурой личностных смыслов, в отличие от не-субъекта, который воспроизводит и транслирует в среду формально освоенные личностью социальные предписания, «что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым, по сути, не является, поскольку связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и глубинными ядерными образованиями личности (её смыслами)». Испытывая на себе социальные влияния субъект оказывает воздействие на мир людей и вещей, преобразовывает их в соответствии с логикой собственного бытия, строя таким образом свой жизненный мир. «Личность в качестве субъекта, — пишет К.А. Абульханова, — выступает как организатор, координатор, регулятор жизненных форм и отношений, способный их строить и изменять. Личность как субъект обладает способностью вырабатывать свои способы решения постоянно возобновляющихся противоречий, носящих конкретный, разнообразный характер, возникающих из глобального противоречия».

Рассматривая категорию «общение» в рамках субъектной парадигмы, мы обнаруживаем её экзистенциально-феноменологическую природу. Через общение индивид может прийти к «подлинному существованию (термин М. Хайдеггера), через общение как результат разрыва со связями наличного бытия конформистской массы, когда собственное «Я» обнаруживает себя в другом «Я». Благодаря экзистенциальной коммуникации раскрывается «непознаваемый извне» процесс становления и реализации Самости человека. Общение в этом смысле самоценно, субъективно, ориентируется на субъект. Общение исходит из системы субъективных ценностей, которые относительны в пространстве и во времени. Общение представляет собой индивидуальный вызов общепринятым, иерархично структурированным социальным представлениям. Общение — это диалог как «прорыв к трансценденции» (термин К. Ясперса).

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, распада ... тождества и целостности». Эриксон выделяет два уровня тождественности: 1) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего ...

В ходе диалога, характеризующегося целостностью, равноправием, свободой, взаимностью (характеристики, выделяемые большинством авторов) в условиях ценностного отношения к человеку как субъекту деятельности, обладающему уникальным жизненным опытом и мировидением, происходит соприкосновение ценностных и смысловых образований двух миров, определяющих главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям, к самому себе, происходит развитие личности, становление субъекта, а в конечном итоге — развитие культуры.

Таким образом, в ходе общения могут транслироваться и воспроизводиться представления, убеждения определенных социальных групп разного уровня общности (в этом случае общение можно описать как деятельность), а с другой стороны, производятся индивидуальные ценности и смыслообразования в ходе диалога двух субъектов, тем самым развивающих культуру и общественные отношения (в этом случае общение нельзя описать как деятельность, так как отсутствует интенциональность, результативность и объект воздействий).

Выделенные парадигмы общения при наличии видимых принципиальных противоречий основываются на положении: специфика личности во многом определяется тем, как будут выстраиваться отношения между её внутренней уникальностью и её вовлеченностью в различные социальные контакты.

Принимая во внимание разные виды детерминаций — социальную (культурную), селективную и имманентную, мы рассматриваем воздействие общения на личность человека как разноуровневое. Воздействие на формирование «типичной» личности осуществляет культурная и селективная детерминация. В этом случае общение интенционально, направлено на объект и результативно или осуществляется в совместной деятельности и ей подчинено. Общение как деятельность (субъект-объектное отношение) направлено на трансляцию существующих культурных значений, ценностей, стохастической совокупности мотивов. Общение как взаимодействие (субъект-субъектное отношение) предполагает наличие собственной активности человека и его развитие в зависимости от индивидуальных особенностей, но в рамках культуры и общественных отношений. В этом случае общение самоценно, субъективно, ориентируется на субъект, исходит из системы субъективных ценностей. Общение как экзистенциальная коммуникация (отношение «Я» — «Другой») предполагает вызов общепринятым ценностям и нормам и характеризует человека как индивидуальность, но за рамками существующих культурных значений, их развивая. Данный вид общения характеризует человека как субъекта, как индивидуальность, как организатора, координатора, регулятора жизненных форм и отношений, способного их строить и изменять, способного вырабатывать свои способы решения постоянно возобновляющихся противоречий. При этом понятно, что «любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая её дальше, — пишет А.В. Брушлинский, — делает это именно во взаимодействии с культурой, опираясь на нее даже в процессе преодоления её ограниченности на тех или иных направлениях общественного прогресса».

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... Ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения. Тип Y заинтересован только в умственном развитии учащихся. Строго придерживается ...

личность общение деятельностный детерминация

Заключение

Развитие личности в общении происходит уникальным образом, формируя типичную для данной культуры личность и индивидуальность вне культурной заданности. В этом смысле общение выступает и как деятельность, субъект-объектное отношение, и как субъект-субъектное взаимодействие, и как отношение «Я» — «Другой». Основываясь на данном положении, мы не можем оспаривать определение «общения», сформулированное А.А. Леонтьевым. Однако считаем, что общение позволяет не только изменять протекание совместной деятельности, не только осуществлять целенаправленное воздействие на формирование личности, но в общении происходит и развитие личности и формирование индивидуальности вне культурной заданности. Через общение человек способен переосмыслить действительность, внести новые смыслы, в конечном итоге, развивать культуру в условиях толерантного, ценностного отношения к другим людям и социокультурным общностям. Это происходит через самопонимание и понимание других в общении, в процессе переосмысления окружающей действительности.

Список литературы

1. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии /К.А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — Том 2. — №4. — 2009.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2009.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев. — М.: Международная и педагогическая академия, 2005.

4. Бодалев, А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев. — Рязань: РВШ МВДРФ, 2008.

5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 2008.

6. Брушлинский, А.В. Мышление и общение /А.В. Брушлинский, В.А.Поликарпов. — Самара: Самар. дом печати, 2009.

7. Брушлинский, А.В. Психология субъекта /А.В. Брушлинский. — СПб.: Алетейя, 2009.

8. Валинурова, Н.Г. Современный человек: в поисках смысла /Н.Г. Валинурова, О.А. Матвейчев. — Екатеринбург: Урал. ун-т, 2004.

9. Горянина, В.А. Психология общения /В.А. Горянина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

10. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках /М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. — 2006. — №4.

11. Дорфман, Л.Я. Детерминированность и свобода человека /Л.Я. Дорфман // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии. — М.: Смысл, 2007.

12. Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы /В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН, 2005.

13. Каган, М.С. Общение как ценность и как творчество /М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. — 2008. — №4.

14. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности /В.И. Ковалев. — М.: Наука, 2008.

15. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009.

7 стр., 3371 слов

Тесты по психологии личности 150

... он есть?» 1. А.Н. Леонтьеву; 2. Б.Г. Ананьеву; 3. К.К. Платонову; 4. С.Л. Рубинштейну. 48.В современной зарубежной психологии выделяют ... основных подходов к изучению личности: 1. 6; 2. ... и политических факторов; 4. все ответы верны. 8. К феноменам, исследуемым современной психологией личности, относятся: 1. межиндивидуальные различия, характеризующие человека и отличающие его от других людей; ...

16. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 2009.

Размещено на